Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является




Скачать 80.43 Kb.
НазваниеВажнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является
Дата публикации27.06.2013
Размер80.43 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является спрос.

Дифференциация спроса в статистическом исследовании позволяет более гибко оценить состояние рынка и при прогнозировании данного вида спроса использовать соответствующий набор факторов.

По своим формам образования спрос различается следующим образом:

потенциальный (закрытый), он складывается на стадии подготовки товара к выходу на рынок, иногда - еще в период разработки или проектирования нового товара;

формирующийся спрос - складывающийся на начальной стадии выхода нового товара на рынок, когда покупатели только знакомятся с его свойствами;

сложившийся - соответствующий уверенному, признанному положению товара на рынке;

сезонный - изменяющийся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления, а также климатическими условиями и рекреационными датами и периодами.

Эти виды спроса связаны с так называемыми жизненными циклами товара. Этот же процесс рождения, взросления и старения товара отражается на дифференциации спроса по признаку его тенденций, когда он подразделяется на растущий или интенсивный, вектор и скорость его развития выражены темпом роста: Т>1;

стабилизировавшийся: Т=1;

угасающий или сокращающийся (спад): Т<1.

Важное значение для практики маркетинга имеет дифференциация спроса по намерениям покупателей:

твердосформулированный (жесткий) спрос: покупатель требует определенный вид товара и не соглашается на замену;

альтернативный (мягкий, компромиссный) спрос: покупатель согласен заменить один вид товара другим, не имеет четкого представления, какой вид товара ему нужен;

спонтанный (импульсивный) спрос: проявляется неожиданно для самого покупателя чаще всего, когда он случайно обнаруживает на прилавке или в витрине магазина товар, который прельщает его своими свойствами.

Выделяется особая разновидность спроса, характерная для кризисных условий, инфляционной ситуации, чрезвычайных событий, тотального дефицита и т.п.: панический (ажиотажный) спрос, объектом которого является любой товар независимо от реальной потребности. Причиной такого спроса является желание защититься от инфляции (так называемое бегство от денег) или застраховать себя на случай исчезновения товара из продажи.

Для бизнес-статистики имеет важное значение дифференциация спроса по состоянию рынка, в частности выделяются:

негативный спрос, когда встречается неприязненное отношение к товару со стороны покупателей, предубеждение против него, или когда товар "приелся", надоел покупателю;

полное отсутствие спроса, когда товар абсолютно не признан покупателем, его по каким-то причинам не покупают;

скрытый спрос, когда имеется определенная потребность, но товар, обладающий соответствующими свойствами не производится;

полноценный спрос, когда продавец вполне удовлетворен своим товарооборотом (выручкой).

Иногда выделяется чрезмерный спрос, если возможный уровень производства не может удовлетворить все требования покупателей.

Выявление этих типов спроса позволяет фирме соответствующим образом строить свою рыночную (маркетинговую) стратегию. На рынке дорогих товаров длительного пользования часто встречается отложенный (накапливаемый) спрос, когда для покупки такого товара приходится какое-то время копить деньги. Знать размер этого спроса крайне важно для планирования производства товаров или организации продажи в кредит. Проявляется он в виде прироста денежных сбережений населения.

В региональном анализе спрос, охватывающий всю территорию страны, называется глобальным. Из него выделяется городской и сельский спрос. Спрос, предъявляемый в пределах какого-то региона, называется региональным. В анализе регионального спроса выделяется спрос местных жителей - стационарный (базовый) и спрос, предъявляемый за пределами места постоянного проживания, - мобильный (мигрирующий). Разновидностью последнего является рекреационный спрос, связанный с туризмом и отдыхом за пределами места проживания.

Роль изучения именно этих видов спроса особенно велика при анализе и оценке товарных ресурсов в маркетинговом планировании. Сущность показателя - неудовлетворенного спроса проявляется в невозможности приобрести нужные товары и услуги. Как статистический показатель он соответствует объему товаров или услуг, которые потребители желали купить, имели для этого денежные средства, но по ряду причин не смогли приобрести, или же сумме денег, не израсходованных на покупку нужных потребителю товаров. В статистике также применяется показатель уровня дефицитности, то есть удельного веса товаров, отсутствующих в регулярной продаже; при приближении к 100% он именуется показателем тотального дефицита.

Определение потребительского потенциала рынка - важное звено в системе изучения покупательского спроса. Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не вполне тождественен ему. Емкость рынка - количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени. Иногда этот показатель определяется, подобно спросу, с помощью многофакторной прогнозной модели спроса. Этот расчет носит вероятностный, часто многовариантный характер. Другой метод расчета емкости рынка - построение мультипликативно-аддитивной модели, основанной на нормативных и экспертных показателях. Она может считаться универсальной и использоваться как для потребительского рынка средств производства, так и для потребительского рынка предметов потребления и услуг. Емкость рынка определяется в разрезе отдельных локальных рынков конкретных товаров и услуг (часто региональных). Емкость рынка может быть выражена формулой, построенной по следующей схеме:

E =  ((Si * k * Ex) + P - (H - Иф - Им)) - A - C ,

где

E - емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенном периоде);

Si - численность i-й группы потребителей;

k - уровень (коэффициент) потребления в базисном периоде, или норматив потребления i-й группы потребителей (нормативы: технологические - для средств производства, физиологические - для продуктов питания, рациональные - для непродовольственных продуктов и услуг);

Ex - коэффициент эластичности спроса от цен и доходов;

P - объем нормального страхового резерва товаров;

H - насыщенность рынка - объем товаров, имеющихся в домашних хозяйствах населения, или средств производства на предприятиях на данный момент времени или за его отрезок;

Иф - физический износ товаров;

Им - моральный износ товаров;

A - альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей (в частности, натуральные источники потребления, черный рынок и т.п.), а также потребление товаров-заменителей;

С - доля конкурентов на рынке.
Спрос чрезвычайно гибкое явление, он чутко реагирует на различные воздействия. К детерминантам спроса в первую очередь относятся ценовые факторы, включая и инфляционные ожидания потребителей, а также их ценовые предпочтения. Закон спроса описывает зависимость спроса от изменения цены (при прочих равных условиях). Если цена растет, то спрос предъявляется на меньшее количество товаров. Однако, с не меньшей силой на спрос влияет фактор дохода (покупательной способности) потребителей, а следовательно, и (опосредованно) налоги, и процентные ставки. Спрос имеет определенные пределы, ограничиваемые насыщенностью рынка, то есть наличием у потребителей ранее купленных и используемых в течение какого-то времени товаров. Спрос на потребительском рынке зависит от целого комплекса факторов:

  • демографические (численность и прирост населения, его половозрастную структуру, территориальное расселение и некоторые миграционные процессы, размер и состав семей, урбанизацию, культурный уровень), социально-экономические (занятость, уровень безработицы, оплату труда, профессиональный состав занятых, распределение населения по уровню дохода и другие),

  • географические и климатические факторы,

  • национальные особенности,

  • психологические факторы,

  • политические условия,

  • а также случайные воздействия.

В практике статистического исследования прогнозирования покупательского спроса по различным видам продуктов и услуг используются различные типы моделей, наиболее соответствующие характеру и закономерностям развития данного рынка. Часто используются следующие функции.

Табл.Функции, рекомендуемые для моделирования спроса.

Название функции

Аналитическое выражение функции

Линейная

y = a + b*x

Полулогарифмическая

y = a + b*lg(x)

Параболы n-го порядка

y = a + b1*x + ... + bn*x^n

Степенная

y = a * x^b

Показательная

y = a * b^x

Показательно-степенная

y = a * x^b * c^x

Логистическая

y = a / (1 + b * c^(-c*x))

Гомперца

lg(y) = lg(a) + b * c^x

Торнквиста 1-го типа

y = a*x / (b+x)

Торнквиста 2-го типа

y = a*(x-b) / (x+c)

Торнквиста 3-го типа

y = a*x*(x-b) / (x+c)

Гиперболическая

y = 1 / (a + b*x)

Выбор функции зависит от результата предварительных исследований и конкретных условий рыночной конъюнктуры, вида товара, сегмента рынка и т.д. В мировой практике широко используют формулу Торнквиста, причем первую для моделирования спроса на продукты питания, а третью для моделирования спроса на предметы роскоши. Спрос ряда непродовольственных товаров аппроксимируются степенной функцией, или экспонентой (особенно на активных этапах жизненного цикла товаров). Общие закономерности спроса нередко отражаются кривой Гомперца. При изучении влияния фактора дохода на спрос может быть использована логистическая (сигмоидальная) кривая. Процесс затухания роста спроса по мере перехода к группам населения с высоким доходом удачно отражается полулогарифмической функцией.

Наиболее простым способом прогноза является экстраполяция, то есть распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Однако существуют определенные ограничения подобного метода прогнозирования. Главное из них заключается в невозможности учитывать вероятные изменения условий, определяющих рыночную ситуацию. В то же время необходимо признать, что любой прогноз как предвидение будущего опирается на информацию, полученную в прошлом. К тому же многие рыночные процессы обладают некоторой инерционностью. Особенно это проявляется в краткосрочном развитии. Это оправдывает использование методов экстраполяции при наличии соответствующих предпосылок. В то же время более глубокий прогноз, особенно на отдаленный период, должен максимально принимать во внимание вероятность изменения условий, в которых будет функционировать рынок. Искусство прогноза как раз заключается в умении предвидеть изменение социально-экономической и демографической обстановки. При этом не исключается многовариантность прогноза в заданных границах достоверности. Разрабатываются сценарии развития, исходящие из различных вариантов изменения условий. Может быть поставлена несколько иная цель: разработать определенные ориентиры развития рынка, которых нужно достичь к определенному сроку. В этом случае прогноз представляет своеобразную ожидаемую траекторию развития. Непременным требованием к прогнозированию рыночных процессов является комплексность: одновременное составление прогнозов всего комплекса основных параметров рынка, хотя не исключается разработка прогноза только одного из них, наиболее важного для маркетинговых целей, в частности прогнозирование спроса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является iconВажнейшей задачей современного агропромышленного комплекса России...
Важнейшей задачей современного агропромышленного комплекса России в условиях рыночной экономики является надежное и стабильное обеспечение...

Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является icon4 Доходы, прибыль и рентабельность
Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как...

Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является iconКонспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления
Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие "информационный рынок". Функционирование данного рынка...

Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является iconПрактическая работа №5 понятие и показатели рыночной конъюнктуры,...
Ш–138. Ценообразование: Практикум Шабурова А. В. – автор составитель – Н. Сгга, 2006. 129 с

Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является iconАбалкин Л. И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды
I. Состояние и конъюнктуры мирового хозяйства во время войны 1914-1918 гг. 47

Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является iconВведение 4
Ни одно серьезное решение, затрагивающее управление деятельностью отраслей или предприятий, распределение ресурсов, изучение рыночной...

Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является iconНесовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция – всегда отклонение от чистой конкуренции, характеризующееся различной степенью ограничения экономической...

Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является iconЗакономерности формирования цен мирового рынка
Учебная дисциплина "Ценообразование" является важным составным элементом социально-экономических наук, преподаваемых в институте....

Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является iconИсследование цен и товаров, марочной и товарной структуры рынка изучение...
Т или У, через какие стадии он проходит, какую информацию он ищет на каждой стадии, какой из них он доверяет и какие иные факторы...

Важнейшей категорией рынка и вторым показателем рыночной конъюнктуры является iconКнига является прямым продолжением, как бы вторым томом, моего исследования...
Эта книга является прямым продолжением, как бы вторым томом, моего исследования «Язычество древних славян», вышедшего в 1981 г. В...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов