Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов




НазваниеСборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов
страница1/10
Дата публикации10.08.2013
Размер1.61 Mb.
ТипСборник задач
zadocs.ru > Физика > Сборник задач
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Уральское отделение Российской академии образования
Академия профессионального образования

Л.В.Гулин, С.В.Анахов
СБОРНИК ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИКИ
Учебно-методическое пособие


Екатеринбург

2009

ББК В3я73

УДК 530.1 (076)

Г 94
Сборник задач по курсу физики: Учеб.-метод. пособие / Л.В.Гулин, С.В.Анахов. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Российский гос. проф.-пед.ун-т», 2009. – 120 с.


В учебно-методическом пособии приведены варианты контрольных работ по курсу физики, даны методические указания к их выполнению, примеры решения типовых задач.

Предназначено студентам инженерно-педагогиче­ских и профессионально-педагогических специально­стей.

Отв. редактор доктор физико-математических наук, профессор А.С. Борухович

Рецензенты: заведующий кафедрой общей физики Уральского государственного педагогического университета доктор физико-математических наук, профессор П.С. Попель; заведующий кафедрой микропроцессорной техники Российского государственного профессионально-педагогического университета кандидат технических наук, доцент А.А. Карпов





Ó
Ó



Гулин Л.В., Анахов С.В., 2009
ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009


Введение
В условиях интенсивного научно-технического прогресса необходимо повышение уровня естественнонаучного образования. Для этого максимальное внимание должно быть уделено изучению в высших учебных заведениях любого профиля дисциплин, составляющих фундамент современного учения об окружающем мире.

В этом смысле физика занимает особое положение. Именно на ее основе развиваются все направления техники. В недрах физики появились многие основополагающие идеи современной химии и биологии. На стыке физики и математики родилась кибернетика. Достижения физики последних десятилетий стимулировали появление новой междисциплинарной науки - синергетики. Изучение физики расширяет общий кругозор, развивает критический подход к анализу не только явлений живой и неживой природы, но и закономерностей развития общества.

Современная физика как наука является важнейшим достижением общечеловеческой культуры в целом. Постоянное оперирование моделями при изучении физики вырабатывает способность к абстрактному мышлению, выделению в том или ином явлении главного, а широкое применение математического аппарата приучает к использованию научных методов. Современный специалист любого профиля встречается в своей практике с большим числом разнообразных механизмов, приборов и методов исследования. Понять принципы действия большинства из них невозможно без общефизической подготовки.

Настоящий сборник задач поможет студентам овладеть приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики.

^ 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Самостоятельная работа студента
Учебная работа студента по курсу физики склады­вается из работы на установочных лекциях и практи­ческих занятиях во время лабораторно-экзаменацион­ной сессии и решения задач контрольной работы в ходе самостоятельного изучения курса в межсессион­ный период.

Самостоятельное изучение курса физики следует проводить по учебным пособиям и учебникам 1-12. Справочные материалы, необходимые при решении задач, приведены в приложении.
^ 1.2. Выполнение контрольной работы
При изучении курса физики студенты в зависимости от специализации выполняют от одной до четырех контрольных работ. В каждой из них необходимо решить восемь задач того варианта, номер которого совпадает с последней цифрой шифра зачетной книжки студента. Номера задач для каждого варианта приведены в табл. 1.1–1.10.

Таблица 1.1
Номера задач контрольной работы для студентов,

выполняющих одну контрольную работу



Окончание табл. 1.1



Таблица 1.2
Номера задач контрольной работы № 1 для студентов, выполняющих две контрольные работы


Таблица 1.3
Номера задач контрольной работы № 2 для студентов, выполняющих две контрольные работы



Окончание табл. 1.3


Таблица 1.4
Номера задач контрольной работы № 1 для студентов, выполняющих три контрольные работы


Таблица 1.5
Номера задач контрольной работы № 2 для студентов, выполняющих три контрольные работы



Окончание табл. 1.5


Таблица 1.6
Номера задач контрольной работы № 3 для студентов, выполняющих три контрольные работы


Таблица 1.7
Номера задач контрольной работы № 1 для студентов, выполняющих четыре контрольные работы



Окончание табл. 1.7


Таблица 1.8
Номера задач контрольной работы № 2 для студентов, выполняющих четыре контрольные работы


Таблица 1.9
Номера задач контрольной работы № 3 для студентов, выполняющих четыре контрольные работы



Окончание табл. 1.9


Таблица 1.10
Номера задач контрольной работы № 4 для студентов, выполняющих четыре контрольные работы


Перед выполнением контрольной работы следует изучить примеры решения задач. Решение задач проводится в той же последовательности, что и в примерах, т.е. записываются основные законы и формулы, использующиеся в задаче, с разъяснением буквенных обозначений. В тех задачах, в которых используются векторные величины или приведены схемы механических устройств, электрических цепей, необходимо сделать поясняющий рисунок. Задача решается в общем виде. Для этого выводится рабочая формула, в которой через буквенные обозначения величин, заданных в условии задачи, определяется искомая физическая величина. После получения рабочей формулы в нее подставляются числовые значения величин в системе единиц СИ. Для упрощения расчетов числовые значения величин следует представлять в виде десятичной дроби с одной значащей цифрой перед запятой и соответствующей степенью десяти. Например, вместо 432000 и 0,00523 надо записать 4,32105 и 5,2310-3.

Решения задач контрольной работы записываются в тетрадь с обязательным полным изложением условия каждой задачи. Контрольная работа высылается студентами-заочниками в деканат не позже чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Если студент не успел выслать контрольную работу в срок, он привозит ее с собой на сессию, регистрирует в деканате и сдает на кафедру физики. В этом случае время проверки контрольной работы может превышать 7 дней.

Проверенную контрольную работу студент получает в деканате во время сессии, исправляет ошибки, если они есть, и защищает перед преподавателем результаты решения задач. Успешно защищенная контрольная работа зачитывается с отметкой в экзаменационной ведомости.
^ 1.3. Выполнение лабораторных работ
Целью лабораторных работ является закрепление знания основных законов физики, получение навыков работы с измерительными приборами, изучение методов обработки результатов измерений, формирование умений правильно представлять результаты эксперимента и делать из него выводы.

На лабораторную работу выделяется четыре часа. В течение первой половины времени изучаются теоретические вопросы, методика выполнения работы и проводятся измерения. В остальное время осуществляется обработка результатов измерений, оформляется отчет, который защищается перед преподавателем, ведущим лабораторную работу. Лабораторная работа считается выполненной, если студент провел измерения, составил отчет и успешно защитил его.

Методика выполнения лабораторной работы, теория изучаемого в ней физического явления, порядок оформления отчета и контрольные вопросы изложены в методических указаниях к лабораторной работе, которые выдаются студенту в лаборатории или в читальном зале библиотеки университета.

Перед выполнением лабораторной работы студенту нужно пройти инструктаж по технике безопасности. Разрешение на выполнение измерений дает преподаватель или лаборант.
^ 1.4. Сдача экзамена и зачета
Изучение физики в каждом семестре заканчивается сдачей экзамена или зачета. Вид отчетности определяется учебным планом и зависит от специализации, формы и сроков обучения.

Необходимое условие допуска студента к сдаче экзамена или зачета - выполнение всех контрольных мероприятий и лабораторных работ. Для студентов-заочников обязательным является собеседование с преподавателем, проверяющим контрольную работу. Только при положительном результате собеседования студент получает зачет по контрольной работе и допускается к сдаче семестрового экзамена или зачета.

Экзамены и зачеты проводятся по расписанию во время лабораторно-экзаменационной сессии. По нормам высшей школы на экзамен выделяется целый день, на зачет - половина рабочего дня.

Экзамены принимаются по билетам или тестам, утвержденным заведующим кафедрой. В билете, как правило, имеется два теоретических вопроса и задача. Перечень теоретических вопросов комплекта билетов сообщается или выдается студентам на установочной сессии. Студенты, показавшие отличные и хорошие знания при защите контрольных работ, освобождаются от решения задачи на экзамене. Студенты, отлично выполнившие контрольные работы, по представлению преподавателя могут быть освобождены заведующим кафедрой от экзамена с проставлением в экзаменационную ведомость оценки "отлично". Список таких студентов сообщается учебной группе перед началом экзамена или зачета.

Зачет может приниматься по усмотрению преподавателя по билетам, тестам или по результатам выполнения контрольной работы.
^ 2. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
2.1. Механика (№№ 101-170)

Пример 1. Эскалатор поднимает идущего по нему вверх человека за t1=1 мин. Если человек будет идти вдвое быстрее, то он поднимется за t2=45 с. Сколько времени будет подниматься человек, стоящий на эскалаторе?

Решение. Пусть искомое время равноt; расстояние, которое человек проезжает на эскалаторе, равно s, а скорость движения эскалатора равна v. При равномерном движении эти величины связаны соотношением

. (1)

Аналогичные соотношения могут быть записаны для t1 и t2:

, (2)
. (3)
Скорости v1 и v2 можно найти следующим образом:
v1 = v + vо, (4)
v2 = v + 2vо, (5)
где v0 - скорость движения человека относительно эскалатора в случае, когда время подъема равно t1.

Подставляя соотношения (4) и (5) в формулы (2) и (3), получим
, (6)
. (7)
Перепишем соотношения (6) и (7) в виде
,
.
Введем обозначение x = vо/s. Тогда с учетом соотношения (1) получим систему уравнений

Почленное вычитание уравнения (8) из уравнения (9) дает

Подставляя x в уравнение (8), получим
.

После преобразований получим выражение
.
Выразив t1 в секундах, находим
= 90 с.

Пример 2. Скорость тела, движущегося прямолинейно, меняется по закону v = At + Bt3, где A = 1 м/с2; B = 3 м/с4.

Чему будет равно ускорение тела к моменту времени, когда оно пройдет расстояние s = 14 м?

Решение. Ускорение есть производная от скорости по времени:

. (1)
Время t находим, используя соотношение
. (2)
Введем обозначение z = t2 и, используя исходные данные, запишем соотношение (2) в виде
.
После преобразований получим уравнение
3z2 + 2z - 56 = 0. (3)
Решение уравнения (3) дает
= 4 с2,
= -4,7 с2.
Значение z2 должно быть отброшено, так как в соответствии с введенным обозначением z > 0. Подставляя z = 4 с2 в уравнение (1), находим
= 37 м/с2.
Пример 3. Траектория движения материальной точки задается уравнениями: x = At2; y = Bt, где A = 4 м/с2; B = 2 м/с. Радиус кривизны траектории через промежуток времени t = 1 с после начала движения равен R = 17 м. Определить полное ускорение точки в этот момент времени. Построить траекторию движения за первые две секунды.

Решение. Уравнение траектории задано в параметрическом виде:

x = At2, (1)
y = Bt. (2)
Чтобы получить уравнение траектории в явном виде, исключим время из уравнений (1) и (2):
.
Полученное выражение представляет собой уравнение верхней ветви параболы, ось которой направлена вдоль оси x. Для построения траектории найдем по уравнениям (1) и (2) значения x и y в моменты времени, взятые с интервалом 0,5 с:


t, c

x, м

y

0,0

0

0

0,5

1

1

1,0

4

2

1,5

9

3

2,0

16

4


Траектория движения точки представлена на рис. 1.



Рис. 1

Полное ускорение определяется по формуле
, (3)
где и - тангенциальное и нормальное ускорения соответственно. Эти ускорения находим по формулам
, (4)
, (5)
где v - модуль вектора скорости точки, определяемый по формуле
. (6)
В свою очередь, vx и vy - проекции вектора скорости на оси x и y - вычисляются по формулам
, (7)
(8)
Подставляя уравнения (7) и (8) в (6), получим
, (9)

а затем в соответствии с формулой (4) находим
(10)
Вычисления по формуле (9) дают значение модуля скорости, равное v = 8,25 м/с, что после подстановки в уравнение (5) позволяет определить нормальное ускорение:
= 4 м/с2. (11)
Подставляя результаты вычислений по формулам (10) и (11) в выражение (4), находим полное ускорение:
= 8,73 м/с2.
Пример 4. Шайба лежит на платформе, вращающейся вокруг вертикальной оси. Расстояние от шайбы до оси вращения равно ^ R = 2 м. При частоте вращения n = 9 об/мин шайба начинает скользить по платформе. Определить коэффициент трения шайбы о платформу.

Решение. На шайбу действуют три силы (рис. 2): сила тяжести , сила нормальной реакции опоры и сила трения .

Рис.2
Запишем уравнение движения шайбы (второй закон Ньютона) сначала в векторной форме:
,
затем в проекциях на оси Ox:

(1)

и Oy:

. (2)
Оставаясь неподвижной относительно платформы, шайба вместе с тем движется с ускорением, которое является центростремительным и определяется по формуле

, (3)
где v - линейная скорость шайбы.

Модуль силы трения вычисляется по формуле
, (4)
где - коэффициент трения.

Перепишем формулу (4) с учетом уравнения (2):
, (5)
а уравнение (1) - с учетом формул (3) и (5):

. (6)

Линейная скорость связана с частотой вращения соотношением
. (7)
Подставляя уравнение (7) в формулу (6), имеем
.

После преобразований и подстановки исходных данных в системе СИ получим
0,18.
Пример 5. Конькобежец массой m1, стоя на льду, толкает в горизонтальном направлении камень массой m2 = 5 кг и откатывается назад со скоростью u1 = 0,3 м/с относительно земли. Коэффициент трения камня о лед равен =0,06; расстояние, на которое переместился камень, равно s = 15 м. Определить массу конькобежца.

Решение. Конькобежец и камень (рис. 3) составляют замкнутую систему, для которой выполняется закон сохранения импульса
(1)
Левая часть уравнения (1) представляет собой импульс системы "конькобежец - камень" до толчка, когда камень и конькобежец покоились; правая — после толчка.




Рис. 3
Запишем уравнение (1) в проекциях на горизонтальную ось:

0 = - m1u1 + m2u2
и получим выражение для модуля скорости камня после броска

(2)

При движении камня по льду на него действуют три силы: сила тяжести , сила нормальной реакции опоры и сила трения . Первые две силы перпендикулярны к направлению движения и работы не совершают, поэтому работа всех сил будет равна работе силы трения:

.
Изменение кинетической энергии камня в процессе торможения после броска составит

.
Используя теорему о кинетической энергии, получим

. (3)

Переписав формулу (3) с учетом выражения (2):
,

получим выражение для расчета искомой величины
.

После подстановки исходных данных имеем
= 70 кг.
Пример 6. Нерастяжимая тонкая гибкая нить одним концом закреплена, как показано на рис.4, затем перекинута через невесомый подвижный блок и через неподвижный блок в виде сплошного диска массой m = 6 кг. К подвижному блоку подвешен груз массой m1 = 5 кг, ко второму концу нити подвешен груз массой m2 = 10 кг.

Определить: 1) скорости поступательного движения грузов v1 и v2 , когда они, будучи предоставленными самим себе, придут в движение и правый груз опустится на высоту h = 3,5 м; 2) ускорения a1 и a2 , с которыми будут двигаться грузы; 3) силы натяжения нити. Трением, массой нити и массой подвижного блока можно пренебречь.



Рис. 4



Рис. 5



Решение. На тела системы действуют консервативные силы тяжести и упругости, поэтому выполняется закон сохранения механической энергии:
, (1)

где - угловая скорость неподвижного блока;

J - момент инерции неподвижного блока.

Очевидно, что

. (2)
Скорость поступательного движения правого груза совпадает с линейной скоростью точек, лежащих на ободе неподвижного блока, поэтому
, (3)
где R - радиус неподвижного блока.

Момент инерции блока в виде сплошного диска определяется по формуле

. (4)

Перепишем уравнение (1) с учетом формул (2)-(4):

.
После преобразований получим
. (5)

Подставляя исходные данные в формулу (5), найдем скорость v2:

= 6 м/с,
а затем по формуле (2) вычислим v1:

= 3 м/с.
Ускорение второго груза найдем по формуле
= 5,14 м/с2. (6)
Очевидно, что ускорение первого груза будет вдвое меньше:

= 2,57 м/с2. (7)
Рассмотрим силы, действующие на тела системы (рис. 5). На первый груз действуют силы натяжения нити и , а также сила тяжести . На второй груз действует сила тяжести и сила натяжения нити .

Направим ось y вертикально вверх и напишем для каждого груза уравнение движения (второй закон Ньютона) в проекциях на эту ось.

Для первого груза

, (8)
для второго груза

. (9)

Момент сил и относительно оси подвижного блока равен нулю, так как блок невесомый. Из этого следует, что и уравнение (8) может быть переписано в виде

.
Найдем Т1 с учетом формулы (7):
= 30,9 Н. (10)
Выразим T2 из уравнения (9) и найдем с учетом (6):

= 46,6 H. (11)
Под действием сил и неподвижный блок будет вращаться по часовой стрелке с угловым ускорением . Согласно основному закону динамики вращательного движения
T'R - TR = J . (12)
Угловое ускорение связано с ускорением второго груза а2 и радиусом неподвижного блока R соотношением

. (13)
Подстановка формул (4) и (13) в выражение (12) приводит после сокращения на R к уравнению
.
Это уравнение нужно лишь для проверки правильности ранее найденных значений Т1 и Т2, так как согласно третьему закону Ньютона с учетом невесомости нити имеем
T'= Т2 = 46,6 Н,

Т = Т1 = 30,9 Н.

Пример 7. Горизонтальная платформа в виде сплошного диска массой m1 = 200 кг вращается вокруг вертикальной оси, проходящей через ее центр, с частотой n = 8,5 об/мин. Человек массой m2 стоит при этом в центре платформы. Когда человек перешел на край платформы, она стала вращаться с частотой n’ = 5 об/мин. Найти массу человека, считая его материальной точкой.

Решение. Человек и платформа представляют собой замкнутую систему тел, вращающихся вокруг одной и той же неподвижной оси. Для такой системы справедлив закон сохранения момента импульса
, (1)
где J1 и — моменты инерции платформы до и после перехода человека соответственно;

J2 и — моменты инерции человека до и после перехода соответственно;

 — угловая скорость платформы и человека до перехода;

’ — угловая скорость платформы и человека после перехода.

Угловые скорости связаны с частотой вращения соотношениями
, (2)

(3)
Момент инерции платформы (сплошного диска) определяется по формуле

, (4)

где ^ R - радиус платформы.

Очевидно, что J1 = Момент инерции человека (материальной точки), находящегося на краю платформы, определяется по формуле
(5)
Момент инерции человека, стоящего в центре платформы, равен J2 = 0. C учетом этого, а также принимая во внимание формулы (2)-(5), перепишем уравнение (1) в виде
.
После сокращений на общие множители и перегруппировки членов получим

. (6)
Подстановка исходных данных в формулу (6) дает
70 кг.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов iconВопросы для самостоятельного изучения по курсу «физика» раздел «механика»
Предмет, задачи и метод физики. Единицы физических величин. Связь физики с другими науками

Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов iconМатематической физики
Р69 Лекции по уравнениям математической физики. Уравнения колебаний и диффузии: Учеб пособие. Омск: Изд-во Омгту, 2004. 102 с

Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов iconМетодические указания к решению физических задач по общему курсу физики москва 2011
Методические указания предназначены для студентов первого и второго курсов, изучающих основы классической феноменологической термодинамики...

Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов iconВологодский государственный технический университет Кафедра физики...
Данные методические указания написаны в соответствии с программой курса физики для технических специальностей в вузах. Пособие содержит...

Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов iconК практикуму по введению в языкознание
Следовательского подхода к языковому материалу. В предлагаемом пособии представлены задачи на свойства языкового знака, по морфемике,...

Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов iconЮ. В. Тихомиров лабораторные работы по курсу физики
Лабораторные работы по курсу физики с компьютерными моделями (Электричество и магнетизм. Оптика)

Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов iconЮ. В. Тихомиров лабораторные работы по курсу физики
Лабораторные работы по курсу физики с компьютерными моделями (Квантовая оптика. Атомная физика. Физика атомного ядра и элементарных...

Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов iconУчебно-методическое пособие Минск 2007 удк 338. 23: 34
Р 83 Правовое обеспечение предпринимательской деятельности: учеб метод пособие / Н. И. Рудович.– Минск: Частн ин-т упр и предпр.,...

Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов iconТехнический университет общая химия Сборник задач
Сборник задач предназначен для студентов всех специальностей, изучающих дисциплины «Общая химия» и«Неорганическая химия»

Сборник задач по курсу физики: Учеб метод пособие / Л. В. Гулин, С. В. Анахов iconУчебное пособие Тверь, 2003 удк 621. 318 001. 41 Рецензенты: кафедра...
Учебное пособие предназначено для студентов, специализирующихся в области магнетизма и физики твердого тела, а также радиофизики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов