Скачать 153.57 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «Белорусский государственный экономический университет» УТВЕРЖДАЮПервый проректор профессор, д.т.н.______________В.В. Садовский«____» _________________2010 г. ПРОГРАММАпроизводственной (организационно-экономической) практикидля студентов специальности 1-25.01.04 «Финансы и кредит» специализации 1-25 01 04 04 «Страхование» Минск 2010 Составитель: доцент кафедры финансов и финансового менеджмента, кандидат экономических наук М.М. ПилипейкоРецензенты: доцент кафедры финансов и финансового менеджмента, кандидат экономических наук М.А. Зайцева Программа рекомендована к утверждению кафедрой финансов и финансового менеджмента протокол № 5 от « 19 » ноября 2009 г. Зав. кафедрой д-р экон. наук, профессор Г.Е. Кобринский Одобрена и рекомендована к утверждению Методической комиссией по специальности «Финансы и кредит» протокол № ___ от «___» _____________ 2009 г. Председатель д-р экон. наук, профессор: Т.В. Сорокина Согласовано: Руководитель практики: П.Г. Буторин ^ Целью производственной практики студентов 3 курса специальности «финансы и кредит» специализации «страхование» является закрепление теоретических знаний по изученным дисциплинам «Бухгалтерский учет», «Финансы предприятий», «Анализ хозяйственной деятельности», «Страховое дело» и приобретение практических навыков по дисциплинам Бухгалтерский учет в страховых организациях» и «Организация контроля в страховых организациях», которые будут изучаться на 4 курсе. Задачами производственной практики являются:
Знания и материалы, полученные в процессе прохождения производственной практики помогут студентам глубже изучить специальные дисциплины на следующем курсе, использовать их при выполнении курсовых и научных студенческих работ. ^ Продолжительность практики для студентов 3 курса 4 недели. Конкретные сроки начала и окончания производственной практики устанавливаются приказом ректора университета. Местом прохождения практики являются страховые и перестраховочные организации любой организационно-правовой формы. Общее руководством производственной практикой осуществляется преподавателями кафедры финансов и финансового менеджмента. Они проводят систематический контроль за работой студентов в течение всего времени нахождения на практике. Руководитель практики от университета имеет право вносить уточнения, изменения и дополнения в настоящую Программу с учетом конкретных организационных и других особенностей деятельности страховой организации – базы прохождения практики. Производственная практика непосредственно на рабочем месте организуется руководителем практики от предприятия. В его обязанности входит: составление совместно со студентом-практикантом календарного плана; создание нормальных условий прохождения практики, оказание помощи в изучении предусмотренных календарным планом вопросов, проведение необходимых консультаций, проверка и подписание отчета о прохождении производственной практики, подготовка характеристики на студента. Календарный план подписывается студентом и руководителем практики от предприятия и включает вопросы, которые студент должен изучить в установленные сроки на конкретном рабочем месте и отразить в отчете. В календарном плане указываются изучаемые вопросы по каждому разделу программы, время предусмотренное на их изучение и непосредственный руководитель. При изучении специфики работы на отдельных рабочих местах в календарном плане могут быть предусмотрены дополнительные руководители из числа специалистов соответствующих структурных подразделений (служб) страховой организации. Примерная форма календарного плана приведена в приложении № 1. В течение всего времени практики студент ведет дневник по установленной форме, в котором отражает содержание работы, выполненной за каждый день. Записи в дневнике должны быть конкретными, с указанием видов выполняемых работ. По окончании практики дневник заверяется руководителем практики от предприятия. В дневнике делаются также отметки о дне начала и окончания практики. Руководитель практики от университета выдает письменно индивидуальное задание студенту, которое отражается в дневнике. Выполнение студентом отдельных вопросов программы практики подтверждается соответствующими материалами (первичными документами или их ксерокопиями), которые прилагаются к письменному отчету о прохождении производственной практики. Во время прохождения производственной практики студент обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка страховой организации (приход на работу, перерыв на обед, уход с работы), требования правил по технике безопасности, соблюдению коммерческой тайны, выполнять другие законные требования руководителя практики от предприятия или руководства страховой организации. 3. Содержание производственной практики ^
^
2.1. Положение о бухгалтерии, должностные инструкции работников бухгалтерии, функции бухгалтерии, главного бухгалтера и должностные обязанности работников бухгалтерии; 2.2. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, специфика и особенности применения их в страховых организациях; 2.3. Приказ руководителя страховой организации об учетной политике. Его основные положения; 2.4. Альбом форм первичных документов для страховых операций. Страховой полис, Акт о страховом случае, заявление на страхование и на выплату страхового возмещения, кассовые, банковские документы связанные с оформлением страховых операций; 2.5. Учетные регистры – группировочные и накопительные ведомости, журналы-ордера, другие учетные регистры, Главная книга, регистры аналитического учета; 2.6. Форма учета, степень автоматизированной обработки учетных данных, вид компьютерной программы; 2.7. Учет поступлений страховых взносов; 2.8. Учет страховых выплат; 2.9. Учет денежных и расчетных операций; 2.10. Учет основных средств и материалов; 2.11. Учет страховых резервов и фондов; 2.12. Учет финансовых результатов; 2.13. Учет операций перестрахования; 2.14. Формы отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложение к балансу, отчет об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, отчет о движении денежных средств, отчет о платежеспособности, отчет о размещении страховых резервов, пояснительная записка к годовому бухгалтерскому учету). Аудиторское заключение о достоверности показателей годового отчета. 2.15. Организация статистического учета в страховой организации. Структурное подразделение, на которое возложена обязанность ведения статистического учета. Цели, задачи этой службы. Основные показатели статистического учета. Форма 2-С «Отчет о деятельности страховой организации».
3.1. Перечень основных показателей финансово-хозяйственной деятельности страховой организации; 3.2. Действующая практика экономического анализа в страховой организации. Основные приемы (способы) экономического анализа (группировка, сравнение, средние, относительные величины, табличный, графический, цепных подготовок, способы, основанные на использовании ЭММ и ЭВМ); 3.3. Анализ динамики поступления страховых взносов в разрезе видов страхования; 3.4. Анализ динамики страховых выплат; 3.5. Анализ структуры страхового портфеля; 3.6. Анализ формирования страховых резервов и страховых фондов; 3.7. Анализ финансовых результатов (динамики прибыли и рентабельности).
4.1. Органы, осуществляющие контроль в страховых организациях, в т.ч. внутренний (руководство, бухгалтерия, внутренняя служба контроля и аудита, ревизионная комиссия) и внешний (страховой надзор, налоговая инспекция, Комитет государственного контроля, Фонд социальной защиты населения, территориальный орган статистики, аудиторы и др.); 4.2. Формы и виды контроля; 4.3. Периодичность, способы и методы контрольной деятельности. Законодательство по организации контроля; 4.4. Ревизия и аудит, этапы проверки, общие и отличительные черты; 4.5. Ознакомление с актами проверок, документальной ревизии, аудиторским заключением.
5.1. Документальное оформление страховых операций с юридическими и физическими лицами-страхователями. Виды страховых полисов. Порядок заключения и прекращения договора страхования, существенные условия договора страхования. 5.2. Порядок урегулирования убытков при наступлении страховых случаев. Расчеты со страхователями наличными денежными средствами и в безналичном порядке. Особенности расчетов в иностранной валюте. 5.3. Страховые агенты и страховые брокеры – общие и отличительные черты. Порядок работы страховой организации со страховыми посредниками.
6.1. Сострахование и перестрахование в деятельности страховой организации. Взаимодействие других страховых и перестраховочных организаций при совершении этих операций. Международное сотрудничество страховых организаций республики (на примере страховой организации – базы прохождения практики). 6.2. Страховой надзор, его основные функции и задачи. Взаимоотношения страховой организации со страховым надзором по вопросам: государственной регистрации и лицензирования, надзора за соблюдением страхового законодательства, представления бухгалтерской и статистической отчетности, прохождения аттестации высших руководителей, оказания методической и методологической помощи, консультаций, применения экономических санкций и др.
7.1. Виды налогов, сборов, отчислений в бюджет и бюджетные фонды, производимых страховыми организациями в текущем году. Объекты налогообложения, налогооблагаемые базы, ставки налогов, декларации, сроки их представления и перечисления платежей. Налоговая нагрузка и ее оптимизация. 7.2. Фонд социальной защиты населения и его роль в деятельности страховой организации. 7.3. Взаимоотношения страховой организации с территориальным органом статистики. 8. Приобретение практических навыков по бухгалтерскому учету и работе с персональным компьютером 8.1. Оказание практической помощи работникам бухгалтерии страховой организации по ведению аналитического учета, заполнению бланков первичных учетных документов (страховых полисов, квитанций по приему страховых взносов от населения, накопительных и группировочных ведомостей аналитического учета и др.). 8.2. Выполнение на компьютере различного рода работ по набору необходимой информации для специалистов страховой организации. 8.3. Дублирование служебных обязанностей специалистов страховых организаций при их болезни, командировке и других обстоятельствах. ^ 4.1. Обязанности руководителя производственной практики от кафедры финансов и финансового менеджмента: - участие в проведении всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (информирование о порядке прохождения практики, выдача необходимой документации); - посещение базы практики и контроль качества прохождения практики студентами в соответствии с данной Программой; - консультирование студентов по вопросам сбора и обработки практического материала для отчета; - информирование кафедры о ходе прохождения практики студентами; - проверка отчета по практике, участие в защите отчета. 4.2. Обязанности руководителя практики от предприятия: - составление календарного плана прохождения практики в соответствии с Программой и с учетом специфических условий работы страховой организации; - ежедневное обеспечение студентов работой в соответствии с календарным планом; - обеспечение нормальных условий прохождения практики; - проведение собеседований по отдельным разделам Программы, организация консультаций; - контроль за соблюдением студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка; - проверка отчета по результатам практики и заверение его своей подписью и печатью страховой организации; - составление отзыва-характеристики о качестве прохождения производственной практики студентом с оценкой его работы. 4.3. Обязанности студента-практиканта: - ежедневно посещать базу практики, находиться на месте практики в течение всего рабочего дня; - своевременно и качественно выполнять Программу практики; - ежедневно заполнять дневник о проделанной работе; - подчиняться указаниям руководителей практики от предприятия и университета; - строго соблюдать правила внутреннего распорядка страховой организации; - по окончании практики в течение установленного кафедрой срока представить отчет, полностью отражающий содержание Программы с необходимыми приложениями. К отчету прилагаются дневник, календарный план прохождения практики, характеристика на отдельном листе, заверенная гербовой печатью.
По результатам прохождения производственной практики студент составляет отчет (образец оформления титульного листа см. приложение № 2), который включает:
Отчет в полном объеме представляется на кафедру финансов и финансового менеджмента в течение 3-х дней после окончания практики, где он регистрируется и передается на проверку руководителю практики от университета. Проверенный руководителем и допущенный к защите отчет возвращается студенту для подготовки к устной защите. В случае отрицательного отзыва отчет подлежит доработке в соответствии с письменными замечаниями руководителя. Сроки и место проведения защиты отчета устанавливаются кафедрой. Защита проводится перед специальной комиссией, формируемой из числа преподавателей кафедры. По результатам защиты студент получает оценку дифференцированный «зачет». При невыполнении студентом Программы практики, непредставлении отчета на кафедру или оценке «незачет» при защите студент не переводится на 4 курс и подлежит исключению из университета. Приложение 1 ^ Календарный план прохождения производственной практики студентом 3 курса ФФБД гр. ДФС фамилия, имя и отчество на_________________________________________________________________________ наименование организации – базы практики с __ __________200__г. по ____ ____________200__г.
Руководитель практики от предприятия, должность ________________ _________________ подпись Ф.И.О. __________ дата Приложение 2Образец оформления титульного листа отчета о прохождении производственной практики ^ УО «Белорусский государственный экономический университет» Кафедра финансови финансового менеджмента ОТЧЕТ о прохождении производственной практики на ____________________________________________________________ (наименование страховой организации) студент ФФБД 3 курса, гр. ДФС _____________ ____________ подпись Ф.И.О. Руководитель практики от предприятия, должность _____________ _____________ подпись Ф.И.О. Руководитель практики от университета, должность ____________ ______________ подпись Ф.И.О. Минск, 20__г. |
![]() | До начала производственной практики выбирается тема дипломной работы, составляется предварительный план изложения темы, уточняется... | ![]() | Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к организации производственной преддипломной... |
![]() | Методические указания по прохождению производственной практики / Сост. Н. В. Пляскина и др. – Чита: Изд-во бгуэп, 2013. – 18 с | ![]() | Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры финансов и кредита Калининградского государственного технического университета... |
![]() | Финансы как историческая категория. Возникновение финансов как науки на основе развития экономической мысли в трудах средневековых... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | М. Н. Ковалев, доцент маркетинга Гомельского филиала Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет... | ![]() | Финансы и кредит. Методические указания по прохождению ознакомителной, производственной и преддипломной практики, а также по написанию... |
![]() | Финансы и кредит. Методические указания по прохождению ознакомителной, производственной и преддипломной практики, а также по написанию... | ![]() | В соответствии с учебным планом специальности 080105 «Финансы и кредит» студенты 4 курса дневного отделения, обучающиеся по специализации... |