Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок




Скачать 182.69 Kb.
НазваниеЗанятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок
Дата публикации20.07.2013
Размер182.69 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
ЗАНЯТИЕ № 2

РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Рынок

Рынок (market) представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что иены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т. д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ. transaction — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ.

Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки. Объектом купли-продажи могут быть потребительские товары или ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него. Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены на которые устанавливаются заранее. Цены на рынке могут складываться в процессе как личного, так и безличного контакта.

^ Спрос. Кривая спроса. Функция спроса

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 долл. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 долл. — три единицы, при цене в 20 долл. — четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса (law of demand). Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand curve) — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по горизонтальной оси (см. рис. 2-1).



^ Рис. 2-1. Зависимость величины спроса от цены

 Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2000 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

Qd=f(p), где Qd— величина спроса (demand);

Р — цена (price).

Закон спроса можно объяснить исходя из эффекта дохода и эффекта замены.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо других благ, т.е. уменьшение цены увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, тем самым при неизменном уровне номинального дохода его реальный доход возрастает.

Эффект замены выражается в том, что при более низкой цене у потребителей появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффекты дохода и замены совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает желание покупать большее количество продуктов по более низкой цене, чем по высокой.

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

^ Функция спроса (demand unction) — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис. 2-2).

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

Qd= f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), (2.1)

где Qd — спрос;

Р — цена;

I — доход;

Z — вкусы;

W — ожидания (waiting);

Psub — цена на товары-субституты;

Pcom— цена на комплементарные товары;

N – количество покупателей;

В – прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево. (см. рис. 2-3).



Рис. 2-2. Кривая спроса     Рис. 2-3. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1.

^ Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы, комплементарны (т.е. являются сопутствующими по отношению друг к другу), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Итак, подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см. рис. 2-2). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 2-3).

^ Предложение. Кривая предложения. Функция предложения

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 долл. — шесть единиц блага X. В общем виде:

Qs=f(P), где Qs — величина предложения (supply);

Р — цена.

^ Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения (law of supply). Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая предложения (supply curve) — кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) — по горизонтальной оси (см. рис. 2-4).



^ Рис. 2-4. Зависимость величины предложения от цены

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2000г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Функция предложения (supply function) определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (см. рис. 2-5). В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов:

Qs=f(P, Pr, К, Т, N, В), (2.2.)

где Pr — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы.



^ Рис. 2-5. Кривая предложения (изменение величины предложения)

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (см. рис. 2-6).



^ Рис. 2-6. Функция предложения (сдвиг кривой предложения)

Напомним, что под затратами в микроэкономике понимаются оценки, причем такие оценки, которые отражают ценность данных факторов производства при их наилучшем альтернативном использовании. Поэтому функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис. 2-5). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (см. рис. 2-6).

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

^ В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 2-7а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 2-76). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 2-7в).



^ Рис. 2-7. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

Равновесие спроса и предложения

Рассмотрим пример: Функция спроса населения на данный товар: Qd = 7 –P; функция предложения: Qs = -5 + 2p, где Qd – объем спроса в млн. шт. в год; Qs – объем предложения в млн. шт. в год; P– цена товара. Найти равновесную цену и равновесное количество, т.е. найти координаты точки пересечения графиков спроса и предложения.

Поскольку заданные функции отражают линейную зависимость, то каждый из графиков можно построить по двум точкам. Для кривой спроса: если P = 0, то Qd = 7; если P =7, то Qd = 0. Для кривой предложения: если P =3, то Qs = 1; если P =6, то Qs = 7. Постройте графики и убедитесь, что они пересекутся в точке, где P = 4, Qd = Qs = 3. Обратите внимание на то, что с точки зрения математики графики, описываемые этими функциями, могут располагаться и в плоскости с отрицательными числами. Однако с точки зрения экономики кривые спроса и предложения могут располагаться только в области положительных значений, так как ни цена, ни количество не могут быть отрицательной величиной.

Найти равновесную цену и равновесное количество можно, приравняв функции Qd и Qs: 7 – P = -5 + 2 P, откуда P = 4, Qd = Qs = 3.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 2-8). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Eguilibrium).



^ Рис. 2-8. Цена равновесия и отклонения от нее

В точке равновесия

РE = РS = РD

где РE — равновесная цена;

РS — цена предложения;

РD — цена спроса.

Это означает, что

QE = QS = QD

где QE— равновесный объем;

QS — объем предложения;

QD — объем спроса.

^ Равновесная цена (equilibrium price) — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя (consumers surplus) графически можно изобразить через площадь РmaxЕРE (см. рис. 2-9). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.



^ Рис. 2-9. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РE, а объем проданного товара равен QE (см. рис. 2-9). Следовательно, совокупная (общая) выручка (total revenue) равна TR = PE x QE . Совокупные издержки (затраты) производителей равны площади фигуры 0PminEQE

Разница между общей выручкой РE x QE (площадью прямоугольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQE) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin).

^ Эластичность cпроса

Точечная и дуговая эластичность



Рис. 2-10. Крайние случаи эластичности

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.^ Эластичность спроса относительно цен (price elasticity of demand) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения иены на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 рублей — это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля "Вольво" на 10 рублей практически не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно:

,

где - эластичность спроса по цене;

– относительное изменение спроса;

- относительное изменение цены.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и . Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

(2.3)

Спрос называют эластичным, когда >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда ЕPD <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то = 0; если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то (см. рис. 2-10).



^ Рис. 2-11. Точечная эластичность

Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью Х (рис. 2—11).



Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

^ Дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2 .



Если кривая спроса задается линейной функцией Q = а — bР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен . Точечная эластичность линейной функции может выражаться тогда как , где b — наклон кривой спроса.

Хотя наклон для линейной функции неизменен, значение эластичности будет различным в разных точках кривой и принимает любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до (в точке D2) (см. рис. 2—12).



Рис. 2—12. Свойства эластичности

Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически.

Дело в том, что в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение.

Наоборот, процентное изменение цены представляет довольно скромную величину, так как база, с которой осуществляется сравнение, относительно высока.

Отсюда становится понятным, почему первоначально > 1, а в правом нижнем углу < 1.

Эластичность спроса по цене и совокупная выручка

Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки показана на рис. 2 –13.

Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:

TR= P*Q, (2.5)

где TR (total revenue) – совокупная ( общая) выручка (доход);

Р (price) – цена;

Q (quantitu) – количество.



Рис. 2—13. Эластичность и общая выручка

Если спрос по цене эластичный ( >1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем левом углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное изменение цены — велико.

Если спрос по цене неэластичен ( < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки. Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного и неэластичного спроса отражено в табл. 2-1.

Таблица 2-1



Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значение для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли.

Факторы влияющие на эластичность

Факторами, влияющими на эластичность, являются:

^ 1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет, в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах).

^ 2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.

^ 5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (ЕPD=0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.

Перекрестная эластичность

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью (cross elasticity)



Если > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если < 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда , перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и на мебель. Тогда Еx,yD < О для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрестной эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ.

Эластичность спроса по доходу

В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода (income elasticity of demand) :



Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным, (ЕID < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).

Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (ЕID > 0), благо является нормальным.

Если 0 < ЕID < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При EID > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < EID < 1), должно существовать благо с ЕID > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Эластичность предложения

Эластичность предложения по цене (price elasticity of supply)показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.



Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично . Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 2-7а).

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 2-76).

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 2-7в).

Практическое значение теории эластичности

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S'(см. рис. 2-14).



^ Рис. 2-14. Распределение налогового бремени

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем. Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок iconЗанятие 19. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
Цель: рассмотреть понятие рынок. Охарактеризовать структуру рыночного механизма. Рассмотреть понятия спрос и предложение, сравнить...

Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок icon10. Рынки факторов производства. Рынок земли и информации Рынок земли:...
Рынок информации и интеллектуальной собственности. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации

Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок icon1. Рынок и его функции
В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами...

Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок iconТемы семинаров курса “основы маркетинга” Оглавление
Основные понятия: Рынок Нужда Потребность Спрос Предложение Конкуренция Предложение Товар Ценность Обмен Трансакции Маркетинговые...

Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок icon1. Сутність маркетингу, його виникнення та розвиток Термин «маркетинг»...
Термин «маркетинг» (market по-английски означает рынок) в данном контексте можно перевести как «рыночная функция», «рыночная деятельность»,...

Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок iconФинансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг
Инфраструктура финансового рынка. Банковская система центрально звено этой инфраструктуры

Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок iconМировой рынок компрессоров в 2012 году оценка
Китая. Китайский рынок систем кондиционирования за год сократился на 8 %, объем европейского рынка сократился на 18 %. В то же самое...

Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок icon1 Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга Понятие...
Сущность понятия "рынок". Основные элементы рынка: товарное предложение, спрос, цена. Маркетинговая классификация спроса. Товарное...

Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок iconСущность ценных бумаг, их классификация, виды, фундаментальные свойства
Этот аспект отражен в самом названии рынка: рынок нефти, рынок продовольствия, рынок недвижимости, рынок золота и т п. На рынке ценных...

Занятие №2 рыночная система. Спрос и предложение рынок Рынок iconРынок международного туризма
Рынок туризма как система взаимосвязей объединяет большое количество производителей турпродукции с явными или потенциальными покупателями,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов