Вопрос № "Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения"




НазваниеВопрос № "Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения"
страница1/13
Дата публикации27.06.2013
Размер1.58 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Вопрос № 1. "Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения"

Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. В первые этот термин был употреблен в 18 веке, а позже широкое распространение получил в 19 в.

Для мировоззрения характерны следующие черты:

1.активная форма знания, определяющая жизненную позицию человека и программу деятельности человека.

2.целостность, указывающая три базовых элемента: человек – мир - взаимоотношения между ними.

3.всеобщность – у любого человека в течение жизни формируется то или иное мировоззрение под влиянием повседневного мира или общекультурного материала.

Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности и характере отношений в системе "человек – мир"

Роль мировоззрения: управлять жизнедеятельностью людей в целом.

Что конкретизируется в 2-ух основных функциях:

  1. Аксиологическая (ценностной): задает в системе деятельности исходные ценности и отвечает на вопросы: "Во имя чего осуществляется эта деятельность?", "Какие цели преследует?", "Какими мотивами руководствуется"

  2. Ориентационная: определяет стратегию движения к цели и каким путем ее можно достичь.

Исторические типы мировоззрения:

  1. ^ Мифологическое мировоззрение

Мифология – это первая форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком. Она предстает в качестве специфической системы фантастических представлений об окружающих человека природных и социальных реальностей.

Характерные черты мифологического мировоззрения:

  • Синкретизм – неразрывное единство между человеком и природой.

  • Антропоморфизм – перенесение человеческих качеств на живой и неживой мир природы.

  • Вера во множество сверхъестественных существ, олицетворяющих разнообразный природный мир.

  • Доминирование чувственно – эмоционального восприятия окружающего мира над рациональным познанием.

  1. Религиозное мировоззрение связано с оформлением монотеистических Богооткровенных религий. Структура религиозного мировоззрения включает 2 уровня:

    • Психологический, отражающий взгляды, чувства, настроения, характер поведения и специфику действий (культовую практику) верующих людей.

    • Идеологический, представленный системой догматических знаний о божественной реальности, на базе которых формируются религиозные ценности, убеждения и разрабатываются нормы поведения людей.

Религия – является формой мировоззрения.

Специфические черты:

  • Мир удваивается: наряду с реальным выдвигается сакральный (священный), как прообраз и цель деятельности человека, между этими мирами устанавливается граница.

  • Сущность Бога духовна, он творец мира и находится вне его.

  • Источником знаний выступает Священное Писание и вера, которая выше разума.

  • Религиозная картина мира строится по нисходящей иерархии: Бог – человек – животные – растения – неживой мир.

3. Философское мировоззрение принципиально отличается от мифологического и религиозного своей ориентацией на свободный интеллектуальный поиск истины, что предполагает:

  1. Осмысление предельных оснований бытия и мышления

  2. Обоснование ценностного отношения к действительности

  3. Стремление к систематической целостности знаний о мире, человеке и взаимоотношений между ними.

  4. Логическую аргументацию выдвигаемых положений.

  5. Опору на разум и внутренний опыт человека.

Философия – форма мировоззрения, которая рассматривается в качестве его теоретического ядра, в функции которого входят:

    • Систематизация знаний

    • Обобщений их

    • Реализация при помощи языка понятий и категорий



Вопрос 2.Причины и условия появления философии

Из интернета:

Философия возникает в период становления раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства первобытности к производящему хозяйству раннеклассового общества, когда происходят глубокие сдвиги в структуре и масштабности общественного производства - освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и т.д. Но для этого требовалось знание свойств и законов природы. Однако знание законов природы достигается в ходе исследовательской работы. Последняя возможна лишь тогда, когда производство знаний выделяется в особую область социальной деятельности, становится профессией. Это фиксируется фактами возникновения в период ранней античности(8-7 в. д.н.э) зачатков математики, астрономии, механики. Из подобных фактов следует один вывод: потребность в знаниях законов природы, т.е. потребность в науке, возникает там и тогда, где и когда в самом материальном производстве возникают потребности в таких технических средствах и технологических приемах обработки вещества природы, которые выходят за границы физических возможностей человека как силы природы и, тем самым, многократно увеличивают его производительную силу.

Но для производства знаний на ранних этапах развития человеческой цивилизации требовалось преодоление религиозно-мифологического воззрения на мир, унаследованного цивилизацией от первобытно-варварских племен.

Что такое мифология? Это особый способ осмысления явлений природы(от космических до земных), характеризующийся очеловечиванием, одушевлением всего существующего. Мифология характеризуется антропоморфизмом, когда явление природы наделяется человеческими качествами и способностями. Например, современном языке сохранились такие выражения: "земля спит, небо хмурится, ива плачет...". Психологической основой оживления природных явлений является осмысленная человеческая способность к воображению. Миф есть попытка объяснения непознанных причинных связей путем олицетворения, т.е. путем перенесения человеческих способностей на природные явления. С логической точки зрения олицетворение - это просто отождествление человеческого и природного, субъективного и объективного, превращения человеческих качеств в некие объективные феномены. Формируя потребность в знании законов природы требуется, прежде всего, преодоление мифологического воззрения на природные явления.

Преодоление мифологического объяснения мира начинается с противопоставления объективного и субъективного, природного и человеческого. Это противопоставление формируется в так называемом основном вопросе философии(ОВФ)- вопросе об отношении мышления к бытию, сознания к природе; это исходный пункт философии, вырабатывающий стремление формирующейся науки осмыслить мир так, как он существует сам по себе, не наделяя этот мир никакими человеческими качествами и способностями. В этом смысле возникновение философии означает возникновение научного способа объяснения мира в отличие от религиозно-мифологического.

Другой причиной возникновения философии является возникновение древнегреческого рабовладельческого общества, рабовладельческой демократии, когда каждый свободный гражданин мог принять участие в формировании государственной власти, быть избранным на государственную должность. Но чтобы добиться власти, мало личных симпатий, нужно победить в конкурентной борьбе за эту должность. А для этого необходимо убедить избирателей, доказать свою правоту и способность вести государственные дела, обнаружить понимание общественных интересов и задач. На этой основе возникает риторика, т.е. искусство красноречия, а последнее невозможно без умения доказывать, строить логически безупречную информацию и аргументацию. Все это требует развития культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному доказательству.

Таким образом, философия формируется как особая форма духовного производства, духовной мыслительной деятельности, целью которой является выработка научного объяснения мира, а с другой стороны - как средство формирования культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному мышлению, необходимому во всех сферах общественной деятельности человека.

^ Из лекции:

Почему именно в Греции:1)в Египте – давление жречества – замор сознания 2) Грекам все интересно +география( здесь, возможно, имелось в виду хорошие условия жизни(мягкий климат средиземноморья) или то, что красиво, тянет подумать о высоком) + язык с окончаниями (по одной из теорий, развивает воображение – мышление)

^ КОРОЧЕ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

(1 абзац: попытка вывести проблему)

Ф. стремится достичь первоосновы какого-либо знания, предполагая пытливость ума. Изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы бытия и познания, отношения человека и мира. В какой-то мере этим занимаются наука, религия и искусство. В чем разница и сходство?

^ Вопрос 2 (2). Философия как одна из самых древних форм духовной культуры насчитывает 25 столетий своей истории. Для события, которое ознаменовало появление философии, К. Ясперс вводит понятие "осевое время", разворачивающееся с 8 по 2 век до н.э., когда почти одновременно в рамках многих культур происходит резкий поворот в истории и начинает формироваться философия, как особый тип мышления. В этот период начинают формироваться принципы, основные категории и понятия философии, модели организации философского знания, способы философствования и т.д.
Условия, в которых возникает философия:

  1. Формирование товарно-денежных отношений в экономической сфере жизни общества.

  2. Выделение ремесла из сельского хозяйства.

  3. Становление государства и безличного писаного права

  4. Социальная дифференциация общества.

  5. Отделение умственного труда от физического

Проблема становления философии волновала уже и мыслителей античности. Они полагали, что первопричина возникновения философии заключена в удивлении. Аристотель полагал, что люди начали философствовать для того, чтобы преодолеть незнание, которое необходимо вначале осознать, ибо незнание, если оно не осознано, то его невозможно преодолеть. Поэтому для этого человек должен оказаться в состоянии удивления, недоумения.

Духовным источником возникновения философии может считаться переход от мифа к логосу, т.е. рациональному и достоверному знанию.

В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл и означало стремление к особому интеллектуальному постижению мира, основанному на знание и бескорыстному служению истине. Причем мудрость означала не объединение известных знаний о разных вещах и явлениях, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе.
Основные концепции генезиса философии:

1. Мифологическая – философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно – конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму.

2. Гносеологическая – философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения.

3. Гносеогенно - мифогенная – синтетическая концепция, которая называет три источника возникновения философии – развитая мифология, зачатки наук и обыденное мышление.

^ Вопрос 3 Философия, религия, наука и искусство. Расхождения и грани соприкосновения.

Философия и наука

(Ф. – совсем не наука, Ф. – не совсем наука). Историческая традиция понимания философии как науки восходит к Аристотелю. И основанием такого понимания являются генетическая близость и логическая похожесть научного исследования и философского рассуждения. Они рождаются как формы причинного объяснения мира и соотносятся через феномен понятия, понимания.

Поэтому и философия, и наука имеют ряд одинаковых существенных характеристик, к которым можно отнести: огромный понятийный аппарат (а в ф. + категориальный аппарат), всеобщность и универсальность, логичность и доказательность, рациональные основы исторического развития, наличие внутренней структурной организации и системы знаний. Но способы реализации этих особенностей в философии и науке различны.

А). ^ Свойства всеобщности и универсальности. Философская всеобщность – это исходная целостность взгляда на мир, которая предшествует деталям понимания. Это целостное постижение мира, в котором есть некоторое исходное единство, смысловой центр – познающий, философствующий человек.

( Обычно об этом говорят так, что наука опирается на факты, а философия – нет. Но дело не совсем в этом. В науке и философии выделяются и функционируют различные факты и различный опыт. Факты науки: вещи, вещества, энергии, элементарные частицы, движения и т.п., – измеряемы. «Факты» философии: смыслы и идеи, – нет. )

Опыт науки – это очевидная данность той или иной области научного знания: физической, химической, биологической и т.д. Опыт философии – это опыт мира в целом и опыт нахождения в «идеальном плане» действительности. Словосочетание «опыт философии» стоит в ряду таких как: «опыт истории», «опыт жизни», «опыт души», «опыт искусства» и т.п.

Б). ^ Логика философии и науки. Логика науки – всегда какая-то система четко прописанных предписанных правил и процедур, представленных в той или иной системе логики. Логика философии – это своеобразная внутренняя обязательность того, а не и иного мыслительного пути. В европейской традиции эта особенность философии называется императивностью – предписательностью, долженствованием.

В). ^ Характер исторического развития философии и науки. Наука, исключая периоды научных революций, развивается кумулятивистски, т.е. постепенным накоплением и приращением нового знания и изживания старого. Ее развитие линейно-ступенчато. Она – прогрессия знаний.

Философия – не прогрессия знаний, а «вселенная». В развитии философии каждое последующее движение является комментарием, толкованием предыдущего состояния, а все они вместе – интерпретацией «вечных тем», составляющих ее смысловое ядро и возникающих вместе с ней. В философии мы не отказываемся от старого знания в пользу нового. Мы в ней меняемся.

Г). ^ Различие аксиологических ориентаций философии и науки. Наука – принципиально открытая система знаний. Философия – по-преимуществу закрытая (эзотерическая). Наука концентрирует свои усилия для открытия. Философия – для открывания и продумывания. Наука должна сказать все, что может по тому, или иному своему предмету. Философия всегда обладает содержанием, превышающим актуально сказанное, молчаливость – не менее исконная черта философа, чем говорливость. Наука стремится разгадывать загадки мира. Философия склоняется перед неустранимой его тайной.

Философия и искусство

Философия и искусство соотносятся через феномен творчества. Философия, как и искусство, есть творчество, причем часто и художественное. (Не случайно такие имена как Платон, Августин, Ницше, Соловьев, Сартр одинаково принадлежат как философии, так и литературе.)

Из философского творчества, так же как и из художественного, невозможно удалить элемент живого присутствия человека-творца, его собственное видение мира. Однако личностное творческое начало в философии и искусстве направлены по-разному. В искусстве – это самовыражение художника через создание образа. В философии – это «авторское» внедрение философа в философскую традицию через создание концепции (системы понимания, понятий), стремящейся к объясненности, доказательности, истинности.

Образ и концепция – две различные «единицы» творчества. Они определяют различные ритмы, правила, цели творческого процесса в искусстве и философии. В отличие от творчества в искусстве, философское творчество стремится, по словам голландского философа Б. Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать!»

В философии немецкого романтизма был выдвинут тезис «философия как искусство».

Философия и религия

Также как философия и искусство религия имеет сокровенную цель – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами. Однако, в отличие от искусства философия и религия соотнесены в этом стремлении через феномен предельного, вечного, и через феномен веры. При этом осознание вечности в религии осуществляется в формах сознания массового и нравственно-практического, а в философии – в формах сознания теоретического и во многом элитарного.

Религия и философия в разное и по-разному верят. Устремляясь от обыденного, религия обращается к сверхъестественному персонифицированному началу мира – Богу, имеющему лик, образ, представленному иконой. Философия же направлена на постижение абсолюта, некоторого единого безличностного начала мира. Но как Бог, так и абсолют являются предметом особого чувства человека: воодушевленности, влюбленности, веры, - в конечном счете, веры в особую значимость, святость вечного творца и сотворенного мира. Философия – это, по словам К. Ясперса, «философская вера».

Но философская вера – это, прежде всего вера в человека, способного подняться до божественного. В радикальном варианте – это вера в разум, в теоретизм. Язык философии – это язык поясняющего поучения, возрастающего до теоретического знания. Поэтому философская вера неавторитарна. Она имеет только один «авторитет» – законы разума и предполагает духовную, мыслительную свободу говорящего и слушающего.

По этому основанию происходит размежевание философии и религии, которая считает философию недопустимой гордыней человеческого разума, подменой подлинной веры. Подлинная вера – иррационалистична (неинтеллектуальна, нелогична, неразумна). Она выражается в языке священных писаний, заповедей, откровений. И они определяют ее принципиальную авторитарность, делают догмат ее смысловой теоретической «единицей».

Можно сказать, что религия и философия создают различные образы и способы отношения к сакральному (священному, культовому, обрядовому, ритуальному). Философия стремиться создать своеобразную «светскую» священность: выделить правила организации человеческой жизни, ведущие к Благу, без прямого обращения к Богу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопрос № \"Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения\" iconКраткое содержание основных разделов : Тема Философия как первая форма теоретического знания
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности....

Вопрос № \"Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения\" iconКонтрольные вопросы по курсу философии для студентов звф исторические...
Гуманизм философии Возрождения. Натурфилософский пантеизм как этап преодоления теоцентризма

Вопрос № \"Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения\" iconПравительство Российской Федерации фгбоу впо «Санкт-Петербургский...
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности....

Вопрос № \"Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения\" iconПравительство Российской Федерации фгбоу впо «Санкт-Петербургский...
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности....

Вопрос № \"Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения\" iconПредмет философии. Специфика философского знания
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Материализм и идеализм как основные философские направления

Вопрос № \"Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения\" icon1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения
Философия появляется как размышление человека о границах своего бытия. Философия ‑ форма общественного сознания; учение о наиболее...

Вопрос № \"Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения\" iconФилософия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия
Мировоззрение систематизирует представления человека о мире и самом себе. Это единство знаний, убеждений людей. 3 основных форм мировоззрения:...

Вопрос № \"Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения\" icon1 Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия)
Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия)

Вопрос № \"Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения\" iconТема Кол-во часов
Философия как мировоззрение. Структура и основные исторические типы мировоззрения, их единство и различие

Вопрос № \"Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения\" iconФилософия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов