Содержание




НазваниеСодержание
страница1/25
Дата публикации30.06.2013
Размер3.07 Mb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Философия > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

1.1 Предмет философии

1.2 Специфика философского мировоззрения

1.3 Структура философского знания

1.4 Функции философии

1.5 Основные типы философских концепций

1.5.1 Онтологическая проблема: материализм,

субъективный и объективный идеализм

1.5.2 Гносеологическая проблематика: агностицизм,

сенсуализм, рационализм и иррационализм
2 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: МЫСЛИТЕЛИ И ШКОЛЫ

2.1 Философские концепции Древнего Востока

2.1.1 Специфика древневосточной философии

2.1.2 Философия древней Индии

2.1.3 Философия Древнего Китая
2.2 Античная философия

2.2.1 Истоки античной философии и ее специфика

2.2.2 Ранняя античная философия

2.2.3 Античный атомизм

2.2.4 Древнегреческая классическая философия:

Сократ, Платон, Аристотель
2.3 Философия европейского Средневековья

и эпохи Возрождения

2.3.1 Средневековая философия:

патристика и схоластика

2 3 2 Философия эпохи Возрождения
2.4 Философия Нового времени

2.4.1 Социокультурные предпосылки и

специфика новоевропейской философии

2.4.2 Эмпиризм Ф.Бэкона и

механистический материализм Т.Гоббса

2.4.3 Р.Декарт – основатель гносеологического рационализма

2.4.4 Сенсуализм в философии Нового времени

(Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм)

2.4.5 Философия французского Просвещения
2.5 Немецкая классическая философия

2.5.1 И.Кант – основоположник немецкой

классической философии

2.5.2 Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля

2.5.3 Антропологический материализм Л.Фейербаха
2.6 Русская философия

2.6.1 Философская мысль ХI – ХУШ вв.

2.6.2 Славянофилы и западники

2.6.3 Философские идеи в русской литературе ХIХ в.

2.6.4 Философия «всеединства» В.С.Соловьева

2.6.5 Русская философия конца ХIХ – начала ХХ века.

Русский космизм.
2.7 Современная философия

2.7.1 Философия жизни в Германии ХIХ в.:

А.Шопенгауэр и Ф.Ницше

2.7.2 Философия марксизма

2.7.3 Философия позитивизма

2.7.4 Экзистенциализм

2.7.5 Философия психоанализа
^ 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ

3.1 Онтология

3.1.1 Проблема бытия

3.1.2 Движение как атрибут бытия;

движение и развитие

3.1.3 Пространство и время

3.1.4 Универсальные связи бытия
3.2 Гносеология

3.2.1 Сознание и познание

3.2.2 Познавательные способности человека

3.2.3 Проблема истины
3.3 Философия и методология научного познания

3.3.1 Специфика научного знания

3.3.2 Структура научного познания

3.3.3 Закономерности развития научного знания
3.4 Философская антропология

3.4.1 Биологическое и социальное в человеке

3.4.2 Антропогенез

3.4.3 Сущность человека и смысл его бытия в мире

3.4.4 Проблема свободы
3.5 Социальная философия

3.5.1 Общество как предмет философского анализа:

основные подходы и концепции

3.5.2 Природа и общество: от эволюции

к коэволюционному взаимодействию

3.5.3 Основные сферы общественной жизни

3.5.4 Проблема социального развития:

формационная концепция и теория стадий
3.6 Философия исторического процесса

3.6.1 История как объект философского анализа:

цикличность и линейность исторического развития

3.6.2 Проблема социального прогресса

3.6.3 Будущее человечества как философская проблема:

перспективы современной цивилизации

ПРИЛОЖЕНИЕ
1.ЛИТЕРАТУРА
^ 2. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
3. СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ
4. СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

(для подготовки к зачету и экзамену)
^ 5. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие по философии рекомендуется в помощь студентам заочного отделения, которым предстоит освоить курс философии и сдать по нему экзамен.

Требования, которые предъявляются на экзамене по философии, предполагают наличие знаний в объеме курса, содержание которого определяется Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" и учебной программой, разработанной на его основе кафедрой философии СПбГТИ (ТУ).

В соответствии с этими требованиями студенты должны:

а) иметь представления:

- о специфике философии, ее роли в жизни человека и общества;

- об основных исторических типах философии, представленных в именах и концепциях мыслителей, в названиях важнейших философских трактатов;

б) знать:

- смысл основных философских понятий и категорий;

- содержание философских учений ведущих мыслителей различных эпох, чьи идеи сыграли ключевую роль в истории культуры, в создании новых моделей миропонимания;

- основные проблемы философской теории: бытия и познания, природы и общества, человека и исторического процесса, глобальных проблем современности и будущего человеческой цивилизации; их альтернативные трактовки в истории философской мысли;

в) уметь:

- логично формулировать и последовательно излагать содержание проблемы;

- аргументировать свою мировоззренческую позицию;

- правильно пользоваться философским категориальным аппаратом при ответе на экзаменационные вопросы;

- анализировать и определять общий характер философских концепций;

- распознавать тип философской позиции мыслителя.

Все вышеуказанные навыки и знания представляют собой необходимое условие для успешной сдачи экзамена по философии.

Специфика обучения на заочном отделении состоит в том, что студентам практически весь курс философии придется осваивать самостоятельно. Из общего бюджета часов учебного времени (142 часа) лишь 16 часов отведено на аудиторные занятия (12 часов лекций и 4 часа семинаров), а остальные 126 часов отведены на самостоятельную работу.

В настоящее время отсутствуют учебники и учебные пособия, полностью отвечающие всем требованиям программы. Поэтому, чтобы студенты-заочники смогли получить систематизированные основы философских знаний, большую часть пособия авторы посвятили изложению основного содержания лекционного курса философии.

Главы и параграфы учебного пособия написаны таким образом, чтобы сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных, узловых проблемах философии, стимулировать их интерес к изучению дополнительной литературы по актуальным и проблемным вопросам курса философии.

В конце каждой главы сформулированы вопросы для оперативного самоконтроля полученных знаний. Отвечать на них рекомендуется сразу после прочтения соответствующего раздела и в случае возникновения затруднений в ответах, необходимо вновь проработать данную тему, и лишь затем переходить к следующему разделу курса.

Значительную помощь в самостоятельной работе по изучению философии призван оказать раздел «Приложение». В нем, помимо списка литературы, содержится «Краткий словарь основных философских терминов», знание которых необходимо для понимания философского текста. Там же студенты найдут контрольные тесты с вариантами правильных ответов по всем темам курса философии, что позволит им откорректировать знание фактического материала и лучше подготовиться к экзамену. В этом же разделе находится подробная информация по выполнению контрольной работы: список тем и методические указания по её выполнению, анализ наиболее серьезных недостатков и правила оформления, а также критерии оценки контрольной работы.

^ 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
1.1 Предмет философии
Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – возникла в УI веке до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, - там, где в силу ряда социально-экономических причин произошло отделение умственного труда от физического, начался процесс распада мифологического миропонимания и возникновения на этой основе зачатков научной деятельности.

Впервые слово «философия», как полагают, употребил древнегреческий математик и философ Пифагор (ок. 580 – 500 гг. до н.э.), обозначив, по сути, этим термином только что зародившуюся науку. Философами в древности называли людей, занятых накоплениями различных знаний, углубленных в размышления, в поиски истины, стремящихся постичь причины различных явлений, их смысл.

На протяжении длительной истории своего развития философия постепенно обретала свой собственный предмет исследования, выявляя круг специфичных для нее проблем. Часть вопросов, которыми занимались философы, вычленялась в самостоятельные области знания, и на этой основе формировались конкретные науки – математика, астрономия, медицина, механика и пр. Несмотря на то, что многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои учения конкретный естественнонаучный материал, философия с самого начала складывалась как наука о всеобщих закономерностях познания, мышления и бытия.

Любая конкретная наука – и естественная, и гуманитарная имеет в качестве основного предмета своего изучения ту или иную область объективной реальности (химия – химические процессы и закономерности, экономика – экономические и т.п.), в то время как философия ориентирована на выработку обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека. Поэтому предметом философии является все сущее, все смысловые обобщения частных наук, объединенные во всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления.

^ 1.2 Специфика философского мировоззрения
Философия – это теоретическая форма деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих проблем. Она вырабатывает свои специфические понятия и категории, принципы и законы, исследует познавательное, ценностное, этическое, эстетическое отношение человека к миру. Таким образом, философия – это не только наука, но и особая форма мировоззрения, что отличает ее от частных наук. Именно поэтому фундаментальные философские идеи (в отличие от физических, биологических и т.п. научных теорий), невозможно не только подтвердить на опыте (верифицировать), но и опровергнуть (фальсифицировать). Так, например, утверждения о том, что в основе всего существующего лежит духовное или материальное начало, что жизнь человека имеет некий смысл или бессмысленна, нельзя проверить экспериментальным путем. Основные философские положения носят характер мировоззренческих постулатов (аксиом), выбор которых делается самим человеком, обуславливая, тем самым, общий характер мировоззренческой позиции личности, жизненные цели, идеалы, поступки.

^ Философское мировоззрение качественно отличается от мифологического и религиозного типов мировоззрений, будучи, в то же время, теоретической основой любой мировоззренческой системы идей.

^ Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Для него характерно образно-чувственное восприятие мира, очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов космоса. В отличие от философии, мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, пространственных и временных отношений и т.п. В мифологических представлениях отсутствовало понятие об естественных причинно-следственных связях, стирались грани между чудом и повседневностью, живым и неживым, духом и материей. В качестве нерасчлененного, синкретического единства первобытная мифология включала в себя зачатки религии, философии, нравственности, искусства, политических теорий, которые обрели самостоятельность в классовом обществе в результате распада мифологического мировосприятия.

^ Религиозное мировоззрение базируется на вере в сверхъестественное. Это вера в особый мир (существа, сущности, взаимосвязи), где не действуют законы природы, но который может вмешиваться в процессы реальной действительности (феномен «чуда») и с которым человек может установить контакт. Представления о сверхъестественном встречаются и в философии («мир идей» Платона, «мировая Воля» А.Шопенгауэра и т.п.). Религию отличает, во-первых, феномен слепой бездоказательной веры и, во-вторых, поклонение сверхъестественному (культовые действия - молитвы, обряды и пр.). Кроме того, в религиозном миропонимании, как и в мифологическом, сильно чувственно-образное, эмоциональное начало, в то время как философия базируется на рационально-логическом, теоретическом объяснении мира с использованием научного категориального аппарата (причина и следствие, сущность и явления и пр.). Вместе с тем, многие мировоззренческие проблемы (сущность мира, смысл жизни и назначение человека) являются для философии и религии общими, что и обеспечило в истории культуры их тесную взаимосвязь (особенно – в религиозной философии) и конкурентную борьбу за умы людей.

Мировоззрение, в том числе и философское, связано с наукой. В зависимости от степени наличия в нем научных представлений, мировоззрение может быть оценено как научное или ненаучное. Однако, любая философская система (научная, ненаучная, религиозная) ставит основные мировоззренческие вопросы как теоретические, то есть с позиций рациональной оценки, используя понятия, категории и методы, присущие научному мышлению, систематизируя и логически обобщая всю совокупность результатов интеллектуального, эмоционального и практического постижения мира и человека. Хотя философ, в отличие от ученого, никогда не довольствуется объективной научной картиной мира, «вписывая» в нее свое, субъективное понимание смысла мироздания, сущности жизни человека и его назначения в мире.
^ 1.3 Структура философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенные проблемы. Со временем эти области исследований превратились в разделы философского знания – «философские науки». К ним в первую очередь относятся:

- онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, исследующее основные принципы бытия, определяющие устройство мира;

- гносеология (греч. gnosis – знание, познание) – учение о познании, теория познания, изучающая общие принципы, формы и методы человеческого познания;

- аксиология (греч. axia – ценность) – учение о ценностях, исследование того, что люди ценят (например, добро, красоту, справедливость и т.п.);

- логика – философская наука о методах и способах рационального мышления;

- этика (греч. ethos – обычай) – теория морали, изучающая ее возникновение, сущность, нравственные категории;

- эстетика (греч. aisthetikos – чувственный, чувствующий) – наука об эстетическом отношении человека к миру, о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни;

- социальная философия – наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития общества, его взаимосвязь с природой, с человеческой деятельностью;

- философская антропология – учение о сущности человека, его месте и роли в мироздании, смысле человеческого бытия;

- философия истории – наука, изучающая общие принципы объяснения исторического процесса и исторического познания.

Практически все указанные разделы философского знания появились еще в древнегреческой философии. В ходе дальнейшего развития возникли и другие философские науки: философия религии, философия культуры, философия права, философия науки, философия техники, философия физики и т.п. – то есть теоретические исследования, в которых анализируются основные идеи, понятия и принципы какой-либо сферы человеческой жизни и деятельности.

Важную роль в составе философского знания занимает история философии. Нельзя разобраться в философии, не изучая истории философских школ и концепций; можно даже сказать, что философия и история философии – это в некотором смысле одно и то же.

Сегодня говорят также о философии творчества, философии рынка, философии денег и т.д. Подобного рода «частные философии» возникают тогда, когда возникает потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности. Таким образом, процесс образования отдельных философских дисциплин продолжается и в наши дни.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины «Философия»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Содержание iconР тест нэр задание Изучите и законспектируйте содержание семинара...
Задание Изучите и законспектируйте содержание семинара Найдите правильный ответ и

Содержание iconСписок новых книг Содержание Отраслевая литература
Г 82 А. С. Грибоедов. Горе от ума : анализ текста : основное содержание : сочинения / авт сост. Э. Л. Безносов. 5-е изд., стер. М....

Содержание iconСодержание содержание 5
Для выхода студента-дипломника на преддипломную практику ректор университета утверждает приказ об этом в срок не позднее 15-ти дней...

Содержание iconОтец Арсений Показать содержание Содержание Предисловие к четвертому...
Воспоминания об отце арсении и его духовных детях, беседы отца арсения, записанные кирой бахмат

Содержание iconРаспространенность в природе
По распространенности в природе кадмий относится к редким и рассеянным элементам: среднее содержание его в земной коре 110-4%(Исидоров,...

Содержание iconМетодические указания по курсовому проектированию для студентов специальности 220301
Содержание курсового проекта "Проектирование автоматизированных систем" (пас) определяется общей задачей данного курса, в результате...

Содержание iconСодержание содержание
Изданий переводов этих упанишад с санскрита на русский до сих пор не было вообще. Данная книга является первой попыткой ввести читателя...

Содержание iconПолучаемый из различных видов зерна с использованием процессов
Содержание спирта — обычно 40—50 об., однако некоторые сорта виски имеют бо́льшую крепость (до 60 об.). Цвет напитка составлен от...

Содержание iconЛитература Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России
Ссср как воплощение суверенитета советского народа. Ростов н/Д, 1974; Он же. Общественный строй развитого социализма. Конституционное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов