Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций)




НазваниеЭтика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций)
страница1/16
Дата публикации25.08.2013
Размер2.09 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Философия > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ЭТИКА
Курс лекций
(на основе книги: Этика (конспект лекций).– М.: «Приор-издат», 2002.

Автор-составитель Широкова И.Г.)

Литература:


  1. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. — 830 с.

  2. Аристотель. Большая этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4.- М.: Мысль, 1983. — 830 с.

  3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

  4. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с.

  5. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

  6. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.

  7. Широкова И.Г.

  8. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. — 464 с.

  9. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета.

  10. Новый Завет.

  11. Тора (пятикнижие Моисеево). — М.: «Шамир». 1993.

  12. Коран. — М.: СП ИКПА. 1990.

  13. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. М., «Мысль», 1972.


Дополнительная литература:


  1. Лучшие рефераты по этике и эстетике./Сост. А.Матвиенко. Серия «Банк Рефератов». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 320 с.

  2. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. — М.: Политиздат, 1991. — 496 с.

  3. Панарин А.С. Политология. Учебник. — М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 448 с. Раздел VII. Политическая этика. С. 252-326.

  4. Ротенфельд Ю.А. Новая шкала для оценки политических сил и социальных действий. Насилие и ненасилие:Философия, политика, этика: Материалы междунар. Интернет-конф. — М.: Фонд независимого радиовеאщания, 2003. — 192 с.

  5. Ротенфельд Ю. А. Запечатанная книга: Кризис понимания. Кн. 1. Мессианский характер: Основы социокультурного анализа. — Луганск: Світлиця, 1999. 288 с.

  6. Ротенфельд Ю. А. Запечатанная книга: Кризис понимания. Кн. 3. Виражи эволюции: Новая концепция мирового открытого общества. — Луганск: Світлиця, 2001. 176 с.

  7. Ротенфельд Ю. А. Элементы новой идеологии в государстве и регионах. Труды членов Российского философского общества. Вып.4.: Московский философский фонд. 2003. С. 48 – 81.

  8. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность /Общ. Ред. А.А. Гусейнова и А.П. Скрипника. — М.: Республика, 1992. — 448 с.
^

Тема 1. Предмет этики, ее проблематика,

философские основания



План:

Вопрос 1. Происхождение и содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность". (1, 9).

Вопрос 2. Предмет этики.

Вопрос 3. Структура этического знания. Основные категории.

Вопрос 4. Мораль и другие сферы общественной жизни.

Вопрос 5. Духовная и практическая стороны морали.
Литература:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

  2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.


Вопрос 1. Происхождение и содержание терминов

"этика", "мораль", "нравственность". (1, 9).

1. Происхождение терминов

2. Содержание терминов

1. Термин "этика " происходит от древнегреческого слова "этос" - дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу.

Аристотель ввел термин "этический" для обозначения душевных качеств, свойств характера человека - этических добродетелей.

Этические добродетели следует отличать от:

природных аффектов - свойств тела (страх и т. п.);

дианоэтических добродетелей - свойств ума (память и т. п.). Этикой Аристотель называл:

• совокупность этических добродетелей;

• особую науку, область философского знания.

Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон)'.

• moralis - моральный (этический);

• moralitas - мораль (этика);

• моральная философия (этика как область знания).

Важнейшим, условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:

• согласовании интересов людей, их действий;

• определении обязанностей людей перед другими членами общества;

• соблюдении определенных норм поведения и т. д.

В процессе исторического развития взаимные обязанности членов об­щества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование. Первая систематическая работа -"Никомахова этика" - была написана Аристотелем в IV в. до н. э.

Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде прак­тических моральных наставлений и философских дискуссий.

2. В общекультурной лексике слова "этика", "мораль, "нравственность" вза­имозаменяемы. В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл:

• этика - наука, область знания;

• мораль (нравственность) - предмет, изучаемый этикой.

Наиболее распространенными являются следующие толкования кате­горий этики:

мораль - субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей;

нравственность - объективные оценки поступков людей; высокие прин­ципы (например, библейские заповеди).

Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых опреде­лений этих понятий.

Несмотря на то, что этика - устойчивая система знаний, она предус­матривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогран­ны, Большинство этических проблем носит дискуссионный характер.

^

Вопрос 2. Предмет этики





  1. Мораль. Концепции ее происхождения

  2. Варианты структуры морали

1. Этика - наука, предметом которой является мораль.

Основными условиями существования и развития человеческого сооб­щества являются:

• гармонизация структуры общества;

• согласование интересов членов общества, их действий;

• определение взаимных обязанностей членов общества и т. д.

В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование. Мораль - это:

• совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступ­ках);

• универсальная форма отношений людей в обществе. Выделяют три типа теорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции морали, которые вклю­чают представления о:

• божественном происхождении морали (религиозная мораль);

• "априорной сущности" морали (идеи И. Канта);

• "абсолютной идеальной заданности морали" (Платон) и др.

Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную задан-ность и не зависит от психических или физических свойств людей. Сле­довательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.

Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:

• биологическую заданность нравственных свойств людей;

• эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).

Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологи­ей и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натурали­стических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.).

Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:

• теорию антропосоциогенеза;

диалектико-материалистическую теорию этики;

• теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.

^ 2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению струк­туры морали:

• нормативный (изучение морали как системы предписаний);

• философский;

• личностный (изучение морального сознания индивида);

• биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне),

• социологический (изучение роли морали в обществе);

• психологический (изучение психологических механизмов морали). Элементами структуры морали являются:

• сознание (убеждения, намерения и пр.);

• деятельность (поступки);

• взаимоотношения между сознанием и деятельностью;

• нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.);

• нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;

• нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию чело­века (эгоизм, альтруизм и т. п.);

• нравственные идеалы (цель развития личности);

• высшие моральные ценности (Свобода, счастье и т. п.), общечеловечес­кие моральные ориентиры.

Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни об­щества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каж­дом этапе исторического развития общества).

Вопрос 3. Структура этического знания. Основные категории
1. Структура этики. Моральное сознание и практика

2. Законы морали

3. Категории этики

  1. Основные составляющие этики:

• содержание этики, общая теория морали;

• теоретическое обоснование развития морали, этические учения. Содержание общей теории морали (ее предмет):

• сущность нравственности;

• индивидуальная и общественная заданность нравственности;

• развитие ценностных ориентиров.

Многочисленные этические учения различают по их мировоззренчес­кой основе и определению природы морали.

Элементами структуры этического знания являются совокупность мораль­ных качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни. Эти элементы выражаются в таких понятиях, как:

• моральное сознание;

• моральная практика;

• законы нравственности;

• категории этики.

Моральное сознание человека социально (реализуется в системе обще­ственных отношений) и выражается в:

- теоретическом осмыслении нравственных норм и правил;

• субъективном обосновании нравственности (понимание человеком мо­ральных норм, его моральные чувства);

• оценке явлений окружающей действительности;

• нравственном сопереживании и т. п.

Моральное сознание человека неразрывно с его моральной практикой. Основной формой моральной практики являются моральные отноше­ния.

Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступ­ках), которые составляют нравственное поведение людей.

Моральные действия могут быть сознательными и интуитивно-чувствен­ными.

2. Важным элементом структуры этического знания являются законы мо­рали. Они одновременно:

объективны, универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни общества;

субъективны, являются осознанным и добровольным выбором каждого человека.

^ 3. Категории этики определяют:

• цели развития человека и общества;

• универсальные значения нравственности и т. п. (понятия "добро", "спра­ведливость", "счастье" и т. д.);

• содержание морального сознания индивидов (понятия "честь", "совесть" и т. д.).

Другие категории фиксируют отрицательные нравственные принципы (общее понятие "зло").

Категория "добро" - системообразующее начало нравственных понятий и этического знания.

Категория нравственного долга выражает индивидуальное проявление добра и мотив нравственных поступков.

Категории "честь", "совесть" и т. п. раскрывают содержание моральной заданности человека.
Вопрос 4. Мораль и другие сферы общественной жизни


  1. Связь морали с формами общественного сознания (экономикой, политикой, правом, религией и др.)

  2. Мораль и общественные отношения. Функции морали

1. Мораль одновременно является:

* характеристикой индивида;

* совокупностью нравственных представлений людей;

* формой общественного сознания.

В отличие от других форм общественного сознания мораль;

• не имеет своих институтов;

• входит в состав всех областей духовной деятельности людей;

• как категория не имеет четких определений, их значения толкуются субъективно;

• во взаимодействии с другими формами общественного сознания мо­раль доминирует.

Мораль тесно связана с другими формами общественного сознания. Связь морали с экономикой:

- нравственность - важное условие развития производительных сил об­щества (усложнение техники, новые технологии требуют ответственно­сти работников, творческого подхода к труду и т. п.);

• владельцы средств производства вынуждены учитывать интересы работ­ников;

• в производстве и особенно в торговле важны честность, порядочность и т. д.

Мораль и политика. Одной из форм упорядочения жизни общества явля­ется власть. Политики и идеологи оперируют такими понятиями, как гуманизм, социальная справедливость и т. п.

В то же время смыслом политической деятельности является борьба за приобретение и сохранение власти. Моральная регуляция сводится к минимуму. На первый план выходят личные или корпоративные инте­ресы, интересы партий, классов (в тоталитарных государствах). Николо Макиавелли (1469 - 1527) в трактате "Государь" утверждал политичес­кую целесообразность несправедливости ("цель оправдывает средства").

Политическое сознание членов общества (особенно в демократических обществах) ориентировано на социальную справедливость, долг перед обществом и т. п.

Реакцией людей на власть также могут быть:

- недоверие, политическая апатия;

• конформизм;

• сопротивление, диссидентство, анархия.

Связь морали с правом. Право регулирует все области жизни общества при помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут расходиться с представлениями простых людей о справедли­вости (например, незаконность, наказуемость кровной мести).

Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления (суд присяжных).

Связь морали с религией. В основе всех мировых религий лежат общечело­веческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость). Как верно и обратное - неверующий человек может быть нравственным.

Мораль и искусство пересекаются. Искусство может быть:

• моральным, проповедующим высокие нравственные ценности;

• аморальным,

• не затрагивающим проблем нравственности.

Мораль и наука (особенно гуманитарные отрасли) взаимосвязаны. Важ­нейшей проблемой является определение меры ответственности учено­го за свое открытие (например, расщепление урана).

^ 2. Мораль и общественные отношения. Мораль - результат исторического развития общества: усложнения его социальной структуры, роста по­требностей людей, разделения и специализации труда. Мораль является универсальным способом организации и развития как общества в це­лом, так и отдельных людей.

Функции морали в обществе:

• нравственная ориентация людей;

• регуляция общественных отношений (при помощи моральных кодек­сов, традиций, религиозных норм и т. п.);

• определение перспектив и целей исторического развития человека и общества.

Вопрос 5. Духовная и практическая стороны морали

1. Моральное сознание

2. Моральная практика

3. Признаки Морали

1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений. Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и мораль­ную практику. Моральное сознание является:

• способом регуляции жизни общества;

• способом социальной преемственности;

- духовной стороной морали (принципы, чувства, пережива­ния и пр.);

- совокупным опытом людей.

Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях: теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном, чувственном (мораль­ное сознание человека).

Моральное сознание человека формируется в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека.

Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность эти­ческих знаний и принципов; субъективные моральные убеждения.

Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни мораль­ного сознания:

- являются субъективной стороной нравственности;

- тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-оценочных свой­ствах морального сознания);

- формируются исторически;

- постоянно развиваются (иногда регрессируют).

.Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является со­ставной частью всех видов общественных отношений (социальных, по­литических и т. д.).

Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или от­сутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Дей­ствие считается поступком при наличии мотивов и цели действия.

3. Все составляющие морали содержат:

- цель моральной деятельности;

- мотивы деятельности;

- ориентацию на моральные ценности;

- средства достижения (нравственные нормы);

- оценку результатов деятельности.

Мораль как система характеризуется следующими признаками:

гуманизмом (человек - высшая ценность);

наличием идеалов, высших целей деятельности;

избирательностью в выборе средств достижения цели;

нормативной регуляцией отношений между людьми;

добровольным выбором людьми ориентации на добро.

Тема 2. Свойства и функции морали


План:

Вопрос 1. Свойства морали

Вопрос 2. Функции морали

Вопрос 3. Моральная регуляция

Вопрос 4. Противоречия в морали
Литература:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с

^
Вопрос 1. Свойства морали

  1. Императивность морали

2. Нормативность морали

3. Оценочность морали

1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.

Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного созна­ния (религии, науки и пр.):

• социально-экономическая обусловленность содержания;

• воздействие на процессы, протекающие в обществе;

• взаимодействие с другими формами общественного сознания.

Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выпол­нения предписаний морали.

И мперативность:

• согласует интересы личности с интересами общества;

• утверждает приоритет общественных интересов;

- в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).

Иммануил Кант (1724 - 1804) первым сформулировал категорический императив - всеобщий моральный закон: "...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь по­желать, чтобы она стала всеобщим законом".

Максима - это субъективный принцип воли индивида, его эмпиричес­кий мотив поведения. Категорический императив:

• является врожденным знанием;

• его требования выполняются безусловно и добровольно;

• проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;

• выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. ("...Поступай так, чтобы ты всегда относился к челове­честву... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". И. Кант.)

^ 2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:

• направляется деятельность людей;

• воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);

• соотносятся нравственные качества индивида с требованиями обще­ства;

• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;

• осуществляются нравственные связи поколений людей.

Существует два типа моральных норм:

запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.);

образцы - желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).

3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в само­оценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответ­ствия нормам морали.

Формы оценочности:

• одобрение, согласие;

• порицание, несогласие.

Важными проблемами этики являются проблемы истинности мораль­ных суждений и моральных оценок.

Объективный критерий истинности в морали - соответствие деятельно­сти человека (или группы) интересам общества.

Вопрос 2. Функции морали

1. Воспитательная

2. Ценностное

J. Коммуникативная

4. Познавательная

5. Регулятивная

6. Гуманизирующая

1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, ко­торая заключается в:

• формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внуше­нии моральных запретов;

• самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осоз­нанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и сред­ства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

^ 2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро").

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

• ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (эти­кет и пр.);

• гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально при­ятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

^ 4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этичес­кие познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.

^ 5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) зак­лючается в регуляции поведения людей и общества в целом посред­ством:

• ограничения негативных устремлений людей;

• саморегуляции индивида и социальной среды;

• управления общественными отношениями;

• воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Регулятивная функция "высокой морали" является тенденцией, устрем­лением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и мо­ральной самооценки личности.

^ 6. Гуманизирующая функция заключается в:

• стремлении морали совершенствовать человека;

• обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций) iconКурс лекций
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...

Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций) iconКонспект лекций Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве...
Чижов М. И., Юров А. Н. Информатика и информационные системы: Конспект лекций. Воронеж: Воронеж гос техн ун-т, 2003. 148 с

Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций) iconКонспект лекций лекция № Окружающая среда и здоровье
Не являясь альтернативой это пособие поможет успешно сдать экзамен по общей гигиене. Курс лекций будет полезен не только студентам,...

Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций) iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту

Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций) iconКонспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона. Конспект лекций. Рубцов Б. Н. М. Миит, 2001

Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций) iconКонспект лекций
Цифровые системы управления и обработки информации. Конспект лекций. Модуль 1: Организация и программирование систем чпу. (для студентов...

Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций) iconЙ курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука
Метод науки. Методы этики: теоретический, философский или практический. Но изучение этики лучше вести из синтеза этих методов. Этика...

Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций) iconКонспект лекций для студентов сектора второго высшего образования...
Конспект лекций разработан кандидатом экономических наук, доцентом кафедры «Экономическая теория и кибернетика» Одесского государственного...

Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций) iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...

Этика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций) iconКонспект лекций Киров 2010 удк 681. 332
Теория автоматов (часть I). Конспект лекций /Киров, Вятский государственный университет, 2010, 56с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов