1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич




Скачать 148.7 Kb.
Название1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич
Дата публикации28.04.2015
Размер148.7 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
План

1. Периоды становления русской философии:

ХІ-ХVII века представители: Иларион, В.Мономах, Филофей, Никон, Ю.Крижанич.

XVIII век представители: Ломоносов, А.Радищев.

XIX век представители: П.Чаадаев, славянофилы, западники, народники, почвенники.

Конец XIX-первая половина XX века: антропоцентризм, гуманизм, религиозность, русский космизм (мистический, теологический, естественнонаучный).
2. Периодизация истории философии в Украине.
3. Философские идеи в культуре Киевской Руси

Представители: метрополит Иларион, Нестор, В.Мономах.
4. Философская мысль эпохи Возрождения и Киево-Могилянская академия

Представители: Ф.Прокопович, Г.Скоровода.
5. Философская мысль Кирилло-мефодиевского братства

Представители: П.Юркевич, Т.Шевченко.
6. Представители новой философии в Украине: М.Драгоманов, И.Франко, В.Вернадский.
^ Периоды становления русской философии.
Первый период её развития пришелся на ХІ-XVII вв. В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Смысл истории раскрывается через борьбу двух начал - Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла, света и тьмы. Уже в сочинении первого древнерусского философа - киевского митрополита Илариона - "Слово о Законе и Благодати..." содержатся глубокие размышления о судьбе России, о большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый заветы, он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включалась в процесс творчества божественного "света". Набором правил практической философии является "Поучение" князя Владимира Мономаха изложившего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и своих врагов. Всего этого можно добиться тремя добрыми делами: "покаянием, слезами и милостынею". В "Поучении" содержится много и других, чисто светских правил, например: "лжи остерегайся и пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело", но главное "страх Божий имейте превыше всего". В начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою знаменитую теорию "Москва - третий Рим". В ней утверждалось, что высшим призванием светской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения. Устами старца Филофея русская мысль признавала третьим Римом - Москву. Согласно ему, история осуществляется лишь во взаимоотношении Бога и "избранного народа". Первые два Рима пали: прекратил свое существование "старый Рим" как центр христианского учения. "Новый", или "второй Рим", как продолжатель христианских идей - Константинополь - пал вместе с падением Византии под напором турок. "Третий Рим" - Москва - является, по Филофею, истинным православным продолжателем христианского учения и ему "стоять вечно". Филофей объясняет гибель двух Римов изменой истинной вере - православию, за что они и были подвергнуты божьей каре. Следует подчеркнуть особую точку зрения по этому вопросу патриарха Никона, считавшего, что церковная власть по своему божественному началу выше светской. Власть патриарха подобна солнцу, а власть царя - луне, которая светит отраженным светом. Философию Ю.Крижанич рассматривает в качестве "мирского знания", по существу, положив тем самым начало процессу ее секуляризации, освобождению от церковного влияния. Взгляды Крижанича способствуют раскрытию общей логики развития философского знания и культуры этого периода.

Второй период развития русской философии XVIII век. М.В. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Выдвинул теорию, что все предметы и материя состоят из атомов. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

А.Н. Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу.

Третий период развития русской философии XIX век. Историческая философия П.Я. Чаадаева. Основными направлениями его философии были: философия человека, философия истории. Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма. Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада. Западничество — сложившееся в 30—50-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути. Славянофильство представляло собой общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение в России западных ценностей. Славянофилы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе. Почвенничество выступало против крепостнического дворянства и бюрократии, призывало к «слитию образованности и её представителей с началом народным» и в этом видело залог прогресса в России. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати.

Четвёртый период развития русской философии конец ХІХ-первая половина ХХ века. В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека. Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму, господствовавшему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос. Гуманизм— мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Гуманизм имеет новозаветные истоки, и его правда — в отрицании бесчеловечного бога, каковым оказался христианский Бог из-за преобладания ветхозаветных элементов в историческом христианстве. Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой – на длительном процессе развития отечественной философской мысли. Будучи тесно связанной с основной линией развития национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX в. как бы следовала по пути славянофилов. Однако она отличалась от них положительной оценки современных им исканий западной философской мысли. Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир человека как единое взаимосвязанное целое. Представители Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский Подробно обосновал теорию ноосферы. Ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. К.Э. Циолковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы.


^ Периодизация истории философии в Украине
В истории философии Гегель выделяет два больших периода, каждый из которых характеризуется особой культурой философствования: период греческой и период германский философии. Под германский философией он понимает вообще европейскую философию, выросшую на основе христианской культуры. А поскольку, как считал Гегель, именно германские народы восприняли с наибольшей полнотой христианство, то европейская культура, строго говоря, это и есть германская культура. Начинается германская философия с того времени, когда она приняла вид философии в чистом виде, то есть с Нового времени. Приведем гегелевскую периодизацию истории философии по возможности полно. Между первым периодом и новым временем Гегель выделяет средний период: «История философии распадается, поэтому на три периода: период греческой философии, период средневековой философии и период нового времени...

Первый период: он начинается Фалесом приблизительно за 600 лет до Р. Х. и продолжается до расцвета неоплатоновской философии в III веке в лице Плотина и дальнейшего продолжения и развития этой философии Проклом в V веке, когда исчезает всякая философия... Первый период охватывает приблизительно тысячелетие, конец которого совпадает с переселением народов и падением Римской империи.

Второй период: средние века. Это – эпоха схоластиков... Этот период охватывает свыше тысячи лет.

Третий период: философия Нового времени выступила впервые самостоятельно, лишь начиная с эпохи Тридцатилетней войны, и ее родоначальниками являются Бэкон, Яков Бёме и Декарт... Этот период обнимает собою несколько веков...». Эта гегелевская периодизация с небольшими вариациями легла в основу многих работ по истории философии и сохраняется в том или ином виде и сегодня.

Мы исходим из того, что философия есть «душа культуры», «квинтэссенция эпохи, своего времени», а потому в основу ее периодизации должен быть положен социокультурный подход, который представляет синтез формационного и цивилизационного подходов к периодизации гражданской истории. Социокультурный подход учитывает самостоятельность и самоценность философии как явления духовной культуры, и одновременно он не отрицает социальную обусловленность философии: «Тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, – писал Маркс, – строит философские системы в мозгу философов. Философия не витает вне мира. Внешние проявления, свидетельствующие о том, что философия приобрела новое значение, что она представляет собой живую душу культуры, что философия стала мирской, а мир философским, – во все времена были одни и те же». С позиции данного подхода в истории философии выделяются большие периоды, совпадающие с культурными эпохами. Это периоды философии Античной, Средневековой, Возрождения, Нового времени, философии индустриального и постиндустриального обществ. Периодизация истории философии невозможна без учета всего социокультурного комплекса, независимо от других видов и форм духовного освоения действительности. Как писал М.М. Бахтин, философу «для уверенного и точного самоопределения ему необходимо взаимоопределение с другими областями в единстве человеческой культуры». Это единство философии и культуры выражается, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, оно возникает в классический период античной культуры. У нее – у философии – нет особой истории, оторванной, скажем, от истории античной, средневековой, ренессансной культуры. Лишь в сравнительно позднее время – и то не всегда – в связи с разделением труда, коснувшегося и духовной сферы, философия становится особой отраслью культуры. Во-вторых, эта связь выражается также и в том, что, говоря о культурных эпохах, мы имеем в виду характерный для каждой эпохи стиль мышления, формы мышления, в которых познается мир. Социокультурный подход обязывает историю философии рассматривать философию как самосознание эпохи, так как философия дает теоретическое обоснование умонастроению эпохи; в лице философии культура истолковывает самою себя. В этом смысле философское сознание в том или ином объеме входит в духовный мир субъектов идеологических форм. При периодизации истории философии в первую очередь приходится определить специфику культуры той или иной эпохи. Только наличие такой эпохальной специфики позволяет выделить особый период в истории философии. Т.И. Ойзерман справедливо подчеркивает, идя вслед за Гегелемчто «исследование философии как эпохального сознания предполагает всесторонний анализ общественного развития и специфики его философского развития в различные эпохи». Переходя к культуре Нового времени, нельзя не заметить ее рационально-индивидуалистический характер, который проявляется и в индивидуалистическо-атомистической картине мира, образах природы и общества, кончая пониманием самого индивида как автономного субъекта по своей сути наделенного от природы неотчужденными естественными правами и свободами. Все это получило завершенное оформление в известной формуле Энгельса о юридическом мировоззрении Нового времени, в основе которого как раз лежит идея независимого и автономного индивида, некоего Робинзона, вступающего в отношения с другими на основе договора. Философия индустриального и постиндустриального общества неразрывно связана с европейской культурой второй половины XIX–XX веков. Характерную особенность европейской культуры указанного времени составляет процесс «превращения в целостную мультинациональную европейскую культуру прежней «мозаики» национальных культур Европы...». Философия отразила самосознание европейской культуры, ее кризисы и подъемы, смену ценностных ориентиров, ощущение «заката» и «конца» европейский истории, выработав и предложив обществу новые парадигмы философского познания и смысла жизни.
^ Философские идеи в культуре Киевской Руси
В сочинениях инока Печерского монастыря Нестора Летописца в первую очередь в его редакции "Повести временных лет", эта концепция, уходящая своими корнями в византийскую традицию, обосновывается уже на историческом материале, раскрывается в оценках фактов русской и мировой истории. Присутствует в "Повести" и идея единства Руси на основе религиозной правды. Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является "Слово о законе и благодати" первого русского митрополита Илариона. Критикуя религиозный национализм, митрополит обосновывал вселенское значение божественной благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его принадлежности. Благодать для Илариона предполагает духовную свободу личности, принимающей этот дар и стремящейся к истине. Благодать "живит" ум, а ум познает истину, писал религиозный мыслитель. Согласно его христианской историософии, центральным событием мировой истории является смена эпохи закона, установленного Богом, эрой благодати. Но и духовная свобода, связанная с христианством, и истина, обретенная через благодать, требуют немалых усилий для их утверждения и защиты. Для этого, по Илариону, необходимы как нравственно-интеллектуальные усилия, предполагающие "благие помыслы и остроумие", так и государственно-политические: надо, чтобы "благочестие" "сопряжено было с властью". В сочинении митрополита Илариона уже вполне ясно выражен идеал Святой Руси, имевший огромное значение для русского религиозного сознания. В XII веке к теме власти, ее религиозного смысла обращается один из крупнейших русских политических деятелей - князь Владимир Мономах. Центральную роль в знаменитом "Поучении" киевского князя играет идея правды. Правда, по Мономаху, - это то, что составляет основу законности власти и в этом смысле есть закон, правосудие. Но нравственный смысл этого понятия в "Поучении" гораздо шире: правда требует от властителя стать на защиту слабых и даже не допускать смертной казни. Власть не выводит того, кто ею наделен, из моральной сферы, а, напротив, лишь усиливает его нравственную ответственность, необходимость жить по правде. Периодизация истории философии невозможна без учета всего социокультурного комплекса, независимо от других видов и форм духовного освоения действительности. Как писал М.М. Бахтин, философу «для уверенного и точного самоопределения ему (философу) необходимо взаимоопределение с другими областями в единстве человеческой культуры». Это единство философии и культуры выражается, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, оно возникает в классический период античной культуры. У нее – у философии – нет особой истории, оторванной, скажем, от истории античной, средневековой, ренессансной... культуры. Лишь в сравнительно позднее время – и то не всегда – в связи с разделением труда, коснувшегося и духовной сферы, философия становится особой отраслью культуры. Во-вторых, эта связь выражается также и в том, что, говоря о культурных эпохах, мы имеем в виду характерный для каждой эпохи стиль мышления, формы мышления, в которых познается мир.

^ Философская мысль эпохи Возрождения и Киево-Могилянская академия
Философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узко европейское, но мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени. В XVIII веке, начиная с Киево-могилянской академии, в Россию проникает наследие мировой философии, и среди выпускников академии — первые российские философы: Феофан Прокопович и Григорий Сковорода. Весомое место в системе философии профессоров Киево-Могилянской академии принадлежит натурфилософии. Природа понимается не только как совершенное порождение сверхприродного трансцендентного Бога, а как материальний мир со свойственной ему совокупностью независимых от постоянного и непосредственного божественного вмешательства закономерностей. Мир природы появляется как таковой, что сам по себе достойный быть самостоятельным предметом научного исследования. Новый взгляд на природу предопределял существенное изменение в интерпретации традиционных проблем натурфилософии. Эти проблемы в курсах профессоров Киево-могилянской академии постепенно наполняются новым содержанием. За Ф. Прокопиевичем, человек является "полнотой досконалостей, ровной целой природе". Воспитанником Киево-Могилянской академии был Григорий Сковорода. Его философское учение является вершиной в развитии отечественного мнения рассматриваемого периода. В своих произведениях Сковорода активно исследует философию жизни, моральные проблемы, ставит проблему человеческого счастья. Главным в человеке является не теоретико-познавательные способности, а эмоционально волевая сущность человеческого духу-"серце" человека. Отсюда требование "познай себя". В отличие от религиозно схоластической философии, которая все внимание уделяет мифическому потустороннему миру, своим предметом философия имеет человека. Именно человек является ключом ко всем тайнам природы и общества. Философия призвана стать орудиями в решении общественно практических заданий, очертить пути достижения счастья. Г. Сковорода как один из первых предсказателей гуманизма положил начало в истории украинской философии, так называемой философии сердца.

^ Философская мысль Кирилло-мефодиевского братства
Проблемы общественно-политического философского мнения украинского народа нашли глубокое отображение в творчестве большого сына Украины Тараса Шевченко. В духовном наследстве его самое значительное место заняла проблема человека, его бытия, внутреннего мира - переживаний, стремлений, интересов. Каких бы аспектов не касался природы поэта, социального бытия или событий далекого прошлого - во всем он видит живых, конкретных людей, которые "стонут в кандалах" неправды и неволи. Произведения Кобзаря сыграли важную роль в формировании демократической мысли в Украине, призывали к ликвидации крепостничества, к борьбе против социального и национального притеснения. Идея национального освобождения, утверждения независимого Украинского государства, была одной из ведущих в творчестве Шевченко. Значительное влияние на формирование украинской и русской философской мысли, приближения ее, к европейской философской культуре имело П. Д. Юркевич. К его основным трудам принадлежат "Идея", "Материализм и задание философии", "Сердце и его значение, в духовной жизни человека", "Из науки о человеческом духе", "Ум за учение Платона и опыт за учением Канта". Развитие философской мысли в трудах П. Юркевича рассматривается как сложный, многоплановый процесс. Динамическое изменение философских систем XVIII и XIX ст. он объясняет бурным развитием научного знания. Значительной критике ученый поддал односторонний, механистический материализм. К оценке материализма П. Юркевич подходил из позиций творческой философии. В своих произведениях он не менее резко поддал критике идеализм. Недостаток, как материализма, так и идеализма он видел в игнорировании конкретного, индивидуального.

^ Представители новой философии в Украине
Прогрессивной чертой деятельности М. Драгоманова была борьба против русского самодержавия. Он считал, что социальную несправедливость можно устранить лишь коренными изменениями экономического строя. Самыми существенными признаками мировоззрения и способа мышления М. Драгоманова были: рационализм-позитивизм, материализм-атеизм, прогресивизм, либерализм, или "специальный атомизм", "общинный социализм", "космополизм". В своих философских взглядах Драгоманов выходил из того, что вещественный мир не зависит от сверхприродных сил. Человек полностью способен познать явления природы и общества. Драгоманов отстаивал веру в действие естественных законов. Нерядовое место в развитии украинской философско-социологической мысли принадлежат И. Я. Франку. В основе мировоззрения И. Франка - философский материализм и идея развития природы и общества. "Один лишь вечное без начала и конца, живое и сильное, - сие является материей". В природе, подчеркивал мыслитель, все подлежит изменениям, двигательные и обмену материи. Основой всего существующего он признавал природу в ее многообразии и вечности. Глубокой след в украинской и мировой науке оставил В. И. Вернадский. В. И. Вернадский выходил с того, что с возникновением человеческого ума начинается новый этап развития Вселенной. Под влиянием деятельности человека биосфера постепенно превращается в новую среду - ноосферу. это приведет к радикальным изменениям в самой биосфере. Становление ноосферы В. И. Вернадский связывает с потребностью формирование единственной науки как могучей исторической и геологической силы. Он отмечает: "Можно сказать, что никогда в истории человеческой мысли идея и чувство единственной целой, причинной связи всех научно наблюдаемых явлений не имели той глубины, остроты и ясности, какой они достигли в настоящий момент в ХХ веке".

Список использованной литературы:


1. Громов М. Н. О своеобразии русской средневековой философии // Философские науки 1990. № 11. с. 49.

2. Мономах В. Поучение // Златоструй. Древняя Русь. Х-ХІІ вв. М., 1990. с. 165.

3. См.: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. !. С. 52-53.

4. Аринин Е. И. Философия религии. 1998. с. 295.

5. История философии в СССР. В. С. Соловьёв. – М.: Наука, 1968. – с. 381

.
6. Г. А. Зайченка, В. М. Сагатовский Философия. К., 1995.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич iconПлан: Основные положения эстетики классицизма в Западной Европе....
Классицизм как ведущее художественное направление в русской литературе 30-60-х годов ХVIII века

1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич iconЭкзаменационные (зачетные) вопросы по истории русской философии
Состояние исследований русской философии эпохи средневековья (См.: лекционный материал)

1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич iconМатериалы к зачету по дисциплине «История культуры и искусства»....
Назовите основные этапы развития гражданской архитектуры первой половины ХVII века

1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич iconЛекция 1: Понятие философии
Введение в философию. Определение философии, задачи философии, специфика философского знания, онтология, гносеология, специфика русской...

1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич iconЗадания на контрольную работу по философии
Диалектико-материалистическая традиция в русской философии ХIХ – ХХ вв. (Г. Плеханов, В. Ленин)

1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич iconФилософия как наука, критерии научности в философии
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики....

1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич iconЛитература по курсу Учебники История русской литературы 19 века. 40-60-е годы
История русской литературы 19 века. 40-60-е годы / под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. М., 1998 (1-е издание) / Л. Д. Аношкина....

1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич iconЛекция по русской социологии. В россию социология была привнесена,...
Заявил талантливый исследователь Валериан Майков. Однако периодом становления социологии в России следует назвать, по меньшей мере,...

1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич iconВопросы г госэкзамену по истории русской литературе XX века
Современное прочтение творчества выдающихся писателей XX века (по выбору экзаменующегося)

1. Периоды становления русской философии: ХІ-ХVII века представители: Иларион, В. Мономах, Филофей, Никон, Ю. Крижанич iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов