Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”)




Скачать 164.22 Kb.
НазваниеЛабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”)
Дата публикации31.01.2014
Размер164.22 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Физика > Документы
Лабораторне заняття № 5. «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”)

  1. Загальне поняття про виси та упори.

  2. Присіди та упори.

  3. Випади, сіди, нахили.

  4. Виси.

  5. Особливості складання контрольних нормативів з фізичної культури.


1. Загальне поняття про виси та упори

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и пе­ремещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.

В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.

Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.

Различные положения тела: наклонные, вертикальные (голо­вой вниз) — положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражне­ний в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представ­лений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво име­ет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.

Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, группо­вой и поточный способы организации учащихся

Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью следующих методических приемов:

1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором - может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем - повторяется пройденное, развиваются двигательные способности.

2. Подбирая упражнения для основной части урока, следует учитывать, какую они дают нагрузку на организм учащихся и примерно знать, сколько подходов к снаряду (избранному виду занятия) может сделать ученик. При работе на снарядах, упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре. При этом нагрузка на мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты распределяется равномерно. В работу вовлека­ется, возможно, большее количество мышечных групп. Этим дости­гается гармоническое развитие мышечной силы, быстроты и вы­носливости к мышечной работе. При развитии у занимающихся двигательных способностей в начале основной части урока выполня­ются упражнения для развития координации движений, гибкости, равновесия, затем - быстроты; урок заканчивается выполнением упражнений для развития мышечной силы и выносливости.

3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению последующими упражнениями или не оказало бы отрицательного вли­яния.
^ 2. Присіди та упори

Присед — положение занимающегося, в котором ноги согнуты (опора на носки), руки в любом положении (рис. 28, а).

Полуприсед — приседание, выполняемое на половину амплитуды (рис. 28, б); часто применяется с полунаклоном и называется «старт пловца» (рис. 28, д).
^ Упор присев — присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо (рис. 32, а). При выполнении на одной ноге указывается нога, на которой выполняется приседание, а также положение свободной ноги. Например, упор присев на правой, левая сзади на носке (рис. 32, б).

^ Упор стоя на коленях — опора руками и коленями, носки вытянуты (рис. 32, в). Если опора производится на одном колене, то указывается, на каком и дополнительно указывается поло­жение свободной ноги. Например, упор на левом колене, правую назад (рис. 32, г).

Упор лежа — занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «спереди» принято опускать (рис. 33, а).

^ Упор присев выполняется как самостоятельное упражнение, а также используется для перехода в стойку на коленях и в упор лежа (рис. 27).
Из упора присев выполняются: упор присев на правой (левой) ноге, другая нога назад, в сторону; упор стоя на коленях (поочередным переставлением рук вперед); упор лежа (поочередным от-ставлением но,г назад или поочередным переставлением рук вперед) ; имитационное упражнение «Как прыгает лягушка?» (одновременным переставлением рук вперед с последующим одновременным отталки­ванием ногами).

Упражнения в упоре присев вначале проводятся у гимнастической скамейки, затем на полу.

^ Опускание на колено лучше всего выполнять из основной стойки.

С шага назад: 1) отставить правую (левую) ногу на большой шаг назад на носок, руки в стороны (это наиболее устойчивое положение); 2) опуститься на правое (левое) колено.

С шага вперед: 1) сделать большой шаг с правой (левой) ноги вперед, руки на пояс, левая (правая) нога сзади на носке; 2) опу­ститься на левое (правое) колено.

Положение стоя на колене будет правильным, если голень одной ноги и бедро другой будут перпендикулярны к полу (рис. 28).

^ Упор стоя на коленях выполняется из упора присев или из положения стоя на одном колене. Из упора стоя на коленях можно перейти в стойку на коленях с различным положением рук.

Упор стоя на коленях используется как исходное положение для многих упражнений: прогибание и выгибание спины; пооче­редное поднимание рук; поочередное отставление и поднимание ног; ходьба на четвереньках вперед и назад и др. Упражнения в упоре стоя на коленях и ходьба на четвереньках положительно вли­яют на формирование правильной осанки, подготавливают детей к лазанью по наклонной гимнастической скамейке.

Упоры выполняются вначале у высокой опоры, лучше всего у гимнастической стенки (на высоте груди), со временем высота опоры постепенно понижается (рис. 29).

Переход в упор стоя или упор лежа происходит поочередным отставлением ног назад.




  1. Упор присев на гимнастической скамейке (рис. 132) можно выполнять поперек и продольно. Учащиеся с этим положением уже знакомы при обучении лазанью по гимнастическим скамейкам. Упор присев можно также выполнять на коне, козле и бревне.

  2. Упор стоя на коленях (рис. 133) или упор стоя на одном колене, другую ногу назад (рис. 134).

  1. Упор лежа (рис. 135) может выполняться на полу, гимнастической скамейке (руки или ноги на скамейке), на бревне.

  1. Упор стоя (рис. 138) — наклонное положение тела стоя с опорой руками о гимнастический снаряд (гимнастическая стен­ка, конь, козел, бревно).

  2. Упоры (рис. 139) выполняются на коне, козле, бревне. В отличие от смешанных упоров, в которых опора осуществляется не только руками, но и еще какой-то частью тела, в простых упорах ученик опирается только руками. Для закрепления уп­ражнения в висах и упорах можно рекомендовать следующие связки.


^ 3. Випади, сіди, нахили

Выпады

Выпад выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее.

Выпад правой (левой) — выставление ноги вперед с одновременным сгибанием ее так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу (рис. 29, а).

^ Выпад назад — выставление ноги назад (рис. 29, б).

Выпад с наклоном — соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с накло­ном (рис. 29, в).

^ Глубокий выпад — выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указываются дополнительно. Напри­мер, глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 29, г).




^ Выпады вперед и в стороны (рис. 30). При обучении выпаду вперед надо сделать большой шаг с правой ноги вперед, развер­нуть ступню левой ноги наружу и согнуть правую ногу в колене (до прямого угла голени с полом). При этом обращается внимание на правильное положение туловища и головы. Затем это же упражнение выполняется с левой ноги.

После ознакомления с этим упражнением учащимся предлага­ется самостоятельно сделать несколько выпадов с правой и левой ноги. Далее выпад выполняется по команде учителя.

В такой же последовательности изучаются выпады в сторону.

^ Седы и положения лежа

Сед — положение занимающегося сидя на полу или на снаря­де с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в ка­ком-либо положении (рис. 31, а).

^ Сед углом — положение сидя с поднятыми вперед ногами, об­разующими с туловищем прямой угол (примерно), голова пря­мо (рис. 31, б).

Сед согнувшись — сед, при котором ноги подняты до верти­кального положения (рис. ^ 31, в).

Сед на пятках — сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис. 31, д).

Сед на пятках с наклоном — аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола (рис. 31, е).

^ Разновидности положения лежа:

на спине — ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается дополнительно;

на животе — согнутые руки касаются пола, сомкнутые прямые ноги лежат свободно;

Наклоны

Наклон — термин для определения сгибания тела в тазобед­ренных суставах вперед, назад или в стороны с полной ампли­тудой движения. При выполнении вперед указание о направле­нии можно опускать. Например, наклон (рис. 30, а).

^ Наклон прогнувшись выполняется обычно вперед, руки в сто­роны, голова приподнята (рис. 30, б).

Наклон с захватом — наклон вперед, при котором руки за­хватывают голеностопные суставы (30, в).

4. Виси

Висы (простые)

1. Вис (рис. 129). Руки, туловище и ноги составляют прямую линию. В положении виса тело держать прямо, мышцы плече­вого пояса умеренно напряжены, живот подтянут. Вначале по­ложение виса изучают на гимнастической стенке, где упражне­ние могут выполнять одновременно 10-15 человек. Вис можно выполнять как спиной к стенке, так и лицом к ней. При выпол­нении виса спиной к стенке необходимо следить за тем, чтобы ученики касались ее затылком, лопатками, ягодицами, икро­ножными мышцами и пятками, а при выполнении виса лицом к стенке — грудью, животом, бедрами и носками.

2. Вис на согнутых руках (рис. 130). Из виса стоя на согнутых руках на гимнастической стенке на первой или второй рейке, опуская ноги, принять вис на согнутых руках. На снарядах вис
на согнутых руках можно принять из виса стоя: слегка отталки­ваясь ногами и сгибая руки, повиснуть на согнутых руках и кратковременно зафиксировать это положение.

3. Вис согнув ноги (рис. 131). Из виса присев оттолкнуться ногами, согнуть их в коленях и кратковременно зафиксировать это положение.

Техника выполнения. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми.

Висы стоя

  1. Вис стоя на согнутых руках (рис. 120). Взяться руками на уровне плеч хватом сверху, ноги должны находиться под проекцией места хвата, руки согнуты в локтевых суставах. Уп­ражнение можно выполнять на перекладине, нижней жерди брусьев разной высоты, на одной из жердей брусьев одинаковой высоты, на гим­настической стенке.

  1. Вис стоя (рис. 121). Из виса стоя на согнутых руках, разгиная руки, угол наклона туловища к полу не более 45°.

  1. Вис стоя согнувшись (рис. 122). Из виса стоя согнуться в тазобедренных суставах до угла 90°, руки прямые, голову дер­жать прямо.

  2. Вис стоя сзади (рис. 123). Из виса стоя повернуться кругом, отпуская одну руку, и снова взяться ею за снаряд на ширине плеч хватом снизу.

Вис присев (рис. 124). Из виса стоя на согнутых руках, раз­гибая руки, присесть и принять вис присев.

  1. Вис присев сзади (рис. 125). Из виса стоя сзади сделать не­большой шаг вперед и присесть, не сгибая рук.

Висы лежа

  1. Вис лежа (рис. 126). Выполняется из виса на согнутых руках поочередным или одновременным переставлением ног впе­ред. Угол наклона тела к полу менее 45°. Плечи должны быть почти в вертикальной плоскости под перекладиной (жердью брусьев).

  2. Вис лежа согнувшись (рис. 127). Из виса лежа согнуться в тазобедренных суставах и принять вис лежа согнувшись.

  3. Вис лежа сзади (рис. 128). Из виса присев сзади, передви­гая ноги назад, принять вис лежа сзади.

Вис углом (рис. 148) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следую­щим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого ра­зогнуть ноги в вис углом.

^ Вис на согнутых ногах и руках (рис. 151) выполняется на перекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сги­бая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис завесом двумя). Можно выполнить и другим спосо­бом: из виса стоя сзади с наклоном вперед толчком двумя, через вис согнувшись, вис на согнутых ногах и руках.

^ 4. ОСОБЛИВОСТІ ПРИЙНЯТТЯ КОНТРОЛЬНИХ НОРМАТИВІВ

Піднімання в сід (за 1 хв)

Обладнання. Секундомір, гімнастична мата.

Опис проведення тестування. Учасник тестування лягає спиною на рівну поверхню, ноги зігнуті в колінах під прямим кутом, відстань між ступнями — 30 см, пальці рук з'єднані за головою. Партнер тримає його ступні так, щоб п'яти торкались опори. Після команди «Можна» учасник переходить у положення си­дячи і торкається ліктями колін, потім знову повертається у вихідне положення, торкаючись спиною і руками мати, після чого знову повертається в положення сидячи. Протягом 1 хв він повторює вправу з максимальною частотою.

Результатом тестування є кількість підйомів з положення лежачи в поло­ження сидячи протягом 1 хв.

^ Загальні вказівки і зауваження. Відштовхуватися від мати ліктями забо­роняється. Учасник тестування повинен намагатися виконувати вправу без зупи­нки, але й після зупинки тестування можна продовжувати.

^ Нахили тулуба вперед з положення сидячи

Обладнання. Накреслена на підлозі лінія АБ і перпендикулярна до неї розмітка в сантиметрах (на поздовжній лінії) від 0 до 50 см.

^ Опис проведення тестування. Учасник тестування сидить на підлозі босо­ніж так, щоб його п'яти торкалися лінії АБ. Відстань між п'ятами — 20-30 см.

Ступні розташовані до підлога вертикально. Руки лежать на підлозі між колінами долонями донизу. Партнер тримає ноги на рівні колін, щоб уникнути їх згинання. За командою «Можна» учасник тестування плавно нахиляється вперед, не згинаючи ніг, намагається дотягнутися руками якомога далі. Положення максимального нахилу слід утримувати протягом 2 с, фіксуючи пальці на розмітці. Тест повторюється двічі.

Результатом тестування є позначка на перпендикулярній розмітці в санти­метрах, до якої учасник дотягнувся кінчиками пальців рук у кращій з двох спроб.

Загальні вказівки і зауваження. Вправа повинна виконуватися плавно. Якщо учасник згинає ноги в колінах, спроба не зараховується.

^ Загальні вказівки і зауваження. Зараховується кращий результат з двох спроб. Не дозволяється під час підготовки до виконання стрибка згинати ноги або руки, стрибати з розбігу, торкатися розмітки після стрибка однією рукою.

^ Згинання і розгинання рук в упорі лежачи

Обладнання. Рівний дерев'яний або земляний майданчик.

Опис проведення тестування. Учасник тестування приймає положення упору лежачи, руки прямі на ширині плечей кистями вперед, тулуб і ноги утво­рюють пряму лінію, пальці стоп опираються на підлогу. За командою «Можна» учасник починає ритмічно з повною амплітудою згинати і розгинати руки.

Результатом тестування є кількість безпомилкових згинань і розгинань рук за одну спробу.

^ Загальні вказівки і зауваження. При згинанні рук необхідно торкатися грудьми опори. Не дозволяється торкатись опори стегнами, міняти пряме поло­ження тіла й ніг, перебувати у вихідному положенні та із зігнутими руками більш як 3 с, лягати на підлогу, розгинати руки почергово, розгинати і згинати руки не з повною амплітудою. Згинання і розгинання рук, виконані з помилками, не зара­ховуються.

Підтягування

Обладнання. Горизонтальний брус або перекладина діаметром 2-3 см, ла­ва, магнезія. Брус чи перекладина повинні бути розміщені на такій висоті, щоб учасник у вису не торкався ногами землі.

^ Опис проведення тестування. Учасник тестування стає на лаву та хватом зверху (долонями вперед) береться за перекладину на ширині плечей, руки прямі. За командою «Можна», згинаючи руки, він підтягується до такого положення, коли його підборіддя знаходиться над перекладиною. Потім учасник повністю випрямляє руки, опускаючись у вис. Вправа повторюється стільки разів, скільки в учасника вистачить сил.

^ Результатом тестування с кількість безпомилкових підтягувань, під час яких не порушена жодна умова.

Як виняток, для дітей дошкільного та учнів молодшого шкільного віку та жінок установлена система дробових оцінок тестування.

Якщо учасник випробування підтягнувся до положення, при якому візуаль­но реєструється незначний, але яскраво виражений кут згинання рух у ліктьових суглобах, то йому зараховується 1/3 підтягування. Підтягування до положення, при якому голова учасника досягає рівня перекладини, оцінюється як 1/2 підтягування. Якщо учасник досягає перекладини кінчиком носа, йому зараховується 1/4 підтягування.

^ Загальні вказівки і зауваження. Кожному учасникові дозволяється лише один підхід до перекладини.

Не дозволяється розгойдуватися під час підтягування, робити, зайві рухи ногами для допомоги собі.

Тестування припиняється, якщо учасник робить зупинку на 2 і більше секу­нди або йому не вдається зафіксувати потрібного положення більш як 2 рази під­ряд.

^ Подтягивание из виса лежа (девочки)

Техника выполнения. Выполняется на низкой перекладине или н/ж брусьев разной высоты. Ученица берется за переклади­ну хватом сверху, при этом перекладина должна находиться на уровне подложечной ямы, затем, постепенно переставляя ноги вперед и оставляя руки согнутыми, выпрямляет полностью те­ло. После этого разгибает руки, причем стопы остаются на мес­те, ноги слегка согнуты в коленях. Подтягивание считается вы­полненным, если подбородок поднимается до уровня кистей.

В целях подготовки к выполнению нормативов целесообраз­но на уроках выполнять подтягивания из виса лежа согнувшись на перекладине и из седа ноги врозь на канате, а также в висе с помощью. Определенный эффект в этом плане дают упражне­ния в уступающем режиме. Например, из виса на согнутых ру­ках медленное возвращение в вис или в вис стоя, толчком ног снова вис на согнутых руках и возвращение в и. п. Для укреп­ления мышц брюшного пресса рекомендуется выполнять сгиба­ние и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.

^ Вис на зігнутих руках

Обладнання. Горизонтальний брус або перекладина діаметром 2-3 см, встановлені на такій висоті, щоб найвищий учасник тестування міг.внконатн вис, не торкаючись ногами землі, лава, магнезія.

^ Опис проведення тестування. Учасник тестування стає па лаву і хваток зверху (долонями вперед) береться за перекладину зігнутими руками так, щоб підборіддя знаходилося над перекладиною. Коли він зайняв вихідне положення та готовий виконувати тест, подасться команда «Можна», за якою учасник перестає опиратись ногами й повисає на зігнутих руках (підборіддя знаходиться над перекладиною).

Результатом тестування с час у секундах, протягом якого учасник зберігає положення вису на зігнутих руках.

Загальні вказівки і зауваження. Учасник не повинен торкатися перекла­дини. У разі торкання підборіддям до перекладини або опускання підборіддя ни­жче від неї. торкання до опори ногами тестування припиняється.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”) iconМетодика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „
Лб. №6. Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури (розділ „Гімнастика”)

Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”) iconРобоча програма, методичні вказівки та індивідуальні завдання до...
«Вища математика» (розділ «Функції комплексної змінної та інтег­ральні перетворення») для студентів напряму 050202- автоматизація...

Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”) icon2 cеместр Практичне заняття 1 Соціально-психологічні характеристики лідерів мас

Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”) iconЗаняття
Обов’язки та дії постової та маніпуляційної медичної сестри терапевтичного відділення

Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”) iconСтатут устав
Розділ права та обов'язки підприємства. 4 Раздел права и обязанности предприятия

Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”) iconПлан проведення практичного заняття з навчальної дисципліни «Психодіагностика»
Волошина В. В., Волинська Л. В., Савицька С. О., Темрук О. В. Загальна психологія: Практикум: Навч посіб. – К.: Каравела, 2006. –...

Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”) iconПрактичне заняття №6 Мова, мислення, свідомість
Напрямки взаємодетермінації мова-мислення у процесах онтогенезу, філогенезу, комунікації І пізнанні

Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”) icon7 клас Розділ механічний рух
Механічний рух. Відносність руху. Тіло відліку. Система відліку. Матеріальна точка. Траєкторія. Шлях. Переміщення

Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”) iconПлан заняття: Аналіз теорій вікового розвитку. Фактори І закономірності розвитку психіки
Закономірності І динаміка психічного розвитку І формування особистості в онтогенезі

Лабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”) iconЗаняття
Методичні вказівки до лабораторних занять з дисципліни «Суднові автоматизовані електроприводи» склав у відповідності з навчальною...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов