Лекция №2 «Финансовая система государства»




Скачать 89.85 Kb.
НазваниеЛекция №2 «Финансовая система государства»
Дата публикации17.08.2013
Размер89.85 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Финансы > Лекция




Лекция №2 «Финансовая система государства»
1. Базовые типы финансовой системы общества

2. Структура финансовой системы РФ

3. Внебюджетные фонды: структура, классификация, цели и источники формирования
1. Финансовая система общества это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование финансовых ресурсов для удовлетворения соответствующих потребностей общества в целом.

Организация и регулирование финансовой системы осуществляются государством.

В зависимости от реализуемой государством экономической политики, финансовая система общества может иметь один из следующих типов:

банковский тип, при котором основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов - финансовая система данного типа, представленная в большинстве стран Европы, характеризуется тем, что аккумулируя значительную часть свободных финансовых ресурсов юридических и физических лиц, банки уже от своего имени распределяют их с использованием механизмов кредитования или прямого инвестирования, в том числе - путем операций на фондовом рынке);

рыночный тип, при котором аналогичную роль в перераспределении национального дохода выполняет фондовый рынок (данный тип финансовой системы характерен, прежде всего, для США, Канады, некоторых других стран);

бюджетный тип, при котором основная часть национального дохода в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов (финансовая система данного типа, используемая, в частности, Россией, Швецией, Китаем, некоторыми другими странами, характеризуется жестким налоговым прессингом и высоким удельным весом государственной собственности в экономике).
^ 2. Система финансов — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система страны может быть представлена в виде блочной структуры, а ее системообразующими элементами (блоками, звеньями) являются: финансы субъектов хозяйствования (включая коммерческие банки), государственные финансы, финансы системы страхования, финансы в системе финансовых рынков и посредников и финансы домашних хозяйств. Роль этих элементов не равнозначна, несмотря на то, что каждый из выделенных блоков играет собственную немаловажную роль в нормальном функционировании финансовой системы, но в рыночной экономике финансы хозяйствующих субъектов играют доминирующую роль.

В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

1) государственных и муниципальных финансов;

2) финансов хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов делятся на более частные подсистемы (звенья).
^

Подсистемы и звенья системы финансов





Бюджеты:

-ФСС РФ

-ПФ РФ

-ФОМС РФ




Бюджетная система








Государственный кредит

-Федеральный

бюджет

-Территориальные бюджеты субъектов федерации

-Бюджеты муниципальных образований





^ Коммерческие организации





^ Некоммерческие организации



Финансовые посредники






^ Домашние хозяйства

Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов.

Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды.

Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения.

^ Первая подсистема «Государственные и муниципальные финансы» (Общегосударственные финансы) включает в себя следующие звенья:

  • бюджетную систему, которая, в свою очередь, состоит из: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов федераций, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов);

  • целевые внебюджетные фонды;

  • государственный кредит.

^ Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства.

Его роль в воспроизводственном процессе достаточно определена — это способ покрытия временного разрыва между доходам и расходами, способ покрытия потребностей государства (а не организаций или населения) на модернизацию производства и т.д. Но в то же время кредит— это важнейшая форма покрытия дефицита бюджета и бюджетного кассового разрыва (когда необходимы услуги банков для покрытия расходов бюджета до поступления очередных доходов). В свою очередь, если бюджетные средства хранятся на счетах коммерческих банков, то это важнейший ссудный источник для банков (межбанковские кредиты выдаются под ставку рефинансирования ЦБ РФ – 8% на 01.02.2012г.).

Кредит отличается от бюджетного финансирования своей возвратностью и платностью. В то же время в обоих случаях это движение денежных средств от государства хозяйствующим субъектам и наоборот.

^ Общегосударственные финансы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

Задачей общегосударственных финансов является: концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счет налогов, сборов, госпошлин и сумм полученных от выкупа государственных предприятий.

^ Вторая подсистема «Финансы хозяйствующих субъектов» (Финансы предприятий) состоит из:

коммерческих организаций;

некоммерческих организаций;

финансовых посредников, к которым относят кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты;

финансов домашних хозяйств.

^ Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций различных форм собственности — относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время существенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

• финансы коммерческих организаций;

• финансы некоммерческих организаций.

^ Финансы предприятий составляют децентрализованные финансы и используются для регулирования экономических и социальных отношений на микроуровне.

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Домашнее хозяйство — группа людей, живущих в одном жилище, объединяющих весь свой доход или его часть и богатство, совместно потребляющих продукты и услуги определенных видов, главным образом, продукты питания и жилищные услуги. Домашнее хозяйство является важным участником денежных отношений в государстве и вовлечено в его финансовую систему.

^ Финансы домашних хозяйств выступают одним из элементов финансовой системы. Они представляют собой совокупность денежных отношений, складывающихся по поводу формирования и использования семейных бюджетов.

Семейный бюджет — фонд денежных средств, доходы которого образуются из поступлений денежных средств членов семьи, а расходы представляют собой использование ими текущих и накопленных ресурсов.

Богатство государства определяется уровнем благосостояния основной массы населения и прирастает, прежде всего, за счет сбережений в секторе домашних хозяйств. Такой прирост является свидетельством стабильности и роста реального сектора экономики.
3. Бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации. В настоящее время в России существует 3 государственных внебюджетных фонда:

-Пенсионный фонд РФ, из которого осуществляется выплата государственных пенсий;

-Фонд социального страхования РФ, за счет средств которого оплачивается пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

-Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за счет средств которого гражданин получает установленный государством минимум медицинских услуг.

Внебюджетные фонды, под которыми понимаются фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Социальные льготы есть государственный финансовый (денежный) механизм выравнивания за счет большинства населения экономического положения меньшинства населения до уровня, принимаемого за нормальный.

В России средства во ВБФ поступают через налоговую систему, посредством уплаты организациями страховых взносов по следующим ставкам:





ПФ РФ

ФСС РФ

ФОМС РФ

Всего

Сельхозтоваропроизводители

16%

1,9%

2,3%

20,2%

Прочие организации

18%

2,9%

5,1%

26%


Источником выплаты страховых взносов является себестоимость товаров, работ, услуг (ТРУ), базой для начисления является начисленная заработная плата работникам. Между зарплатой и страховыми взносами прямая связь: чем больше зарплата, тем больше сумма страховых взносов, тем выше себестоимость, тем менее конкурентны ТРУ на рынке, тем ниже прибыль. Поэтому работодатели стараются платить меньше зарплаты или не показывать в учете фактически выплаченную зарплату, часть которой выдают в конвертах.

На Западе этой проблемы практически не существует, т.к. там каждый работающий уплачивает страховые взносы из своих доходов и на работодателей социальная нагрузка не ложится. Страны, обладающие значительными финансовыми ресурсами, имеют большие возможности финансового перераспределения общественного продукта и выравнивания до некоего приемлемого уровня экономического положения своих соотечественников. При этом, при реализации льгот остро встает вопрос социальной справедливости, т.к. часть членов общества изначально лишается самим обществом того, что будет иметь другая его часть, хотя подразумевается, что у нельготируемой части положение лучше, чем у получающих социальные льготы.

В этом случае и становится рациональным прием перераспределения финансовых ресурсов через государственный механизм социальной поддержки. Сначала государство изымает у хозяйствующих субъектов часть их дохода, затем уже из бюджета организует помощь тем, кто получил на это право.

Таким образом, льготы всегда отражают часть общественного продукта, в большей части заработанную одними, а полученную другими субъектами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №2 «Финансовая система государства» iconЛекция 14 финансовая система и бюджетная политика
Налоги – это обязательные платежи, производимые в доход государства юридическими (предприятия и организации) и физическими (население)...

Лекция №2 «Финансовая система государства» iconЛекция роль государства и права в жизни общества 2 часа 8 Лекция...
Лекция основные правовые системы современности. Международное право как особая система права – 2 часа 65

Лекция №2 «Финансовая система государства» icon40. Финансовая система общества, ее структура и механизм функционирования
Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств

Лекция №2 «Финансовая система государства» iconЗадача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых...
Финансовая система РФ совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Она включает в себя следующие системы финансовых...

Лекция №2 «Финансовая система государства» iconЛекция 17 Современная мировая валютно-финансовая система Понятие...
Однако эти отношения немыслимы без кровеносной и нервной систем всемирного хозяйства – валютно-финансовой ситемы. Потому что вся...

Лекция №2 «Финансовая система государства» iconЭкзаменационные вопросы на 2012/2013 уч год по финансовому праву
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы

Лекция №2 «Финансовая система государства» iconЛекция I. Предмет, система и основные понятия
Лекция II. Судебная власть и правосудие

Лекция №2 «Финансовая система государства» iconПочему уже к 1920 году назрела необходимость отказа от политики «военного коммунизма»?
Какова была финансовая политика в период нэпа? Финансовая реформа Г. Сокольникова

Лекция №2 «Финансовая система государства» iconПримерные вопросы для подготовки к экзамену «Финансовое право»
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления: понятие, принципы, формы и методы

Лекция №2 «Финансовая система государства» iconБилет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права
Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов