Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника




НазваниеАлексей будза арт-терапия йога внутреннего художника
страница1/17
Дата публикации18.08.2013
Размер3.07 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Будза Алексей – Арт-терапия. Йога внутреннего художника




АЛЕКСЕЙ БУДЗА

АРТ-ТЕРАПИЯ

ЙОГА ВНУТРЕННЕГО ХУДОЖНИКА

Ростов-на-Дону

ФЕНИКС”

Санкт-Петербург

Северо-Запад”

2006

УДК 833.5:159.96 ББК 86.42+88.6 КТК 0018 Б90

Будза А.

Б90 Арт-терапия. Йога внутреннего художника / А. Будза. — Ростов н/Д : Издательство «Феникс»; СПб.: ООО Издательство «Северо-Запад»; 2006. — 317,

  1. с. : ил. — (Эзотерика).

ISBN 5-222-08998-3 (Феникс)

ISBN 5-93835-173-1 (Северо-Запад)
Практическое руководство по новому методу из арсенала арт-терапии (медитативному рисованию) — современному направлению в психотерапии, информационной медицине и биоэнергетическом целительстве. В качестве основных терапевтических средств в арт-терапии используются как творческий процесс, так и его результаты: картины, стихи, музыка и т. д.

Метод помогает человеку познать себя, раскрыть глубины своего подсознания и освободить от проблем, узнать психологические приемы безболезненного преодоления кризисов и установить контакт со сверхсознанием. С помощью приведенных методик можно избавиться от ряда вредных привычек — курения, пристрастия к алкоголю и т. п.
Для широкогокруга читателей.

УДК 833.5:159.96 ББК 86.42+88.6

ISBN 5-222-08998-3 (Феникс)

ISBN 5-93835-173-1 (Северо-Запад)

© ООО Издательство «Северо-Запад», 2006 © Издательство «Феникс», 2006 © А. Будза, 2006 © А. Ганчурин, обложка, 2006
Содержание

1

АРТ-ТЕРАПИЯ 1

стихи 133



ПРЕДИСЛОВИЕ

Видеть в чудесном чудесноевот ключ ко всем тайнам мира.

Лаоцзы [1, с. 5]
Эта книга — практическое руководство по новому методу из арсенала арт-терапии — медитативному рисованию.

Арт-терапия — современное направление в психотерапии, информационной медицине и биоэнергетическом целительстве, использующее в качестве основных терапевтических средств как творческий процесс, в котором находится пациент, так и его результаты: картины, стихи, музыку и т. д.

Медитативное рисование отличается от спонтанного рисования, применяемого в психотерапии, тем, что оно осуществляется в измененном состоянии сознания — медитации, в которую человек погружается с помощью релаксационных, биоэнергетических и дыхательных упражнений.

Для применения данного метода не требуется умения рисовать, хотя в результате практики метода эта способность может открыться у человека вместе с другими творческими способностями.

Какие задачи можно решить с помощью описываемого метода?

Очистить подсознание от болезненных переживаний: страхов, негативных воспоминаний из прошлого, отрицательных эмоций и др.; научиться останавливать процесс хаотического мышления и тем самым направлять энергию мыслительного процесса на решение актуальных творческих задач.

Метод помогает человеку познать себя, раскрыть глубины своего подсознания и освободить их от проблем, накопленных за годы жизни, причем не только в этом воплощении, узнать психологические приемы безболезненного преодоления кризисов и установить контакт со сверхсознанием, приходящим на выручку к тем, кто готов услышать и принять его помощь.

Задачи интересные и актуальные, решая их с помощью нетрадиционных подходов, приведенных ниже, оказывается, можно одновременно с этим избавиться от ряда вредных привычек — курения, пристрастия к алкоголю, чревоугодия. Высвобождающиеся в результате гармонизации личности психо-энергетические резервы могут быть направлены человеком на кардинальное изменение своей жизни на всех уровнях: в здоровье, в общении, в творчестве и т. д.

Много лет назад я стал практиковать медитацию. Затем были занятия восточными единоборствами, изучение философии и психологии, познание основ физического бытия мира в академическом институте, в качестве физика-исследователя, экспедиции в поисках тайных знаний в Египет, Индию, на Алтай, знакомство с современными направлениями психологии в Германии, Швеции, Италии и Венгрии, где на конференциях и семинарах я знакомил специалистов с результатами исследований, которые представляю вашему вниманию на страницах этой книги.

В ней вы познакомитесь с практическим методом, который поможет вам лучше понять самих себя, научиться владеть своими эмоциями, интуицией, обрести уверенность в пространстве внутреннего психо-космоса и гармонизовать свои взаимоотношения с окружающим миром.

Первые успехи на этом пути обычно воспринимаются как чудо, но в дальнейшем к этим чудесам очень быстро привыкаешь по мере понимания их природы.

Самым большим чудом является способность человека к самопреображению.

«Во мне не было стремления к духовности, я развил духовность. Я не был склонен к метафизике — я развился в философа. У меня не было способностей к рисованию — я развил их с помощью йоги. Я преобразовал свою природу из того, чем она была, в то, чем она не была. Делал я это некоторым вполне определенным способом, а не с помощью чуда, и делал я это для того, чтобы показать, что можно сделать и как это может быть сделано [2, с. 273].

Это высказывание индийского духовного учителя Шри Ауробиндо, описывающее процесс самотрансформации человека, можно отнести и к практикующим метод медитативного рисования. Я надеюсь, что в процессе практики данного метода вы присоединитесь к их числу и сможете дополнить высказывание Шри Ауробиндо перечнем своих удивительных творческих способностей и талантов. Я желаю вам в первую очередь обрести и уверенно развивать самый важный талант человека — искусство радости жизни и неотделимые от него чувства сострадания и помощи тем, кто лишен этой радости.

Взяв в руки эту книгу, вы совершили некий случайный поступок из числа множества совершаемых нами ежедневно.

Жизнь научила меня очень внимательно и ответственно относиться к подобным «случайностям», поскольку за их обыденностью скрывается тайна нашего жизненного пути и они являются указателям и-подсказкам и верного направления движения.

Предлагаемый вам метод можно сравнить с большим деревом, выросшим из маленького зернышка «случайного» события-подсказки, на которое я обратил пристальное внимание, создав тем самым необходимые условия для его роста. У вас есть шанс отнестись к этой книге-зерну так же внимательно и вырастить свое Древо Познания.

Моя «случайность» посетила меня в 1990 г. во время обычной медитации дзэн. О дзэн медитациях написано много прекрасных книг, и тем не менее никогда не была и не будет написана книга, дающая полное и окончательное определение дзэн, поскольку его сущность несказуема. Для краткого описания этой медитации, т. е. измененного состояния сознания, я воспользуюсь высказыванием известного средневекового христианского мистика Майстера Экхарта: «Лучшее и предельное достижение в этой жизни — оставаться неподвижным и позволить Богу действовать и говорить в тебе. Когда силы отвлечены от их телесных форм и функций, тогда это слово сказано. Среди тишины было сказано мне тайное слово» [6, с. 44].

Дзэн устремляет сознание человека к этому предельному достижению. К описываемому моменту у меня уже имелся опыт подобных медитаций, начало которому положили занятия японской борьбой дзюдо в детстве. Мой первый учитель был не просто мастером спорта, а Мастером, для которого спорт — всего лишь инструмент, раскрывающий истинную сущность человека и преодолевающий сопротивление его Эго.

Медитация проходила как обычно до того момента, пока я не почувствовал некий волевой импульс, заставивший взять в руки ручку и начать спонтанный рисунок, нанося на лист бумаги разнообразные линии. Приблизительно час спустя передо мной оказался портрет незнакомца в одеяниях священнослужителя неизвестного мне культа. Час пролетел незаметно. В процессе рисования я чувствовал, что медитация становится все глубже, хотя глаза мои были открыты, а внимание сосредоточено на кончике пера ручки. Тогда впервые в своей медитативной практике я пережил бесконечность глубины сознания, из которой несказуемо прекрасное блаженство созерцало внешний мир моими глазами. Когда-то давно, в юности, занимаясь горным туризмом, я испытывал подобные состояния души, поднимаясь высоко в горы. Обычно после длительного изнурительного восхождения с тяжелым рюкзаком за плечами, с постоянным ощущением опасности — скрытой под снегом глубокой расщелины, снежной лавины или камнепада — на вершине открывалась красота горного пейзажа, свежесть ветра наполняла тело легкостью, а душу невыразимым восторгом. Это было понятной, естественной реакцией человека, достигшего желанной цели после неимоверных препятствий. Но как достичь подобного состояния за счет спонтанного движения руки во время медитативного рисования? Для меня это оказалось загадкой и потрясением. В последующие дни медитации также проходили во время рисования. После них приходило чувство сильного удивления и детского восторга перед столь фантастической ситуацией, ставшей реальностью. Еще больше удивления я испытываю сейчас, по прошествии 10 лет, когда знаю, как сильно изменилась моя последующая жизнь благодаря этой «случайности». Хотя сейчас удивление дополняется пониманием явления медитативной графики и способов ее использования в процессе гармонизации и самопознания человека. Теперь можно ответить на вопрос: «Кто был изображен на моем первом рисунке, а также откуда появляются персонажи и сюжеты в подобных рисунках других людей?»

Ответ на этот вопрос читатель найдет в последующих главах. Поиск объяснений явления медитативного рисования потребовал длительной медитативной и аналитической работы как моей, так и специалистов Международной организации трансформации и развития сознания, пригласивших меня в 1991 г. на конференцию в Венгрию. Эта поездка открыла череду «случайных встреч» с духовными Учителями различных религиозных традиций. Каждая новая встреча предварялась испытаниями, похожими на мистериальные инициации древности, которые проходили адепты эзотерических (тайных) школ. Так, чтобы попасть на Венгерскую конференцию, я набрал необходимую сумму денег на авиабилет, но при этом исчерпал свои финансовые возможности. По стечению обстоятельств я прилетел в Будапешт за 6 дней до начала конференции и оказался в чужой стране без средств к существованию, уподобившись странствующему аскету. Эта ситуация стала хорошей школой жизни. Впервые п увидел жизнь глазами человека без дома, семьи, пропитания и знания языка. Длительные дневные прогулки на пустой желудок, бессонные ночи на вокзалах и скамейках в скверах сделали эти дни непрерывной медитацией. Я как бы вышел из обычного течения реки жизни и приподнялся над ней. Так, наверное, воспринимает величие океана летучая рыба, когда выпрыгивает из воды и парит в стихии воздуха, созерцая в морской пучине своих соплеменниц. Она видит и представителей отличной от нее формы жизни и иного сознания — птиц, парящих рядом и имеющих другие жизненные цели. Возвращаясь в родные глубины, она несет частицу этого волшебного переживания, которое заставляет ее вновь и вновь подниматься к поверхности и взлетать, чтобы обрести прекрасное чувство свободы полета. Так было и со мной. Тогда я пережил на своем опыте глубину и мудрость одного старого дзэнского афоризма.

Когда Мастера дзэн спросили, что же такое жизнь в состоянии дзэн, он ответил: «Когда я голоден, то ем, когда я устал — сплю». Я бродил по романтическим старинным улицам одного из красивейших городов Европы — Будапешта, и благодаря особенностям моего «аскетического» бытия восприимчивость к происходящему в окружающем мире (видимом и невидимом) обострилась чрезвычайно. Своим внутренним зрением я воспринимал информацию, на протяжении столетий накопившуюся в стенах древних замков и дворцов. Так появилось ощущение одновременного присутствия в разных исторических эпохах. Разнообразие костюмов людей, темпа жизни — все эти переживания как бы растворяли мое присутствие в современном мире и делали «человеком-невидимкой». Особенно сильно это ощущалось ночью, когда город засыпал и я поднимался на крепостную стену старинного замка, возвышающегося над городом и отделенного от него излучиной серебрящегося в лунном свете Дуная. Я вглядывался в ночной город, в башни со шпилями и думал о том, сколько поколений людей рождалось в этих домах-старожилах под черепичными крышами, проживало свою жизнь и умирало, так и не получив ответа на вопрос: «Зачем они пришли в этот удивительный мир, наполненный радостью и страданием?»

Вслушиваясь в звуки ночи, я чувствовал, что встал на путь, отличный от того, по которому я шел до сей поры. Наверное, эта ночь была поворотным моментом, определившим устремления моей дальнейшей жизни как поиска ответов на эти ночные вопросы.

На следующий день произошла «случайная» встреча с Папой Римским, прибывшим в Будапеште публичной

проповедью. Она стала символическим подтверждением правильности выбранного пути. Подготовившись таким образом к конференции, я провел на ней несколько семинаров для специалистов в области психологии, йоги, парапсихологии из 16 стран. Наверное, я донес до слушателей сущность метода, поскольку спустя некоторое время стал получать письма с благодарностью из Америки, Швейцарии, Германии и даже из Шри Ланки. В дальнейшем я неоднократно участвовал в различных конференциях этой организации, ставшей для меня

серьезной и интересной школой. Всегда, когда я чувствовал, что останавливаюсь в своем движении, я получал необходимую помощь от своих Учителей. Так, однажды я получил от настоятеля дзэнского монастыря в Японии Ко- гетсу Тани Роши и настоятеля монастыря в Америке Эйдо Таи Шимано Роши мантру (некий аналог молитвы в христианстве, при ее правильном произнесении происходит настройка внутреннего мира челове- камикрокосмоса на состояние гармонии, резонанса с макрокосмосом-Вселен- ной), с которой должен был работать. Ее изображение в виде замечательной каллиграфической надписи

выполнено обоими Мастерами (рис. 1). Так для меня открылся мир дзэнской каллиграфии и живописи.

Вы можете почувствовать силу, исходящую от надписи, созерцая ее некоторое время и рассматривая фотографию (рис. 2), на которой ее авторы стоят на берегу священного озера.
Вы можете почувствовать, как из неподвижности тишины, спокойствия и сосредоточия, в котором пребывают Мастера дзэн, возникает сильное переживание — осознание бесконечности мироздания, его красоты, гармонии. Вы ощутите поток добра, любви и сострадания, окутывающего и охраняющего, подобно легкой дымке тумана над священным озером.

Желтые листья тихо уснули В зеркале тонкого льда на пруду Незаметно пришла зима в Сад Камней у подножия Фудзи.

Эти строки родились у меня после созерцания этой фотографии.

Последующие «случайные» события находили меня в разных странах — в Египте, Индии, Германии, Италии, Швеции и, конечно, в России. Каждое из них привносило в метод свой вклад, поэтому наиболее интересные из них будут описаны в последующих главах и помогут вам лучше прочувствовать и освоить метод.

В завершении предисловия я кратко опишу тот путь, который может пройти человек, практикующий этот метод.

Редко у кого стремление к духовному миру и поиску смысла жизни проявляется в раннем возрасте. Обычно накопленный сознанием опыт не сразу прорывает завесу, отделяющую повседневные проблемы и заботы личности о выживании, удовольствиях и самоутверждении от мудрости, свойственной нашей сущности. С этого момента жизненная активность человека во многом определяется поиском ответов на постоянно звучащие вопросы о тайнах бытия, жизни и смерти, о Боге, о своем предназначении в этом мире. Изучая различные философские и религиозные системы и приводя в соответствие с ними свою жизнь, человек начинает понимать парадоксальное высказывание мистиков: «Бог станет человеком, чтобы человек мог стать Богом» [3, с. 102].

Углубляясь в практику, искатель наблюдает в себе пробуждение удивительных сил и творческих способностей.

Он избавляется от комплекса неполноценности, в нем начинает жить радость от осознанного переживания своей необходимости для мирового творческого процесса и от участия в нем. Открывается видение мира как зеркала, в котором отражается «я», и переживание «я» как отражение мира, наполненного красотой и чудом волшебной игры Абсолюта в непрерывном ряду объектов и субъектов феноменального и ноуменального миров, разделенных лишь возможностями нашего восприятия — видения. Мастер дзэн говорит об этом видении: «Находясь в сатори (состояние переживания), вы способны обнаружить великолепный дворец из драгоценных камней на одной травинке, но если вы не находитесь в сатори, то простая травинка скроет от вас великолепный дворец» [4, с. 143]. Сатори рождает чувства глубокого удивления и восторга, возвращающие человеку целостность и непосредственность детского восприятия мира, без которого невозможно «войти в Царствие Небесное». «Иисус увидел грудных детей и сказал своим ученикам: „Эти грудные дети подобны тем, которые войдут в Царство Небесное“» [5, с. 253]. Евангелие от Фомы начинается словами Иисуса, возможно, касающимися этого состояния (сатори): «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем» [5, с. 250].

Чувство удивления обладает великой силой трансформации. «Есть два источника, из которых возрастает, развивается и завершается человеческий дух. Один источник— это удивление (изумление), другой — страдание... Жизненные импульсы, даваемые удивлением и страданием, имеют нечто общее: служить освобождению и избавлению (спасению), которое человек везде и всегда вымаливает у своих богов. Но, возможно, ему лучше было бы однажды понять, что смысл его жизни, протекающей в удивлении и страдании, должен быть скорее тем смыслом, что освобождает заключенное в нем божественное начало» [6, с. 32].

В нашей жизни достаточно страдания, поэтому в этой книге я хотел бы познакомить читателя с медитативным методом, позволяющим развить в себе способность удивляться и использовать это удивление в качестве инструмента духовного роста.

Медитация удивление «...открывает уму человека величайшую тайну, присутствующую ежедневно и ежечасно; она расширяет сердце, так что оно может ощущать вечность времени и бесконечность пространства в каждой пульсации; она делает нашу жизнь в мире похожей на райскую. И все эти духовные деяния происходят без прибежища к какой-либо доктрине, а просто путем простой и непосредственной прочной приверженности истине, пребывающей в сокровенных глубинах нашего существа» [4, с. 187].

В путешествие к этим сокровенным глубинам я приглашаю отважных и жаждущих Пути странников Духа, а дорожным посохом для нас будет обыкновенная авторучка.

Исследования, описанные в этой книге, проводились на протяжении десяти лет, и все это время я пользовался неоценимой помощью со стороны многих значимых в моей жизни людей, в числе которых были мои учителя, мои друзья или коллеги, а некоторые сочетали в себе все эти роли. Здесь невозможно назвать всех поименно, но тем не менее я хотел бы выразить свою благодарность Ю. А. Андрееву, В. В. Лисихину, А. И. Копытину, Т. М. Сырченко, П. С. Копьеву, С. В. Иванову, Ю. О. Гринфельд, С. И. Огневу, В. М. Уварову.

Мне также хочется от всего сердца поблагодарить зарубежных друзей, оказывающих мне неоценимую помощь, без которой люди из многих стран не смогли бы познакомиться с этим методом. Это Маргарита и Петер Магнели, Ивона и Борис Аранович, Мария и Гудмунд Хеденскут из Швеции, Ульрика и Юрген Шульц, Роза и Вернер Форстер, Дубравка и Ханс Фрейссли, Элизабет Буттенберг, Топферей Елфриде, Олаф Фридрих из Германии, Владислава и Татьяна Ивановские из Италии, Наталья Кишкатос из Венгрии и многие, многие другие.


ґг
^ ГЛАВА 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДА

Irlfi






Человек есть символ. Также и каждый предмет или рисунок является символом. Нужно проникнуть за внешнее значение символа, или вы погружаетесь в сон. В символе заключен замысел, который совершает движение. Познайте этот замысел. Для этого вам необходим Руководитель. Но прежде, чем он сможет помочь вам, вы должны научиться проявлять честность в отношении цели ваших поисков. Если ваша цель — истина и знание, вы достигнете ее. Но если вы ищете чего-то ради себя и только, вы можете получить это и утерять все ваши высокие возможности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника iconЧто такое арт-терапия или терапия искусствами
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности....

Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника iconОсновы интермодальной арт-терапии
Интермодальная арт-терапия – терапия разными направлениями искусства, стремительно развивающейся метод современной психотерапии,...

Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника iconПрограмма конференции пятница 18 мая 10. 00 11. 00 Регистрация участников...
«Арт-терапия в современном мире: арт-терапия в образовании, медицине, бизнесе, социальной сфере»

Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника iconЧто такое арт-терапия?
Кроме того, арт-тера­пия является еще и развивающим методом: через творческий процесс происходит пробуждение души, самовыражение...

Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника iconРамачарака Хатха-Йога. Йогийская философия физического благосостояния...
Наука «Йога» разделяется на несколько отраслей. Из них главные и больше других известные: Хатха-Йога, Раджа-Йога, Карма-Йога и Жнани-Йога....

Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника iconДжеймс Джойс Портрет художника в юности ocr & spellcheck by HarryFan
Действительность увидена здесь через внутренний монолог героя, его ощущения и мысли. В центре романа размышление о вечном одиночестве...

Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника iconРасписание арт-терапевтических занятий на октябрь-декабрь 2013 года детские группы
Благодаря занятиям у детей снимаются проявления тревожности, агрессии, страха, улучшаются коммуникативные навыки, повышается уверенность...

Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника iconКнига Свами Шивананды «Йога-терапия»
Технику выполнения упражнений для создания иллюстраций продемонстрировал и объяснил А. Сидерский

Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника iconКнига Свами Шивананды «Йога-терапия»
Технику выполнения упражнений для создания иллюстраций продемонстрировал и объяснил А. Сидерский

Алексей будза арт-терапия йога внутреннего художника iconКнига Свами Шивананды «Йога-терапия»
Технику выполнения упражнений для создания иллюстраций продемонстрировал и объяснил А. Сидерский

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов