Скачать 2.18 Mb.
|
Планирование Зачет
1. Молодежь: тенденции социальных изменений. 1. Общие задачи и содержание курса. 2. Методология исследования проблем молодежи: общеметодологический подход, специальные научно-методологические принципы и особенности эмпирического уровня исследований. 3. Основные проблемы молодежи. Определение основных направлений социальной молодежной политики государства на современном этапе. 4. Общие условия и исторический контекст формирования современной молодежи. 5. Социальные портреты молодежи советского и постсоветского периода. 6. Деформация социума и специфика решения основных жизненных задач современной молодежи. 7. Основы социальной защиты и воспитания российской молодежи. 1.1. Общие задачи и содержание курса. 1.1.1. Содержание курса. 1. Молодежь: тенденции социальных изменений. 2. Проблемы социальной работы в молодежной среде. 3. Социальная работа с молодежью за рубежом. 4. Организация социальной работы с молодежью в России. 5. Социальные и психологические особенности девиантного поведения в молодежной среде. Технологии социальной работы с такой категорией молодых людей. ^ Раскрыть основные направления социальной работы с молодежью. Исследовать содержание деятельности учреждений социального обслуживания молодежи. Охарактеризовать работу по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде. Определить основные пути содействия занятости и трудоустройству молодежи. Выявить возможности социальной помощи уязвимым категориям молодежи, молодым мигрантам и переселенцам. Проанализировать содержание и формы организации досуговой деятельности и отдыха молодых людей. Изучить правовые и педагогические основы работы с молодежью. 1.1.2. К определению понятий. См.: Технология социальной работы. /Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. (6) Технология (от греч. technē – искусство, мастерство, умение + logos – учение) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. (6) Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г. Автор утверждал, что возможность (7) технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов. (7) в 1977 г. выходит в свет книга В.Г. Афанасьева «Человек в управлении обществом», в которой социальная технология предстает важным элементом механизма управления, а ее сущность понимается как перевод требований объективных законов на язык практики социального управления: «Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей» [Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 235.] (8) Социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов. Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. (10) Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: технологический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему. Из: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. 1. В научной литературе существует множество определений понятия «система». Их можно сгруппировать в два блока, если в основу положить характерные критерии, адекватные как общей теории систем, так и теориям социальных систем. Если исходить из общей теории систем (Л. Берталанфи, И. Миллер, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, У.Р. Эшби и др.), то следует выделить группу существенных признаков, на основании которых можно определить основания системного подхода к социальному обслуживанию населения. В первую группу можно включить такие признаки, как: – система — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей; – система – часть (подсистема) объективной реальности, действительности, один из ее объектов; – любая система не существует сама по себе, она всегда функционирует и развивается в определенной среде; – система обладает целостностью; – составные части системы обладают разнообразием; – в каждой системе заложен механизм ее самосохранения, самодвижения и саморазвития; – система всегда является внутренне организованной; – системы могут подразделяться по уровню развития на высокосложные, развитые, среднеразвитые и слаборазвитые элементарные системы (этапы становления); Обычно под системой понимается упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимодействующих структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют некую целостность. Система как целостность приобретает новые свойства, новые характеристики, не содержащиеся в образующих ее элементах. В то же время отдельные элементы, образующие комплекс, также приобретают новые свойства, интегративные качества. Любая система, с точки зрения ее внешних свойств, выступает в качестве объекта со множеством элементов, природа которых зависит от ряда факторов. Система состоит из подсистем и элементов. Чем сложнее система, тем многообразнее комплекс подсистем и элементов. Между составляющими системы устанавливаются определенные отношения и связи. Благодаря им совокупность подсистем и элементов превращается в единое целое, в котором свойства системы представляют собой не просто сумму свойств, а некое интегративное качество системы как целого. Вставка 1 1. Качество – существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. (Философский словарь. М., 1975). 2. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть (Гегель, Энциклопедия философских наук, т. 1). 3. Качество – 1) наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого; 2) то или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-чего-нибудь (С.И. Ожегов, Словарь русского языка. М., 1987). 4. Количество – такая определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино (Философский словарь. М., 1975). 5. Количество – категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны величины, объема, числа (С.И. Ожегов, Словарь русского языка. М., 1987). 6. Количество – совокупность свойств, указывающих на величину вещи, на ее размер; объективная определенность предмета, в силу которой его можно разделить на однородные части (Н.И. Кондаков, Логический словарь-справочник. М., 1975). 7. Поликультура – интеграция (в разных сочетаниях) четырех базовых культур, находящихся в состоянии динамического равновесия и взаимодействия: родовой, платоновско-конфуцианской, аристотелевской, дифференциально-интегральной. 8. Мультисистемность – наличие внутри одной системы нескольких уровней системности. 9. Страта – один из уровней системности; например, в школе класс, учебная группа могут состоять из нескольких связанных системными отношениями малых групп, которые, в свою очередь, также являются системами. 10. Альтитуда – показатель глубины иерархии системных отношений, или количества страт. 11. Стратификация (языка, культуры, социума, пространства ОУ и т.д.) – процесс и результат расслоения (на страты). Стратификация бывает диахроническая: в потоке времени; синхроническая: в «здесь и сейчас», «здесь и теперь». 12. Социокультурная (языковая) стратификация допускает выделение следующих уровней системности: общечеловеческого, общенационального, общенародного, регионального, социального слоя, больших и малых социальных групп, семей, отдельных людей. Вставка 2 1. Процесс – системно организованная, интегрированная целостность ряда последовательных закономерных прерывно-непрерывных переходов какого-либо объекта из одного качественно определенного состояния в другое. 2. Понимание социальной деятельности как процесса: предметом исследования становятся условия и цели функционирования субъектов деятельности – отдельных людей, больших и малых групп, горизонталей (потоков) и мультисистемных вертикалей (например, в школе разновозрастных учебных групп). Предметом исследования становятся: 1) внутренние состояния субъектов; 2) внешняя детерминация их решений и поступков; 3) ряды последовательных изменений социальной среды – тенденции развития социальных ситуаций; 4) механизмы управления деятельностью в современных социокультурных, культурно-исторических условиях. В этих условиях возникает необходимость в мониторинге социальных процессов. Предметом мониторинга становятся: 1) внутренняя логика переходов, 2) их внешние детерминанты, 3) общее для переходов направление движения объекта (направление генерализации переходов) к его конечному состоянию (многоуровневой многомерной цели), 4) типология переходов, предопределенная направлением генерализации. 3. Традиционные формы контроля: 1) контроль информационных потоков, 2) «мониторинг» и «диагностика» «уровня» социокультурного (например, образовательного) «процесса», 3) контроль возможностей работников (напр., педагогического коллектива), 4) контроль работы с внешним социумом (напр., родителями учащихся), 5) контроль конкурентоспособности организации (напр., ОУ), 6) контроль качества методического руководства работниками (напр., педагогическим коллективом). 4. Проблемы контроля: 1) ни одна из традиционных форм контроля не предполагает наличие у субъектов социокультурных взаимодействий принципиально разных миропонимаий и мирочувствований, логик постижения внутреннего «я», мира-природы и мира-общества, изучение многообразия качеств социумов и культур. 5. Позиция Г.К. Селевко: человек – это весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система; Я-концепция – устойчивая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение; это психическое образование, которое не отождествляется ни с какими психическими процессами, но существует в них, оставаясь автономным. 6. Позиция Игнатия Брянчанинова: ближний есть образ Божий; поступки наши относительно ближнего Христос принимает так, как бы они совершены были относительно Его. 7. Позиция И.А. Ильина: люди сращены друг с другом, как органы единого Божественного организма. 8. Мониторинг предполагает: непрерывную обратную связь, непрерывную обработку данных. Тем самым он обеспечивает непрерывность социальных взаимодействий (в том числе обучения и воспитания), позволяет осуществлять контроль постоянно, в автоматическом режиме, используя средства компьютерных технологий. На основе мониторинга непосредственно в ходе социального взаимодействия (напр., образовательного процесса) становится возможной корректировка: содержания и форм взаимодействия, составов групп (в школе – классов, потоков, вертикалей), содержания и форм контроля. 9. Отличие мониторинга от контроля: 1) в момент контроля любое состояние объекта определяется как конечное (завершенное) – при мониторинге не только состояние, но и сам объект понимается как принципиально незавершенный процесс (не имеющий конца, хотя и не бесконечный); 2) при контроле объект сравнивается с эталоном, результаты – с эталонными; для этого нужны преимущественно средства количественного анализа, арифметической статистики; результаты таких сравнений могут быть визуализированы средствами геометрии Евклида и представлены в виде двухмерных моделей – например, круговых или прямоугольных диаграмм; 3) при мониторинге сопоставляются разные состояния одного и того же объекта; в этом случае нужны средства качественного анализа, основанного на математической логике, теории множеств, теории поля, теории функций, дифференциального и интегрального исчислений; результаты качественного анализа могут быть представлены в виде графиков многомерных функций, трех- и n-мерных моделей нелинейных процессов – для этого, как правило, приходится опираться на возможности неэвклидовых геометрий; 4) мониторинг предполагает количественный анализ и контроль, но не сводится к нему так же, как геометрия Евклида представляет собой частный случай геометрии Лобачевского. 10. Объекты мониторинга: отношения с учредителями; внутренний и внешний документооборот; отношения с внешним социумом; формирование и исполнение бюджета; правовые отношения; система управления; хозяйственная деятельность; санитарно-гигиенический режим; здоровье субъектов социальных взаимодействий; научно-методическая, экспериментальная деятельность; функционирование самой системы мониторинга; субъект-субъектные отношения и связи: психологический климат, социокультурные доминанты языка субъектов взаимодействий, границы и качества пространств их общения. Из: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой Все объекты и субъекты, подсистемы и элементы функционируют во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи устойчивости и изменчивости, а в целом — развиваются как единое целое. Поэтому рассмотрение, изучение отдельных компонентов системы, изолированных или автономных частей, не может обеспечить получение адекватной, максимально полной информации. Сущность любой системы может раскрыться путем выявления и изучения ее структуры, которая характеризует систему прежде всего со стороны устойчивости, качественной определенности. В то же время систему нельзя понять, не уяснив ее другие характеристики — функционирование всех подсистем и элементов, определение основных тенденций и закономерностей развития системы в целом. Анализ структуры и функций необходим для изучения любой системы. 2. Для социального работника и социального обслуживания в целом очень важно понимание взаимосвязи разных срезов социальной действительности и ее взаимодействия с человеком, социальной группой, семьей, слоем населения, рассмотрение человека в контексте социальных связей и социальных рисков, комплекса социальных девиаций и системы социозащитных мер. Главным элементом социальных систем является человек (личность) со своими потребностями и интересами, своей культурой и мировоззрением, ценностями и видением мира, бытовым, экономическим положением и социальным статусом. Специфичными элементами социальной системы являются люди, попавшие в трудную, кризисную ситуацию и нуждающиеся в социальной поддержке и защите. Эти свойства элементов социальных систем обусловливают необходимость их внимательного и подробного рассмотрения. Вставка 3 Гражданскую позицию личности в современном поликультурном мультисистемном гражданском обществе называют автономной. Слово «гражданин» имеет исконно русский аналог – горожанин; другие однокоренные слова: город, огород. Первоначально гражданин – это человек, принадлежащий жестко фиксированному городскому социуму, отгороженному средствами внеродовой городской «государственной» материальной и духовной культуры (городскими стенами, языком, традициями, законами, искусством и т.д.) от «дикого поля» - исключительно родовой жизни. Теперь гражданским считается такое общество, в котором реализуются демократические ценности, принцип толератности – терпимости к чужому мнению, вероисповеданию и т.д. Перспектива развития гражданского общества состоит в движении к реализации принципа соборности: мультисистемности пространственных (синхронных), временных (диахронных) человеческих отношений и связей, взаимной поддержке на пути к Богу. Это требует развития форм общественной и индивидуальной рефлексии: умения обратиться к самому себе, способности позиционировать этот диалог от аналогичных, которые наблюдаются в ближайшем социальном окружении. Условием формирования автономной гражданской позиции личности является умение отличать качество своего внутреннего мира от качества СК-пространства своей группы, а качество пространства своей группы от качеств других социумов, в которые группа включена на правах «элемента». Кроме того, надо научиться видеть иерархию своей социальной мультисистемы, осознавать многообразие функционирующих в ней культур, приобрести способность не подавлять чужие позиции и культуры, а участвовать в их становлении, развитии – и сохранять свои. Участники мультисистемной совместно-разделенной деятельности хорошо осознают: полученный результат не принадлежит никому в отдельности, является результатом именно коллективного труда. Синергийный эффект от взаимодействия носителей разных типов культуры в составе больших и малых групп мало изучен, но хорошо известен. При сложении их возможностей в составе группы в соответствии с принципом дополнительности достигается не только общий успех – у каждого значительно усиливаются способности к теоретической, аналитической, творческой деятельности. Из: Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой 3. Как правило, системы подразделяются на две группы: 1) неживые системы, 2) живые системы. Социальные системы, социальные организации и их подсистемы относятся ко второй группе. 4. Социальные процессы как совокупности последовательных социальных изменений, движений, взаимодействий индивидов, социальных групп и общностей, связанных между собой структурными, причинными или функциональными зависимостями. Основные особенности социальных процессов: а) каузальная обусловленность; б) развертываемость в социальном пространстве и времени; в) возникновение нового в жизни отдельных людей, общностей и общества в целом; г) становление и развитие индивидов и групп как субъектов социальных действий; д) связь с функционированием социальных организаций и институтов; е) результирующее воплощение социальных действий; ж) прогрессивная либо регрессивная направленность. Типология социальных процессов: естественно-исторический; прогрессивный; регрессивный; революционный; эволюционный; линейный, нелинейный; циклический; хаотический; стихийный, управляемый; адаптивный; трансформационный; цивилизационный. Уровневая классификация социальных процессов: макро-, мезо- и микропроцессы. Социальный процесс как совокупность взаимопереходов между объективным и субъективным, идеальным и реальным, стихийным и сознательным, материальным и духовным в социальной деятельности людей и в общественном развитии. Социальный процесс как специфический ритм колебаний в циклическом повторении общественных состояний в ходе истории. Теории циклического развития культуры и цивилизации, обоснованные Н.Я. Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. Основные виды социальных процессов: социальные изменения, социальные взаимодействия, социальные коммуникации, социальное поведение, социальная деятельность, социальные движения, социальный контроль, социальное управление. Глобализация как специфический социальный процесс. Из: Технология социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. Теоретический этап разработки технологии социальной работы связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы. Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности. Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий. Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют: – динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентами и в эвристическом характере деятельности; (11) – непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние; – цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами; – дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения. (16) Алгоритм – это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. |
![]() | Бизнес-планирование. Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно... | ![]() | Профиль 08010007 «Финансы и кредит», 08010001«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогооблажение», 08010006... |
![]() | Социология управления это отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе... | ![]() | О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации |
![]() | Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ![]() | О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации |
![]() | Городская целевая программа «Молодежь столицы Башкортостана» на 2011-2015 годы (Далее – Программа) | ![]() | |
![]() | Данные о преподавателе курса: Валиева Г. Б., старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» | ![]() | Зачет по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» с аспирантами 2-го года обучения состоится 18. 04. 13 в 16. 20 в аудитории... |