Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности




НазваниеГ. П. Гринев Анализ финансовой отчетности
страница1/8
Дата публикации29.04.2015
Размер0.91 Mb.
ТипОтчет
zadocs.ru > Финансы > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8
Г.П. Гринев
Анализ финансовой отчетности



1. Теоретические и организационно-методические основы анализа финансовой отчетности

1.1. Роль и значение анализа финансового состояния организации. Задачи анализа финансового состояния

Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния, его платежеспособности и финансовой устойчивости.

Оценка финансового состояния является частью финансового анализа. Она характеризуется определенной совокупностью показателей, отраженных в балансе по состоянию на определенную дату. Финансовое положение характеризует в самом общем виде изменения в размещении средств и источников их покрытия.

Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех производственно-хозяйственных факторов.

Финансовое состояние проявляется в платежеспособности организации, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков, возвращать кредиты, выплачивать зарплату, вносить платежи в бюджет.

Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности.

Цель анализа определяет его задачи. Основными задачами анализа финансового состояния являются:

  • оценка динамики, состава и структуры активов, их состояния и движения;

  • оценка динамики, состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;

  • анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости организации и оценка изменения ее уровня;

  • анализ платежеспособности организации и ликвидности активов ее баланса.




^ 1.2. Методы изучения фактической деятельности предприятия

Под методикой понимается совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения аналитического исследования. Различают общую и частные методики анализа.

Общая методика используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики.

Частные методики конкретизируют общую применительно к определенным отраслям экономики, типам производства, объектам исследования, видам анализа.

Любая методика анализа представляет собой указания или методологические советы по проведению аналитического исследования, а именно:

  • советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

  • описание способов и приемов исследования изучаемых объектов;

  • указания по организации анализа, его методическому, техническому и информационному обеспечению;

  • рекомендации по оформлению результатов анализа.

Более подробно остановимся на двух элементах методики анализа:

1) технология анализа (последовательность выполнения аналитической работы);

2) способы исследования изучаемых объектов (методический инструментарий анализа).

Важнейшим элементом методики экономического анализа являются технические приемы и способы анализа, которые используются на различных этапах аналитического исследования.

Среди них можно выделить традиционные логические способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнение, графический, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок и др.)

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются способы детерминированного и стохастического факторного анализа, методы оптимизационного решения экономических задач.




^ 1.3. Характеристика бухгалтерского баланса как главного источника информации анализа финансового состояния организации

Бухгалтерский баланс — это способ экономической группировки включаемых в актив баланса ресурсов организации и отражаемых в пассиве источников их формирования.

Функции бухгалтерского баланса:

  • экономико-правовая — является одним из признаков юридического лица; обеспечивает реализацию принципа бухгалтерского учета — имущественной обособленности организации;

  • основной источник информации — знакомит пользователей экономической информации с имущественным состоянием организации;

  • информирование о степени предпринимательского риска — баланс показывает способность организации в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами, наличие угроз финансовых затруднений;

  • по бухгалтерскому балансу определяют финансовые результаты работы организации.

В практической деятельности различают несколько видов бухгалтерских балансов по функциональному назначению:

  • вступительный;

  • операционный;

  • промежуточный (месячный, квартальный);

  • годовой;

  • соединительный;

  • разделительный;

  • отдельный;

  • сводный;

  • сводно-консолидируемый;

  • санируемый;

  • ликвидационный.

Ведение бухгалтерского учета на каждом предприятии начинается с составления вступительного баланса. Во вступительном балансе показываются: денежные вклады, организационные расходы, уставный капитал и расчеты с учредителями.

Промежуточный и годовой бухгалтерские балансы являются подвидами операционного баланса и могут быть похожи друг на друга по форме, они отличаются по технике формирования.

Соединительный баланс составляется при слиянии двух и более организаций в одно юридическое лицо.

Разделительный баланс составляется при выделении из единого баланса организации доли капитала для образования нового предприятия или при разделении одного предприятия на два или несколько предприятий.

Отдельный баланс — это баланс подразделения организации или его филиала.

Сводный баланс — это соединенные отдельные заключительные балансы при суммировании отчетных показателей и сведении общего итога актива и общего итога пассива в отдельную колонку.

Сводно-консолидированный баланс — это объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но связанных экономическими отношениями.

Санируемый баланс — это баланс, составленный в случае, когда организация близка к банкротству.

Ликвидационный баланс — это баланс, составленный при ликвидации организации, отличающийся от других как оценкой своих статей актива, так и их структурой.

Оборотный баланс — практически является перечнем всех счетов, приведенных в Главной книге, или согласно рабочему плану счетов, принятому в составе учетной политики организации, в котором приводятся только итоги дебетования и кредитования счетов.

Хозяйственные средства организации — товарно-материальные ценности и денежные средства, как принадлежащие организации, так и временно или постоянно находящиеся вне ее собственности. Они являются активом организации и классифицируются по составу: внеоборотные и оборотные средства.

Раздел 1. Внеоборотные активы подразделяются на следующие.

  • Основные средства — это предметы, срок службы которых составляет более 1 года. Они используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своей формы и изнашиваясь постепенно, что и позволяет включать их стоимость в затраты на производство продукции частями по мере износа, через амортизационные отчисления. К основным средствам относятся:

    • здания;

    • сооружения;

    • машины и оборудование;

    • транспортные средства;

    • инструменты;

    • производственный инвентарь и принадлежности;

    • вычислительная техника;

    • прочие основные средства.

  • Нематериальные активы — это вид средств, не имеющих материально-вещественной структуры; используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг или для управленческих нужд организации; в течение длительного времени, т.е. более 12 месяцев; если организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества; способны организации приносить доход в будущем и т.д.

К нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности; деловая репутация организации; организационные расходы, связанные с образованием юридического лица.

  • Оборудование к установке — это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся объектах.

  • Вложения во внеоборотные активы — затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов.

Раздел 2. Оборотные активы.

Участвуют только в одном кругообороте капитала и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт.

К ним относятся:

  • производственные запасы (сырье, материалы, топливо, запасные части, инвентарь, тара и др.);

  • затраты на производство — расходы по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу);

  • готовая продукция и товары;

  • денежные средства — денежная наличность, находящаяся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценные бумаги, платежные и денежные документы;

  • расчеты (с покупателями и заказчиками, с подотчетными лицами, с разными дебиторами).

Дебиторская задолженность — это задолженность различных организаций или отдельных лиц данной организации.

По источникам образования и целевому назначению хозяйственные средства организации подразделяются на две группы:

Раздел 3. Собственные средства:

  • уставный капитал;

  • собственные акции;

  • резервный капитал;

  • добавочный капитал;

  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

  • целевое финансирование.

Раздел 4 и 5. Привлеченные (заемные) средства:

  • расчеты по краткосрочным кредитам и займам — суммы краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией;

  • расчеты по долгосрочным кредитам и займам — суммы долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией;

  • кредиторская задолженность — это задолженность данной организации другим организациям или отдельным лицам.

После итога баланса приводится «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах», которая является самостоятельным подразделом в бухгалтерском балансе.
Вопросы для самопроверки

  • Назовите основную цель анализа финансового состояния.

  • Перечислите основные задачи анализа финансового состояния.

  • Перечислите функции бухгалтерского баланса.

  • Назовите виды бухгалтерских балансов по функциональному назначению.

  • Что представляет собой классификация хозяйственных средств по составу?

  • Что представляет собой классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению?


^ 2. Анализ имущественного положения организации и оценка эффективности использования ее активов

2.1. Анализ изменений в составе и структуре активов баланса

Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении организации, т.е. о вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах, связанных с производством и продажей продукции, и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса. Укрупненная схема структуры активов баланса в отраслевом разрезе приведена в табл. 2.1.

^ Таблица 2.1.

Структура активов организаций в отраслевом разрезе на начало 2008г., %


Актив

Промышленность

Машиностроение

^ Легкая промышленность

Пищевая

Транспорт

Розничная торговля

1*

2*

1*

2*

1*

2*

1*

2*

1*

2*

1*

2*

^ 1. Внеоборотные активы

56

40

45,5

25,5

50,3

39,0

51,6

43,8

78,1

43,7

38,6

22,5

1.1. Нематериальные активы

0,23

1,3

0,76

3,5

0,1

0,28

0,3

2,4

0,1

0,1

0,3

0,22

в том числе:

патенты, лицензии, товарные знаки, иные активы

0,11

1,2

0,22

3,5



0,2

0,2

2,4

0,1

0,04

0,09

0,1

организационные расходы

0,09



0,52















0,17



деловая репутация

























1.2. Основные средства

36,6

23,2

34,1

12,2

37,5

30,1

39,3

29

66,9

24,4

29,4

13,4

в том числе:

земельные участки и объекты природопользования

0,51

0,1

2,21

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

0,7

0,1

0,55

0,1

здания, машины и оборудование

32,2

20,1

30

10,9

35

27,8

36,8

26,3

28,3

19,8

24,6

11,8

1.3. Незавершенное строительство

11,1

9,4

5,4

3,9

0,6

3,9

8,4

7,1

8,7

9,4

3,9

3,5

1.4. Долгосрочные финансовые вложения

7,8

5,9

5,2

5,5

6

4,7

3,6

5,2

1,8

9,7

4,9

5,2

^ 2. Оборотные активы

44

60

54,5

74,5

49,7

61

48,4

56,2

21,9

56,3

61,4

77,5

2.1. Запасы

14,6

16,2

24,3

23,1

26

27,8

19,4

17,2

0,4

5,7

31

31,1

в том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

7,6

7,1

8

8,5

10,2

11

12,9

9,3

3,3

2,2

2,5

1,4

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

3

1,6

9

4

3,6

1,9

1,2

0,8

0,08

0,5

0,5

0,6

готовая продукция и товары для перепродажи

2,9

5,4

5

6,4

10,6

11,8

4,1

4,9

0,3

2,2

26,4

27,3

товары отгруженные

0,4

0,9

0,7

2,5

1,3

2,1

0,4

0,6

-

0,2

0,9

0,7

2.2. Дебиторская задолженность (с платежами более чем через 12 месяцев)

1,2

7,4

1,7

1,1

1,1

2,5

0,7

1,3

0,8

3,3

1,1

2,1

2.3. Дебиторская задолженность (с платежами в течение 12 месяцев)

18,6

23

20

33,2

16,0

20

21,2

27,5

9,9

30,9

15,8

26,3

2.4. Краткосрочные финансовые вложения

4,8

4,9

3,3

5,5

1,9

2,5

2,4

3,7

0,7

7,8

3,3

9,6

2.5. Денежные средства

2

3,9

2,2

7,2

1,7

3,4

2

2,2

0,9

3,8

6,1

4,2

^ Итого активов

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности iconИспользование выводов из анализа финансовой отчетности при разработке...
Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях принятия управленческих решений

Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности iconТематика дипломных работ по специальности 080109 «Бухгалтерский учет,...
Анализ финансовой отчетности как базы обоснования бизнес-плана и стратегии развития организации

Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности iconТесты по дисциплине «Бухгалтерский учет и отчетность в банке»
Бухгалтерский учет включает в себя ведение бухгалтерской книги, анализ, и объяснение всей финансовой информации, касающейся деятельности...

Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности iconОсновными принципами бухгалтерского учета и финансовой отчетности есть
Владельцы банка не намерены его ликвидировать, продать или сократить масштабы деятельности. Если же появляются признака, что банк...

Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности iconПрограмма "Альтаир Анализ финансовой отчетности 00" предназначена...
Факторный анализ, являющийся основой этой программы, позволяет выделить и количественно оценить степень влияния тех показатели деятельности...

Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности iconАнализ финансовой отчетности с использованием метода финансовых коэффициентов
Рекомендовано Ученым советом Нижегородского государственного технического университета в качестве ученого пособия для студентов,...

Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности iconСтатья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора
Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых...

Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности iconМетодические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности...
Цель аудита материально-производственных запасов (в дальнейшем мпз) выражение мнения о достоверности и полноте отражения в финансовой...

Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности iconОтчетная
Назначение пояснений к годовой бухгалтерской финансовой отчетности и выработка их структуры

Г. П. Гринев Анализ финансовой отчетности iconКонцепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности...
Анализ текущей ситуации – предпосылки создания системы повышения финансовой грамотности 9

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов