Финансовое планирование




Скачать 415.86 Kb.
НазваниеФинансовое планирование
страница1/3
Дата публикации07.04.2014
Размер415.86 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Финансы > Документы
  1   2   3
10. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10.1. Сводное финансовое планирование
Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота ВВП в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распреде­ления, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределе­ния и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помо­щью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Финансовое планирование обеспечивает сбалан­сированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, позволяет определить пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

На общегосударственном и территориальных уровнях финансо­вое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управле­ния. В систему финансовых планов входят:

• сводные финансовые балансы, составляемые на общегосудар­ственном и территориальных уровнях;

• перспективные финансовые планы;

• федеральный и территориальные бюджеты;

• финансовые планы коммерческих организаций;

• финансовые планы (сметы) бюджетных организаций.
^ Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определен­ной территории. Сводный финансовый баланс охватывает сред­ства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предпри­ятий, расположенных на соответствующей территории.
В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосудар­ственном уровне стали составляться в 30-х годах XX в. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, A.M. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Пав­лов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.
Сводный финансовый баланс государства. Составление сводного фи­нансового баланса — это подготовительный этап разработки адрес­ного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических пока­зателей. Схему основных показателей сводного финансового балан­са, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует табл. 10.1.
^ Таблица 10.1.

Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

Доходы




Прибыль




% ВВП




Амортизация




% ВВП




Налоговые доходы




% ВВП




В том числе




налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ




% ВВП




Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ




% ВВП




Налог на совокупный доход




% ВВП




Налоги на имущество




% ВВП




Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами




% ВВП




Налоги и взносы на социальные нужды




% ВВП




Неналоговые доходы




% ВВП




В том числе




Доходы от внешнеэкономической деятельности




% ВВП




Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности




% ВВП




Прочие неналоговые доходы




% ВВП




Средства государственных внебюджетных фондов




% ВВП




Итого доходов




% ВВП




Расходы




Средства, оставшиеся в распоряжении организаций




% ВВП




Общегосударственные вопросы




% ВВП




Национальная оборона




% ВВП




Национальная безопасность и правоохранительная деятельность




% ВВП




Национальная экономика




% ВВП




Образование




% ВВП




Культура, кинематография, СМИ




% ВВП




Здравоохранение и спорт




% ВВП




Социальная политика




% ВВП




Прочие расходы




% ВВП




Расходы государственных внебюджетных фондов




% ВВП




Всего расходов




% ВВП




Превышение доходов над расходами




% ВВП




Справочно: ВВП





^ Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базиру­ется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые ба­лансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и исполь­зуемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполни­тельным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающе­го движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставить­ся экономистами лишь в 70-е годы прошлого века. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых ба­лансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, О.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансово­го баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк присту­пил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в 1978 г. в нашей стране Методиче­ские рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного, районного и городского уровней. В середине 80-х годов такие ба­лансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансо­вых балансов обусловлена рядом факторов:

(1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и со­циальному развитию;

(2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою оче­редь, требует разработки в регионе (т.е. на территории облас­ти, района, города) сводного финансового баланса;

(3) необходимостью сведения воедино различных видов финан­совых планов: финансовых планов хозяйственных предпри­ятий и организаций, территориального бюджета, внебюд­жетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и исполь­зования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Основная задача территориального сводного финансового ба­ланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, посту­пивших и использованных в регионе (как централизованных, акку­мулированных и перераспределяемых территориальными бюджета­ми, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, органи­заций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономиче­ских, финансовых, статистических органов, функциональных под­разделений территориальных органов власти, экономические нор­мативы и лимиты по основным показателям развития региона, по­казатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организа­ций, расположенных на территории независимо от их ведомствен­ной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне име­ет следующий состав показателей (табл. 20.2).

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

• достигнуть единства в экономическом и социальном разви­тии территории;

• точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющих­ся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

• сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, ис­пользуемые в регионе;

• повысить качество бюджетного планирования;

• скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположен­ных в регионе;

• концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономическо­го и социального развития территории;

• изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

• наиболее эффективно использовать денежные средства, вы­деляемые государством для развития производства, соци­альной и производственной инфраструктуры в регионе;

• осуществлять действенный контроль за мобилизацией и ис­пользованием финансовых ресурсов;

• активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

• добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
^ Таблица 10.2.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне

Доходы

Расходы

1

2

1. Прибыль

1. Затраты на инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых за счет прибыли, оставляемой в рас­поряжении предприятий), в том числе за счет средств федерального бюджета; средств региональных и местных бюджетов; прочих источ­ников

2. Налог на добавленную стои­мость и акцизы

2. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распо­ряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

3. Подоходный налог с физи­ческих лиц

3. Расходы на социально-культурные мероприятия, финан­сируемые за счет средств бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений), из них: народное образование, профессио­нальная подготовка кадров; культу­ра, искусство и средства массовой информации; здравоохранение и физкультура; социальное обеспече­ние; государственные пособия и компенсационные выплаты населе­нию

4. Налоги на имущество

4. Расходы на содержание предпри­ятий и организаций ЖКХ за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капитальных вложе­ний)

5. Доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности

5. Расходы на научно-исследовательские работы (без ка­питальных вложений)

6. Ресурсные платежи

6. Расходы на содержание правоох­ранительных органов (без капи­тальных вложений)

7. Региональные и местные налоги

7. Расходы на содержание органов государственной власти и управле­ния (без капитальных вложений)

8. Амортизационные отчисле­ния

8. Текущие расходы на целевые программы, в том числе региональ­ные и местные

9. Средства для образования государственных и других спе­циальных бюджетных и внебюджетных фондов — всего

^ В том числе:

Пенсионного фонда

Фонда социального страхо­вания

Фонда страховой медицины

Экологических фондов

Муниципальных фондов

9. Резервные фонды субъектов РФ и муниципальных образований

10. Прочие налоги и доходы

10. Погашение долгосрочных кре­дитов, выданных на капитальные вложения

11. Долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений

11. Прочие расходы

Итого доходов:

Средства, выделяемые:

1. Из вышестоящих бюджетов,

в том числе:

дотации и субвенции

средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов

средства Фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

2. Из государственных и муниципальных внебюджетных фондов

Всего доходов

Итого расходов:

Взносы средств:

1. В вышестоящие бюджеты — всего

В том числе:

НДС

акцизы

налог на прибыль

подоходный налог с физических лиц

прочие

2. Отчисления в государственные и другие специальные бюджетные и внебюджетные фонды

Всего расходов и использования средств


Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.
^ 10.2. Финансовое планирование в коммерческих организациях
Внутрифирменное финансовое планирование: этапы и методы. В ры­ночной экономике планирование на предприятии — внутрифир­менное планирование — не носит элементов директивности. Его цель — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хо­зяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности пред­приятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планиро­вание — это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвя­занных этапов (блоков):

• анализ финансовой ситуации и проблем;

• прогнозирование будущих финансовых условий;

• постановка финансовых задач;

• выбор оптимального варианта;

• составление финансового плана;

• корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

• выполнение финансового плана;

• анализ и контроль выполнения плана.

^ Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить фи­нансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реали­зации, затраты, размер полученной прибыли и др.

^ Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которых будет протекать деятель­ность предприятия. На основе перспективных расчетов производст­венной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогно­зов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются бу­дущие возможные финансовые результаты.

^ Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, пре­дельных размеров расходов и основных направлений использования средств.

^ Выбор оптимального варианта — на основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вари­антов положений, в которых может оказаться предприятие, и опти­мальные варианты развития финансов предприятия.

^ Составление финансового плана — финансовый план предпри­ятия составляется в виде баланса его доходов и расходов.

Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана — это увязка показателей финансового плана с производственными, ком­мерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответ­ствующих подразделений предприятия и конкретных исполнителей.

^ Выполнение финансового плана — это процесс текущей производ­ственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

^ Анализ и контроль заключаются в определении фактических ко­нечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопос­тавлении с плановыми показателями, выявлении причин и следст­вий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по уст­ранению негативных явлений.

^ Методы финансового планирования — для расчета показателей фи­нансового плана используются различные способы и приемы: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимиза­ции плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Один из наиболее используемых в рыночной экономике мето­дов планирования финансовых показателей — расчетно-аналитический. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накоп­ления предприятия.

^ Балансовый метод применяется при планировании распределе­ния полученных финансовых средств. Суть его заключается в по­строении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:
Он + П = Р + Ок ,
где Он — остатки средств на начало года;

П — поступления средств в планируемом периоде;

Р — расходы в планируемом периоде;

Ок — остаток средств на конец планового периода.
^ Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджет­ные фонды, нормативов потребности в оборотных средствах и др.

Нормативы, используемые при финансовом планировании, ус­танавливаются: (1) органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчисле­ний, налогов, взносов во внебюджетные фонды); (2) ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчисле­ний в резервные фонды и др.); (3) предприятиями (нормы потреб­ности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

^ Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последую­щего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

^ Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти ко­личественное выражение взаимосвязей между финансовыми пока­зателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение эконо­мико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.

Объектами финансового планирования являются:

• выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;

• амортизационные отчисления;

• объем оборотных активов и их прирост;

• ресурсы в капитальном строительстве;

• платежи в бюджет;

• взносы во внебюджетные фонды.
^ Финансовый план предприятия. В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:

• определение основных финансовых показателей предпри­ятия на плановый период;

• увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;

• выявление резервов увеличения доходов и прибыли пред­приятия;

• определение путей повышения эффективности использова­ния финансовых ресурсов.

Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе. Текущий финансовый план составляется на год с по­квартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производст­венных и финансовых показателей деятельности организаций. Опе­ративные финансовые планы включают составление платежного, на­логового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов и расходов со следующей структурой.


Наименование показателей

Код строки

Планируемый период

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов)

010




Себестоимость реализованной продукции

020




Коммерческие расходы

030




Управленческие расходы

040




Прибыль (убыток) от реализации (строки 010 − 020 − 030 − 040)

050




Проценты к получению

060




Проценты к уплате

070




Доходы от участия в других организациях

080




Прочие операционные доходы

090




Прочие операционные расходы

100




Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (строки 050 + 060 − 070 + 080 + 090 − 100)

110




Прочие внереализационные доходы

120




Прочие внереализационные расходы

130




Прибыль (убыток) планового периода (строки 110 + 120 − 130)

140




Налог на прибыль

150




Отвлеченные средства

160




Чистая прибыль (убыток) планируемого периода (строки 140 − 150 − 160)

170





^ Финансовое планирование в составе бизнес-плана. Одним из плано­вых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели: внутрифирменное планирование и обоснование получения денеж­ных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под кон­кретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразде­ления предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководи­мые им подразделения предприятия. Такой план выступает в качест­ве документа текущего и среднесрочного планирования. При этом показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной.

В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые резуль­таты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план состоит из трех разделов: I. Резюме (выводы); II. Основная часть; III. Стратегия финансирования.

В разделе «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ре­сурсов, срок окупаемости.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Финансовое планирование icon5. финансовое планирование и методы прогнозирования планирование...
Именно последнее обстоятельство отчасти имел в виду известный специалист в области управления Р. Акофф, утверждая, что «лучше планировать...

Финансовое планирование iconЛичное финансовое планирование 33 Ваши Планы на Будущее 49
Добро пожаловать в сферу процесса личностного планирования. Вы близки к увлекательнейшему приключению погружения в восприятие самой...

Финансовое планирование iconВ. А. Сухоруков финансовое право
Финансовое право: Сборник ситуационных задач и тестовых заданий для студентов направления подготовки030900. 62 всех форм обучения...

Финансовое планирование iconКоллектив авторов Бизнес‑планирование: Шпаргалка Издательство: риор
Бизнес-планирование. Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно...

Финансовое планирование iconПланирование на предприятии (шпаргалка)
Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании

Финансовое планирование iconУчебное пособие в учебном пособии рассматриваются все разделы курса «Финансовое право»
«Финансовое право»: финансовая деятельность государства; финансовый контроль; государственные доходы и расходы; государственный кредит;...

Финансовое планирование iconПланирование: как готовить выполнение своих задач основы планирования
Планирование призвано обеспечить хозяйское использование, вероятно, самого ценного достояния – времени, а именно

Финансовое планирование iconБизнес-планирование
В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием

Финансовое планирование iconВопросы к экзамену по дисциплине «Организация и планирование производства»
Планирование деятельности предприятия. Виды планирования. Факторы, влияющие на планы предприятия

Финансовое планирование iconНалоговое планирование в каждый бизнес (8182) 62-93-20
Налоговая оптимизация и планирование – это эффективный инструмент в развитии и продвижении Вашего бизнеса, позволяющий при тех же...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов