Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент»




Скачать 129.43 Kb.
НазваниеВопросы гэк по дисциплине «Менеджмент»
Дата публикации24.07.2013
Размер129.43 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
Вопросы ГЭК

по дисциплине «Менеджмент»


  1. Программно-целевой метод управления развитием туризма: содержание и особенности применения.

Программно-целевой метод управления является одним из видов адаптивных (органически) форм организации работы.

Наибольшее применение данный метод управления находит на мезо- и макроуровне.

Нахождение разумных пределов централизации и децентрализации управления, распределения прав и ответственности между федеральными, региональными органами власти и органами муниципального самоуправления – одно из главных условий существования программно-целевого подхода.

Практическим воплощением программно-целевого подхода для экономики региона является целевая программа – директивный, адресный, плановый документ, предусматривающий комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения планируемых работ, относящихся к сфере туризма, которые необходимы для решения важнейших проблем и широкого применения в народном хозяйстве достижений науки и техники.

Внутренними базовыми элементами программного управления являются: цель, структура программы, программные показатели, ресурсы, варианты программ, организация формирования и реализации программы.

Разработка региональных программ и бизнес-проектов отдельных территорий связана с определением перспективы отраслевого и регионального уровней развития. Сюда включается раздел по развитию туристского комплекса. Основной его особенностью является определение напряженности турпотоков и объектов размещения туристов. Первый показатель учитывает присутствие отечественных и иностранных туристов, а второй – расселение туристов – уровень и объем размещения (мотели, гостиницы, постоялые дворы, кемпинги, туристские деревни и др.).

Программно-целевое управление развитием туризма представляет собой многофакторный механизм воздействия, организацию туристского производства с целевой увязкой ресурсов, исполнителей и сроков выполнения работ.

Государственное и муниципальное управление туризмом в рыночном организации хозяйства целесообразнее проводить программно-целевым путем, обеспечивая тем самым комплексный учет всех заинтересованных сторон общественного производства.

В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", в основе которого заложен кластерный подход развития туризма на отдельных территориях.

В Чувашской Республике утверждены и реализована Республиканская программа развития туризма в Чувашской Республике на 2011-2016 гг., Программа развития туризма в г.Чебоксары на 2005-2010 гг., утвержденная решением Чебоксарского городского собрания депутатов 12.12.2004 г., а также в г.Шумерле, Ядринском, Чебоксарском районе и др.

В настоящее время разработана и принята Республиканская программа развития туризма в Чувашской Республике на 2011-2016 гг., утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 298 от 15.09.2010 г. Также принята Программа развития туризма в г. Чебоксары на 2011-2013 г.
Список рекомендуемой литературы:

  1. Боголюбов В.С. Экономика туризме: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений/ В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

  2. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие/С.А. Севастьянова. – М.: КНОРУС, 2007. – 256 с.

  3. Ушаков Д.С. Стратегическое планирование в туризме/Д.С. Ушаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 285 с.

  4. www.cap.ru

  5. www.russiatourism.ru




  1. Основы теории мотивации и особенности ее применения на предприятиях туризма.

Мотивация — это работа менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.

При рассмотрении данного вопроса менеджмент ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) путешествий и мотивацию трудовых отношений

О потребностях человека мы узнаем по их поведению, действиям. Потребности служат мотивом к действию. Ленивого и трудолюбивого они заставляют, побуждают предпринимать действия.

Побуждение – это наличие желания, ощущение недостатка в чём-либо. С побуждением появляется цель, достижение которой обещает восполнить недостаток, удовлетворить потребность.

Вознаграждение – это всё, что человек считает ценным для себя.

Есть внутренние и внешние вознаграждения. Внутреннее – удовлетворение работой, общением, чувство комфортности в коллективе. Способ удовлетворения – создание соответствующих условий и точная постановка задачи. Внешнее вознаграждение даётся организацией. Способ удовлетворения – зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.

Зная потребности работника можно этим регулировать отношения и добиваться успеха. В этом состоит цель содержательной теории мотивации. Наиболее значимые работы А.Маслоу, Ф.Герцберга, Д. МакКлелланда, К. Альдерфера (потребности существования, потребности связи, потребности роста).

В процессуальных теориях мотиваций анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Не оспаривается существование потребностей, но считается, что поведение человека определяется не только ими. Поведение людей – от его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Теорию ожиданий связывают с Виктором Врумом, а также Л.Полтер, Э.Лоулера. Стимул не только в наличии активной потребности, но и в ожидании желаемого.

^ Теория справедливости: люди субъективно определяют отношения полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

^ Модель Портера-Лоулера: комплексная процессуальная теория, включающая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

^ Мотивы путешествий. Цель поездки (мотив, побуждающий человека путешествовать) - это причина, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. Информация о цели путешествия нужна прежде всего для того, чтобы правильно разделить туристские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами.

Выделяют пять основных групп мотивации путешествий.

- Физическая мотивация.

- Психологическая мотивация. Обе эти мотивационные группы — физическая и психологическая — представляют особый интерес как для современного туризма, так и для эффективного менеджмента.

- Межличностная мотивация.

- Культурная мотивация.

- Мотивация престижа и статуса.
^ Список рекомендуемой литературы:

  1. Андронов М.Г., Белов Г.Л. Менеджмент организации/ М.Г. Андронов, Г.Л. Белов – Чебоксары: филиал СПбГИЭУ в г. Чебоксары, 2009 – 250 с.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/О.С.Виханский, А.И.Наумов. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 670 с.: илл.

  3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб., – Мн.: изд-во «Новое знание», 2001. – 432 с.

  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело. 2008. – 702 с.

  5. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. – СПб.: СПбГИЭУ, 2005. – 180 с.

  6. www.aup.ru

  7. www.ecsocman.edu.ru




  1. Основные функции менеджмента и особенности их реализации на предприятиях туризма

Рассматривая организацию как единый организм, Анри Файоль определил, что для любой деловой организации характерно наличие шести групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учётные, административные. Все эти операции взаимозависимы. Например, технические операции не могут осуществляться без наличия сырья, возможности сбыта, капитала, страховых мероприятий. Административные операции Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию. Позднее они стали называться общими функциями менеджмента.

Назначение планирования – стремление заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития. Планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт.

Для реализации планов кто-то должен выполнить каждую задачу, связанную с достижением целей организации. В связи с этим менеджмент должен найти эффективный способ комбинирования основных переменных задач и людей. Этому способствуют постановка целей и поддержка их политикой, стратегией, процедурами и правилами; важную роль играют также мотивация и контроль. Но организация — это управленческая функция, которая теснее других и наиболее явно связана с систематической координацией множества организационных задач и, следовательно, формальных взаимоотношений выполняющих их людей.

Организация – процесс создания организационной структуры, способной предоставить людям возможность эффективно работать для достижения организационных целей.

Организационная структура фирмы направлена, прежде всего, на установление чётких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Орг. структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. Орг. структура, особенно в наше время, постоянно меняется.

Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. В общем смысле, мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

^ Процессы координации в туризме обеспечивают связь функций, организационных полномочий для достижения целей. Координацию можно рассматривать в следующих формах:

- координация деятельности линейных и функциональных подразделений предприятия индустрии туризма;

- координация процессов планирования, организации, мотивации и контроля;

- координация деятельности снабжающих, производственных, обслуживающих и сбытовых подразделений;

- координация деятельности маркетинговых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских, внедренческих, производственных и сервисных подразделений;

- координация объема и качества предоставления туристских услуг при разработке и производстве услуг;

- координация государственных, региональных, муниципальных мероприятий по развитию туризма с учетом интересов предприятий туриндустрии и т.д.

Процесс координации в деятельности туристского предприятия представляется в виде оперативного управления, направленного на обеспечение постоянной совместимости процессов управления. Координация представляется в виде мониторинга процессов управления, предусматривающего непрерывное наблюдение за внедрением мероприятий и постоянный анализ причин их невыполнения.

Координация представляется также как связующий элемент управленческого процесса на предприятии туризма. Связующими процессами координации являются коммуникации, принятие и решения управленческого решения.

Анализ практики организации контрольной деятельности показывает, что эффективная система контроля стоит на «трёх китах», которыми являются:

  1. Система организации контрольной деятельности, адекватная действующей системе управления (кто контролирует?).

  2. Целостная внутренняя нормативная база, регламентирующая контрольную и управленческую деятельность (как контролирует?)

  3. Эффективная система принятия мер по результатам контрольной деятельности (что по результатам контроля?).

Основные типы контроля в организациях по времени применения:

  1. Предварительный контроль (осуществляется до факта начал работы в сферах управления человеческими, материальными и финансовыми ресурсами с целью выработки оптимальных управленческих решений).

  2. Текущий контроль (мониторинг, непосредственно в процессе работы на основе системы обратной связи).

  3. Заключительный контроль (сравнение фактических показателей с плановыми, основа для последующего планирования и оценки эффективности менеджмент).

Процесс контроля состоит из трех этапов:

- установка стандартов;

- сравнение со стандартом реальных результатов;

- проведение необходимых корректировок мероприятий.
^ Список рекомендуемой литературы:

  1. Боголюбов В.С., Орловаская В.П. Экономика туризма – СПб.: Академия, 2005 – 311 с.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/О.С.Виханский, А.И.Наумов. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 670 с.: илл.

  3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб., – Мн.: изд-во «Новое знание», 2001. – 432 с.

  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело. 2008. – 702 с.

  5. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. – СПб.: СПбГИЭУ, 2005. – 180 с.

  6. www.aup.ru

  7. www.ecsocman.edu.ru

  1. Методы оценки эффективности принятия управленческих решений

Управленческое решение – директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Решения должны отвечать определённым требованиям. Главные – обоснованность, чёткость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность.

Основные условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения:

  • применение научных подходов;

  • изучение влияния экономических законов на решение проблемы;

  • обеспечение лица, принимающего решение, достоверной информацией;

  • применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования решения;

  • структуризация проблемы и построение дерева целей;

  • обеспечение сопоставимости вариантов решений;

  • обеспечение многовариантности решений;

  • правовая обоснованность принимаемых решений;

  • автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

  • разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качества и эффективности решения;

  • наличие механизма реализации решения.

Принятие решений – искусство нахождения эффективного компромисса. Уметь считать не только факт производства, но и какой ценой достигается, какой эффект будет.

Методы принятия решений могут быть различными:

- метод, основанный на интуиции руководителя, основанного на ранее накопленном опыте и сумме знаний в конкретной области;

- метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда менеджер обосновывает их последовательными доказательствами, основанными на ранее накопленном опыте;

- метод, основанный на научно-практическом подходе (рациональном), предполагающий выбор оптимального решения, с применением современных технических средств, на основе переработки большого объема информации.

В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.

Решение считается эффективным, если оно отвечает требованиям, вытекающим из решаемой ситуации и целей организации:

1) решение должно быть эффективным, т.е. наиболее полно обеспечивать достижение поставленных организацией целей;

2) решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение цели с наименьшими затратами:

3) своевременность решения (принятие и реализация)

4) обоснованность решения. Нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение;

5) решение должно быть реально осуществимым, конкретным, т.е. нельзя принимать нереальные, абстрактные решения;

6) решение должно быть гибким, подвижным. Нельзя рассматривать даже самое компетентное решение как догму, так как организация – система динамичная, подвижная, постоянно развивающаяся:

7) должна быть обеспечена сбалансированность обязанностей и прав. Формула в данном случае проста: ответственность = полномочиям. Ответственность не может быть уже полномочий; полномочия не могут быть шире ответственности. Каждый руководитель, которому передается ответственность, должен четко знать, перед кем и за что он ответственен.

Методами оценки экономической эффективности управленческих решений чаще используются следующие:

• Оценка эффективности управленческого решения по экономии затрат на разработку и внедрение;

• Оценка эффективности управленческого решения по конечным результатам;

• Косвенное сопоставление эффективности различных вариантов управленческого решения;

• Оценка эффективности управленческого решения по результатам изменения экономических показателей организации.
^ Список рекомендуемой литературы:

  1. Андронов М.Г., Белов Г.Л. Менеджмент организации/ М.Г. Андронов, Г.Л. Белов – Чебоксары: филиал СПбГИЭУ в г. Чебоксары, 2009 – 250 с.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/О.С.Виханский, А.И.Наумов. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 670 с.: илл.

  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело. 2008. – 702 с.

  4. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации/ А.В. Тебекин, Б.С.Касаев – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 414 с.

  5. www.aup.ru

  6. www.ecsocman.edu.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Менеджмент»
Основные положения по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «Менеджмент» для студентов заочной формы обучения

Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент» iconВопросы к диф зачету по дисциплине «Менеджмент»
Понятия менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как вид деятельности и система управления

Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент» iconВопросы по дисциплине «финансовый менеджмент» Финансовый менеджмент:...
Вот вам вопросы на экзамен по Финансовому менеджменту передайте группе, пожалуйста

Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент» iconВопросы к экзамену по дисциплине" Менеджмент"
«инженер в роли экономиста», где менеджмент был назван управлением трудовыми процессами практическим искусством

Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент» iconВопросЫ к экзамену (зачету) по дисциплине «Организация производства и менеджмент»
Персональный менеджмент: Содержание труда руководителя, Планирование рабочего времени руководителя

Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Финансовый менеджмент» Вопросы...
Вопросы к экзамену по дисциплине «Финансовый менеджмент»Вопросы по дисциплине «Финансовый менеджмент»

Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Финансы и кредит»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Финансы и кредит» для студентов 3 курса 1 обр по спец. «Менеджмент организации», 4 курса 1...

Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Стратегический менеджмент»

Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент» iconВопросы по дисциплине «Менеджмент», лето 2013

Вопросы гэк по дисциплине «Менеджмент» iconВопросы теста будут из лекций 1-2, 3-4, 5-6, 19-20, 21-22, 23-24...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов