Что такое мировоззрение?




Скачать 159.69 Kb.
НазваниеЧто такое мировоззрение?
Дата публикации23.08.2013
Размер159.69 Kb.
ТипВопрос
zadocs.ru > Философия > Вопрос

ЗАНЯТИЕ 2.




МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

«ИДЕАЛЬНОГО» И «МАТЕРИАЛЬНОГО»


СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ
Что такое мировоззрение?

  1. Что такое мировоззрение?

  2. Влияние философии на формирование мировоззрения

  3. Соотношение материального и идеального в философии

  4. Познаваем ли мир?




УСПЕШНО ИЗУЧИВ ЗАНЯТИЕ, ВЫ БУДЕТЕ
Знать:

  • что такое мировоззрение;

  • каким может быть мировоззрение;

  • как философия влияет на формирование мировоззрения;

  • сущность вопроса о соотношении материи и сознания;

  • различие между объективным идеализмом и субъективным идеализмом;

  • существо философской проблемы познаваемости мира;

  • можно ли придавать философии идеоло­гический или партийный характер


И^ ЗУЧАЯ ЗАНЯТИЕ, НЕОБХОДИМО

АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ

НА СЛЕДУЮЩИХ ПОНЯТИЯХ


  • мировоззрение;

  • убеждение;

  • осевое время истории;

  • субстанция;

  • материя;

  • сознание;

  • идеальное;

  • объективный идеализм;

  • субъективный идеализм;

  • монизм;

  • дуализм;

  • гилозоизм;

  • агностицизм


ТЕОРИЯ




1. Что такое мировоззрение?

Лучше разобраться в вопросе о том - что такое философия - нам поможет рассмотрение проблемы мировоззрения и мировоззренческой функции философии.

Функция по латыни - предназначение. В функциях выражается роль фило­софии в жизни общества и человека. В первую очередь, необходимо понять смысл мировоз­зренческой функции философии. Мировоззрение относится к важнейшим фи­лософским понятиям, поскольку оно определяет смысл человеческого бытия. Самое простое определение мировоззрения присутствует в названии этого явления. Мировоззрение - это система взглядов (воззрений) человека на мир. Однако это простое и распространенное опреде­ление нуждается в существенном дополнении, поскольку не раскрывает полностью смысл мировоззрения. Мировоззрение не просто сумма или сис­тема знаний о мире, а особое отношение к нему человека, основанное на этих знаниях. Можно, например, иметь знание о человеке, о тех или иных обще­ственных процессах, но не определить своего отношения к ним. В этом слу­чае знания будут носить не мировоззренческий, а нейтральный характер. В структуре мировоззрения обязательно присутствуют убеждения - без них нет мировоззрения.

Убеждения - это глубоко усвоенное знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения. Между знанием и убеждением есть существенное различие: не всякое знание становится убеждением – а, следовательно, и мотивом поведения. От знаний можно отказаться, а от убеждений - трудно. Как отмечал К. Ясперс: «Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отказался от своих зна­ний, второй - нет, и принял мученическую смерть».

Итак, мировоззрение - это система взглядов и убеждений, выражающая отношение человека (общества, социальной группы, этноса) к миру в целом и различным аспектам человеческого бытия.

^ Каким может быть мировоззрение?

Мировоззрение относится к одному из самых многообразных и противоре­чивых явлений в духовной жизни человека. Оно также многогранно, специ­фично, не похоже друг на друга, как не похожи характеры людей. Вместе с тем, все многообразие мировоззренческих взглядов можно классифицировать по следующим основаниям:

  • по носителю (субъекту) - общественное (взгляды общества, социальных групп, этноса и т.п.) и индивидуальное мировоззрение;

  • по историческому типу - мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций;

  • по национальным особенностям - мировоззрение, подчеркивающее этни­ческую специфику общества и личности, (например, мировоззрение россий­ского, китайского или американского общества);

  • по социальному характеру - атеистическое, религиозное, прагматическое, гуманистическое, консервативное, демократическое, революционное и т.п.

  • по глубине отражения действительности - обыденное и научное миро­воззрение.


2. Влияние философии на формирование мировоззрения

Каким образом философия может влиять на формирование мировоззрения?

Во-первых, философия, как и другие формы общественного сознания, дает людям определенную сумму знаний о мире, обществе, человеке. Однако фи­лософские знания несут особую смысловую нагрузку (поскольку это пре­дельно широкие и глубокие знания): в них содержатся сведения об основах и принципах бытия, сущности социальной организации жизни и человека, по­этому они играют доминирующую роль в мировоззрении людей, определяя ориентацию и характер других его компонентов.

Во-вторых, философия обобщает достижения и опыт, накопленные во всех отраслях научного знания и практики. Это позволяет ей осмысливать бытие человека в современном мире, отражать его характер и основные про­блемы, создать широкомасштабную картину духовного и социального разви­тия общества. Как говорил Гегель, «Филосо­фия - это эпоха, схваченная в мысли». Ни одна из конкретных наук - естест­вознание, математика, физика, психология и т.д. такого рода способностью к объединению всех результатов человеческой деятельности не обладает.

В-третьих, на основе обобщения и всестороннего анализа итогов духовной и практической деятельности человека философия способна выдвигать новые мировоззренческие идеалы и идеи общественного развития, готовить общест­во к новой судьбе, кардинальным переменам. Все значительные, судьбонос­ные повороты в общественном развитии, истории человечества - революции и реформы - возникали сначала в умах людей, в виде новых общественных идей, целей, надежд, а затем уже становились реальностью. Философия воо­ружает общественную мысль перспективами человеческого развития, его идеалами, осмысливает средства их достижения.

Существуют множество исторических фактов, которые свидетельствую­т о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека.

С историей философии связаны три эпохальных события коренным обра­зом изменившие мировоззрение людей и их судьбы. Первое событие - воз­никновение самой философии и переход в этой связи человечества от мифо­логии к новому типу мировоззрения. Мифологическое восприятие мира, объ­яснение всех происходящих в нем событий с помощью фантазии, вымысла, веры в сверхъестественные силы уступает место рациональному, философскому поиску причин, лежащих в основе, как природных явлений, так и че­ловеческого бытия. К.Ясперс на­звал время возникновения философии «осевым временем истории», проте­кавшим между 800 и 200 годами до нашей эры. В этот период почти одно­временно и независимо один от другого возникают духовные центры миро­вой цивилизации. В Китае в это время создавали свои учения Конфуций и Лао-цзы, в Индии появились Упанишады, жил и проповедовал Будда, в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба со злом, в Греции Фалес и его уче­ники первыми в развитии европейской культуры указали путь к новому ми­ровоззрению. Например, Аристотель говорил о Фалесе как о человеке, которому принад­лежит первая попытка найти, не прибегая к мифам, физическое начало всего сущего.

Новый взгляд на мир, кардинальный поворот в направлении поиска причин и сущности бытия, положил начало не только эры философствования, но и возникновению конкретных наук. Любая существующая в наше время наука, любое современное научное мировоззрение имеют свои исторические истоки в пе­реходе человечества от мифологии к философскому, рациональному осмыс­лению мира.

Второе событие, коренным образом изменившее характер мировоззрения общества и личности, это - формирование и развитие в философии эпохи Возрождения идеи гуманизма. С этого времени возникает новая шкала миро­воззренческих ценностей, в которой высшее место принадлежит человеку. Философия гуманизма провозгласила свободу личности, уважение досто­инств и прав человека, заботу о благе людей и их всестороннем развитии. За­метим, что концепция гуманизма не могла возникнуть в рамках конкретной науки - физики, астрономии, математики и т.д. - для ее появления нужна интеллектуальная, духовная сила другого масштаба, способная не про­сто объяснять конкретные физические процессы, вычислять, измерять и т.п., а понять смысл самого человеческого бытия и возвысится до осознания ценности человека. Существенную роль в развитии идеи гуманизма сыграла религия. Однако в религиозном и философском представлении о че­ловеке и гуманизме есть значительное различие. В религии земная жизнь человека не является главной, она как бы предтеча, приготовление к другой, ис­тинной жизни в царстве небесном. Философский гуманизм исходит из того, что жить нужно «здесь и сейчас», человек - творец своей судьбы, жизни, он ак­тивная личность, созидающая добро и прекрасное. Перемены в мировоззре­нии людей под влиянием философии гуманизма особенно глубоко отразились в шедеврах мировой культуры - живописи Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, поэзии Франческа Петрарки, прозе Данте, Рабле, Боккаччо, му­зыке Вивальди, трагедиях Шекспира. Именно в это время формируется мо­дель университетского образования, наполненного благородной целью сфор­мировать Homo sapiens - человека понимающего, способного постигнуть и мир вещей и свою сущность.

Третье знаковое событие, связанное с воздействием философии на глубо­кие перемены в общественном мировоззрении, это - формирование в филосо­фии Нового времени мировоззренческих идей, идеалов и ценностей, изме­нивших судьбы человечества и ставших основой современных взглядов на социальную жизнь людей. К ним относятся, прежде всего, идеи естественного права, общественного договора, правового государства, гражданского общества, социальной справедливости, идеалы свободы, равен­ства и братства людей. Под знаменем этих идей в Европе совершались соци­альные преобразования, определившие облик современной европейской ци­вилизации. Примечательно, что когда революционные преобразования стали приближаться к России, царское правительство поставило вопрос о запреще­нии преподавания философии в университетах. Министр внутренних дел Ширинский-Шихматов заявил тогда: «Польза философии не доказана, а вред возможен». И на преподавание философии, как на источник вольнодумства и смуты, в России наложили запрет, длившийся 14 лет.

Приведенные нами три исторических факта убедительно показывают, на­сколько велика и ответственна мировоззренческая миссия философии в раз­витии человеческой цивилизации, в судьбах народов и отдельных людей.
^ 3. Соотношение материального и идеального в философии

С проблемой осмысления мировоззренческих основ философии тесно связан вопрос о соотношении двух пре­дельно широких понятий: материи и сознания. Представители ряда философских направлений даже склонны называть этот вопрос – основным в философии. Сформулируем ряд проблем, рассмотрение которых поможет нам глубже понять смысл этого вопроса.

Во-первых, потому что это вопрос о первооснове бытия, о том, что являет­ся субстанцией мира - материя или сознание. Первым философом, кто четко обозначил этот вопрос, был Платон. Рассматривая возникновение философских знаний, он писал, что «материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду, как на первоначала всех вещей, и, именно, это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первона­чал. Идеалисты же утверждают, что первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична».

Во-вторых, от решения во­проса о соотношении материи и сознания во многом зависит позиция философа по всем другим исследуемым проблемам. Будет ли это вопрос о происхождении мира, человека, его сознания, общест­ва, культуры, религии, морали и т.д. - в любом случае, отвечая на него, философ (осознанно или неосознанно) будет занимать материалистическую или идеалистиче­скую позицию.

В-третьих, рассматриваемый философский вопрос является надежным путеводителем среди множества сложных противоречивых фило­софских учений, позволяя классифицировать философские системы, школы и направления.

Смысл этого философского вопроса заключается в решении предельно глобального и глубокого противоречия, лежащего в основе понимания сущности мира и че­ловека - противоречия между материальным и идеальным. Он имеет две сто­роны - онтологическую и гносеологическую. Первая сторона (онтологиче­ская); в ней раскрывается основа (субстанция) бытия путем постановки и ре­шения вопроса о том, что первично - материя или сознание. Данный вопрос возник тогда когда философы от наивных рассуждений о природе вещей пе­решли к осмыслению сознания, его места и роли в человеческом бытии. Пер­выми это сделали софисты и Сократ. Вторая сторона данного вопроса (гносеологическая) акцентирует внимание на проблеме познаваемо­сти мира, на том, может ли наше сознание адекватно отражать бытие. Из по­зитивного решения данной проблемы возникает теория познания - учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира.

В зависимости от решения онтологической стороны вопроса возникают два четко выделяемых направления в истории развития философской мысли - материализм и идеализм. Материалистические философские школы при­знают первичность материи, природы, а сознание рассматривают как свойст­во высокоорганизованной материи.

Первичность материи означает то, что она никем не сотворена и сущест­вует вечно, а сознание порождается самой природой на определенном этапе ее саморазвития. История материализма начинается с возникновения фило­софии: первые древнегреческие философы искали основы мироздания в ма­териальных началах - воде, воздухе, огне, атоме. Дальнейшее развитие философии определило появление других разновидностей материализма: метафизического, антропологического, вульгарного, диалек­тического и т.д.

Идеалисты, напротив, считают первичным сознание, которое порождает материальный мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распростране­ние только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, ми­ром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство), но класси­ческую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем созна­нии: мир - это мое представление о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле субъект создает свой мир, и являет­ся как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъектив­ный идеализм появился значительно позднее объективного на основе эмпи­рической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к вы­воду о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епи­скоп Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный мир, есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

Можно сделать вывод, что материализм и идеализм стремятся свести все многообразие мира к одному началу - материи или соз­нанию и из этого начала объяснить суть бытия. Такой подход к объяснению мира в философии получил название монизма (от греч. Monos - один, единст­венный).

В истории философии встречаются и другие (менее распространенные) ва­рианты решения этого вопроса. Один из них - дуализм (от лат. Duo - два), обос­новывающий существование в мире двух независимых друг от друга проти­воположных начал (субстанций), лежащих в основе бытия. Первые идеи дуа­лизма возникают еще в Древнем Востоке в форме религиозно-нравственного учения, с точки зрения которого смысл бытия заключен в борьбе двух проти­воположных, равных по силе начал: материи и духа, добра и зла, света и тьмы. Это, например, учение пророка Заратустры, который в основе мира ви­дит борьбу двух вечных и божественных начал: Ормузда и Аримана, олице­творяющих добро и зло.

В философии дуализм означает признание независимости друг от друга ма­терии и сознания. Эти субстанции существуют, как бы в параллельных мирах и ни одна из них не является причиной для другой. Наиболее полно и четко эта точка зрения выражена французским философом Р. Декартом, доказы­вавшим существование двух абсолютно противоположных, равноправных, несводимых друг к другу субстанций - материальной и духовной.

Другое нетрадиционное решение данного вопроса философии представ­лено в гилозоизме (от греч. Hyle и zoe - вещество и жизнь) - учении об универ­сальной одушевленности материи (вся материя обладает сознанием). В худо­жественной форме эта идея воплощена в фантастической повести польского писателя и философа С. Лема, изобразившего мыслящую планету «Солярис». Сторонниками этого учения были Дж. Бруно, некоторые французские фило­софы эпохи Просвещения. Новое прочтение гилозоизма встречается в совре­менной философии, в частности, в трудах по антропологии Пьера Тейяра де Шардена, где обосновывается наличие у Земли оболочки духовности - Ноо­сферы или сферы разума.
4. Познаваем ли мир?

Во второй – гносеологической - стороне философского вопроса о соотношении материального и идеального сформулирована про­блема познаваемости мира: может ли сознание адекватно отражать окру­жающий мир, доступна ли для человеческого разума истина и сущность ве­щей? В процессе осмысления этих вопросов в истории философии возникают несколько гносеологических концепций.

  • ^ Познавательный (гносеологический) оптимизм. В этом случае, философы (а их большинство) доказывают возможность познания реального мира. При этом они ссылаются на практику, подтверждающую истинность многих теоретических положений.

  • Скептицизм (от. греч. Skepsis - сомнение) – учение, появившееся в античной
    философии (Пиррон, Секст Эмпирик), которое не допускает, в принципе, возмож­ность никакого достоверного знания. До нас дошли, так называемые, «скептические тропы», содержащие оригинальную аргументацию против способности
    человека к познанию истины. В основе рассуждений скептиков лежит прин­цип «изостении» - равнозначности всех суждений: «любое суждение равно­
    сильно другому, поэтому нет верного знания, и следует вообще воздержи­ваться от каких-либо утверждений». Из этой позиции скептики выводят
    нравственный закон жизни философа, мудреца - атараксию (от греч. греч. ataraxia -
    невозмутимость): так как суждения инициируют определенный поступок, то
    отказ от них является непременным условием достижения покоя и безмятеж­ности.

Скептическое отношение к познанию мира сохранилось и в некоторых со­временных философских школах. Например, постмодернизм, исходя из убеждения о множественности и субъективности истин, выдвигает прин­цип полного отказа от познания мира. Само познание, с точки зрения этого учения, бесполезно, поскольку «события всегда опережают теорию».

Агностицизм (от греч. Agnostos - непознаваемый)- философская концепция, отрицающая возможность истинного познания мира. Между агностицизмом и
скептицизмом есть существенное различие. Агностики, отрицая способность
человека познать сущность вещей, тем не менее, не отрицают возможность
познания мира явлений и теоретических знаний о нем, они не придерживают­ся и принципа воздержания от суждений. Термин «агностицизм» ввел в науку
в 1869 г. английский естествоиспытатель Т.Гексли, хотя сама концепция воз­никла гораздо раньше - во времена софистов. Классическую форму агности­цизм приобрел в философии Юма и Канта.

Итак, мы рассмотрели две стороны ключевого вопроса философии - о первичности материи или сознания и познаваемости мира. В связи с этим возникает новая существенная проблема, которая может быть сформулирова­на следующим образом: раскрывают ли полностью содержание данного вопроса две рассмот­ренные выше его стороны?

Нет, философский вопрос о соотношении материи и созна­ния, кроме фундаментальных проблем о первооснове мира и его познаваемо­сти, имеет и другой существенный аспект - взаимоотношение материи и сознания на различных уровнях организации жизни: природной, биологиче­ской, социальной, духовной. В частности, это соотношение материальной и духовной культуры, общественного бытия и общественного сознания, биоло­гического и духовного в человеке и т.д. И в данном случае соотношение ма­терии и сознания, материального и идеального не ограничивается вопросом об их первичности и вторичности: здесь может быть другого рода их коорди­нация, например, взаимодействие, или взаимообусловленность. Следует от­метить, что в познавательном процессе активной, творческой стороной вы­ступает сознание, оно «препарирует» реальность, анализирует ее, экспери­ментирует и т.д. Но это, отнюдь, не означает, что сознание первично по от­ношению к изучаемому объекту, что оно порождает его: здесь совершенно другое взаимоотношение материального и идеального.

В любом философ­ском исследовании, связанном с человеческим бытием - в том или ином виде - присутствует проблема соотношения материи и сознания. И эта проблема харак­теризует философский уровень изучения явлений; именно при ее решении возникают те исходные, ключевые знания, с помощью которых с философской позиции осознается исследуемый материал. В определенном смысле, можно сказать, что философия - это учение о взаимодействии материального и идеального на всех уровнях человеческого бытия. Другое дело, нельзя придавать этому вопросу жестко идеоло­гический или партийный характер, как это было в недавнем прошлом. Так, в Философской энциклопедии 1967 г. вопрос о соотношении материи и сознания объявлялся «методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии». Философия не выполнять роль идео­логической доктрины (атеизма, теизма, коммунизма, либерализма и т.д.). Ее цель не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундамен­тальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку по­знать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей.
^ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ


  • Мировоззрение – это система взглядов и убеждений, выражающая отношение человека и общества к миру в целом и различным аспектам человеческого бытия.

  • С развитием философии связаны три эпохальных события, изменившие мировоззрение людей и их судьбы: переход человечества от мифо­логии к философскому типу мировоззрения; формирование в философии эпохи Возрождения идеи гуманизма; формирование в филосо­фии Нового времени новых идей и ценностей: естественного права, общественного договора, социальной справедливости, свободы и др.

  • Смысл вопроса о противоречии между «материальным» и «идеальным» в философии рассматривается с двух сто­рон – онтологической и гносеологической.

  • Онтология вопроса о соотношение материи и сознания проявляется в развитии философии через полемику материалистов и идеалистов. Основные подходы к объяснению многообразия мира выявляются в монизме, дуализме и гилозоизме.

  • Гносеология вопроса о соотношение материи и сознания проявляется в развитии философии через полемику «познавательных оптимистов», «скептиков» и «агностиков».

  • Цель философии состоит не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундамен­тальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку по­знать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое мировоззрение? icon1. мировоззрение и его типы
Мировоззрение — совокупность взглядов и представлений. Мировоззрение состоит из миропонимания и мироощущения

Что такое мировоззрение? iconЧто такое шутка?
Что такое шутка? Это когда смешно, скажете вы. Большинство людей скажут, что шутка это что-то, сказанное кем-то, что заставляет других...

Что такое мировоззрение? iconКак переводится слово натюрморт с голландского?
Назовите страну, которая является родиной стиля барокко? Перечислите основные черты стиля барокко? Что такое маскарон? Что такое...

Что такое мировоззрение? icon1. Мировоззрение. Его структура и исторические типы
Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в...

Что такое мировоззрение? iconВладимир Авдеев Раса и мировоззрение
Отсюда закономерно вытекает, что мировоззрение как форма умственной и психической деятельности своими корнями уходит в архаический,...

Что такое мировоззрение? iconЗаконы Менделя
Матчасть. Понимать, что такое днк-рнк-белок, из чего всё это состоит, что такое ген, как всё это между собой связано. В прокариотическом...

Что такое мировоззрение? iconВопросы к зачёту
Мировоззрение как социокультурный феномен. Мировоззрение и менталитет. Структура, уровни и формы мировоззрения

Что такое мировоззрение? iconФилософия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия
Мировоззрение систематизирует представления человека о мире и самом себе. Это единство знаний, убеждений людей. 3 основных форм мировоззрения:...

Что такое мировоззрение? iconЧто такое социологическое исследование?
Что такое методология, метод, методика, процедура, техника социологического исследования?

Что такое мировоззрение? iconКакие аспекты культуры речи выделяются в современной лингвистике?
Что понимается под уместностью речи? Что такое лексика ограниченной сферы употребления? Что такое стилистическая и эмоционально-экспрессивная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов