Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия»




НазваниеМетодические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия»
страница1/8
Дата публикации24.12.2013
Размер1.37 Mb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Финансы > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЕКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Методические рекомендации

к лабораторным работам по дисциплине

«Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия»

для студентов направления подготовки 6.030601 «Менеджмент»

дневной формы обучения


Составители: Омелаенко Нина Николаевна,

Веретенникова Анна Борисовна,

Тонева Кристина Валерьевна,

Пономаренко Елена Эдуардовна
Ответственный за выпуск Ястремская Е.Н.


Харьков. Изд. ХНЭУ, 2012

Утверждено на заседании кафедры экономики, организации и планирования деятельности предприятия.

Протокол № от . . 2012.

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» для студентов направления подготовки 6.030601 «Менеджмент» дневной формы обучения / Сост. Омелаенко Н.Н., Веретенникова А.Б., Пономаренко Е.Э., Тонева К.В. - Х.: ХНЭУ, 2012. - 52 с. (Рус. яз.)

Приведены лабораторные задания по учебной дисциплине, исходные данные и методические рекомендации по выполнению лабораторных работ с помощью EXCEL. Выполнение этих задач позволить студентам глубже изучать методику диагностирования деятельности предприятия, построения и решения различных прогнозных моделей и использования в дальнейшем этих знаний и навыков при работе менеджером.

Рекомендовано для студентов экономических специальностей.

ВВЕДЕНИЕ
Для обеспечения эффективной работы в рыночных условиях необходимо правильно формировать стратегию и тактику развития производства, обосновывать планы и управленческие решения. Сделать это возможно только на основе умелого диагностирования и прогнозирования текущей и будущей ситуации.

В учебной дисциплине «Диагностика и прогнозирование развития предприятия» студенты изучают основные методы диагностики и прогнозирования, принципы построения и решения различных прогнозных моделей, особенности их применения на практике с использованием специальных компьютерных программ.

Лабораторные занятия позволяют закрепить знания, полученные студентами на лекциях и выработать практические навыки построения, решение с помощью компьютерных программ и оценки прогнозных моделей.

В данной разработке приведены задания и методические указания по решению ситуаций с использованием различных методов экономической диагностики деятельности предприятия, в том числе с помощью построения и решения трендовых, авторегресивних моделей прогнозирования, обеспечивает решение одной проблемы разными методами и выбора на этой основе оптимальной модели прогнозирования.
^ Модуль 1. Экономическая диагностика деятельности предприятия
Задание 1 "Диагностика конкурентных позиций предприятия"
Используя данные, полученные во время прохождения практики, или информацию предоставленную преподавателем необходимо определить конкурентные позиции предприятия на рынке отрасли, путем построения карты стратегических групп и профиля конкурентных преимуществ (недостатков):

1. необходимо определить действующих и потенциальных конкурентов на рынке отрасли;

2. проанализировать уровень конкуренции на рынке отрасли;

3. определить ключевые факторы успеха в отрасли, обосновать выбор именно предложенного перечня показателей;

4. построить карту стратегических групп конкурентов в отрасли;

5. составить профиль конкурентных преимуществ (недостатков) продукции предприятия, которое анализируется, а также сильнейшего его конкурента;

6. сделать выводы, дать рекомендации по дальнейшей стратегии ведения конкурентной борьбы на рынке отрасли.
Методические рекомендации

Наличие в области предприятий-конкурентов обуславливает необходимость анализа и оценки наиболее значимых конкурентов. Целью анализа конкурентов является определение направлений деятельности и способов ведения конкурентной борьбы, однако это связано с определенными трудностями, поскольку отрасль может характеризоваться деятельностью десятков или сотен предприятий. Поэтому необходимо использовать группирование предприятий для повышения качества полученных аналитических данных. Различные модификации производимой продукции (услуг), уровень качества, группы потребителей, их местоположение и т.д., даже в пределах одной области - это характеристики, с помощью которых можно уточнить круг конкурентов. Определение главных конкурентов позволяет более эффективно строить свою конкурентную стратегию и тактику.

Выявление стратегических групп и определения ключевых факторов успеха в этой области (разделение компаний в любой отрасли на стратегические группы целесообразно, поскольку способствует четкому определению тех организаций, с которыми реально конкурирует предприятие, определение ключевых факторов успеха позволяет руководителям сосредоточить усилия на том, что их продукция (услуги) лучше, чем у конкурентов).

Стратегическая группа конкурентов - это определенное количество предприятий, которые занимают близкие позиции на рынке и конкурируют между собой на основе одинаковых конкурентных преимуществ, пользуясь одинаковыми методами [16].

Предприятия можно выделить в одну стратегическую группу, если они:

1. в течение определенного срока используют подобные конкурентные стратегии (например, одинаковую по интенсивности рекламную кампанию или каналы сбыта);

2. имеют сходные характеристики (размеры, уровень вертикальной интеграции, продуктовый ассортимент);

3. обладают подобными стратегическими активами (конкурентными преимуществами)

4. работают в одном интервале параметров «цена-качество»;

5. имеют одинаковые стратегические ориентиры;

6. ориентированы на одних заказчиков.

Среди других параметров, используемых при формировании стратегических групп, можно выделить следующие: географическое поле деятельности, количество обслуживаемых рыночных сегментов; многообразие торговых марок, расходы на инновации, уровень использования производственных мощностей; ценовую политику; структуру собственности, уровень корпоративной культуры.

В зависимости от целей, поставленных руководством предприятия, при формировании стратегических групп фирм-конкурентов можно использовать подход «вид нужд». В этом случае предприятия могут быть сформированы в группы следующим образом:

1. ориентированы на удовлетворение всего комплекса потребностей и требований;

2. предприятия, которые специализируются на удовлетворении специфических потребностей отдельного сегмента;

3. новые конкуренты, которые запланировали выход на рынок со своей аналогичной продукцией;

4. возможные конкуренты, которые сейчас обеспечивают другие рынки аналогичной продукцией, но пока не планируют освоить исследуемый рынок;

5. производители товаров-заменителей.

Различные отрасли имеют различное количество стратегических групп. Кроме того, предприятия отрасли могут быть классифицированы по стратегиям, которые они разработали и осуществляют: стратегии лидирования по снижению издержек (цен), стратегии дифференциации продукции; стратегии, основанные на внедрении «ноу-хау» и т.д.

Перед построением матрицы стратегических групп конкурентов необходимо определить ключевые факторы успеха в отрасли.

Ключевые факторы успеха в отрасли - это общие для всех предприятий отрасли действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечить для своей конкурентоспособности и достижения финансовых успехов. Определение ключевых факторов успеха с учетом преобладающих условий развития отрасли и конкуренции в ней - важнейшая аналитическая задача. Ключевые факторы успеха в разных областях отличаются. Кроме того, со временем они могут изменяться в одной и той же отрасли.

Ключевые факторы успеха зависят от:

1. технологии - качество научных исследований, возможность инноваций в производственном процессе, возможность разработки новых товаров, степень овладения существующими технологиями;

2. производства - низкая себестоимость продукции, качество продукции, высокая степень использования производственных мощностей. выгодное местоположение предприятия, доступ к квалифицированной рабочей силе, высокая производительность труда;

3. реализации продукции - широкая сеть оптовых дистрибьюторов, широкий доступ к точкам розничной торговли, наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании, низкие затраты на реализацию;

4. маркетинга - высокая квалификация сотрудников отдела реализации, доступна для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции, четкое выполнение заказов покупателей, разнообразие моделей и видов продукции, искусство продаж;

5. профессиональных навыков - особый талант, ноу-хау в области контроля качества, компетентность в дизайне, степень овладения технологией, способность создавать эффективную рекламу;

6. организационных способностей - уровень информационных систем, способность быстро реагировать на меняющиеся условия, опыт и ноу-хау в области менеджмента;

7. других факторов - благоприятный имидж, общие, низкие затраты, благоприятное положение, удовольствие в общении, доступ на финансовые рынки, наличие патентов.

Ключевые факторы успеха, их значение и баллы (от 0 до 10 баллов), предоставленные экспертами, необходимо представить в виде табл. 1.

Таблиця 1

^ Фактори конкурентоспроможності підприємств

Ключевой фактор успеха

Весомость ключевых факторов успеха

Оцениваемое предприятие

Конкурент №1

Конкурент №2

Конкурент №3

Рейтинг (баллы)

Общая оценка

Рейтинг (баллы)

Общая оценка

Рейтинг (баллы)

Общая оценка

Рейтинг (баллы)

Общая оценка



После того, как определены параметры, необходимые для идентификации различных стратегических групп отрасли, строится «карта стратегических групп отрасли» (рис. 1) в следующей последовательности:

1. выбираются наиболее весомые характеристики продуктов или предприятий отрасли и выделяются два из них;

2. составляется карта с двумя характеристиками;

3. рассчитываются выбранные характеристики по продукту или предприятию, после чего продукты или предприятия размещаются на «карте»;

4. объекты, которые оказались рядом друг с другом, объединяются в одну стратегическую группу;

5. вокруг каждой стратегической группы рисуется круг.

Размер кругов отражает долю, занимаемую на рынке той или иной стратегической группой. Каждый круг может состоять как из одного, достаточно большого на данном рынке предприятия, так и из нескольких предприятий, находящихся в похожей стратегической позиции.



Рис. 1. Карта стратегических групп
Основными конкурентами являются предприятия, входящие в состав одной стратегической группы. Но если стратегические группы на карте расположены близко наблюдается конкуренция и между предприятиями различных стратегических групп. Усиление или ослабление позиций отдельных групп и предприятий внутри группы связано с приобретением или потерей отдельных конкурентных преимуществ. Изменения характеристик предприятий могут создавать условия для перехода их из одной стратегической группы в другую. Переход этот требует пересмотра стратегического баланса, целей и стратегий предприятия. Особое значение имеет оценка места и роли предприятия в новой для него стратегической группе, а также анализ новых конкурентов.

Опираясь на данные, полученные в табл. 1, необходимо составить конкурентный профиль продукции предприятия. Профиль конкурентных преимуществ (недостатков) предоставляется в виде табл. 2.
Таблица 2

Профиль конкурентных преимуществ (недостатков)

Характеристики

Удельный вес,%


Хуже

Лучше

-2 -1 0 +1 +2



Суммарная оценка

Приоритетность

















Задание 2 "Оценка конкурентоспособности предприятия"
Используя данные, полученные во время прохождения практики, или информацию приведенную преподавателем необходимо оценить конкурентоспособность предприятия с помощью SWOT-анализа:

1. для осуществления SWOT-анализа необходимо сначала выбрать основные параметры, влияющие на развитие ситуации и / или успешность предприятия на рынке. Приоритетом служат ключевые факторы успеха. Рассматриваем также основные возможности и угрозы, которые могут повлиять на компанию или рассматриваемую ситуацию;

2. оценить выделенные факторы в компании. Ориентиром для оценки работы компании по выделенным параметрам служат ожидания клиентов и достижения ближайших конкурентов и лидера рынка. Результаты переносятся в матрицу;

3. провести оценку возможностей и угроз по вероятности их наступления и степени влияния на рассматриваемую ситуацию;

4. провести анализ взаимного влияния возможностей и угроз окружающей среды и сильных и слабых сторон компании;

5. проранжировать выявленные факторы по степени их важности;

6. рассчитать степень наступления: реализации возможностей и угроз, а также потенциала сильных и слабых сторон;

7. сделать выводы, дать рекомендации по формированию или корректировке стратегии предприятия.
Методические рекомендации

Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Рассмотрение взаимозависимости этих факторов с возможностями компании позволяет решать проблемы, которые возникают. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, подвергаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, подвергаются изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ (СВОТ-анализ).

SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.

Анализу подлежат сильные стороны (Strength), слабые стороны (Weakness) внутренней среды, а также возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) внешней среды организации.

Иначе говоря, SWOT анализ - это анализ сильных и слабых сторон организации а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.

По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

Неотъемлемыми частями SWOT-анализа можно назвать внутренний аудит компании и аудит внешней среды.

Внешний аудит, или анализ угроз и благоприятных возможностей внешней среды.

В процессе проведения внешнего аудита оценивается привлекательность рынка и другие возможности и угрозы внешней среды.

Оценивая привлекательность рынка, следует обратить внимание на:

- Тенденции рынка. Целью анализа тенденций рынка является описание развития спроса в каждом из сегментов рынка;

- Поведение покупателей. Необходимо оценить поведение покупателя при покупке, использовании и владении товара, покупательские привычки, факторы, влияющие на процесс совершения покупки, анализ имиджа торговой марки или компании;

- Структура сбыта. Здесь необходимо оценить ожидаемое состояние сети дистрибуции, ожидания и мотивацию партнеров кампании;

- Конкурентная среда. Необходимо оценить анализ четырех конкурентных сил по Портеру, рыночную силу потребителей и поставщиков, угрозу товаров субститутов (заменителей), барьеры входа на рынок.

Кроме того, важное влияние на успешность компании могут оказывать следующие факторы внешней макросреды, на которые, как правило, компания влиять не может: законодательство и политическая среда, экономическое положение страны, региона, социально-демографические факторы, изменение технологий, международная среда, экологическая среда .

Также необходимо учесть все тенденции, которые компания может использовать и продумать меры по нейтрализации угроз.

В процессе проведения внутреннего аудита компании оцениваются ресурсы фирмы, ее бизнес процессы, анализируется конкурентоспособность. В ходе анализа подтверждается или изменяется формулировка устойчивых конкурентных преимуществ компании.

Ключевые факторы анализа:

- Менеджемент. Оценивается потенциал сотрудников компании высшего и среднего уровня, их квалификация, мотивация, лояльность;

- Маркетинг, включая анализ коммуникационной программы (реклама, личные продажи, PR), сравнение рекламной активности с конкурентами, эффективность собственных маркетинговых усилий;

- Персонал, особенно работа торгового персонала, уровень квалификации и заинтересованности, соответствие мотивационных программ целям и задачам организации, а также анализ контактов, новых потребителей, стоимости содержания торгового персонала;

- Анализ системы сбыта компании, потребностей и предпочтений торговых партнеров, распределения объемов продаж за участниками сети дистрибьюции, типами посредников (опт, розница), аудит дистрибьюторов, выделение приоритетных дилеров и т.д.;

- Анализ продуктового портфеля. Оцениваются текущие и ожидаемые объемы продаж, доля рынка, прибыльность по каждому из продуктов или продуктовой группе, качество, имидж марки;

- Анализируются приоритетные конкуренты, их доля рынка, возможные преимущества по издержкам, цене, имидж их товаров, их конкурентное поведение текущее и возможное, их основные слабости;

- Наличие устойчивого конкурентного преимущества, например, ресурсной базы, недоступной ближайшим конкурентам или патентованных технологий;

- Анализ ценовой политики, ценовая эластичность спроса, возможные максимально приемлемые цены для товаров компании, сравнение с ценами конкурентов, политика скидок и других программ стимулирования сбыта.

Перечисленные факторы не являются исчерпывающими. В зависимости от специфики бизнеса и рынка могут оказаться и другие факторы, требующие тщательного анализа. На данном этапе важно не только объективно оценить параметры, но и выбрать среди их множества ограниченный ряд существенно важных для выживания, развития, роста и прибыльности бизнеса.

Перед выбором параметров для анализа следует определить «ключевые компетенции» или «ключевые факторы успеха» компании на рынке, т.е. факторы, связанные с технологией, производством, маркетингом, финансами и т.д., от которых зависит в значительной степени успешность или провал бизнеса на выбранном рынке, реализация стратегий и достижения целей. На первом этапе SWOT-анализа необходимо выделить наиболее важные параметры анализа. Эти параметры заносятся в табл. 3.

Таблица 3

Матрица базового SWOT анализа

Сильные стороны

Наименование

Подробное описание






Слабые стороны






Возможности






Угрозы







Систематизация параметров в матрицах дает возможность на этапе выбора и реализации стратегии вносить необходимые коррективы в оценку параметров и в стратегию.

На следующем этапе возможности и угрозы, выявленные в процессе анализа, разбиваются на три группы по приоритетности, необходимости концентрации усилий и средств и тщательности мониторинга (табл. 4,5).
Таблица 4

Матрица угроз

Вероятность реализации угроз

Последствия угроз

Разрушительные (Р)

Тяжелые (Т)

Легкие (Л)

Высокая (В)

ВР

ВТ

ВЛ

Средняя (С)

СР

СТ

СЛ

Низкая (малая вероятность) (Н)

НР

НТ

НЛ


Таблица 5

Матрица возможностей

Вероятность использования возможностей

Влияние возможностей

Сильное (С)

Умеренное (У)

Малое (М)

Высокая (В)

ВС

ВУ

ВМ

Средняя (С)

СС

СУ

СМ

Низкая (Н)

НС

НУ

НМ


С учетом выявленных возможностей и угроз выделяются основные группы, которые влияют друг на друга «Возможности - сильные / слабые стороны» «Угрозы - сильные / слабые стороны» и составляется соответствующая матрица (табл. 6).
Таблица 6

Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон




Описание

Сильные стороны

Слабые стороны
















Возможности




































Угрозы





































Эта фаза позволяет сделать стратегические выводы из проведенного анализа, точно структурировать проблемы и задачи, стоящие перед компанией и найти пути их решения с учетом имеющихся и предполагаемых ресурсов. Именно эта фаза анализа определяет стратегические цели развития компании.

Заключительным этапом становится формулировка основных стратегических направлений с учетом их важности (табл. 7, 8).
Таблица 7

Взвешенная балльная оценка

Сильные стороны

Значимость

Оценка

Ранг

Возможности

Значимость

Оценка

Ранг

1.







1.







2.







2.





























Слабые стороны

Значимость

Оценка

Ранг

Угрозы

Значимость

Оценка

Ранг

1.







1.







2.







2.





























, , ,

Таблица 8

Матрица SWOT-анализа на основе количественных показателей и оценок

Сильные строны




Возможности

Угрозы

Потенциал




Ранг

V

V




U

U




P




F1





















F2












































Слабые стороны




























G1





















G2












































Реализация

R






















- коэффициент корреляции сильных и слабых сторон и возможностей и угроз.
Расчет реализации и потенциала проводится с помощью следующих формул:
;

; (1)

;

.
Стратегические возможности и угрозы, которые требуют концентрации всех необходимых ресурсов для их реализации и соответствующие угрозы, требующие повышенного внимания и тщательного постоянного мониторинга, относятся к самой приоритетной части. Они должны находиться под постоянным контролем высшего руководства компании.

Возможностям, позволяющим ранжирование по мере освобождения требуемых ресурсов и угрозам, которые требуют контроля, предоставляется средний приоритет. Контроль руководства высшего и среднего звена, инвестирование из собственных или доступных кредитных источников.

Возможностям или угрозам текущего порядка дается низкий приоритет. Они находятся под контролем линейного менеджмента, используются собственные источники финансирования (по возможности).

Полученные результаты формулируются в стратегию компании, ее цели и задачи.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «Системы...
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине: «Системы автоматизированного проектирования» для студентов автомеханического...

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» iconМетодические указания к лабораторным и самостоятельным работам по...
Методические указания к лабораторным и самостоятельным работам по курсам «Информатика» и «Вычислительная математика». Численные методы....

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» iconМетодические указания к лабораторным работам по физике физика атомов и молекул, ядерная физика
Методические указания к лабораторным работам по физике. Физика атомов и молекул / Владимирский государственный университет: Сост.:...

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине: «Техническая...
К работе с газоанализатором допускаются лица, ознакомленные с настоящим паспортом

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» iconМетодические указания к лабораторным работам по механике иваново 2006
В методических указаниях приведены основные теоретические сведения и практические рекомендации по выполнению лабораторных работ по...

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» iconМетодические указания и задания к лабораторным работам по курсу “одм...
Приведены теоретические сведения, методические рекомендации, контрольные вопросы и задания для выполнения лабораторных работ по разделу...

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине г. Тольятти
Знание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия наряду с системой прогнозирования и планирования,...

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Этапы выполнения отчета по лабораторным работам соответствуют основным этапам технологии реинжиниринга

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине: «Техническая...
Измеритель переносной непрозрачности отработавших газов автомобилей типа ина-109

Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Методы диагностики и прогнозирования развития предприятия» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине г. Самара, 2014
Знание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия наряду с системой прогнозирования и планирования,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов