Тема: Закономерности распространения почв на территории России




Скачать 290.26 Kb.
НазваниеТема: Закономерности распространения почв на территории России
страница1/3
Дата публикации13.07.2013
Размер290.26 Kb.
ТипЗакон
zadocs.ru > География > Закон
  1   2   3

Урок географии в 8 классе
Учитель

Алешкина Ирина Николаевна
Тема: Закономерности распространения почв на территории России.

Цель: Изучить закономерности распространения почв России.

Задачи: 1 Образовательная.

1.Повторить причины, которые влияют на формирование почвы:

а) заполнить опорную схему «Условия почвообразования»,

б)анализируя схему «Условия почвообразования», выявить почвообразовательные условия, имеющие зональное размещение.


2.Перечислить основные типы почв, которые встречаются на территории России.

а) определить предложенные на картинах основные типы почв России.

3.Сформировать представление о главных закономерностях в распространении основных типов почв России.

а) дать характеристику всех основных зональных типов почв и условий, которые повлияли на их формирование, выполняя задания, предложенные учителем, анализируя дополнительные источники информации.

б) выявить смену зональных типов почв по природным зонам в связи с изменением почвообразовательных условий, анализируя графическую модель, созданную в ходе отчета творческих групп.

в) сформулировать причины, влияющие на смену почв с широтой заполняя схему, предложенную учителем.

г) выявить причины, нарушающие широтную зональность в размещении почв, проанализировав дополнительную графическую модель,

предложенную учителем.

д) рассмотреть характеристику зональных типов почв

Х.-Мансийского р-на, продемонстрировав слайды и компьютерную презентацию.
2.Развивающие:

1.Способствовать развитию творческого мышления, предлагая задания графического моделирования.

2.Способствовать развитию коллективного общения, организуя работу в группах и совместную коллективную деятельность в результате процесса моделирования.
3.Воспитательные:

1.Способствовать развитию краеведческого воспитания, рассматривая характеристику зональных почв Ханты-Мансийского района.

2. Способствует развитию эстетического воспитания, предлагая эстетически оформленное содержание наглядности.

Тип занятия: практикум.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент (1мин.)

  2. Актуализация опорных знаний. (5мин)

  3. Постановка вопроса поискового характера, знакомство с целями и задачами занятия. (3мин)

  4. Инструктаж. (4мин)

  5. Работа в группах. (10мин)

  6. Отчет творческих групп: графическое моделирование. (10мин)

  7. Работа с моделью. Анализ. Решение вопроса поискового характера. (5мин)

  8. Соотношение результатов решения с реальностью.(5мин)

  9. Подведение итогов урока.(2мин)


Предварительная подготовка к моделированию (раздаточный материал, наглядность)
^ 1.Задания для творческих групп (раздаточный материал):

Лист заданий 1 творческой группы:

Задание 1: Заполнить таблицу: «Характеристика тундрово-глеевой почвы», используя карты атласа: «Почвенная карта России»,

«Климат России»,

«Природные зоны России»,

раздаточный материал-«Описание почв России».
^ ТУНДРОВО-ГЛЕЕВЫЕ ПОЧВЫ


Природная зона,

в которой преобладают почвы

Условия почвообразования.

Мощность гумуса

tu

(средняя температура июля)

О

(осадки)

И

(испаряемость)

















Задание 2: Используя сигналы-символы (раздаточный материал) и полученные результаты исследования, установите их в соответствующих местах на динамическом графике.
Аналогичные задания получают другие творческие группы:

2 творческая группа - подзолистые почвы.

3 творческая группа - дерново- подзолистые почвы.

4 творческая группа - серые лесные почвы.

5 творческая группа - черноземы.
^ 2.Демонстрационные листы для творческих групп (5шт.)

(размер-1/4 ватмана, демонстрируются классу во время отчета творческих групп)


ПОЧВА:




Природная зона,

в которой преобладают почвы

Условия почвообразования.

Мощность гумуса

tu

(средняя температура

июля)

О

(осадки)

И

(испаряемость)

















^ 3.Сигналы символы (из картона, на магнитной основе)

как раздаточный материал:

- осадки (6шт).



-испаряемость (6шт).


- средняя температура июля (6шт).


  1. ^ Символы природных зон (демонстрационный материал

на столе учителя)

Тундра
- тундра (1шт)


Тайга


- тайга (1шт)

Смешанный лес


- смешанный лес


Лиственный лес


- лиственный лес


Лесостепи и

степи

- лесостепи и степи


Пустыни

- пустыни
^ 5. Основа для графической модели:

- раздаточный материал (по количеству учащихся)

- настенный, демонстрационный (размер-лист ватмана)
Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.

Мм t◦С




1000

750 +30

500 +20

250 +10
0 0


Природные зоны
















почвы
















Мощность гумуса


















г. Мурманск г.Астрахань
^ 6.Заготовки печатного текста для динамической

схемы на магнитной основе:


Деятельность

человека


Материнская

порода

Климат


Рельеф

Животные

Растения


Время

Условия почвообразования

Почвы



(7 шт.)


^ 7. Название типов почв на магнитной основе.

Тундрово-

глеевые

Подзолистые

Дерново-

подзолистые


Серые

лесные

Черноземы

Бурые

почвы

^ 8. Схема вопроса поискового характера:


Порядок смены почв

с С на Ю:











Причины широтной зональности почв:

--------------------------------------------------------------



Причины нарушения широтной зональности почв:

^ 9.Готовая графическая модель.

«Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью для Среднесибирского плоскогорья.»

(выполняется учителем как демонстрационная -пример нарушения широтной зональности почв.)

Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.

Мм t◦С




1000

750 +30



500 +20







250 +10



0 0

Природные зоны







тайга


тундра

почвы

Тундрово-глеевые

Таежно-мерзлотные

Мощность гумуса
















^ 10. Копии характеристик всех почв России. (6шт)

(«География 8 класс», автор: Сухов В.П., Москва, «Просвещение»,
1991 год, стр.111-112).

11. Наличие в каждой группе тетрадей, учебников, атласов, цветных карандашей и маркеров.
12. Мультимедийный проектор, компьютер, экран, компьютерный диск «География России 8класс», Настенная карта «Почвы России», картины всех почв России, профиль подзолистых почв Ханты-Мансийского района.
Ход занятия.
^ 1.Этап. Организационный момент.

2.Этап. Актуализация опорных знаний.

Деятельность учителя: Актуализация опорных знаний:

Вступительное слово: Современный почвенный покров России-результат длительного и сложного развития природы в целом. Почва определяет растительный покров, и сама зависит от него, а взаимодействие этих двух компонентов в условиях данного рельефа и климата создает облик ландшафта. Образование почвы - сложный процесс.

Фронтальная беседа: Какие ведущие условия почвообразования вы знаете?

^ Деятельность учащихся: Заполняют демонстрационную схему: «Условия почвообразования», называя по одной причине, влияющей на формирование почвы.

Схема после ответа учеников:


^ Условия почвообразования


Рельеф

Животные


Почвы





Время

Растения



Материнская

порода

Климат


^ Деятельность учителя:

Фронтальная беседа: Назовите основные типы почв России.

Предлагает демонстрационные картины или срезы почв, встречающиеся на территории России без названий. Карточки – названия почв на магнитной основе лежат на столе учителя.

^ Деятельность учащихся: ученики выходят по одному, берут карточку-название почвы, определяют соответствующую ей картину, укрепляют ее, повторяя основные типы почв.

^ Деятельность учителя: Фронтальная беседа:

Проанализируйте почвенную карту России. (Настенная карта «Почвы России»)

Какие особенности в размещении почв на территории России?

^ Деятельность учащихся: ожидаемые ответы:

- с севера на юг почвы меняются с широтой,

-на разных территориях наблюдается преобладание различных типов почв,

- не везде видна четкая смена почв при движении с севера на юг,

Учитель: Где, на территории России особенно отчетливо выражена смена почв с широтой при движении с севера на юг?

Учащиеся: ожидаемый ответ – на Русской равнине.

Учитель: На каких территориях нарушена смена почв с широтой.

Учащиеся: ожидаемый ответ – Среднесибирское плоскогорье.

^ 3 Этап: Постановка вопроса поискового характера:

Чем вы можете объяснить, что, двигаясь по Русской равнине и по Среднесибирскому плоскогорью в одном случае мы, видим отчетливо выраженную смену почв с севера на юг, а в другом случае преобладание 1-го типа почвы на большей части территории?

Учащиеся: возможны затруднения в ответах или предположение различных версий, которые ученики записывают.

В этом случае учитель, предлагает подтвердить или опровергнуть версии, проведя небольшое исследование.

^ Деятельность учителя: постановка задач урока, четкое формулирование проблемного вопроса, оформленного в виде схемы.

Задачи урока:

1.Объяснить причины смены почв с широтой.

2. Определить какие виды почв закономерно сменяют друг друга с широтой.

3.Выявить причину нарушения широтной зональности почв.

Постановка вопроса поискового характера в виде схемы:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Закономерности распространения почв на территории России iconЛекция Тема. Эрозия почв и меры борьбы с ней
Эрозия (от латинского слова «erosio» «разъедание») – это многообразные процессы разрушения и сноса почв и рыхлых пород потоками воды...

Тема: Закономерности распространения почв на территории России iconСергей Морозов Заговор против народов России сегодня
...

Тема: Закономерности распространения почв на территории России iconПравила распространения наружной рекламы и объектов информационного...
Распространения наружной рекламы и объектов информационного оформления на территории города иркутска

Тема: Закономерности распространения почв на территории России iconЛекция 3 принципы классификации почв и почвенно-географическое районирование
Принципы построения современной классификации почв. Основные таксономические единицы

Тема: Закономерности распространения почв на территории России iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Занятие №1 Тема занятия: «Закономерности наследования на организменном уровне. Моногибридное скрещивание»

Тема: Закономерности распространения почв на территории России iconПериодизация и хронология каменного века
Закономерности развития металлургии меди и бронзы и динамика распространения металлургических знаний в эпоху неолита-энеолита-бронзового...

Тема: Закономерности распространения почв на территории России iconТема, которую хотелось бы затронуть, родилась не сегодня. Ее возникновение...
Тема, которую хотелось бы затронуть, родилась не сегодня. Ее возникновение – результат длительного пренебрежения к правовым аспектам...

Тема: Закономерности распространения почв на территории России iconРазработка тура по объектам Всемирного наследия юнеско в России
Всемирного наследия России, в частности на территории туристско-рекреационной зоны «Серебряное кольцо России», т к на этой территории...

Тема: Закономерности распространения почв на территории России iconУчреждение образования «белорусская государственная сельскохозяйственная...
В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой...

Тема: Закономерности распространения почв на территории России iconЗакон прямолинейного распространения света в прозрачной однородной...
Поперечная волна частицы среды совершают колебания в направлении перпендикулярном к направлению распространения волн. Продольной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов