Бизнес-планирования




НазваниеБизнес-планирования
страница1/7
Дата публикации26.06.2013
Размер0.69 Mb.
ТипБизнес-план
zadocs.ru > Финансы > Бизнес-план
  1   2   3   4   5   6   7


АЗБУКА

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Что такое бизнес-план и для чего он нужен

Бизнес-план является инструментом осмысления и обоснования тех хозяйственных мероприятий, которые требуют вложения заметных инвестиционных ресурсов. Бизнес-план - концептуальный документ, который используется для привлечения внешних инвестиций и внутрифирменного планирования.

В России бизнес-план традиционно используется для привлечения внешнего финансирования (в виде субсидий, кредитов, грантов и т.д.) и может понадобиться при:

  • создании нового предприятия, организации;

  • реорганизации, изменении формы собственности действующего предприятия;

  • финансовом оздоровлении предприятия – банкрота;

  • осуществлении некоторых крупных проектов (открытие региональных представительств, выпуск новой продукции, расширение производства и др.)

Перед тем, как начать разрабатывать бизнес-план, вы должны задать себе несколько вопросов:

  • С какой целью вы пишите бизнес-план?

  • Какой продукт (товар или услуга) вы собираетесь продавать?

  • Кто ваш клиент и почему он будет покупать именно у вас?

  • Как вы собираетесь продвигать свой продукт? Как ваши потенциальные клиенты узнают о вас?

  • Как вы планируете финансировать свой проект?

Некоторые принципы составления бизнес-плана:

  • Обоснованность и документированность. Ваш бизнес-план должен быть обоснован и содержать необходимую подтверждающую информацию (заключения экспертов, договоры о намерениях, свидетельства и т.п.). Документальный материал лучше разместить в приложениях, с указанием соответствующего номера раздела основного текста, в основном тексте отметьте, что документ приведен в приложении.

  • Адекватным и понятным. Старайтесь говорить простым и понятным языком и избегайте избыточной информации, пишите конкретно и по-существу. Если приводите специальные термины, то давайте их расшифровку.

  • Реалистичным. Чрезмерный оптимизм разработчиков, выражающийся в завышенном прогнозе объема продаж, заниженной себестоимости и объеме финансирования, неточностях финансовых расчетов, поверхностном анализе рынка - может перечеркнуть всю вашу работу.

  • Профессионально оформленным. Ваш бизнес-план должен производить достойное впечатление.

^ Типовые ошибки бизнес-планирования:

Содержательные ошибки:

- неконкурентоспособная идея. Не обязательно ваша бизнес-идея должна быть инновационной или прорывной, но, как минимум, вы (или ваша команда) должны уметь хорошо делать то, на чем собираетесь зарабатывать, и на продукт вашей деятельности должен быть соответствующий спрос на рынке.

- продукт не рыночный. Отсутствуют критические факторы успеха (набор минимальных необходимых требований к продукту). Если ваш продукт неконкурентоспособен, значит, у вас не будет не клиентов, значит можно закрывать бизнес.

- не сегментированы клиенты. Убежденность большинства начинающих предпринимателей, что чем больше разных клиентов, тем лучше, приводит к хаотичным и несистемным маркетинговым усилиям. Как следствие – распыление ресурсов.

- не проработаны конкуренты. Без информации о конкурентах вы не сможете определить свои конкурентные преимущества, у вас будет оптимистичный план продаж, неэффективная маркетинговая политика, высокие риски и некорректные финансовые прогнозы.

- оптимистичный план продаж. Отсутствие клиентов – основной риск, с которым сталкивается молодой предприниматель, поэтому лучше готовиться к нему заранее, ориентируясь при разработке бизнес-проекта на пессимистичные прогнозы плана продаж. Пусть лучше реальные результаты превзойдут ваши ожидания. Чем неприятно удивят.

- недостаточное знание технологии производства. Эксперты, читающие бизнес-план, как правило, слабо разбираются в технологических тонкостях, поэтому на показатели вашего проекта соответствующий раздел бизнес-плана оказывает опосредованное влияние. Однако технологические просчеты могут привести на стадии реализации проекта, как минимум, к увеличению себестоимости продукции, как максимум, к невозможности выпустить продукцию (оказать услуги) соответствующего качества или к убыточности бизнеса;

- ошибки в финансовых расчетах. Могут быть следствием чрезвычайного оптимизма на предыдущих этапах разработки бизнес-плана, могут появляться из-за низкой финансовой грамотности. В любом случае, неточности в этом разделе перечеркивают всю вашу работу, т.к. он часто рассматривается как ключевой.

- непроработаны риски. Какой бы прекрасный план вы не составили, в реальности все может пойти не так, как вы планировали. Для того, чтобы быть готовым к разным неожиданностям, необходимо поработать с ними заранее. Знание о вероятных рисках, разработанные мероприятия по их упреждению, четкий план реагирования в случае наступления рисковых событий – позволяют перейти от линейного планирования к сценарному.

^ Как определиться с бизнес-идеей

Любой бизнес начинается с некой идеи, с определения продукта. Здесь и далее мы понимаем под продуктом те услуги, которые вы оказываете клиенту или товары, которые продаете.

Для того, чтобы определить продукт, который вы собираетесь продавать, надо сделать несколько шагов.

Во-первых, проанализировать ресурсы, которыми вы располагаете. Во-вторых, определить свои корневые компетенции. В-третьих, определить ключевые компетенции рынка. На четвертом этапе необходимо провести анализ привлекательности соответствующего рынка.

Теперь остановимся более подробно на каждом из этапов.

^ Шаг 1. Анализ собственных ресурсов и возможностей.

На этом этапе вам необходимо понять ваши возможности, ответить себе на вопрос «чем я располагаю». Все ресурсы, которые у вас могут быть, делятся на четыре вида: физические, финансовые, человеческие и нематериальные.

К физическим ресурсам относятся помещения, имущество, оборудование. Финансовые – это деньги наличные или на счету, ценные бумаги. Человеческие ресурсы – люди и их навыки, также ваши социальные связи. В качестве нематериальных ресурсов могут быть технологии, которыми вы владеете, какие-либо ноу-хау, учебно-методические материалы, репутация.

Итак, на первом этапе вам необходимо определить имеющиеся у вас ресурсы и ваши возможности. Например, у кого-то есть в долгосрочной аренде небольшой участок земли в центре Москвы, у кого-то дядя директор завода, а кто-то умеет хорошо наносить аэрографию на машины. Подумайте, какие у вас уже есть ресурсы, а какие вы, в принципе, можете получить. Например, у вас может не быть сегодня денег, но вам никто не может помешать найти инвестора. Подумайте, какие у вас есть возможности и что вы умеете хорошо делать. И здесь мы переходим ко второму этапу – определение своих корневых компетенций.

^ Шаг 2. Определение своих корневых компетенций.

Корневые компетенции – это ваши знания, умения и связи, которые позволят вам добиться стратегического преимущества на одном или нескольких рынках.

Корневые компетенции состоят из трех взаимосвязанных частей:

  1. технологические ноу-хау

  2. системы, поддерживающие надежность процессов производства и сбыта

  3. внешние контакты и связи.

Корневые компетенции имеют три основные характеристики:

  1. они создают особую ценность для потребителя;

  2. их сложно воспроизвести конкурентам;

  3. они могут быть применимы на различных рынках.

Компания должна заниматься тем, что умеет делать лучше других и что имеет особую важность для потребителя.

^ Шаг 3. Определение ключевых компетенций рынка.

Каждый сегмент рынка предъявляет свой набор требований к игрокам. Навыки, умения и связи, необходимые для устойчивой работы на данном рынке, называются ключевыми компетенциями.

Совместимость сегмента рынка определяется тем, насколько совпадают, имеющиеся у компании корневые компетенции и ключевые компетенции данного рынка.

На этой стадии вам надо понять, что надо уметь делать, чтобы быть успешным в данном конкретном сегменте рынка.

^ Шаг 4. Анализ привлекательности рынка.

После того, как вы поняли свои ресурсы, определили свои корневые компетенции и требования, предъявляемые к вам рынком, необходимо понять, насколько привлекателен тот рынок, на котором вы собираетесь действовать. Привлекательность рынка можно определить при помощи следующих параметров:

  1. Относительный размер рынка. Определяется соотношением общего размера рынка и оптимального объема производства средней компании. Чем меньше оптимальный объем производства средней компании по отношению к общему размеру рынка, тем более емким по отношению к возможному количеству фирм является данный рынок.

  2. Относительная доходность. Соотношение принятого на рынке уровня доходности с доходностью на других рынках.

  3. Дифференциация товара. Чем больше реальных или мнимых отличий товара может найти покупатель, тем более привлекательным считается рынок. Есть рынки, где существуют сотни и тысячи наименований (например, рынок парфюмерии) и рынки где продукт стандартизирован (например, рынок природного газа).

  4. Затраты на вход и выход с рынка. Чем ниже затраты на вход, тем легче найти инвестора. При этом надо учитывать еще возможные обязательства компании при выходе с рынка.

  5. Рост рынка. У разных рынков разная динамика: рынок может расти, быть стабильным или сокращаться. Чем выше рост данного рынка по сравнению со средним экономическим ростом в стране, тем более привлекательным считается рынок.

  6. Риски. Существует мнение, что чем выше риски на рынке, тем больше потенциальные выгоды. Теоретически это, может быть и так. Но, однозначно, чем выше риски вашего проекта, тем сложнее вам будет найти инвестора.Итак, для того, чтобы определиться с бизнес-идеей, вам надо сделать 4 шага:

  1. Анализ собственных ресурсов и возможностей (что я могу делать?);

  2. Определение своих корневых компетенций (что я умею делать лучше всех?);

  3. Определение ключевых компетенций рынка (что надо уметь делать в данном сегменте рынка?);

  4. Анализ привлекательности рынка (насколько привлекателен данный рынок?).

^ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА

Вы решили какой продукт (товары или услуги) планируете предложить рынку. Очень важно теперь определиться – кому именно вы их будете предлагать. Для этого необходимо сегментировать ваши продукты для различных клиентских групп, которым наиболее необходимы ваши продукты/услуги.

Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу.

Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями и желаниями. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых).

Сегментация, с которой собственно и начинается маркетинг, - это жертва количества ради выигрыша в качестве, результативности. Как невозможно любить и уважать всех, так, с другой стороны, невозможно нравиться всем.

Использование принципа сегментации рынка улучшает конкурентные позиции компании и позволяет лучше удовлетворять потребности покупателей. Цели сегментирования рынка направлены, прежде всего, на снижение маркетинговых издержек и увеличение продаж.

Надо иметь мужество, чтобы от кого-то отказаться, чтобы добиться необходимого результата с наименьшими издержками. Например, аудиторию на семинаре можно сегментировать по следующим основаниям:

  • потенциальные клиенты (с ними можно договариваться об индивидуальных встречах);

  • новички (их надо информировать о возможностях, вызывать интерес, но торопиться разговаривать по делу не стоит, люди должны дозреть);

  • любознательные слушатели или вечные студенты (готовы постоянно чему-то учиться, узнавать что-то новое в ущерб использованию на практике уже имеющихся знаний).

Невозможно построить семинар таким образом, чтобы удовлетворить всех слушателей на 100%. Та информация, которая для практиков будет понятна и очевидна, не всегда будет восприниматься новичками и т.д. В зависимости от Ваших целей, определитесь с выбором сегмента, на которого наибольшим образом ориентирована Ваша программа. Тогда он будет построен с упором на приоритетную группу слушателей, которая всегда будет Вам благодарна.

Сегментация сотрудников внутри компании на ключевых, очень полезных, полезных, обычных и вредных позволит подумать методы целеполагания и мотивации, помогающие удержать одних и подтолкнуть к выходу других.

Внешних клиентов можно сегментировать самыми разными способами:

  • одноразовые (случайные), нерегулярные, регулярные (постоянные);

  • нелояльные, слабо лояльные, лояльные, фанатики;

  • независимые, слабо зависимые, сильно зависимые от наших продуктов и услуг;

  • клиенты без связей, клиенты со слабыми связями, клиенты с мощными связями (значимые в отрасли ил регионе люди);

  • конечные потребители, посредники или элементы в цепочке посредников, производители другого товара или услуги на базе нашего товара;

  • по объему закупок;

  • по прибыльности и др.

Сегментация бизнес-направлений и продуктов позволит привязать к ним подходящие глаголы:

  • душить (закрывать);

  • морозить (приостанавливать);

  • сливать с другими;

  • разливать, выделять в отдельные;

  • делать ставку, активно развивать;

  • инвестировать, концентрироваться и т.д.

Творческое деление рынка на сегменты позволяет найти те, где конкуренция не так остра, а перспективы получения прибыли высоки. Если сегментов будет слишком много – возникнет неразбериха, слишком мало – трудно будет выделиться конкурентным преимуществом.

Сегментация может прояснять общую картину, а может и затуманивать. Еще в Средневековье голландские аптекари говорили, что на одних лекарствах они зарабатывают деньги, на других делают себе имя, а третьими лечат больных.

^ Сегментируйте рынок от клиентов и конкурентов до продуктов, сотрудников, поставщиков и контрактов.

Продуктово-рыночная матрица

Цель: сегментация клиентов и продуктов, расстановка динамических приоритетов.

Клиент(рынок)

Продукт

Клиент 1

Клиент 2

Клиент 3

Всего

Продукт 1













Продукт 2













Продукт 3













……













Всего










100%
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бизнес-планирования icon1. Теоретические основы бизнес- планирования на предприятии
Разработка бизнес – плана и оценка его эффективности на примере «Компьютерный Супермаркет никс» г. Кострома

Бизнес-планирования iconБизнес-планирования» Кейс №1 к теме «Генерация бизнес-идеи»
С помощью метода «Морфологический ящик» придумать новые свойства для карандаша и стиральной резинки, чтобы эта продукция была бы...

Бизнес-планирования iconПособие по бизнес-планированию Понятие бизнес-плана, его цели и задачи
Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации...

Бизнес-планирования iconБизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций,...
Настоящие требования подготовлены ффпмп с целью помочь субъектам малого предпринимательства при обращении за финансированием

Бизнес-планирования iconБизнес-план можно проработать и для себя: мы видели десятки бизнес-идей,...
Обложка должна сообщать читателю о том, что он держит в руках: название компании, сферу деятельности, период планирования. (Например,...

Бизнес-планирования iconПредмет и метод макроэкономического планирования и прогнозирования
Предмет макроэкономического планирования и прогнозирования. Необходимость макроэкономического планирования и прогнозирования. Методология...

Бизнес-планирования icon4. Методология тактического планирования
Тп охватывает период планирования 1-2 года (более 2-х лет не представляется возможным, т к происходят частные изменения во внешней...

Бизнес-планирования iconБизнес план Автосервиса По организации ООО «Автоком» Содержание
Интервал планирования 12 месяцев. Валюта проекта – рубли. Необходимый объем финансирования проекта – 16 750 тыс руб. Из них 80% составляют...

Бизнес-планирования iconБизнес-план и его роль в современной экономике 4
Предлагаемое пособие содержит системное изложение основных требований по написанию бизнес-плана. Включенные в него главы охватывают...

Бизнес-планирования iconИнструкция как составить бизнес-план самостоятельно Последовательность оформления бизнес-плана
Большое значение имеет титульный лист бизнес-плана. Чем профессиональней он составлен, тем лучшее впечатление произведет сам проект....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов