Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв»




НазваниеМетодические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв»
страница1/8
Дата публикации25.07.2013
Размер0.96 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > География > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

Кафедра лесных культур и почвоведения

Почвоведение


Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы

почвообразующих горных пород и почв» для студентов II курса направлении подготовки бакалавров: «Ландшафтная архитектура» специальностей 250700 – Лесное хозяйство и Садово-парковое

и ландшафтное строительство


Брянск 2012

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

Кафедра лесных культур и почвоведения


Утверждены научно-методическим

советом БГИТА

протокол № _ от «__» _____________2007 года

Почвоведение

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы

почвообразующих горных пород и почв» для студентов II курса направлении подготовки бакалавров: «Ландшафтная архитектура» специальностей 250700 – Лесное хозяйство и Садово-парковое

и ландшафтное строительство


Брянск 2012

УДК

Почвоведение: Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород, почв и почвогрунтов» для студентов II курса направлении подготовки бакалавров: «Ландшафтная архитектура» специальностей 250700 – Лесное хозяйство и – Садово-парковое и ландшафтное строительство /Брянск. гос. инж.-технол. акад. Сост. Л.А. Соколов, З.Н. Маркина, Д.А. Костюченко. – Брянск: БГИТА, 2007. –с.

Представлены цели, задачи, программные вопросы по углубленному изучению и закреплению теоретических знаний, полученных при изучении раздела «Минералы и горные породы». В лабораторных условиях по коллекциям и образцам минералов изучаются их свойства, строение, многообразие и участие в породо- и почвообразовании. Оценивается роль минералов в формировании плодородия почв и их влияние на лесорастительные свойства.


Рецензент:

Л.А.Соколов

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями лесохозяйственного факультета БГИТА

Протокол № ___ от _____________ 2012г.

ВВЕДЕНИЕ

Геология («Ge» - по-гречески Земля; «logos» - учение) – это наука о Земле. Почвоведение рассматривает поверхностные слои земной коры, обладающие плодородием, - почвы. Почвоведение является наукой геологического цикла и при её изучении необходимо освоить те разделы геологии, в которых изучаются процессы и явления, влияющие на направленность процессов почвообразования и свойств почв. Поэтому изучение курса «Почвоведение» студентами II курса лесохозяйственного факультета начинается с геологии.

Методические указания призваны помочь студентам в изучении важнейших вопросов геологии при ограниченном бюджете времени. На изучение раздела минералогии отводится два лабораторных занятия. Программа и необходимые указания для работы с минералами на занятиях и во внеурочное время позволят студентам детально изучить породообразующие минералы их внешние признаки и свойства; выделить почвообразующие минералы и их влияние на лесорастительные свойства почв.

Лабораторное занятие 1
^ ТЕМА: ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ, ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МИНЕРАЛОВ

1. Объяснение - 45 мин.

1.1 Ознакомление студентов с рабочим планом лабораторных занятий по геологии.

1.2 Понятие о внешних признаках и физических свойствах минералов, их значение для целей диагностики.

1.3 Краткая характеристика важнейших внешних признаков и физических свойств минералов.

2. Самостоятельная работа студентов - 45 мин. .

2.1 Изучить внешние признаки и физические свойства минералов по литературе и коллекциям.

2.2 Описать внешние признаки и физические свойства 3-х минералов. Результаты записать в рабочую тетрадь (табл. 1).

3. Задание для самостоятельной внеурочной работы - 4 часа.

3.1 Проработать тему занятия по рекомендованной литературе.

3.2 Описать внешние признаки и физические свойства наиболее распространенных минералов (по списку). Результаты записать в рабочую тетрадь (табл. 1).

Материальное обеспечение занятий

1. Шкалы внешних признаков минералов: твердости, блеска, спайности, излома, плотности.

2. Капельницы с соляной кислотой, фарфоровые пластинки.

3. Раздаточные образцы минералов - по 3 штуки на каждого студента.

4. Коллекции породообразующих минералов.
Список минералов для описания

I. Самородные элементы: графит, сера.

II. Сульфиды: пирит, халькопирит, галенит, сфалерит, ки­новарь, молибденит.

III. Галоидные соединения: галит, сильвин, флюорит.

IV. Окислы и гидроокислы:

а) окислы кремния - кварц, халцедон, опал;

б) окислы железа - гематит, магнетит, лимонит;

в) окислы алюминия - корунд, боксит;

г) окислы марганца - пиролюзит.

V. Карбонаты: кальцит, доломит, магнезит, сидерит, малахит.

VI. Фосфаты: апатит, вивианит, фосфорит.

VII. Сульфаты: гипс, ангидрит, мирабилит.

VIII. Силикаты:

а) островные - оливин, топаз, гроссуляр, альмандин, сфен;

б) цепочечные - авгит;

в) ленточные - роговая обманка;

г) листовые - мусковит, биотит, флогопит, глауконит, серпентин, тальк, каолин, монтмориллонит;

д) каркасные - ортоклаз, микроклин, альбит, лабрадор, нефелин, лейцит.
Таблица 1 - Описание внешних признаков и физических свойств минералов

Название минерала

Облик минерала (единичный кристалл, агрегат, аморфный)


Твердость



Спайность



Излом



Цвет



Цвет черты



Прозрачность



Блеск


Плотность

Специфические особенности (гибкость, упругость, ковкость и др.)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11




































^ 1 ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МИНЕРАЛОВ
Минералами называются однородные по составу и строению природные вещества, образовавшиеся в результате физико-химических процессов, протекающих в земной коре или на её поверхности. Минералы могут быть в твердом, жидком и газообразном состоянии (вода, углекислый газ и др.). Однако большинство минералов - это твердые вещества. Минералы, встречающиеся в твёрдом виде, делятся на аморфные, или некристаллические (лёд, асфальт, опал) и кристаллические (полевой шпат, горный хрусталь, гипс).

В природе встречаются около 3000 минералов. Минералы, наиболее часто встречающиеся и образующие основу многих горных пород, называются породообразующими. Их около 50. Содержание их в земной коре следующее (по А.Е.Ферсману): полевые шпаты – 55% по массе; пироксены и амфиболы – 15%; кварц и его разновидности – 12%; вода в свободном и поглощённом состоянии – 8,25%; слюды – 3%; оксиды и гидрооксиды – 3%; глинистые минералы – 1,5%; кальцит – 1,5%; фосфаты – 0,75%.

^ Процессы и условия образования минералов и горных пород объединяются в три большие группы:

- эндогенные процессы минералообразования, связанные с магматическими очагами и приурочены к базальтовому слою земной коры; здесь господствуют высокие температура и давление; минералы формируются из магмы – силикатного огненно-жидкого расплава (кварц, различные силикаты); эндогенные минералы обычно плотные, с большой твёрдостью, стойкие к воде, кислотам, щелочам;

- экзогенные или гипергенные, совершаются в гидросфере, где минералы образуются в процессе выпадения химических осадков из водных растворов (галит, сильвин), и в зоне осадочных пород, особенно в слоях, выходящих на поверхность или близко к ней залегающих при низких температуре и давлении в процессе выветривания (глинистые минералы – каолинит, гидрослюда, железистые сульфиды и оксиды).

- метаморфические процессы – в гранитном слое земной коры и ниже в твёрдой массе глубинных пород под влиянием высокого давления и температур, но недостаточных для перевода минеральной массы в расплавленное состояние; минералы перекристаллизовываются, приобретают плотность, прочность (минералы-силикаты: роговая обманка, актинолит).

Минералы, образовавшиеся из компонентов магмы, называются первичными, а минералы, образовавшиеся на поверхности Земли при процессах выветривания, называются вторичными.

Структура. Минералы обладают кристаллической структурой или бывают аморфными.

Аморфные минералы характеризуются беспорядочным расположением ионов и атомов: они не имеют кристаллического строения, характеризуются непостоянством состава и одинаковыми свойствами во всех направлениях (изотропностью).

В кристаллических минералах слагающие их элементарные частицы (атомы, ионы) расположены в строгом порядке в пространстве по определённым кристаллографическим направлениям (куб, призма, ромб, многогранник) и характеризуются симметрией, т.е. закономерной повторяемостью одинаковых рёбер, углов, граней при вращении кристалла в пространстве.

Кристаллические вещества обладают анизотропностью: их физические и оптические свойства зависят от кристаллографического направления.

В зависимости от характера частиц, находящихся в узлах .кристаллической решетки, и природы химической связи выделяют четыре типа кристаллических решеток: ионные, атомные, металлические и молекулярные.

Различают следующие элементы симметрии:

- плоскость симметрии - это воображаемая плоскость, которая делит кристалл на две равные части, причем одна из них является как бы зеркальным отражением другой;

- ось симметрии (L) - прямая линия, при вращении вокруг которой на 360° кристалл несколько раз повторяет свое начальное положение в пространстве. Число повторений начального положения кристалла при вращении вокруг оси симметрии называют ее порядком. В кристаллах могут быть только оси симметрии второго L2, третьего L3, четвертого L4 и шестого порядков. В одном и том же кристалле может быть несколько осей симметрии одного порядка или разных порядков;

центр симметрии - точка внутри кристалла, вокруг которой правильно повторяются элементы ограничения. В кристаллах возможны 32 комбинации элементов симметрии. Эти комбинации называют кристаллографическими классами или видами симметрии. Кристаллографические классы объединяют в сингонии (табл. 2).
Таблица 2 - Характеристика кристаллографических сингоний

Категория

Сингония

Характеристика элементов симметрии

Низшая

Триклинная
Моноклинная
Ромбическая

Нет элементов симметрии или есть один центр симметрии (С)

Одна ось симметрии второго порядка и одна плоскость симметрии

Число осей симметрии второго порядка и плоскостей симметрии достигает трёх

Средняя

Тригональная

Тетрагональная

Гексагональная

Одна ось симметрии третьего порядка (L3)

Одна ось симметрии четвёртого порядка (L4)

Одна ось симметрии шестого порядка (L6)

Высшая

Кубическая

Четыре оси симметрии третьего порядка (наряду с L3 или L4)
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв» iconМетодические указания к лабораторной работе по дисциплине «Инженерная геология»
Типы горных пород. Изучение (описание и определение) основных разновидностей осадочных, магматических и метаморфических пород по...

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв» iconМетодические указания к лабораторным и практическим занятиям для...
...

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв» iconЛекция Тема. Эрозия почв и меры борьбы с ней
Эрозия (от латинского слова «erosio» «разъедание») – это многообразные процессы разрушения и сноса почв и рыхлых пород потоками воды...

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв» iconКонспект лекций по курсу «свойства пластовых пород и флюидов»
Вы – будущие нефтяники. И как нефтяники, Вы должны хорошо знать свойства горных пород, вмещающих нефть и газ, а также свойства тех...

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв» iconМетодические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины Микробиология и вирусология...

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв» iconМетодические указания к лабораторным и практическим занятиям по дисциплине «Газоснабжение»
«Газоснабжение» для студентов специальностей 290700, 100700 очной и заочной форм обучения

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв» iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов очного...
Методические указания к семинарским занятиям по экономической теории (частьii макроэкономика)

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв» iconМетодические указания по практическим занятиям по дисциплине: «управление работой порта»
Методические указания по практическим занятиям подготовлены: доцентом кафедры «ЭиМ» Анищенко Н. В., ассистентом Париновой Е. А

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине
Методические указания к практическим занятиям составлены: доц. Барановым А. П., и обсуждены на заседании кафедры "Подъемно-транспортные...

Методические указания к лабораторным занятиям «Минералы почвообразующих горных пород и почв» iconМетодические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная...
Методические указания по курсу «Социальная экология и устойчивое развитие» предназначены для студентов специальности «Экология»....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов