Скачать 376.02 Kb.
|
Рекомендуемая литература. Бурых М.П. Основы технологии хирургических операций. — Харьков, 1998. – 480 с. Исаков Ю.Ф., Лопухин Ю.М., Степанов Э.А. и др. Оперативная хирургия с топографической анатомией детского возраста/Под ред. Ю.Ф.Исакова, Ю.М.Лопухина.— М.:Медицина,1989.– 592 с. Кирпатовский И.Д. Кишечный шов и его теоретические основы.— М.: Медицина, 1964. – 162 с. Кованов В.В., Аникина Т.И., Сычеников И.А. и др. Оперативная хирургия и топографическая анатомия / Под ред. В.В.Ковалева.— М.: Медицина, 1995. – 400 с. Кульчицкий К.И., Бобрик И.И., Дитковский А.П. и др. Оперативная хирургия и топографическая анатомия / Под ред. К.И. Кульчицкого. — Киев: Вища школа, 1989. – 470 с. Литтман И. Брюшная хирургия. — Будапешт, 1970. – 543 с. Островерхов Г.Е., Бомаш Ю.М., Лубоцкий Д.Н. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. — Курск, 1996. – 720 с. Сычеников И.А. Шов и пластика артерий.—М.:Медицина, 1980. – 145с. Фраучи В.Х. Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота и таза. — Казань,1966. – 852 с. ![]() ПРЕДИСЛОВИЕ Сведения, необходимые для освоения практических навыков по оперативной хирургии не систематизированы и разбросаны по многочисленным руководствам, что делает их малодоступными в процессе обучения большинству студентов. На основании данных литературы и практического опыта преподавания дисциплины, а также в соответствии с учебной программой по оперативной хирургии для студентов лечебно-профилактического факультета высших медицинских учебных заведений 1997 года мы попытались помочь студентам овладеть необходимыми практическими навыками. Пособие без ущерба для программы и учебного плана освобождено от излишней фразеологической (текстовой) нагрузки, редакционно адаптировано к уровню русскоязычной подготовки иностранных студентов 3-4 курсов. Изложение текста сопровождается большим количеством иллюстраций, выполненных на кафедре, а также заимствованных из отечественных и зарубежных руководств. Настоящее пособие может быть использовано в учебном процессе не только иностранными студентами, но и студентами других факультетов и отделений при подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам. Авторы выражают благодарность доценту З.А.Дундарову и доценту В.Н.Ждановичу за ценные замечания и предложения по форме и содержанию настоящего пособия, а также работу по компьютерной верстке пособия сотруднику ООО «Пожтехснаб» специалисту по обеспечению деятельности Масальскому А.Ю. В связи с тем, что настоящая книга является первой попыткой создания подобного учебного пособия, все предложения и замечания читателей будут приняты с большой благодарностью. Авторы![]() ^ При пользовании хирургическими инструментами необходимо соблюдать некоторые общие правила:
Хирургический инструментарий по своему функциональному назначению и для удобства изучения подразделяется на две основные группы: общехирургический и специальный хирургический инструментарий. Обще хирургические инструменты также по их назначению делят на четыре группы:
К ![]() ![]() ^ ![]() снизу вверх (при верхней трахеотомии 2-3 хрящ трахеи, средний - 3-4 хрящ, нижний - 5-6 хрящ). Вскрытие трахеи сопровождается кашлем с выделением мокроты. После прекращения кашля вводят в полость трахеи расширитель и, удерживая его в этом положении одной рукой, другой вводят канюлю, располагая щиток ее в сагиттальной плоскости (рис.45). Диаметр канюли должен соответствовать длине разреза трахеи. Расширитель извлекают, канюлю поворачивают так, чтобы щиток располагался во фронтальной плоскости, и продвигают вниз. При правильном стоянии канюли можно ощутить струю воздуха, выходящую синхронно дыханию. Начиная от углов, рану послойно зашивают по направлению к канюле. Под канюлю подводят небольшую марлевую салфетку, а затем фиксируют канюлю, прикрепив две марлевые ленты к ее ушкам и завязав их сзади, на шее больного. ![]() ^ ![]() ![]() К ![]() ![]() инструментам для разъединения тканей относят скальпели, ампутационные и резекционные ножи, ножницы (рис.1). ^ а) скальпель брюшистый; б) скальпель остроконечный; в) нож резекционный прямой; г) нож ампутационный; д) ножницы тупоконечные; е) ножницы остроконечные; ж) ножницы Купера; з) ножницы Рихтера; и) ножницы сосудистые. Скальпель – хирургический инструмент с острой заточкой, применяемый для разъединения мягких тканей. Различают общехирургические и специальные скальпели (офтальмологические и др.). Общехирургические скальпели могут быть цельноштампованные и со съемными лезвиями. Общехирургические цельноштампованные скальпели выпускают двух видов: остроконечные и брюшистые. В зависимости от длины лезвия они могут быть: большие (длина лезвия 46, 50 мм), средние (длина лезвия 40, 42 мм) и малые (длина лезвия 30, 32 мм). Скальпель имеет ручку и лезвие; на лезвии различают острие, спинку и брюшко (рис.2). ![]() ^ а) ручка; б) лезвие; в) спинка лезвия; г) брюшко лезвия; д) кончик лезвия. Ручка общехирургического скальпеля плоская и поверхность ее слегка шероховатая. Ручка офтальмологического скальпеля четырехгранная. В настоящее время широкое применение получили скальпели со съемными лезвиями. Лезвия к таким скальпелям выпускают трех видов: остроконечные, брюшистые и радиусные, имеющие целевое назначение. Брюшистый скальпель применяют для производства длинных линейных разрезов на поверхности тела, остроконечный – для глубоких разрезов и проколов. Существуют три основных способа держания в руке скальпеля: в виде смычка, в виде писчего пера и в виде столового ножа (рис.3). собой сросшиеся по срединной линии листки второй и третьей фасций и обозначающую промежуток между мышцами, листки эти разрезают по желобоватому зонду. После чего выявляются грудино-подъязычные мышцы, которые тупо разъединяют и разводят в стороны. Раздвинув мышцы, определяют перстневидный хрящ и лежащим под ним перешеек щитовидной железы. ![]() Рис.43 ^ а) острый крючок для удержания трахеи и гортани; б) расширитель трахеи; в) трахеотомическая канюля. Р ![]() ![]() ^ В зависимости от уровня сечения трахеи по отношению к перешейку щитовидной железы различают верхнюю, среднюю и нижнюю трахеотомию. При верхней трахеотомии разрез трахеи производят над перешейком, при средней - в пределах перешейка после его рассечения, при нижней - под перешейком. У детей обычно проводят нижнюю трахеотомию, так как у них перешеек располагается выше, чем у взрослых. Кроме того, верхняя трахеотомия у детей может привести к воспалительным явлениям в подсвязочном пространстве, что в последствии затруднит возможность удаления трахеотомической канюли. Показанием к операции является асфиксия, обусловленная воспалительным, аллергическим, токсическим отеком гортани, а также ожогами гортани, механическими травмами, новообразованиями, инородными телами, приводящими к стенозу или обтурации гортани. Инструментарий, необходимый для выполнения операции, помимо обычного, составляет: однозубый острый крючок (Шессиньяка), расширитель трахеи (Труссо), трахеотомическая канюля (Люера). Вскрытие трахеи в большинстве случаев производят под местной анестезией, когда операция должна быть выполнена немедленно, в необычной обстановке, при отсутствии специального инструментария приходится пользоваться имеющимися под руками инструментами и без анестезии, так как чувствительность у таких больных резко снижена. Положение больного в течение всей операции - на спине с валиком под плечами с запрокинутой головой строго по срединной оси тела, что облегчает доступ к трахее и исключает вероятность повреждения сонной артерии. О ![]() ^ а) в виде смычка; б) в виде писчего пера; в) в виде столового ножа. Положение смычка используют в случаях, когда необходимо наносить длинные и неглубокие разрезы при послойном рассечении кожи, поверхностно расположенных фасциальных листков, апоневрозов. Мышцы чаще всего расслаивают тупо, для избежания сильного кровотечения. В виде писчего пера скальпель держат тогда, когда необходимо более аккуратно и тщательно произвести рассечение тканей при выделении кровеносного сосуда или нервного ствола, при выполнении пластических операций, особенно на лице. В виде столового ножа скальпель удерживают при выполнении больших, глубоких разрезов или рассечении плотных тканей. При этом хирург надавливает указательным пальцем на спинку инструмента и таким образом получает возможность производить разрез любой глубины. Не следует резать лезвием скальпеля направленным кверху, кроме тех случаев, когда разрез ведется по зонду. При рассечении тканей скальпелем всегда следует помнить о существующей опасности повреждения прилежащих органов, крупных сосудов или нервных стволов, варианты, расположения которых не возможно заранее определить без применения специальных методов исследования. Перед разрезом кожи точно намечают ориентиры, определяющие правильность разреза. Величина разреза должна быть достаточной для производства намеченной операции. В ![]() ^ а) начало разреза; б) ход разреза; в) окончание разреза. Кожу желательно разрезать с учетом расположения линий Лангера и направления кожных складок, что обеспечивает глубокое, ровное, гладкое рассечение и заживление раны с образованием тонкого косметического рубца. Одновременно с кожей обычно разрезают и подкожную клетчатку. Фасцию, апоневроз рассекают не сразу по всей линии кожного разреза из-за возможности повреждения мышц, сосудов. Вначале делают небольшой разрез, вводят под апоневроз желобоватый зонд или изогнутые ножницы или пинцет; апоневроз отслаивают и лишь затем рассекают скальпелем, лезвием кверху. К режущим инструментам относят также резекционные ножи, применяемые для разреза сухожилий, плотных тканей и ампутационные ножи, применяемые для рассечения мягких тканей при ампутациях конечностей. Различают большой ампутационный нож (длина 315 мм) и малый ампутационный нож (длина 250 мм). П ![]() ![]() вставляют канюлю и закрепляют ее лигатурой. Затем рану суживают двумя узловыми швами, под канюлю подкладывают стерильную марлевую салфетку. Канюлю или иглу вместе с резиновой трубкой системы для переливания закрепляют двумя полосками липкого п ![]() ластыря. После удаления канюли вену перевязывают. |
![]() | Москва, 1998), Теория и практика коммуникации (Москва, 1998), Имиджелогия: теория и практика (Киев, 1998), Информационные войны.... | ![]() | Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов россии |
![]() | Периоды детского возраста. Характеристика дошкольного и преддошкольного возраста | ![]() | К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития... |
![]() | Огма; А. А. Маме-дов — докт мед наук, проф., зав кафедрой детской стоматологии мма им. И. М. Сеченова; И. М. Шулькина — доцент кафедры... | ![]() | Зарубежная детская литература. Специфика этапов литературного развития: Средневековье и эпоха Возрождения |
![]() | Допущено Управлением высшего и среднего специального образования Государственного агропромышленного комитета СССР в качестве учебника... | ![]() | Основные категории детей, подростков и юношества, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации |
![]() | Тема Основы профилактической и коррекционно-воспитательной работы социального педагога | ![]() | Актуальность ее обусловлена большой распространенностью заболеваний вен, которые наблюдаются в 7–8 раз чаще, чем заболевания артерий... |