Лабораторная работа «Типы тканей и их функции»




НазваниеЛабораторная работа «Типы тканей и их функции»
страница1/4
Дата публикации25.12.2013
Размер0.58 Mb.
ТипЛабораторная работа
zadocs.ru > Физика > Лабораторная работа
  1   2   3   4
Содержание


Предисловие

4

  1. Занятие № 1. Лабораторная работа «Типы тканей и их функции»


5

  1. Занятие № 2. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Скелет»


7

  1. Занятие № 3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы»


13

  1. Занятие № 4. Практическая работа «Нервная система»

16

  1. Занятие № 5. Лабораторная работа «Высшая нервная деятельность»


19

  1. Занятие № 6. Практическая работа «Эндокринные железы»

26

  1. Занятие № 7. Практическая работа «Сенсорные системы (анализаторы): строение»


28

  1. Занятие № 8. Лабораторная работа «Сенсорные системы (анализаторы): функции»


30

  1. Занятие № 9. Практическая работа «Половая система»

39

  1. Занятие № 10. Лабораторная работа «Кровь»

41

  1. Занятие № 11. Практическая работа «Сердечно-сосудистая система»


45

  1. Занятие №12 Практическая работа «Пищеварительная система»


54

  1. Занятие № 13. Лабораторная работа «Дыхательная система»

57

  1. Занятие № 14. Практическая работа «Выделительная система»

62

  1. Занятие № 15. Практическая работа «Системы органов»

64

  1. Занятие № 16. Практическая работа «Гигиена труда и учебной деятельности»


65

Основные понятия, используемые в курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»


67

Литература

76

Предисловие

Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека – это дисциплина, необходимая всем будущим педагогам, а также специалистам психолого-педагогических и дефектологических специальностей. Эта дисциплина направлена на формирование одной из главных профессиональных компетенций – готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Знание анатомо-физиологических, в том числе возрастных, особенностей человеческого организма помогает педагогу и специалисту грамотно планировать учебные нагрузки, выбирать наиболее подходящие методики для обучения и коррекции психологического состояния детей, научить детей соблюдать правила гигиены труда и отдыха.

В рабочей тетради представлены дидактические материалы в виде иллюстраций, схем и таблиц для выполнения практических и лабораторных работ по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека. Проработка заданий способствует формированию навыков и умений анализировать теоретический и практический материал, систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения по изученной теме. В каждом занятии приведены контрольные вопросы для проверки усвоения материала. Кроме того, после освоения каждой темы студентам предлагается заполнить тематический словарь основных понятий, приведенных в последней части пособия. Для теоретической подготовки к каждой теме рекомендуется использовать учебную литературу, список которой приведен в конце издания.

^ Занятие № 1. Лабораторная работа «Типы тканей и их функции»
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

^ Цель: изучить строение различных типов ткани и определить их функции.

Оборудование: микроскопические препараты эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной ткани, микроскопы; учебник [3, с. 27-40].

^ Техника безопасности: аккуратно работать с микроскопом; ответственно относиться к правилам работы с ним; при переводе объектива на большое увеличение аккуратно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты тканей человека.

  2. Используя учебник [3, с. 27-40], заполните таблицу 1 «Типы тканей и их функции».

^ Таблица 1 – Типы тканей и их функции

Виды тканей

Рисунок (схема)

Особенности строения

Функции

^ Эпителиальная ткань

  • Однослойный эпителий








  • Многослойный эпителий








  • Железистый эпителий








Соединительная ткань

  • Костная








  • Хрящевая








  • Волокнистая








  • Кровь








  • Жировая








Мышечная ткань

  • Гладкая








  • Поперечно-полосатая скелетная










  • Поперечно-полосатая сердечная










Нервная ткань












Вопросы к занятию № 1:

  1. Где находится эпителиальная ткань?

  2. К какой ткани относятся железы?

3. В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань?

4. В чем состоит особенность строения соединительной ткани?

5. Межклеточное вещество крови – жидкость; костной ткани – плотные костные пластины. Чем объяснить различие в свойствах межклеточного вещества у этих видов соединительной ткани?

6. Благодаря сокращениям каких мышц осуществляются произвольные движения?

7. Для каких тканей характерны электрические сигналы?

8. Какие ткани участвуют в заживлении ран?

9. Какие ткани лишены кровеносных сосудов? Почему?

10. Каковы особенности строения нервной ткани? Что такое нейроглия?
Занятие № 2. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Скелет»
Опорно-двигательный аппарат – комплекс образований, придающий форму и опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Данный аппарат состоит из пассивной части – скелета и активной части – мышечной системы.

^ Цель: изучить строение и функции скелета.

Оборудование: модель скелета, черепа, позвонков, костей конечностей, таблицы, атласы [1, с.12-23; 5, с.14-21], учебник [4, с. 144-151].
Задание 1. Рассмотрите модель скелета и рисунок 1 «Скелет человека» и сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте красным цветом осевой скелет и синим цветом – периферический.



Рисунок 1 – Скелет человека
Задание 2. Рассмотрите модель позвоночника и рисунок 2 «Позвоночный столб» и сделайте соответствующие подписи к нему, на рисунке «а» укажите число позвонков в каждом отделе позвоночника, на рисунке «в» подпишите название физиологических изгибов позвоночника, укажите в каком возрасте и в связи с каким видом деятельности они формируются.


Рисунок 2 – Позвоночный столб
Задание 3. Рассмотрите рисунок 3 «Скелет верхней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.



Рисунок 3 – Скелет верхней конечности
Задание 4. Рассмотрите рисунок 4 «Скелет нижней конечности» и сделайте соответствующие подписи к нему.



Рисунок 4 – Скелет нижней конечности
Задание 5. Рассмотрите рисунок 5 «Вид черепа спереди и сбоку», подпишите соответствующие цифры. Выделите красным цветом кости лицевого отдела черепа, зеленым цветом – кости мозгового отдела черепа.


Рисунок 5 – Вид черепа спереди (а) и сбоку (б)
Задание 6. Рассмотрите рис.16 «Череп новорожденного», подпишите название родничков и некоторых частей черепа. Ответьте на вопросы: 1) Что такое родничок? 2) В каком возрасте происходит зарастание родничков? 3) В чем функциональное значение родничков?


Рисунок 6 – Череп новорожденного
^ Занятие №3. Практическая работа «Строение и функции опорно-двигательного аппарата: Мышцы»
Мышечная система – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанных между собой соединительной тканью.

^ Цель: изучить строение и функции мышечной системы.

Оборудование: муляжи, таблицы по «Мышечной системе», атласы [1, с.24-30; 5, с.22-29], учебник [3, с. 151-160], учебник [3, т. 2].
Задание 1. Рассмотрите рисунок 7 «Форма мышц», запишите в тетрадь основные виды мышц.



Рисунок 7 – Форма мышц

Задание 2. Рассмотрите рисунок 8 «Мышцы тела человека». Ответьте на следующие вопросы.

  1. Что обеспечивает определенную форму тела?

  2. Каким образом фиксируются мышцы?

  3. Почему возможно движение отдельных частей тела друг относительно друга?

  4. Какие мышцы сгибают и разгибают кисть человека?

  5. Где находятся мышцы, сгибающие пальцы?

  6. Какая мышца поднимает пятку?

  7. В каком движении участвует дельтовидная мышца?

  8. Какие мышцы сгибают и разгибают ногу в коленном суставе?

  9. Какие мышцы позволяют поддерживать вертикальное положение тела?




а



б

Рисунок 8 – Мышцы тела человека, вид спереди (а) и вид сзади (б)
Занятие №4. Практическая работа «Нервная система»
Нервная система – совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

^ Цель: изучить строение и функции нервной системы.

Оборудование: муляжи головного мозга, таблицы по «Нервной системе», атласы [1, с.53-58; 5, с.32-35]А. Астахова, атласы «Наглядный словарь», учебник [3, т. 1; 4, с. 14-39;].
Задание 1. Рассмотрите рисунок 9 «Рефлекторные дуги», подпишите все составляющие части. Приведите примеры 2-х-нейронных рефлексов и сложных рефлексов, рефлекторные дуги которых включают вставочные нейроны.


Рисунок 9 – Рефлекторные дуги (справа – простая, слева – сложная)
Задание 2. Рассмотрите рисунок 10 «Спинной мозг», подпишите все составляющие части. Какие 2 утолщения есть в спинном мозге, с чем это связано? Сколько пар спинномозговых нервов вам известно? Чем образован спинномозговой нерв, какой он по функции?


Рисунок 10 – Спинной мозг, вид спереди (а) и вид сзади (б)
Задание 3. Рассмотрите рисунок 11 «Головной мозг» и подпишите все части. Перечислите 6 отделов головного мозга, раскрасьте их разными цветами.


Рисунок 11 – Головной мозг
Задание 4. Заполните таблицу 2 «Действие вегетативной нервной системы».
^ Таблица 2 – Действие вегетативной нервной системы

Органы

При возбуждении симпатической нервной системы

При возбуждении парасимпатической нервной системы

Сердце






Артерии






Кишечник






Печень






Потовые железы






Слюнные и слезные железы







Зрачок






Бронхи






Мышцы, поднимающие волосы







  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» iconЛабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание...
Лабораторная работа № Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе. Стандарт школьного образования по информатике...

Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» iconЭто комплекс тканей мезенхимного происхождения, участвующих в поддержании...
Морфо-фукциональная характеристика соединительных тканей. Клеточные элементы волокнистой соединительной ткани: происхождение, строение,...

Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» iconЛабораторная работа № Лабораторная работа №3 Тема: «Работа с панелью...
Основные приемы работы(контекстное меню, выделение, группирование объектов, перетаскивание мышью, получение справки)

Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» iconЛабораторная работа №5. Генерация отчетов в субд access лабораторная...
Лабораторная работа №3. Изменения экранного образа таблицы в субд access лабораторная работа №4. Простые и сложные запросы к базе...

Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» iconЛабораторная работа №1 «Определение модуля упругости костной ткани»
Цель работы: Изучение упругих и прочностных свойств тканей организма. Используя универсальную установку определить модуль упругости...

Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» iconЛабораторная работа выполняется по темам: «Оптимизационные экономико-математические...
Лабораторная работа выполняется и защищается в соответствии с утвержденным расписанием занятий

Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» icon1. Лабораторная работа должна быть выполнена в двух вариантах
Вариант Головная функция и функции-подпрограммы находятся в одном исходном модуле

Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» iconЛабораторная работа по теме «Тема 10. Лабораторная работа «Текстовые файлы»
Цель лабораторной работы состоит в изучении средств vb и средств vs для работы с текстовыми файлами

Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» iconЛабораторная работа №9 Методика обучения теме «Среда программирования...
Цель: изучить методику введения понятий «алгоритм», «программа», «переменнай», «тип данных». Ознакомить со средой программирования...

Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» iconЗакон Ома для участка цепи без эдс. Сопротивление проводника. Падение...
Лабораторная работа: «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решётки»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов