Скачать 50.06 Kb.
|
Как работать над сочинением К 1- Проблема – это предмет обсуждения, вопрос, над которым размышляет автор. Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая может стать основой сочинения. Делая свой выбор, ответьте на вопросы:
Алгоритм выявления проблемы художественного текста: - Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. - Определите, какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношениях. - определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества ( долг, совесть – равнодушие, эгоизм). - сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова. ^ - Выявите основную мысль текста. - Запишите ее в виде законченного предложения. - Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. - Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста. ^ Проблема (какая?) - сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешенная и т.д. Проблема (чего?) - воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д. ^ - Автор размышляет над проблемой… - Автор текста затрагивает проблему… - В центре внимания автора проблема… - В тексте (Ф.И.О. в род. п.) поднимается проблема… - Текст (Ф.И.О. в род. п.)заставил меня задуматься над серьезной проблемой… - Автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой… - Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора. - Что такое долг (честь, благородство и т.п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор. Запомните!!! - Проблема (чего?) смысла жизни. - Вопрос (о чем?) о смысле жизни. - Предлог « ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями. - Прочитайте информацию об авторе. Это поможет избежать фактических ошибок и тавтологии, например: писатель – журналист - публицист – фамилия автора. ^ Комментарий – это пояснительные замечания. Рассуждения по поводу выделенной проблемы. Надо показать, как именно автор раскрывает сформулированную проблему. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему. Комментарий обязательно должен опираться на прочитанный текст. ^ - Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем). - Не случайно автор изображает (кого, что)… - Поступок героя свидетельствует о том, что… - Слова (мысли) героя показывают, что… - Автор осуждает (одобряет) поступок героя… - Автор сочувствует своему герою… - Симпатии автора на стороне героя… ^ - Проблема раскрывается автором на примере... - В качестве примера автор рассматривает… - Автор заставляет читателя задуматься (над чем)… - Автор текста обращает внимание на… - В размышлениях автора звучит мысль о том, что... - Автор доказывает, что… - Автор убежден в том, что… - Автор искренне восхищен (огорчен)… ^ Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. ^ . При выявлении проблемы обращайте внимание на речь, портрет и , самое главное, на поступки героя. Чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы: - Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя? - Как относятся к герою окружающие его персонажи? - Как сказываются поступки героя на других героях? - Согласен автор с героем или нет? - Автор осуждает или одобряет поведение героя? - Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя? ^ - Автор считает, что… - Автор подводит читателя к выводу о том, что… - Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… - Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: … - Автор убеждает нас в том, что… Советы
^ Недостаточно лишь формально заявить о своем мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том. Что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть свое потребительское отношение к природе. Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения: ^ (положение, которое надо доказать) – Аргументация (доказательства, доводы) – Вывод (общий итог) Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент. ^ «Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития». Аргумент 1: «Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда, и многое другое». Иллюстрация к аргументу 1: «Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух? Аргумент 2: «Подтверждение позиции автора можно найти и в художественной литературе. Ведь писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики». Иллюстрация к аргументу 2: «Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми»словами: «капустка», «лампадка», «маменька». Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности». Вывод: «Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь». - |
![]() | Главная проблема с детьми – как с ними жить. При воспитании детей проблема заключается во взрослом, а не в ребёнке | ![]() | Все мы знаем, что для того чтобы быть здоровым нужно работать с собой. А как работать с собой так, чтобы это гарантированно, безопасно... |
![]() | Соответственно, пиратская копия должна либо не работать вовсе, либо работать в ограниченном или демонстрационном режиме | ![]() | В ней используется ценнейший опыт лучших русских и советских мастеров-пейзажистов, рассказывается о технике их мастерства. Пейзажная... |
![]() | Термин «коммуникация» был введён в научный оборот в начале ХХ в., а ранее проблема коммуникации рассматривалась исключительно как... | ![]() | Итак, журналисты уехали работать над программой, которая поясняла «почему Британия не может поступать так же, как и остальные страны... |
![]() | Проблема “биологического времени“. С понятием временной организации тесно связана проблема специфичности течения времени в живых... | ![]() | С чего начинать собственное дело? Где найти прибыльную идею? Как научиться решать проблемы? Над чем лучше работать и на что тратить... |
![]() | Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни | ![]() | Если оппонентами движет только эгоистическое желание победы, то предмет обсуждения бесцелен. Многие писатели размышляли над этой... |