ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
по курсу «Философия»
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского мышления.
Социокультурный статус философии и ее основные функции. Взаимоотношения философии с наукой, религией, искусством.
Метод философского познания. Метафизические и диалектические ориентации в методологии философских дисциплин.
Проблема генезиса философии. Основные предпосылки ее возникновения.
Философия Древней Индии.
Философские учения Древнего Китая.
Отличительные черты и основные этапы развития античной философии.
Классическая античная философия. Идеи и учения Сократа, Платона, Аристотеля.
Философия эпохи эллинизма. Специфика философских учений Эпикура, стоиков, скептиков, неоплатоников.
Статус и функции философии в средневековой культуре. Патристика и схоластика.
Философская мысль эпохи Возрождения.
Становление классической науки и особенности философии Нового времени. Альтернатива рационализма и эмпиризма.
Рационалистические философские учения XVII века. Философия Декарта, Спинозы, Лейбница.
Теория «общественного договора» и концепция «естественного права» в философии XVII–XVIII вв.
Философия эпохи Просвещения. Общие черты немецкой классической философии и ее историко-философское значение.
Трансцендентальная исследовательская программа И. Канта: гносеология и этика.
Философия Г. Гегеля: концепция абсолютного идеализма, диалектический принцип развития.
Сравнительная характеристика классической и постклассической эпохи в развитии философской мысли. Основные этапы развития постклассической философии.
Социально-критическая стратегия в постклассической философии. Философия марксизма.
Эволюция западного марксизма в XХ столетии: неомарксизм и постмарксизм.
Экзистенциально-феноменологическая стратегия в постклассической философии. Немецкий и французский экзистенциализм ХХ века.
Аналитическая стратегия в философии ХХ века. Становление лингвистической философии.
Логический анализ языка науки и проблема динамики научного знания в непозитивизме и постпозитивизме.
Предмет и метод исследования в философии герменевтики, структурализма и постструктурализма.
Философская мысль в восточнославянском регионе. Особенности философского мировоззрения, задачи и предметное поле философских исследований в Беларуси и России.
Основные категории философской онтологии. Бытие, Универсум, материя.
Системно-структурная и динамическая организация материального мира.
Пространство и время как философские категории. Пространственно-временная структура мира.
Природа как предмет философского познания. Философские представления о коэволюции общества и природы. Понятие биосферы и ноосферы.
Человек как предмет философского анализа. Образы человека в классической и постклассической философии.
Проблема происхождения человека. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия.
Сознание как предмет философского анализа. Проблема сознания в различных философских традициях.
Происхождение, структура и функции сознания: многообразие философских подходов.
Философия сознания и современные исследования в области искусственного интеллекта.
Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания.
Проблема познаваемости мира: основные философские подходы. Субъект-объектное отношение как фундаментальная проблема гносеологии.
Структура познавательного процесса. Чувственный и рациональный уровни познания.
Проблема истины в философии и науке.
Понятие науки. Специфика и исторические формы научного познания.
Проблема научного метода. Научное и вненаучное знание.
Общество как объект познания. Проблема построения философско-теоретической модели общества.
Общество как развивающаяся система. Проблема источника, субъекта и движущих сил исторического развития.
Культура как предмет философского анализа.
Мораль, искусство и религия как феномены культуры.
Тенденции развития современного мира и глобальные проблемы современности. Республика Беларусь в цивилизационной динамике.
|