Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника»




Скачать 228.44 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника»
Дата публикации04.02.2014
Размер228.44 Kb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > Физика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»

Институт механики и энергетики
Кафедра теплоэнергетических систем



«УТВЕРЖДАЮ»

_____________________

_____________________

«____»__________2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях
для направлений подготовки
140100.68 «Теплоэнергетика и теплотехника»
Профиль подготовки140105.68 Оптимизация топливоиспользования в энергетике
Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

очная

г. Саранск

2011 г.

  1. ^ Цели задачи освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины являются сформировать теоретические знания и практические умения по вопросам усовершенствования технологического оборудования в энергетике, выбор новых перспективных установок производства и распределения тепловой энергии, отвечающих современным требованиям.


  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях относится к профессиональному циклу дисциплин.

Дисциплина пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях базируется на знаниях следующих дисциплин:

- Нагнетатели и тепловые двигатели;

- Котельные установки и парогенераторы;

- Источники и системы теплоснабжения;

- технологические энергоносители предприятий;

- энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях,

и ряд других дисциплин.

Фундаментальные знания дают изучение таких дисциплин, как математика, физика, химия, теоретическая механика, метрология и др.

Курс пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях соединяет материал этих теоретических и специальных дисциплин, поскольку выбор новых перспективных оборудования и установок производства и распределения тепловой энергии, в целом базируются на знаниях этих дисциплин.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины технология ремонта машин
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1 по ФГОС-III); способностью использовать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки (ОК-8 по ФГОС-III); готовностью вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9 по ФГОС-III); способностью и готовностью использовать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности (ПК-1 по ФГОС-III); готовностью выбирать серийное и проектировать новое энергетическое, теплотехническое и теплотехнологическое оборудование, системы и сети (ПК-15 по ФГОС-III); готовностью к обеспечению бесперебойной работы, правильной эксплуатации, ремонта и модернизации энергетического, теплотехнического и теплотехнологического оборудования, средств автоматизации и защиты, электрических и тепловых сетей, воздухопроводов и газопроводов (ПК-18 по ФГОС-III); готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-22 по ФГОС-III); готовностью к разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии (ПК-30 по ФГОС-III).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- принципы работы современного технологического оборудования;

- задачи и режимы эксплуатации модернизированного технологического оборудования в теплоэнергетике;

- тепловые схемы термодинамические циклы и характеристики оборудования и установок;

- основы экологической безопасности технологических процессов в теплогенерирующих и теплоиспользующих установках.
Уметь:

- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе эксплуатации оборудования;

- выбирать необходимые методы решения исходя из конкретных задач эксплуатации;

- обрабатывать и анализировать результаты технико-экономических показателей эксплуатации оборудования;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

- исследовать режимы работ систем теплоснабжения в современных условиях и разрабатывать методы повышения их эффективности;
Владеть:

- способами управления технологическими процессами теплоэнергетических установок и оборудования;

- методами повышения энергетической эффективности теплогенерирующих установок;

- правилами технической эксплуатации оборудования теплоснабжения.

- современными технологиями, обеспечивающими возможность использования новых материалов в теплоэнергетике.
^ 4. Образовательные технологии
Новые образовательные технологии (НОТ) полностью не заменяют традиционные методы обучения, они, несомненно, имеют те преимущества, что привлекают обучающихся и стимулируют их познавательную деятельность, так как учебный процесс сосредоточен непосредственно на обучающихся, а это важное условие эффективного обучения. Однако НОТ ни в коей мере не исключают лекций, конспектирование консультаций, которые необходимы для проведения обучающихся к восприятию новой формы обучения, к критическому разбору той или иной работы.

Курс построен в виде комбинации лекций и лабораторных работ.

Лабораторные занятия, индивидуальные контрольные собеседования, опросы являются формами промежуточного контроля знаний студентов, способствующих лучшему усвоению материала.

Индивидуальное контрольное собеседование позволяет не только осуществлять контроль за усвоением учебного материала, но и оказывать адресную помощь студентам при изучении ими курса, способствовать глубокому уяснению наиболее сложных проблем дисциплины.

Проведение контрольных опросов или защита лабораторных работ в конце занятия позволяет активизировать работу студентов в ходе учебных занятий, вовлечь в обсуждение рассматриваемой темы как можно больше студентов.

В процессе изучения курса большое внимание уделяется рассмотрению конкретных практических ситуаций и технологий, основанных на реальном фактическом материале, которые позволят студентам:

  • в активной форме изучить материал определенной темы курса;

  • выработать навыки анализа практических ситуаций и основ разработки технологических процессов.

Участие студентов в лабораторных занятиях и индивидуально – контрольном собеседовании является обязательным, поскольку итоги данной формы контроля представляют собой составную часть оценки, выставляемой студентам в ходе итоговой аттестации.

Курс заканчивается сдачей экзамена.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 % аудиторных занятий (согласно ФГОС-III по направлению подготовки Теплоэнергетика и теплотехника).
^ 5.1 Содержание учебной дисциплины (модуля). Объем дисциплины и виды учебных занятий

Вид* учебной работы

Всего часов

Семестры

VII

VIII







^ Аудиторные занятия (всего)

68

34

34







В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

34

17

17

-

-

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

-

-

Семинары (С)

-

-

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

34

17

17

-

-

^ Самостоятельная работа (всего)

40

20

20

-

-

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-

-




-

Расчетно-графические работы

-

-

-

-

-

Реферат

-

-

-

-

-

^ Другие виды самостоятельной работы
















Контрольная работа

-

-

-







Вид текущего контроля успеваемости
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36













Общая трудоемкость 144 час

4 зач. ед.































^ 5.2. Содержание разделов учебной дисциплины
Лекционные занятия
5.2.1 Введение
Предмет и содержание курса. Задачи курса и связь со смежными дисциплинами. Современное состояние, основные направления и перспективы развития теплоэнергетики в России и за рубежом. Назначение и применение источников теплоснабжения. Задачи модернизации оборудования в системах теплоснабжения. Комбинированная выработка тепловой и электрической энергии. Анализ состояния, аспекты безопасности и пути повышения надежности работы энергетического оборудования в теплотехнике и теплоэнергетике. Энергетическая сущность теплофикации.

5.2.2 Энергетическая эффективность теплофикации

Энергетическая эффективность теплофикации. Методы оценки эффективности теплофикации. Методика расчёта расходов топлива на ТЭЦ. Абсолютная и удельная экономия топлива при теплофикации. Тепловые циклы паротурбинных, энергетических газотурбинных и парогазотурбинных установок. Оптимальное распределение тепловой нагрузки на паротурбинной ТЭЦ. Теплофикационное оборудование ТЭЦ. Определение оптимального коэффициента теплофикации ТЭЦ. Пути снижения затрат на собственные нужды ТЭЦ. Энергетические характеристики газотурбинных и парогазовых теплофикационных установок.

5.2.3 Совершенствование энергетических паротурбинных и газотурбинных установок

Принципиальные тепловые схемы современных паротурбинных установок. Повышение, экономичности и надёжности работы теплофикационных паровых турбин и паротурбинных установок. Определение экономичности и оптимизация работы турбинной ступени. Проблемы и пути модернизации газотурбинных установок. Развитие конструкций газотурбинных установок. Малые газотурбинные установки. Пути улучшения характеристик газотурбинных двигателей.
5.2.4 Применение комбинированных энергетических установок
Основные тепловые схемы и параметры комбинированных парогазовых установок (ПГУ) с паровыми и газовыми турбинами. Паротурбинные установки в тепловой схеме ПГУ. Энергетические показатели ПГУ. Тепловые схемы ПГУ с котлом утилизатором. Оптимизация работы ПГУ с котлом утилизатором. Маневренность и способы регулирования ПГУ. Комбинированная выработка тепловой и электрической энергии на ПГУ. Парогазовые теплоцентрали. Состояние и перспективы применения энергетических ПГУ на различном виде топлива в промышленности. Основные особенности работы и параметры современных газотурбинных установок и паровых турбин в составе комбинированных установок.

ПГУ со сбросом газов в котел и методы повышения их тепловой экономичности. Наддув как метод повышения эффективности работы парогазовых установок. Пути развития ПГУ со сбросом газов в котел.

Участие парогазовых ТЭЦ в регулировании электрической мощности энергосистем. Повышение надёжности работы парогазовых установок. Основы расчёта ПГУ.
5.2.5 Использование когенерационных установок в малой энергетике

Совместная работа котельных и ТЭЦ в системах теплоснабжения. Модернизация существующих производственных котельных в мини-ТЭЦ. Принципиальные схемы и области применения мини ТЭЦ. Гидравлические схемы мини-ТЭЦ. Виды топлива для мини-ТЭЦ. Электрический КПД мини-ТЭЦ и себестоимость энергии. Газопоршневые установки. Потенциал применения газопоршневых двигателей. Использование биогаза в газопоршневых мини-ТЭЦ. Использование газопоршневых мини-ТЭЦ в России и за рубежом. Конструкция схемы и принцип работы микротурбинных когенераторных установок. Мини-ТЭС. Энергетические установки на базе дизельных двигателей.


Тригенерационная система. Применение тригенерации. Энергетическая эффективность, преимущества и недостатки системы.
^ 5.3 Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

5.2.1

5.2.2

5.2.3

5.2.4

5.2.5

1.

Эксплуатация, ремонт и модернизация энергетического, теплотехнического и теплотехнологического оборудования





+


+


+




2.

Потенциал энергосбережения в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологии








+


+


+

3

Принципы эффективного управления технологическими процессами в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологии


+


+


+


+




4

Государственная итоговая аттестация


+


+


+


+


+



^ 5.4 Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Введение


2

-

-

-

4

6

2.

Энергетическая эффективность теплофикации

8

-

10

-

8

26

3.

Совершенствование энергетических паротурбинных и газотурбинных установок

8

-

8

-

10

26

4.

Применение комбинированных энергетических установок

8

-

12

-

10

30

5.

Использование когенерационных установок в малой энергетике

8

-

4

-

8

20




Итого

34

-

34

-

40

108


^ 6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-ем-кость

(час.)

1

Энергетическая эффективность теплофикации

Изучение состава и назначения элементов принципиальной тепловой схемы ТЭЦ

2

2

Определение экономической эффективности и энергетических показателей работы ТЭЦ

4

2

Методы и устройства экономии топлива в тепловых двигателях в теплоэнергетике

4

3

Совершенствование энергетических паротурбинных и газотурбинных установок

Определение основных характеристик газотурбинной установки и способов их улучшения

4

4

Определение расхода пара на регенеративные подогреватели турбинной установки

4

5

Применение комбинированных энергетических установок

Оптимизация схем и параметров парогазовой установки

4

6

Определение показателей тепловой экономичности и расчет параметров цикла парогазовой установки

4

7

Оценка экономической эффективности модернизации ГТУ-ТЭС с использованием парогазовой технологии

4

8

Использование когенерационных установок в малой энергетике

Изучение принципиальных схем работы тригенерационных систем в малой энергетике

4


Примечание. При отсутствии лабораторных стендов могут быть использованы компьютерные лабораторно-практические ра­боты по представленной тематике.
^ 7. Практические занятия (семинары)

Практические занятия планом учебного процесса не предусмотрены
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
8.1 Контрольные вопросы по дисциплине
1. В чем заключается сущность теплофикации.

2. Основные характеристики тепловых электростанций.

3. Состояние теплоснабжения в России и перспективные направления его развития.

4. Критическая доля комбинированной выработки теплоты на ТЭЦ.

5. Определение удельного расхода условного топлива на комбинированную выработку электрической энергии на базе теплового потребления.

6. Определение экономии топлива при централизованном теплоснабжении от ТЭЦ и от котельных.

7. КПД выработки электроэнергии на газотурбинных ТЭЦ, расчётные формулы.

8. Определение удельной комбинированной выработки электрической энергии в теплофикационной парогазовой установке на единицу отработанной теплоты, отведенной в систему теплоснабжения.

9. Определение удельного расхода топлива на комбинированную выработку электроэнергии в парогазовой теплофикационной установке.

10. Удельная выработка электроэнергии на газотурбинных ТЭЦ, расчетные формулы.

11. Основные формулировки задачи оптимизации коэффициента теплофикации. Особенности задач и методы их решения.

12. Способы повышения КПД цикла ПТУ.

13. Основные параметры, от которых зависит КПД и работа цикла ГТУ.

14. Условия рационального применения ПГУ различных типов.

15. Применение ПГУ с котлом утилизатором.

16. Условия применения и схемы теплофикационных ПГУ в составе энерготехнологических установок предприятий.

17. Оптимизация показателей ПГУ.

18. Перспективы применения ПГУ установок, использующих различные виды топлива.

19. Технологии комбинированной выработки электроэнергии и тепла на ТЭЦ.

20. Сравнение технико-экономических показателей паротурбинных, газотурбинных и парогазовых ТЭЦ.

21. Устройство и принцип действия когенераторной установки.

22. Тригенерационная система. Принципиальные схемы работы.

23. Мотивация строительства мини-ТЭЦ на базе ГПА, реконструкция котельной.

24. Газопоршневые мини-ТЭЦ. Принципиальные и гидравлические схемы.

25. Системы утилизации вторичной теплоты. Баланс энергии когенерационной установки.
^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
а) Основная литература с грифами
Учебники:

1.Соколов Е.А. теплофикация и тепловые сети: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МЭИ, 2001.- 472 с.

2.Цанев С.В., Буров В.Д., Ремезов А.Н. Газотурбинные и парогазовые установки тепловых электростанций: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МЭИ, 2002. – 584 с.

3.Трухний А.Д., Ломакин Б.В. Теплофикационные паровые турбины и турбоустановки: учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МЭИ, 2002.-540с.

4.Турбины тепловых и атомных электрических станций: учебник для вузов.-2-е изд. перераб. и доп./ А.Г. Костюк, В.В. Фролов, А.Д. Трухний. – М.: Изд-во МЭИ,2001.-488с.

5.Щегляев А.А. Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкции турбин: Учеб. Для вузов: В 2 кн.- М.: Энергоатомиздат, 1993. – 384 с.
б) Основная литература без грифа
Учебные пособия:

1.Безлепкин В.П. Парогазовые установки со сбросом в котел. - Л.: Машиностроение, Ленинград. отд-ние, 1984.- 232 с.

2.Канаев А.А., Корнеев М.И. Парогазовые установки. Конструкции и расчет. – Л.: Машиностроение, Ленинград. отд-ние, 1974. – 240 с.
в) Дополнительная литература

1.Ольховский Г.Г. Энергетические газотурбинные установки. – М.: Энергоатомиздат, 1985.-304с.

2.Манушин Э.А. Газовые турбины: Проблемы и перспективы. – М.: Энергоатомиздат, 1986.-186с.

3.Манушин Э.А. Комбинированные энергетические установки с паровыми и газовыми турбинами// Итоги науки и техн. ВИНИТИ. Сер. Турбостроение. – 1990.-4.-184с.

4.интернет-источники.

Программное обеспечение и основные материалы по дисциплине представлено на сайте: www.ime.mrsu.ru
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 140100.68 «Теплоэнергетика и теплотехника»


Авторы (разработчики):

ГОУВПО «МГУ им. НП. Огарева





Доцент кафедры ТЭС




Д.В. Кузнецов


Рецензенты(эксперты)













____________________

(место работы)




_______________

(занимаемая должность)




_________________

(инициалы, фамилия)

____________________

(место работы)




_______________

(занимаемая должность)




_________________

(инициалы, фамилия)

Программа одобрена на заседании

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от года, протокол № .






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника» iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии издательского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной...

Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника» iconРабочая программа учебной дисциплины «методика преподавания права»
Профиль подготовки для всех магистерских программ, реализуемых мгюа имени О. Е. Кутафина

Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника» iconРабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными»
Э. Н. Терегуловой на основании типовой учебной программы (М., 2000г), требований Государственного образовательного стандарта впо...

Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника» iconРабочая программа учебной дисциплины высшая математика направление...
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника» iconРабочая программа дисциплины «Банковское дело»
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...

Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника» iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплекса знаний и практических навыков о принципах предпринимательской деятельности в России и других странах...

Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника» iconРабочая программа учебной дисциплины
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 540600...

Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника» iconРабочая программа Учебной дисциплины производственная практика «Помощник...
Г. Ф. Имельгузиной и Э. Н. Терегуловой на основании типовой учебной программы (М., 2000г), требований Государственного образовательного...

Рабочая программа учебной дисциплины пути модернизации технологического оборудования в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях для направлений подготовки 140100. 68 «Теплоэнергетика и теплотехника» iconРабочая программа Учебной дисциплины «доказательная медицина»
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, утвержденный Министерством образования и науки РФ «8» ноября...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов