Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли»




Скачать 233.12 Kb.
НазваниеЛекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли»
Дата публикации01.09.2013
Размер233.12 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Физика > Лекция

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра АОТ

Лекция №7


доц. Алексеенко С.А.


Тема №7. Безопасность работы подъемных установок

по дисциплине «Охрана труда в отрасли»

для студентов специальности 7.090301

«Подземная разработка месторождений

полезных ископаемых»,

Днепропетровск

2011
План лекции
1. Основные опасности, связанные с подъемом.

2. Требования безопасности к основным элементам канатных подъемных установок.

3. Роль автоматизации в обеспечении безопасной работы подъемных установок.

4. Организация безопасной работы подъема.

^

Рекомендуемая литература



1. Александров С.М., Булгаков Ю.Ф., Яйло В.В. Охорона праці у вугільній промисловості: Учбовий посібник для студентів гірничих спеціальностей вищих учбових закладів /Під заг. ред. Ю.Ф. Булгакова. – Донецьк: РІА ДонНТУ, 2004. – С. 160-187.

^ 1. Основные опасности, связанные с подъемом.
Аварийность на шахтном подъеме составляет около 4%, а смертельный травматизм более 3% от общего числа аварий и случаев смертельного травматизма на шахтах. Основные опасности на канатном подъеме и спуске людей и грузов по вертикальным и наклонным выработкам следующие: падение в вертикальных или свободное скатывание в наклонных выработках грузовых и людских подъемных сосудов; удары и резкие остановки людских подъемных сосудов; падение в выработку перевозимых в сосудах грузов или иных предметов; падение людей.

Падение (свободное скатывание) подъемных сосудов, приводящее к травмированию людей, находящихся в подъемном сосуде или ниже сосуда, происходит при обрыве подъемных канатов или сцепок. Удары людских подъемных сосудов о крепь или армировку при несоблюдении установленных зазоров, а также удары и резкие остановки при переподъеме сосуда или напуске каната могут привести к серьезному травмированию людей, находящихся в подъемном сосуде. Падающие в выработку грузы и предметы опасны для работающих в ней и перевозимых людей. Очевидна также опасность падения людей в выработки при посадке в подъемный сосуд, высадке из него или при его движении.

Меры, обеспечивающие безопасность эксплуатации канатных подъемов, можно разделить на две группы: предотвращающие или уменьшающие возможность возникновения перечисленных опасностей и предупреждающие травмирование людей в случаях, когда эти опасности все же возникают.

Эти меры реализуются в конструкциях подъемных установок и их элементов путем применения в них специальных средств защиты, блокировки, автоматизации, сигнализации, осуществления систематического контроля за состоянием установок и их элементов, а также организации безопасной эксплуатации подъема.
^ 2. Требования безопасности к основным элементам канатных подъемных установок
В качестве подъемных сосудов в действующих вертикальных выработках применяют скипы, клети, опрокидные клети, а в период проходки выработок - бадьи.

Конструкция подъемных сосудов должна исключать возможность выпадения из них перевозимых грузов.

Спуск и подъем людей по вертикальным выработкам должен производиться в клетях.

В опрокидных клетях разрешается спуск и подъем людей лишь при наличии приспособлений, гарантирующих невозможность опрокидывания клети при движении по стволу, а также людей в бункер. Конструкция клетей, служащих для спуска и подъема людей, должна исключать возможность выпадения и травмирования их случайно падающими предметами.

Клети должны иметь сплошные металлические открывающиеся крыши или крыши с открывающимся лазом для выхода из клети в случае ее застревания в стволе, а также сплошной прочный пол. Длинные стороны (бока); клетей обшивают металлическими листами на полную, высоту и оборудуют поручнями. С коротких (торцовых)! сторон клети устраивают несъемные двери, открывающиеся внутрь и запирающиеся засовом, расположенным снаружи, что исключает возможность случайного открывания дверей при движении клети. Допускается применение и других типов торцовых ограждающих приспособлений. Высота каждого этажа клети от пола должна быть не менее 1,8 м для свободного перемещения в ней во весь рост.

Число людей, которых можно одновременно перевозить в каждом этаже клети, определяется из условия свободного их размещения и не должно превышать пяти на 1 м2 полезной площади пола.

Для обеспечения строго направленного движения и исключения качаний или кручения подъемные сосуды снабжены направляющими башмаками, которые скользят по проводникам. Последние являются элементами армировки стволов и могут быть жесткими или эластичными. В качестве жестких проводников применяют рельсы, металлический коробчатый профиль или деревянные брусья, в качестве эластичных - канаты.

Направляющие башмаки на подъемных сосудах могут быть скользящими жесткими или упругими - в виде подпружиненных роликовых опор. Достоинство последних состоит в том, что они находятся в постоянном контакте с проводниками, тогда как по мере износа контактных поверхностей жестких направляющих башмаков скольжения и проводников зазор между ними увеличивается.

Однако упругие направляющие менее надежно удерживают подъемные сосуды от боковых смещений. Поэтому Правила безопасности разрешают применять их только в сочетании с жесткими башмаками, которые служат в качестве предохранительных. Их устанавливают непосредственно на несущей конструкции подъемного сосуда.

Зазоры между контактными поверхностями направляющих башмаков и проводников строго регламентируются Правилами безопасности в зависимости от типа и материала проводников и направляющих. Так, минимальный зазор между направляющими башмаками скольжения и контактными поверхностями металлических проводников составляет 5 мм с каждой стороны, а максимальный - 10 мм. Для деревянных проводников он равен соответственно 10 и 15 мм.

Уменьшение зазоров ниже регламентированных повышает опасность ударов на стыках проводников или заклинивания сосудов; увеличение зазоров повышает опасность лобового (по отношению к проводникам) качания сосуда или выхода башмаков из зацепления с проводниками.

Увеличение зазора происходит за счет износа как направляющих башмаков, так и проводников. Так как башмаки изнашиваются быстрее проводников, при достижении предельного зазора первоочередной замене подлежат башмаки. При этом должен быть обеспечен первоначальный минимальный зазор, т. е. компенсирован износ как башмака, так и проводника.

Максимальный износ проводника также регламентирован, но не величиной зазора, а условием сохранения его прочности. Так, предельный износ рельсовых проводников составляет 8 мм (при массе рельса до 45 кг/м), а деревянных - 15 мм на сторону. При превышении максимального износа проводники подлежат замене.

Полная инструментальная проверка износа металлических проводников должна производиться через один год, деревянных - через шесть месяцев.

Для устранения возможности ударов подъемных сосудов друг о друга, о крепь и элементы армировки Правила безопасности регламентируют минимальные величины зазоров между выступающими частями подъемных сосудов, крепью и армировкой. Эти величины зависят от вида крепи, вида и расположения армировки, а также износа проводников и направляющих устройств.

Стальные канаты, применяемые на шахтных подъемных установках, должны отвечать требованиям действующих ГОСТов или технических условий. В устройствах, служащих для транспортирования людей, должны применяться только канаты марки В, т. е. канаты высокого качества. Качество каната определяется механическими свойствами проволок и указывается в заводском акте-сертификате.

Головные канаты людских и грузолюдских подъемных установок должны быть марки В, прочие канаты - не ниже марки I. Использование канатов марки II на шахтах не допускается.

Все подъемные канаты перед навеской должны быть испытаны по единой методике на канатно-испытательных станциях, зарегистрированных в МакНИИ. Испытанию подлежат отрезки каната длиной не менее 1,5 м.

Пригодность канатов для использования в подъемных установках определяется величиной запаса их прочности. Запас прочности это отношение суммарного разрывного усилия выдержавших испытание проволок каната к расчетной статической нагрузке на него. Расчетная статическая нагрузка складывается из веса подъемного сосуда с прицепным устройством, веса максимального; груза и головного каната длиной от точки схода его со шкива до точки прикрепления к сосуду при нахождении последнего на приемной площадке нижнего горизонта. Если уравновешивающий канат тяжелее головного, то к весу сосуда и груза добавляют вес не головного, а уравновешивающего каната.

При навеске канаты должны иметь запас прочности не ниже 9-кратного для людских подъемных установок, 7,5-кратного - для грузолюдских и 6,5-кратного - для грузовых.

Подъемные канаты для вертикальных стволов глубиной более 600 м должны иметь запас прочности при навеске не ниже 5-кратного для людских и грузолюдских подъемов и 4,5-кратного - для грузовых.

Указанный запас прочности канатов установлен на основе опыта эксплуатации подъемных установок и обеспечивает безопасность при нормальных режимах их работы.

Для предохранения канатов от перегрузок и обрывов при ненормальных режимах (переподъем, застревание сосуда при подъеме, напуск каната при спуске с последующим падением сосуда) предусматриваются специальные средства защиты подъемных установок.

Для канатов, специально предназначенных для восприятия динамических нагрузок (тормозные и амортизационные канаты парашютов), установлен 3-кратный запас прочности по отношению к динамической нагрузке.

В процессе эксплуатации канат подвергается износу за счет коррозии, трения, воздействия на него статических и динамических нагрузок и ударов случайно падающих в ствол предметов. По мере износа каната запас его прочности снижается и опасность обрыва возрастает.

Поэтому канат должен подвергаться повторным испытаниям на канатно-испытательных станциях через каждые 6 месяцев с момента навески. Первое такое испытание канатов грузовых подъемов может производиться через 12 месяцев.

Канат должен быть снят и заменен другим, если при повторном испытании: запас его прочности окажется ниже 7-кратного для людских, 6-кратного - для грузолюдских и 5-кратного - для грузовых подъемов; суммарная площадь проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, достигает 25 % от общей площади поперечного сечения всех проволок каната.

На канаты вертикальных стволов глубиной более 600 м распространяется только последнее требование.

Помимо периодических испытаний канатов Правила безопасности предписывают визуальньй и инструментальный систематический надзор за ними. При этих видах надзора устанавливается общее число оборванных проволок по длине каната, число обрывов на одном шаге свивки в наиболее поврежденных местах и утонение каната.

Допустимые нормы обрывов проволок и утонения регламентируются для каждого типа каната. При превышении этих норм канаты подлежат замене. Проверка каната производится электромагнитным прибором типа ИИСК (измеритель износа стального каната).

Так как испытаниями и проверками невозможно определить истинную прочность любого участка каната по всей его длине, то Правилами безопасности устанавливаются предельные сроки службы, разные для канатов различного типа и назначения. Например, на подъемах со шкивами трения предельный срок службы подъемных канатов составляет 2 года, тормозных и амортизационных - 4 года, проводниковых - 4 года, а проводниковых закрытой конструкции - 15 лет.

В качестве канатных проводников применяют канаты закрытой конструкции или оцинкованные, обладающие наибольшей стойкостью против истирания и коррозии. На установках с канатными проводниками головные канаты обоих подъемных сосудов должны быть одного диаметра, конструкции и свивки. Такие канаты воздействуют на подъемные сосуды с одинаковым по величине и направлению крутящим моментом и вызывают одинаковый поворот подъемных сосудов, что сохраняет установленный зазор между ними.

Подвесные устройства для присоединения канатов к подъемным сосудам должны иметь достаточную прочность и предупреждать возможность закручивания сосуда или каната.

Клети для людских и грузолюдских одноканатных подъемов должны иметь двойную независимую подвеску. Крепление головных и нижних уравновешивающих канатов к сосудам и противовесам должно осуществляться не менее чем в двух точках.

Каждое подвесное устройство подъемов, служащих для спуска-подъема людей, должно изготовляться с 13-кратным запасом прочности по отношению к максимальной статической нагрузке. Больший, чем для канатов, запас прочности подъемных устройств принимается из-за отсутствия надежных методов контроля состояния последних в процессе эксплуатации. Общий срок эксплуатации подвесного устройства не должен превышать пяти лет.

Нижние уравновешивающие канаты во избежание их скручивания в петлю должны присоединяться к подъемным сосудам через вертлюг. Наиболее целесообразно в качестве уравновешивающих применять малокрутящиеся либо плоские канаты.

Износ каната и возникающие в нем напряжения изгиба тем выше, чем меньше диаметр органов навивки (барабанов и шкивов). Поэтому в Правилах безопасности определено минимально допустимое соотношение между диаметром барабанов и направляющих шкивов подъемных машин и диаметром каната. Нормы установлены, исходя из опыта эксплуатации подъемов, и дифференцированы по видам и назначению подъемных установок (от 20 до 120). Наименьший износ каната и наименьшая вероятность его заклинивания или срыва с барабана обеспечиваются при однослойной навивке каната на барабан.

Поэтому для всех людских и грузолюдских подъемов (кроме проходческих) допускается лишь однослойная навивка. Двухслойная навивка допускается для грузовых подъемов с машинами, установленными на поверхности, а трехслойная - на отдельных эксплуатационных подъемах и при проходке выработок. При двух- или трехслойной навивке для предотвращения срыва каната реборда барабана должна выступать под верхним слоем на 2,5 диаметра каната. Для снижения износа и вероятности обрыва каната в наиболее опасном месте - при переходе каната с нижнего ряда на верхний - ведется усиленное наблюдение за этим участком и осуществляется передвижка каната на 1/4 витка через каждые 2 мес.

Для ослабления напряжения каната в месте его прикрепления к барабану на поверхности последнего должно быть не менее трех витков трения при наличии футеровки фрикционными материалами и не менее пяти витков трения при ее отсутствии. Число витков зависит от величины силы трения каната о футерованные и нефутерованные поверхности. Кроме витков трения, должны быть запасные витки для периодических испытаний каната.

Независимо от числа слоев навивки футеровка барабанов должна иметь нарезанные канавки для каната в целях уменьшения его износа и предотвращения неравномерной навивки.

Во избежание срыва каната реборды направляющих шкивов должны выступать над канатом не менее чем на 1,5 его диаметра.

Подъемные машины снабжают: индикатором, показывающим машинисту положение сосудов в стволе; автоматическим звонком, сигнализирующим о необходимости замедления при проходе сосуда к соответствующей приемной площадке; контрольными приборами; средствами защиты и блокировки.

В каждой подъемной машине должно быть предусмотрено рабочее и предохранительное механическое торможение с независимым друг от друга включением привода. Рабочее торможение используется при нормальном режиме работы подъема, предохранительное - при отключении от нормального режима. Предохранительное торможение подъемной машины должно осуществляться как машинистом, так и автоматически. При включении предохранительного тормоза подъемный двигатель отключается от сети. Всякое размыкание цепи защиты независимо от его длительности должно вызывать предохранительное торможение, действие которого может быть прекращено только машинистом или обслуживающим подъем персоналом. Время срабатывания предохранительного тормоза, т. е. время от момента включения до начала торможения, не должно превышать 0,8 с.

Подъемные машины, предназначенные для спуска людей, должны иметь электрический привод, работающий в период замедления в режиме электродинамического торможения. Система электрического торможения в случае нарушения ее схемы должна воздействовать на предохранительный тормоз.

При нормальном режиме работы максимальная скорость подъема и спуска людей определяется проектом, но не должна превышать 12 м/с. Расчетное ускорение должно быть не более 1 м/с2, а замедление — не более 0,75 м/с2.

К числу аварийных ситуаций, создающих опасность для людей, относится превышение безопасной высоты переподъема. Ею считается высота, на которую свободно может подняться подъемный сосуд от нормального верхнего положения при разгрузке или посадке людей до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива или отдельных частей сосуда с элементами копра. Очевидно, что превышение безопасной высоты переподъема может привести к аварии (обрыву каната и подвесного устройства или разрушению других элементов подъемной установки).

Для опрокидных клетей при подъеме и спуске людей и отсутствии отвода разгрузочных направляющих безопасной высоты переподъема считается высота, на которую может подняться клеть от нормального положения при посадке людей до начала поворота платформы клети. Превышение безопасной высоты переподъема в этом случае создает опасность опрокидывания сосуда с людьми.

Минимальная допустимая безопасная высота переподъема предусматривается при сооружении подъемов и устанавливается требованиями ПТЭ в зависимости от назначения, типа подъемной установки и скорости подъема. Она лежит в пределах от 2,5 м для грузовых подъемов до 6 м - для людских. Безопасная высота переподъема должна быть такой, чтобы при подъеме сосуда выше нормального верхнего положения или подходе к нему с повышенной скоростью защитные устройства успели остановить сосуд до наступления аварийной ситуации.

Для защиты от переподъема и превышения скорости подъемную установку снабжают следующими предохранительными устройствами:

концевым выключателем, установленным на копре и предназначенным для выключения подъемной машины и включения предохранительного тормоза при подъеме сосуда или противовеса на 0,5 м выше уровня приемной площадки;

ограничителем скорости, который обеспечивает отключение подъемной машины и включение предохранительного тормоза в случае, если скорость подхода подъемных сосудов к приемным площадкам при подъеме людей превышает 1 м/с, а при подъеме груза — 1,5м/с, а также в случае превышения нормальной скорости подъема на 15%.

Многоканатные подъемные установки снабжают амортизирующими защитными устройствами против переподъема, устанавливаемыми на копре и в зумпфе ствола. Так как при многоканатном подъеме за пределы приемных площадок одновременно входят два сосуда (поднимающийся и опускающийся), то необходимо иметь по два устройства на каждый сосуд - над верхней приемной площадкой и в зумпфе. Эти устройства также включают предохранительное торможение, своевременно останавливающее подъемные сосуды и предотвращающее аварийную ситуацию.

Замедления сосудов, создаваемых амортизаторами предохранительных устройств, не должны превышать пределов, безопасных для человека. При торможении сосудов, движущихся вниз, возникает общая перегрузка организма. Безопасной считается 5-кратная кратковременная перегрузка, т. е. замедление, не превышающее 50 м/с2.

При торможении сосудов, движущихся вверх, возникает опасность травмирования людей при отрыве их от пола. Замедление в этом случае не должно превышать 20 м/с2.

Замедления сосудов грузовых подъемных установок могут превышать указанные значения и выбираются в соответствии с прочностью сосудов.

К опасным явлениям при эксплуатации подъемных установок относится напуск головного каната, который происходит при застревании опускающегося подъемного сосуда. При отсутствии натяжения каната сосуд либо свободно падает в ствол, либо обрывает его, либо практически мгновенно останавливается, в результате чего могут быть травмированы находящиеся в нем люди. Напуск тем опаснее, чем больше его величина.

Каждая подъемная установка должна иметь защиту от провисания струны каната и от напуска его в ствол. Защита от провисания осуществляется с помощью концевых выключателей, приводимых в действие поперечным тросом, протянутым под струной подъемного каната.

Установки для спуска и подъема людей, за исключением многоканатных с числом канатов четыре и более, оборудуются устройствами (парашютами) для улавливания, плавного торможения и остановки клетей и противовесов в аварийных ситуациях (обрыв подъемного каната, подвесного устройства и напуск подъемного каната).

Испытание парашютов производится не реже одного раза в 6 мес. Парашютные устройства должны заменяться новыми одновременно с заменой клети. Парашюты с захватами за тормозные канаты подлежат замене не реже чем через пять лет.

Опыт эксплуатации многоканатных подъемных установок показывает, что одновременный обрыв четырех и более канатов невозможен, поэтому необходимость в парашютных устройствах на таких установках отсутствует.

Для предупреждения падения в ствол людей и вагонеток предохранительные решетки ограждения ствола на приемных площадках всех горизонтов при движении сосудов должны быть закрыты. Шахтные подъемные установки оборудуются блокировкой, включающей сигнал «Стоп», если открыта хотя бы одна решетка. Предохранительные решетки снабжены блокировкой, исключающей возможность их открывания при отсутствии клетей на горизонте. Для предотвращения произвольного скатывания вагонеток в ствол все приемные площадки стволов, по которым производятся подъем и спуск грузов в вагонетках, оборудуются стопорными устройствами.

Меры безопасности при бадьевом подъеме в основном не отличаются от таковых при действующих эксплуатационных подъемах.

При проходке, углубке и капитальном ремонте вертикальных и наклонных стволов допускается спуск и подъем людей с помощью временных подъемных сосудов без парашютных устройств. При проходке вертикальных выработок спуск и подъем людей могут производиться в бадьях, кроме бадей, разгружающихся через дно. Подъем в самоопрокидывающихся бадьях разрешается лишь при наличии блокировки, препятствующей подъему бадьи выше нижней приемной площадки.

Для исключения раскачивания бадей они должны оборудоваться направляющими рамками, двигающимися по направляющим проводникам, или в отделениях, обшитых досками на всем протяжении. Движение бадей без направляющих или обшивки подъемного отделения допускается на расстоянии не более 20 м от забоя, а при использовании проходческих агрегатов - не более 40 м.

Чтобы предупредить кручение бадьи при движении в прицепное устройство ее включают вертлюг и применяют малокрутящиеся канаты; кручению бадьи препятствует также направляющая рамка.

Для предохранения рабочих от случайно падающих предметов над бадьями устанавливаются защитные зонты.

С целью предупреждения падения людей посадка и высадка их на полках и натяжных рамах могут производиться только тогда, когда борт бадьи находится на уровне раструба, а на промежуточных горизонтах посадка и высадка должны производиться с откидных площадок. Число людей, одновременно находящихся в проходческой бадье, не должно превышать четырех на 1 м2 днища.

При глубине ствола более 400 м обязательна установка отбойных канатов или других устройств, предупреждающих возможность столкновения бадей. Эти устройства не требуются, если зазоры между средним и направляющими канатами составляют не менее 250 мм.

Подвесные устройства должны испытываться на двойную концевую нагрузку перед их навеской и не реже одного раза в 6 мес в процессе эксплуатации. Замена подвесных устройств новыми предусматривается не реже чем через два года. Подвесные устройства должны иметь приспособления, исключающие самопроизвольную отцепку бадьи.

При подъеме и спуске людей в бадьях по направляющим скорость их движения не должна превышать 8 м/с, а при отсутствии направляющих - 1 м/с, при подъеме и спуске грузов в бадьях - соответственно не более 12 и 2 м/с.

Требования Правил безопасности к канатам, подъемным машинам и лебедкам, их защитным и блокирующим устройствам те же, что и при эксплуатационных подъемах.
^ 3. Автоматизация обеспечения безопасной работы подъемных установок
Автоматизация подъемных установок позволяет многократно повысить безопасность их эксплуатации. Автоматические средства обеспечивают непрерывный и гораздо более точный, чем визуальный, контроль за состоянием и положением элементов подъема. Датчики автоматического контроля могут быть установлены в местах, недоступных для визуального или инструментального механического контроля. Надежность срабатывания автоматических средств защиты и их быстродействие несравнимо выше ручных.

Система автоматизации без постоянного присутствия обслуживающего персонала обеспечивает бесперебойное выполнение операции по подъему груза и соблюдение заданной диаграммы скорости, автоматическое отключение и предохранительное торможение подъемной машины при нарушении установленного режима работы, самоконтроль системы управления, предотвращающей опасное состояние установки.

Схема предусматривает следующие основные виды защит, вызывающих предохранительное торможение машины: от чрезмерного износа тормозных колодок, срабатывающей при зазоре между ободом барабана и тормозной колодкой более 2 мм; от обратного хода машины, срабатывающей, прежде чем скорость движения сосуда достигает 1 м/с; от увеличения вдвое против расчетного значения периода пуска, замедления или дотягивания; от перегрева подшипников подъемной машины и электродвигателя; от повреждения электрической цепи или механического привода электрического ограничителя скорости; от замыкания на землю в цепях управления.

Кроме того, автоматизация подъемной установки не допускает включения машины в сторону дальнейшего переподъема, напуска или натяжения каната после аварийной остановки, включения машины при отсутствии смазки, перехода с ручного управления на автоматическое и обратно без затормаживания машины предохранительным тормозом.
^ 4. Организация безопасной работы подъема
Организация безопасной работы подъема предусматривает неукоснительное соблюдение требований Правил безопасности. Правилами регламентируются режимы работы и использования подъемных установок, общие требования, предъявляемые к персоналу, обслуживающему подъем, регулярные и периодические осмотры элементов и защитных устройств подъемных установок, их испытания и своевременная замена, обеспечение сигнализации и связи, а также информации о работе подъема.

На шахтах приказом назначаются лица, ответственные за организацию подъема и спуска людей и грузов, состояние и осмотр канатов, подъемных машин, прицепных, предохранительных и других устройств.

На каждой шахте разрабатывается и утверждается главным инженером инструкция по спуску и подъему длинномерных и негабаритных грузов с конкретным указанием технологических операций, обеспечивающих безопасность таких работ.

В часы спуска-подъема смены запрещается работа грузовых подъемов, расположенных в этой же выработке. Не допускается спуск и подъем людей в клетях, загруженных полностью или частично грузом, а также перевозка леса, оборудования и инструмента на крышах людских клетей. Запрещается одновременная работа конвейера и подъемной лебедки в наклонной выработке.

Запрещается производить спуск и подъем людей в скипах и грузовых клетях.

Передвижение людей по подъемному отделению наклонных выработок и переход через них разрешаются только во время остановки подъема и лишь при закрытых барьерах, предупреждающих произвольное скатывание подъемных сосудов.

Запрещается во время работы подъемных устройств в наклонных выработках входить на площадки, где производится сцепка и расцепка вагонеток, лицам, не участвующим в этой работе. Наклонные выработки, оборудованные только ленточными конвейерами, могут служить путями сообщения людей при наличии с одной стороны свободного прохода шириной не менее 0,7 м, а с другой зазора не менее 0,4 м.

Запрещается переход людей через подъемные отделения стволов. Для этого должны устраиваться специальные обходные выработки либо обшиваться проходы рядом с подъемным отделением. Во время работы клетевого подъема на посадочной площадке надшахтного здания должен находиться рукоятчик, а в околоствольных дворах действующих горизонтов - стволовые. При двусторонней посадке и высадке рукоятчики и стволовые должны находиться с двух сторон клети, а при многоэтажных клетях - на каждой приемной площадке.

При спуске-подъеме людей в бадьях запрещается стоять или сидеть на краю бадьи, а также находиться в груженой бадье.

Машинистами подъемных машин должны назначаться лица, прошедшие специальное обучение, получившие; удостоверение и имеющие стаж работы по обслуживанию подъема не менее одного года. В часы спуска и подъема рабочих, кроме сменного, должен работать второй машинист для наблюдения за процессом подъема и спуска и принятия необходимых мер в случае нарушения нормальной работы машины.

Машинист, принимающий смену, перед началом работы должен проверить исправность машины в соответствии с Инструкцией для машинистов шахтных подъемных установок. Производить спуск и подъем людей разрешается после предварительного перегона клетей вхолостую. Результаты проверки подъемной машины заносятся в Книгу приемки и сдачи смен.

Ремонт и осмотр ствола могут производиться с крыши незагруженной клети или скипа. При этом люди должны прикрепляться к канату предохранительными поясами и быть защищены от случайно падающих предметов защитными зонтами. Скорость движения подъемного сосуда при осмотре ствола не должна превышать 0,3 м/с.

Ежесменно перед началом перевозки людей по наклонным выработкам подъемные сосуды, прицепные устройства и запанцировка каната должны осматриваться дежурным слесарем и кондуктором, а парашютные устройства - опробоваться включением ручного привода.

Ежесуточно пути и выработки на людских наклонных подъемах должны осматриваться ответственным лицом, а порожние вагонетки один раз пропускаются по выработке для того, чтобы удостовериться в отсутствии причин, могущих повлечь сход вагонеток с рельсов. На грузолюдских подъемах такая проверка производится ежесменно. Результаты осмотров заносятся в Книгу осмотра подъемной установки.

Ежесуточному осмотру и проверке подлежат также подъемные сосуды, канаты, прицепные устройства, направляющие башмаки, проводники, стопоры, кулаки, загрузочные и разгрузочные устройства, копровые шкивы, их футеровки и подшипники, а также все элементы подъемной машины. Такой осмотр проводится механиком подъема или специально назначенным лицом.

В сроки, установленные Правилами безопасности, должны проверяться, испытываться и заменяться элементы (все) подъемной установки. Так, предохранительные тормоза и защитные устройства должны проверяться главным механиком или его помощником не реже одного раза в 15 дней; парашютные устройства должны испытываться не реже одного раза в 6 мес, прицепные устройства при каждой запанцировке каната; железобетонные и металлические копры должны осматриваться комиссией один раз, а деревянные и проходческие - два раза в год и т. п.

Ежегодно специализированная наладочная бригада должна производить ревизию и наладку подъемной установки и контрольные испытания ее в объеме, предусмотренном специальным руководством; электрическая часть и аппаратура автоматизированных подъемных установок подлежат ревизии и наладке через 6 мес.

Через 6 мес. после ревизии и наладки каждая эксплуатационная и проходческая подъемные установки подлежат техническому осмотру и испытанию в объеме, предусмотренном специальной инструкцией.

Замена канатов проводников, прицепных устройств, парашютов, шкивов и их футеровок производится при повышении допустимого их износа или предельных сроков службы, оговоренных Правилами безопасности.

Каждая подъемная установка снабжается устройством для подачи сигнала от стволового к рукоятчику и от рукоятчика к машинисту, а также ремонтной сигнализацией, используемой при осмотре ствола.

На людских и грузолюдских вертикальных и наклонных (с углом наклона более 50°) подъемных установках предусматривается также и резервная электрическая сигнализация с обособленным питанием.

Схема сигнализации должна предусматривать возможность подачи сигнала «Стоп» с любого горизонта непосредственно машинисту. Каждый непонятный сигнал воспринимается как сигнал «Стоп». Возобновление подъема разрешается только после выяснения машинистом причины неясного сигнала.

Между машинистом подъемной машины и рукоятчиком, а также между рукоятчиком и стволовым должна быть прямая телефонная связь.

Каждый поезд или вагонетка, служащие для перевозки людей, должны иметь световой сигнал на первой вагонетке по ходу поезда.

На людских подъемах с пассажирскими вагонетками в выработках с углом наклона до 50° должна быть предусмотрена подача сигналов машинисту подъема кондуктором из поезда. Если поезд состоит более чем из трех вагонеток, должна предусматриваться сигнализация кондуктору поезда, доступная всем пассажирам, находящимся в вагонетках. У всех посадочных пунктов и в машинном отделении должны быть объявления с указанием: расписания подъема и спуска людей, применяемых сигналов, числа людей, одновременно поднимаемых и спускаемых в каждом этаже клети или в каждой вагонетке, всех запрещений или ограничений пользования подъемной установки.

В качестве типовых применяются следующие основные сигналы: световые для обозначения режима работы подъемной установки: «Люди», «Груз», «Негабариты», «Ревизия»; звуковые для пуска и остановки подъемной машины: один — «Стоп», два — «Вверх», два редких — «Тихо вверх», три редких — «Тихо вниз».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли» iconЛекция №4 доц. Алексеенко С. А. Раздел Безопасность производственных...
Меры безопасности при проведении горизонтальных и наклонных подготовительных выработок

Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли» iconЛекция №2 доц. Алексеенко С. А. Раздел Организация и управление охраной...
Александров С. М., Булгаков Ю. Ф., Яйло В. В. Охорона праці у вугільній промисловості: Учбовий посібник для студентів гірничих спеціальностей...

Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли» iconЛекция №3 доц. Алексеенко С. А. Раздел Санитарно-гигиеническое обеспечение...
Александров С. М., Булгаков Ю. Ф., Яйло В. В. Охорона праці у вугільній промисловості: Учбовий посібник для студентів гірничих спеціальностей...

Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли» iconЛекция №6 доц. Алексеенко С. А. Тема №5. Меры безопасности при передвижении...
Тема №5. Меры безопасности при передвижении и перевозке людей и транспортировании грузов по горным выработкам

Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли» icon1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности...
Безопасность жизнедеятельности (бжд)” – обязательна для всех специальностей и направлений. Основу научных и практических знаний в...

Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли» iconЛекция №1 по дисциплине «Охрана труда в отрасли»
Александров С. М., Булгаков Ю. Ф., Яйло В. В. Охорона праці у вугільній промисловості: Учбовий посібник для студентів гірничих спеціальностей...

Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли» iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «философия»
Составители: к ф н., доц. Баскакова М. В.; к филол н., доц. Красильникова Е. В.; к ф н., доц. Тюлина А. В., к ф н., доц. О. Ю. Фомина,...

Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли» iconЛекции
Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев Н. Л. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. Учебное пособие....

Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли» iconЛитература: Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев Н. Л. Безопасность...
Влияние звуков, цвета, запахов на настроение, состояние и работоспособность человека

Лекция №7 доц. Алексеенко С. А. Тема №7. Безопасность работы подъемных установок по дисциплине «Охрана труда в отрасли» iconЗаконодательство по охране труда
Охрана труда – это система законодательных актов, социально-экономических, организационно-технических, гигиенических и лечебно профилактических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов