Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание




Скачать 119.53 Kb.
НазваниеТеоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание
Дата публикации28.08.2013
Размер119.53 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы

Теоретическая философия. РАЗДЕЛ 2. Гносеология (заочникам) - раздел философии, изучающий сознание и познание


I. Гносеологические направления и позиции

1. Эмпиризм – позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт. В философии Нового времени эмпиризм складывается в одну из основных концепций теории познания, ориентированных на практику научного исследования внешнего мира. Основоположником и крупнейшим поборником эмпиризма был Ф. Бэкон.

2. Рационализм – направление в теории познания, согласно которому истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. Для  рационализма характерна позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания. Философский рационализм восходит к Античности – к учениям Сократа, Платона, Аристотеля. Классическая парадигма рационализма была создана европейскими философами XVII–XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

3. Сенсуализм – позиция в эмпиризме, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания

4. Априоризм – позиция в рационализме, согласно которой есть знания, полученное человеком до опыта и независимо от него

5. Скептицизм – гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний. Скептицизм условно Можно обозначить как «пессимистическую» доктрину в гносеологии. Это течение возникает в конце IV в. до н.э. в античной философии. Его основателем является Пиррон, который считал, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздержатся от всякого суждения.

6. Агностицизм – учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Ярчайшим представителем агностицизма является  И. Кант
^

II. Сознание и бессознательное


Вопрос «Что такое сознание?» не имеет в философии одного ответа. 1) С точки зрения диалектического материализма и согласно теории отражения (доминирующей в России теории сознания) – сознание – высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, это продукт мозга и форма отражения действительности, способность человека отражать мир в идеальных образах. Согласно А.Г. Спиркину: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и творческом преобразовании действительности, в предварительном построении действий и предвидении их результатов,  разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». 2) С точки зрения пантеизма, панпсихизма, идеализма, сознание есть способность активного познания.

Сознание всегда активно. Под активностью сознания понимается его  избирательность и целенаправленность, которая выражается в генерировании новых идей, в актах продуктивного воображения, в управлении практической деятельностью. Избирательность сознания проявляется в его ориентации на нормы и ценности, которые, войдя в систему убеждений личности, реализуются с ясным пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Человек способен выбирать наиболее рациональный способ достижения целей согласно  принятым в обществе нормам. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира с учетом интересов человека, состоит жизненный смысл возникновения и развития сознания.

Понятие сознания необходимо отличать от понятий:

  • «психика» (совокупность процессов и явлений, определяющих специфику жизнедеятельности животных и человека, основанная на активном отражении действительности),

  • «душа» (феномен, обусловливающий целостность и жизненность какого-либо организма),

  • «дух» (идеальное творческое начало, совершенствующее и поднимающее к абсолютному, безусловному ценному).

Некоторые философы, например, Декарт и Гегель, отождествляли сознание с мышлением. Но сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление. Простейшее сознание - это ощущение своего состояния, или состояния своих "органов чувств", ощущение «Я есть». Когда человек в медитации достигает уровня «я есть», он освобождается от многих мыслей, желаний, препятствующих его духовному развитию. К нему приходит радость осознанного бытия, как этому учат многие учителя-мистики, в т.ч. Экхарт Толле.

Познание – деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов. Результатом познания является знание. Люди могут познавать мир с помощью интуиции, чувств. познания и рационального познания.

1. Интуиция - способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам 

2. Чувственное познание является начальной ступенью познания, формируется в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Ощущение – это элементарное содержание, лежащее в  основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия и иных форм чувственности. В  качестве примеров данного явления обычно приводят ощущения цвета, звука, твердого, кислого и сладкого и т.д. Формы чувственного познания: 

1) ощущения (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – с их помощью мы познаем отдельные аспекты предмета),

2) восприятия (проявление целостного образа предмета в сознании)

3) представления (по памяти или с помощью воображения; чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств).

3. ^ Рациональное познание, в отличие от чувственного, отражает действительность в существенных связях и закономерностях. Осуществляемое посредством рассудка и разума, рациональное познание фиксирует не изменчивые и преходящие свойства объектов, а общие и устойчивые, в силу чего происходит обнаружение внутренних, причинно-следственных связей между явлениями. Рациональное познание выходит за границы непосредственного опыта и формулирует общие законы действительности.

^ Формы рационального познания:

1) понятия – форма мышления, отражающая предметы и явления в их наиболее общих и существенных признаках (дерево, УК РФ); В представлениях деревья самые разные, а в понятии «дерево» мы мыслим только общие и существ. признаки деревьев: «растение, имеющее корни, ствол и крону».

2) суждения («этот стол – зеленый»)

3) умозаключения («Все люди смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ смертен»).

Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. В философской традиции принято выделять два основных уровня мышления: рассудок и разум.

1. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление.

2.1. Разум (Подход Гегеля и диамат., наивно-реалистич.) диалектическое мышление – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход разума и рассудка.

2.2. Разум, по Канту, ограничен в познании мира. Ему вполне доступны только феномены. Но вместе с тем разум может выходить за пределы эмпирического опыта для того, чтобы найти основания мира и человека, а также для того, чтобы люди мыслить о том, чего нет и никогда не было, но что могло бы быть, для того, чтобы изменять реальность в соответствии со своими представлениями о должном.

^ Структурные компоненты сознания: Интеллект (познавательная функция); 2. Эмоции (оценочная функция); 3. Воля (управляющая функция); способность сознательно действовать, добиваясь поставленной цели. Для этого требуется специфическое психическое напряжение – усилие воли. Благодаря воле сознание реализуется в практическом действии. 4. Мотивация (целеполагающая функция). 5. Самосознание (осознания человеком самого себя, своего знания, нравственного облика, идеалов, интересов и мотивов поведения); основой самосознания является рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на  осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение и анализ внутреннего содержания сознания. Рефлексия (самоанализ) включает в себя самопознание, самонаблюдение, самооценку, выработку мотивации самоизменения, саморегуляцию, самоконтроль.

Подсознание (сфера психики, не сознаваемая человеком, включающая в себя инстинкты, физиологические влечения, интуитивное знание и т.п.). То, что действует автоматически, без участия сознания.

Бессознательное – часть души, не относящаяся к области сознания, совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. К проявлениям бессознательного в человеческой психике относятся сновидения, обмолвки, юмор, автоматизмы, гипноз, а также явления психической патологии. Проблемой бессознательного занимались З. Фрейд, К. Г. Юнг и др. Однозначных понятий подсознание и бессознательное нет. Я бы сказала, что мы идем, кушаем часто на уровне подсознания. А в бессознательном есть некие образы, влияющие на нас.

^ Зигмунд Фрейд считал, что бессознательное носит индивидуальный характер и образуется путем вытеснения данных сознания (желаний, мыслей (часто носящих сексуальный характер)) в область бессознательного. «Оговорки, по Фрейду» - оговорки, когда человек проговаривается о том, что хотел утаить, о том, что есть в бессознательном.

С точки зрения Фрейда, психика делится на 3 сферы: Я (Эго), Оно (сфера желаний и инстинктов,, в основном сексуального плана), Сверх-Я (сфера общественных норм, довлеющих над индивидом). Я всегда находится в тисках между Оно и Сверх-Я.

^ Карл Густав Юнг (основатель трансперсональной психологии) считал, что в бессознательном есть не только индивидуальное бессознательное, но и коллективное бессознательное. Это общая часть человеческой психики, где человеческие сознания объединены в одно коллективное бессознательное. Сны у разных народов означают одно и то же. Сюжеты и образы сказок народов однообразны. С помощью коллективного бессознательного возможны ясновидение, интуиции, предсказания.
^

III. Знание и истина


Знание – заслуживающая доверия, истинная и достаточно обоснованная информация о действительности (Лавриненко В.Н. Ратников В.П.). С другой стороны, многие философы признают: «я знаю только, что ничего не знаю» (Сократ)

С точки зрения, прагматизма Чарльза Пирса и критического рационализма постпозитивиста Карла Поппера, знания – это гипотезы, в которые мы верим. И у человека есть только два состояния: сомнения и верования.

^ Вера – психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо

Главным отличием веры от  знания является  субъективная значимость

Субъект - источник познават. активности, носитель предметно-практической деятельности и познания. Субъектом может быть как отдельный человек, так и социальная группа. При этом необходимо различать понятия «субъект» и «человек», так как человек может выступать и в качестве объекта, если на него направлено познание, и существовать как биосоциальное целое, если он не вовлечен в процесс познания.

^ Типы знаний и их специфические свойства

Личностное знание

Особая разновидность знания, являющаяся достоянием отдельной личности, зависящая от способностей и особенностей  интеллектуальной деятельности конкретного субъекта. Майкл Полани (1891– 1976): науку делают люди, обладающие мастерством; искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, ибо оно передается в непосредственном общении с мастером; люди, делающие науку, не могут быть заменены другими, отделенными от произведенного ими знания. В «Личностном знании» он подчеркивает, что всякая попытка исключить человеческую перспективу из картины мира ведет к бессмыслице.

 Религиозное знание

Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам. Р-я опирается на традиции, внутренний опыт верующих, авторитет священного писания. Понимающий разум играет подчиненную роль, поскольку он всегда развивается в рамках следования определенным нравственно-этическим нормам.

 Философское знание

Философия предполагает индивидуальное отношение человека к  миру. «Смысловой фильтр» отбора информации, характерный для философии, выражается в рефлексивности, целостности и критичности.

 Научное знание

Объективность, рациональность воспроизводимость, безличность, общезначимость, логическая строгость, внутренняя непротиворечивость, системность, обоснованность, проверяемость, точность и однозначность

Обыденное знание

Опора на здравый смысл, бесписьменный характер. Обыденное познание сопровождает человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой
^

IV. Проблема истины. Относительно определения истины есть много разных подходов.


1. Классическая аристотелевская концепция истины (принцип соответствия) «Истина есть тождество вещи и представления о ней».

2. «Истина – это соглашение», – считали представители  конвенционализма (лат. convention – соглашение). C точки зрения конвенционализма основным критерием истины, является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать Анри Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями ученых, выбор которых регулируется соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п. (Э. Мах, Авенариус, А. Пуанкаре, Р. Карнап). Наряду с софистикой, скептицизмом, прагматизмом конвенционализм полагает, что наука всегда изучает лишь явления, но не отвечает на вопрос о том, что стоит за явлениями, признавая тем самым существование непознаваемой реальности. Критериями выбора являются удобство использования, простота аксиоматической системы. Конвенционализм разделяет позицию агностицизма, отрицающего полную познаваемость мира.

3. «Истина – это знание, ведущее к успеху», - считали представители прагматизма. Основы прагматической концепции истины были заложены Чарльзом Пирсом, Уильямом Джеймсом.

4. «Истина – знание, которое способствует творческой самореализации личности», – считали представители  экзистенциализма

5. «Истина – это знание, подтверждаемое практикой» - диалектический материализм,

6. С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено опытом.

7. Гносеологический релятивизм (лат. relatives – относительный) отрицает существование объективной, то есть независимой от мнения отдельных людей, истины.

С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются  абсолютная и относительная.

Абсолютная истина – знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как абсолютная истина. Такая истина – это окончательное знание определенных аспектов действительности. Это научный идеал.

Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как относительная истина. Относительная истина объективна по содержанию и исключает заблуждения и ложь. Классическая механика до возникновения теории относительности, считалась истинной в некотором абсолютном смысле. В дальнейшем выяснилось, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание icon1. 1 Предмет и характерные черты философии науки Философия науки
Философия науки  это раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки

Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание iconПлан: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное...
Теория познания, или гносеология, это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности. Вопрос о познании...

Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание iconОсобенности познавательной деятельности, её отличия от других видов...
Проблема бытия – существующей реальности (Онтология – раздел философии, изучающая фундаментальные принципы бытия)

Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки раздел...
Постмодернистская философия науки. Работа Ж. Лиотара «Состояние постмодерна». (4)

Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание iconПрактикум по философии второе издание
Философский словарь: мировоззрение, философия, метафизика, онтология, гносеология, религия, рефлексия, социаль­ная философия, философия...

Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание iconУчебное пособие для высших учебных заведений
Яковлев В. П. Раздел I — кандидат философских наук, доцент Чермантеева Т. С. Раздел II — доктор философских наук, профессор Лосева...

Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание iconЗакон термодинамики
Термодинамика — раздел физики, изучающий соотношения и превращения теплоты и других форм энергии

Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание iconИспользуемый как средство
...

Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание iconТема философия как феномен культуры тема философская мысль Древнего Востока
Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия

Теоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии, изучающий сознание и познание iconЗадача по теме «Работа. Мощность»
Кинематика – раздел механики, изучающий способы описания движений и связь между величинами, характеризующие эти движения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов