Основы философии




НазваниеОсновы философии
страница1/30
Дата публикации25.08.2013
Размер4.99 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»
Кафедра философии и социологии

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Под редакцией д.ф.н. И.А. Асеевой

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

Курск - 2012

УДК 101. 1 (075)

ББК 87 я 73

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ:

Введение в философию. История философии. Онтология. Антропология. Гносеология / Под редакцией д.ф.н. И.А. Асеевой


Учебное пособие для вузов. Курск, 2012.
Рецензенты:

докт. филос. н., проф. Мороз В.В.

докт. филос. н., доц. Гребенщикова Е.Г.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов. Оно вобрало в себя опыт многих научных и учебных изданий, вышедших в последние годы.

Пособие содержит вопросы семинарских занятий, перечень основных понятий каждой темы, предложено несколько докладов и рефератов, список необходимой и дополнительной литературы для подготовки и краткий конспект соответствующей лекции. Для самопроверки студент может обратиться к вопросам в конце каждого занятия. По окончании очередного раздела представлены тесты, аналогичные экзаменационным. Пособие построено в соответствии с логикой лекционных курсов, преподаваемых в Юго-Западном государственном университете для студентов гуманитарных специальностей.

ISBN

© И.А.Асеева (текст);

© ЮЗГУ (оригинал-макет, оформление)

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие







5

РАЗДЕЛ I. Введение в философию

Занятие 1.

Мировоззрение, его сущность и основные типы.

7




Занятие 2.

Понятие философии, ее предмет и основные вопросы.

17

РАЗДЕЛ II. История философии

Занятие 3.

Философия Древнего Востока.

31




Занятие 4.

Философия Древней Греции и Рима.

44




Занятие 5.

Философия Средних веков.

61




Занятие 6.

Философия Нового времени.

75




Занятие 7.

Философия классического рационализма XVIIIXIX веков.

88




Занятие 8.

Русская философия.

104




Занятие 9.

Основные направления современной западной философии.

126

РАЗДЕЛ III. Основы философского понимания мира

Занятие 10.

Онтология. Бытие. Материя.

143




Занятие 11.

Основные формы существования материи.

157




Занятие 12.

Природа как объект философии.

173




Занятие 13.

Глобальные проблемы современности и выживание человека.

185

РАЗДЕЛ IV. Современные проблемы философской антропологии

Занятие 14.

Сущность и существование человека.


202




Занятие 15.

Сознание как отражение и деятельность, его природа и специфика.

212




Занятие 16.

Сознание и язык.

228




Занятие 17.

Сознательное и бессознательное в человеке.

238




Занятие 18.

Личность. Проблемы свободы и ответственности.

250




Занятие 19.

Основные концепции смысла жизни человека.

260




Занятие 20.

Философское учение о ценностях.


266




Занятие 21.

Социально-философское учение об обществе.

273




Занятие 22.

Культура и цивилизация.

282

РАЗДЕЛ V. Гносеология


Занятие 23.

Познание.

296




Занятие 24.

Истина как главная цель познания.

306




Занятие 25.

Научное познание.

319




Занятие 26.

Методология науки.

331




Занятие 27.

Практическое, паранаучное и вненаучное познание.

343



ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие, которое вы держите в руках, является результатом работы коллектива авторов, посвятивших много лет преподаванию философии в вузе. Оно вобрало в себя опыт научных и учебных изданий, вышедших в последние годы, и удачно адаптировано для студентов и преподавателей.

Цель учебного пособия – отразить основные проблемы философии, идеи, точки зрения и концепции. Проблемы философии, не получившие на сегодняшний день однозначного решения, представлены авторами в дискуссионной форме, с указанием различных подходов. На наш взгляд, такая методика позволяет студентам занять более активную позицию в обсуждении актуальных вопросов современной философии.

Пособие содержит вопросы семинарских занятий, перечень основных понятий каждой темы, предложено несколько докладов и рефератов для углубленного изучения материала, список необходимой и дополнительной литературы для подготовки. Каждому пункту плана соответствует краткий конспект, содержащий необходимую информацию для каркаса ответа. Все термины и ведущие определения выделены курсивом, что позволяет читателю легко ориентироваться в тексте.

Для самопроверки студент может обратиться к вопросам в конце каждого занятия. По окончании очередного раздела представлены тесты, аналогичные экзаменационным. Пособие построено в соответствии с логикой лекционных курсов, преподаваемых в высших учебных заведениях.

Работа авторского коллектива распределялась таким образом: В.Е. Никитин подготовил введение, заключение, раздел IV занятие 14, п. 3; И.А. Асеева – раздел I, II, III, IV занятия 14-17, 19-20, раздел V занятия 23,24,27; Л.М. Величко – раздел V занятия 25-26; А.И. Алексеенко – раздел IV занятие 18; Т.Н. Каменева – раздел IV занятие 21; С.Н. Алехина – раздел IV занятие 22.
ВВЕДЕНИЕ
По многочисленным и откровенным признаниям студентов всех факультетов, практически каждый из них, увидев в расписании новый предмет «философия», задавал один и тот же вопрос: «А зачем философия инженеру (химику, биотехнологу, экономисту)?» И если на первых занятиях ответ не приходил, изучение философии превращалось в нудное и тоскливое отсиживание времени.

Учитывая эти реалии жизни, авторы учебного пособия сочли необходимым дать хотя бы краткий, но простой и понятный ответ на этот молчаливый вопрос, подняв его на более высокий уровень: «Зачем философия человеку?» Впрочем, вначале можно ответить на более практичный вопрос: «А без философии можно обойтись?»

А без мобильных телефонов, машин, фабрик, заводов обойтись можно? Можно, оказывается! Только человек перейдет в первобытное состояние, но останется человеком до тех пор, пока у него сохранится хоть какая-то философия, то есть, мировоззрение, - способность понимать себя, свое сообщество, природу, способность накапливать знания и критически мыслить. Но если вдруг человек утратит философию, он превратиться в один из обычных видов млекопитающих, потеряв право на гордую приставку – человек разумный.

Сделаем вывод: без философии обойтись нельзя по той простой причине, что она уже есть у каждого нормального, думающего человека. А вот без ее изучения – можно! (Только не в университете, она обязательна в учебной программе). Но тогда придется довольствоваться собственной маленькой кустарной философией, хаотичной, с ошибками и заблуждениями, вырабатывая ее десятилетиями.

Вопрос формулируется так. Быть человеку всю жизнь в мировоззрении, стиле мышления кустарем-одиночкой или же воспользоваться редкой возможностью приобщиться к концентрату духовной культуры человечества, носителем которой три тысячи лет является философия?

Думая над тем, как объяснить значение философии, мы пришли к выводу, что лучше всего это сделают те, кто на века остался в памяти людей как философ. Совокупность их мыслей и мнений о предмете, даст разностороннее понимание того, что такое философия и зачем она человеку.

Вот, что говорит философ Платон (V век до н.э.), как бы обращаясь к начинающему: «Человека, не сроднившегося с философией, ни хорошие способности, ни память с ней сроднить не смогут, ибо в чуждых для себя душах она не пускает корней».

А вот мнение Антисфена (V век до н.э.): «Философия дала мне умение беседовать с самим собой», и как бы продолжает эту мысль Аристипп (V век до н.э.): «Философия приносит ту пользу, что дает способность говорить с кем угодно».

Диогена Синопского спросили: «Когда мир благоденствует?» Он ответил: «Когда его цари философствуют, а философы царствуют». А на вопрос, что дала ему философия, ответил: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы».

Прекрасно понимал значение философии для человека Эпикур, еще в IV веке до новой эры. Его мудрые советы звучат так: «Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть никто не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души».

Мысли Цицерона ( I век до н.э.) четко определяют два важных аспекта философии. Он говорит: «Наука об исцелении души есть философия». И еще также кратко и точно: «Культура ума есть философия». Сенека (I век н.э.) выделяет еще одну характерную черту: «Философия учит делать, а не говорить. Она требует от каждого жить по ее законам, чтобы жизнь не расходилась со словами…»

И в заключение, несколько мыслей классиков немецкой философии. Кант (XVIII век) полагал, что именно из философии «можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком» и предложил определение еще одного важного аспекта своей науки: «Философия – критическая совесть эпохи». Последователь Канта, Гегель, человек, энциклопедически образованный, сказал: «Я знаю много прекрасных наук, но науки прекраснее философии не знаю». И далее: «Философия есть мышление о мышлении и высший способ постижения духом своей сущности».

Мы полагаем, что это краткое знакомство с мнениями о философии великих мыслителей при внимательном прочтении и размышлении поможет найти ответ на вопрос, зачем философия человеку, станет основой осмысленного отношения к этому предмету, а, возможно, и началом любви к мудрости.
^ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Философия - одна из древ­нейших обла­стей человеческого знания, ду­ховной культуры. Зародившись в VII—VI веках до н. э. в Ин­дии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постанов­ка мировоззренческих вопро­сов и поиск ответов на них. Уяснение таких вопросов имеет для людей жизненно важное значение. Это особенно ощу­тимо в переломные эпохи с их сложным сплетением проб­лем — ведь именно тогда про­исходит и перестройка миро­воззрения.
Занятие 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ


  1. Понятие мировоззрения.

  2. Структура мировоззрения.

  3. Мифология как форма мировоззрения.

  4. Религиозное мировоззрение.

  5. Обыденно-практическое мировоззрение.

  6. Научное мировоззрение.

  7. Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности.


Основные понятия

Мировоззрение, знания, идеалы, ценности, миропонимание, мироощущение, мировосприятие, теоретический уровень мировоззрения, практический уровень мировоззрения, мифология, миф, синкретизм, антропоморфизм, религия, обыденное мировоззрение, критерии научности, научное мировоззрение, философия, понятие, абстракция, универсализм, субстанционализм, скептицизм.
^ Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск : ЮЗГУ, 2012.

Гудинг Д. Мировоззрение. Для чего мы живем и каково наше место в мире : Учебное пособие / Дж. Леннокс. - Ярославль : НОРД, 2001.

Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.

Урманцев Ю. А. Девять плюс один этюд в системной философии : Синтез мировоззрений. - М. : Ин-т Холодинамики, 2001.



1. Понятие мировоззрения
Мировоззренческие вопросы встают перед человеком с тех самых пор, как он себя помнит. Что есть мир? Что есть человек? Каковы смысл его жизни, его предназначение, тайна его смерти? Каковы возможности человека воздействовать на окружающий мир? К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавля­ются все новые, весьма серьезные и напряженные. Какова общая картина, сложности, противоречия, тенденции, перспективы развития нашего общества, нашей страны? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты сегодня? Возможно ли предотвратить нависшие над человечеством смер­тельно опасные угрозы? Как защитить человека от самого себя? Нужны ли идеалы? И так далее.

В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эруди­ции, так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, называют мировоз­зрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных об­ластях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится фи­лософия. Ее роль в решении мировоззренческих проблем очень велика. Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоз­зрение.

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
^ 2. Структура мировоззрения
Мировоззрение - это интегральное образование. В его состав входят обобщенные знания: как повседневные жизненно-практические, так и профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. В мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.

В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

- во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире (знания);

- во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов; целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей;

- в-третьих, деятельностный аспект мировоззрения. Он концентрируется вокруг значений, смыслов и ориентиров нашей жизнедеятельности, создавая простор для выражения жизненного опыта, оценки действительности, убеждений, принципов и идеалов.

Также очень важна "историческая оптика" мировоззрения, сфокуси­рованная на конкретно-историческое видение мира и связанная с тем, что человек рождается в определенное историческое время и в определенном историческом месте.

В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная составляющие. ^ Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием "миропонимание". Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.

^ Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями "мировосприятие" и "мироощуще­ние". Мироощущение является первоначальным элементом, соединя­ющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями.

Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта. В мировоззрении человек и человечество приводят себя к самовыражению. Мировоззрение оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности.

Выделяются также теоретический и практический уровни мировоззрения. Практический уровень мировоззрения иногда называют "жизненной философией". Синонимами практического мировоззрения выступают понятия "житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся мировоззрение, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоз­зрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности: говорят о мировоз­зрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.

^ Теоретический уровень мировоззрения, к которому относятся философия и наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений, формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации.

Одна из самых распространенных классификаций мировоззрений – по преобладающей форме общественного сознания: мифологическое, религиозное, обыденное, научное, философское.
^ 3. Мифология как форма мировоззрения
Мифология характеризуется как мировоззрение, по­скольку все его основные проблемы в представ­лены и в мифах: происхождение мира и его устройство (хаос и космос), пу­ти возникновения наиболее важных явлений природы и общест­венной жизни, тайны рождения и смерти человека, его место и предназначение в мире.

Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития.

Первоначально мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии (синкретизм).

Мысль в мифе выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах.

В мифологии явления природы и культуры сближались, человеческие черты переносились на окружающий мир, космос и другие явления природы, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались (антропоморфизм).

Здесь отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мыслей и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Миф выполнял разнообразные функции:

- с его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим,

- формировались коллективные представления того или иного народа,

- обеспечивалась духовная связь поколений,

- мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения,

- мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни,

- заполнял пробелы в знаниях, строил связную и понятную картину мира.

Миф есть первая синкретическая (нерасторжимая, целостная) форма общественного сознания, в которой причудливо сочетались верные наблюдения с вымыслом, реальное и иллюзорное, мате­риальное и идеальное.

^ 4. Религия как форма мировоззрения
Мифологическое мировоззрение, развиваясь, неизбежно превраща­ется в условиях перехода к классовому обществу в религиозное мировоз­зрение. Между мифом и религией существует тесная связь, сходство: отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, одухотворение материаль­ного и опредмечивание идеального. Религиозно-магические обряды вхо­дят в состав мифологии на зрелом этапе ее развития, а мифы - неотъем­лемое слагаемое любой религии.

Но религия не только порождается мифом, развивает его, но и от­рицает: если мифология не знает разделения веры и знания, естествен­ного и сверхъестественного, поскольку всякий мифический объект для нее достоверен и очевиден, то религия раздваивает единый мир на мир сверхъестественный и мир естественный; если в мифологии борьба че­ловека с силами природы изображается как героическая борьба, в ко­торой человек дерзает вступить в единоборство с самим богом, то рели­гия низводит человека до положения "раба божьего", всецело уповаю­щего на божественную благодать.

^ Суть любой религии - вера в сверхъестественное. Из нее вы­текают, ею определяются такие компоненты религиозного миро­воззрения, как вера во всемогущество Бога-творца, представле­ние о бессмертии души, вера в "спасение".

Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения. С помощью обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Это придает религиозному мировоззрению особый духовно-практический характер.

Вместе с тем, религия является мощным регулятором поведения человека и общества. Верующий в определенного бога человек должен строго выполнять религиозные заповеди, нормы, соблюдать церковные традиции и ритуалы. Отступление от религиозных мировоззренческих установок оценивается как серьезный проступок, требующий раскаяния и искупления.
^ 5. Обыденное мировоззрение
Обыденные представления об окружающей действительности – это часть жизни любого общества и человека. В обыденном мировоззрении зафиксирован и личный практический опыт каждого человека, и коллективное общественное мнение, стереотипы поведения, правила отношений, принятые в данном обществе, суеверия, предрассудки и народная мудрость, здравый смысл.

Обыденный опыт служит для ориентации в настоящем, но и, что не менее важно, помогает быстро разобраться в сложной жизненной ситуации, предположить ее последствия и найти оптимальный выход, дает возможность соотнести свои планы и цели с реальными перспективами, построить модель желаемого развития событий, то есть, направляет вектор человеческой активности в будущее, выделяя прогностическую функцию.

Коллективный социально-практический опыт формирует своеобразные архетипы, корректирующие поведение, в частности, архетип старого мудреца, способного предвидеть будущее, архетип героя, архетип матери. Фрагменты различных знаний из науки, философии, морали, религии, политики и других сфер духовной культуры позволяют человеку наиболее успешно вписаться в реальные социальные отношения и избежать конфликтов и ошибок.

Обыденное мировоззрение в точном смысле этого слова охватывает необходимые всем и всегда, массовые и вечные отношения человека к действительности: природе, самому себе и окружающим людям. А именно: нужнейшие навыки самообслуживания и взаимопомощи; базовые приемы ручного, физического труда, необходимые для ведения домашнего хозяйства и обустройства жилища; утвердившиеся формы каждодневного общения с использованием естественного языка и невербальных знаковых систем (мимики, жестов и др.); сложившиеся традиции половой любви, продолжения рода и домашнего воспитания потомства; варианты отдыха и игровых забав; празднования разных знаменательностей и чествования святынь; умения ориентироваться на местности; посильное врачевание недугов; защиту при опасности, а также многие другие сла­гаемые нашего поведения в житейских ситуациях.

Помимо прочего, обыденные знания отличаются от ос­тальных практических (например, профессиональных) тем, что выходят за круг прямых жизненных забот индивида, кол­лектива, целого сословия или класса. С этой точки зрения далеко не все в составе обыденного мышления можно при­знать собственно практическим, непосредственно утилитар­ным. Рядовой труженик, как правило, имеет свое суждение о политике, экономике, истории, медицине, философии и подобных достаточно глобальных вопросах. Именно претензия на всеохватность дает веский повод обвинять его во всех гносеологических грехах — ограниченности, по­верхности, фрагментарности, необоснованности.
^ 6. Научное мировоззрение
В отличие от стихийного обыденного, научное мировоззрение формируется сознательно в процессе обучения и воспитания. Научное мировоззрение – это такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние на развитие науки. В центре научного мировоззрения – объективная истина. Соответственно, не всякая информация может считаться научной. Так, например, наука не признает способности хилеров, утверждающих, что они могут производить хирургические операции, вскрывая тело без асептики, антисептики, анастезии; или существование «снежного человека»; или наличие феномена ясновидения и многое другое. Научное мировоззрение базируется на фактах, отвечающим критериям научности.

  1. Объективность (независимость от конкретного человека) законов изменения и развития
    объектов окружающего мира.

  2. Системность, обоснованность, возможность независимой экспертизы других ученых.

  3. Использование особых методов, с помощью которых изучаются объекты научного внимания (логика, экспериментирование, моделирование и др.).

4. Научное познание вырабатывает специальный язык, на котором описываются объекты науки.

5. В научном познании используется специальная научная аппаратура.

Различные феномены, не нашедшие объяснения или подтверждения в силу различных обстоятельств, наукой игнорируются. Нельзя забывать, что ученые – тоже люди, они так же могут быть подвержены влиянию общественных, мировоззренческих, религиозных предрассудков, могут быть консервативны и интеллектуально бедны. Им, также, как и обывателям, бывает спокойнее и удобнее воспроизводить привычные формулировки в рамках сложившейся научной теории.

Тем не менее, наука пытается отражать и объяснять мир таким, какой он есть, постепенно развивается, уточняется, дополняется.


  1. ^ Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности


Философия переняла у мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.

Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения - с позиции разума, рациональной оценки. Философия - это теоретически сформулирован­ное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.

Формулирование и определение понятий – одна из важнейших задач философии. Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Понятие – это существенное знание, взятое в развитии.

В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности.

Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия - это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.

Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существую­щему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.

Одной из характерных черт философского размышления является здоровый скептицизм. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век. Отсюда – часты запреты философских школ, сожжения книг, гонения на философов.

Наконец, существенная особенность философского мышления – оптимизм, ибо философское мировоззрение системно, широко, оно не позволяет философствующему субъекту сужать сознание, зацикливаться при решении какой-либо проблемы. Рассмотрев ситуацию с разных точек зрения, можно увидеть перспективы ее развития, улучшения, исправления.
^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Дайте определение мировоззрения. Что входит в его структуру?

  2. Перечислите интеллектуальные и эмоциональные составляющие мировоззрения и дайте им характеристику.

  3. Перечислите формы мировоззрения, классифицируемые по преобладающей форме общественного сознания. Дайте характеристику каждой из этих форм.

  4. Что такое понятие? Почему формирование и определение понятий является одной из важнейших задач философии?


Занятие 2. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ,

^ ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Происхождение философии.

2. Философия в системе наук.

3. Философия как наука. Критерии специфики философского знания.

4. Объект и предмет философии.

5. Функции философии.

6. Структура философии.
Основные понятия

Объект, субъект, объект философского исследования, предмет, предмет философии, основной вопрос философии, материализм, идеализм, дуализм, монизм, дуализм, агностицизм, скептицизм, оптимизм, функции философии, структура философии, онтология, гносеология, эпистемология, метафизика, логика, методология, философская антропология, аксиология, социальная философия, философия истории, этика, эстетика, теология, история философии.
^ Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.
Дополнительная литература

Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск : ЮЗГУ, 2012.

Ильин В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст] : [краткий курс]. - СПб. : Питер, 2004.

Канке В. А. Философия для экономистов [Текст] : учебник. - 2-е изд., стер. - М. : ОМЕГА-Л, 2010. 

Канке В. А. Философия для юристов [Текст] : учебник. - М. : Омега-Л, 2009.

Кемеров В. Е. Социальная философия : учебник для студентов вузов. - Екатеринбург ; М. : Деловая книга : Академический проект, 2004.

Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.

Нерсесянц В. С. Философия права [Текст] : учебник для вузов. - М. : Норма, 2005. 

Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.

Плотников В. И. Онтология : хрестоматия. - Екатеринбург ; М. : Деловая книга : Академический проект, 2004.

Родчанин Е. Г. Философия для технических вузов. Исторический и систематический курс [Текст] : учебник для студентов вузов. - М. ; Ростов н/Д. : МарТ, 2004.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы философии iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...

Основы философии iconУчебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны»
«Основы философии и духовной практики сознания Кришны» (Программа подготовки бхакт или «бхакта-программ»)

Основы философии iconОсновы философии техники
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и...

Основы философии iconЛекция 1: Понятие философии
Введение в философию. Определение философии, задачи философии, специфика философского знания, онтология, гносеология, специфика русской...

Основы философии iconПлан Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского знания
...

Основы философии icon1. Предмет философии. Основной вопрос философии. Функции философии. Предмет философии
Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает...

Основы философии iconЭкзаменационные вопросы по философии
Возникновение философии. Философия и мифология. Философии и мировоззрение. Специфика философского знания

Основы философии iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру
Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа

Основы философии iconВопросы к экзамену по философии (одо)
Всеобщее как предмет философии. Плюрализм в определении предмета философии. Философия и специальные науки

Основы философии iconК. ф н., доцент кафедры философии Иванчина Ольга Николаевна
Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Проблема первоначала в философии досократиков

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов