Сущность и функции финансов




НазваниеСущность и функции финансов
страница1/4
Дата публикации01.09.2013
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ



1. 1.Понятие и объективная необходимость финансов.

1. 2. Функции финансов, их содержание.

1. 3. Финансовые ресурсы и источники их формирования.
1.Понятие и роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Финансы возникают в определенных социально-экономических условиях, которые:

- во первых, характеризуются развитием денежных отношений;

- во- вторых, расширением функций государства, выполнение которых во многом зависит от аккумуляции и распределения денежных ресурсов.

Термин «finansia» в переводе с латинского означает «наличность» или «доход». В средневековой латыни эти слова обозначали срок платежа и документы, доказывающие погашение долга по окончанию сделки. Сначала во Франции, а с конца XII века и в других европейских государствах под словом «финансы» стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В XIII в. этот термин получил распространение и в России.

Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.

Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.

Распределительные процессы проходят не только посредством финансов, но и путем использования цены и кредита. Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение, перераспределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой распределительного процесса. Функционирование цены и финансов в процессе распределения осуществляется в тесной взаимосвязи, так как цена является конкретной формой выражения финансовых отношений и категорией, через которую происходит первичное распределение ВВП и национального дохода.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Можно выделить следующие отличительные черты финансов от кредита:

  1. кредитные ресурсы обладают такими признаками как: возвратность, срочность и платность;

  2. кредитные ресурсы выражают двухстороннее движение, от кредитора к заемщику и обратно; финансовые – одностороннее;

  3. кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса; финансовое – осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и в рамках каждого их них;

  4. кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения за счет временно свободных денежных средств; финансовые - из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения.

Взаимосвязь финансов и кредита ярко проявляется в банковском проценте. Источником выплаты процента за использование привлеченных средств является доход банка, его формирование и использование опосредуется финансовыми отношениями. Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают все звенья финансовой системы.

В распределении стоимости общественного продукта наряду с финансами участвует и заработная плата. Эта форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Заработная плата, как экономическая категория имеет как общие, так и отличительные черты от финансов.

Общие черты заключаются в том, что, являясь частью системы стоимостного распределения, заработная плата стоит в одном ряду с финансами, подготавливая условия для последующего удовлетворения определенных потребностей. Отличие заработной платы от финансов заключается в том, что она является формой первичного распределения ВВП и становится собственностью отдельных работников. Посредством финансов происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между всеми участниками общественного производства.

Взаимодействие финансов и заработной платы заключается в том, что, с одной стороны, с помощью финансовых отношений формируется фонд оплаты труда, а с другой - заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятия.

^ 2.Функции финансов, их содержание.

Выделяют следующие функции финансов

-аккумуляция денежных доходов;

- распределение денежных доходов;

- контроль за эффективностью использования денежных ресурсов.

Поскольку распределение финансовых ресурсов предполагает, прежде всего, их формирование и аккумуляцию, то эти процессы следует признать в качестве первостепенной функции. Содержание и назначение данной функции финансов заключается в определении механизма образования доходов соответствующего субъекта (определение видов поступлений, их объема и способов мобилизации).

С помощью распределительной функции происходит обеспечение всех субъектов хозяйствования необходимыми им финансовыми ресурсами для выполнения намеченных задач. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость ВВП (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Конкретными субъектами, т.е. непосредственными участниками распределительных процессов являются: государство, низовые звенья хозяйства, граждане, которые используют полученные денежные средства для удовлетворения социальных и хозяйственных потребностей.

С помощью финансов реализуются процессы распределения и перераспределения на разных уровнях управления экономикой (государственный и территориальный) и сферах воспроизводства (материальное производство, сфера услуг, обращение и потребление). В сфере материального производства и услуг с помощью финансов обеспечивается кругооборот производственных фондов, формирование доходов, обеспечивающих непрерывное функционирование хозяйственных субъектов и их развитие. В сфере обращения финансы способствуют обмену созданных продуктов и тем самым продолжению воспроизводственного процесса. Распределительная функция финансов затрагивает и сферу потребления, в которой осуществляется конечное использование ранее созданной стоимости. Тем самым, посредством финансов устанавливаются конечные пропорции использования национального дохода, формируются соответствующие фонды денежных средств.

Контрольная функция финансов на уровне государства проявляется в контроле за своевременной и полной аккумуляцией доходов централизованных фондов (бюджет и бюджетные целевые фонды), а также за их расходованием по целевому назначению. Объективность контрольной функции в распределении финансовых ресурсов отдельных звеньев хозяйствования вытекает из свойства финансовых отношений, которые тесно связаны с экономическими интересами этих субъектов и членов их коллектива.

^ 3. Финансовые ресурсы и источники их формирования.
К финансовым ресурсам относится та часть денежных средств, которая используется государством, местными органами власти и хозяйственными субъектами в процессе распределения и перераспределения ВВП и НД.

Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет классифицировать их по уровню управления. Рис.1.1.

Уровень хозяйствования

Субъекты

Источники формирования

1. Централизованный

1. Государство

1.Налоговые, и неналоговые платежи и сборы, прочие поступления.

2. Децентрализованный


2. Предприятия и организации.

2. Прибыль, амортизация, доходы от финансовых операций, от мобилизации внутренних ресурсов и др.


Рис. 1.1. Классификация финансовых ресурсов.
К централизованным финансовым ресурсам относятся денежные средства, которые аккумулируются государством для выполнения его основных функций и реализации установленной на конкретный период экономической и социальной политики.

На современном этапе развития экономики основная часть централизованных финансовых ресурсов концентрируется в государственном бюджете за счет мобилизации налоговых платежей предприятий и населения. Кроме того, финансовые ресурсы поступают от реализации имущественных прав государства (приватизация, разгосударствление, акционирование), внешнеэкономической, финансовой деятельности и т.д. В состав централизованных финансовых ресурсов входят установленные государством обязательные платежи, за счет которых формируются целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Главным направлением централизованных финансовых ресурсов является финансирование общегосударственных программ, реализация которых предусматривает динамичное развитие экономики, повышение уровня жизни населения, т.е. удовлетворение их социальных нужд, развитие культуры, науки и т.п. В последние годы увеличивается объем финансовых ресурсов, расходуемый на модернизацию производства, внедрение новых технологий, способствующих инновационному развитию экономики.

^ Децентрализованные финансовые ресурсы создаются на микро уровне конкретными предприятиями и организациями в процессе их хозяйственной деятельности. В основном они выступают в форме чистых доходов, поступивших от реализации продукции и других операций после возмещения затрат на их получение. Кроме того, к финансовым ресурсам функционирующих предприятий относятся заемные и другие привлеченные средства, используемые на текущие и инвестиционные нужды предприятия.

Децентрализованные финансовые ресурсы опосредствуют весь процесс производства и обращения, обеспечивают стабильное функционирование предприятия, а также его саморазвитие. Часть финансовых ресурсов предприятия в форме налогов и других обязательных платежей взимается в бюджет и специальные фонды, тем самым участвуют в удовлетворении общегосударственных нужд.

^ ГЛАВА 2 . ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА.

2.1. Общая характеристика финансовой системы.

2.2. Управление финансовой системой государства.

2.1. Общая характеристика финансовой системы.

Многообразие форм образования и использования финансовых ресурсов, соответственно и участников процесса распределения и перераспределения ВВП предполагает создание комплексной системы управления ими. С этой целью в каждой стране формируется определенная финансовая система.

^ Финансовая система представляет собой совокупность отдельных звеньев финансов на всех уровнях управления экономикой.

Единство отдельных звеньев финансовой системы заключается в том, что:

  1. все звенья финансовой системы участвуют в формировании и использовании финансовых ресурсов;

  2. главной целью этих звеньев является удовлетворение потребностей всего общества и его отдельных участников.

Вместе с тем, звенья финансовой системы имею определенные отличия, которые в основном отражают уровень управления, особенности и масштабы хозяйственной деятельности отдельных субъектов. К отличительным признакам относятся:

- формы и методы формирования и использования финансовых ресурсов;

- цели и конкретные задачи, которые подчинены экономическим интересам общества в целом, отдельным коллективам или индивидуальным их членам.

В большинстве экономически развитых стран структура финансовой системы отражает государственное устройство и экономические основы хозяйствования. В соответствии с этим она включает в себя: общегосударственные финансы и финансы самостоятельных хозяйственных субъектов. Финансовая система Республики Беларусь построена с учетом соответствующих критериев и национальных особенностей государства. Рис.2.1.



Финансовая система Республики Беларусь




Общегосударственные финансы

Финансы хозяйствующих субъектов

Финансовый рынок

Финансы домохозяйств.



- Государственный бюджет;

- Бюджетные фонды

- Внебюджетные фонды

- Государственный кредит

- Государственный

консолидированный резервный фонд





-Коммерческие предприятия и организации;

- Некоммерческие организации.



-Рынок ценных бумаг;

- Кредитный рынок;

- Валютный рынок.









Рис. 2.1. Финансовая система государства.

Как видно, современная финансовая система Республики Беларусь включает централизованные фонды государства: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также государственный кредит и государственный фонд страхования.

^ Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет, который представляет собой основной финансовый план государства, определяющий источники формирования его доходов и направления их на общегосударственные нужды.

^ Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды аккумулируют установленные законодательством платежи хозяйственных субъектов, которые используются по целевому назначению. Они предназначены для финансирования определенных государственных нужд, отраженных в названии фондов. Аккумулируемые в них денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в определенной степени снять нагрузку с бюджета.

Отдельным звеном финансовой системы является государственный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

^ Государственный консолидированный резервный фонд обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Данный фонд состоит из общегосударственного и региональных государственных резервных фондов. Общегосударственный резервный фонд создается за счет средств республиканского бюджета, а региональные – за счет средств местных бюджетов. Государственный консолидированный резервный фонд используется для восполнения потерь, наносимых чрезвычайными событиями, катастрофами, авариями. Источником его создания являются средства бюджета.

Одним из важных звеньев финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Специфическим звеном являются финансы домохозяйств, которые формируются в основном за счет доходов от предпринимательской деятельности, финансовых операций с ценными бумагами, депозитов и социальных выплат. С развитием рыночной экономики возрастает роль этих финансов, поскольку они активно участвуют в накоплении денежных сбережений, которые выступают в качестве важного источника финансирования инвестиций, т.е. предпосылки динамичного развития экономики.

Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с финансовым рынком, который расширяет возможности перераспределения финансовых ресурсов, создает условия для увеличения объема источников финансирования расширенного воспроизводства.

Действенность финансовой системы во многом зависит от рациональной организации управления ее конкретными звеньями.

^ 2. 2. Управление финансовой системой государства.

В широком смысле управление звеньями финансовой системы отождествляется с сознательным процессом организации органов управления финансовыми потоками, а также выбором оптимальных форм, методов мобилизации необходимых финансовых ресурсов, их рационального распределения и эффективного использования. С этой целью создается совокупность финансовых организаций, учреждений, институтов, в обязанности которых входит:

-достижение эффективности в формировании и использовании финансовых ресурсов, что обеспечивает реализацию намеченной цели конкретного звена финансовой системы.

-совершенствование деятельности субъектов управления.

Управление финансовой системой осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы власти: Президент, Национальное Собрание, Совет Республики и Палата представителей. Они определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство и осуществляют общий контроль за его соблюдением.

На региональном уровне такие полномочия возложены на местные органы власти.

Оперативное управление отдельными звеньями финансовой системой осуществляется финансовым аппаратом, который включает множество организационных структур на всех уровнях управления.

На общегосударственном уровне основными органами управления финансами являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет.

На ^ Министерство финансов возложено ряд функций, связанных с формированием и реализацией финансовой политики государства в пределах страны и на международном уровне. К его задачам относятся:

- организация и ответственность за составление проекта бюджета и его исполнение;

- разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития экономики, конкретных социальных и экономических программ республиканского и союзного назначения;

- обоснование предложений по совершенствованию налоговой, ценовой политики, формированию отечественного финансового рынка и участия в международных операциях;

- участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

- выпуск и размещение государственных внутренних займов Республики Беларусь;

- разработка проектов и реализация программ внешних заимствований Республики Беларусь.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сущность и функции финансов icon1 Сущность и функции денег 7
Тема Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики 24

Сущность и функции финансов icon1. Сущность и необходимсть финансов, их функции и роль в системе...
Сущность и необходимсть финансов, их функции и роль в системе денежных отношений

Сущность и функции финансов icon1 Сущность финансов и функции финансов
Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым...

Сущность и функции финансов iconВопрос Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации
Определение и экономические признаки финансов с точки зрения экономической теории. Социально-экономическая сущность финансов. Функциональный...

Сущность и функции финансов iconСущность и функции финансов. Фин отношения в системе общественного воспроизводства

Сущность и функции финансов icon1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России
Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России

Сущность и функции финансов icon1. Финансы как экономическая категория: признаки финансовых отношений,...
Понятие системы финансов: подсистемы и звенья системы финансов, их характеристика, взаимосвязь звеньев финансов

Сущность и функции финансов icon1. Сущность и функции финансов пред-тий. Финансовые отношения пред-тий...
Сущность и функции финансов пред-тий. Финансовые отношения пред-тий и принципы их орг-зации

Сущность и функции финансов iconМодуль «Современное законодательство в области финансов и налогов»
...

Сущность и функции финансов iconПеречень вопросов по дисциплинам, выносимым на итоговый междисциплинарный...
Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов