Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов




Скачать 308.77 Kb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов
страница1/2
Дата публикации16.08.2013
Размер308.77 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы
zadocs.ru > Физика > Экзаменационные вопросы
  1   2


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Для студентов лечебного, педиатрического факультетов
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ
1.1. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ. ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВОВ, СИНАПСОВ, МЫШЦ И РЕЦЕПТОРОВ


  1. Понятия раздражимость и возбудимость, возбудимые и невозбудимые ткани. Раздражители: определение, их виды, характеристика. Открытие животного электричества. Сущность процесса возбуждения. Мембранный потенциал покоя: определение, его схема, величина, механизм формирования.

  2. Потенциал действия (ПД): понятие, схема ПД (фазы по изменению величины и знака заряда клетки) и следовые явления, параметры ПД, механизм его возникновения, значение. Восстановительный период клетки.

  3. Фазовые изменения возбудимости ткани во время ее возбуждения – ПД (график, сопоставить с фазами ПД), их механизм. Сравнительная характеристика локального потенциала и ПД. Законы силы и “все или ничего“.

  4. Критерии для оценки возбудимости ткани. Лабильность: понятие, мера лабильности, факторы ее определяющие, схема эксперимента для определения лабильности нерва, синапса и мышцы.

  5. Нервное волокно: функциональное значение отдельных структурных элементов, классификация нервных волокон, механизм проведения возбуждения по мякотным и безмякотным волокнам (роль электрического поля ПД), характеристика проведения возбуждения по нервному волокну и опыты их доказывающие.

  6. Нервно-мышечный синапс: доказательства его наличия, назначение отдельных структурных элементов, механизм проведения возбуждения (роль электрического поля ПКП при этом), особенности проведения в синапсе по сравнению с проведением в нервном волокне и опыты, их доказывающие.

  7. Скелетная мышца: значение отдельных структурных элементов мышечного волокна, понятие о структурной и функциональной единице изолированной мышцы и двигательного аппарата организма, классификация двигательных единиц, физиологические свойства скелетной мышцы и ее функции.

  8. Механизм сокращения и расслабления скелетной мышцы: значение потенциала действия (его электрического поля), ионов кальция, тропонина и тропомиозина, миозиновых мостиков, АТФ.

  9. Типы мышечных сокращений. Одиночное сокращение изолированной мышцы: его фазы, факторы, влияющие на силу сокращения. Энергетическое обеспечение сокращения и расслабления мышц. Коэффициент полезного действия мышцы.

  10. Тетаническое сокращение изолированной мышцы: понятие о тетанусе, механизм, факторы, влияющие на величину тетануса, оптимум и пессимум частоты раздражения. Механизм тетануса в естественных условиях. Работа скелетной мышцы, ее утомление.

  11. Гладкая мышца: значение для организма, функциональная единица, отличия потенциала покоя и потенциала действия от таковых скелетной мышцы, свойства.

  12. Рецептор: понятие, функция, классификация рецепторов, свойства и их особенности, механизм возбуждения первичных и вторичных рецепторов, регуляция функции рецепторов.

_______________________

  1. Возрастная физиология и ее роль в формировании врача- педиатра. Возрастные периоды развития ребенка.

  2. Особенности возбудимости и длительности рефракторной фазы нервных волокон детей различного возраста. Особенности потенциала покоя и потенциала действия и их причины.

  3. Особенности проведения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам у детей различного возраста, их причины.

  4. Структурно-функциональная незрелость мякотных и безмякотных нервных волокон и ее влияние на их свойства.

  5. Структурно-функциональное развитие нервно-мышечного синапса в онтогенезе. Причины изменения синаптической задержки с возрастом.

  6. Характеристика мышц плода: возбудимость, сократимость, лабильность. Развитие мышц и их рецепторов в онтогенезе.

  7. Функция мышц новорожденных детей и грудного возраста. Особенности возбудимости мышц детей, потенциала покоя, потенциала действия и их причины.

  8. Особенности проводимости, сократимости, лабильности, эластичности, упругости, прочности и силы мышц детей различного возраста.

  9. Изменение работоспособности мышц в онтогенезе, соотношение электрической и механической активности мышц, утомление и его профилактика. Изменение эффективности отдыха и выносливости с возрастом.


Методики для освоения студентами на уровне знаний

  1. Методики исследования биоэлектрических явлений: виды отведений, необходимая аппаратура, микроэлектродная техника.

  2. Электромиография.


^ 1.2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА


  1. Интегративная роль ЦНС в организме, функции ЦНС, принципы и механизмы регуляции. Единство и особенности нервной и гуморальной регуляции функций. Нервизм (Декарт, И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов). Виды влияния нервной системы на органы и ткани и механизмы их реализации.

  2. Типы регуляции. Рефлекс. Универсальность и приспособленный характер изменчивости рефлекса, развитие концепции рефлекс (Декарт, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин). Функции клеток нейроглии.

  3. Схема рефлекторной дуги соматического и вегетативного рефлексов. Общая схема функциональной системы регуляции показателей организма (по П.К.Анохину).

  4. Нейроны ЦНС: классификация, их функциональные структуры, величина потенциала покоя и потенциала действия. Классификация синапсов ЦНС, физиологическая оценка синапсов разных классов, медиаторы синапсов ЦНС и их функциональное значение.

  5. Механизм возбуждения нейронов ЦНС: реакция нейрона на одиночный импульс и серию импульсов, возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП) и его свойства, роль кальция, место возникновения ВПСП и потенциала действия, роль дендритов.

  6. Характеристика распространения возбуждения в ЦНС (иллюстрация с помощью схем и экспериментальных данных), клинические аспекты.

  7. Свойства нервных центров, экспериментальные доказательства, клинические аспекты. Методы исследования ЦНС.

  8. Процессы торможения в ЦНС: понятие, экспериментальные данные (И.М.Сеченов, Гольц, Мегун), механизм постсинаптического и пресинаптического торможений, их разновидности (показать с помощью схем), значение торможения.

  9. Координационная деятельность ЦНС: понятие о координации, что лежит в ее основе, факторы координации, примеры, их иллюстрирующие. Понятие о сегментарной и надсегментарной деятельности нервных центров.

  10. Роль спинного мозга в регуляции функций организма: вегетативные и соматические центры и их значение. Состояние тонуса мышц спинального организма и механизм его формования. Спинальный шок. Значение афферентной и эфферентной импульсации.

  11. Соматические рефлексы спинного мозга: их характеристика, классификация по характеру ответной реакции (рефлексогенные зоны и функциональное значение каждого из рефлексов), механизм шагательного рефлекса (схемы).

  12. Продолговатый мозг и мост: центры и соответствующие им рефлексы, их отличия от рефлексов спинного мозга, состояние мышечного тонуса бульбарного организма, схема, объясняющая механизм его происхождения.

  13. Средний мозг: основные структуры и их функции, статические и статокинетические рефлексы и опыты, их доказывающие (Магнус). Состояние мышечного тонуса мезенцефального животного, схема, объясняющая механизм его регуляции. Функции черной субстанции.

  14. Ретикулярная формация: расположение в ЦНС, связи ее ядер, особенности свойств нейронов, восходящие влияние ретикулярной формации и опыты, их доказывающие, типы вызванных ответов.

  15. Нисходящие влияния ретикулярной формации и опыты, их доказывающие. Схема, отражающая участие ретикулярной формации в регуляции мышечного тонуса.

  16. Мозжечок: афферентные и эфферентные связи, роль мозжечка в регуляции тонуса мышц, позы и равновесия, в обеспечении двигательной активности.

  17. Промежуточный мозг: структуры и их функции. Пирамдная и экстрапирамдная системы: главные структуры функции. Стриопалидарная система и ее функции.

  18. Лимбическая система: структуры и их связи, ее роль в регуляции вегетативных функций, в формировании мотиваций и осуществлении эмоциональных и поведенческих приспособительных реакций, в процессах памяти.

  19. Новая кора большого мозга: структурно-функциональная характеристика, кортиколизация функций в филогенезе, локализация функций в коре (функциональные зоны и их характеристика, моно- и полисенсорные нейроны и их локализация). Функциональная пластичность коры.

  20. Вегетативная нервная система: функциональные отличия от соматической нервной системы, особенности симпатического и парасимпатического отделов, синергизм и относительный антагонизм их влияния, механизм передачи возбуждений в вегетативных ганглиях и на рабочий орган (виды рецепторов, медиаторы).

  21. Роль различных отделов ЦНС в регуляции вегетативных функций: спинной, продолговатый и промежуточный мозг, лимбическая система, мозжечок, кора большого мозга. Афферентное звено вегетативной нервной системы и его значение в регуляции функций внутренних органов.

_________________________

  1. Структурно-функциональная характеристика ЦНС плода, двигательная активность плода.

  2. Процесс созревания ЦНС, особенности гематоэнцефалического барьера и кровоснабжения мозга, электрофизиологические показатели нейронов ЦНС детей различного возраста.

  3. Спонтанные движения новорожденного, состояние мышечного тонуса детей различного возраста. Характеристика рефлексов новорожденного и ребенка грудного возраста.

  4. Пищевые, защитные и тонические рефлексы новорожденного.

  5. Двигательные рефлексы новорожденного, характеристика ориентировочного рефлекса.

  6. Роль взаимодействия структуры и функции в развитии двигательной активности ребенка. Развитие двигательных навыков у ребенка в возрасте от 2-х до 4-х месяцев.

  7. Развитие двигательных навыков у ребенка в возрасте 5-9 месяцев.

  8. Развитие двигательной активности ребенка в возрасте 9-12 месяцев.

  9. Развитие двигательной активности ребенка от 1 до 12 лет (характерные этапы: 2 года, 3 года, 7-12 лет).

  10. Структурно-функциональная характеристика вегетативной нервной системы детей различного возраста.

  11. Оценка влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы у детей.


Методики для освоения студентами

А. На уровне знания

1. Стереотаксический метод.

2. Хронорефлексометрия.

Б. На уровне умения

1. Изучение проприоцептивных и кожно-мышечных рефлексов.
^ 1.3. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ


  1. Гормоны: классификация, физиологические особенности действия, физиологическая роль гормонов, механизм действия, превращение гормонов в процессе их действия.

  2. Общие принципы (различные уровни) регуляции функций эндокринных желез, экспериментальные доказательства влияния гипофиза на другие железы, схема прямых (гипоталамус, гипофиз, другие железы) и обратных отрицательных связей , роль нервной системы.

  3. Гормональная регуляция обмена глюкозы. Функциональная система, поддерживающая уровень глюкозы в крови.

  4. Роль гормонов в регуляции водно-солевого обмена. Гормоны и адаптация в условиях окружающей среды. Понятие о стрессе (Г. Селье).

  5. Роль гормонов передней и задней долей гипофиза в регуляции функций организма.

  6. Щитовидная железа: регуляция образования и транспорт йодированных гормонов, роль йодированных гормонов и кальцитонина.

  7. Паратгормон и кальцитриол. Роль гормонов коркового и мозгового слоев надпочечников и механизмы регуляции их образования.

___________________

  1. Значение гормонов для умственного, физического и полового развития детей.

  2. Функция эпифиза и вилочковой железы у детей различного возраста.

  3. Особенности функционирования надпочечников у детей, последствия гипер- и гипофункции надпочечников.

  4. Роль околощитовидных желез у детей, последствия их гипофункции.

  5. Особенности функционирования половых желез в онтогенезе. Роль температурного фактора в выработке половых гормонов.

  6. Особенности последствий нарушения функций островкового аппарата поджелудочной железы и гипоталамо-гипофизарной системы у детей.


Методики для освоения студентами на уровне знания

1. Методики оценки функций эндокринных желез человека.
^ РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ
2.1. СИСТЕМА КРОВИ


  1. Кровь как составная часть внутренней среды организма. Понятие о внутренней среде организма. Гомеостазис. Понятие о системе крови (Г.Ф.Ланг). Функции крови. Количество крови в организме и методы его определения.

  2. Состав крови: показатель гематокрита, форменные элементы и их количество. Состав плазмы. Функции составных частей плазмы (белков, солей, отдельных ионов и других компонентов).

  3. Основные физико-химические показатели крови, факторы, на них влияющие, значение поддержания их постоянства. Буферные системы крови. Понятие о щелочном резерве.

  4. Эритроциты: количество, методы подсчета, функции. Осмотическая стойкость. Гемолиз и его виды. Понятие об эритроне. Нервная и гуморальная регуляция эритропоэза. Тромбоциты: количество, функции.

  5. Гемоглобин: свойства, соединения гемоглобина, количество Нb, методы его определения. Цветовой показатель: понятие, формула расчета, значение для клиники.

  6. Лейкоциты: количество, методы подсчета, лейкоцитарная формула, функции различных видов лейкоцитов. Физиологический лейкоцитоз: понятие, виды. Нервная и гуморальная регуляция лейкопоэза.

  7. Понятие о группах крови и системах групповых антигенов. Группы крови систем АВО: открытие, сочетания агглютининов и агглютиногенов этой системы в крови людей, их стандартные обозначения. Правила переливания крови. Основные требования к кровозаменяющим растворам.

  8. Группы крови систем Rh-hr: открытие, антигенный состав, значение для клиники. Краткая характеристика других систем антигенов (M, N, S, P и др.). Понятия о лейко- и тромбоцитарных антигенах

  9. Система гемостаза, противосвертывания и фибринолиза (система ГПФ). Понятие, ферментативная теория (Шмидт, Моравиц), три группы факторов, свертывания. Предфаза (первичный или сосудисто-тромбоцитарный гемостаз): последовательность процессов (схема), роль тромбоцитов, оценка состояния системы первичного гемостаза.

  10. Вторичный (коагуляционный) гемостаз: последовательность процессов (3 фазы, факторы, участвующие в каждой фазе, схема, отражающая процесс взаимодействия этих факторов), оценка состояния системы вторичного гемостаза. Рефракция сгустка.

  11. Послефаза процесса свертывания крови: рефракция сгустка и фибринолиз. Три фазы фибринолиза. Противосвертывающие механизмы – первичные и вторичные антикоагулянты. Регуляция процессов свертывания крови.

___________________________

  1. Этапы эмбрионального кроветворения. Особенности кроветворения у детей разного возраста.

  2. Изменение количества крови, гематокритного показателя, состава плазмы в онтогенезе.

  3. Физико-химические свойства крови новорожденных детей.

  4. Динамика показателей физико-химических свойств крови в онтогенезе.

  5. Изменение количества и качества эритроцитов у плода, новорожденных и детей грудного возраста.

  6. Особенности гемоглобина плода и динамика его прохода в гемоглобин взрослого.

  7. Изменения тромбоцитов, лейкоцитов и лейкоцитарной формулы в онтогенезе.

  8. Становление системы свертывания крови в онтогенезе.

  9. Формирование групповых признаков и становление иммунитета в онтогенезе.


Методики для освоения студентами

А. На уровне знания

  1. Техника взятия крови.

  2. Современные автоматизированные методики исследования состава и свойств крови:

а) цитофотометрия, фотогемометрия,

б) тромбоэластография.

  1. Определение осмотической резистентности эритроцитов.

  2. Определение резус- принадлежности крови.

Б. На уровне умения (клинический анализ крови)

  1. Определение гемоглобина.

  1. Подсчет эритроцитов.

  1. Вычисление цветового показателя.

  1. Подсчет лейкоцитов.

  2. Определение групп крови в системе АВО.

  3. Определение СОЭ.

  4. Определение времени свертывания крови и остановки кровотечения.


^ 2.2. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА


  1. Кровообращение: значение для организма, открытие большого (работы Гарвея) и малого “кругов“ кровообращения (Нафиз, Сервет). Общий план строения сердечно-сосудистой системы, гемодинамические особенности малого и большого “кругов“ кровообращения и их причины.

  2. Сердце: функции, назначение предсердии, желудочков и клапанного аппарата, цикл сердечной деятельности (фазы и их продолжительность, состояние клапанов в каждую фазу, давление в полостях сердца, направление движения крови).

  3. Физиологические свойства сердечной мышцы (рабочего миокарда) и их особенности по сравнению со скелетной мышцей, их происхождение и значение.

  4. Автоматия сердца: определение, доказательство существования, проводящая система и ее функции, механизм автоматии, градиент автоматии и его доказательство. Экстрасистолы: понятие, виды, причины их возникновения. Понятие об искусственных водителях ритма сердца.

  5. Электрокардиография (ЭКГ): определение, схема ЭКГ, зарегистрированной во втором стандартном отведении, генез зубов, сегментов и интервалов, их параметры, значение ЭКГ для клиники.

  6. Электрокардиография: дипольная концепция, векторы ЭДС сердца, отведения ЭКГ, оси отведения и их направление. Электрическая ось сердца и варианты ее положения. Вектрокардиография (понятие, схема ВКГ).

  7. Фонокардиография (ФКГ): происхождение тонов сердца, ФКГ в сопоставлении с ЭКГ, клиническое значение этой методики. Принцип метода фазового анализа сердечного цикла (на примере сопоставления ЭКГ, ФКГ, СФГ - сфигмограммы).

  8. Минутный выброс сердца: понятие, величина, факторы, на него влияющие, исследования с помощью методики Фика (описать методику, произвести расчеты). Сердечный индекс, индекс выброса (фракция выброса), индекс кровоснабжения.

  9. Регуляция деятельности сердца блуждающим и симпатическим нервами: открытие влияний этих нервов, виды влияний, механизмы (медиаторы, рецепторы ганглиев и клеток-эффекторов). Тонус центров блуждающего нерва (доказательство, значение).

  10. Интракардиальная регуляция деятельности сердца: миогенная регуляция, внутрисердечная нервная система, ее схема и опыты, ее доказывающие. Гуморальные механизмы, корковые влияния.

  11. Гемодинамика: функциональная классификация кровеносных сосудов, изменение площади поперечного сечения, сопротивления, кровяного давления и скорости кровотока по ходу сосудистого русла (аорта, капилляры, вены) - схемы.

  12. Движение крови по артериям: причины, характер, показатели (аорта, полые вены, капилляры). Пульсовая волна: понятие, скорость распространения у лиц различных возрастов. Сфигмограмма: схема и ее анализ, значение для клиники.

  13. Давление крови в артериях: виды, показатели, факторы, их определяющие (иллюстрация соответствующими опытами), формула для расчета среднего артериального давления, волны кривой артериального давления, записанного прямым методом.

  14. Движение крови по капиллярам: параметры капилляров, давление и скорость кровотока в них, механизмы обмена веществ между кровью и тканями, понятие о “ дежурных “ капиллярах. Рабочая гиперемия (механизм, значение).

  15. Движение крови по венам: причины, скорость, венозное давление. Депо крови. Венозный возврат и сердечный выброс. Лимфатическая система: ее характеристика, состав и количество лимфы, механизм ее образования, значение лимфотока, причины движения лимфы.

  16. Нервная регуляция сосудистого тонуса: отделы сосудистой системы, подвергающиеся регуляторным влияниям, сосудо-двигательный центр, вазоконстрикция (открытие, нервы, медиаторы, рецепторы), вазодилятация: нервы, медиаторы, рецепторы.

  17. Гуморальная регуляция сосудистого тонуса. Базальный тонус и его компоненты, доля участия его в общем тонусе сосудов. Особенности регионального кровообращения: легочного, коронарного, мозгового, печеночного, почечного, кожного.

  18. Рефлекторная регуляция системного артериального давления – механизмы быстрого реагирования: аортальная и синокаротидная рефлексогенные зоны (схема рефлекторной дуги с синокаротидной зоны, кривая опыта с раздражением депрессорного и блуждающего нервов), хеморецептивные рефлексы с этих зон.

  19. Значение барорецептивных (коронарной, легочной , устья полых вен и правого предсердия) и валюморецептивных предсердных рефлексогенных зон в регуляции системного кровяного давления. Сопряженные сердечно-сосудистые рефлексы (понятие, примеры).

  20. Регуляция системного артериального давления – механизмы небыстрого реагирования. Понятие о механизме медленного реагирования.

  21. Характеристика функциональной системы, поддерживающей уровень системного артериального давления, ее схема. Роль аортальной рефлексогенной зоны (схема рефлекторной дуги) – как один из примеров регуляции системного артериального давления.

________________________

1. Особенности кровообращения плода.

2. Особенности кровоснабжения различных органов плода (по содержанию O2) и их причины.

3. Изменения кровообращения при рождении ребенка и их причины. Структурно-функциональные особенности сердца, аорты и легочной артерии новорожденного ребенка.

4. Частота сердцебиений, минутный выброс и давление в полостях сердца у новорожденного ребенка и последующие возрастные периоды.

5. Артериальное давление и формулы его расчета у детей различного возраста. Скорость распространения пульсовой волны.

6. Варианты форм подросткового сердца. Особенности функций сердечно-сосудистой системы, характерные для каждого из этих вариантов.

7. Особенности ЭКГ плода и новорожденного ребенка, направление электрической и анатомической осей сердца и причины их изменения с возрастом.

8. Типы ЭКГ в возрасте 1-7 лет и 12 - 18 лет.

9. Особенности тонов сердца плода, сроки появления тонов. Особенности ФКГ новорожденного.

10. Функциональные шумы, сроки их появления, отличие от тонов сердца.

11. Механизм регуляции деятельности сердца плода и их особенности.

12. Особенности нервной регуляции деятельности сердца новорожденного ребенка и причины их изменения с возрастом.
Методики для освоения студентами

А. На уровне знания

  1. Эхокардиография.

  2. Сфигмография.

  3. Фазовый анализ сердечного цикла.

  4. Флоуметрия (электромагнитная, ультразвуковая).

  5. Определение времени кругооборота крови.

  6. Исследование минутного выброса крови (МВ).

  7. Определение скорости распространения пульсовой волны.

  8. Артериальная осциллография.

  9. Определение венозного давления.

  10. Плетизмография.

  11. Реография, реокардиография.

Б. На уровне умения

  1. Методика регистрации ЭКГ в различных отведениях.

  2. Анализ электрокардиограммы здорового человека.

  3. Выслушивание тонов сердца.

  4. Пальпация пульса и его оценка.

  5. Определение артериального давления по методу Короткова.


^ 2.3. СИСТЕМА ДЫХАНИЯ


  1. Дыхание: определение, значение, 5 этапов процесса дыхания. Понятие о внешнем дыхании, внешнее и внутреннее звенья системы дыхания. Функциональное значение легкого, воздухоносных путей и грудной клетки в процессе дыхания. Негазообменные функции легких.

  2. Отрицательное давление в плевральной щели: понятие об отрицательном давление, его величина, происхождение, значение.

  3. Механизм вдоха и выдоха: причины расширения грудной клетки и легкого и поступления воздуха в альвеолы при вдохе; причины уменьшения объема грудной клетки и легкого и выход воздуха из легкого в атмосферу при выдохе. Расход энергии на обеспечение вентиляции легких, дыхательные качели.

  4. Вентиляция легких: легочные объемы и емкости (понятия, показатели), минутный объем воздуха – МОВ, максимальная вентиляция легких – МВЛ (что отражает МВЛ). Состав атмосферного, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.

  5. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью: движущая сила газов и принцип ее расчета, показатели парциального давления O2 и СО2 в альвеолярном воздухе и напряжения этих газов в артериальной и венозной крови и в тканях. Факторы, способствующие газообмену в легком.

  6. Транспорт О2 кровью: соединения и количество О2, содержащегося в артериальной и венозной крови, анализ кривой образования и диссоциации оксигемоглобина и факторы, на них влияющие. Значение миоглобина.

  7. Транспорт СО2 кровью: соединения и количество СО2, содержащегося в артериальной и венозной крови, напряжение СО2 в артериальной и венозной крови и в тканях. Газообмен между кровью и тканями: движущая сила, вспомогательные факторы.

  8. Общая схема (рисунок) процессов газообмена между кровью и тканями, кровью и альвеолярным воздухом (химические и физические процессы).

  9. Структурно-функциональная характеристика дыхательного центра: локализация (по экспериментальным данным), нейронная организация дыхательного центра, автоматия и ее доказательство – И.М.Сеченов, Эдриан; ее происхождение.

  10. Рефлекторная саморегуляция вдоха и выдоха: роль блуждающих нервов (рефлексы Геринга-Брейра) и проприорецепторов дыхательных мышц (экспериментальные доказательства), схема саморегуляции вдоха и выдоха.

  11. Гуморальная регуляция интенсивности дыхания и опыты, ее доказывающие (опыты Фредерика, Холдейна, Гейманса).

  12. Особенности дыхания и его регуляция при мышечной работе, при пониженном и повышенном атмосферном давлении. Гипербарическая оксигенация. Искусственное дыхание.

  13. Характеристика функциональной системы, поддерживающей постоянство газового состава крови и ее схема.

____________________

  1. Дыхательная система плода: состояние дыхательных путей и легких, внешнее дыхание, дыхательные движения и их значения.

  2. Особенности транспорта О2 и СО2 кровью плода, напряжение и содержание газов в крови, факторы, способствующие обеспечению тканей плода О2.

  3. Характеристика органов дыхания новорожденного, механизм первого вдоха.

  4. Дыхание новорожденного: показатели вентиляции легких, регуляция дыхания.

  5. Особенности газообмена в легком и транспорта газов кровью у новорожденного.

  6. Развитие легких в онтогенезе, типы дыхания у детей и их смена в процессе роста и развития организма.

  7. Вентиляция легких у детей грудного и более старшего возраста: частота и глубина дыхания, дыхательный и минутный объемы воздуха, жизненная емкость легких.

  8. Особенности газообмена в легких и транспорта газов кровью у детей грудного и более старшего возраста.

  9. Особенности регуляции дыхания у детей различного возраста, в период полового созревания, при мышечной работе.


Методики для освоения студентами

А. На уровне знания

1. Методики анализа газов крови и воздуха.

Б. На уровне умения

1. Спирография.

2. Пневмотахометрия.

3. Оксигемометрия.

4. Спирометрия.
^ 2.4. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА


  1. Общая характеристика системы пищеварения: значение пищеварения для организма, сущность пищеварения, пищеварительные и не пищеварительные функции, общие закономерности деятельности пищеварительной системы, типы пищеварения.

  2. Пищеварение в полости рта: состав и количество слюны, пищеварительные и непищеварительные ее функции, механизм образования слюны, приспособительный характер работы слюнных желез, регуляция слюноотделения. Рефлекторная дуга слюноотделительного рефлекса. Механизм глотания.

  3. Пищеварение в желудке: состав и количество желудочного сока, функции различных составных частей желудочного сока (ферментов, слизи, соляной кислоты), особенности сока фундального и пилорического отделов желудка.

  4. Пищеварение в желудке: приспособительный характер желудочной секреции, фазы желудочной секреции и нейрогуморальные механизмы их регуляции.

  5. Моторика желудка и ее регуляция, переход химуса из желудка в 12-ти перстную кишку.

  6. Пищеварение в 12-ти перстной кишке: общая характеристика, роль поджелудочной железы в пищеварении (состав, количество, ферменты сока поджелудочной железы), регуляция панкреатической секреции.

  7. Печень: ее роль в пищеварении (состав желчи, ее значение, регуляция желчеобразования и желчевыделения), не пищеварительные функции печени.

  8. Пищеварение в тонкой кишке: количество, состав и значение различных фракций пищеварительного сока тонкой кишки, регуляция ее секреции, полостное пищеварение, пристеночное (понятие, доказательство, механизм).

  9. Пристеночное пищеварение: три этапа, механизм. Виды сокращений тонкой кишки и их регуляция.

  10. Пищеварение в толстой кишке: отделы толстой кишки и их иннервация, переход химуса из тонкой кишки в толстую кишку, количество, состав и значение сока толстой кишки, значение микрофлоры, моторика и ее регуляция.

  11. Всасывание в желудочно-кишечном тракте: интенсивность всасывания в различных отделах, механизмы всасывания и опыты, их доказывающие; регуляция всасывания.

  12. Физиологические основы голода и насыщения. Сенсорное и метаболическое насыщения. Периодическая деятельность желудочно-кишечного тракта. Пептиды желудочно-кишечного тракта и их значение. Механизмы активного выбора пищи и биологическое значение этого факта.

______________________

  1. Соотношение типов питания и пищеварения в онтогенезе: в период внутриутробного развития, в грудном и более старшем возрасте.

  2. Пищеварение в полости рта грудных детей: роль слюны, сроки созревания слюнных желез, взаимоотношения процессов глотания, сосания и дыхания.

  3. Особенности пищеварения в желудке у детей 1-го года жизни: особенности строения желудка, желудочный сок, регуляция его функций.

  4. Особенности пищеварения в тонкой кишке новорожденных и грудных детей: структурные особенности, соотношение типов пищеварения и всасывания женского и коровьего молока.

  5. Структурно-функциональные и регуляторные особенности поджелудочной железы и печени новорожденных и грудных детей, роль желчи в пищеварении.

  6. Структурно-функциональные особенности толстой кишки детей 1-го года жизни: длина кишки, ферменты, микрофлора, дефекация.

  7. Особенности двигательной активности желудочно-кишечного тракта и всасывания у детей 1-го года жизни.


Методики для освоения студентами

На уровне знания

  1. Исследование моторки желудочно-кишечного тракта.

  2. Исследование переваривания и всасывания в желудочно-кишечном тракте.

  3. Методики И.П.Павлова исследования пищеварительной системы. Преимущество хронического эксперимента.

  4. Методики исследования секреторной функции желудка и двенадцатиперстной кишки у человека.

  5. Методики изучения желчевыделения в эксперименте и у человека.


^ 2.5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ПИТАНИЕ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ


  1. Обмен веществ: понятие о животном организме и обмене веществ, ассимиляции и анаболизме, диссимиляции и катаболизме (их характеристика, значение, соотношение, отличия гидролиза от диссимиляции), понятие о питательных веществах, их значение.

  2. Обмен белков: значение белков для организма, биологическая ценность различных белков, распад белков в организме при полном голодании, коэффициент изнашивания, белковый минимум, белковый оптимум, соотношение между расходом и поступлением белка в организм, регуляция белкового обмена.

  3. Обмен жиров: значение жиров для организма, биологическая ценность различных жиров и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, потребность организма в жирах, регуляция обмена жиров. Последствия избыточного и недостаточного поступления их в организм.

  4. Обмен углеводов: значение углеводов для организма, биологическая ценность различных углеводов, потребность организма в углеводах, регуляция обмена углеводов, последствия избыточного и недостаточного поступления их в организм.

  5. Характеристика функциональной системы, поддерживающей уровень глюкозы в крови и ее схема. Регуляция уровня глюкозы в крови.

  6. Минеральный обмен: значение минеральных веществ для организма, потребность в солях, опасность избыточного потребления поваренной соли. Роль микроэлементов.

  7. Обмен воды: значение воды для организма, биологическая ценность различной воды, потребность организма в воде, регуляция водно-солевого обмена.

  8. Обмен энергии в организме: источник энергии, значение энергии, понятие об основном и рабочем обмене, их показатели, факторы, на них влияющие.

  9. Принципы исследования прихода энергии в организм по приходу питательных веществ в эксперименте и по таблицам, физический и физиологический калорический коэффициенты питательных веществ. Физическая калориметрия: принцип метода, формула расчета тепла, содержащегося в пищевом продукте.

  10. Принципы исследования расхода энергии организмом (два основных способа и их обоснование). Значение показателей газообмена, дыхательного коэффициента и калорического эквивалента кислорода, принцип расчета расхода энергии по этим показателям.

  11. Питание: физиологические нормы питания различных профессиональных групп, основные требования к составлению пищевого рациона и режиму приема пищи, усвояемость пищи, правило изодинамии питательных веществ и его критика. Общебиологическая характеристика витаминов.

  12. Терморегуляция: значение постоянства температуры внутренней среды организма, температура различных участков кожных покровов и внутренних органов, понятие о теплопродукции и теплоотдаче (ее способы), нейрогуморальные механизмы регуляции температуры внутренней среды организма.

  13. Терморегуляция: пойкило-, гомой- и гетеротермия, роль отдельных органов в теплопродукции и теплоотдачи, характеристика функциональной системы, поддерживающей постоянство температуры внутренней среды организма и ее схема.

________________________

  1. Основные особенности обмена веществ и энергии у детей и их причины. Понятие о синтезе роста, суточная прибавка массы грудного ребенка и ее компоненты.

  2. Особенности обмена белков у детей.

  3. Особенности обмена углеводов у детей.

  4. Особенности обмена жиров у детей, соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе у детей различного возраста.

  5. Особенности водно-солевого обмена у детей.

  6. Особенности основного обмена у детей различного возраста и их причины, половые различия в уровне основного обмена.

  7. Особенности терморегуляции детей грудного возраста, становление циркадианного ритма температуры в онтогенезе.


Методики для освоения студентами

А. На уровне знания

  1. Определение расхода энергии организмом с помощью методики Дугласа - Холдена: необходимые принадлежности, ход исследования, принцип расчета.

  2. Методика исследования расхода энергии с помощью камеры Шатерникова.

Б. На уровне умения

  1. Составление пищевого рациона.

  2. Вычисление должных величин основного обмена.

  3. Определение процента отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида.

  4. Определение расхода энергии по методике Крога: ход исследования, расчет расхода энергии.


2.6. ВЫДЕЛЕНИЕ


  1. Значение выделения для организма, роль различных органов в выполнении выделительной функции. Структурно-функциональная характеристика почки: функциональная единица почки, особенности ее кровоснабжения, функции почек.

  2. Процессы, обеспечивающие мочеобразование в различных отделах нефрона и их механизмы.

  3. Роль почечных клубочков в мочеобразовании, факторы, определяющие процесс фильтрации и опыты, их доказывающие, состав первичной мочи, ее объем, исследование величины клубочковой фильтрации с помощью определения клиренса вещества (коэффициента очищения).

  4. Роль проксимальных извитых канальцев в процессе мочеобразования: реабсорбция (реабсорбируемые вещества, механизм реабсорбции отдельных веществ, объем реабсорбции, пороговые и беспороговые вещества); секреция (секретируемые вещества, механизм секреции).

  5. Значение петли Генле в транспорте веществ в нефроне, механизм создания высокого осмотического давления в мозговом слое почки и его значение для осуществления выделительной функции почки (поворотно-противоточная система почки).

  6. Значение дистальных извитых канальцев и собирательных трубок нефрона в формировании конечной мочи, секреция и реабсорбция электролитов, воды и мочевины (кругооборот ее), гормональный механизм регуляции этих процессов.

  7. Роль почек в регуляции осмотического давления и объема жидкости в организме.

  8. Роль почек в регуляции рН внутренней среды и системного артериального давления.

  9. Нервная и гормональная регуляция выделительной функции почек и опыты, ее доказывающие.

  10. Состав и количество конечной мочи, сравнение ее состава с первичной мочой, плазмой крови и потом. Регуляция потоотделения.

  11. Регуляция осмоляльности, объема жидкости и артериального давления с помощью почек (схема).

  12. Функциональная система, поддерживающая общее количество жидкости в организме и ее осмотическое давление.

_____________________

  1. Структурно-функциональная характеристика почки плода и новорожденного, условия, в которых почка новорожденного способна поддерживать гомеостазис.

  2. Причины легкого возникновения глюкозурии у грудных детей, отеков и лихорадочного состояния даже при умеренных солевых нагрузках.

  3. Особенности объема диуреза, состава мочи и экстраренальной потери воды у детей, их причины.

  4. Особенности мочеобразования у грудных детей и их причины. Влияние искусственного вскармливания детей на функцию почек и питьевой режим.


Методики для освоения студентами

На уровне знания

  1. Исследование объема первичной мочи с помощью определения клиренса инулина.

  2. Исследование почечного плазмотока и кровотока с помощью определения клиренса парааминогиппуровой кислоты.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов iconЭкзаменационные вопросы по курсу нормальной физиологии для студентов...
Нормальная физиология – определение. Понятие об организме, составных его элементах. Уровни морфо-функциональной организации человеческого...

Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов iconВопросы для экзамена по нормальной физиологии для студентов лечебного,...
Физиология, ее предмет, роль и задачи в формировании врачебной деятельности. Связь физиологии с другими науками. Понятие об организме,...

Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов iconМетодические указания по производственной практике для студентов...
Методические указания предназначены для руководителей производственной практики, студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов...

Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов iconИтоговые тесты для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического...
Итоговые тесты для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов iconВопросы по втмз для студентов лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов
Механизм токсического действия и патогенез поражения фосфорорганическими соединениями

Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов iconКомпьютерные тесты и экзаменационные вопросы по гистологии, цитологии...
Оно поможет студентам самостоятельно проверить свои знания по предмету во время сдачи итоговых занятий и лучше подготовиться к компьютерному...

Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов iconЭкзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов фармацевтического...
Физиология и ее значение для медицины. Роль отечественных ученых в развитие науки

Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов iconМетодическое пособие для самостоятельной работы по общей гигиене...

Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов iconРасписание официальных отработок по факультетской хирургии для студентов...

Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии для студентов лечебного, педиатрического факультетов iconОрганизация медицинской помощи при катастрофах
Учебное пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов медицинских вузов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов