На экзаменационные билеты для проведения устной




НазваниеНа экзаменационные билеты для проведения устной
страница1/19
Дата публикации13.07.2013
Размер2.43 Mb.
ТипЭкзаменационные билеты
zadocs.ru > География > Экзаменационные билеты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №15»

___________А.И.Васильев

«____»_________2012г.


Алгоритм ответов

на экзаменационные билеты

для проведения устной

государственной (итоговой) аттестации

выпускников IX классов МБОУ «СОШ № 15»

в 2012-2013 учебном году

по истории и культуре Башкортостана

Рассмотрено и принято СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Зам.директора по УВР

учителей истории, географии и Ахтямова А.Б.

предметов национально- «____»_________2012г.

регионального компонента

Протокол №______

от «____»_________2012г.

Билет № 1

  1. Башкортостан в XIX веке: территория, население, общественно-политическая структура

В первой половине XIX в. Башкортостан входил в состав Оренбургской, Пермской, Вятской и Саратовской губерний. Губернии состояли из уездов. Уезды делились на волости. Во­лость состояла из сел и деревень.

Увеличивалась численность населения. Это происходило за счет естественного прироста и притока переселенцев из Сред­него Поволжья, Среднего Урала и центральных губерний Рос­сии. Если в 1800 г. в Оренбургской губернии насчитывалось 884 тыс. человек, го в 1851 г. — около 2 млн. 400 тыс. чело­век. К середине XIX в. больше половины населения составля­ли русские (1 млн. 300 тыс. душ), далее следовали башкиры (508 тыс. душ), тептяри* (216 тыс.), мишари (90 тыс.), татары (98 тыс.), чуваши (58 тыс.), марийцы (38 тыс. душ обоего пола).

Проведенное с целью изъятия «лишних» угодий генераль­ное межевание в Оренбургской губернии выявило 28 млн. де­сятин земли, в т. ч. у башкир-вотчинников — 14 млн. десятин. По закону 1832 г. они получали по 40 десятин на душу муж­ского пола,припущенники военного звания (мишари, служилые татары, безземельные башкиры, тептяри) — по 30 десятин, гражданское сословие из татар, ма­рийцев, чувашей и русских крестьян — по 15 десятин. Осталь­ные земли были конфискованы казной, захвачены помещика­ми и заводчиками. В итоге к 1851 г. четверть башкир (135 тыс.) лишилась своих земель.

В Оренбургской губернии имелись казенные и частные за­воды. Златоустовский завод с оружейной фабрикой, Кусинский и Саткинский железоделательные заводы выплавляли чу­гун. Первые два из них были казенными и выпускали артил­лерийские снаряды. В частных руках находились другие 11 железоделательных заводов

На частных заводах применялся главным образом труд крепостных крестьян. На казенных заводах работали наемные рабочие, находившиеся на положении государственных крес­тьян. Крепостные люди, кроме работы на заводах, занимались и сельским хозяйством. За свой труд они получали нищенскую плату. Не в лучшем положении находились и наемные рабо­чие, получавшие за каторжный труд низкую заработную плату.

Определенное развитие получает золотопромышленность. На частных и казенных приисках частично применялись подъ­ездные железные дороги, паровые и коннодействующие маши­ны. Применялся вольнонаемный труд русских крестьян, баш­кир, тептярей и казаков.

Фабрично-заводская промышленность находилась в кри­зисном состоянии. В 40-х годах XIX в. закрылся ряд предпри­ятий. Они были мелкими, стоимость производимой продукции на них была невысокой. Владельцами заводов были выходцы из зажиточных крестьян, которые применяли наемный труд.

Растущее производство хлеба способствовало развитию ча­стных винокуренных заводов, основанных на крепостном труде.

В лесных уездах получило распространение производство поташа — сырья, необходимого в мыловаренной и красильной промышленности. Среди владельцев поташных заведений бы­ли и башкиры, применявшие наемный труд. Истребление лесов при­водило к уменьшению количества заводов.

Заметное развитие получает торговля. Расширялась сеть ярмарок и базаров.Города Оренбург и Троицк стали крупными центрами по торговым связям России с Казахстаном и Средней Азией.

В губернии было 14 городов, сравнительно крупными из них считались Оренбург — губернский город с девятнадцати­тысячным населением и Уфа — резиденция гражданского гу­бернатора с 13 тыс. жителей в 1845 г. Все города сохраняли характер военно-административных центров. В них отсутствуют следы цехового ремесленного и наемного производств.


  1. ^ Ислам в Башкортостане (проникновение, принятие, проповедники, Коран, обряды)


Ислам возник в VII веке нашей эры в Западной Аравии. Основатель ислама — Мухам­мед. Основы ислама изложены в Коране.

Ислам предписывает ежедневные молитвы, соблюдение поста, уплату налога в пользу бедных (закят) и совершение хаджа.

В Башкортостане ислам начал распростра­няться с X века благодаря деятельности миссио­неров-проповедников и торгово-экономическим связям с исламским миром. По свидетельству Юлиана1, башкирские ханы уже в начале XIII века исповедовали ислам. В XIV веке ислам становится господствующей религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. Утверж­даются мусульманские праздники и обряды: Ни­ках, Ураза, Маулид, Курбан и другие. Мусульман­ские обряды начинают сопровождать важнейшие события жизни человека: рождение, достижение зрелости, смерть. Распространяется паломниче­ство к местам захоронения мусульманских святых — зийаратам (кэшэнэ Хусаин-бека и Турахана в Чишминском районе, могиле Ягафар- ишана в Давлекановском районе).

Мухаммед — арабский религиозный, государ­ственный и политический деятель, основатель первой мусульманской общины и одной из миро­вых религий — ислама. По представлениям мусульман Мухаммед — "раб божий", "печать пророков", "посланник Аллаха", через которого людям был передан текст Корана.

Когда ему было около 40 лет, начались "от­кровения" с призывом проповедовать людям истинное слово Аллаха. В первых проповедях Мухаммед пытался передать своим сородичам величие единственного и единого бога — Аллаха, отвергал многобожие, предупреждал о грядущем воскресении мертвых, Дне суда и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

В 622 году пророк со своими сторонниками переселился в Йастриб (Медину). Мединская община мусульман выработала законы и предпи­сания в области ритуала и культа, которые были выражены в "откровениях", составивших Коран, в словах, решениях и поступках самого Мухаммеда. В общине люди объединялись не по кровному родству, а по законам ислама.

Коран — священная книга мусульман, регла­ментирующая их жизнь: мирскую и духовную, личную и общественную.

Слово "коран" означает "то, что читают, про­износят", то есть то, что было "сказано" Мухам­меду Аллахом и что он повторил.

Откровения, ниспосланные Аллахом через посредничество архангела Джабраила Мухаммеду между 610 — 632 годами, записаны после его смерти.

Официальная и полная редакция Корана была подготовлена по повелению халифа Османа в 644 — 656 годах. Текст Корана, написанный в прозе на классическом арабском языке, состоит из 114 озаглавленных сур (глав), которые делятся на рифмованные аяты (знамение, чудо, божественный знак). Всего в Коране от 6204 до 6239 аятов (по разным вариантам).

Суры являются этическим кодексом, предпи­сывающим милосердие, твердость в вере и нрав­ственное очищение. 28 сур содержат правовые предписания, регулирующие общественную жизнь мусульманского общества.

Ислам стремится, чтобы все люди исповедо­вали истинную веру и чтобы они поступали в соответствии с ней. Мусульманин — тот, кто ис­поведует такую веру и поступает в соответствии со своей верой.

Вот пять столпов, на которых основывается Ислам.

  1. Иман (вера) — первый столп ислама. Мусульманин верит, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Его посланник.

Вера подтверждается поступками.

Мусульманин выполняет все, что указывают ему Аллах и Его пророк, и он воздерживается от всего, что запрещает Аллах.

Вера, которая не подкрепляется поступками, не приносит пользы; поступки без веры не имеют под собой никакой основы.

Вера и поступки взаимосвязаны.

  1. Намаз (молитва) — второй столп ислама. Мусульманин совершает намаз пять раз в день.

Намаз помогает помнить об Аллахе и следо­вать Его повелениям.

Он помогает человеку избегать всего дурного и напоминает ему, что он — слуга Аллаха.

Мусульмане обычно совершают намаз в мече­тях: там они встречаются и общаются друг с другом. Мусульмане стараются делать добро друг другу.

Женщины и дети обычно совершают намаз дома.

Мальчики старше 12 лет должны ходить в мечеть и совершать намаз вместе со взрослыми мужчинами.

Если мечеть далеко, можно совершать намаз дома.

  1. Закят (пожертвование в пользу бед­ных) — третий столп ислама.

Ислам проповедует братство и социальную справедливость. Ислам учит, что богатство — от Аллаха. Оно должно расходоваться так, как этого хочет Аллах.

Ислам говорит, что бедные и нуждающиеся имеют право на богатство состоятельных.

Все добрые дела требуют пожертвований со стороны богатых.

Поэтому ислам предписывает каждому состо­ятельному мусульманину жертвовать часть денег в пользу бедных и на добрые дела. Это позволя­ет всем членам общества жить лучше и счастливее.

Очень большой грех — не поделиться деньга­ми с теми, кто в них нуждается, и позволить им страдать от голода и болезней.

  1. Саум (пост) в месяце Рамазан — четвер­тый столп ислама.

Рамазан — девятый месяц по исламскому лунному календарю.

Рамазан — месяц поста.

Каждый взрослый мусульманин, а также дети, начиная с 12 лет, должны поститься в течение этого месяца. Пост начинается на рассвете и заканчивается на закате дня. Между рассветом и закатом не разрешается есть, пить, курить, сквернословить и совершать неблаговидные поступки.

Пост — это благословение Аллаха. Это сред­ство духовного воспитания и развития. Он помо­гает человеку воздерживаться от искушений и вырабатывать самодисциплину. Он делает всех равными и дает богатым некоторое представле­ние о голоде и страданиях бедных.

5. Хадж (паломничество) — пятый столп ислама.

Мусульмане всего мира — это единое сообще­ство.

Они исповедуют единую веру. Они следуют в жизни одним и тем же принципам. Во время намаза все они поворачиваются лицом в одном направ­лении — к Заповедному Дому Аллаха — Каабе.

Кааба находится в Мекке, в Саудовской Аравии. Это центр мира ислама. Кааба — это символ, в направлении которого все мусульмане в разных точках мира поворачивают свои лица во время намаза и некоторых других исламских обрядов.

Хадж — это посещение Каабы, хотя бы раз в жизни, если у человека есть для этого матери­альная возможность.

Мусульмане собираются в Мекке в двенадца­том месяце зульхиджа по исламскому календа­рю, чтобы поклониться Аллаху.

Этот обряд поклонения длится несколько дней.

Хадж — ежегодное международное собрание мусульман в Мекке.

Мусульмане объединяются не по принципу расы или цвета кожи. Они объединяются по прин­ципу отношения к исламу — вере, подкрепляю­щейся конкретными поступками, предписанными исламом.

Паломничество собирает мусульман всех стран, всех рас и цветов кожи в одном месте — в Мекке (Каабе). Это укрепляет дух единства, равенства и братства.

Таковы основные положения, по которым ислам строит человеческое общество.

Билет № 2.

  1. Основные занятия башкир в XIX веке. Натуральные повинности и денежные сборы с башкир. Введение кантонной системы управления.


Пришлые русские и нерусские крестьяне, а также северо­западные башкиры занимались в основном земледелием. С 30-х годов XIX в. занятие хлебопашеством для башкир других мест становилось обязательным. На средства башкир создавались семенные магазины.

Трехполье постепенно становилось господствующей систе­мой земледелия. Перелог был известен у некоторой части степных башкир и казаков, подсека — у северных коренных жителей. Сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, гречиху, полбу, просо, горох, коноплю и лен. Выращивали капусту, тыкву и репу. Картофель не получил еще достаточного распростране­ния у жителей губернии.

Скотоводство было основным занятием башкир. В течение первой половины XIX в. оно становится оседлым. Вместе с тем происходит определенное сокращение поголовья скота. падку скотоводческого хозяйства способствовали сокращение пастбищ в результате колонизации края и тяжелая военная служба башкир.

В зависимости от природно-климатических и иных условий большое значение у башкир приобретают лесные промыслы, бортничество, охота. Пасечным пчеловодством занимались башкиры, русские крестьяне, татары и мишари. Башкиры занимались извозным промыслом. Они возили соль из Илецкой Защиты, перевозили руду из рудников на железоделатель­ные и медеплавильные заводы.

Башкирское общество было феодально-патриархальным, т. е. оно сохраняло, особенно в скотоводческих районах, от­дельные пережитки родового быта. Это общество состояло из феодалов и эксплуатируемых общинников, названных в источ­никах «рядовыми». К феодалам относились потомственные и личные дворяне (их было 580 человек в 1850 г.), тарханы, во­енные и гражданские чиновники, баи и верхушка духовенства.

Феодалам противостояли башкиры-общинники. Формы их эксплуатации были различными: право кантонных начальни­ков отдавать феодалам разорившихся общинников, бесплатное использование труда обедневших рядовых. Байгуши, лишен­ные средств производства, находились в личной и экономиче­ской зависимости от феодалов. В таком же положении были и ялсы, выполнявшие домашние работы баев. Основными повин­ностями рядовых башкир перед государством являлись военная служба, почтовая гоньба и др.

Государственные крестьяне принадлежали казне. Они несли денежные и натуральные повинности в ее пользу.

Помещичьи крестьяне составляли собственность 546 русских помещиков, тем не менее удельный вес помещичьего хозяйства в сельско­хозяйственном производстве края был незначительным. Вмес­те с тем помещики стремились перестроить свои хозяйства на новый лад, укрепить связи с рынком. Они поставляли хлеб в города и крепости. Развивали коневодство и овцеводство.

Помещики заставляли крестьян работать на барщине, пла­тить натуральный оброк. Крестьяне выполняли подводную по­винность.

Рост товарно-денежных отношений ускорял классовое рас­слоение государственных, помещичьих крестьян. Постепенно из них выделяется кулацкая прослойка.

Несмотря на господство крепостного права крестьянское хозяйство втягивалось в систему общероссийского националь­ного рынка. Но формирование капиталистического уклада в Башкортостане шло медленно.

В конце XVIII в. в крае была введена кантонная система управления, просуществовавшая до 1865 г. При этом царизм преследовал определенные военно-политические цели. Прежде всего правительство стремилось успокоить беспокойный, с его точки зрения, башкирский край, а затем переложить на плечи местного населения всю тяжесть пограничной службы по охра­не восточных границ Российской империи и в случае необхо­димости широко привлекать его к военным действиям.

По указу 10 апреля 1798 г. башкир и мишарей полностью и окончательно перевели в военно-казачье сословие с образо­ванием 11 башкирских и 5 мишарских кантонов. Одновремен­но было образовано 5 кантонов оренбургских и 2 кантона уральских казаков.

Кантоны не имели особых наименований, различались только порядковым номером. В 1798—1803 гг. было 1, а в 1863— 1865 гг. — уже 10 укрупненных башкирских кантонов.

По размерам территории кантоны не были одинаковыми, включали в свой состав неравное число жителей и деревень. Кантоны подразделялись на юрты, или команды, состояв­шие из групп деревень. Каждый юрт охватывал от 700 до 1000 душ мужского пола. Башкиры и мишари были лишены свобо­ды передвижения даже в пределах Башкортостана. Отпуск их в другие уезды и губернии «для промыслов и работ» осуществ­лялся строго по паспортам. В целом усилился надзор за насе­лением.

Положение крестьян и других сословий оставалось без из­менений.

Должностные лица кантонного управления комплектова­лись из представителей башкирской и мишарской феодальной верхушки. Кантонные начальники, подчиняясь непосредствен­но военному губернатору, а с 1834 г.— командующему башкиро-мишарским войском, стояли во главе кантонов и обязаны были проводить в жизнь распоряжения вышестоящих властей. На них было возложено наблюдение за выполнением жителя­ми военной и других повинностей. Они имели право вмеши­ваться и в хозяйственную деятельность населения. Группу де­ревень — юрт — возглавлял юртовый старшина, подчиняв­шийся кантонному начальнику.

Все чиновники освобождались от натуральных повиннос­тей. За военную и административную службы получали офи­церские звания. Это давало им право претендовать на дворян­ство.

Для усиления надзора за образом мыслей и поведением лиц, включенных в войско, был учрежден институт попечи­тельства. Войско, состоящее из 12 башкирских и 5 мишарских кантонов, было разделено на 6 попечительств (областей).

После завершения присоединения казахских земель к Рос­сии в 40—50-х годах XIX в. Башкирия утратила свое окраин­ное положение и превралилась в одну из внутренних областей, поэтому отпала необходимость широкого привлечения башкир и мишарей к пограничной службе. Поэтому правительство по частям переводит их в податное сословие.

Основной обязанностью, возложенной на башкир, мишарей и казаков реформой 1798 г., была военная служба: охрана юго-восточных границ и участие в войнах и походах России. Крепости обычно ограничивались земляным валом, рвом, а также частоколом. Связь между крепостями поддерживали не­большие промежуточные укрепления — редуты. Впереди же пограничной линии на расстоянии 2—7 верст друг от друга стояли форпосты, представлявшие собой небольшие укрепле­ния для сторожевых отрядов. Между форпостами непрерывной линией тянулись так называемые «симы», сделанные из березовых или таловых (ивовых) пру­тьев. Те, кто нес службу, по со­стоянию этих «сим» узнавали следы нарушителей.

Срок службы продолжался шесть месяцев — с мая по ноябрь и с ноября по май. По истечении этого срока команды возвраща­лись домой, а на смену им прихо­дили другие.

Основная тяжесть погранич­ной службы падала на башкир и мишарей. В течение первой поло­вины XIX в. они составляли 65— 70% всех служащих.

На службу снаряжали муж­чин в возрасте от 20 до 50 лет. Один человек выставлялся в среднем от 4—5 дворов.

Службу на Оренбургской линии башкиры и мишари от­правляли за свой счет. В конце XVIII в. находящимся на этой службе людям выдавали по 1 рублю в месяц каждому, что не покрывало и минимальную часть их расходов. Команды, вы­ступающие в дальние походы, переходили на содержание казны.

Снабжение выходивших на службу оружием, одеждой, ло­шадьми и съестными припасами производилось в порядке общественной «подмоги», к которой привлекалось почти все башкирское и мишарское население. Размеры этого сбора до­ходили в 1850 г. до 40—15 копеек с души.

Башкирские полки несли и внешнюю службу по охране российской границы. Выполнение различных казенных работ требовало от каз­ны огромных денежных средств и людских ресурсов. Поэтому правительство решило использовать даровой труд башкир при возведении военных сооружений, обеспечивавших операции войск как внутри, так и за пределами Оренбургского края.

По мере усиления Орен­бургского русского казачьего войска — основной опоры ца­ризма в крае — власти посте­пенно сокращали количество башкир и мишарей, направ­ляемых на военно-стороже­вую службу, увеличивая их численность в «рабочих» ко­мандах.

«Рабочей» командой башкир были построены в Оренбурге здания генерал-губернаторской канцелярии, городской водо­провод, Николаевские казармы, генерал-губернаторский дом, а также Караван-сарай, предназначенный для проживания приезжающих в город башкир. Однако он был занят под кан­целярию башкиро-мишарского войска, затем и губернатора. Об этом народом сложена песня «Караван-сарай».

Ежегодно одна тысяча башкир заготовляла дрова и лесома­териалы для городов Оренбурга, Орска, Уральска. Они же сплавляли лесоматериалы по рекам Сакмаре и Уралу.

Много людей привлекалось к работе по благоустройству городов. Кроме того, башкиры и мишари выполняли земскую (со­держание земской полиции), дорожную (ремонт дорог и мос­тов), подводную (в 1853 — 1855 гг. выставлено 1,2 млн. про­водников с 2,3 млн. лошадей), почтовую повинности. Было много и других натуральных и денежных повинностей, лежав­ших тяжелым бременем на рядовых башкирах и мишарях.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На экзаменационные билеты для проведения устной iconЭкзаменационные билеты по обществознанию для проведения устной аттестации выпускников 9 классов
В результате 10% самых богатых в 1993 г получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические...

На экзаменационные билеты для проведения устной iconЭкзаменационные билеты по обществознанию для проведения устной итоговой аттестации билет
В результате 10% самых богатых в 1993 г получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические...

На экзаменационные билеты для проведения устной iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...

На экзаменационные билеты для проведения устной iconЭкзаменационные билеты для проведения выпускных экзаменов интернов...

На экзаменационные билеты для проведения устной iconЭкзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации предметов...
Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства

На экзаменационные билеты для проведения устной iconЭкзаменационные билеты по истории для проведения итоговой аттестации...
Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность

На экзаменационные билеты для проведения устной iconОбществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса
Некоторые билеты содержат прямые ссылки на дополнительные оригинальные материалы, размещенные на сайте

На экзаменационные билеты для проведения устной iconВ экзаменационные билеты включены экспериментальные задания четырех...
Итоговая аттестация выпускников основной школы по физике является экзаменом по выбору учащихся. Для проведения экзамена по физике...

На экзаменационные билеты для проведения устной iconЭкзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников...
В россии в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате...

На экзаменационные билеты для проведения устной iconЭкзаменационные билеты для проведения государственной (итоговой)...
Перечень экзаменационных билетов по предмету «История и культура Башкортостана» за курс основной средней школы в 9 классе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов