Скачать 156.32 Kb.
|
Занятие № 1 Характеристика электрооборудования вагонов – 3 час Общие сведения о пассажирских вагонах. Важно знать, что одной из самых частых причин пожаров в пассажирских вагонах, является неисправность электрооборудования, приводящая к возгоранию в электрощите. Обучающийся на курсах проводник за время изучения предмета , должен усвоить принципы работы э.о., изучить все конструктивные особенности электрощитов вагонов различных типов. Важный момент в обучении - практика, проходящая в поезде в период стажировки проводника. За это время нужно максимально усвоить и закрепить знания по конструктивным особенностям электрощитов, т.к. проводник включает в вагоне все потребители и следит за их работой в пути следования. ^ Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, а также почтовые, багажные, вагоны-рестораны, вагоны-буфеты, служебно-технические ( специальные). ^ - по внутренней планировке на купейные и открытые. - по заводу-изготовителю на вагоны постройки Тверского вагоностроительного завода и вагоны производства ГДР. В России имеется вагоностроительный завод в Санкт-Петербурге имени Егорова (почтовые). ^
- ЦМО ( цельно-металлические открытые) категории плацкартные ( 54 места), общие ( 81 место) - ЦМК ( цельно-металлические купейные) категории купейный ( 36 мест) Все вагоны постройки ТВЗ до 2000 года не оснащены установками кондиционирования воздуха , э.о. работает при напряжении ^ . Модели вагонов имеют свои условные обозначения в зависимости от года выпуска ( указывается в технической документации на вагон). Вагоны ТВЗ современной постройки в фирменном поезде «Сыктывкар» оснащены установками кондиционирования воздуха с напряжением 110В.
- вагоны с кондиционированием воздуха на 110 В постоянного тока 47 Кк ( с комбинированным отоплением), 47 Ккр ( с радиокупе) - вагоны без кондиционирования воздуха на 50 В постоянного тока 47Дк, 47 Др. - вагоны-буфеты ( 16 мест, в продаже 12 мест) - вагоны СВ, вагоны-рестораны. Сокращения слов : ПЭМ- поездной электромеханик, ЛНП- начальник поезда, э.о. - электрооборудование, ТО- техническое обслуживание, ПТО- пункт технического обслуживания . Условное обозначение вагона записывается в журнале технического содержания вагона формы ВУ-8, который имеется в каждом вагоне. На первой странице журнала указываются виды ремонта вагона, а в соответствующих разделах технические неисправности, которые возникли в пути следования , с последующей отметкой об устранении ремонта ответственного работника. ПЭМ производит отметку о техническом обслуживании и ведет рейсовый лист- запись показаний электроизмерительных приборов не менее 3-х раз в сутки ( первая запись после 3-х час после отправления поезда). Запись о ремонте производит проводник вагона ( формулировка ПЭМ, ЛНП). В разделе система отопления проводник - 2 раза в сутки в 9, 21 час делает отметку температурного режима ( 20-24°С). ^ ( проводится по календарному сроку и пробегу) - ТО-1- обслуживание вагонов на ПТО станций формирования и оборота перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования.(ежедневно) - ТО-2- перед началом летних и зимних перевозок в пунктах формирования.( 2 раза в год) - ^ - единая техническая ревизии основных узлов вагонов ( 1 раз в 6 месяцев и по пробегу 150 000 км) - ТР- текущий ремонт с отцепкой вагона от состава поезда , с подачей на ремонтные пути. - ДР- деповской ремонт отдельных составных частей вагона ( 1 раз в 2 года) - КР-1- капитальный ремонт с заменой составных частей и их модернизации ( 1 раз в 5 лет) - КР-2- капитальный ремонт для восстановления исправности вагонов с частичным вскрытием кузова до металла с заменой теплоизоляции и электропроводки, модернизации основных узлов.( 1 раз в 20 лет) - КВР- ремонт вагонов с использованием восстановленных существующих конструкций кузовов и тележек, обновление внутреннего интерьера (не ранее 20 лет после постройки). ^ Продление срока службы вагона возможно после проведения КВР с продлением срока службы вагона до 12 лет. Э.о. вагонов предназначено для освещения, отопления, вентиляции помещения, подогрева воздуха зимой и охлаждения летом, радиовещания и приготовления кипяченой воды. Электрооборудование вагонов подразделяется на низковольтное и высоковольтное. Низковольтным считается оборудование, работающее при напряжении не выше 250 В, установки с напряжением свыше 250 В считаются высоковольтные. Низковольтное оборудование вагонов без кондиционирования воздуха работает при напряжении 50 В постоянного тока, вагонов с кондиционированием воздуха – 110 В постоянного тока.
^ - источники электроэнергии основные- генератор, резервные- АБ. - преобразователи, изменяющие величину и род тока - устройства освещения вагона - электрические приводы вентиляторов, насосов, компрессоров - электронагревательные приборы - аппаратура автоматического регулирования источников Эл. Энергии ( РНГ, ограничители тока и др.) - пускорегулирующая аппаратура - радиоаппаратура - устройства защиты - сигнальные устройства -электроизмерительные приборы - вагонная электрическая сеть. ^ - на внутривагонное и подвагонное Внутри вагона размещаются потребители электроэнергии, а так же аппаратура управления и защиты, контроля и сигнализации ( распределительный шкаф- элетрощит). ^ размещаются источники электрической энергии, а также все потребители, коммутационная и защитная аппаратура, которая по своим размерам и условиям работы, уровню шумов не может быть размещена внутри вагона. Это генераторы, АБ, преобразователи люмосвещения, высоковольтные контакторы и предохранители, установки охлаждения воздуха ( в вагонах с кондиционированием) ^ монтируется низковольтная магистраль напряжением 50 В, высоковольтная- 3000В, магистраль электропневматического тормоза и их межвагонное соединение. Условия работы - вне кузова- атмосферное воздействие, обдувается потоком воздуха, содержащим пыль, что приводит к абразивному действию и разрушает изоляцию электрических машин. динамические усилия – толчки, рывки, Пример – выброс шлака . Последствия. ^ Называется комплекс оборудования, предназначенный для выработки и распределения электроэнергии потребителям вагона. В зависимости от системы электроснабжения ( по мере совершенствования ) ему присваивались типы: ЭВ-1, ЭВ-7, ЭВ-10, ЭВ-20, ЭВ-26, ЭВ-29 ( без кондиционирования воздуха) ЭВ-13 ( с кондиционированием воздуха) В зависимости от расположения источников Эл.энергии и их использования СЭВ делятся на автономные и централизованные. В наших вагонах автономная система электроснабжения. Основной источник Эл.энергии- генератор, который приводится во вращение от оси колесной пары вагона с помощью специального привода. Применяются генераторы постоянного и переменного тока. Приняты два стандартных напряжения: 50 В для вагонов без кондиционирования воздуха 110 В для вагонов с кондиционированием воздуха. Централизованная система электроснабжения- потребители всех вагонов получают питание от локомотива или специального вагона- электростанции. Источник энергии - дизель-генератор или преобразователи, питающиеся от контактной сети 3 кВ постоянного тока и 25 кВ переменного тока через токоприемник электровоза. Передается к потребителям по соответствующим электромагистралям. Занятие № 2 - 3 час. Понятие о постоянном и переменном токе. ^ – это упорядоченное движение электрических зарядов. Носителями зарядов, движение которых создает эл.ток , являются в металлах свободные электроны, в жидкостях- ионы. Сила тока- величина, численно равная заряду , проходящему через поперечное сечение проводника в единицу времени, когда по этому проводнику течет постоянный ток. Если сила тока и его направление не меняется со временем, то такой ток называется постоянным. Единица измерения силы тока- Ампер. Переменным называется ток, периодически меняющий свое направление и величину, причем среднее значение за период может быть равно нулю. Через определенный промежуток времени Т, называемым периодом, изменения тока повторяются. Длительность периода измеряется в сек. Число периодов в секунду называется частотой. Измеряется в Гц (герц). Способность проводника пропускать через себя электрический ток характеризуется электрическим сопротивлением. Сопротивление металлического проводника зависит от его размеров, формы, материала и температуры. По способности проводить электрический ток вещества делятся на проводники, полупроводники и диэлектрики ( изоляторы). Единица измерения сопротивления- 1 ОМ. ^ Напряжение на участке цепи равно произведению сопротивления участка на величину тока, текущему по нему. U= R*I Единица измерения напряжения - Вольт. Совокупность соединенных между собой источников тока и проводников представляет собой электрическую цепь. При составлении цепи проводники и источники тока могут соединяться последовательно или параллельно. ^ проводников сила тока во всех элементах одинакова: I=const. напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных проводниках: U=U1+ U2+…+ Un Полное сопротивление цепи или ее участка равно сумме сопротивлений отдельных проводников: R= R1+R2+… Rn. ^ Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме токов в отдельных ветвях разветвленного участка: I= I1+ I2+ …+ In Напряжение на всех параллельно соединенных проводниках одинаково: Полное сопротивление разветвленного участка с параллельным соединением 1/R= 1/R1+ 1/R2+ …1/Rn ^ Закон Джоуля-Ленца При прохождении электрического тока по проводнику количество выделяющегося в нем теплоты прямо пропорционально квадрату силы тока , сопротивлению проводника и времени прохождения тока. Q= I*I*R*t. Для защиты Эл.цепи от теплового воздействия устанавливают плавкие предохранители.. Предохранители предупреждают выход из строя аппаратов машин и позволяют быстро установить причину отключения цепи. Мощность электрического тока равна работе, совершаемой током за единицу времени: P= U*I ( единица измерения Ватт) ^ Назначение. Предназначена для питания потребителей во время стоянок, в аварийных режимах (при неисправном генераторе) и во время движения с низкой скоростью. Выполняет защитную функцию: снижает величину коммутационных перенапряжений, возникающих при отключении потребителей во время работы генератора. Эти перенапряжения могут оказать отрицательное воздействие на цепи питания потребителей, поэтому запрещается эксплуатировать электрооборудование вагона с неисправной АБ. ^ Аккумулятором называется химический источник тока, который способен накапливать и сохранять электрическую энергию, полученную от вагонного генератора или извне от зарядного агрегата, а затем отдавать ее. Работа АБ основана на преобразовании Эл.энергии, поступающей от генератора, в энергию химическую- «заряд», преобразование химической энергии в электрическую- «разряд». При движении поезда электрическая энергия подается потребителям от генератора. Генератор подключается к работе при скорости движения поезда более 30-40 км/ч, когда его напряжение выше напряжения АБ. При этом диод, выполняющий функцию бесконтактного переключающего устройства, открывается, и батарея начинает заряжаться. В цепь обмотки возбуждения генератора включен регулятор напряжения, который автоматически изменяет ток возбуждения, чтобы напряжение генератора не зависело от скорости поезда и постепенно повышалось по мере заряда АБ. ^ диод запирается и потребители автоматически подключаются на питание от АБ. Таким образом, при скорости движения свыше 40 км/ч при исправно работающем генераторе, ^ , при уменьшении скорости или на стоянке АБ разряжается, при этом питание от АБ получают все потребители в вагоне ( кроме кипятильника в вагонах без кондиционирования воздуха). ^ АБ бывают кислотные и щелочные. В настоящее время используются щелочные АБ, т.к. они дешевле кислотных и более надежны в эксплуатации. Щелочные АБ подразделяют на никель-железные и никель- кадмиевые.
соединенных последовательно. Номинальное напряжение одного аккумулятора U= 1,3 В ^ проводников напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных проводниках: U=U1+ U2+…+ Un Емкость – количество электричества, которое может отдать полностью заряженный аккумулятор за определенный промежуток времени. ^ - минимально допустимая емкость, которую батарея должна отдать при разряде током 5-часового режима. Емкость зависит от температуры окружающей среды и плотности электролита. Зимой емкость АБ снижается. Для общего сведения: Электрический ток в электролитах: ^ Электролит- вещество, электрический ток в котором осуществляется за счет движения ионов. К электролитам относят растворы солей, кислот, щелочей. Ионы в электролите возникают благодаря механизму электролитической диссоциации. Молекулы некоторых веществ представляют собой объединение ионов противоположных знаков за счет сил электростатического притяжения. (NaCl, KL). Ионы в электролите движутся под действием электрического поля, создаваемого электродами- специальными проводниками, присоединенными к источнику тока. Положительно заряженный электрод называется- анодом, отрицательно заряженный- катодом. Отрицательно заряженные ионы движутся к аноду, положительные – к катоду, создавая тем самым электрический ток. Электролитом в щелочных а. служит 20-24% раствор едкого кали или едкого натра. Электроды выполняются в виде пластин, составленных из плоских коробочек, внутри которых запресованна активная масса. Коробочки изготовляются из никелированной перфорированной жести и вставляются в стальные рамки пластин. В качестве активной массы положительных пластин служит гидрат окиси никеля. Активная масса отрицательных пластин состоит из губчатого железа Аккумулятор состоит из корпуса , внутри которого размещаются положительные пластины- гидроксид никеля Ni(OH)3, отрицательные пластины – железо Fe или кадмий Cd. Для того чтобы «+» и «-» не встретились пластины разделены сепараторами. Сепаратор представляет собой диэлектрик. Ранее применялись эбонитовые палочки, в современных батареях применяются полипропиленовые сепараторы. В корпус залит электролит (щелочь)- едкий калий KOH. Электролит- вещество, электрический ток в котором осуществляется за счет движения ионов. ^ разряд 2Ni(OH)3 +2KOH+ Fe заряд 2Ni(OH)2+2KOH+Fe(OH)2 При разряде а. происходит раскисление гидрата окиси никеля положительных пластин и окисление губчатого железа отрицательных пластин. В процессе заряда происходит обратная реакция. ^ При заряде АБ образуется взрывоопасная смесь- гремучий газ - ( смесь водорода и кислорода). Н²+ О² ^ Первые две цифры (26,38,40,56) – указывают на количество аккумуляторов в батарее. Буквенные символы- электрохимическую систему (НЖ- никель-железная, НК- никель-кадмиевая) Область применения (В-вагонная, Т- тяговая, Ц- для цельнометаллических вагонов) Конструктивные особенности пластин и сепараторов (М- минпластовая сепарация, П- панцирная или поверхностного типа, Н- намазная) Последние цифры в обозначении- номинальная емкость в ампер-часах. Например: 40 ВНЖ-250 – вагонная никель-железная 250 номинальная емкость в ампер-часах при 5-часовом разряде. Батарея 40 ВНЖ-250 В металлическом корпусе установлены блоки отрицательных и положительных пластин. Пластины разделены изоляторами- сепараторами. Блок отрицательных пластин собирается на общей шпильке, а блок положительных пластин - на другой. Шпильки соединяются с плюсовым и минусовым борном. Каждый Борн через отверстие выводится наружу и укрепляется гайками. Горловина корпуса аккумулятора снабжена откидной крышкой и клапаном. Положительные и отрицательные пластины состоят из ламельной ленты , соединенной между собой в замок и укрепленных с обеих сторон ребрами. Ламельная лента (перфорированная жесть) содержит активную массу. Эта масса состоит у положительных пластин из смеси гидрата окиси никеля и графита, у отрицательных пластин- из специального металлического порошка. Аккумуляторы соединяются последовательно внутри двух стальных подвагонных ящиков, изолированы деревянными щитами. ^ в специальных ящиках, оборудованных вентиляцией для удаления взрывоопасной смеси, образующейся при заряде батареи. Вытяжные патрубки размещены на лицевой стороне ящика, всасывающие воздух - в днище ящика. Внутри ящика установлен блок терморезисторов, работающий в системе автоматики режима заряда батареи. Подвешивается к раме вагона. Внутри ящика, аккумуляторы размещены в боксах на выкатных тележках для технического обслуживания батареи. В современных вагонах ТВЗ посередине верхней части боксов АБ установлены огнетушители ОСП-1. ![]() ^ В пути следования проводник должен контролировать режим заряда и разряда АБ по амперметру, при приемке вагона - проверить напряжение АБ по вольтметру. Батарея заряжена, если ее напряжение составляет U= 50-54 В ( в вагонах без кондиционирования воздуха) и U= 110- 112 В ( в вагонах с кондиционированием воздуха). Если батарея имеет недостаточное напряжение (меньше 40, 108 В), то сработает защита, которая не позволит включение мощных потребителей в вагоне. При приемке вагона проводник может проверить состояние АБ включением нагрузки . Если напряжение не уменьшается ( на вольтметре), то батарея заряжена. На электрощите ( далее щит) установлены вольтметр и амперметр . Амперметр имеет нулевую точку посередине. Отклонение стрелки амперметра влево – свидетельствует о наличии тока разрядки, вправо- тока зарядки( при работающем генераторе или зарядки извне). Т.к. на длительных стоянках поезда напряжение АБ уменьшается, то при отправлении с пункта формирования или оборота, допускается в течение 1 часа повышение зарядного тока АБ : - в вагонах без кондиционирования воздуха ^ - в вагонах с кондиционированием воздуха 50-80 А. После зарядки АБ ток заряда уменьшается до нормальных значений : - в вагонах без кондиционирования воздуха 10-20^ - в вагонах с кондиционированием воздуха 5-10 А. Зарядное напряжение АБ
60-62 В (лето), 64-66 В (зима)
135-137В (лето), 142-144 В (зима) Если батарея не заряжается ( определяется по срабатыванию защиты на стоянках)- сообщить ПЭМ. В пути следования следить за показаниями амперметра и контролировать ток зарядки АБ. Повышенный зарядный ток, не уменьшающийся со временем, приводит к усиленному выделению газов и может привести к взрыву АБ от возникающей искры в ослабших соединениях. Неисправности АБ: - ^ - быстро разряжаются, выявляются нагрузочной вилкой U=0. Приводит к перегрузке генератора , интенсивному образованию гремучего газа. - ^ - может возникнуть искра и произойти взрыв гремучего газа ( смесь водорода и кислорода). Н²+ О² - Низкий уровень электролита- в результате взаимодействия отрицательных пластин с кислородом образуются окислы железа и вся батарея может выйти из строя. В зимний период емкость АБ снижается. При частых остановках, «на черепашьем ходу», емкость АБ снижается, происходит недозаряд батареи. Поэтому , для поддержания напряжения батареи, требуется зарядка АБ от внешних зарядных источников в пункте формирования. После отстоя вагонов в парке , без эксплуатации, также требуется ее зарядка, т.к. разряд происходит по причине питания цепей сигнализации и УПС. ^ - запрещается ремонт и осмотр при наличии огня. - запрещается стучать по АБ металлическими предметами.- очистку вытяжных патрубков АБ производить деревянными предметами или веником-голиком. - при подзарядке АБ от стационарного источника крышки ящиков должны быть открыты На стоянках поезда более 10 мин проводник вагона должен осмотреть АБ, проверить крепление ящиков, в зимний период произвести очистку ото льда и снега дефлекторов АБ деревянным молотком (киянок), либо прочистить веником-голиком. |
![]() | Главным документом являются «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (птэ) | ![]() | В целях обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов ОАО "ржд" |
![]() | Конструкция пассажирских вагонов с каждым годом совершенствуется и усложняется, поэтому возрастает необходимость технической подготовки... | ![]() | На пассажирских вагонах, мвс и спец самоходном подвижном составе число мест, на грузовых вагонах – грузоподъемность. На локомотивах,... |
![]() | О введении Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов | ![]() | В вагонах нового поколения постройки ОАО «твз» (г. Тверь) моделей 61-4174, 61-4179, 61-4186,61-4194 постройки 2002- 2004г г система... |
![]() | Подготовка и экипировка пассажирских поездов в пунктах формирования включает в себя | ![]() | Для обучения проводников пассажирских вагонов для работы в период летних пассажирских перевозок |
![]() | Технико-экономические показатели грузовых и пассажирских вагонов и их связь с линейными размерами кузовов вагонов | ![]() | 71. Перевозка в пассажирских поездах мелких домашних животных и птиц допускается во всех вагонах (кроме св и повышенной комфортности)... |