Скачать 123.11 Kb.
|
Философия Древнего Востока и Античная философия.
- Веды - Брахманы - Араньяки - ……… Онтология у ……. (учение о бытии) Брахман - весь мир в целом его начало и конец. Атман – сущность мира по аналогии «душа мира». Рита – закон существования мира. Сансара - …………. И бесконечное колесо перерождений. Карма – закон сохранения моральной энергии, который регулирует гуманитарный процесс перерождения. В мире существует закономерная эволюция от неживого в живому и далее к абсолюту. ……… - цель познания – соединения личного атмана со всеобщим атманом. Процесс познания проходит через 4 стадии:
Потустороннего мира не существует, т.е. состоит из 4-х элементов: вода, земля, огонь и воздух. Об этом мы можем узнать благодаря нашим органам чувств (ощущение восприятия). Жить нужно в этой жизни, т.е. в удовольствии и нельзя причинять вред другим. ^ Основатель Мохавира Джина. Душа человека от рождения может быть свободной, но ей мешают силы страстей кармы. Для того чтобы освободиться от них нужно выложить 5 требований:
Кроме органов чувств можно верить свидетельствам святых Джайнов. Буддизм – основатель Будда 6 век до н.э. 4 благородные истины:
…………. Путь Будды:
Основа графической части – это черточки (инь - - , _____ янь). Из них составляют 3-х значные и 8 –и значимые силы. С помощью 64 гексограммы описывали древние китайцы весь процесс существования мира: Вторая часть книги неграфическая. Основные понятия книги: Тай-Цзи- Великий………. От его движения рождается активная ян. Из-за борьбы инь и ян появляются огонь, вода, металл, земля. Из-за постоянной их борьбы рождается и погибает все. Основные школы древнего Китая: легизм. Золотой век китая в прошлом, потому что еды было мало, а людей много, а теперь все наоборот. И порядок можно навести только жесткими административными действиями. ^ Сущность дао – порождающей начало, это закономерность всего сущего, принцип движения. Познать дао невозможно в материальном плане через мистический опыт. Мудрец следующий за дао не противостоит его проявлениям. У дао нет желаний. ^ Основные идеи социальных реформ – конфуция.
Путь золотой середины. Когда нет очень богатых и очень бедных. Император должен сглаживать противоречие.
Впервые задал вопрос «что есть всё?» и попытался рационально на него ответить. Всё есть вода. Его ученик Анаксимандр утверждал, что есть апейрон – нечто безначальное и бесконечное, некая субстанция, которая зовется ………. Анаксимен задал вопрос «из чего всё состоит?». Он предполагает ответ – какого-либо элемента. Ответ: всё состоит из воздуха. ^ Он вводит триединство. Природа как вместилище всего, огонь как первое начало и символ изменчивости Лого, как речь или закон природы. ^ Начал критиковать мифических богов за их …………..на людей. Предложил идею существования философского бога. Он не порожден и не уничтожен. Он бесконечен во времени и пространстве, един для всех людей, но он …………. Парменид вводит категорию бытия, как предельно широкую. (означает, все что есть – это бытие). Бытие едино неделимо, непорождено и неуничтожимо, неподвижно и тождественно мышлению. Небытия нет, т.к. его нельзя помыслить. Подтверждение неподвижности и неделимости его ……….. закон составляет апорий. Апорий - это неразрешимые задачи. «Стрела» апория против движения. Дихотомия – апория против делимости. ^ Впервые употребили слово космос. Буквально обозначает – порядок. Считали, что все вещи и тела это лишь подобия чисел, только числа обладают истинным бытием, они вечны и неизменны. В основе мира лежит математическая регулярность. Первыми говорили о том, что земля круглая и не является центром мира. Говорили о существовании еще 5 планет солнечной системы. Солнце это лишь отражение центрального космического огня, но не сам он. ^ Эмпедокл. 5 век до н.э. Все состоит из 4-х элементов в разных пропорциях: земля, вода, воздух и огонь. В движение эти элементы приводят две космические силы: «любовь» и «вражда». ^ Первоначал существует бесконечное количество и они делимы до бесконечности. Эти элементы Анаксагор называл «зародышами». Выдвинул идею, что всё есть во всем В движение эти элементы приводит космический ум «нус». ^ Создатель атомистической концепции. Все в мире состоит из мельчайших неделимых материальных частиц – атомов. Атомы умопостигаемы, т.е. их нельзя почувствовать. Они все время движуться, соединяются и разъединяются. Так появляются или разрушаются все тела. ^ Говорит о существовании трех миров. 1-й мир эйдосов – вечных и неизменных образцов, которые были единожды созданы демиургом. Центральная идея – это благо или единая. Остальные идеи находятся в подчинении к ней и в соподчинении к друг другу. Ближайшее это красота, справедливость, добро. 2-й мир – это мир бесформенной пластичной материи. Это чистая возможность. 3-й мир в котором живет человек – мир вещей. Вещи есть лишь подобия идей. Тело человека состоит из элементов 4-х стихий. После смерти оно возвращается обратно в космос к материи, а душа человека вечна. Она была создана вместе с идеями и после смерти тела через покаяние приобретает другое. Душа состоит из трех частей: - разумной, она располагается в голове человека; - аффективной или чувственной, она располагается в груди; - вожделеющей, она располагается в животе. Процесс познания – это припоминание душой идеального мира – теория Аномнезис. ^ Аристотель был учеником Платона. «Платон мне друг, но истина дороже». Метафизика – учение о сущности мира. Аристотель дает 4 определения метафизики:
- формальная - материальная - действующая - финальная или целевая
- бытие как категории: качество, количество, действие, покой, время, место и т.д.; - бытие как действительное и возможное; - бытие как истина; - бытие как случайное и непредвиденное.
Учение о душе. Душа есть форма живого тела. Растения имеют вегетативную душу. Животные вегетативную и чувственную души. Человек имеет тройственную душу: вегетативную, чувственную и разумную.
Философия средних веков и Нового Времени.
^ I – учение о Боге: А) Бог есть высшее бытие и причина всякого бытия. Б) Бог есть высшее благо и одновременно причина всякого блага В) Бог есть наивысший объект познания и одновременно причина всякого познания Г) Бог является ипостасью способной к милости, его сущностью является воля Д) Бог есть Троица. II – доказательство бытия Бога: А) доказательство от «совершенства мира» (все в мире устроено разумно, все гармонично, такую разумность мог создать только Бог) Б) доказательство от согласия человечества (человек приходит к мысли, что Бог есть) В) доказательство «от степеней совершенства» (если бы в душе не было образа абсолюта, мы бы никогда не смогли бы сказать какая вещь лучше, а какая хуже) III - онтологическая проблематика. Августин утверждает новая реальность может появиться тремя способами: А) фабрикация (Папа Карло и Буратино) Б) генерация (папа и сын) В) креация (создание сразу и из ничего, такой способ доступен только Богу. Отец Наш Небесный) Эволюция возможна потому, что при создании Бог вложил во все семена всех возможных изменений. Для Бога времен нет и человек это тоже может познать. IV – гносеология (теория познания). Бог освещает душу человека идеями, а мы интуитивно воспринимаем. V – теодицея – оправдание Бога за существующее зло. Августин выделяет 3 уровня зла:
^ – это проблема универсалий, т.е. наиболее общих понятий. Были 2 основные позиции:
Фома Аквинский решает эту проблему следующим образом. Универсалии могут существовать с трояком виде:
Пять рациональных доказательств бытия Бога:
Чтобы построить надежную теорию необходимо надежное основание для этой теории, нечто несомненное. Таковым Декарт считал сам процесс сомнения, т.е. мышление. Он делает вывод: «Мыслю, следовательно, существую». Структура мышления:
- идея Бога - базовые понятия науки - основные законы морали и нравственности Метод познания Декарта – это дедукция, т.е. выведение следствий из врожденных идей. Движение мысли от общего к частному.
Бэком называет 4 вида ошибок, которые человек совершает в процессе познания и называет их «идолы или призраки»:
Существует 3 основных метода познания:
Метод Бэкома – это индукция – метод составления таблиц. Таблицы существуют 3- х типов:
Джон Локк – сенсуалист. Душа человека при рождении есть «чистая дощечка». Все знания рождаются в опыте и из опыта. Опыт бывает двух видов:
^ Все вещи обладают первичными и вторичными качествами. Первичные – это плотность, протяженность, форма, покой, движение. Первичные объективны, т.е. не зависят от нашего восприятия. Идеи Первичных качеств называются простыми. Вторичные – цвет, вкус, запах. Вторичные субъективны. Идеи Вторичных качеств называются сложными. Сложные идеи образуются из простых путем их обобщения, сопоставления, ссумирования.
Дуализм Декарта. Декарт считал, что существует 2 независимым друг от друга субстанции: материальная и духовная. Каждая субстанция имеет свое неотъемлемое свойство - атрибут. Атрибутом материи является протяжение, атрибутом духа – мышление. ^ Субстанция одна – это Бог тождественный Природе. Субстанция действует сразу и всеми способами. Способ действия – это атрибут. Человеку доступны 2 атрибута: - атрибут мышления - атрибут протяжения. Так как через каждый атрибут субстанция выражает себя полностью, Спиноза делает вывод: «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей». Нет знаний истинных или ложных, но есть менее или более адекватные. Мнение – неадекватные знания. Данные органов чувств – мало адекватные знания. Знание, полученное с помощью разума – адекватно. Самые адекватные знания – это знание о существовании субстанции – это знание интуитивно. Лейбниц и его плюрализм (множество). Считал, что субстанций бесконечное множество, называются они Монады. Они нематериальны, способны к неосознанным восприятиям – перцепция, и их 3 вида,простейшие монады, основы для неодушевленных вещей: - монады души, основы животных - монады духи, основы для разумных существ - монада монад – это Бог. Немецкая классическая философия. !!! САМОСТОЯТЕЛЬНО !!!
|
![]() | Философия Древнего Рима объединяется с древнегреческой под общим названием "античная философия" | ![]() | Философия тождества Тема Основные религиозно-философские учения Древнего Востока |
![]() | Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия | ![]() | «Философия» входят общие закономерности развития философии, ее генезис и история; структура, уровни и методология философского знания;... |
![]() | Философия Древней Индии: основные школы и особенности древнеиндийского мировоззрения | ![]() | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях: мифологическое сознание древнего человека, древнеиндийская философия,... |
![]() | Асмус, Валентин Фердинандович. Античная философия : Учеб пособие для филос фак и отд-ний ун-тов / В. Ф. Асмус. — 2-е изд., доп. —... | ![]() | Философский словарь: мировоззрение, философия, метафизика, онтология, гносеология, религия, рефлексия, социальная философия, философия... |
![]() | Краткий очерк истории философии. Под редакцией М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова | ![]() | Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи и Законов Ману |