Как работать над сочинением к 1- проблема




Скачать 50.06 Kb.
НазваниеКак работать над сочинением к 1- проблема
Дата публикации30.06.2013
Размер50.06 Kb.
ТипСочинение
zadocs.ru > Философия > Сочинение
Как работать над сочинением

К 1- Проблема – это предмет обсуждения, вопрос, над которым размышляет автор.

Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая может стать основой сочинения.

Делая свой выбор, ответьте на вопросы:

  1. Какая проблема находится в центре внимания автора?

  2. К какой проблеме проще подобрать весомые аргументы?

Алгоритм выявления проблемы художественного текста:

- Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.

- Определите, какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношениях.

- определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества ( долг, совесть – равнодушие, эгоизм).

- сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

^ Можно идти от позиции автора к проблеме:

- Выявите основную мысль текста.

- Запишите ее в виде законченного предложения.

- Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

- Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

^ Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Проблема (какая?)

- сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешенная и т.д.

Проблема (чего?)

- воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.

^ Типовые конструкции:

- Автор размышляет над проблемой…

- Автор текста затрагивает проблему…

- В центре внимания автора проблема…

- В тексте (Ф.И.О. в род. п.) поднимается проблема…

- Текст (Ф.И.О. в род. п.)заставил меня задуматься над серьезной проблемой…

- Автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

- Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

- Что такое долг (честь, благородство и т.п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомните!!!

- Проблема (чего?) смысла жизни.

- Вопрос (о чем?) о смысле жизни.

- Предлог « ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями.

- Прочитайте информацию об авторе. Это поможет избежать фактических ошибок и тавтологии, например: писатель – журналист - публицист – фамилия автора.

^ К 2 – Комментарий к проблеме

Комментарий – это пояснительные замечания. Рассуждения по поводу выделенной проблемы.

Надо показать, как именно автор раскрывает сформулированную проблему.

Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему.

Комментарий обязательно должен опираться на прочитанный текст.

^ Типовые конструкции для комментирования проблемы художественного текста:

- Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем).

- Не случайно автор изображает (кого, что)…

- Поступок героя свидетельствует о том, что…

- Слова (мысли) героя показывают, что…

- Автор осуждает (одобряет) поступок героя…

- Автор сочувствует своему герою…

- Симпатии автора на стороне героя…

^ Типовые конструкции для комментирования проблемы публицистического текста:

- Проблема раскрывается автором на примере...

- В качестве примера автор рассматривает…

- Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…

- Автор текста обращает внимание на…

- В размышлениях автора звучит мысль о том, что...

- Автор доказывает, что…

- Автор убежден в том, что…

- Автор искренне восхищен (огорчен)…

^ К3 – Авторская позиция

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.

^ В художественном тексте позиция автора обычно не выражена прямо. При выявлении проблемы обращайте внимание на речь, портрет и , самое главное, на поступки героя.

Чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы:

- Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

- Как относятся к герою окружающие его персонажи?

- Как сказываются поступки героя на других героях?

- Согласен автор с героем или нет?

- Автор осуждает или одобряет поведение героя?

- Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

^ Типовые конструкции для выражения авторской позиции:

- Автор считает, что…

- Автор подводит читателя к выводу о том, что…

- Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

- Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: …

- Автор убеждает нас в том, что…

Советы

  1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т. п.

  2. Обратите внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это средства выражения авторской позиции.

  3. Формулировку позиции автора обязательно выделите в отдельном абзаце своего сочинения.

  4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.

  5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно, если это возможно. Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!!!

^ К 4 – Аргументация собственного мнения

Недостаточно лишь формально заявить о своем мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении:

Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том. Что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть свое потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения:

^ Тезис (положение, которое надо доказать) – Аргументация (доказательства, доводы) – Вывод (общий итог)

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

^ Тезис: «Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития».

Аргумент 1: «Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда, и многое другое».

Иллюстрация к аргументу 1: «Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?

Аргумент 2: «Подтверждение позиции автора можно найти и в художественной литературе. Ведь писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики».

Иллюстрация к аргументу 2: «Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми»словами: «капустка», «лампадка», «маменька». Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности».

Вывод: «Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь».

-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как работать над сочинением к 1- проблема iconКак сделать своих детей счастливыми (чудеса за завтраком)
Главная проблема с детьми – как с ними жить. При воспитании детей проблема заключается во взрослом, а не в ребёнке

Как работать над сочинением к 1- проблема iconА как работать с собой так, чтобы это гарантированно, безопасно и быстро принесло оздоровление?
Все мы знаем, что для того чтобы быть здоровым нужно работать с собой. А как работать с собой так, чтобы это гарантированно, безопасно...

Как работать над сочинением к 1- проблема iconОсновная задача, стоящая перед разработчиком, которому нужно защищать...
Соответственно, пиратская копия должна либо не работать вовсе, либо работать в ограниченном или демонстрационном режиме

Как работать над сочинением к 1- проблема iconА. В. Виннер Как работать над пейзажем масляными красками Профиздат, 1971 год
В ней используется ценнейший опыт лучших русских и советских мастеров-пейзажистов, рассказывается о технике их мастерства. Пейзажная...

Как работать над сочинением к 1- проблема icon2. Генезис социологии коммуникации Коммуникативная проблематика в философии ХIХ-ХХ вв
Термин «коммуникация» был введён в научный оборот в начале ХХ в., а ранее проблема коммуникации рассматривалась исключительно как...

Как работать над сочинением к 1- проблема iconКапитан Билл Робертсон Лекция об нло (Freie Zone e. V. 1990 ) Часть I
Итак, журналисты уехали работать над программой, которая поясняла «почему Британия не может поступать так же, как и остальные страны...

Как работать над сочинением к 1- проблема icon“. с понятием временной организации тесно связана проблема специфичности...
Проблема “биологического времени“. С понятием временной организации тесно связана проблема специфичности течения времени в живых...

Как работать над сочинением к 1- проблема iconТина Силиг Сделай себя сам Тина Силиг Сделай себя сам Советы для...
С чего начинать собственное дело? Где найти прибыльную идею? Как научиться решать проблемы? Над чем лучше работать и на что тратить...

Как работать над сочинением к 1- проблема iconСправочник «От проблемы – к аргументам» Авторы проекта
Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни

Как работать над сочинением к 1- проблема iconПроблема обретения истины в споре
Если оппонентами движет только эгоистическое желание победы, то предмет обсуждения бесцелен. Многие писатели размышляли над этой...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов