Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа




НазваниеРекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа
страница1/10
Дата публикации23.07.2013
Размер1.5 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта







Наименование документа:

Рекомендации

Тип документа:

Рекомендации

Статус документа:

действующий

Название рус.:

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта

^ Область применения:

Комплексная система управления качеством услуг предназначена для установления и обеспечения необходимого уровня качества в процессе оказания услуг путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на этот показатель.

Краткое содержание:

^ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ КС УКТО
4. ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА
^ 6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КС УКТО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИМЕР ПРИКАЗА ПО ПРЕДПРИЯТИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ И СОЗДАНИЮ КООРДИНАЦИОННО-РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
^ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИМЕР ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О КООРДИНАЦИОННО-РАБОЧЕЙ ГРУППЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИМЕР ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАЗРАБОТКЕ ДОКУМЕНТАЦИИ КС УКТО
^ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА КС УКТО
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА КС УКТО
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ФОРМА РАБОЧЕГО ПРОЕКТА КС УКТО
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ТИПОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

^ Дата актуализации текста:

2008-10-01

Дата введения:

1983-12-22

Дата добавления в базу:

2009-02-01

^ Доступно сейчас для просмотра:

100% текста. Полная версия документа.

Опубликован:

Стройиздат № 1985

^ Документ утвержден:

Минжилкомхоз РСФСР от 1983-12-22

Документ разработан:

АКХ им. К. Д. Памфилова 123371, Москва, Волоколамское шоссе, 116







Рекомендации «Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта»

Ордена Трудового красного Знамени
Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова
Минжилкомхоза РСФСР

 

^ Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта

 

 

Москва Стройиздат 1985

СОДЕРЖАНИЕ

^ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ КС УКТО

4. ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА

^ 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КС УКТО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

^ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИМЕР ПРИКАЗА ПО ПРЕДПРИЯТИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ И СОЗДАНИЮ КООРДИНАЦИОННО-РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИМЕР ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О КООРДИНАЦИОННО-РАБОЧЕЙ ГРУППЕ

^ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИМЕР ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАЗРАБОТКЕ ДОКУМЕНТАЦИИ КС УКТО

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА КС УКТО

^ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА КС УКТО

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ФОРМА РАБОЧЕГО ПРОЕКТА КС УКТО

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ТИПОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

^ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Комплексная система управления качеством услуг предназначена для установления и обеспечения необходимого уровня качества в процессе оказания услуг путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на этот показатель.

Применительно к предприятиям городского электрического транспорта комплексная система управления качеством транспортного обслуживания (КС УКТО) обеспечивает регулярные, бесперебойные и безопасные перевозки пассажиров, повышение качества их обслуживания и эффективности эксплуатационной деятельности.

1.2. КС УКТО на уровне предприятия является частью управления предприятием и включает в себя совокупность организационных, технических, экономических и социальных мероприятий, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества транспортного обслуживания.

1.3. Переход от разрозненных мероприятий к четкой, последовательной и взаимосвязанной системе управления качеством обеспечивает улучшение качества транспортного обслуживания населения в соответствии с требованиями повышения качества обслуживания населения, эффективности эксплуатационной деятельности и требованиями нормативно-технической документации.

1.4. Система обеспечивает эффективное использование передовых форм и методов труда и обслуживания, нового оборудования, средств автоматизации, а также совершенствование организационной структуры управления с целью всемерного улучшения качества транспортного обслуживания населения.

1.5. КС УКТО предусматривает:

сочетание развития предприятий городского электрического транспорта с интересами развития народного хозяйства, интересов отрасли с территориальными интересами;

системный подход к эксплуатационной деятельности, рассмотрение всех ее элементов в единстве, взаимосвязи и развитии;

планирование всех работ по КС УКТО и постоянное ее совершенствование;

включение в КС УКТО каждого более высокого уровня управления всех КС УКТО низших уровней как составных элементов;

разработку и функционирование КС УКТО в соответствии с действующими отраслевыми нормативами;

использование при разработке, внедрении и совершенствовании КС УКТО действующих форм и методов управления;

реализацию принципа стандартизации, обеспечивающего установление и применение правил упорядочения каждой сферы деятельности предприятия (планирование работ по стандартизации; организацию разработки нормативно-технической документации по стандартизации; внедрение совокупности организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение требований стандартов; контроль работ по стандартизации).

1.6. Основными задачами КС УКТО на предприятиях городского электрического транспорта являются:

планирование качества транспортного обслуживания, качества труда, а также мероприятий по повышению уровня качества;

обеспечение и поддержание требуемого уровня качества транспортного обслуживания и повышение эффективности эксплуатационной деятельности;

контроль качества транспортного обслуживания, качества труда работающих;

оценка качества транспортного обслуживания и труда;

материальное и моральное стимулирование качества.



Рис. 1. Показатели, характеризующие качество эксплуатационной деятельности

1.7. Показатели, характеризующие качество эксплуатационной деятельности предприятий городского электрического транспорта, (рис. 1), объединяются в группы:

качество транспортного обслуживания населения;

эффективность эксплуатационной деятельности (рациональное использование основных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов).

^ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

2.1. КС УКТО дает возможность планомерно воздействовать на факторы, влияющие на обеспечение качества транспортного обслуживания на всех стадиях этого процесса.

Комплексная система, схема которой представлена на рис. 2, охватывает основные функциональные связи процесса управления качеством транспортного обслуживания.

2.2. Разработка КС УКТО требует строгой регламентации деятельности всех участников оказания услуг с учетом всего многообразия управленческих процессов и специфики каждого объекта управления.

2.3. Для обеспечения централизованного и единого подхода к вопросу управления качеством услуг на предприятии используются стандарты предприятия (СТП), которые служат организационно-методической базой и правовой основой КС УКТО.

СТП являются содержанием комплексной системы управления качеством услуг. Они разрабатываются на основе государственных и отраслевых стандартов и с течением времени пересматриваются и корректируются в связи с внедрением передового опыта, средств механизации и автоматизации, новых форм организации производства и труда. Стандарты предприятия вступают в действие после утверждения руководителем предприятия.

2.4. Цель СТП - регламентация графика работы каждого подразделения предприятия по повышению качества обслуживания, обеспечение рациональной организации и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение ответственности всех работников предприятия за улучшение качества обслуживания и труда.

Стандарты предприятия предназначаются для упорядочения процесса управления качеством транспортного обслуживания и установления степени и места участия каждого работника в этом процессе.

2.5. Стандарты предприятия предусматривают:

сбор, обработку и анализ информации о качестве транспортного обслуживания и труда, а также о ходе и состоянии эксплуатационного процесса, организации труда, влияющих на качество обслуживания;

сравнение практических результатов деятельности подразделений предприятия в области качества обслуживания с установленными ГОСТами, правилами, нормативами;

подготовку и принятие решений на основе оперативной и накопленной информации о всех факторах и условиях в той или иной мере влияющих на качество обслуживания, осуществление управляющих воздействий на эти факторы и условия;

организацию разработки мероприятий по улучшению качества.

2.6. СТП должны способствовать не только обеспечению организационно-технической стороны эксплуатации, но и совершенствованию методов управления качеством.

Управлением качеством транспортного обслуживания занимаются высококвалифицированные специалисты всех подразделений (служб) предприятия и общественные организации.

2.7. Структура и содержание стандартов предприятия должны соответствовать требованиям ГОСТ 1.4-68 и ГОСТ 1.5-68 и отраслевой нормативно-технической документации.



Рис. 2 Принципиальная схема функциональных связей процесса управления качеством транспортного обслуживания на предприятиях городского электрического транспорта

2.8. Комплекс стандартов предприятия подразделяется на основной стандарт, который определяет общие положения системы, и на совокупность общих и специальных стандартов, обеспечивающих реализацию функций системы управления качеством транспортного обслуживания.

2.9. Основной стандарт "Комплексная система управления качеством транспортного обслуживания. Основные положения" характеризует КС УКТО в целом.

Он разрабатывается на начальном этапе создания системы. Но мере разработки общих и специальных стандартов предприятия, основной стандарт корректируется.

2.10. Основной стандарт предприятия состоит из следующих разделов: вводная часть; общие положения; задачи "комплексной системы управления качеством; общие функции комплексной системы управления качеством; службы предприятия по управлению качеством транспортного обслуживания; состав стандартов предприятия.

В вводной части следует указать, что стандарт распространяется на все подразделения и службы предприятия и является основополагающим в комплексе стандартов предприятия КС УКТО.

В разделе "Общие, положения" следует дать определение комплексной системы управления качеством транспортного обслуживания и ее организационно-технической основы, а также состав стандартов предприятия.

В разделе "Задачи комплексной системы управления качеством" следует указать задачи предприятия городского электрического транспорта по повышению качества транспортного обслуживания.

В разделе "Общие функции комплексной системы управления качеством" должен быть приведен перечень функций, реализацией которых предприятие осуществляет управление качеством, с указанием ответственных исполнителей за выполнение каждой функции, стадии, процесса транспортного обслуживания населения, на которых предприятие осуществляет управление качеством.

В разделе "Службы предприятия по управлению качеством транспортного обслуживания" следует указать состав координационно-рабочей группы, ее подчиненность и основные задачи, организационную структуру управления качеством.

2.11. Общие стандарты предприятия регламентируют общесистемные вопросы информационного обеспечения, порядок внедрения государственных и отраслевых стандартов, проведение "Дней качества", организацию работы аттестационных комиссий и т.д.

2.12. Специальные стандарты предприятия подразделяются на:

функциональные, устанавливающие цели и порядок участия каждого в процессе управления качеством транспортного обслуживания;

организационные, регламентирующие выполнение функций управления качеством транспортного обслуживания;

производственно-исполнительские, выявляющие, кто из работников влияет на качество на каждой стации эксплуатационного процесса, и определяющие методы оценки качества труда;

эксплуатационно-технологические, определяющие, что влияет на качество транспортного обслуживания.

2.13. Общие и специальные стандарты предприятия должны содержать:

вводную часть, указывающую область распространения стандарта;

общие положения;

задачи;

специализированные разделы, в которых указывается последовательность и содержание работ, условия функционирования, связи и т.д.;

приложения, которые содержат методики выполнения работы, формы, бланки расчетов и документов, нормы, таблицы и т.д.

2.14. На каждом конкретном предприятии состав СТП определяется с учетом детализации функций по видам работ или по объектам управления.

2.15. Комплекс СТП, составляющих КС УКТО, рекомендуется пересматривать ежегодно при утверждении плановых заданий на следующий год с целью внесения в СТП изменений, обусловленных плановыми заданиями по повышению качества; накопленным опытом внедрения СТП; задачами совершенствования КС УКТО.

Стандарты предприятия, не требующие изменений, переутверждаются. При необходимости СТП могут пересматриваться и в оперативном порядке в течение года.

2.16. Порядок внесения изменений в СТП и их отмены должен соответствовать требованиям ГОСТ 1.0-68 и ГОСТ 1.21-75.

2.17. Стандарты предприятия, воздействуя на организационно-техническую сторону производства, одновременно направлены на совершенствование методов управления качеством транспортного обслуживания.

В управлении качеством транспортного обслуживания участвуют все подразделения (службы) предприятия, общественные организации, временные группы анализа причин брака и аварий, которые формируются из высококвалифицированных специалистов предприятия. Основной целью управления качеством является проведение и координация работ по обеспечению и контролю качества транспортного обслуживания.

2.18. Координация и контроль за деятельностью всех подразделений предприятия по выполнению функций управления качеством осуществляется специальной координационно-рабочей группой (КРГ), функционирующей, как правило, на общественных началах. Эта группа организует сбор и анализ накапливаемой информации о качестве, о причинах брака, аварий, несоблюдения производственной и технологической дисциплины, осуществляет подготовку мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания, организует работу по совершенствованию системы управления качеством.

Координационно-рабочую группу возглавляет главный инженер предприятия. В ее состав входят начальники подразделений (служб), отделов, передовые рабочие, специалисты.

Координационно-рабочая группа подчиняется непосредственно директору предприятия, который несет ответственность за исполнение всего комплекса организационно-технических, экономических и социальных мероприятий, направленных на обеспечение высокого качества транспортного обслуживания.

^ 3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ КС УКТО

3.1. Разработка и внедрение КС УКТО осуществляется в три этапа:

подготовка к разработке и составление технического задания на КС УКТО;

разработка проекта КС УКТО;

внедрение КС УКТО.

На рис. 3 приведена схема этапов разработки, внедрения и совершенствования КС УКТО.

3.2. Первый этап заключается в подготовке к разработке проекта КС УКТО. Эта работа проводится в следующей последовательности:

издается приказ по предприятию об организации работ по разработке КС УКТО и созданию координационно-рабочей группы. Примеры приказа по предприятию и положения о координационно-рабочей группе даны в прил. 1 и 2;

организуется техническая учеба руководителей и ведущих специалистов подразделений, которые, будут участвовать в разработке документации по системе (пример программы технической учебы дан в прил. 3), а также изучение опыта управления качеством транспортного обслуживания на предприятиях отрасли;

разрабатывается программа анализа деятельности предприятия;

проводится комплексный анализ деятельности предприятия;

создается фонд нормативной документации;

составляется техническое задание на КС УКТО.

Одной из наиболее важных сторон первого этапа является анализ деятельности предприятия, результаты которого являются основанием для разработки плана мероприятий по улучшению деятельности предприятия и для составления технического задания на КС УКТО.

Проведение анализа начинается с определения его цели и вида, затем составляется программа анализа, в которой приводится последовательность его выполнения, методика сбора и обработки материалов для анализа. В программе анализа приводится также система показателей, характеризующая все стороны деятельности предприятия.

Анализ может быть полный (комплексный), охватывающий все стороны деятельности предприятия, или локальный, ограничивающийся изучением отдельных конкретных вопросов.

Комплексный анализ, проводимый на предприятии, включает в себя анализ:

эксплуатационной деятельности предприятия (проводится по предприятию в целом и по каждому его структурному подразделению) по системе показателей, приведенной в разд. 2 настоящих Рекомендаций; в результате анализа дается обобщающая оценка эксплуатационной деятельности предприятия и разрабатываются мероприятия по повышению эффективности эксплуатационной деятельности, качества транспортного обслуживания;

социального развития коллектива предприятия (выполняется анализ социально-демографической структуры и изменения структуры коллектива предприятия, идейно-политического, общеобразовательного и культурного уровня работающих, участия коллектива в управлении и общественной деятельности предприятия, состояния условий и охраны труда, быта и отдыха трудящихся, социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих, потребностей и интересов коллектива; выводы анализа являются основанием для разработки мероприятий по дальнейшему улучшению социального развития коллектива);



Рис. 3 Схема этапов разработки, внедрения и совершенствования КС УКТО

системы управления, организации производства и труда (проводится анализ структуры управления предприятием, выявляются функции управления, изучается организация трудовых процессов, состав и содержание используемой информации, изучается состояние организации производства и труда; результаты анализа являются основанием для разработки соответствующих мероприятий по улучшению системы управления, внедрению передовых форм организации производства и научной организации труда);

организации контроля и метрологического обеспечения качества.

На основании обследования и комплексного анализа разрабатываются предложения по устранению выявленных недостатков и улучшению организации работ с целью повышения качества производственно-эксплуатационной деятельности предприятия; дается характеристика степени готовности предприятия к разработке и внедрению КС УКТО; приводятся предложения по срокам разработки и внедрения КС УКТО.

На базе полученных материалов отставляется техническое задание на КС УКТО.

Техническое задание разрабатывают с целью установления основных требований в КС УКТО и порядка ее разработки.

Техническое задание на КС УКТО должно содержать следующие разделы:

"Основание для разработки" - указывают директивные документы, на основании которых разрабатывается КС УКТО (приказ по министерству, обл (край) упркомхозу, объединению, предприятию и др.);

"Цель разработки КС УКТО" - кратко излагают основную цель создания системы. Например, целью разработки КС УКТО является создание условий, позволяющих систематически и планомерно:

обеспечивать дальнейшее совершенствование работы предприятий в части удовлетворения потребностей населения в регулярных, бесперебойных и безопасных перевозках пассажиров по установленным маршрутам с максимально возможными удобствами;

улучшать экономические показатели деятельности предприятия.

Задачи КС УКТО должны формулироваться в конкретном количественном выражении на определенный период времени, исходя из цели системы, реальных возможностей предприятия и отраслевых директивных документов;

"Принципы построения системы" - указывают ориентировочный перечень функций (содержание управления), задачи, решаемые по каждой функции, закрепление их за конкретными подразделениями;

"Характеристика предприятия" - приводят производственную структуру предприятия с кратким описанием производственных структурных подразделений и основных направлений их работы, организационную структуру управления, описание видов работ по функциям управления, характеристику качества транспортного обслуживания, характеристику организации работ по эффективному использованию ресурсов;

"Стандарты предприятия на КС УКТО" - дают перечень разрабатываемых СТП, входящих в проект системы; по каждому СТП указывают сроки начала и окончания разработки, ответственного исполнителя;

"Организационно-технические мероприятия" - дают перечень основных мероприятий по повышению организационно-технического уровня, по каждому из которых указываются ответственные исполнители и сроки исполнения. Основой для разработки данного раздела служат результаты комплексного анализа;

"Основные нормативные и методические источники" - перечисляют обязательные источники, которыми следует руководствоваться при разработке КС УКТО, государственные и отраслевые стандарты;

"Этапы работ и сроки их выполнения" - указывают этапы работ по созданию всей системы, очевидность и сроки выполнения каждого этапа. В частности, может быть предусмотрена разработка технического проекта КС УКТО или основного СТП системы, выполняющего роль технического проекта, поочередная разработка стандартов предприятия и других элементов системы. В этом же разделе указывают, что внедрение системы осуществляемся поэтапно, по мере разработки СТП путем выполнения мероприятий по внедрению каждого стандарта;

"Перспектива продолжения работ по КС УКТО" - указывают дальнейшие направления совершенствования системы, перспективы разработки и внедрения более широкого состава СТП и перехода к автоматизированной подсистеме управления качеством;

"Дополнительные указания" - вносят дополнительные требования предприятия и вышестоящих организаций, не изложенные в других разделах.

Одновременно с разработкой технического задания составляется Пояснительная записка, в которой дают краткий обзор существующего положения дел по качеству, обоснование необходимости проведения работ. Пояснительная записка служит приложением к техническому заданию.

Построение технического задания на КС УКТО должно соответствовать прил. 4.

3.3. На этапе разработки проекта комплексной системы управления качеством транспортного обслуживания осуществляются разработки технического и рабочего проектов.

Технический и рабочий проекты отличаются от технического задания степенью детализации и глубиной проработки системы.

Технический проект разрабатывают с целью определения основных принципиальных организационно-технических решений, дающих полное представление об общей структуре КС УКТО и связях различных элементов в системе.

Технический проект должен содержать следующие разделы:

"Основание для разработки" - указывают наименование, номер и дату утверждения технического задания на КС УКТО";

"Цель создания КС УКТО" - в случае необходимости уточняют формулировку цели, данную в техническом задании на разработку КС УКТО. Если необходимость в уточнении отсутствует, то формулировка цели в техническом проекте повторяет формулировку цели, данную в техническом задании;

"Принципы и общая структурно-функциональная схема КС УКТО" - дают уточненный (по сравнению с техническим заданием) перечень функций управления качеством транспортного обслуживания с указанием должностных лиц, ответственных за выполнение каждой функции: общую структурную схему предприятия с указанием функций, выполняемых подразделениями и должностными лицами.

В этом же разделе указывают стадии производственно-эксплуатационного процесса, на которых предприятие осуществляет управление качеством, порядок координации деятельности при функционировании КС УКТО, подразделение, отвечающее за координацию, его структуру и подчиненность;

"Средства обеспечения КС УКТО" - указывают те средства, на которые могут и должны ориентироваться разработчики стандартов предприятия и системы в целом.

К числу таких средств относятся: средства информационного обеспечения; средства метрологического обеспечения; средства оргтехники; фонды материального стимулирования за качество обслуживания.

В этом же разделе указывают возможности и направления совершенствования организации производства, внедрения новой техники и прогрессивной технологии, на которые следует ориентироваться при разработке КС УКТО;

"Стандарты предприятия по управлению качеством" - перечисляют стандарты предприятия КС УКТО и дают сводный график их разработки.

Основой для разработки данного раздела технического проекта служит перечень СТП, предусмотренный техническим заданием на КС УКТО, и предложения по его изменению, возникшие в ходе разработки технического проекта. Стандарты предприятия должны быть сгруппированы по определенному принципу (по стадиям производственно-эксплуатационного процесса, по функциям и т.д.).

В технический проект в виде приложений включают технические задания на разработку каждого стандарта предприятия КС УКТО, которые должны соответствовать требованиям ГОСТ 1.11-75. Эти технические задания служат основой для составления сводного графика разработки СТП;

"Мероприятия по повышению организационно-технического уровня предприятия" - дают перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения и ответственных исполнителей, в который включают мероприятия, намеченные по результатам анализа состояния дел по качеству на предприятии. Включению подлежат пункты плана мероприятия, не реализованные к моменту утверждения технического проекта КС УКТО.

В перечень могут быть включены дополнительные мероприятия, необходимость в которых выявляется при разработке технического проекта.

К техническому проекту должны быть приложены копия технического задания на КС УКТО и комплект технических заданий на разработку всех стандартов предприятия КС УКТО.

Построение технического проекта КС УКТО должно соответствовать прил. 5.

Для средних и мелких предприятий роль технического проекта может выполнять основной стандарт предприятия "Комплексная система управления качеством транспортного обслуживания. Основные положения".

Рабочий проект КС УКТО представляет собой комплект нормативно-технических документов, необходимых для обеспечения функционирования системы, а также план мероприятий по внедрению этих документов.

Рабочий проект состоит из:

государственных, отраслевых, республиканских стандартов, технических условий и другой межотраслевой и отраслевой нормативно-технической документации, используемой на данном предприятии;

утвержденных стандартов предприятия КС УКТО (основного, общих, специальных) и действующих на предприятии положений, регламентирующих вопросы управления качеством;

утвержденных планов основных мероприятий по внедрению каждого нормативного документа, входящего в состав рабочего проекта КС УКТО.

Для оформления рабочего проекта КС УКТО составляется сводный перечень документов и титульный лист (прил. 6).

3.4. На этапе внедрения КС УКТО:

издаются приказы о введении в действие утвержденных стандартов предприятия и выполнении мероприятий по их внедрению;

выполняются мероприятия по внедрению СТП (обучение руководящего состава и исполнителей, подготовка всех служб к внедрению СТП, проверка и отработка отдельных элементов КС УКТО);

организуется контроль за внедрением системы;

разрабатываются методы материального и морального стимулирования повышения качества;

разрабатываются мероприятия по дальнейшему совершенствованию КС УКТО.

Руководство внедрением КС УКТО осуществляет главный инженер предприятия. Организация специальной координационно-рабочей группы (КРГ), функционирующей на общественных началах, не снимает ответственности со всех структурных подразделений за выполнение возложенных на них функций, оказывающих влияние на управление качеством.

^ 4. ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА

4.1. Планомерное улучшение качества транспортного обслуживания обеспечивается на основе плановых заданий.

4.2. Задачей планирования качества транспортного обслуживания является повышение уровня качества перевозок пассажиров, рациональное использование основных производственных фондов, материальных, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов.

4.3. Планирование осуществляется на основе изучения показателей качества производственно-эксплуатационной деятельности предприятий городского электрического транспорта, достигнутых за предыдущий год и анализа состояния работы по повышению качества.

4.4. План повышения качества производственно-эксплуатационной деятельности разрабатывается ежегодно и отражается в соответствующем разделе техпромфинплана.

Основой планирования повышения качества на предприятии является стандарт предприятия "СТП____________. Комплексная система управления качеством транспортного обслуживания. Планирование повышения качества транспортного обслуживания".

^ 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

5.1. Для обеспечения высокого качества транспортного обслуживания необходимо выполнить комплекс мероприятий: организационных, технических, профессиональной подготовки, социально-экономических, санитарно-гигиенических (рис. 4.).

5.2. Организационные мероприятия в совокупности факторов, оказывающих прямое воздействие на качество транспортного обслуживания, играют особо важную роль, поскольку они позволяют наиболее рационально и эффективно сочетать процессы живого труда с материальными элементами производства (средствами и предметами труда) в целях повышения эффективности и качества работы.



Рис. 4 Факторы обеспечения качества транспортного обслуживания на предприятиях городского электрического транспорта

Организационные мероприятия включают в себя:

разработку надежных графиков работы подвижного состава на линии и его ремонтов, обеспечивающих надежное, качественное и бесперебойное обслуживание населения;

соблюдение правил эксплуатации путевого и электрохозяйств;

своевременное и качественное материально-техническое снабжение;

внедрение научной организации труда;

надежную работу диспетчерской службы;

организацию метрологического обеспечения;

создание координационно-рабочей группы (КРГ);

организацию контроля за качеством транспортного обслуживания.

5.3. Технические мероприятия должны обеспечить:

оснащенность предприятий городского электрического транспорта современным подвижным составом и оборудованием;

"полное и наиболее рациональное использование имеющихся основных фондов, внедрение средств Механизации и автоматизации.

5.4. Мероприятия по профессиональной подготовке включают:

набор и расстановку кадров в соответствии с потребностью и квалификационными требованиями предприятия;

обучение и подготовка кадров;

повышение квалификации и овладение смежными профессиями и т.д.

5.5. К социально-экономическим мероприятиям относятся:

совершенствование организации социалистического соревнования;

рационализация и изобретательство;

разработка положения о моральном и материальном стимулировании качества;

выбор критериев, определяющих работу исполнителей.

5.6. Санитарно-гигиенические мероприятия сводятся к:

обеспечению соответствующего высокопроизводительного психологического микроклимата;

повышению культуры производства;

охране труда и соблюдению требований техники безопасности;

эстетике производства.

5.7. Функциями КС УКТО, обеспечивающими высокое качество транспортного обслуживания, являются:

обеспечение всех структурных подразделений предприятия нормативно-технической документацией;

метрологическое обеспечение предприятия;

разработка и внедрение стандартов;

внедрение мероприятий по обеспечению надежного и бесперебойного транспортного обслуживания населения.

5.8. За обеспеченность предприятия нормативно-технической документацией и за разработку и внедрение стандартов отвечает руководитель предприятия.

5.9. Высокое качество транспортного обслуживания достигается при осуществлении комплекса мероприятий, направленных на организацию работы каждого подразделения предприятия строго в соответствии с государственными и отраслевыми стандартами и стандартами предприятия.

5.10. В прил. 7 приведены типовые стандарты предприятия городского электрического транспорта, которые могут быть положены в основу при разработке конкретных СТП.

При необходимости предприятие может включать в типовые СТП дополнительные показатели, вносить уточнения и изменения, отражающие специфику соответствующего предприятия.

^ 6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

6.1. Основными задачами контроля являются:

установление соответствия качества транспортного обслуживания требованиям стандартов и другой нормативно-технической документации;

установление качества ремонтных работ;

изучение обоснованных жалоб пассажиров;

организация учета, анализа и информации о качестве.

6.2. Контроль осуществляется по качеству транспортного обслуживания и качеству труда. Он проводится па всех этапах организации транспортного, обслуживания.

6.3. Существует несколько видов контроля качества на предприятии: входной, сплошной и выборочный.

6.4. Входной контроль предусматривает установление соответствия качества поступивших транспортных средств, оборудования, материалов требованиям стандартов, технических условий, инструкций.

6.5. Сплошной контроль осуществляют на всех этапах организации транспортного обслуживания исполнители каждой службы (самоконтроль).

Ответственность за самоконтроль, осуществляемый ежедневно, несет исполнитель. В контроле качества работы исполнителя участвуют начальники служб, мастера и т.д.

6.6. Выборочный контроль может осуществляться на отдельных этапах по организации транспортного обслуживания.

^ 7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КС УКТО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

7.1. Экономический эффект от внедрения и функционирования КС УКТО характеризуется величиной экономии эксплуатационных расходов на рубль единовременных затрат, связанных с разработкой и внедрением системы.

7.2. Показателем фактической экономической эффективности затрат на разработку и внедрение КС УКТО может служить коэффициент ^ Еф, характеризующий соотношение затрат на разработку и внедрение системы и полученных результатов, рассчитываемый по формуле:

Еф=ΔПэ/Зе

где              ΔПэ            - экономия эксплуатационных расходов в результате внедрения КС УКТО, руб.;

                   ^ Зе                - единовременные затраты на разработку и внедрение КС УКТО, руб.

Система является эффективной в том случае, если величина Еф не меньше нормативной величины коэффициента экономической эффективности для новой техники, равного 0,15.

7.3. Экономический эффект от внедрения КС УКТО обусловливается:

повышением уровня использования подвижного состава;

снижением удельных расходов электроэнергии на электротягу трамваев и троллейбусов;

экономией материальных и трудовых ресурсов при проведении планово-предупредительных ремонтов подвижного состава, сооружений и оборудования путевого и энергохозяйства.

7.4. Затраты на разработку и внедрение КС УКТО включают в себя оплату:

обучения руководящих работников и специалистов предприятия основам

стандартизации и управления качеством;

научно-методической помощи, оказываемой предприятию по хозяйственному договору сторонними организациями;

мероприятий по обследованию состояния качества транспортного обслуживания населения;

разработки и внедрения стандартов предприятия.

7.5. Наряду с экономическим эффектом обеспечивается также и социальный эффект, который оценивается двояко: как эффект, получаемый благодаря повышению Надежности и комфортности перевозок пассажиров, и как эффект, достигнутый в результате улучшения условий труда и быта, снижения заболеваемости работников предприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
^ ПРИМЕР ПРИКАЗА ПО ПРЕДПРИЯТИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ И СОЗДАНИЮ КООРДИНАЦИОННО-РАБОЧЕЙ ГРУППЫ


 

(наименование предприятия)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа icon1 Предисловие
При переходе к рыночной экономике все большее значение приобретают понятия: качество продукции и услуг, управление качеством, сертификация...

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа iconУправление качеством экзаменационные вопросы
Основные составляющие комплексной системы управления качеством продукции (ксукп)

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа iconВ настоящем курсе Мы рассмотрим вопросы, связанные с применением...
Исо 9004 : 2008(гост р исо 9004-2008). Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа iconПеревозок грузов автомобильным транспортом
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"...

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа icon5 Организация управления качеством на предприятиях железнодорожного...
Основные показатели и методы определения качества продукции в производстве и изделия в эксплуатации

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа icon2. Анализ основных определений понятия качества продукции и процессов ее создания
В условиях рыночных отношений актуальность управления качеством обусловлена необходимостью производства продукции, имеющей высокую...

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа iconПостановление от 14 февраля 2009 г. N 112 об утверждении правил перевозок...
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"...

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа iconТема: введение. Роль и место статистических методов в системе управления качеством
Цель лекции: раскрыть основное содержание дисциплины, описать область применения статистических методов, а также показать различные...

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа iconIso 9000 (исо 9000)
Особенностью стандарта является то, что он предъявляет требования не к качеству продукции/услуг напрямую, а к системе управления...

Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Наименование документа iconСферы приложения методов управления качеством
Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов