Скачать 415.86 Kb.
|
10. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10.1. Сводное финансовое планирование Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота ВВП в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, позволяет определить пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На общегосударственном и территориальных уровнях финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления. В систему финансовых планов входят: • сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях; • перспективные финансовые планы; • федеральный и территориальные бюджеты; • финансовые планы коммерческих организаций; • финансовые планы (сметы) бюджетных организаций. ^ — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории. В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах XX в. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, A.M. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова. Сводный финансовый баланс государства. Составление сводного финансового баланса — это подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики. Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует табл. 10.1. ^ Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)
^ Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти. Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы прошлого века. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, О.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев. Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в 1978 г. в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного, районного и городского уровней. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР. Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов: (1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию; (2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе (т.е. на территории области, района, города) сводного финансового баланса; (3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы. Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов). Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона. Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности. Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей (табл. 20.2). Составление территориального сводного финансового баланса позволяет: • достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории; • точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой; • сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе; • повысить качество бюджетного планирования; • скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе; • концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории; • изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами; • наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе; • осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов; • активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы; • добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов. ^ Сводный финансовый баланс на территориальном уровне
Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета. ^ Внутрифирменное финансовое планирование: этапы и методы. В рыночной экономике планирование на предприятии — внутрифирменное планирование — не носит элементов директивности. Его цель — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств. Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование — это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов (блоков): • анализ финансовой ситуации и проблем; • прогнозирование будущих финансовых условий; • постановка финансовых задач; • выбор оптимального варианта; • составление финансового плана; • корректировка, увязка и конкретизация финансового плана; • выполнение финансового плана; • анализ и контроль выполнения плана. ^ заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др. ^ необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которых будет протекать деятельность предприятия. На основе перспективных расчетов производственной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогнозов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются будущие возможные финансовые результаты. ^ заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств. ^ на основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия. ^ — финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов и расходов. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана — это увязка показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответствующих подразделений предприятия и конкретных исполнителей. ^ — это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты. ^ заключаются в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений. ^ — для расчета показателей финансового плана используются различные способы и приемы: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование. Один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей — расчетно-аналитический. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия. ^ применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид: Он + П = Р + Ок , где Он — остатки средств на начало года; П — поступления средств в планируемом периоде; Р — расходы в планируемом периоде; Ок — остаток средств на конец планового периода. ^ используется при наличии установленных норм и нормативов, например норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды, нормативов потребности в оборотных средствах и др. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются: (1) органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды); (2) ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.); (3) предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.). ^ состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др. ^ используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них. Объектами финансового планирования являются: • выручка от реализации продукции, услуг и прибыль; • амортизационные отчисления; • объем оборотных активов и их прирост; • ресурсы в капитальном строительстве; • платежи в бюджет; • взносы во внебюджетные фонды. ^ В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи: • определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период; • увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими; • выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия; • определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными. Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе. Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций. Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой. Финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов и расходов со следующей структурой.
^ Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели: внутрифирменное планирование и обоснование получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта. В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководимые им подразделения предприятия. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. При этом показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план состоит из трех разделов: I. Резюме (выводы); II. Основная часть; III. Стратегия финансирования. В разделе «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости. |
![]() | Именно последнее обстоятельство отчасти имел в виду известный специалист в области управления Р. Акофф, утверждая, что «лучше планировать... | ![]() | Добро пожаловать в сферу процесса личностного планирования. Вы близки к увлекательнейшему приключению погружения в восприятие самой... |
![]() | Финансовое право: Сборник ситуационных задач и тестовых заданий для студентов направления подготовки030900. 62 всех форм обучения... | ![]() | Бизнес-планирование. Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно... |
![]() | Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании | ![]() | «Финансовое право»: финансовая деятельность государства; финансовый контроль; государственные доходы и расходы; государственный кредит;... |
![]() | Планирование призвано обеспечить хозяйское использование, вероятно, самого ценного достояния – времени, а именно | ![]() | В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием |
![]() | Планирование деятельности предприятия. Виды планирования. Факторы, влияющие на планы предприятия | ![]() | Налоговая оптимизация и планирование – это эффективный инструмент в развитии и продвижении Вашего бизнеса, позволяющий при тех же... |