Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение»




НазваниеТермин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение»
страница1/16
Дата публикации20.06.2013
Размер1.99 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
2.Педагогика как наука. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Педагогическая мысль и практика достигли подлинного расцвета в Древней Греции и Риме.

Уже в трудах древнегреческих философов содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Он создал метод поиска истины и обучения (который впоследствии получил название «сократовский»). Основой этого метода была вопросно-ответная система, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа – философ Платон – основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Главная идея в педагогической теории Платона: восторг и познание – единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг всегда связан с чем-то приятным.Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, Аристотель. Аристотель создал свою школу – так называемую перипатетическую школу (от греч. слова «перипатео» - прохаживаюсь) или ее еще называли ликей. Во время чтения лекций Аристотель прогуливался в ликее со своими слушателями.

В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Педагогика в средние века и эпоху Возрождения. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философа­ми-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализ­ма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно бо­гословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от их положения в феодальной иерархии) различалось по своему содержанию и характеру. Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское вос­питание. В Западной Европе существовали следующие типы школ:

- приходские (при церковном приходе); - монастырские (при монастырях); - соборные или кафедральные (при епископских резиденциях). Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв. В связи с развитием ремесел и торговли в XIII – XIV вв. появились цеховые школы, в которых дети ремесленников получали начальное образование.

Гильдейские школы – создавались объединениями купцов – гильдиями. В таких школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность (платные школы).

В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) идея о всестороннем разви­тии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. ^ Ян Амос Коменский - чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог - создал стройную педагогическую сис­тему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор.

В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.Многое возникло в современной жизни из его дидактики. Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностран­ным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности. В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел прин­цип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (ка­бинеты физики, механики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский .Стержнем его педа­гогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы тру­дового народа и его прав на образование. В своем капиталь­ном труде «Человек как предмет воспитания/Опыт педагогиче­ской антропологии» .Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться. Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания. Таким образом, К.Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педаго­гики в России. Цель воспитания, по Ушинскому, — формиро­вание активной и творческой личности, подготовка человека к физиче­скому и умственному труду как высшей форме человеческой деятель­ности. Считая роль религии в формировании общественной морали по­ложительной, он выступал в то же время за независимость ее от науки и школы, выступал против руководящей роли духовенства в школе. Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отво­дил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он тре­бовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмос­феры товарищества. Павла Петровича Блонского Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе зна­ний закономерностей развития ребенка; уважении личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ре­бенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Исследова­ния Блонского основывались на двух главных принципах: идее разви­тия и целостном подходе к изучению ребенка. Он попытался дать пол­ную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное це­лое». В учебнике «Педология» (1936) Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенно­стей воспитания и обучения. Блонский выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития мнемической функции, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведе­ния человека. Блонский сформулировал принцип индустриализации — тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обу­чением. Блонский — автор первого учебного пособия по педагогике в со­ветской России.

Педагогика – это наука о процессе образования личности. Объект - Образование как целостный, педагогически организованный процесс социализации личности. Предмет - Система отношений, возникающих в образовательном процессе. Функции педагогической науки обусловлены ее предметом. I. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: /. Описательный или объяснительный - изучение передового и новаторского педаго­гического опыта. Диагностический - выявление состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих. Прогностический - экспериментальные исследования педагогической действитель­ности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережаю­щие образовательную практику. II. Технологическая функция предлагает также три уровня реализации: 1.Проективный - разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций). 2. Преобразовательный - внедрение достижений педагогической науки в образо­вательную практику.Рефлексивный - оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и их коррекция.3. Воспитательная (образовательная) функция - формирующее воздействие на человека системы приобретенных знаний. Законы педагогики: ^ 1. ЗАКОН НАСЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ: ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОСВАИВАЕТ КУЛЬТУРУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

2. ЗАКОН СОЦИАЛИЗАЦИИ: ТОЛЬКО В ОБЩЕНИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНДИВИД

^ ОБРЕТАЕТ СВОЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУЩНОСТЬ. 3. Закон последовательности: В ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ РАСПОЛАГАЕТСЯ ТОТ НОВЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, КОТОРЫЙ ЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВЛЕН ЕГО ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

4. Закон самоопределения: ^ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.

Как связаны педагогическая наука и практика? наука и практика реализуют функцию подготовки ребенка к жизни и труду в общества; научные исследования направлены на совершенствование педагогического процесса; - педагогическая практика является источником научных исследований.

^ Как педагогика связана с другими науками? - использование основных идей, теоретических положений других наук (связь с философией); - использование методов исследования (с психологией); - использование данных, конкретных результатов исследования (с психологией, медициной, физиологией); - комплексные исследования – проявление всех выше названных форм связи.
^ 3. Методология и методы организации педагогического исследования.

Методология – это общие основы науки (например педагогики), единая философская наука. ^ Методология пед – это общее учение о пед.и исследовательской деят-ти, об исходных основаниях, способах развития и реализации рез-тов пед.поиска. Педагогика развивалась под влиянием двух направлений: материальное – на формирование человека влияет внешняя среда, последовательное (Гераклин, Сократ, Эпикур, Демокрит); идеалистическое – суть: на человека влияют природные факторы (Сократ, Платон). Эти 2 подхода оказали влияние на разработку педагогической теории и в результате на современном этапе методологической основы определяющей подходы и основные положения педагогики в следующем: 1.Методология педагогики – это как учение о структуре и функциях педагогических знаний. 2.М.П. – а) как ключевые исходные фундаментальные педагогические положения (теории) имеющие общий научный смысл; б) как ученье о логике и методах педагогического исследования; в) как учение о способах использования полученных знаний для совершенствования знаний. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

^ Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения и практического применения для образования и совершенствования системы обучения и воспитания. Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования (объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских средств), а ещё формирует представление о последовательности движения исследования в процессе решения исследовательских задач. Любая методология выполняет ряд функций: 1. регулятивную 2. нормативную в этом её назначение. Методологическое значение может выступать в дескриптивной (описательной) и прескриптивной (нормативной) форме т.е. форме предписаний прямых указаний деятельности. Дескриптивная методология – как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования. Дескриптивный анализ имеет дело с репродуктивным описанием уже осуществленных процессов научных познаний (как в науке и как в практике сравнивая). Прескриптивная м. – направлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Общие научные принципы методологии: 1. Общенаучные: -системный подход заключается и основан на положении о том, что специфика сложного объекта – системы не исчерпывается особенностями составными её элементы, а связаны с характером взаимодействия её элементов. Познания, характера и механизма этих связей и отношений – задача (выявляется причина и как разрешить).-Принцип объективности выражается во всестороннем учёте факторов, условий, подходов, средств позволяющих получить истинные знания об объекте. -Принцип сущностного анализа – соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием закона их существования и функционирования условий факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению к прогнозированию развития педагогических явлений процессов – принцип сущного анализа.-Генетический принцип, его суть состоит в рассмотрении изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождений, последующего развития выявления моментов смены одного уровня функционирования другим более качественным ( например, развитие речи у ребенка: с чего начинается речь: слова, фразы , воспитатель один - лучше экскурсии проводит, другой – поделки, а есть и то и другое хорошо умеет).-Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории объекта (структуры, функции, связи объекта в его современном состоянии), а так же перспектив его развития. -Исторический анализ возможен только с позиции определенной научной концепции на основе представлений о структуре и функциях тех или иных отношений. -Теоретический анализ не состоится без изучения гинезиса объекта ( происхождения, становления). -Принцип концептуального единства исследований, т.е. каждый исследователь рассматривает определенную концепцию или вырабатывает свою, либо присоединяется к одной из существующих. Эти концепции изучаются, рассматриваются, корректируются или отбрасываются.- Целостности принцип. 2. Частные принципы:-личностный – признание соц, деятельностной и творческой сущности личности, ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности пед.процесса -деятельностный – деят-ть - основа, средство и решающее условие развития личности -культурологический - объективная связь с культурой как с системой ценностей, саморазвитие личности в процессе освоения культуры -этнопедагогический – ребенок живет и учится в определенной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу, поэтому необходимо учитывать национальные традиции воспитания -антропологический – системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении пед.исследовании -диалогический – личность является продуктом взаимодействия с окружающим микросоциумом. Методологические характеристики: проблема исследования – это теоретич или практич вопрос, требующий разрешения исследования актуальность проблемы – это необходимое и своевременное изучение и решение проблемы для дальнейшего развития пед теории и практики тема – лаконичная формулировка проблемы объект – то, на что направлен процесс познания. Объектом пед исследов являются пед системы, явления, процессы предмет – часть, сторона объекта, наиболее значимая с теоретич и практич точки зрения свойство цель и задачи цель – научный результат, который должен быть получен в ходе исследования, задачи – шаги, направленные на достижения цели. гипотеза – совукупность теоретич обоснованных предположений, нуждающихся в дальнейшей теоретической и экспериментальной проверке. Пед.исследование – это процесс и результат научной деят-ти, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, содержании, принципах и технологиях. Виды пед.исследований: фундаментальные – расскрывают закономерности пед процесса, направлены на получение новых знаний, развитие методологии науки, открытие ее новых областей – теоретическое исследование; прикладные – направлены на углубленное изучение отдельных сторон пед процесса ,расскрытие закономерностей пед практики – связывают науку и практику;разработки – создание программы, учебников, пособий, методических рекомендаций по обучению и воспитанию. Структура и логика пед исследования: 1 этап – общее ознакомление с проблемой ,обоснование актуальности, определение объекта, предмета, формулировка темы, постановка цели и задач 2 этап – теоретический анализ 3 этап – построение гипотезы 4 этап – выбор методов, проведение констатирующего эксперимента 5 этап – проведение формирующего эксперимента 6 этап – анализ, интерпретация и оформление результатов 7 этап – практические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение» icon1. Предмет философии Термин «философия» происходит от греческих слов...
Термин «философия» происходит от греческих слов «филео», что значит «люблю», и «софия», что значит «мудрость». Этот термин впервые...

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение» iconЛекция № Социология как наука Предмет, объект, функции и методы социологии...
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение»....

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение» iconДетей''. Термин '"ортопедия" составлен из
Термин '"ортопедия" составлен из двух греческих слов: orthos -прямой и paideia воспитание. Вводя этот термин, Андри имел в виду "правильное...

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение» iconКритически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы
Слово философия древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» люблю и «софия» мудрость, и означает...

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение» iconТема 1: современная экономика и экономическая наука
Термин "экономия" (от греческих слов: "ойкос" дом, хозяйство и "номос" учение, закон) впервые был введен в научный оборот Аристотелем,...

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение» iconЛекция Введение в информатику > Что такое инфоpматика? Термин "информатика"...
Термин "информатика" (франц informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно...

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение» iconИтак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило»...
«фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном переводе. Мы часто понимаем слово, но...

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение» icon1. Основные понятия и определения
Термин "информатика" (франц informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно...

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение» iconПроизошло от греческих слов фелео и сопио- что означает любовь к...
Понятие и сущность философии, ее место и роль философии в жизни человека и общества. Проблема происхождения философии

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides «дитя» иgogos «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение» icon[kgl] [gl]Лекции основные понятия и категория информатики.[:]
Термин "информатика" (франц informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов