Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен




Скачать 99.57 Kb.
НазваниеГромыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен
Дата публикации14.02.2014
Размер99.57 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Физика > Документы
Автор - Громыко Григорий Олегович ©

технолог по парной технологии обучения

Mannheim, Германия, 20 октября 2010
Стартовый экзамен

Часть первая. Предыстория

Здесь речь пойдет об эксперименте "стартовый экзамена" в ИАТЭ, г. Обнинск, Калужская область. Он же бывший "филиал МИФИ", а в постсоветские времена - Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ. Еле нашёл, что такое НИЯУ - национальный исследовательский ядерный университет.

Идея простая была, - повернуть семестр концом к началу. Сначала экзамен, потом курсовые и лекции. Именно это и удалось осуществить. Но давайте начнем с начала и расскажем все по порядку.

^ Летом 1978-го года я вернулся в Обнинск после девяти лет работы по распределению в Ижевске. Кроме инженерного стажа был за плечами и разнообразный опыт преподавания, - для заработка, зарплаты были очень скромные, денег на семью не хватало. К зиме попал я на курсы повышения квалификации в ЦИПК, в группу системных программистов.

Не удивляйтесь, пожалуйста! Программировать я тогда не умел вообще, - ну просто нисколько не умел. А в группе собралось 30 молодых инженеров, проработавших программистами уже несколько лет. Попал я в группу почти случайно, - мне было нужно просто научиться программировать, а что такое "системное программирование" я и понятия не имел.

Основной курс по ассемблеру (язык самого низкого, машинного программирования) читал нам молодой кандидат наук, - каждый день первая пара все два месяца кряду. Из того, что он объяснял, я ничего понять не мог и сидел как чурбак, очень грустный... Чуть позже обнаружилось, что и программисты со стажем тоже ничего не понимают в его объяснениях... Еще чуть позже оказалось, что вообще никто ничего не понимает. Тогда я перестал ходить на его лекции.

Пришел перед зачетом на консультацию. Понятие в курсе равно нулю. Сижу печальный "что делать?!?"... А кандидат наук между прочим говорит о том, что предыдущей группе он дал задачку из 14 команд с заданием написать то же самое в меньшее число команд и что они не смогли это сделать. И пишет эти команды на доске. Ну, я взял да и списал их, а после консультации пошел к себе, взял книжку... К утру, в день зачета, у меня была эта программа написана в 9 команд. Тогда я понял, что же такое ассемблер.

После всего этого педагогического безобразия, - а что? мало? если 30 молодых и не глупых инженеров 50 дней по 2 часа слушают кандидата наук и не понимают ровным счетом ничего? - после этого я сказал себе "пора кончать!! если не я, то кто же!?". И начал создавать свой курс по системному программированию.

На то, чтобы все продумать и ответить на вопрос "как практически организовать курс, чтобы не прикладая (моих) рук все сами все поняли?", - а также на то, чтобы найти умного заведующего кафедрой, который бы взял к себе мой курс, - на все на это ушло два года. Женщина вынашивает ребенка 9 месяцев. На вынашивание педагогической идеи нужно чуть больше времени. Кстати, таким завкафедрой оказался В.А. Тупчиев в ИАТЭ. Он заведовал кафедрой прикладной математики.

Так началась судьба еще одной педагогической идеи в городе Обнинске, - идеи стартового экзамена. О самой "конструкции" курса расскажу во второй части (см. ниже), а здесь скажу только, что в феврале студенты сдавали экзамен, который им полагалось сдавать в июне, а потом делали три курсовые работы. После чего получали зачет в зачетку.

При этом лекций не было вообще, - студенты получили их на первом занятии в готовом виде прямо в руки. По ним и готовились к стартовому экзамену. На первом же занятии они получили и задание на первую курсовую, которую делали параллельно с подготовкой к экзамену, - в первую неделю семестра.

Все это происходило в феврале 1982-го, а в средине апреля все студенты моей группы взмолились! Я ничего не мог понять... Что случилось?!? Они объяснили мне, что в институте им не дают проходу, - все лезут за консультациями по системному программированию. Ладно бы еще это делали студенты! Но нет! Даже некоторые преподаватели докучали моим ребятам вопросами...

Душа моя вознеслась к небесам! Радости моей не было предела! В мае и июне я вообще ничего не делал, - все было сделано за февраль, март и апрель. Да, забыл сказать, что устное "добро" на эксперимент я получил у проректора по учебной работе Здоровцевой Г.Г.

В конце июня я спросил у завкафедрой, берет ли он меня на следующий весенний семестр? Он сказал, что все нормально, конечно, берет. И я пошел домой улучшать свой спецкурс дальше, - ошибок и недочетов обнаружилось довольно много. Потратил на это свой очередной отпуск целиком, - не поехал с семьей на юг даже, - ведь в то время лекции приходилось печатать на механической пишущей машинке...

И каково же было мне услышать в декабре, что "министерство урезало часы" и мне не хватило! ^ От горя я просто почернел. Недели две ходил как приведение, держась за стенки...

А ларчик просто открывался. Еще летом я написал небольшую заметку и отвез ее в "Комсомольскую правду", - надо же было поделиться такой хорошей идеей с людьми? Редакция долго там чего-то мусолила... Я ездил к ним и звонил... А они тянули резину. Но в начале декабря все же напечатали. Из моих двух страниц печатного текста получился один абзац в пять строчек типа "в городе науке Обнинске инженер Громыко попробовал повернуть семестр концом вперед, - начал семестр с экзамена". И - все! И ничего больше. Вот эти пять строк и послужили причиной для "нехватки часов" на мой спецкурс...

"В чем дело? Почему?", - возможно, спросит кто-то. Дело в том, что в то время экспериментов боялись как черт ладана. Как мне потом, - года через два, - рассказали хорошо информированные люди, после публикации заметки в "Комсомолке" был срочно созван партком ИАТЭ совместно с ректоратом во главе с ректором Середой, на котором стало ясно, что поскольку в городе Обнинске есть только один вуз, постольку по заметке не составляет труда вычислить, где и кто допускает столь отчаянные эксперименты... Далее дело техники, - "после непродолжительной гражданской панихиды тело было предано земле"...

На этом судьба идеи стартового экзамена в городе науки еще не совсем закончилась. Через три года началась горбачевская оттепель... Вузам разрешили эксперименты в разумных пределах. Мне об этом стало известно от друзей. Я пошел на ту же кафедру прикладной математики. Кафедра разрослась, пришло много молодых выпускников ИАТЭ. Это был период бурного количественного роста вуза.

Чтобы обсудить "а нужны ли нам эти сумасбродные идеи про обучение вообще без лекций?" собрали специальное расширенное заседание кафедры. Пришел, - даже! - зампредпарткома. С моей стороны пришли двое уважаемых и в вузе, и в среде программистов-практиков специалистов. Дискуссия длилась часа два, пожалуй. Много было сказано с обеих сторон.

Меня грустно поразил консерватизм юных преподавателей кафедры, пришедших совсем недавно "со школьной скамьи"... На прощанье заведующий кафедрой дал мне почитать книгу отца русской авиации Жуковского (за точность не ручаюсь, пишу по памяти), посвященную лекционному искусству, - это просто поэма, посвященная лекциям и лекторам.

На этом печально закончилась судьба идеи стартового экзамена в Обнинске. Подготовленные 75 экземпляров нового варианта моих "лекций" в жестком переплете еще долго валялись у меня в квартире. Потом я с болью выбросил их в мусорный контейнер.

^ Об этой ошибке сожалею до сих пор, - нужно было сразу после "нехватки часов" отнести их в библиотеку ИАТЭ. Вот об этом я сожалею до сих пор... Увы! Прошлого не вернуть.

А если кому-нибудь нужна статья про стартовый экзамен, то пишите е-письма на info@paarschool.com, - охотно вышлю. Если случится кому-то из моих бывших "экспериментальных" студентов прочитать эти заметки, то просил бы также откликнуться.

Далее идёт сама статья о стартовом экзамене.

^ Часть вторая. Стартовый экзамен.

После того, как я закончил два инженерных вуза (МИФИ и еще строительный) и еще один курс повышения квалификации как системный программист, - после этого моя чаша терпения лопнула! Я сказал себе: "Хватит! этому нужно положить конец!". То есть я решил коренным образом изменить способ обучения.

Два года ушло на думы и подготовку. Еще год понадобился на то, чтобы мой курс где-то взяли. Ну - взяли, наконец!.. Я честно сказал проректорше по учебной работе, что буду делать "семестр наоборот", то есть поставлю мой спецкурс сессией вперед.

Уже позже у меня для “семестра наоборот” отлилось название - "стартовый экзамен", а в то время никакого названия ещё не было.

Спецкурс у меня был "крутой" - 12 ребят и девчат, которые 7-го февраля пришли ко мне на занятие в субботу, сказали мне в один голос, что они приняли это решение (записаться на мой курс) почти что как в огонь прыгнуть... Ну, что-то вроде этого сказали.

А был это весенний семестр 4-го курса, и были эти ребята с самого элитного факультета института... Так что повидали они уже в учебе всякого, но того, что они увидели, они никогда не видали! И, - думаю, - не видали и потом…

Как происходит рост компетенции студентов в течение обычной учёбы, все мы хорошо знаем, - это выглядит как-то вот так примерно -



Я сказал им: "Уважаемые, вы вот такие все из себя. Через неделю, в следующую субботу (а преподавал я по субботам, так как в остальные дни я работал на галерах инженером) у вас будет экзамен по моему спецкурсу, - ну, тот экзамен, который вы, конечно, думали, что он будет в июне...:-)", - так я им сказал. Вы бы видели их лица!!!

Потом я раздал им по две книжечки, в которых содержался скелетный каркас моего предмета, - в одной книжечке был только текст, а во второй - только иллюстрации, примеры, задания, вспомогательные таблицы... Ну, чтобы удобнее было, читая текст, рядом держать картинку...

Я сказал им: "Спокойно-спокойно!! Откройте в первой книжечке последнюю страницу. Что вы там видите? Правильно, там 96 вопросов. А что стоит в конце каждого вопроса? Правильно, там стоит номер страницы, на которой ответ. Теперь возьмите какой-нибудь вопрос и посмотрите ответ на него. Нашли? Правильно, ответ на странице подчеркнут, - его сразу видно!

Теперь слушайте сюда, я расскажу вам, как будет проходить экзамен. Вот конвертик (я достал из кармана обычный конвертик и высыпал на стол 96 картонных номерочков размером 2х2 см), в нем 96 номерочков... Соображаете? - у них в глазах испуг стал потихоньку уступать место любопытству, - Кто хочет сдавать экзамен сейчас?" - опять лица окаменели...

Еще минут десять я им объяснял, что среди них нет ни одного смелого мужчины, что ему ничего не угрожает, что он просто выйдет сюда к столу, возьмет в горсть десять картонок, откроет одну с номером, прочитает вопрос вслух и даст, - тут же, без промедления, - ответ. Семь картонок - сюда, три - сюда = зачет.

Еще минут пять мы выясняли, есть ли все же среди них "смелый мужчина"... Ясное дело, что таковой сыскался. Тогда народ спрашивает, а как, мол, будем решать, правильно ответил или нет?

Ну я говорю, посмотрим вместе, оно ведь почти что на глаз видно...:-) Вы же, говорю, чему-то четыре с половиной года учились (а в нашем МИФИ учились тогда по пять лет и 10 месяцев)? Так что сообразим как-нибудь сообща. Ну, выходит, берет, читает вопрос, кое-как отвечает... Получилось 4 против 7. Я говорю, мол, во! еще три и зачет!

Потом я прочитал им первую и последнюю лекцию в течение 15 минут. Потом повел их в машинный зал, где стояла самая лучшая машина института (тогда это была ЕС-1050), там уже нас ждали... Через 2 часа вышли они оттуда почти как после двухдневной попойки...

Через неделю зачет сдали три человека... Остальные, похоже, не врубились... Еще через неделю - еще четыре человек... Одного я впервые увидел в конце мая - он пришел, за час ответил на миллион моих вопросов и сдал три положенных (мною) курсовых. В них-то и было все дело! У него папа был программистом, поэтому он весь семестр не вылезал из машинного зала...

Я же им сказал еще в первый день, - первый курсовой принесете готовый тоже через неделю. Задание на него найдете на стр. N. Поэтому все дальнейшие занятия (у меня было две спаренные пары подряд!) заключались в личных консультациях со мной. Поскольку я не справлялся, то пришел мой друг и давал консультации параллельно.

Поскольку народ приходил к началу, - ну, по привычке! - то я им сказал, уважаемые, чего это вы тут сидите? Консультация длится минут 20-30. Установите очередь и приходите по списку... Или работайте здесь над курсовыми, - вот у меня на столе стопка книг, - это уникальные книги, их нигде нету, а тут - даже искать в каталоге не нужно.

И еще, - сверх курсовых, но по желанию, - я сделал из них рабочую группу, которая делала реальный заказ для лаборатории моего друга.

Какой результат? В начале апреля, - то есть менее чем через два месяца от начала спецкурса, - от народа стали ко мне поступать массовые жалобы на одну и ту же тему: "Мы не можем ничем заниматься в институте! Нам не дают прохода не только студенты, но и некоторые преподаватели, - надоели с консультациями! Ни на что времени не остается! Скажи им то! Скажи им это!"

Я сперва не понял. А когда "въехал", то, - честно скажу, - был безмерно счастлив! Мои ребята консультируют других! Ха! Но апрель подходил к концу, студент выпучил глаза на приближающуюся весну и сессию... Всем, кто сдал три курсовых, я честно поставил зачет задолго даже до зачетной сессии... И когда все преподаватели потели, давая всевозможные консультации, я уже и думать забыл про работу...

Потом, когда сессия отшумела, я пришел к зав. кафедрой и спросил, как, мол, там дальше? Возьмете в следующий весенний семестр?

Ну, эту историю я уже рассказал в начале...

P.S. Перечитал и увидел, что к истории со стартовым экзаменом нужно добавить одно теоретическое рассуждение. Оно касается профессионализма. Одна из граней профессионализма заключается во владении спец. словарем, - ведь известно, что каждая сфера деятельности имеет свой метаязык. Вот им и приходится овладевать.

Но еще более главным, - более главным, чем само по себе владение профметаязыком, - является способность человека овладевать им быстро и самостоятельно. Именно эта способность и была выращена в моих двенадцати студентах в кратчайшие сроки.

Вырастить ее удалось за счет двух вещей. Первая "вещь" - мои книжечки... В них мне удалось проструктурировать профсловарь (видимо, в профессии системного программиста в то время было всего 96 "слов"...:-). Вторая "вещь" - курсовые работы... Они оживили словарь, полученный в мертвом виде на стартовом экзамене.

^ Конечно, тема не раскрыта еще полностью… Ведь стартовый экзамен позволяет вообще отменить сессию как явление вредное и жутко экономически невыгодное… Для этого не нужно никаких декретов от ректората или министерства. Ведь при наличии стартового экзамена каждый новый курс можно начинать в любой день, - хоть в феврале, хоть в марте, хоть в апреле… И продолжаться он может тоже как угодно долго или коротко… А это, как я понимаю, очень удобно для планирования…

Но главное все же в том, что студент получает в результате такого скользящего начала-окончания курсов равномерную нагрузку в течении всего периода учебы… Исчезают авральные сессии… И вместе с ними исчезают все те вредоносные явления, которые их сопровождают… Ну да! Мечтать – не вредно! Мечтать – полезно!

Мораль. Это может осуществиться только в том случае, если за дело возьмутся люди, которым это выгодно. Выгодно не “так себе”, а выгодно не на шутку! Выгодно в самом деле! Кровно выгодно! А где они??…-(( Их-то и нету…

Послесловие. Во всем этом самое сложное, - проструктурировать материал так, чтобы выпукло уложить основные смыслы в бирки-слова, то есть сделать живой словарь данной профессии.

Когда я переехал жить в Германию, то статью про стартовый экзамен опубликовал один немецкий журнал. Переводили мы её на немецкий вдвоём с одним очень известным профессором, - часами сидели плечом к плечу. От него я узнал, что ему такая идея не известна, хотя его область была педагогика.

Вот теперь, пожалуй, все. До свидания. Г.О.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен iconСтандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность...
Дата первой официальной публикации: 1 октября 2010 г. Опубликовано: в "РГ" Федеральный выпуск №5301 1 октября 2010 г. Вступает в...

Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен iconГригорий Сергеевич Вечканов Микроэкономика Завтра экзамен «Микроэкономика....
В восьмом издании книги известных отечественных авторов вы найдете основные вопросы курса «Микроэкономика». Изложенные кратко и доходчиво,...

Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен iconОтчетности: экзамен Тема Ведение в теорию обучения: предмет и теоретические основы дидактики
Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников

Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен iconТема: «Педагогические технологии: сущность, свойства, классификация»
Технологии {массового обучения; индивидуального обучения; обучения в малых группах}

Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен iconКурс. Педагогика Вопросы на экзамен Понятие педагогики как науки
Отцы Востока: Климент Александрийский, св. Василий, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст

Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен iconГермания
Эта статья обо всей истории Федеративной Республики Германия; о периоде истории до 1990 года см.: Западная Германия

Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен iconВступительное испытание: письменный экзамен по психологии по программе бакалавриата
Срок обучения в магистратуре 2 года. Форма обучения очная. Окончание обучения в магистратуре предусматривает защиту магистерской...

Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен iconСвидетельство о государственной аккредитации №002096 от 22. 06. 2009...
У им. Г. В. Плеханова активно сотрудничает с Германской службой академических обменов (daad), Обществом романо-германской дружбы...

Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен iconГ. В. Губарев Редактор- издатель
Абрамов григорий Иванович (дон.) рожд. 1893 г., ст. Урюпинской; есаул; участник Первой Мировой войны, борьбы за Дон в г г. 1918 20...

Громыко Григорий Олегович © технолог по парной технологии обучения Mannheim, Германия, 20 октября 2010 Стартовый экзамен iconОб общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации
ФЗ, от 27. 12. 2009 n 365-фз, от 05. 04. 2010 n 40-фз, от 08. 05. 2010 n 83-фз, от 27. 07. 2010 n 191-фз, от 27. 07. 2010 n 237-фз,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов