Скачать 250.61 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра финансов и кредита Одобрено УМС финансово-экономического факультета Протокол №_____________ «____»__________________2008 г. Председатель__________________________ Учебно-методический комплекс по производственной преддипломной практике Специальность: 080105 «Финансы и кредит» Специализация: финансовый менеджмент Рекомендовано кафедрой: Протокол №___________ «___»____________2008 г. Зав. кафедрой__________ Москва 2008 Автор-составитель: Лупей Н.А., кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита УМК по производственной преддипломной практике разработан в соответствии с ГОС ВПО по специальности 080105 «Финансы и кредит» и положением о практике студентов РГТЭУ, утвержденным Ученым советом 27.02.2007г. Оглавление стр. 1. Цели, задачи и объекты практики………………………………………………4 2. Организация и руководство практикой…………………………………………6 3. Обязанности студента-практиканта……………………………………………..9 4. Содержание производственной преддипломной практики…………………...10 4.1. База практики – коммерческая организация (производственная, торговая и др.)………………………………………………………………………………....10 4.2. База практики – коммерческий банк……………………………………….15 5. Структура отчета по производственной преддипломной практике и порядок его составления……………………………………………………………………..19 6. Порядок подведения итогов производственной преддипломной практики…………………………………………………………………………….20 Приложения………………………………………………………………………...22 ^ В соответствии с учебным планом по специальности «Финансы и кредит» студенты всех форм обучения проходят производственную преддипломную практику.
* - переаттестация практики, пройденной по программе соответственно СПО, ВПО Производственная преддипломная практика как одна из наиболее важных составных частей учебного процесса по подготовке специалистов в области финансов и кредита нацелена на ознакомление студентов с их будущей практической работой на предприятиях и в организациях. Цель прохождения студентами производственной преддипломной практики – закрепить и расширить теоретические знания, полученные в университете по дисциплинам: «Финансы», «Деньги, кредит, банки», «Финансы организаций (предприятий)», «Финансовый менеджмент», другим специальным дисциплинам (дисциплинам специализации). Для достижения поставленной цели студент в процессе прохождения производственной преддипломной практики должен решить следующие задачи:
Производственную преддипломную практику студенты могут проходить в коммерческих организациях различных форм собственности и видов деятельности (производственных, торговых, строительных, транспортных), в банках и других кредитных учреждениях, инвестиционных фондах, страховых и лизинговых компаниях, а также в государственных финансовых и налоговых органах, аудиторских фирмах, бюджетных организациях и учреждениях. Базы практики должны отвечать следующим основным требованиям:
^ Организацию и методическое руководство практикой студентов по специальности 080105 «Финансы и кредит» осуществляет кафедра финансов и кредита (выпускающая). Студентам всех форм обучения по их письменным заявлениям (Приложение 1) предоставляется возможность организовать практику самостоятельно при условии, что организация – база практики соответствует профилю подготовки специалиста. При этом требуется письменное согласие от организации, предоставляющей место для прохождения практики (Приложение 2). В отдельных случаях база практики определяется деканатом финансово-экономического факультета или кафедрой финансов и кредита. Студентам могут быть даны кафедрой отдельные индивидуальные задания в рамках общих задач практики. В этих заданиях предусматриваются вопросы научно-исследовательской и научно-методической работы с последующим обсуждением наиболее ценных по своему значению результатов этой работы на кафедре и заседаниях студенческого научного кружка. Кроме того, студентам могут быть даны задания по программе научных исследований, проводимых кафедрой. Студентам, активно ведущим научно-исследовательскую работу по заданиям кафедры, могут утверждаться индивидуальные планы проводимых исследований. Для руководства практикой студента распоряжением декана факультета по представлению заведующего выпускающей кафедрой назначается руководитель практики от университета; приказом руководителя организации (предприятия) определяется руководитель практики от организации (предприятия). Работа руководителей практики должна быть направлена на обеспечение условий для овладения студентами практическими навыками работы и профессиональными компетенциями. Руководитель практики от кафедры должен посещать базы практики не реже одного раза в неделю. Посещения в зависимости от цели могут быть:
б) консультационные - проводятся руководителем практики в соответствии с календарно-тематическим планом по вопросам выполнения программы практики, индивидуальных заданий и научно-исследовательских заданий студентов, правильности заполнения студентами дневника практики, написания отчетов. в) контрольные - осуществляются руководителями практики от кафедры во время посещения баз практики. При этом проводятся:
Руководитель практики от выпускающей кафедры обязан: до начала практики:
в период практики:
в конце практики:
^ До начала преддипломной практики:
В период прохождения практики:
^ 4.1. База практики - коммерческая организация (производственная, торговая и др.) Изучение финансовой отчетности Прежде всего студенты знакомятся с учетной политикой организации, инструкциями и положениями по организации бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности. Затем переходят к изучению основных форм бухгалтерской отчетности:
Полезно ознакомиться также с аудиторскими заключениями (если они имеются). Анализ данных проводится за 2-3 последних года. Необходимо охарактеризовать динамику основных финансовых показателей организации (предприятия):
Анализ активов и капитала организации На основе данных формы №1 студенты составляют аналитический (агрегированный) баланс, проводят его горизонтальный и вертикальный анализы, изучают состав и динамику активов, рассчитывают их структуру и ее динамику. Особое внимание следует уделить анализу оборотных средств, источникам их формирования. Необходимо изучить дебиторскую задолженность, ее динамику за ряд лет, выявить основных дебиторов предприятия, ознакомиться с осуществляемыми мерами по сокращению дебиторской задолженности, с методикой формирования резерва по сомнительным долгам и его использованием. Студенты рассчитывают основные показатели эффективности использования оборотных средств за отчетный год, а также выявляют факторы ускорения оборачиваемости, повышения рентабельности оборотных средств. Проанализировав активы организации, следует изучить источники их формирования - собственный и заемный капитал (структуру капитала, динамику), рассчитать коэффициенты финансовой независимости (автономии), финансовой устойчивости организации, рентабельности собственного капитала. ^ Студенты изучают источники доходов, их структуру. Особое внимание уделяется выручке от реализации продукции, ее роли в формировании доходов организации и выявлению факторов, влияющих на величину выручки. Студенты знакомятся с ценовой политикой организации, планированием выручки от реализации продукции и других видов доходов. При прохождении практики в торговой организации следует изучить порядок формирования таких показателен, как товарооборот (оптовый или розничный), прибыль организации, ознакомиться с принципами формирования торговых надбавок, а также методами анализа и планирования указанных показателей. ^ Выполнение данного задания целесообразно начать с выяснения принятой в организации классификации расходов в управленческом и налоговом учете. Далее студенты анализируют состав расходов, рассчитывают их структуру и динамику затрат за ряд лет, определяют тенденции изменения, а также внутренние и внешние факторы, определяющие уровень отдельных элементов затрат с целью выявления резервов экономии. Для этого необходимо изучить методику расчета и планирования отдельных видов расходов (материальные, оплата труда, амортизационные отчисления, прочие расходы). В данном разделе следует осветить и вопросы калькулирования себестоимости продукции, способы распределения косвенных расходов по отдельным видам продукции. ^ Студентам следует изучить систему показателей и особенности формирования финансовых результатов организации, проанализировать балансовую прибыль, ознакомиться с формированием налогооблагаемой и чистой прибыли, направлениями использования чистой прибыли, динамикой показателей прибыли за ряд лет. Особое внимание уделяется анализу прибыли от основного вида деятельности и факторов, ее определяющих, а также системе показателей рентабельности. ^ Включает изучение практики расчетов, анализ налоговых платежей и их влияние на финансово-хозяйственную деятельность. При расчете налога на добавленную стоимость (НДС) следует обратить внимание на объекты налогообложения, правильность исчисления налогооблагаемой базы, применения ставок налога, налоговые вычеты, порядок их применения. Необходимо также иметь в виду, что в некоторых случаях уплаченные суммы НДС учитывают в стоимости товаров (работ, услуг). Следует также проанализировать, может ли данная организация освободиться от уплаты НДС. Для расчета налога на имущество организаций (предприятий) следует воспользоваться данными актива баланса, определить перечень «льготируемого» имущества, которое учитывается при исчислении среднегодовой стоимости имущества. Необходимо обратить внимание на расчет налога, когда в составе организации имеется обособленное подразделение. Налог на прибыль следует рассчитывать с учетом 25 главы Налогового кодекса. Все доходы и расходы должны быть подразделены на две группы - расходы по производству и реализации, т.е. расходы по реализации и внереализационные расходы. Для определения доходов и расходов студент должен знать метод, который применим в данной организации (метод начислений или кассовый метод). Особое внимание следует обратить на расчет амортизационных отчислений. При расчете налоговой базы необходимо использовать данные налогового учета. В процессе изучения видов налогов, уплачиваемых организацией, следует обратить внимание на единый социальный налог (ЕСН), особенности применения налоговых ставок, порядок расчета налога и уплаты его в федеральный бюджет и соответствующие внебюджетные социальные фонды. Если организация переведена на упрощенную систему налогообложения или единый налог на вмененный доход, необходимо сделать расчет по этим налогам. При изучении вышеперечисленных налогов, а также других налогов, которые уплачивает организация, следует руководствоваться Налоговым кодексом, федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Во всех случаях необходимо знать, в какие бюджеты перечисляется тот или иной налог. ^ Включает изучение договора на рассчетно-кассовое обслуживание между организацией и банком, порядка получения и инкассации наличных денег, оформления платежных документов, получения кредита. Следует ознакомиться с порядком открытия расчетного и валютного счетов, кредитными договорами, их условиями, изучить применяемые формы безналичных расчетов. ^ Данный раздел является завершающим в отчете о прохождении производственной практики; включает анализ активов и капитала, финансовой устойчивости и ликвидности организации, ее кредитоспособности, деловой активности, финансовых результатов деятельности и оценку потенциального банкротства. На основе бухгалтерского баланса и финансовой отчетности рас считываются соответствующие финансовые коэффициенты, составляются аналитические таблицы, характеризующие финансовое состояние организации. ^ Общая характеристика банка На основе изучения учредительных документов и имеющихся лицензий и положений студенты знакомятся с организационной структурой, органами управления и учредителями, правовой формой, задачами и функциями отделов и служб, основными операциями, клиентурой банка. Далее студенты проходят практику в структурных подразделениях банка. ^ Изучаются основные функции отделов данного управления, подходы банка к формированию его стратегии, закрепленной в основных аспектах деловой политики, работа банка по решению тактических задач, выработке прогнозов его рыночного состояния, составлению аналитических записок и обзоров. Особого внимания заслуживает деятельность аналитического подразделения, занимающегося экспертными оценками, прогнозами и расчетами доходов, расходов, прибыли, рентабельности, ликвидности и платежеспособности банка. ^ Изучаются основные функции департамента (управления) депозитных операций, порядок заключения депозитных договоров, постановка работы по учету депозитов по отдельным клиентам (юридическим и физическим лицам) и оценка их срочности, структура и их влияние на ликвидность и доходность банка. На основе данных пассива баланса анализируются состав и структуpa банковских ресурсов в целом, структура собственного капитала, структура обязательств банка, их динамика за последние годы, оценивается эффективность политики формирования ресурсов. Изучаются порядок и условия открытия банковского вклада, права и обязанности банка и клиентов. Изучаются экономические нормативы, регулирующие соотношения капитал - обязательства, виды и уровень обязательных резервов и оценивается их соответствие критериям ЦБ. ^ Следует уяснить место кредитного управления в структуре функциональных служб банка. В этой связи изучается организация кредитных операций в банке: тип кредитной политики, выбранной банком; методика кратко-, средне- и долгосрочного кредитования, соотношение между кредитами разных видов срочности, критерии определения кредитоспособности заемщиков. Особое внимание следует уделить тому, как банк управляет кредитными рисками. В отделе краткосрочного кредитования изучаются объемы, динамика и структура предоставляемых кредитов по типам заемщиков и видам ссуд в рамках кредитного потенциала банка, основные этапы выдачи кредита, содержание кредитных договоров, ведение кредитного досье, применяемые банком формы обеспечения возвратности кредита. В отделе долгосрочного кредитования изучается организация инвестиционного, инновационного, венчурного кредитования, проектного финансирования. В отделе кредитования населения изучается практика кредитования индивидуальных заемщиков (предоставление потребительских, жилищных и прочих кредитов), анализируются динамика и структура выдаваемых ссуд. В отделе межбанковских кредитных операций необходимо изучить условия, динамику, интенсивность и экономическую целесообразность межбанковских операций, в т.ч. получения кредитов Центрального Банка. ^ Ознакомление с основными функциями данной службы: проведение кассовых операций; открытие и ведение счетов; осуществление расчетов для предприятий и частных лиц. Принципиальная схема организации расчетов в данном банке: классификация расчетных операций по составу участников (организация межбанковских корреспондентских отношений, клиентское обслуживание); по видам платежных инструментов (расчеты наличными, платежными поручениями, требованиями – поручениями пластиковыми картами, чеками; по форме расчетов (аккредитивные, инкассовые, клиринговые операции). Если банк обслуживает участников внешнеэкономической деятельности, следует ознакомиться с формами международных расчетов, изучить процедуры открытия документарных инкассо и документальных аккредитивов; перечисления чеками, переводными векселями, форфейтинговые операции, если таковые осуществляются. ^ В зависимости от наличия у банка валютной лицензии, необходимо изучить виды и структуру операций с валютой, их влияние на общую доходность банка и его ликвидность, функции и задачи основных служб аналитического отдела, отдела ведения валютных счетов, отдела валютного дилинга, отдела операций на валютной бирже. Следует ознакомиться с особенностями ведения валютных счетов, контролем за открытой валютной позицией, порядком предоставления валютных кредитов, организацией купли-продажи валюты на бирже непосредственно или через уполномоченные банки по поручению клиента-участника внешнеэкономической деятельности или за свой счет, организацией обмена наличной валюты для частных лиц, а также ведения неторговых валютных операций (с кредитными карточками, дорожными чеками). ^ Место данной службы в структуре управления, роль фондовых операций в общей стратегии данного банка. Следует изучить организацию эмиссии собственных ценных бумаг (акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, векселей), методы поддержания курсов своих бумаг на вторичном рынке. Выяснить, какие принципы и методы использует банк при формировании фондового портфеля, изучить его состав по типам ценных бумаг и видам эмитентов, оценить его качество, сбалансированность и проанализировать влияние инвестиций на общую доходность банка, объемы и интенсивность операций по купле-продаже ценных бумаг клиентов на брокерской и дилерской основе, в т.ч. на бирже и вне ее. Если банк проводит трастовые операции по управлению портфелем ценных бумаг клиента, следует изучить схему траста. Виды операций банка на фондовом рынке: выполнение функций уполномоченных дилеров по торговле ГЦБ, депозитариев и платежных агентов, осуществление трансферагентской и регистрационной деятельности. Если банк имеет депозитарий, ознакомиться с его работой. Анализ деятельности указанных функциональных подразделений банка является обязательной и основной частью отчета о практике в коммерческом банке. ^ На основе данных формы «Отчет о прибылях и убытках» следует изучить источники доходов и направления расходов банка, рассчитать структуру доходов и расходов, проанализировать процентные и непроцентные (доходы и расходы и оценить их роль в формировании прибыли банка. Студенты должны:
^ Отчет по практике включает: титульный лист (образец приведен в Приложении 5), содержание, введение, основную часть, заключение и приложения. Основное содержание отчета состоит из двух частей. В первой части содержатся общие сведения об объекте практики, его организационной структуре, органах управления, направлениях и видах деятельности, организации управления финансами и финансового контроля. Во второй части отчета приводятся результаты проведенного анализа финансовой отчетности организации (предприятия) – базы практики, а также исходные данные к нему, оформленные в виде приложений. Отчет проверяется и визируется руководителем практики. К отчету должны быть приложены: характеристика руководителя практики от организации (предприятия), заверенная печатью и дневник практики. Отчет должен быть аккуратно оформлен. Объем отчета должен составлять до 30 страниц машинописного текста. Текст набирается на компьютере на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Размер шрифта – 14, межстрочный интервал- 1,5. Результаты финансового анализа оформляются в виде таблиц, каждая из которых должна иметь свой порядковый номер и название. В установленный срок отчет, оформленный в соответствии с указанными требованиями, передается студентом на кафедру для проверки руководителем практики от университета и написания им отзыва. При положительном отзыве отчет защищается студентом на кафедре, результаты защиты оцениваются по пятибалльной системе и отражаются в ведомости и зачетной книжке. При отрицательном отзыве руководителя студенту необходимо доработать отчет и затем проходить его защиту. ^ Для проведения защиты отчетов о практике формируется комиссия. Комиссия должна состоять не менее чем из двух человек. В состав комиссии рекомендуется включать: руководителя практики от кафедры и ведущего преподавателя кафедры. По итогам прохождения практики студент должен сделать краткий доклад, в рамках которого необходимо дать краткую характеристику организации, где проходила практика, изложить основные результаты проделанной работы и сделанные в ее ходе выводы и рекомендации. По содержанию доклада студенту задаются вопросы членами комиссии, на которые необходимо давать конкретные ответы. Результаты защиты оцениваются по пятибалльной системе, заносятся в зачетную ведомость и в зачетную книжку (необходимо обязательное наличие двух подписей членов комиссии). При выставлении оценки (зачет с оценкой) за практику, помимо результатов защиты отчета, учитывается отзыв-характеристика, представленный на студента руководителем практики от организации. Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику повторно, в свободное от учебы время. Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины, направляется на практику повторно в свободное от учебы время или отчисляется из университета в установленном порядке. В случае, если руководитель практики не допускает к защите отчет по практике, то отчет с замечаниями руководителя возвращается на доработку, а после устранения замечаний и получения допуска защищается студентом в установленный срок. Студент, не защитивший в установленные сроки отчет о практике, считается имеющим академическую задолженность. Приложение 1 Декану финансово-экономического РГТЭУ _______________________________________________ (Ф.И.О.) от студента …курса ___________________формы обучения, группы____________________________ _________________________________ (Ф.И.О.) Заявление Прошу направить меня в______________________________________ (Полное наименование организации (предприятия)) для прохождения производственной преддипломной практики по специальности 080105 «Финансы и кредит» в период с «__»________________200_г. по «__»____________200_г. _________________________ (Подпись, дата) Приложение 2 На фирменном бланке Декану финансово-экономического факультета РГТЭУ _______________________________________________ (Ф.И.О.) Организация (предприятие)_______________________согласно принять _____________________студента ___курса_____формы обучения финансово-экономического факультета по специальности 080105 «Финансы и кредит» РГТЭУ для прохождения производственной преддипломной практики на период с «___»________200__г. по «____»_______________200__г. в соответствии с учебной программой. Руководителем практики от организации (предприятия) назначается ____________________________________________________________________. Ф.И.О., должность Необходимая информация для выполнения программы будет предоставлена. Генеральный директор___________________ ______________________ Подпись Ф.И.О. Дата, печать (если письмо не на фирменном бланке) Ф.И.О. ответственного лица – руководители практики Контактный телефон Приложение 3 Календарно-тематический план прохождения производственной преддипломной практики на предприятии (в организации)…
Производственное совещание студентов в начале практики. Ознакомление со структурой организации, функциями служб и отделов. Изучение практического опыта работы на рабочих местах. Обобщение и систематизация практического материала для выпускной квалификационной работы. Оформление отчета о прохождении практики. Защита отчета о практике. Приложение 4 Дневник производственной преддипломной практики в организации (на предприятии)…
Руководитель практики от организации Занимаемая должность Ф.И.О. подпись, дата Приложение 5 ^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА Отчет о прохождении производственной преддипломной практики в (наименование организации) студента….курса_______________формы обучения____группы__________ Ф.И.О. Руководитель практики от организации (предприятия) __________________________________ _______________ Ф.И.О., должность (подпись) Руководитель практики от университета (научная степень, звание) Ф.И.О. _______________ (подпись) Москва, 200_ |
![]() | Оценка кафедрой отчета и аттестации студента о прохождении производственной (преддипломной) практики | ![]() | Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры экономики и финансов. Протокол № от |
![]() | Учебно-методический комплекс подготовили: доцент, к э н. Трушин Ю. М., ассистент Гаркавая В. Г | ![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов государственно-правовой специализации |
![]() | Техника транспорта, обслуживание и ремонт: учебно-методический комплекс / сост. Л. Л. Зотов, С. Е. Иванов. Спб.: Изд-во сзту, 2009.... | ![]() | Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления |
![]() | Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010... | ![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для самостоятельной работы студентов экономического факультета дневной формы обучения |
![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе Государственного образовательного... |