Скачать 226.77 Kb.
|
Контрольные задания по логике для заочной формы обучения. Требование к оформлению контрольной работы. Контрольная работа должна быть оформлена в виде реферата, с листами формата А4. Использовать программу Microsoft Word. В программе задать следующие положения: текст – Times New Roman, высота шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Поля: левый – 2,5 см, правый – 1 см, верх – 1,5 см, низ – 2 см. Список использованной литературы не менее 3 источников. Объем работы должен составлять 5-10 страниц вместе с титульным листом. Задание 1 I. Теоретическое задание. 1. Основные законы логики: 1.1. Закон тождества. 1.2. Закон противоречия (непротиворечия). 1.3. Закон исключенного третьего. 1.4. Закон достаточного основания. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Спортивная обувь, не спортивная обувь, ботинки, кеды, туфли. б) Цветок, горшок для цветов, ромашка, букет, ваза для цветов. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Всякий моряк умеет плавать; б) Не все книги содержат полезную информацию. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Каждый ученый хочет сделать открытие Этот человек не является ученым ? б) Петров – фамилия победителя соревнования Петров студент нашей группы ? Задание 2 ^ Понятие как форма абстрактного мышления. Признаки и их виды. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Прибор, барометр, спидометр, хронометр, особо точный прибор; б) Горд, район, центр города, улица, Казань, населенный пункт. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) У каждой лошади есть хвост. б) Ни одна кошка не дружит с мышами 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Не все хвойные деревья остаются зелеными на зиму Некоторые деревья остаются зелеными на зиму ? б) Лошадь может быть рыжей Белая лошадь не может быть рыжей ? Задание 3 ^ Виды понятий: общие, единичные и пустые (с нулевым объемом); конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Животное, ластоногое животное, неластоногое животное, тюлень, тигр; б) Протон, нейтрон, электрон, атом. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Нейтрон не имеет электрического заряда; б) Некоторые квадраты – ромбы. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Некоторые обитатели моря млекопитающие Морской окунь – обитатель моря ? б) Многие люди хорошие спортсмены Некоторые люди отличники ? Задание 4 ^ 1. Отношения между понятиями: сравнимость и несравнимость, совместимость и несовместимость. 2. Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). 3. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Логическая операция, индукция, дедукция, анализ, синтез; б) Дом, не достроенный дом, достроенный дом, девятиэтажный дом, кирпичный дом. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Некоторые неслучайные события являются пожарами; б) Есть кошки, которые дружат с собаками. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Все тюлени – ластоногие Ни одно ластоногое не есть рыба ? б) Натрий – металл Натрий не тонет в воде ? Задание 5 ^ 1.Что такое определение понятия. Определение понятия и его виды 2. Правила явного определения понятия и возможные ошибки. 3. Неявные определения. Приемы, сходные с определениями понятий. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Кофе, молотый кофе, растворимый кофе, вкусный кофе, напиток, квас; б) Наука, физика, химия, физические явления, химические явления. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Приведения не существуют; б) Некоторые люди не умеют писать. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Мышь грызет книгу Мышь – имя существительное ? б) Некоторые ромбы квадраты Некоторые ромбы четырехугольники ? Задание 6 ^ 1. Деление понятий. Правила и ошибки. 2. Классификация понятий. 3. Ограничение и обобщение понятий. II. Практическое задание. 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Детство, ребенок, взрослый, человек, который любит шоколад, девочка; б) Стол, шкаф, ножка от стола, мебель, не мебель. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Некоторые растения однолетние; б) Не все то золото, что блестит. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Все ужи пресмыкающиеся Это животное не уж ? б) Некоторые металлы жидкие Ртуть жидкая ? Задание 7 ^ 1. Суждение как форма мышления, его структура. 2. Суждение и предложение. 3. Основные виды суждений. II. Практическое задание. 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Ручка, авторучка, деревянная ручка, красивая ручка; б) Завод, цех, предприятие, фабрика, центр завода. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Ряд водоплавающих не дышит жабрами; б) Наши друзья не пошли в музей. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Все рыбы плавают Это животное плавает ? б) Все слова служат для выражения мыслей Все жесты служат для выражения мыслей ? Задание 8 ^ 1. Суждение как форма мышления, его структура. 2. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству). 3. Объединенная классификация суждений по количеству и качеству. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Тело, организм, орган, часть тела, рука, нога, сердце; б) Умный, глупый, человек, ребенок. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Есть люди, которые все еще верят в злых духов; б) Ноутбук не является стационарным устройством. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Некоторые рабочие завода изобретатели Иванов – рабочий завода ? б) Все птицы летают Крокодилы не птицы ? Задание 9 ^ 1. Суждение как форма мышления, его структура. 2. Распределенность терминов в категорических суждениях. Её представление с помощью круговых схем Эйлера. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Земной шар, восточное полушарие, западное полушарие, Япония, США, президент америки; б) Монарх, монархия, форма правления, Николай II. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Есть люди, которые очень любят читать газеты; б) Не вся информация в Интернете полезная. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Все студенты сдают экзамены Петров сдает экзамены ? б) Некоторые люди экстрималлы Некоторые экстрималлы - студенты ? Задание 10 ^ 1. Отношения суждений по истинности (правила логического квадрата). 2. Сложное суждение и его виды (соединительные, разделительные, условные, эквивалентные). Таблицы истинности. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Планета, Земля, Луна, космическое тело, спутник Земли, искусственный спутник земли, естественный спутник земли; б) Умный, неумный, человек, сосед, родственник. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Ни один воробей не улетает зимой в Африку; б) Летом бывает жаркая погода. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Все учебные аудитории нуждаются в проветривании Эта комната не является аудиторией ? б) Некоторые животные яйцекладущие Некоторые организмы – животные ? Задание 11 ^ 1. Понятие и структура умозаключения. 2. Основные виды (типы) умозаключений (простые и сложные; дедуктивные, индуктивные, традуктивные). ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Законченное произведение, не законченное произведение, Произведение Вивальди: «Времена года». б) Адмирал, английский адмирал, русский адмирал, адмирал Ушаков, адмирал Нельсон, морской флот, сухопутные войска. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Рожденный ползать лететь не может; б) Морская вода тяжелее пресной. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Все снайперы имеют хорошее зрение ^ ? б) Ни один материалист не является идеалистом Субъективные идеалисты не материалисты ? Задание 12 ^ Непосредственные дедуктивные умозаключения путем преобразования суждений (превращение, обращение, противопоставление предикату, противопоставление субъекту). Методы индуктивных умозаключений. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Населенный пункт, село, город, дом, улица. б) Полководец, древнегреческий полководец, древнеримский полководец, Ганибал. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Каждый жалуется на свою память, но никто на ум, б) Есть студенты, которые знают логику на пять. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Шиповник не роза Лиана не шиповник ? б) Некоторые люди психически больные Иванов человек ? Задание 13 ^ 1. Понятие силлогизма его структура и аксиома. 2. Простой категорический силлогизм, его состав и общие правила. II. Практическое задание. 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Тело, организм, растение, камень; б) Планета, астероид, комета, космическое тело, солнечная система, Солнце, Земля. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Есть животные, которые с легкостью переносят полярные морозы; б) Иванов хорошо разбирается в технике. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Мышление есть психический процесс У животных имеются психические процессы ? б) Лук – оружие дикарей Лук – съедобное растение ? Задание 14 ^ Фигуры и модусы силлогизма. Особые правила фигур и отбор правильных модусов. Правила сведения всех фигур к первой фигуре. II. Практическое задание. 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Летающие, нелетающие, птицы, люди, пингвины; б) Компьютер, системный блок, монитор, процессор, цифровое устройство. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Есть люди, которые не смотрят футбол; б) Ни одна корова не ест мясо. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Матрица – это часть системы алгебраических уравнений Матрица – это культовый фильм ? б) Все бессмертные существа бесплодны Приведения бесплодны ? Задание 15 ^ Сложные и сокращенные силлогизмы (полисиллогизм, энтимема, сорит, эпихейрема), их логические схемы и формулы. II. Практическое задание. 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Параллелограмм, квадрат, четырехугольник, фигура, трапеция; б) Шахматист, не шахматист, гроссмейстер, шахматист Каспаров. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Некоторые простые организма – амебы; б) Все охотники убийцы животных. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Все бегемоты живут в воде Бегемоты живут в Африке ? б) Некоторые кошки ласковые Некоторые кошки живут у нас во дворе ? Задание 16 ^ 1. Условно – категорический силлогизм, его модусы и формулы. Условия правильности выводов от утверждения (отрицания) основания к утверждению (отрицанию) следствия и наоборот. 2. Разделительный и условно-разделительный силлогизмы: модусы, схемы и формулы, правила построения. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Стол, мебель, полированная мебель, шкаф, ручка от шкафа, ножка от стола; б) Ромашка, цветок, букет, горшок для цветов, ваза для цветов. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Пожар мог произойти в результате специального поджога; б) Все страстные курильщики зависимые от некатина. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Все люди смертны Ни одна собака не есть человек ? б) Нейтрон – частица атома Протон – частица атома ? Задание 17 ^ 1. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. 2. Виды доказательства: прямое и непрямое (косвенное). Доказательство от противного и методом исключения. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Часть лица, часть тела, лоб, глаз, нога, тело, лицо; б) Студент, отличник, именной стипендиат, школьник. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Некоторые летательные аппараты не имеют крыльев; б) Все девушки интересуются модой. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Все рыбы плавают Это животное плавает ? б) Одесская область – часть Украины Украина член ООН . ? Задание 18 ^ Понятие опровержения и его способы: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Кит, акула, водоплавающее животное, рыба, млекопитающее животное; б) Водоем, озеро, река, устье реки, судоходная река. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Все ужи пресмыкающиеся; б) Ни один вертолет не имеет крылья. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Большинство мужчин интересуются политикой Иванов интересуется политикой ? б) Некоторые растения однолетние Есть такие растения, которые имеют красный цвет ? Задание 19 ^ Правила доказательного рассуждения (правила тезиса, аргументов и демонстрации). Ошибки в доказательствах. II. Практическое задание. 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Дедушка, бабушка, сын, внук, внучка, дочка, человек; б) Дом, многоэтажный дом, кирпичный дом, строение, первый этаж. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Ни один жир не растворяется в воде; б) Некоторые студенты изучают логику. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Многие люди хорошие ученные Некоторые люди интересуются спортом ? б) Косы – сельскохозяйственные инструменты Косы – красивые прически ? Задание 20 ^ 1. Вопрос как форма мысли. 2. Виды и правила постановки вопросов. II. Практическое задание. 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Дерево, бревно, бревенчатый дом, яблоня, яблоко; б) Земной шар, западное полушарие, восточное полушарие, Япония, США, президент Америки. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Все буряты похожи на китайцев; б) Некоторые музыканты скрипачи. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Некоторые растения ядовиты Некоторые некоторые змеи ядовиты ? б) Некоторые растения ядовиты Клубника – растение ? Задание 21 ^ 1. Основные законы логики: 1.1. Закон тождества. 1.2. Закон противоречия (непротиворечия). 1.3. Закон исключенного третьего. 1.4. Закон достаточного основания. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Спортивная обувь, не спортивная обувь, ботинки, кеды, туфли; б) Цветок, горшок для цветов, ромашка, букет, ваза для цветов. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) У каждой лошади есть хвост. б) Ни одна кошка не дружит с мышами 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Некоторые обитатели моря млекопитающие Морской окунь – обитатель моря ? б) Многие люди хорошие спортсмены Некоторые люди отличники ? Задание 22 ^ Понятие как форма абстрактного мышления. Признаки и их виды. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Прибор, барометр, спидометр, хронометр, особо точный прибор; б) Горд, район, центр города, улица, Казань, населенный пункт. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Всякий моряк умеет плавать. б) Не все книги содержат полезную информацию. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Не все хвойные деревья остаются зелеными на зиму Некоторые деревья остаются зелеными на зиму ? б) Лошадь может быть рыжей Белая лошадь не может быть рыжей Задание 23 ^ Виды понятий: общие, единичные и пустые (с нулевым объемом); конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Животное, ластоногое животное, неластоногое животное, тюлень, тигр; б) Протон, нейтрон, электрон, атом. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Некоторые неслучайные события являются пожарами; б) Есть кошки, которые дружат с собаками. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Мышь грызет книгу Мышь – имя существительное ? б) Некоторые ромбы квадраты Некоторые ромбы четырехугольники ? Задание 24 ^ 1. Отношения между понятиями: сравнимость и несравнимость, совместимость и несовместимость. 2. Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). 3. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Детство, ребенок, взрослый, человек, который любит шоколад, девочка; б) Стол, шкаф, ножка от стола, мебель, не мебель. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Ни один воробей не улетает зимой в Африку; б) Летом бывает жаркая погода. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Некоторые рабочие завода изобретатели Иванов – рабочий завода ? б) Все птицы летают Крокодилы не птицы ? Задание 25 ^ 1.Что такое определение понятия. Определение понятия и его виды 2. Правила явного определения понятия и возможные ошибки. 3. Неявные определения. Приемы, сходные с определениями понятий. ^ 1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями: а) Земной шар, восточное полушарие, западное полушарие, Япония, США, президент америки; б) Монарх, монархия, форма правления, английская королева. 2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера: а) Есть животные, которые с легкостью переносят полярные морозы; б) Иванов хорошо разбирается в технике. 3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку: а) Все ужи пресмыкающиеся Это животное не пресмыкающееся ? б) Некоторые металлы жидкие Ртуть жидкая ? |
![]() | ![]() | Основные принципы и требования к ведению бухгалтерского учета в англосаксонской и европейской моделях | |
![]() | А4 в рукописном или компьютерном вариантах. Текст располагается на листе с полями (без выделения в рамку): слева – 30 мм, справа... | ![]() | Оргкомитета тезисы доклада. Текст: формат- doc, размер страницы А4, поля – 2см, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал... |
![]() | Документ должен быть выполнен в формате ms word. Шрифт Times New Roman, кегль 12 и межстрочный интервал 1 Все поля по 20 мм | ![]() | Текст и таблицы набираются в редакторе ms word 2003 (*. doc), шрифт Times New Roman, размер 14 пунктов, межстрочный интервал 0, уравнения... |
![]() | Реферат должен содержать разделы: введение, основная часть, заключение. Информация должна сопровождаться ссылками на использованную... | ![]() | Контрольная работа – обязательная форма отчетности студента по политологии. Она является допуском к экзамену. Самостоятельно выполненная... |
![]() | Контрольная работа – обязательная форма отчетности студента по политологии. Она является допуском к экзамену. Самостоятельно выполненная... | ![]() | История России. Практикум для студентов заочного отделения. – Пенза: пгуас, 2010 |