Правительство ростовской области постановление




Скачать 449.77 Kb.
НазваниеПравительство ростовской области постановление
страница1/3
Дата публикации24.07.2013
Размер449.77 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3


ПРОЕКТ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ



от ______________ № _____
г. Ростов-на-Дону
Об утверждении Стратегии сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Стратегию сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – министра промышленности и энергетики Гребенщикова А.А.


Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановление вносит

комитет по охране окружающей

среды и природных ресурсов

Ростовской области

Председатель Ростоблкомприроды Г.И. Скрипка


Начальник отдела программ и инвестиций

Ростоблкомприроды С.А. Никитина

Приложение

к постановлению Правительства

Ростовской области

от ___________ № _____

Стратегия

сохранения окружающей среды и природных ресурсов

Ростовской области на период до 2020 года
I. Общие положения
Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан.

Экологическая ситуация в Ростовской области, как и в Российской Федерации, характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

В Ростовской области более 1,5 млн. жителей проживают в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (в 4 городах из 6, в которых ведется мониторинг). Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены восточные районы области. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года (далее – Региональная стратегия) разработана в соответствии с вышеназванным документом и организационным Планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067, и является документом, определяющим основные направления, приоритетные задачи государственной политики Ростовской области в целях улучшения состояния окружающей среды.

II. Стратегическая цель и принципы государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования
Стратегической целью государственной экологической политики является сохранение естественных природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности.

Реализация Региональной стратегии осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

б) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

в) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

г) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

д) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

е) ответственность органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории области;

ж) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

з) обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

и) запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

к) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

л) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

м) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

н) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

о) полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

п) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

р) развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Региональная стратегия действует на период до 2020 года и призвана обеспечить консолидацию усилий и действий органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан для решения наиболее актуальных проблем экологии в Ростовской области.

Ключевые экологические проблемы в сфере охраны окружающей среды, водохозяйственного комплекса и обеспечения экологической безопасности Ростовской области включают в себя:

экологические проблемы последствий реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса; проблемы утилизации отходов; высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах; загрязнение водных объектов неочищенными сточными водами, заиление русел малых рек, абразию берегов водных объектов; недостаточное обеспечение потребностей хозяйственного комплекса сырьевыми ресурсами; сохранение биологического разнообразия; деградацию почвенного покрова, выжигание сухой растительности и недостаточность озеленения крупных городов; отсутствие системы экологического образования; размещение производительных сил с учетом экологической составляющей и внедрение наилучших доступных технологий; адаптацию к изменяющимся климатическим условиям.

Реализацию Региональной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: утилизация отходов производства и потребления и ликвидация накопленного экологического ущерба; снижение загрязнения атмосферного воздуха и мониторинг состояния окружающей среды; развитие водохозяйственного комплекса; обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса; сохранение биологического разнообразия; охрана, защита и воспроизводство лесов; информирование населения о состоянии окружающей среды и повышение экологической культуры; противодействие деградации почвенного покрова и выжиганию сухой растительности, озеленение крупных городов; размещение производительных сил с учетом экологической составляющей; использование результатов исследований о прогнозируемом изменении климатических условий Ростовской области; реализация полномочий Ростовской области в сфере государственного экологического надзора.
III. Текущее состояние и стратегические направления

экологического развития Ростовской области
1. Утилизация отходов производства и потребления. Ликвидация накопленного экологического ущерба

1.1. Краткий анализ ситуации

Одной из наиболее важных экологических проблем в Ростовской области, и прежде всего в городах и районных центрах, является проблема обращения с отходами производства и потребления, их сбор, размещение, утилизация, переработка и обезвреживание.

На территории Ростовской области ежегодно образуется около 10 миллионов тонн отходов производства и потребления, из которых используются и обезвреживаются лишь 2,4 млн. тонн.

Ситуация в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (далее – ТБО) и вторичными материальными ресурсами (далее – ВМР) характеризуется тенденцией увеличения объемов отходов, размещаемых на свалках, продолжающимся загрязнением окружающей среды, усилением причинения вреда здоровью и благополучию населения, а также практическим отсутствием действий по цивилизованному извлечению и использованию вторичных материальных ресурсов.

По данным регионального кадастра отходов производства и потребления, который с 2010 года ведется комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области, на территории области по состоянию на 1 августа 2012 года расположен 761 объект размещения отходов. Кроме того, на территории области образуются свалочные очаги и навалы мусора.

Основные проблемы в области обращения с ТБО и ВМР:

а) несовершенство действующего федерального законодательства, регулирующего обращение с ТБО и ВМР;

б) отсутствие эффективной системы управления ТБО и ВМР;

в) несовершенство систем учета и контроля образования ТБО и ВМР, их движения;

г) неполный охват населения услугами по планово-регулярной очистке;

д) отсутствие современных полигонов для размещения ТБО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований;

е) недостаток и использование физически и морально устаревшей спецтехники, не соответствующей современным экономическим и экологическим требованиям;

ж) отсутствие необходимого количества контейнеров и контейнерных площадок;

з) необходимость рекультивации существующих объектов размещения ТБО;

и) отсутствие организованной системы сбора ВМР;

к) отсутствие производственной базы по механизированной сортировке ТБО и переработке ВМР в товарную продукцию;

л) неразвитость рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.

Другой важной экологической проблемой является наличие на территории области объектов накопленного экологического ущерба.

Так, с советских времен на территории области имеются объекты, на которых хранятся пришедшие в негодность пестициды и агрохимикаты, оставшиеся бесхозяйными после распада колхозов.

В целях предотвращения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в 2011 – 2012 годах в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 – 2015 годы» осуществлялись мероприятия по утилизации (захоронению) пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов.

Всего с территории 27 муниципальных образований области на специализированные объекты размещения опасных отходов, расположенные в других регионах, вывезено 2521,979 тонн пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов.

Ориентировочно свыше 500 тонн бесхозяйных пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов еще остаются в складских помещениях в Миллеровском, Тарасовском районе, в захоронении в Милютинском районе и в трех захоронениях Багаевского района.

Кроме того, объектами накопленного экологического ущерба являются:

полигон промышленных отходов ликвидированного ОАО «Волгодонской химический завод»;

полигон складирования отходов литейного производства предприятий г. Азова;

закрытый полигон твердых бытовых отходов в г. Таганроге;

закрытый полигон промышленных отходов в районе ул. Грибоедова в г. Новочеркасске;

закрытый полигон твердых бытовых отходов в г.Новочеркасске.

Решение вопроса о ликвидации указанных объектов накопленного экологического ущерба возможно после разработки проектно-сметной документации на рекультивацию указанных объектов и определения источников финансирования для выполнения работ.

Экологические проблемы последствий реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса в основном связаны с затоплением подземных горных выработок, подтоплением земной поверхности и загрязнением поверхностных и подземных вод высокоминерализованными шахтными водами, вытеснением из техногенных пустот на поверхность вредных и опасных рудничных газов, возгоранием породных отвалов, образованием провалов земной поверхности и другими причинами. Площадь территории ликвидируемых шахт угледобывающего комплекса Восточного Донбасса составляет более 89 тыс. га.

Основными источниками загрязнения рек являются следующие шахты: «Глубокая», «им. Красина», «им. Кирова», «№ 15 шахтоуправление «Несветаевское», «Комиссаровская», «Восточная», шахтоуправление «Краснодонецкое», «Тацинская». По ориентировочным данным, полное затопление указанных шахт возможно к 2017 году. К этому времени и следует ожидать максимального проявления негативных процессов, сопровождающих затопление шахт.

1.2. Основные задачи:

создание на территории Ростовской области единой правовой базы в области обращения с ТБО и ВМР;

строительство новых и рекультивация не отвечающих современным санитарным и экологическим требованиям объектов размещения ТБО;

реализация инвестиционных проектов по строительству на территории Ростовской области межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (далее – МЭОК);

ликвидация (снижение негативного воздействия) объектов накопленного экологического ущерба;

решение проблем экологии при реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли.

1.3. Первоочередные меры:

реализация областной долгосрочной целевой программы «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области на 2014 – 2020 годы»;

утилизация (захоронение) на специализированных полигонах за пределами территории Ростовской области пришедших в негодность бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов;

разработка концепции экологической безопасности Ростовской области;

выполнение комплекса мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, включающего мероприятия по ликвидации экологических последствий массовой ликвидации шахт Восточного Донбасса.

1.4. Ожидаемые результаты:

прекращение роста к 2015 году и сокращение к 2020 году количества и занимаемых площадей мест хранения отходов, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям;

сокращение объемов пестицидов и мест их хранения на территории области, с приведением этих мест в безопасное для окружающей среды состояние;

снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.
2. Снижение загрязнения атмосферного воздуха и

мониторинг состояния окружающей среды
2.1. Краткий анализ ситуации

Общий объем выбросов в атмосферный воздух по Ростовской области в 2011 году составил 572,7 тыс. тонн. Основным источником выбросов в атмосферный воздух является автотранспорт, объем выбросов от которого ежегодно увеличивается. В 2010 году данный показатель составлял 399,2 тыс. тонн, в 2011 году – 418,7 тыс. тонн (73,1 процента от общего объема выбросов). Объем выбросов от стационарных источников в 2011 году составил 154 тыс. тонн.

Мониторинг за состоянием атмосферного воздуха осуществляется на 13 стационарных постах в городах Ростове-на-Дону, Азове, Волгодонске, Таганроге, Шахты, Цимлянске. Периодически ведутся наблюдения методом маршрутного обследования и в других крупных городах области (в 2012 году - в Новочеркасске и Миллерово). Практически во всех городах Ростовской области характерно превышение над средним по стране уровнем загрязнения взвешенными веществами (пылью), оксидом углерода и окислами азота. По результатам мониторинга 2011 года для городов Азов, Ростов-на-Дону, Волгодонск, Новочеркасск характерен высокий или очень высокий уровень загрязнения.

На территории Ростовской области осуществляется государственный мониторинг окружающей среды, который включает в себя следующие подсистемы:

государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;

государственный мониторинг атмосферного воздуха;

государственный мониторинг радиационной обстановки;

государственный мониторинг земель;

государственный мониторинг объектов животного мира;

государственный лесопатологический мониторинг;

государственный мониторинг состояния недр;

государственный мониторинг водных объектов;

государственный мониторинг водных биологических ресурсов;

государственный мониторинг внутренних морских вод и территориального моря;

государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Однако указанные подсистемы мониторинга в настоящее время разобщены, их общий анализ не проводится, поскольку полученные результаты не сопоставимы из-за различия в методических подходах. Наблюдается дефицит пунктов мониторинга, как следствие, выводы о состоянии окружающей среды делаются опосредовано.

Мероприятии по мониторингу и контролю качества окружающей среды реализуются в рамках областной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 – 2015 годы» федеральным государственным бюджетным учреждением «Ростовской центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в соответствии с положениями Соглашения, подписанного между правительством Ростовской области и данным учреждением.

Начиная с 2007 года осуществляется мониторинг за состоянием организованного в 1975 году по решению Совмина РСФСР в районе г. Батайска регионального пункта подземного опытно-промышленного захоронения пришедших в негодность пестицидных препаратов. В захоронении размещено свыше 1 500 тонн ядохимикатов и тары из-под них, поступивших от объединений «Сельхозтехника» Краснодарского, Ставропольского краев, Республики Калмыкия, Ростовской области. Результаты мониторинга не подтверждают негативного воздействия захоронения на окружающую среду. Однако данный объект остается потенциально опасным и может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

2.2. Основные задачи:

минимизация негативного воздействия стационарных и передвижных источников на состояние атмосферного воздуха;

повышение уровня благоустройства, уборки и озеленения населенных пунктов;

создание единой системы государственного экологического мониторинга, позволяющей объединять данные мониторинга всех компонентов окружающей среды;

расширение системы наблюдения за состоянием окружающей среды;

ведение мониторинга объектов, представляющих опасность для окружающей среды.

2.3. Меры по снижению загрязнения атмосферного воздуха:

внедрение современных технологий производства, использование высокоэффективных систем пылегазоочистки; 

перевооружение, реконструкция и модернизация генерирующих источников и котельных;

перевод котельных, использующих в качестве топлива уголь или мазут, на природный газ;

оптимизация транспортного движения в населенных пунктах;

перевод автотранспорта на использование моторного топлива с улучшенными характеристиками, или использование альтернативных видов топлива;

поэтапный вывод из эксплуатации устаревших моделей транспортных средств и замена их на современные, отвечающие требованиям ЕВРО-4 и ЕВРО-5;

сокращение практики уплотнения городской застройки;

озеленение, благоустройство территорий (пылеподавление, уборка улиц).

2.4. Меры по развитию системы мониторинга состояния окружающей среды:

совершенствование мониторинга за компонентами окружающей среды;

расширение наблюдательной сети;

разработка механизмов объединения данных мониторинга всех компонентов окружающей среды, осуществляемого различными ведомствами;

осуществление мониторинга за состоянием захоронения пестицидов в г. Батайске.

2. 5. Ожидаемые результаты:

снижение показателя индекса загрязнения атмосферного воздуха;

увеличение объема информации о состоянии окружающей среды, полученной на основании мониторинговых исследований, поступающей для анализа и принятия управленческих решений в органы власти Ростовской области.
3. Развитие водохозяйственного комплекса
3.1. Краткий анализ ситуации.

Водные ресурсы являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они являются основой жизни и деятельности населения области, обеспечивают его экономическое, социальное, экологическое благополучие, существование животного и растительного мира.

Водные ресурсы области оцениваются в 27,7 куб. км годового стока, из которых только 2,7 (10 процентов) формируются в пределах области, а остальные 25,0 куб. км  (90 процентов) поступают извне. В границах Ростовской области протекает 165 малых рек общей протяженностью более 9,5 тыс. км. С учетом ручьев и балок число водотоков достигает 4,5 тысяч. Кроме того, на территории области расположено более 250 озер, 3 крупных водохранилища и более 1000 мелких, а также Таганрогский залив Азовского моря.

Возрастающее хозяйственное использование водных объектов и их водосборных площадей, изъятие значительной части речного стока и отведение в водные объекты загрязненных сточных вод приводят к истощению водных ресурсов области. На сегодняшний день водный режим практически всех рек искусственно изменен: многие водотоки превращены в каскады прудов. Естественный сток нарушен плотинами и другими гидротехническими сооружениями. В периоды паводков и половодий построенные без проектов грунтовые плотины нередко разрушаются и в русло реки смываются тысячи тонн грунта. Большое количество плотин не позволяет образоваться руслоформирующим расходам, реки мелеют, уменьшается их пропускная и дренирующая способность. Многочисленные мелководные пруды являются испарителями драгоценной влаги, вследствие чего меняется гидрохимический режим, резко повышается минерализация.

В частности, на территории Ростовской области расположено 1384 напорных гидротехнических сооружения, из них 681 сооружение не имеет собственника, 292 гидротехнических сооружения, расположенных на водохранилищах емкостью более 100 тыс. куб. м, требуют проведения работ по ремонту и реконструкции в целях обеспечения их эксплуатации, позволяющей минимизировать негативное воздействие на водный объект.

В результате нерасчетливой хозяйственной деятельности режим рек изменился настолько сильно, что реки становятся маловодными, деградируют и отмирают.

В связи с маловодностью ухудшились условия среды обитания биоресурсов. Нехватка кислорода приводит, особенно в маловодные годы, к массовому замору рыбы. Заиление русел, в том числе устьевых участков, затрудняет проход рыбы на нерест.

Из-за уменьшения проточности, дренирующей способности рек усиливается негативное воздействие вод, выражающееся в подтоплении и затоплении территории жилой застройки, сельхозугодий, хозяйственных объектов и т.д.

Основным способом прекращения деградации речных систем является расчистка русел рек. За период с 2001 по 2008 год были расчищены участки более 20 рек общей протяженностью около 140,0 км. Расчищались наиболее заиленные участки рек: Кагальник, Глубокая в черте г. Миллерово, Грушевка в хут. Яново-Грушевский Октябрьского района, Большая в пос. Индустриальный Кашарского района, Мечетка в Зерноградском районе, Темерник в г. Ростове-на-Дону, Малая Куберле в свх. «Центральный» Зимовниковского района, Кундрючья на территории Белокалитвинского и Красносулинского районов, Старый Дон в Константиновском районе, Грушевка в сл. Красюковская Октябрьского района, а также русло реки Дон (старица) в районе ст. Старочеркасской и протока Межонка Аксайского района.

Однако даже после реализации указанных мероприятий в расчистке нуждается не менее 380 км рек области, и это только те их участки, к которым прилегают подверженные подтоплению территории.

Разрушение берегов, вызванное природными явлениями и усилениями антропогенной нагрузки на водоемы, является одной из важнейших проблем для Ростовской области. Процессам разрушения подвержены берега Таганрогского залива Азовского моря, Цимлянского водохранилища, реки Дон, водохранилища Манычского каскада. Разрушение берегов, вызванное природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водные объекты, формирует устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах области и ведет к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению водных объектов.

Данные, полученные в результате гидрохимических наблюдений, свидетельствуют о том, что практически во всех водных объектах на территории области качество вод не соответствует требованиям установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, по таким показателям, как БПК (биологическое потребление кислорода), железо общее, медь и нефтепродукты. Класс качества воды, в основном, «загрязненная». Вода в водных объектах, располагающихся в зонах влияния шахт Восточного Донбасса, по своему качеству оценивается как «грязная» и «очень грязная».

Одним из основных источников загрязнения водных объектов области является сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод. Так общий объем сброшенных сточных вод в 2011 году составил – 1258,46 млн. куб. м, из них без очистки – 50,62 млн. куб. м и недостаточно очищенных – 184,62 млн. куб. м.

Существующие очистные сооружения сточных вод на территории области в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, устарели и физически изношены. В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Гуково, Зверево, Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск, Красный Сулин, Пролетарск, Донецк, Миллерово, Константиновск, Цимлянск, Аксай, Сальск; в поселках Гигант Сальского района, Чистоозерный Каменского района, селе Песчанокопском, станице Обливская и других муниципальных образованиях области.

Во исполнение пункта 22 плана мероприятий по реализации Водной Стратегии Российской Федерации до 2020 года разработана областная долгосрочная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013 – 2020 годах», в рамках которой планируется решение первоочередных проблем водохозяйственного комплекса области, связанных с расчисткой рек, обеспечением безопасности гидротехнических сооружений и укреплением берегов, а также ведением мониторинга водных объектов.

Вопросы сокращения объемов загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами, будут решаться в рамках областной долгосрочной целевой программы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области» на 2012 – 2017 годы, а также мероприятий, осуществляемых водопользователями.

3.2. Основные задачи:

сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;

обеспечение охраны, восстановления и экологической реабилитации водных объектов;

повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

развитие государственной системы мониторинга водных объектов;

предотвращение затопления и подтопления территорий Ростовской области;

обеспечение безопасности населения и объектов экономики, попадающих в зоны берегоразрушения.

3.3. Первоочередные мероприятия:

реализация мероприятий областной долгосрочной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013 – 2020 годах»;

реализация мероприятий областной долгосрочной целевой программы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области» на 2012 – 2017 годы;

реконструкция, ремонт, строительство очистных сооружений водопользователями.

3.4. Ожидаемые результаты:

значительное сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты за счет строительства и модернизации очистных сооружений;

повышение класса качества воды в водных объектах области путем проведения мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов;

повышение качества прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений за счет расширения мониторинга водных объектов;

повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях посредством строительства берегозащитных сооружений;

снижение ущербов от аварий гидротехнических сооружений за счет приведения сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности в безопасное техническое состояние.
4. Обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса
4.1. Краткий анализ ситуации.

Минерально-сырьевые ресурсы играют значительную роль в социально-экономическом развитии области. Несмотря на то, что Ростовская область не относится к основным горнорудным регионам страны, она обладает достаточно широким набором полезных ископаемых, являющихся сырьем для топливно-энергетического комплекса, металлургической, химической промышленности и стройиндустрии.

Наиболее широко представлены на территории области общераспространенные полезные ископаемые. Область располагает богатым выбором месторождений строительных материалов: камней строительных для производства щебня, песков строительных, глин и суглинков для производства кирпича. Особый интерес представляют техногенные месторождения, являющиеся новым источником строительного, теплоизоляционного, керамического, огнеупорного, адсорбционного, красяще-пигментарного, энергетического и агрохимического сырья.

Начавшийся экономический подъем и реализация стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, влекут за собой значительный рост спроса на минерально-сырьевые ресурсы внутри области. Для дальнейшего поступательного развития Ростовской области необходимо укрепление минерально-сырьевой базы, а именно: достижение воспроизводства запасов на уровнях, компенсирующих их добычу, темпы которой возрастают; выявление месторождений в районах, в которых планируется создание крупных промышленных объектов, дорожного и жилищного строительства; выявление новых, нетрадиционных для области видов сырья, востребованных на рынке.

Необходимость активного использования месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения обусловлена несоответствием санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области – реки Дон и ее притоков.

Для ряда муниципальных образований единственным источником питьевого водоснабжения населения являются подземные воды. Одной из основных причин, сдерживающих их использование в районах, испытывающих дефицит поверхностных водных ресурсов, является отсутствие разведанных запасов воды питьевого качества.

Нерациональное, а не редко и незаконное, использование минеральных ресурсов и подземных вод приводит не только к их истощению, но и существенно ухудшает экологическую ситуацию в местах их добычи.

Обеспечение эффективного, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов требует постоянного совершенствования системы управления фондом недр путем создания надежной информационной базы о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых, экологическом состоянии территорий ведения горных работ, возможностях безопасного использования минерально-сырьевых ресурсов и о состоянии запасов различных видов минерального сырья, управление которыми отнесено к полномочиям Ростовской области.

4.2. Основные задачи:

воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых для обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики области в минерально-сырьевых ресурсах;

создание условий для устойчивого водоснабжения объектов экономики и населения области за счет подземных вод;

обеспечение функционирования системы управления фондом недр Ростовской области;

4.3. Первоочередные меры:

реализация мероприятий подпрограммы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области на 2011 – 2015 годы» областной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в ростовской области на 2011 – 2015 годы»;

разработка аналогичной подпрограммы на период 2016 – 2020 годов, включающей в себя следующие мероприятия:

проведение поисково-оценочных работ на подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов области;

разведка водозаборных участков на территории области;

переоценка запасов месторождений пресных подземных вод области;

ведение автоматизированной системы лицензирования недропользования, электронной версии территориального кадастра и баланса полезных ископаемых Ростовской области.

4.4. Ожидаемые результаты:

расширение минерально-сырьевой базы области для обеспечения внутреннего спроса и создание условий для развития промышленного производства высококачественных конкурентоспособных стройматериалов;

увеличение количества месторождений пресных подземных вод с утвержденными запасами, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и объектов экономики области;

создание надежной информационной базы о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых, актуализация информации о состоянии минерально-сырьевой базы области, содержащей сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение.
5. Сохранение биологического разнообразия
5.1. Краткий анализ ситуации

Ростовская область относится к степной зоне и отличается уникальным биоразнообразием. Учеными выявлено более 1700 видов высших растений, 155 моховидных, 192 лихенизированных грибов (лишайников), свыше 1200 макро- и микромицетов и более 14,6 тысяч животных (без морских). Не исключено, что  видовое многообразие фауны Ростовской области значительно шире.

Видовое богатство растительного и животного мира обусловлено значительным разнообразием ландшафтов степной зоны. В области обитают представители не только типичных степей, но и древесной растительности, лугов, различные представители водной, околоводной флоры и фауны, каменистых степей, песчаных массивов, меловых отложений и других местообитаний.

На территории области постоянно или временно обитает 72 вида охотничьих ресурсов. Из них 33 вида млекопитающих, 39 видов птиц.

По состоянию на 31 декабря 2011 года в Ростовской области зарегистрировано 70 охотпользователей, 230 закрепленных охотничьих угодий и 21 участок государственного резервного фонда.

Согласно данным послепромысловых учетов 2011 года численность охотничьих ресурсов по сравнению с 2010 годом изменилась следующим образом:

численность ценных видов увеличилась по лосю – на 20 процентов, оленю благородному – на 9,7 процента, косули – на 6 процентов, лани – на 12,8 процента;

численность оленя пятнистого, зайца-русака, сурка-байбака, серой куропатки и барсука стабильна;

численность кабана снизилась на 32,3 процента в связи со вспышками африканской чумы свиней среди диких особей кабана в разных районах области, и проведением мероприятий по регулированию численности дикого кабана в очагах и карантинных зонах.

Основными проблемами в вопросах охраны объектов животного мира является негативное воздействие на среду их обитания (распашка земель, вырубка защитных лесных насаждений (лесополос), зарастание водных объектов и засорение водоемов), использование пестицидов и ядохимикатов, браконьерство.

В водоемах Ростовской области обитает около 100 видов рыб. Среди них различают пресноводных рыб, проходных рыб, обитающих преимущественно в море и заходящих на нерест в Дон и его притоки, а также полупроходных, –живущих в преддельтовых, прибрежных областях моря или солоноватых озерах, нерестящихся в низовьях рек.

Высокий уровень загрязнение водных объектов, отсутствие рыбохозяйственных водопопусков из Цимлянского водохранилища развитие судоходства, браконьерский лов негативно сказались на запасах водных биологических ресурсов. Так в 2011 году весенний нерестовый ход осетровых рыб в реке Дон отсутствовал.

Практически единственным способом пополнения водных биологических ресурсов в Азово-Донском районе является искусственное воспроизводство рыбных запасов.

Для сохранения и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных, грибов и лишайников в 2004 году была издана Красная книга Ростовской области, в которую было занесено 252 вида животных и 327 видов растений, грибов и лишайников.

В целях сохранения и восстановления их численности ежегодно осуществляются мероприятия по ведению Красной книги Ростовской области. Ведется ежегодный мониторинг «краснокнижных» видов на территории всех административных районов области, который позволяет определить места обитания (произрастания) краснокнижных видов, наблюдать за состоянием их популяций, тенденциями изменения их ареалов и численности и планировать меры по их охране.

В 2008 году с целью сохранения «краснокнижных» видов растений на территории Ботанического сада ЮФУ был создан питомник. Его цель - накопление и сохранение генофонда охраняемых в Ростовской области видов флоры, изучение биологических особенностей этих видов, а также их размножение для последующей посадки в естественную среду обитания, реконструкции угасающих природных популяций. На сегодняшний день питомник занимает общую площадь около 1 га, в нем сохраняется 46 видов растений.

В связи с восстановлением популяций некоторых видов в дикой природе в настоящее время из Красной книги исключено 23 вида животных и 35 видов растений, грибов и лишайников.

На территории Ростовской области расположены 80 особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ):

государственный природный биосферный заповедник «Ростовский» – 9,46 тыс. га;

государственный природный заказник федерального значения «Цимлянский» – 45,0 тыс. га;

природный парк «Донской» областного значения (статус уточняется) – 40,96 тыс. га;

70 памятников природы областного значения – 20,47 тыс. га;

7 особо охраняемых природных территорий местного значения – 106,65 тыс. га.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории области – 222,54 тыс. га.

Помимо особо охраняемых природных территорий на территории Ростовской области находятся следующие территории с особым режимом охраны:

водно-болотные угодья;

14 ключевых орнитологических территорий.

Водно-болотные угодья (далее ВБУ) «Веселовское водохранилище» и «Озеро Маныч Гудило» относятся к территориям международного значения и находятся под юрисдикцией Рамсарской конвенции.

ВБУ имеют международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство ростовской области постановление iconПравительство ростовской области постановление
В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т

Правительство ростовской области постановление iconПоложение о конкурсе фотографий
...

Правительство ростовской области постановление iconПоложение о министерстве образования Иркутской области правительство...
Руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет

Правительство ростовской области постановление iconПротиводействия коррупции
Конкурс) проводится комитетом по молодежной политике Ростовской области в рамках Областной долгосрочной целевой программы "Противодействие...

Правительство ростовской области постановление iconПостановление Правительства Московской области
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 22. 06. 2000 n 232-пг "О государственном учреждении Московской...

Правительство ростовской области постановление iconПравила приёма в государственное бюджетное образовательное учреждение...
Ростовской области «Ростовский–на–Дону автотранспортный колледж» (далее Колледж)

Правительство ростовской области постановление iconВладимирской области постановление
В целях повышения эффективности работы, определения порядка деятельности Молодежного правительства Владимирской области второго состава...

Правительство ростовской области постановление iconПравительство архангельской области постановление
Об утверждении государственной программы Архангельской области Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма...

Правительство ростовской области постановление iconПостановление от 20 ноября 2009 г. N 1683-пп о концепции поддержки...
Свердловской области, обеспечения поддержки и максимального использования потенциала молодых граждан, обеспечения реализации инновационного...

Правительство ростовской области постановление iconИстория образования Ростовской области
Образование Ростовской области, вычленение ее из Азово-Черноморского края было составной частью общего процесса территориального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов