ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра гигиены с курсом гигиены детей и подростков
Утверждаю:
Заведующая кафедрой
__________________________________
Ж.В. Гудинова
«____» ____________________ 2011г. Экзаменационные вопросы для студентов 4 курса лечебного факультета по гигиене
Гигиена как наука. Цель, задачи, объект, предмет, методы, дифференциация гигиены, основные понятия. Место гигиены в системе медицинских наук.
Гигиена в России. Виднейшие представители (Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин, Г.В. Хлопин и др.).
Здоровье населения и профилактическая медицина. Основные критерии и показатели здоровья населения.
Система охраны окружающей среды, юридические основы. Социально-гигиенический мониторинг. Понятие, содержание, задачи.
Экологические факторы и здоровье населения, экозависимая патология: понятие, классификация – по нозологическим формам, по тяжести, по времени возникновения.
Гигиеническое нормирование: определение, задачи, принципы, виды гигиенических нормативных документов.
Понятие о погоде, климате и микроклимате. Значение для здоровья человека.
Комплексное действие физических факторов воздушной среды на организм. Профилактика неблагоприятного влияния микроклимата на организм, основы нормирования.
Гигиенические аспекты акклиматизации человека в условиях жаркого и холодного климата.
Солнечная радиация: виды спектра, значение для человека, профилактика ультрафиолетовой недостаточности.
Природный состав атмосферного воздуха и гигиеническое значение отдельных его компонентов.
Загрязнение атмосферного воздуха и его гигиеническое значение, основные причины и источники. Система санитарной охраны атмосферного воздуха.
Физиологическое, хозяйственное, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды.
Химический состав природных вод. Влияние на организм и состояние здоровья населения. Понятие о природных и антропогенных биогеохимических провинциях, эндемической патологии.
Значение физических свойств и органолептических показателей воды. Гигиеническое нормирование.
Значение химических и микробиологических показателей загрязнения воды. Гигиеническое нормирование.
Загрязнение и самоочищение водоемов. Факторы самоочищения водоемов.
Гигиеническая характеристика поверхностных и подземных источников водоснабжения
Санитарная характеристика централизованной и децентрализованной систем водоснабжения.
Методы улучшения качества питьевой воды.
Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы. Гигиеническое нормирование.
Загрязнение и самоочищение почвы. Показатели загрязнения почвы.
Санитарная охрана почвы. Гигиенические основы очистки населенных мест.
Гигиенические проблемы современных городов. Система мер по оздоровлению условий жизни в городах.
Гигиена жилых помещений. Состояние воздушной среды. Архитектурно-планировочные решения и санитарное благоустройство жилища.
Гигиенические и профилактические мероприятия в связи с использованием полимерных материалов в быту и в лечебно-профилактических учреждениях.
Гигиена труда: определение, задачи. Классификация факторов производственной среды и трудового процесса. Профессиональные заболевания. Система мер профилактики на производстве.
Диспансеризация работающего населения: понятие, задачи, организационно-распорядительные документы. Организация и порядок проведения периодических и предварительных медицинских осмотров.
Работоспособность: определение, динамика. Факторы, определяющие работоспособность. Утомление, переутомление, и их профилактика.
Умственный и физический труд. Основные гигиенические вопросы организации.
Шум и вибрация как профессиональные вредности. Меры профилактики неблагоприятного влияния.
Гигиена труда при использовании лазеров. Профилактика вредного действия лазерного излучения на организм человека.
Гигиена труда врачей: факторы производственной среды и трудового процесса, влияние на организм. Система мер профилактики профессиональных заболеваний.
Радиоактивность. Основные виды ионизирующего излучения, их характеристика. Активность радиоактивного вещества, экспозиционная, поглощенная и эквивалентная дозы, единицы измерения. Мощность дозы, предельно-допустимая доза.
Основные реакции организма на действия ионизирующих излучений. Детерминированные и стохастические эффекты. Внешнее и внутреннее облучение. Закрытые и открытые источники ионизирующих излучений. Принципы защиты при работе с закрытыми и открытыми источниками ионизирующих излучений.
Радиационная безопасность. Принципы обеспечения радиационной безопасности персонала и населения. Охрана окружающей среды от радиоактивных загрязнений. Нормы радиационной безопасности.
Гигиена лечебно-профилактических учреждений: основные задачи. Особенности современного больничного строительства. Гигиенические требования к земельному участку больницы.
Гигиенические требования к приемному отделению и палатной секции. Гигиенические особенности планировки инфекционных отделений.
Гигиенические требования к благоустройству лечебно-профилактических учреждений. Особенности организации освещения, отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации основных помещений.
Внутрибольничная инфекция: понятие, система профилактики. Планировочные и конструктивно-технические мероприятия профилактики внутрибольничных инфекций.
Санитарно-технические и санитарно-режимные мероприятия профилактики внутрибольничных инфекций
Гигиенические требования к планировке, благоустройству и режиму отделений хирургического профиля.
Значение питания для здоровья населения. Современные проблемы питания населения России. Алиментарно-зависимая патология.
Рациональное питание: определение, принципы. Баланс энергии, значение для организма.
Статус питания. Определение, методы оценки. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения.
Белки, роль в питании, источники, физиологические потребности. Незаменимые аминокислоты.
Жиры, их значение в питании, источники, физиологические потребности. Полиненасыщенные жирные кислоты.
Углеводы, роль в питании, источники, физиологические потребности.
Минеральные вещества, роль в питании, источники, физиологические потребности.
Водорастворимые и жирорастворимые витамины, роль в питании, источники, физиологические потребности.
Режим питания и его значение для организма человека.
Лечебное, диетическое и лечебно-профилактическое питание: определения, гигиенические аспекты организации.
Качество продуктов питания, определение. Классификация продуктов по происхождению, основному назначению, качеству.
Гигиеническая экспертиза. Понятие, методы организация. Бракераж сырой и готовой продукции.
Пищевые отравления. Определение, классификация. Обязанности врача при диагностике пищевых отравлений.
Токсикоинфекции: определение, причины и условия, профилактика.
Ботулизм и его профилактика.
Стафилококковый токсикоз и его профилактика.
Микотоксикозы и их профилактика.
Пищевые отравления немикробного происхождения и их профилактика.
Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока лечебно-профилактических учреждений.
Гигиенические требования к хранению, транспортировке, кулинарной обработке пищевых продуктов, к мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды.
Личная и производственная гигиена работников пищеблока. Основные формы документации на пищеблоке.
Гигиена детей и подростков в деятельности семейного врача. Здоровье детей и подростков: определение, признаки, методы изучения.
Периодичность и организация медицинских осмотров детей и подростков. Группы здоровья.
Физическое развитие и биологический возраст: определение, показатели, методы исследования, значение. Понятие стандартов физического развития.
Биологический возраст: определение, показатели, методы исследования, значение.
Гигиеническое значение мебели. Анатомо-физиологическое обоснование правильного положения тела при работе сидя.
Гигиенические требования к школьной мебели. Понятия дистанции, дифференции, стандартности и комплектности. Гигиеническое нормирование.
Гигиена деятельности детей и подростков. Анатомо-физиологические особенности детского организма.
Основные компоненты режима дня. Гигиенические основы организации деятельности детей разного возраста.
Гигиенические принципы режима дня детей и подростков.
Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация: определения, этапы, задачи.
Здоровый образ жизни, личная гигиена, здоровьесберегающее поведение: понятия и основные элементы. Здоровый образ жизни как основа качества жизни.
Гигиеническое воспитание: юридические основы, задачи, формы, методы, оценка эффективности.
Гигиена одежды и обуви: требования к материалам, конструкции, подбору.
ЗАДАЧИ
Дайте гигиеническую оценку организации воздухообмена и качества воздуха в палате пульмонологического отделения для взрослых площадью 24 м2 и высотой 3 м имеется 4 койки. Температура воздуха составляет 27°С при относительной влажности 32% и подвижности воздуха 0,05 м/с. В палате две форточки, площадь каждой из которых составляет 0,3 м2. Вытяжные вентиляционные каналы отсутствуют. Организована искусственная подача воздуха в помещение объемом 20 м3/ч на 1 койку. Опрос больных свидетельствует о наличии жалоб на духоту и посторонние запахи. Сформулируйте меры профилактики.
Построить розу ветров и указать место строительства цементного завода в рабочем поселке Черлак по отношению к селитебной зоне, используя данные таблицы:
Румбы
| СЗ | С
| СВ | В
| ЮВ
| Ю
| ЮЗ
| З
| ШТИЛЬ
| Повторяемость, ветров %
| 5
| 4
| 4
| 15
| 32
| 12
| 12
| 10
| 6
|
Оцените микроклимат жилища в районе, где температура наиболее холодной пятидневки составляет –32°С (табл.). Исследования проводились в ноябре. Установлено, что рабочее место для ребенка 12 лет (письменный стол и компьютер) находится в жилой комнате у окна. Укажите нормативный документ для оценки микроклимата в этих помещениях. Сформулируйте последствия влияния микроклимата на здоровье и меры их профилактики.
^
-
Наименование
помещения
| ^
| Относительная влажность воздуха, %
| Скорость движения воздуха, м/с
| ^
|
|
|
| – у окна
| 17
| 60
| 0,3
| – в центре комнаты
| 20
| 60
| 0,2
| Кухня
| 22
| 65
| 0,2
| Совмещенный санузел
| 22
| –
| 0,1
| Вестибюль
| 19
| –
| 0,2
| Барометр, устройство, принцип работы. Значение определения атмосферного давления в работе врача-клинициста.
Дайте гигиеническую оценку организации естественного освещения в кабинете общеобразовательной школы размером 8,0 х 6,2 м. Кабинет ориентирован на юго-запад. В классе четыре окна размером 1,95 х 1,2 м., высота подоконников – 0,8 м. Окна снабжены тюлевыми шторами, закрывающими всю остекленную часть окон. Освещенность естественным светом на учебных столах – 250 лк., вне помещения – 22000 лк. Коэффициент отражения рабочих поверхностей столов – 0,2; стен – 0,4; панелей – 0,6.
Дайте гигиеническую оценку организации искусственного освещения в больничной палате детского хирургического отделения на 6 коек площадью 5 х 5,6 м2. Искусственное освещение представлено двумя лампами накаливания мощностью 150 вт, расположенными на потолке. Лампы оснащены арматурой типа «люцетта». Освещенность, создаваемая искусственным светом в помещении, составляет 60 лк.
Дайте гигиеническую оценку пробы воды из артезианской скважины в селе Победа: мутность – 0,7 мг/л; цветность – 20º; водородный показатель (рН) – 8,0; железо – 8, мг/л 0; марганец – 0,5 мг/л; сероводород –2,0 мг/л; фтор – 0,8 мг/л; окисляемость (О2) – 3,0 мг/л; число бактерий группы кишечной палочек в 1 дм3 – 3.
Дайте гигиеническую оценку пробы воды из реки Шиш выше села Покровское: мутность – 2,0 мг/л; цветность – 30º, запах при 20º и 60º – 2 балла, водородный показатель (рН) – 7,5; железо – 8, мг/л; марганец – 0,1 мг/л; окисляемость (О2) – 5,0 мг/л; число бактерий группы кишечной палочек в 1 дм3 – 800.
Дайте гигиеническую оценку пробы воды из скважины в селе Козино: мутность, мг/л – 8,0; цветность – 40º; водородный показатель (рН) – 7,5; железо – 18,0 мг/л; марганец – 1,8 мг/л; сероводород – 0 мг/л. Фтор – 0,9 мг/л; окисляемость (О2) – 6,2 мг/л; число бактерий группы кишечной палочек в 1 дм3 – 250.
Составить план проведения периодического медицинского осмотра рабочих скипидарного цеха согласно приказу № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
Дать заключение о пригодности к работе Бровкина Ф.А., 28 лет, имеющего в анамнезе язвенную болезнь желудка и оформляющегося на работу геологоразведчиком.
Дать гигиеническую оценку учебному расписанию 2А класса во вторник: 1 урок – математика (11 баллов трудности); 2 урок – русский язык (7 баллов); 3 урок – чтение (7 баллов); 4 урок – физическая культура (5 баллов).
Оценить учебный режим школы Номер урока
| Время звонков
| I смена
| II смена
| 1 урок
| 8.30-9.15
| 14.30-15.15
| 2 урок
| 9.30-10.15
| 15.30-16.15
| 3 урок
| 10.40-11.25
| 16.25-17.10
| 4 урок
| 11.40-12.25
| 17.20-18.05
| 5 урок
| 12.40-13.25
|
| 6 урок
| 13.30-14.15
|
| Дайте гигиеническую оценку мебели, правильности подбора и расстановки (табл.). В учебном кабинете занимаются дети с 5-го по 11-й класс. Стол, стулья – тёмно - зелёные (КО = 0,28). Расстояние от первых парт до классной доски – 2 м.
-
№ от доски
| № мебели
| ^
| Средний ряд на расстоянии 0,7 м от крайних рядов
| Ряд у наружной стены, на расстоянии 0,3 м от окон
| 1.
| 2
| 3
| 2
| 2.
| 3
| 3
| 3
| 3.
| 3
| 4
| 4
| 4.
| 3
| 4
| 5
| 5.
| 3
| 4
| 2
| 6.
| 4
| 4
| 3
|
Дать гигиеническую оценку физического развития девочки 12 лет ростом 152,0 см и массой тела 46,1 кг по методу шкал регрессии.
Дать гигиеническую оценку физического развития девочки 12 лет ростом 150,0 см и массой тела 48,4 кг по методу шкал регрессии.
Дать гигиеническую оценку обеду для школьников младших классов.
-
Меню
| Масса
порции, г*
| Усвояемые вещества, г
| Калорийность, ккал
| белки
| жиры
| углеводы
| Тертая морковь со сметаной
| 45 / 5
| 0,6
| 1,4
| 5,7
| 39
| Суп крестьянский с крупой
| 250
| 2,0
| 6,3
| 15,2
| 129
| Котлета из говядины с картофелем
| 75 / 100 / 20
| 17,6
| 18,5
| 22,8
| 338
| Кисель молочный
| 200
| 6,0
| 6,3
| 37,4
| 237
| Хлеб пшеничный и ржаной
| 50 / 50
| 5,9
| 0,7
| 48,5
| 229
| Итого:
| 795
| 32,1
| 33,2
| 129,6
| 972
| * – основное блюдо / гарнир / подлив, соус
Установите диагноз, причину и условия возникновения случая пищевого отравления. 16 октября 1997 г. с 9 до 11 часов в детском дошкольном учреждении у четырех детей средней интернатной группы отмечены признаки острого заболевания. Клиническая картина: тошнота, неукротимая рвота, общая слабость, головная боль, повышение температуры до 38,6°. При опросе воспитателя Н.А. Жуковой установлено, что 15 октября в ужин детям был дан бисквитный торт, доставленный гражданкой С.З. Ивановой, матерью одного из пострадавших, на день рождения. Порционирование торта производила утром няня средней группы Т.А. Погорелова. У нее при осмотре обнаружена на указательном пальце правой руки гноящаяся резаная рана. Пищеблок состоит из овощного цеха, кухни, моечной, двух складских помещений: одного – для сухих продуктов, второго – для хранения скоропортящихся продуктов. Холодильный шкаф для хранения скоропортящихся продуктов в течение последних двух дней не работает. Сыпучие продукты хранятся правильно. Санитарно-эпидемиологические заключения имеют не все пищевые продукты. В меню запрещенных блюд нет. В результате бактериологических исследований из остатков бисквитного торта, в промывных водах и рвотных массах больных выделена культура стафилококка, дающего реакцию плазмокоагуляции: лизис (+) с фагом 42 Е. Сформулируйте план расследования случая и профилактические меры.
Установите диагноз, причину и условия возникновения случая пищевого отравления. 9 июня 1997 г. с 21 до 24 часов в общежитии завода технического углерода у 6 человек выявлены общая слабость, температура от 37,4° до 39° , тошнота, рвота, боли в эпигастральной области и в области живота, жидкий стул, у четверых – со слизью, у одного из больных – жалобы на головную боль. Все пострадавшие в течение последних трех дней питались только в столовой общежития завода технического углерода (см. меню). Пищеблок столовой состоит из мясорыбной заготовочной, овощного и кондитерского цехов, горячего цеха, двух моечных (для столовой и кухонной посуды), складских помещений (для хранения сухих продуктов, овощей) и холодильной камеры. Санитарное состояние столовой неудовлетворительное. Посуда моется с нарушением инструкции (не выдерживается температура воды в моечных гнездах, не соблюдается концентрация обезжиривающих средств, посуда на ощупь жирная). Спецодежда персонала кухни грязная, отсутствует дезраствор для рук. Медосмотр проходят не регулярно. Для обработки сырья и готовой продукции используется одна мясорубка. В холодильной камере мясо хранится навалом, на двух полутушах не оказалось клейма ветеринарного надзора. В результате бактериологических исследований в биточках патогенная флора не обнаружена, в картофельном пюре и в рвотных массах больных выделена культура proteus vulgaris. Сформулируйте план расследования случая и профилактические меры.
Меню: 7.06
| Завтрак
| 8.30
| Каша гречневая с мясом, молоко, сыр, хлеб
| Обед
| 13.00
| Салат из свежих огурцов, борщ, котлеты с рисом, компот
| Ужин
| 19.00
| Макароны с мясом, чай, хлеб
| 8.06
| Завтрак
| 8.30
| Каша ячневая на молоке с маслом, какао, хлеб, сыр
| Обед
| 13.00
| Винегрет, щи, бефстроганов, жареный картофель, кисель, хлеб
| Ужин
| 19.00
| Плов, чай, хлеб
| 9.06
| Завтрак
| 8.30
| Картофельная запеканка, сливочное масло, хлеб, кофе
| Обед
| 13.00
| Салат из свежих помидор, суп с фрикадельками, биточки с картофельным пюре, кисель, хлеб
| Ужин
| 19.00
| Рисовая каша на молоке, чай, хлеб
|
Установите диагноз, причину и условия возникновения случая пищевого отравления. 20 июля 1997 г. в профилактории “Ласточка” речного порта произошло пищевое отравление. У 40 человек 23-34 лет в период с 20 до 24 часов появились боли в области живота, многократный понос, стул обильный, зловонный с пузырьками газа, у 12 человек – с примесью слизи, температура от 35,8° до 36,6°. Пищеблок размещен в приспособленном помещении, оборудован газовыми плитами. Склад хранения продуктов расположен напротив кухни, здесь же находится холодильник для скоропортящихся продуктов. Продукты хранятся правильно, уложены на стеллажах. Для разделочных досок отведено место в шкафу. На пищеблоке не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены: нет мыла, дезрастворов для обработки рук. Столовая и кухонная посуда обрабатывается с нарушениями инструкции. 20 июля, вследствие опоздания группы, находившейся на экскурсии, кастрюля со вторым блюдом (макароны с мясом) была снята с конфорки и составлена на табурет рядом с плитой. Обедали отдыхающие с трехчасовым опозданием. В результате бактериологических исследований из остатков пищи и испражнений больных выделена культура Cl. Perfringens. Сформулируйте план расследования случая и профилактические меры.
Составьте профконсультационное заключение по данным медицинской справки ф.086 и санитарной характеристики профессии, используя перечень медицинских противопоказаний (см. сборник № 6, профессия №5)
Санитарная характеристика профессии:
Профессия: тростильщица, крутильщица, сновальщица.
Пол: женский.
Допускается в возрасте: к профессиональному обучению с 15 лет, к работе с 16 лет.
Продолжительность обучения 4 месяца.
Выполняемая работа: по сорту и ''номеру'' пряжи заправляет машину, связывает обрывки нити, подносит и уносит пряжу.
Материалы и орудия производства: нитки, пряжа разного происхождения.
Требование к органам и системам, участвующим в работе: полноценная функция верхних и нижних конечностей, полноценное зрение, полноценная нервная система.
^
Медицинская справка (ф.086): Ковалева Н.И. Профессионально-техническое училище № 9. Для освоения профессии тростильщицы. Диагноз. Выраженная вегетососудистая дистония с наклонностью к ангиоспазмам. Эмоциональная лабильность, выраженный гипергидроз.
В школе 1176 учащихся. Во время проведения профилактического осмотра обследовано 1000 школьников. Из них 500 человек не имели отклонений в состоянии здоровья, у 400 учащихся выявили дефекты осанки, дефицит или избыток массы тела, низкий рост, аденоиды 1 степени; у 70 детей – различные хронические заболевания в стадии компенсации; у 30 человек зарегистрировали субкомпенсированные формы хронических заболеваний. Определите экстенсивные, интенсивные и показатели наглядности в оценке здоровья данного коллектива, распределите детей по группам здоровья; укажите, какие оздоровительные мероприятия необходимо провести в отношении каждой группы.
При проведении скрининг-тестов в детском саду установлено, что из 320 детей выделено для осмотра офтальмологом 40 детей, отоларингологом – 200, невропатологом – 20 детей. Фактически этими специалистами осмотрено соответственно 30, 150 и 10 детей. Дайте оценку качеству организации проведенного медосмотра.
Дайте гигиеническую оценку пастеризованному молоку в потребительской таре: цвет синеватый; запах без особенностей; вкус водянистый; консистенция жидкая; кислотность – 15ºТ; плотность – 1,023 г/см3; жирность – 0,03%; содержание свинца– 0,05 мг/кг; содержание цезия – 137 Бк/кг; КМАФАнМ – 2,5 х 105 КОЕ/г; БГКП (коли-формы) – 114.
Дайте гигиеническую оценку пастеризованному молоку в потребительской таре: цвет белый; запах молочный; вкус молочный; консистенция жидкая; кислотность – 21ºТ, плотность, г/см3 – 1,038; жирность – 2,1 %; содержание свинца – 0,05 мг/кг; содержание цезия - 137 Бк/кг; КМАФАнМ – 1 х 105 КОЕ/г; БГКП (коли-формы) – 0,1.
Дайте гигиеническую оценку пастеризованному молоку в потребительской таре: цвет желтоватый, запах кисло-молочный, вкус водянистый, консистенция нормальная, кислотность – 27ºТ; плотность– 1,027 г/см3; жирность – 3,2 %; содержание свинца – 0,06 мг/кг; содержание цезия – 8,0 Бк/кг; КМАФАнМ – 3 х 105 КОЕ/г; БГКП (коли-формы) – 0,001.
Дайте гигиеническую оценку пастеризованному молоку в потребительской таре: цвет синеватый, запах молочный, вкус кисло-молочный, консистенция жидкая, кислотность – 20ºТ; плотность – 1,027 г/см3; жирность – 2,0 %; содержание свинца – 0,85 мг/кг; содержание цезия – 8,0 Бк/кг; КМАФАнМ – 1 х 105 КОЕ/г; БГКП (коли-формы) – 0,1.
|