Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит»




Скачать 153.57 Kb.
НазваниеПрограмма производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит»
Дата публикации17.08.2013
Размер153.57 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Финансы > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

УТВЕРЖДАЮ


Первый проректор

профессор, д.т.н.

______________В.В. Садовский


«____» _________________2010 г.

ПРОГРАММА

производственной (организационно-экономической) практики


для студентов специальности 1-25.01.04 «Финансы и кредит»

специализации 1-25 01 04 04 «Страхование»

Минск

2010

Составитель: доцент кафедры финансов и финансового менеджмента, кандидат экономических наук М.М. Пилипейко



Рецензенты: доцент кафедры финансов и финансового менеджмента, кандидат экономических наук М.А. Зайцева

Программа рекомендована к утверждению кафедрой финансов и финансового менеджмента

протокол № 5 от « 19 » ноября 2009 г.

Зав. кафедрой

д-р экон. наук, профессор Г.Е. Кобринский


Одобрена и рекомендована к утверждению Методической комиссией по специальности «Финансы и кредит»


протокол № ___ от «___» _____________ 2009 г.


Председатель

д-р экон. наук, профессор: Т.В. Сорокина


Согласовано:
Руководитель практики: П.Г. Буторин

^ 1. Цель и задачи производственной практики
Целью производственной практики студентов 3 курса специальности «финансы и кредит» специализации «страхование» является закрепление теоретических знаний по изученным дисциплинам «Бухгалтерский учет», «Финансы предприятий», «Анализ хозяйственной деятельности», «Страховое дело» и приобретение практических навыков по дисциплинам Бухгалтерский учет в страховых организациях» и «Организация контроля в страховых организациях», которые будут изучаться на 4 курсе.

Задачами производственной практики являются:

  • изучение правовых основ создания, специфики деятельности страховой организации, организационно-правовой формы, специализации страховой деятельности;

  • ознакомление с организационной структурой управления (структурными подразделениями – отделами, управлениями, филиалами, представительствами, их основными функциями;

  • изучение порядка организации и ведения бухгалтерского и статистического учета;

  • ознакомление с основами взаимоотношений страховой организации со страхователями, страховыми и перестраховочными организациями, страховым надзором, налоговой инспекцией, фондом социальной защиты населения, органом статистики и др.;

  • приобретение практических навыков в осуществлении некоторых страховых операций, операций по ведению бухгалтерского, статистического учета и экономического анализа;

  • приобретение навыков в работе с компьютерными программами, закрепление теоретических знаний по электронно-вычислительной и организационной технике.

Знания и материалы, полученные в процессе прохождения производственной практики помогут студентам глубже изучить специальные дисциплины на следующем курсе, использовать их при выполнении курсовых и научных студенческих работ.
^ 2. Организация прохождения практики
Продолжительность практики для студентов 3 курса 4 недели. Конкретные сроки начала и окончания производственной практики устанавливаются приказом ректора университета.

Местом прохождения практики являются страховые и перестраховочные организации любой организационно-правовой формы.

Общее руководством производственной практикой осуществляется преподавателями кафедры финансов и финансового менеджмента. Они проводят систематический контроль за работой студентов в течение всего времени нахождения на практике. Руководитель практики от университета имеет право вносить уточнения, изменения и дополнения в настоящую Программу с учетом конкретных организационных и других особенностей деятельности страховой организации – базы прохождения практики.

Производственная практика непосредственно на рабочем месте организуется руководителем практики от предприятия. В его обязанности входит: составление совместно со студентом-практикантом календарного плана; создание нормальных условий прохождения практики, оказание помощи в изучении предусмотренных календарным планом вопросов, проведение необходимых консультаций, проверка и подписание отчета о прохождении производственной практики, подготовка характеристики на студента.

Календарный план подписывается студентом и руководителем практики от предприятия и включает вопросы, которые студент должен изучить в установленные сроки на конкретном рабочем месте и отразить в отчете. В календарном плане указываются изучаемые вопросы по каждому разделу программы, время предусмотренное на их изучение и непосредственный руководитель. При изучении специфики работы на отдельных рабочих местах в календарном плане могут быть предусмотрены дополнительные руководители из числа специалистов соответствующих структурных подразделений (служб) страховой организации. Примерная форма календарного плана приведена в приложении № 1.

В течение всего времени практики студент ведет дневник по установленной форме, в котором отражает содержание работы, выполненной за каждый день. Записи в дневнике должны быть конкретными, с указанием видов выполняемых работ. По окончании практики дневник заверяется руководителем практики от предприятия. В дневнике делаются также отметки о дне начала и окончания практики.

Руководитель практики от университета выдает письменно индивидуальное задание студенту, которое отражается в дневнике.

Выполнение студентом отдельных вопросов программы практики подтверждается соответствующими материалами (первичными документами или их ксерокопиями), которые прилагаются к письменному отчету о прохождении производственной практики.

Во время прохождения производственной практики студент обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка страховой организации (приход на работу, перерыв на обед, уход с работы), требования правил по технике безопасности, соблюдению коммерческой тайны, выполнять другие законные требования руководителя практики от предприятия или руководства страховой организации.

3. Содержание производственной практики
^

Примерное распределение времени и содержание разделов практики




п.п.

Наименование разделов

Продолжительность практики, дни

1

Правовые основы создания, изучение специфики, функций, структуры управления

2

2

Организация бухгалтерского учета и статистического учета

4

3

Экономический анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности страховой организации

4

4

Организация контроля в страховых организациях

4

5

Взаимоотношения со страхователями, страховыми посредниками

2

6

Взаимоотношения со страховщиками, страховым надзором

2

7

Взаимоотношения с бюджетом, ФСЗН, органом статистики

1

8

Приобретение практических навыков по бухгалтерскому учету, работе с ПК

1



^

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО РАЗДЕЛАМ


  1. Правовые основы создания, изучение специфики деятельности, функций и структуры управления страховой организации.

    1. 1.1. Юридическая база создания и функционирования страховой организации (свидетельство о регистрации, устав, учредительный договор, протоколы общего собрания акционеров, лицензии на виды деятельности, положения о структурных подразделениях, штатное расписание и др.).

    2. 1.2. Состав экономических служб, их задачи и функции. Организационная структура управления предприятием (организацией).

    3. 1.3. Краткая экономическая характеристика страховой организации (численность в разрезе структурных подразделений, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности (сумма поступивших страховых взносов за прошлый год, сумма страховых выплат, структура страхового портфеля, размер страховых резервов и собственного капитала, сумма прибыли, рентабельность, сумма платежей в бюджет и др.).




  1. Организация бухгалтерского и статистического учета

2.1. Положение о бухгалтерии, должностные инструкции работников бухгалтерии, функции бухгалтерии, главного бухгалтера и должностные обязанности работников бухгалтерии;

2.2. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, специфика и особенности применения их в страховых организациях;

2.3. Приказ руководителя страховой организации об учетной политике. Его основные положения;

2.4. Альбом форм первичных документов для страховых операций. Страховой полис, Акт о страховом случае, заявление на страхование и на выплату страхового возмещения, кассовые, банковские документы связанные с оформлением страховых операций;

2.5. Учетные регистры – группировочные и накопительные ведомости, журналы-ордера, другие учетные регистры, Главная книга, регистры аналитического учета;

2.6. Форма учета, степень автоматизированной обработки учетных данных, вид компьютерной программы;

2.7. Учет поступлений страховых взносов;

2.8. Учет страховых выплат;

2.9. Учет денежных и расчетных операций;

2.10. Учет основных средств и материалов;

2.11. Учет страховых резервов и фондов;

2.12. Учет финансовых результатов;

2.13. Учет операций перестрахования;

2.14. Формы отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложение к балансу, отчет об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, отчет о движении денежных средств, отчет о платежеспособности, отчет о размещении страховых резервов, пояснительная записка к годовому бухгалтерскому учету). Аудиторское заключение о достоверности показателей годового отчета.

2.15. Организация статистического учета в страховой организации. Структурное подразделение, на которое возложена обязанность ведения статистического учета. Цели, задачи этой службы. Основные показатели статистического учета. Форма 2-С «Отчет о деятельности страховой организации».


  1. Экономический анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности страховой организации

3.1. Перечень основных показателей финансово-хозяйственной деятельности страховой организации;

3.2. Действующая практика экономического анализа в страховой организации. Основные приемы (способы) экономического анализа (группировка, сравнение, средние, относительные величины, табличный, графический, цепных подготовок, способы, основанные на использовании ЭММ и ЭВМ);

3.3. Анализ динамики поступления страховых взносов в разрезе видов страхования;

3.4. Анализ динамики страховых выплат;

3.5. Анализ структуры страхового портфеля;

3.6. Анализ формирования страховых резервов и страховых фондов;

3.7. Анализ финансовых результатов (динамики прибыли и рентабельности).


  1. Организация контроля в страховых организациях

4.1. Органы, осуществляющие контроль в страховых организациях, в т.ч. внутренний (руководство, бухгалтерия, внутренняя служба контроля и аудита, ревизионная комиссия) и внешний (страховой надзор, налоговая инспекция, Комитет государственного контроля, Фонд социальной защиты населения, территориальный орган статистики, аудиторы и др.);

4.2. Формы и виды контроля;

4.3. Периодичность, способы и методы контрольной деятельности. Законодательство по организации контроля;

4.4. Ревизия и аудит, этапы проверки, общие и отличительные черты;

4.5. Ознакомление с актами проверок, документальной ревизии, аудиторским заключением.


  1. Взаимоотношения со страхователями, страховыми посредниками

5.1. Документальное оформление страховых операций с юридическими и физическими лицами-страхователями. Виды страховых полисов. Порядок заключения и прекращения договора страхования, существенные условия договора страхования.

5.2. Порядок урегулирования убытков при наступлении страховых случаев. Расчеты со страхователями наличными денежными средствами и в безналичном порядке. Особенности расчетов в иностранной валюте.

5.3. Страховые агенты и страховые брокеры – общие и отличительные черты. Порядок работы страховой организации со страховыми посредниками.


  1. Взаимоотношения со страховщиками, страховым надзором

6.1. Сострахование и перестрахование в деятельности страховой организации. Взаимодействие других страховых и перестраховочных организаций при совершении этих операций. Международное сотрудничество страховых организаций республики (на примере страховой организации – базы прохождения практики).

6.2. Страховой надзор, его основные функции и задачи. Взаимоотношения страховой организации со страховым надзором по вопросам: государственной регистрации и лицензирования, надзора за соблюдением страхового законодательства, представления бухгалтерской и статистической отчетности, прохождения аттестации высших руководителей, оказания методической и методологической помощи, консультаций, применения экономических санкций и др.


  1. Взаимоотношения с бюджетом, фондом социальной защиты населения, территориальными органами статистики

7.1. Виды налогов, сборов, отчислений в бюджет и бюджетные фонды, производимых страховыми организациями в текущем году. Объекты налогообложения, налогооблагаемые базы, ставки налогов, декларации, сроки их представления и перечисления платежей. Налоговая нагрузка и ее оптимизация.

7.2. Фонд социальной защиты населения и его роль в деятельности страховой организации.

7.3. Взаимоотношения страховой организации с территориальным органом статистики.
8. Приобретение практических навыков по бухгалтерскому учету и работе с персональным компьютером

8.1. Оказание практической помощи работникам бухгалтерии страховой организации по ведению аналитического учета, заполнению бланков первичных учетных документов (страховых полисов, квитанций по приему страховых взносов от населения, накопительных и группировочных ведомостей аналитического учета и др.).

8.2. Выполнение на компьютере различного рода работ по набору необходимой информации для специалистов страховой организации.

8.3. Дублирование служебных обязанностей специалистов страховых организаций при их болезни, командировке и других обстоятельствах.

^ 4. Руководство производственной практикой
4.1. Обязанности руководителя производственной практики от кафедры финансов и финансового менеджмента:

- участие в проведении всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (информирование о порядке прохождения практики, выдача необходимой документации);

- посещение базы практики и контроль качества прохождения практики студентами в соответствии с данной Программой;

- консультирование студентов по вопросам сбора и обработки практического материала для отчета;

- информирование кафедры о ходе прохождения практики студентами;

- проверка отчета по практике, участие в защите отчета.

4.2. Обязанности руководителя практики от предприятия:

- составление календарного плана прохождения практики в соответствии с Программой и с учетом специфических условий работы страховой организации;

- ежедневное обеспечение студентов работой в соответствии с календарным планом;

- обеспечение нормальных условий прохождения практики;

- проведение собеседований по отдельным разделам Программы, организация консультаций;

- контроль за соблюдением студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка;

- проверка отчета по результатам практики и заверение его своей подписью и печатью страховой организации;

- составление отзыва-характеристики о качестве прохождения производственной практики студентом с оценкой его работы.

4.3. Обязанности студента-практиканта:

- ежедневно посещать базу практики, находиться на месте практики в течение всего рабочего дня;

- своевременно и качественно выполнять Программу практики;

- ежедневно заполнять дневник о проделанной работе;

- подчиняться указаниям руководителей практики от предприятия и университета;

- строго соблюдать правила внутреннего распорядка страховой организации;

- по окончании практики в течение установленного кафедрой срока представить отчет, полностью отражающий содержание Программы с необходимыми приложениями. К отчету прилагаются дневник, календарный план прохождения практики, характеристика на отдельном листе, заверенная гербовой печатью.



  1. ^ Подведение итогов производственной практики


По результатам прохождения производственной практики студент составляет отчет (образец оформления титульного листа см. приложение № 2), который включает:

  1. календарный план прохождения практики;

  2. дневник прохождения практики, оформленный соответствующим образом;

  3. текстовую часть, выполненную на стандартной бумаге формата А-4 на одной стороне листа. Текстовая часть отчета должна составлять не менее 50 листов на компьютере. В ней в краткой форме отражается содержание вопросов, изученных в страховой организации в соответствии с календарным планом и разделом 3 настоящей Программы. Текстовая часть подписывается студентом, проверяется и визируется руководителем практики от предприятия. Подпись руководителя заверяется печатью страховой организации.

  4. приложения в виде копий документов: баланса страховой организации, других форм отчетности, первичных документов учетных регистров, свидетельства о регистрации, лицензий, плана счетов бухгалтерского учета и т.д. Приложения размещаются в конце текстовой части отчета или в отдельном скоросшивателе. Ссылки на приложения в текстовой части отчета обязательны.

  5. Индивидуальное задание представляется в отдельном скоросшивателе.

  6. Отзыв-характеристика руководителя практики от предприятия о работе студента-практиканта, заверенная гербовой печатью.



Отчет в полном объеме представляется на кафедру финансов и финансового менеджмента в течение 3-х дней после окончания практики, где он регистрируется и передается на проверку руководителю практики от университета. Проверенный руководителем и допущенный к защите отчет возвращается студенту для подготовки к устной защите. В случае отрицательного отзыва отчет подлежит доработке в соответствии с письменными замечаниями руководителя.

Сроки и место проведения защиты отчета устанавливаются кафедрой. Защита проводится перед специальной комиссией, формируемой из числа преподавателей кафедры. По результатам защиты студент получает оценку дифференцированный «зачет». При невыполнении студентом Программы практики, непредставлении отчета на кафедру или оценке «незачет» при защите студент не переводится на 4 курс и подлежит исключению из университета.

Приложение 1

^ ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА
Календарный план

прохождения производственной практики

студентом 3 курса ФФБД гр. ДФС
фамилия, имя и отчество

на_________________________________________________________________________

наименование организации – базы практики

с __ __________200__г. по ____ ____________200__г.


Дата

Наименование раздела и вопросов

Руководитель

(ф.и.о., должность)

05.07.09г.

Правовые основы создания страховой организации, изучение специфики деятельности, функций и структуры управления







1. Ознакомление с уставом страховой организации, учредительными документами, протоколами общего собрания акционеров, лицензиями на отдельные виды деятельности

Петрова В.И.

юрисконсульт




2. Изучение организационной структуры управления, положений о структурных подразделениях, штатными расписанием




6.07.09г.

3. Изучение экономических показателей деятельности страховой организации

Иванова К.Е.

гл.бухгалтер

Руководитель практики

от предприятия, должность ________________ _________________

подпись Ф.И.О.
__________

дата




Приложение 2



Образец оформления титульного листа

отчета о прохождении производственной практики

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра финансов


и финансового менеджмента
ОТЧЕТ

о прохождении производственной практики

на ____________________________________________________________

(наименование страховой организации)
студент ФФБД

3 курса, гр. ДФС _____________ ____________

подпись Ф.И.О.

Руководитель практики

от предприятия, должность _____________ _____________

подпись Ф.И.О.
Руководитель практики

от университета, должность

____________ ______________

подпись Ф.И.О.

Минск, 20__г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит» iconПрограмма производственной практики студентов V курса специальности "Финансы и кредит"
До начала производственной практики выбирается тема дипломной работы, составляется предварительный план изложения темы, уточняется...

Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит» iconПрограмма производственной преддипломной практики
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к организации производственной преддипломной...

Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит» iconМетодические указания по прохождению производственной практики для...
Методические указания по прохождению производственной практики / Сост. Н. В. Пляскина и др. – Чита: Изд-во бгуэп, 2013. – 18 с

Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит» iconПрограмма производственной практики по экономическому анализу для...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры финансов и кредита Калининградского государственного технического университета...

Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит» iconПрограмма итоговой государственной аттестации: государственный экзамен...
Финансы как историческая категория. Возникновение финансов как науки на основе развития экономической мысли в трудах средневековых...

Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит» iconМетодические указания и программа по проведению экономической практики...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит» iconПрограмма организационно-экономической (производственной) практики для специальности
М. Н. Ковалев, доцент маркетинга Гомельского филиала Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет...

Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит» iconМетодические указания по прохождению ознакомительной, производственной...
Финансы и кредит. Методические указания по прохождению ознакомителной, производственной и преддипломной практики, а также по написанию...

Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит» iconМетодические указания по прохождению ознакомительной, производственной...
Финансы и кредит. Методические указания по прохождению ознакомителной, производственной и преддипломной практики, а также по написанию...

Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 1-25. 01. 04 «Финансы и кредит» iconКафедра финансов и кредита пособие по производственной практике для...
В соответствии с учебным планом специальности 080105 «Финансы и кредит» студенты 4 курса дневного отделения, обучающиеся по специализации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов