Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии




Скачать 123.11 Kb.
НазваниеФилософия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии
Дата публикации28.02.2016
Размер123.11 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
Философия Древнего Востока и Античная философия.


  1. Комментаторская традиция Древней Индии ……..

  2. Неортодоксальные школы Древнеиндийской философии.

  3. Философские школы Древнего Китая.

  4. …….. и италийская школы древнегреческой философии.

  5. Древние плюралисты.

  6. Объективный идеализм Платона.

  7. Философия Аристотеля.

  8. Философские школы ……….. эпохи религиозный этап античной философии.




  1. Философия Древней Индии появляется в виде комментариев и древними памятниками литературы:

- Веды

- Брахманы

- Араньяки

- ………

Онтология у ……. (учение о бытии)

Брахман - весь мир в целом его начало и конец.

Атман – сущность мира по аналогии «душа мира».

Рита – закон существования мира.

Сансара - …………. И бесконечное колесо перерождений.

Карма – закон сохранения моральной энергии, который регулирует гуманитарный процесс перерождения.
В мире существует закономерная эволюция от неживого в живому и далее к абсолюту.
……… - цель познания – соединения личного атмана со всеобщим атманом.
Процесс познания проходит через 4 стадии:


  1. ……. Атмана, когда человек бодровствует.

  2. Сон со сновидениями.

  3. Сон без совидений.

  4. Турия – состояние идеальной …………….. атмана со всеобщим.



  1. Чарвана – Лона -…… 6 век до н.э………. учения Древней Индии.

Потустороннего мира не существует, т.е. состоит из 4-х элементов: вода, земля, огонь и воздух. Об этом мы можем узнать благодаря нашим органам чувств (ощущение восприятия).
Жить нужно в этой жизни, т.е. в удовольствии и нельзя причинять вред другим.
^ Джайнизм 7-6 век до н.э.

Основатель Мохавира Джина.

Душа человека от рождения может быть свободной, но ей мешают силы страстей кармы. Для того чтобы освободиться от них нужно выложить 5 требований:

  1. Не причинять вреда живому

  2. Не врать

  3. Не красть

  4. Принцип целомудрия

  5. Отказ от частной собственности


Кроме органов чувств можно верить свидетельствам святых Джайнов.

Буддизм – основатель Будда 6 век до н.э.
4 благородные истины:

  1. Страдание есть

  2. Есть причины страдания – это рождение.

  3. Есть возможность воздействовать на них

  4. Есть путь избавления от страдания.


…………. Путь Будды:


  1. Правильное видение

  2. Правильная речь

  3. Правильная мысль

  4. Правильное действие (убивать нельзя, красть и т.д.)

  5. Правильный образ жизни

  6. Правильное внимание

  7. Правильное усилие

  8. Правильное сосредоточение



  1. Основным источником древнего Китая является …………., основной из основных ……. Была книга перемен, которая состояла из двух частей: графической и неграфической.

Основа графической части – это черточки (инь - - , _____ янь). Из них составляют 3-х значные и 8 –и значимые силы.
С помощью 64 гексограммы описывали древние китайцы весь процесс существования мира:

Вторая часть книги неграфическая.

Основные понятия книги:
Тай-Цзи- Великий………. От его движения рождается активная ян.

Из-за борьбы инь и ян появляются огонь, вода, металл, земля. Из-за постоянной их борьбы рождается и погибает все.
Основные школы древнего Китая: легизм.

Золотой век китая в прошлом, потому что еды было мало, а людей много, а теперь все наоборот. И порядок можно навести только жесткими административными действиями.
^ Даосизм. Основатель Лао – Цзы.

Сущность дао – порождающей начало, это закономерность всего сущего, принцип движения.

Познать дао невозможно в материальном плане через мистический опыт.
Мудрец следующий за дао не противостоит его проявлениям.

У дао нет желаний.
^ Конфуцианство 6 век до н.э.
Основные идеи социальных реформ – конфуция.

  1. «Исправления имен»

  2. «Учения о благородном муже». Благородный муж должен обладать человеколюбием, мудрость, знание этикета и ритуала, чувство долга, подчительность к родителям и старшим.

  3. «Золотое правило нравственности»

  4. «Культ предков и семьи». Служить родителям.

  5. Социальный порядок по конфуцию.


Путь золотой середины. Когда нет очень богатых и очень бедных. Император должен сглаживать противоречие.


  1. ……….. школа основатель Фалес 6-7 век до н.э.


Впервые задал вопрос «что есть всё?» и попытался рационально на него ответить.

Всё есть вода.
Его ученик Анаксимандр утверждал, что есть апейрон – нечто безначальное и бесконечное, некая субстанция, которая зовется ……….
Анаксимен задал вопрос «из чего всё состоит?». Он предполагает ответ – какого-либо элемента.

Ответ: всё состоит из воздуха.
^ Гераклис Эфесский 6 век до н.э.

Он вводит триединство. Природа как вместилище всего, огонь как первое начало и символ изменчивости Лого, как речь или закон природы.
^ Итолийская школа. Основатель Ксенофон 6-5 век до н.э.

Начал критиковать мифических богов за их …………..на людей.

Предложил идею существования философского бога.

Он не порожден и не уничтожен. Он бесконечен во времени и пространстве, един для всех людей, но он ………….
Парменид вводит категорию бытия, как предельно широкую. (означает, все что есть – это бытие).

Бытие едино неделимо, непорождено и неуничтожимо, неподвижно и тождественно мышлению.

Небытия нет, т.к. его нельзя помыслить.

Подтверждение неподвижности и неделимости его ……….. закон составляет апорий.

Апорий - это неразрешимые задачи. «Стрела» апория против движения.

Дихотомия – апория против делимости.

^ Пифагор и пифагорийский союз. 6-5 век.

Впервые употребили слово космос. Буквально обозначает – порядок. Считали, что все вещи и тела это лишь подобия чисел, только числа обладают истинным бытием, они вечны и неизменны. В основе мира лежит математическая регулярность. Первыми говорили о том, что земля круглая и не является центром мира. Говорили о существовании еще 5 планет солнечной системы. Солнце это лишь отражение центрального космического огня, но не сам он.

^ 2. Древние плюралисты, атомисты.
Эмпедокл. 5 век до н.э.

Все состоит из 4-х элементов в разных пропорциях: земля, вода, воздух и огонь. В движение эти элементы приводят две космические силы: «любовь» и «вражда».
^ Анаксагор. 5 век до н.э.

Первоначал существует бесконечное количество и они делимы до бесконечности. Эти элементы Анаксагор называл «зародышами». Выдвинул идею, что всё есть во всем В движение эти элементы приводит космический ум «нус».
^ Демокрит 5-4 век до н.э.

Создатель атомистической концепции. Все в мире состоит из мельчайших неделимых материальных частиц – атомов. Атомы умопостигаемы, т.е. их нельзя почувствовать. Они все время движуться, соединяются и разъединяются. Так появляются или разрушаются все тела.


^ 6. Платон. 5-4 век до н.э.
Говорит о существовании трех миров.

1-й мир эйдосов – вечных и неизменных образцов, которые были единожды созданы демиургом. Центральная идея – это благо или единая. Остальные идеи находятся в подчинении к ней и в соподчинении к друг другу. Ближайшее это красота, справедливость, добро.

2-й мир – это мир бесформенной пластичной материи. Это чистая возможность.

3-й мир в котором живет человек – мир вещей. Вещи есть лишь подобия идей.
Тело человека состоит из элементов 4-х стихий. После смерти оно возвращается обратно в космос к материи, а душа человека вечна. Она была создана вместе с идеями и после смерти тела через покаяние приобретает другое.

Душа состоит из трех частей:

- разумной, она располагается в голове человека;

- аффективной или чувственной, она располагается в груди;

- вожделеющей, она располагается в животе.
Процесс познания – это припоминание душой идеального мира – теория Аномнезис.

^ 7. Аристотель 4 век до н.э.
Аристотель был учеником Платона.

«Платон мне друг, но истина дороже».
Метафизика – учение о сущности мира.
Аристотель дает 4 определения метафизики:


  1. Исследование высших начал или первопричин мира. Таковых 4:

- формальная

- материальная

- действующая

- финальная или целевая


  1. Исследование бытия как такового:

- бытие как категории: качество, количество, действие, покой, время, место и т.д.;

- бытие как действительное и возможное;

- бытие как истина;

- бытие как случайное и непредвиденное.


  1. Исследование субстанции. Субстанциональность – это соединение материи и формы.

  2. Исследование бога. Бог – это перводвигатель, который является источником движения. Благодаря богу соединилась первоматерия с первыми формами (сухое, влажное, теплое и холодное) и появились первые элементы: земля, вода, воздух и огонь. Бог – это разум, мысли которого обращены на самого себя. Бог находится за пределами этого мира и в него не вмешивается.


Учение о душе.

Душа есть форма живого тела. Растения имеют вегетативную душу. Животные вегетативную и чувственную души. Человек имеет тройственную душу: вегетативную, чувственную и разумную.



  1. Философские школы (самостоятельно почитать).

Философия средних веков и Нового Времени.


  1. Патристика и Августин Блаженный

  2. Схоластика и Фома Аквинский

  3. Натурфилософия от Коперника до Ньютона (Тихобраге, Кепплер, Галилей). САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

  4. Рене Декарт как представитель рационализма в гносеологии Нового Времени.

  5. Эмпиризм и сенсуализм в теории познания Нового Времени.

  6. Связь онтологии и гносеологии в рационалистической философии Нового Времени.




  1. Патристика – совокупность богословских, философских и других доктрин христианских мыслителей 2-го – 6-го вв.

^ Августин Блаженный.

I – учение о Боге:

А) Бог есть высшее бытие и причина всякого бытия.

Б) Бог есть высшее благо и одновременно причина всякого блага

В) Бог есть наивысший объект познания и одновременно причина всякого познания

Г) Бог является ипостасью способной к милости, его сущностью является воля

Д) Бог есть Троица.
II – доказательство бытия Бога:

А) доказательство от «совершенства мира» (все в мире устроено разумно, все гармонично, такую разумность мог создать только Бог)

Б) доказательство от согласия человечества (человек приходит к мысли,

что Бог есть)

В) доказательство «от степеней совершенства» (если бы в душе не было образа абсолюта, мы бы никогда не смогли бы сказать какая вещь лучше, а какая хуже)
III - онтологическая проблематика.

Августин утверждает новая реальность может появиться тремя способами:

А) фабрикация (Папа Карло и Буратино)

Б) генерация (папа и сын)

В) креация (создание сразу и из ничего, такой способ доступен только Богу. Отец Наш Небесный)

Эволюция возможна потому, что при создании Бог вложил во все семена всех возможных изменений. Для Бога времен нет и человек это тоже может познать.
IV – гносеология (теория познания).

Бог освещает душу человека идеями, а мы интуитивно воспринимаем.
V – теодицея – оправдание Бога за существующее зло.

Августин выделяет 3 уровня зла:

  1. Онтологический уровень. Землетрясение – это кажущееся человеку зло, несовершенство мира. Мы не знаем совершенство.

  2. Грех – моральное зло. Это тоже не зло, потому что все что создал Бог – это благо. Человек обладая свободой волей делает выбор относительного блага - это грех, т.е. это выбор неотносительного.

  3. Рождение, смерть и болезнь – физическое зло. Это из-за того, что наказана наша душа, а наказана из-за первородного греха.




  1. Схоластика – тип религиозной философии, стремившийся дать рациональное обоснование религиозным догмам, 8-13 века.

^ Основная проблема схоластика – это проблема универсалий, т.е. наиболее общих понятий.

Были 2 основные позиции:

  1. Реализм. Реалисты утверждали, что универсалии реально присутствуют в структуре бытия.

  2. Номинализм. Номиналисты утверждали, что универсалии это всего лишь названия вещей, процессов, состояний.

Фома Аквинский решает эту проблему следующим образом.

Универсалии могут существовать с трояком виде:

  1. Они есть в самих вещах, определяют их сущность.

  2. Они должны быть абстрагированы разумом

  3. Универсалии – это мысли Бога, иначе как бы был возможен этот мир.


Пять рациональных доказательств бытия Бога:

  1. Путь действующей причины – Бог есть первопричина.

  2. Путь возможности и необходимости.

  3. Путь финализма – все имеет смысл в мире.

  4. Путь степеней – от Августина (сравнивать не могли).

  5. От движения




  1. !!! САМОСТОЯТЕЛЬНО !!!



  1. Рационализм исходит из того, что истинное знание можно вывести только из разума, а не из опыта.

Чтобы построить надежную теорию необходимо надежное основание для этой теории, нечто несомненное. Таковым Декарт считал сам процесс сомнения, т.е. мышление. Он делает вывод: «Мыслю, следовательно, существую».
Структура мышления:

  1. На нижней ступени находится здравый смысл, т.е. когда мы что-либо делаем разумные вещи автоматически.

  2. Рассудок – специальная деятельность по созданию суждений, умозаключений т.д.

  3. Интеллект. Интеллект снабжает нас врожденными идеями, их существует 3 вида:

- идея Бога

- базовые понятия науки

- основные законы морали и нравственности
Метод познания Декарта – это дедукция, т.е. выведение следствий из врожденных идей. Движение мысли от общего к частному.


  1. Френсис Бэком считал, что наука должна делать человека счастливым, но это у нее получается редко и случайно, т.к.:

  1. Люди мало уделяют внимания изучению познавательных способностей

  2. Люди не выработали правильного метода познания

Бэком называет 4 вида ошибок, которые человек совершает в процессе познания и называет их «идолы или призраки»:

  1. «Призраки рода» (антропоморфизм – это приписание человеческих свойств объектам природы)

  2. «Призраки пещеры» – заблуждения.

  3. «Призрак рынка или площади» – критика пустословия (нет смысла спорить о ненаучных вещах)

  4. «Призраки театра» - это критика авторитетов.


Существует 3 основных метода познания:

  1. «Путь паука» - чистый рационализм без опоры на опыт, выведение знаний изнутри себя

  2. «Путь муравья» - чистый эмпиризм без опоры на разум.

  3. «Путь пчелы» - сочетает в себе рационализм и эмпиризм – это верный путь.


Метод Бэкома – это индукция – метод составления таблиц. Таблицы существуют 3- х типов:


  1. «Таблица присутствия» - предметы в которых присутствует изучаемое явление

  2. «Таблица отсутствия» - предметы аналогичные первым, но отсутствуют предметы

  3. «Таблица степеней».

Джон Локк – сенсуалист.

Душа человека при рождении есть «чистая дощечка». Все знания рождаются в опыте и из опыта. Опыт бывает двух видов:

  1. Внешний (данные органов чувств)

  2. Внутренний (рефлексия, т.е. знания, которые рождаются в душе от наблюдения за действиями нашего разума).


^ Теория образования идей.

Все вещи обладают первичными и вторичными качествами.

Первичные – это плотность, протяженность, форма, покой, движение. Первичные объективны, т.е. не зависят от нашего восприятия. Идеи Первичных качеств называются простыми.

Вторичные – цвет, вкус, запах. Вторичные субъективны. Идеи Вторичных качеств называются сложными.
Сложные идеи образуются из простых путем их обобщения, сопоставления, ссумирования.



  1. В центре находится понятие субстанции – первоосновы всего мира.

Дуализм Декарта. Декарт считал, что существует 2 независимым друг от друга субстанции: материальная и духовная. Каждая субстанция имеет свое неотъемлемое свойство - атрибут. Атрибутом материи является протяжение, атрибутом духа – мышление.
^ Монизм Спинозы.

Субстанция одна – это Бог тождественный Природе. Субстанция действует сразу и всеми способами. Способ действия – это атрибут.
Человеку доступны 2 атрибута:

- атрибут мышления

- атрибут протяжения.
Так как через каждый атрибут субстанция выражает себя полностью, Спиноза делает вывод: «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей».

Нет знаний истинных или ложных, но есть менее или более адекватные.

Мнение – неадекватные знания.

Данные органов чувств – мало адекватные знания.

Знание, полученное с помощью разума – адекватно.

Самые адекватные знания – это знание о существовании субстанции – это знание интуитивно.
Лейбниц и его плюрализм (множество). Считал, что субстанций бесконечное множество, называются они Монады. Они нематериальны, способны к неосознанным восприятиям – перцепция, и их 3 вида,простейшие монады, основы для неодушевленных вещей:

- монады души, основы животных

- монады духи, основы для разумных существ

- монада монад – это Бог.
Немецкая классическая философия. !!! САМОСТОЯТЕЛЬНО !!!

  1. Проблема априорного в теории познания Эммануила Канта.

  2. Диалектический метод в философии Фихте и Шеллинга.

  3. Философская система и метод Гегеля.

  4. Антропологический материализм Феербаха и его критика религии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии iconФилософия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой,...
Философия Древнего Рима объединяется с древнегреческой под общим названием "античная философия"

Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии iconТема Что такое философия и зачем она нужна?
Философия тождества Тема Основные религиозно-философские учения Древнего Востока

Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии iconТема философия как феномен культуры тема философская мысль Древнего Востока
Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия

Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии iconАбдина а. К. Ни д. В. Учебно-методический комплекс дисциплины философия
«Философия» входят общие закономерности развития философии, ее генезис и история; структура, уровни и методология философского знания;...

Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии iconДиректор филиала ргтэу в г. Лосино-Петровском
Философия Древней Индии: основные школы и особенности древнеиндийского мировоззрения

Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии icon3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и...
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях: мифологическое сознание древнего человека, древнеиндийская философия,...

Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии iconАнтичная философия : Учеб пособие дл филос фак и отд-ний ун-тов
Асмус, Валентин Фердинандович. Античная философия : Учеб пособие для филос фак и отд-ний ун-тов / В. Ф. Асмус. — 2-е изд., доп. —...

Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии iconПрактикум по философии второе издание
Философский словарь: мировоззрение, философия, метафизика, онтология, гносеология, религия, рефлексия, социаль­ная философия, философия...

Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии iconАсмус В. Ф. Античная философия
Краткий очерк истории философии. Под редакцией М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова

Философия Древнего Востока и Античная философия. Комментаторская традиция Древней Индии icon1. правовые памятники стран древнего востока
Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи и Законов Ману

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов