Принципиальных схем систем судовых дизельных установок




НазваниеПринципиальных схем систем судовых дизельных установок
страница1/5
Дата публикации01.02.2014
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Физика > Методические указания
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет


составление

принципиальных схем систем

судовых дизельных установок





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению чертежей систем СЭУ

в курсовых проектах и работах

по дисциплинам «Судовая энергетика» и

«Эксплуатация СЭУ и безопасное несение

машинной вахты»


для студентов всех форм обучения

по направлению 6.070104 «Морской и речной транспорт»

специальности

«Эксплуатация судовых энергетических установок»



Севастополь

2010
УДК 629.12.03(078.8)

Составление принципиальных схем систем судовых дизельных установок. Методические указания по выполнению чертежей систем СЭУ для курсовых проектов и работ по дисциплинам «Судовая энергетика» и «Эксплуатация СЭУ и безопасное несение машинной вахты» для студентов всех форм обучения по направлению 6.070104 «Морской и речной транспорт» специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок»/ Сост. Ю.А. Лисняк. –Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2010. –40 с.
Цель методических указаний: предоставить студентам, которые обучаются по направлению 6.070104 «Морской и речной транспорт», изложение основных руководящих материалов по комплектации и выполнению чертежей принципиальных схем систем СЭУ при выполнении курсовых проектов и курсовых работ по дисциплинам «Судовая энергетика», «Эксплуатация СЭУ и безопасное несение машинной вахты»

Методические указания утверждены на заседании кафедры ЭМСС протокол № 14 от «29 июня» 2010 г.

Рецензент: Бурков Д.В., к.т.н., доцент кафедры ЭМСС
СОДЕРЖАНИЕ


Перечень условных обозначений и сокращений ……………..…

3

Введение………………………………………………………...….

3

1 Назначение и классификация систем СЭУ ……………..……

4

2 Топливные системы……………………………………..……...

5

3 Системы смазки……………………………………………...….

18

4 Системы охлаждения……………………………………….......

26

5 Системы сжатого воздуха…………………………………..…..

33

Библиографический список……………………………………….

36

Приложение А. Обозначения условные графические в схемах...

37



^ Перечень условных обозначений и сокращений

ВОД – высокооборотный двигатель;

ВПК – вспомогательный паровой котел;

ГД – главный двигатель;

ДВС – двигатель внутреннего сгорание;

ДГ – дизель-генератор;

МО – машинное отделение;

МОД – малооборотный двигатель;

МРС РФ – морской Регистр судоходства РФ;

СДУ – судовая дизельная установка;

СОД – среднеоборотный двигатель;

СЭУ – судовая энергетическая установка;

ТНВД – топливный насос высокого давления;

ТНВД – топливный насос высокого давления;

ФГО – фильтр грубой очистки;

ФТО – фильтр тонкой очистки.

ВВЕДЕНИЕ
Цель методических указаний дать представление об основных руководящих материалах по комплектации и выполнению чертежей принципиальных схем систем СЭУ при выполнении курсовых работ и проектов.

Системы СЭУ объединяют главные и вспомогательные механизмы в единый энергетический комплекс. От их оптимальной комплектации вспомогательными механизмами, запорной и регулирующей арматурой, а также элементами контроля и автоматического управления во многом зависит эффективность и надежность технической эксплуатации СЭУ.

Для более доступного изложения в методических указаниях принято традиционное в судостроении деление систем на подсистемы (трубопроводы). При выполнении заданных в курсовых работах и проектах принципиальные схемы систем должны включать все их подсистемы.

Настоящие методические указания рассматривают следующие основные системы СДУ: топливные, смазки, охлаждения и сжатого воздуха.

Рассмотренные в качестве примеров схемы трубопроводов систем даны в упрощенном виде и носят принципиальный характер (на них показаны основные элементы, зачастую без их дублирования), необходимый для уяснения работы системы.

В действительности системы СЭУ значительно сложнее, имеют дублирующее оборудование и участки трубопроводов, переключающую арматуру и приборы контроля и регулирования температур и давлений рабочих сред.
1 Назначение и классификация ^ СИСТЕМ СЭУ
Системой СЭУ называется совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, устройствами и приборами, предназначенными для выполнения определенных функций, обеспечивающих нормальную эксплуатацию СЭУ. Иногда ее называют механической системой (в отличие от общесудовой). В состав системы входят трубопроводы (трубы, фасонные части, арматура, соединения, компенсаторы), аппараты (очистные, теплообменные, различного назначения), устройства, емкости (цистерны, баки, баллоны, ящики) и приборы (манометры, вакуумметры, термометры, расходомеры). К очистным аппаратам относятся фильтры грубой и тонкой очистки, фильтрационные установки, центробежные и статические сепараторы, отделители. Теплообменные аппараты по назначению подразделяются на подогреватели, охладители, испарители и конденсаторы.

К аппаратам различного назначения относятся глушители шума на входе в двигатели и выходе из них, искрогасители выпускных газов судовых двигателей и гомогенизаторы.

В конкретную систему может входить только часть перечисленного оборудования.

Системы СЭУ классифицируют по назначению (а значит, и по рабочей среде): топливные, масляные, водяного охлаждения (забортной и пресной водой), воздушно-газовые (подвода воздуха для горения топлива, сжатого воздуха, газовыпуска судовых котлов и дизелей), конденсатно-питательные и паровые. Паровая система, например, включает в себя ряд трубопроводов: главного, отработавшего и вспомогательного пара, продувания котлов, уплотнения и отсоса пара и др. Системы одного наименования могут отличаться по составу, если они предназначены для обслуживания различных двигателей.

^ 2 Топливные системы
Топливные системы предназначены для приема, хранения, перекачивания, очистки, подогрева и подачи топлива к двигателям и котлам, а также для передачи топлива на берег или на другие суда.

В связи с обширностью выполняемых функций топливная система подразделяют на ряд самостоятельных подсистем (трубопроводов). Кроме того, часто в СЭУ используют несколько сортов топлива и в этом случае предусматривают самостоятельные трубопроводы для каждого из видов топлива, например дизельного, тяжелого, котельного. Все это усложняет систему.


    1. Приемоперекачивающий топливный трубопровод


Выполняет следующие функции:

  • прием и выгрузку топлива во время стоянки судна;

  • прием и выгрузку топлива в море на ходу судна;

  • перекачивание топлива между цистернами;

  • предотвращает перелив топлива через головки воздушных труб при его перекачивании или приеме на судно.

Указанные операции могут осуществляться одновременно с подачей топлива к двигателям и котлам.

Кроме того, приемоперекачивающий трубопровод используют для ликвидации крена и дифферента судна при аварийных ситуациях или для устранения в необходимых случаях крена и дифферента, возникающих при расходовании топлива.

Прием топлива на судно осуществляется с помощью внесудовых средств береговых или плавучих бункеровочных баз. Для этого на главной палубе или под нею прокладывают постоянный трубопровод с приемными отростками, выведенными в специальные приемные станции, отделенные от других помещений. Как правило, приемные станции размещают в средней части судна вблизи устройства для приема жидких грузов по обоим бортам судна, а на танкерах — в районе грузовых станций.

Станции приема топлива оборудуют фильтром предварительной очистки (или грязевой коробкой), измерительным устройством (нефтемером), а также термометрами и манометрами. Топливо подают на судно по шлангам, плотно соединенным с патрубками системы с помощью специального замка, струбцин или штуцеров. Топливо может быть принято с любого борта.

Основную магистраль приемного трубопровода рекомендуется проводить прямолинейно.

Если на судне используется несколько сортов топлив, то для каждого из них можно предусматривать автономные приемные и перекачивающие трубопроводы; допускается прием разных сортов топлива по единому трубопроводу.

При заполнении цистерн запаса не допускается перелив через головки воздушных труб. Контроль осуществляется одним из трех способов: по переливным трубам, по воздушно-переливным трубам и по контрольным цистернам (рисунок 2.1).

Контрольные цистерны оборудуют световой и звуковой сигнализацией, которая срабатывает при заполнении цистерны до определенного уровня, а также устройством для постоянного наблюдения за наполнением цистерны. После заполнения в цистернах должно оставаться свободное пространство, позволяющее производить прием топлива при максимальной его подаче в течение 5 мин.

Для перекачивания топлива из цистерны в цистерну и для выдачи его на берег служат топливоперекачивающие насосы. По конструкции они бывают винтовые и шестеренные. Количество насосов определяют в зависимости от состава СЭУ и должны обеспечивать их резерв. Рекомендуется предусматривать насосы для каждого сорта топлива.

а — по переливным трубам; б — по воздушно-переливным трубам;

1 — трубопровод от внесудовых средств; 2 — переливная труба;

3 —переливная цистерна; 4 — трубопровод к топливоперекачивающим насосам

Рисунок 2.1 – Схема приема топлива в цистерны запаса

с различными способами контроля уровня

На рисунке 2.2 показана принципиальная схема приема, перекачивания и выдачи моторного топлива крупнотоннажного судна с МОД.

Прием топлива на судно производится приемными станциями левого и правого бортов через фильтр предварительной очистки. Каждый приемный трубопровод оборудован клинкетной задвижкой и приборами. Основной запас топлива хранится в бортовых и днищевых цистернах тяжелого топлива. В состав системы входит и переливная цистерна. Приборы позволяют осуществлять дистанционный контроль уровня в цистернах запаса топлива, который ведется из ЦПУ. Предусмотрен и местный контроль уровня заполнения цистерн с помощью указательных колонок и разметок.

Перекачивание топлива из одних цистерн в другие, заполнение отстойной цистерны и цистерны котельного топлива, а также выдача его на берег и другому судну осуществляется винтовым топливоперекачивающим насосом, на приемном трубопроводе которого установлен фильтр грубой очистки.

1 - цистерны моторного топлива; 2 - трубопровод продувания; 3 - переливная труба;

4 — патрубки приема топлива; 5- труба к цистерне сбора протечек топлива; 6 — цистерна сбора протечек топлива и масса; 7 - цистерна моторного топлива, переливная;

8 — ци­стерна запаса топлива; 9 — труба к сепараторам; 10 — насос перекачивания моторного топлива; 11— цистерна моторного топлива, отстойная; 12— труба из цистерны запаса топлива; 13— труба в расходную цистерну; 14— труба в цистерну сбора протечек топлива и масла; 15— насос перекачивания протечек топлива; 16 - цистерна котельного топлива; 17 - труба к цистерне вод, загрязненных нефтепродуктами

Рисунок 2 – Принципиальная схема трубопроводов приема,

перекачивания и выдачи моторного топлива ДУ с МОД

Осушение цистерны протечек топлива и масла производится шестеренным электронасосом или ручным насосом путем перекачивания в цистерну котельного топлива или в цистерну вод, загрязненных нефтепродуктами. Эти же насосы можно использовать и для перекачивания дизельного топлива. Система оборудована трубопроводом для сбора протечек топлива от фильтров и кранов взятия проб.
2.2 Цистерны
Для хранения жидкого топлива на судне служат топливные цистерны, которые по конструкции делят на корпусные и вкладные. Корпусные цистерны образованы элементами корпусных конструкций: обшивкой, вторым дном, переборками судна. Вкладные цистерны представляют собой самостоятельную сварную металлическую конструкцию. Размеры и форма определяются назначением и местом их установки на судне.

По назначению различают следующие судовые цистерны:

  • основного запаса;

  • аварийного запаса;

  • расходные;

  • отстойные;

  • переливные;

  • сточные грязного топлива и отходов сепарации.

Цистерны основного запаса обычно располагают в бортовых отсеках, диптанках и в междудонном пространстве, в виде нескольких цистерн с симметричным расположением относительно диаметральной плоскости судна и равных по объему. Общая вместимость цистерн для каждого вида топлива зависит от автономности плавания и определяется расчетом.

^ Цистерны аварийного запаса топлива, не требующего подогрева, предусматривают на судах неограниченного района плавания и размещают вне двойного дна. Их вместимость должна быть не менее суточного запаса топлива на энергетическую установку.

^ Расходные цистерны, служащие для хранения топлива, подготовленного для двигателя, располагают в бортовых отсеках, диптанках. Обычно их изготовляют вкладными. Расходные цистерны для высоковязких топлив снабжают паровыми змеевиками. На судне с одним главным двигателем обычно устанавливают две расходные цистерны на каждый вид топлива. Для создания подпора для топливоподкачивающего насоса и обеспечения бесперебойной подачи топлива к двигателю, особенно при сильной качке судна, расходные цистерны располагают по высоте над двигателями, исключая попадание случайных протечек топлива на двигатель.

^ Отстойные цистерны предназначены для предварительного отстоя топлива, во время которого из него выпадают твердые частицы и осаждается вода. Их размещают вблизи расходных цистерн одинаковой с ними вместимости. Отстойные (по разным бортам судна) и расходные цистерны (спаренные) при работе двигателя могут быть подключены последовательно: когда топливо расходуется из первой, во второй осуществляется его отстой.

^ Переливные цистерны служат для приема в них топлива, переполняющего цистерны, расположенные выше двойного дна, при их заполнении или при перекачивании топлива из одних цистерн в другие. Переливные цистерны изготовляют корпусными и вкладными, но располагают на судне как можно ниже: в двойном дне или под настилом пола машинного отделения.

^ Сточные цистерны предназначены для сбора утечек через неплотности топливных насосов, форсунок, поддонов вкладных цистерн, фильтров, системы автоматики и другого оборудования.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Принципиальных схем систем судовых дизельных установок iconМетодика и техника демонстрационного эксперимента по физике
Будет весьма полезным учителям физики средних обшеобразовательных учреждений при разработке принципиальных и монтажных схем учебных...

Принципиальных схем систем судовых дизельных установок iconЕлектричні схеми розподільних установок
Вимоги до схем розподільних установок (РУ) передбачені Нормами технологічного проектування підстанцій І полягають у наступному

Принципиальных схем систем судовых дизельных установок iconМетодические рекомендации рассмотрены на заседании методического...
«Судовождение на морских путях», «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов», «Эксплуатация судовых энергетических установок»,...

Принципиальных схем систем судовых дизельных установок iconЦелью лабораторных работ по дисциплине "Микропроцессорные устройства...
...

Принципиальных схем систем судовых дизельных установок iconЛабораторная работа № по курсу "Проектирование цифровых устройств"...
Цель работы: Ознакомление c возможностями моделирования работы схем триггеров. Исследование работы схем триггеров различных типов,...

Принципиальных схем систем судовых дизельных установок iconИсследование комбинационных схем
Изучение принципов действия типовых комбинационных схем: дешифраторов, шифраторов, мультиплексоров, демультиплексоров

Принципиальных схем систем судовых дизельных установок iconЭлементы интегральных схем
Элементами интегральных схем (ИС) называют их неделимые составные части – те, которые нельзя специфицировать и поставлять как отдельные...

Принципиальных схем систем судовых дизельных установок iconВт раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных...
Структура: Теорет инф-ка часть информатики, включающая ряд математических разделов теория алгоритмов и автоматов, информации и кодирования,...

Принципиальных схем систем судовых дизельных установок iconКурсовой проект
В тоже время на ряде предприятий имеются собственные тэц. Усложнение схем электроснабжения ведет к необходимости внедрения автоматизированных...

Принципиальных схем систем судовых дизельных установок iconЛабораторная работа №1 Построение и реализация моделирующих алгоритмов...
Цель работы: выработка навыков алгоритмизации и программирования имитационных моделей систем массового обслуживания (смо) методом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов