Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности




Скачать 74.84 Kb.
НазваниеЭкологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности
Дата публикации26.07.2013
Размер74.84 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Экологическая этика - междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшееся на стыке естественно-научных и общественных наук. Экологическая этика является прикладной дисциплиной, поэтому она - оценка конкретный действий, в связи с чем её предметом является моральное отношение человека как к природе в целом, так и к отдельным её представителям.

Методами экологической этики являются: диалектический метод, системный метод, экволюционный метод, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.

Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям: 1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой; 2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека.

Задачи экологической этики: 1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы; 2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека.

^ История экологической этики

Как научное направление Экологическая этика сформировалась в 80-х гг. 20 в. Этические мысли по отношению к живой природе высказывались основоположниками всех мировых религий. Основателями Экологической этики как науки являются О. Леопольд и А. Швейцер. В своих классических трудах они сформулировали идею о том, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным.

С 1970-х гг. Экологическая этика стала преподаваться в США с 1970-х гг. Затем аналогичные курсы были введены в вузах Англии, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии, а в середине 80-х гг. - в других развитых странах.

Философы Сингер, Риган и Линзи в 1970-х - 80-х гг. было сформулировано понятие прав животных, на основе которого организовано Движение за освобождение диких животных. Тэйлор разработал универсальные этические правила и принципы, Калликот и Ролстон - понятия о ценностях дикой природы.

В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы - первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

В России впервые о гуманном отношении к животным сказано в Уставе благочиния, изданном в 1782. Одним из первых экоэтические взгляды стал выражать в сер. 19 в. Н. Щербина. Об этическом отношении к природе писали Тургенев, Достоевский, Хлебников и особенно Л. Толстой. Друг последнего В. Чертков впервые в России выступил против любительской охоты ("Злая забава"). В 1899 вышла книга Фишера, впервые заявившая о правах животных. Позднее его идеи были развиты Семеновым-Тянь-Шаньским и Кожевниковым.

В советские времена этические отношения к природе практически не разрабатывались. Исключение составляет книга Д. Андреева "Роза мира". В 60-х гг. 20 в. появились статьи Леонова, Рябинина о морали любительской охоты, благодаря которым в России на длительный срок была запрещена весенняя охота, а при некоторых городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от жестокого обращения.

Однако существенного влияния на государственную политику это не оказало. В СССР лишь в 1988 (одновременно с Китаем и Турцией) было создано Всесоюзное общество покровительства животным. До сих пор Россия остается единственной европейской страной, не подписавшей Страсбургской конвенции 1959 о безболезненном забое сельскохозяйственных животных.

Экологическая этика стала развиваться в России и странах СНГ уже в конце 1990-х гг. В Москве была издана книга Павловой "Биоэтика в васшей школе". С 1999 в Киеве выходит "Гуманитарный экологический журнал", а с 2001 регулярно проходят ежегодные семинары по Экологической этике. С того же времени вышло несколько учебных пособий Борейко. Преподавани Экологической этики в вузах ведется пока на уровне элективных курсов.

^ Ценности природы

Ценности природы бывают внутренними и внешними. Внутрення ценность - это ценность "для себя". Она заключается в стремлении любого живого организма к жизни, к продолжению существоания, к размножению. Тот, кто имеет внутреннюю ценность, обладает моральным статусом, собственным благом, моральными правами, достоинством и должен считаться моральным партнером. Внутренняя ценность всех живых существ одинакова, в то время как внешние ценности могут различаться.

Внешние ценности природы подразделяются на экономические и неэкономические. Экономические ценности можно расчитать. Это хозяйственная и рекреационная ценности. Неэкономические ценности расчетам не поддаются. К ним относятся 18 видов ценностей: историко-культурная, существования, патриотическая, религиозная, эстетическая, наследия, этическая, символическая, духовная, эталонная, научная, свободы, музейная, воспитательная, образовательная, экологическая, вдохновения, оздоровительная. Возможны и дополнительные ценности.

Возможны конфликты между экономическими и неэкономическими ценностями. Неэкономические ценности признаются более важными. Затруднение вызывают оценка неэкономических ценностей.

Природа является нашим моральным партнером в силу обладания внутренней ценностью. Часть моральных партнеров, способных к нравственным размышлениям и поступкам, являются моральными агентами, т.е. имеющими свои обязанности перед вами. Природа моральным агентом не является, т.е. имеет только права, но не имеет обязанностей ни перед человеком, ни друг перед другом.

^ Права природы

Все живое имеет моральные права в силу наличия внутренней ценности, а также ввиду факта своего существования. Права природы - это конкретизированные нормы справедливых отношений человека к природе, рассматриваемой как моральный партнер.

Уважать и защищать права природы означает защищать её интересы вне зависимости от человеческих чувств или соображений экономической выгоды. Человек, признавая права природы, одновременно обязуется их защищать.

Права природы, так же как и права человека, не являются абстрактным понятием. Их приходится нарушать, но для этого требуется серьезная моральная мотивация. Так, пропитание человека является значимым моральным аргументом, позволяющим нарушить право свиньи. Однако любительская охота не является серьезным моральным аргументом, чтобы нарушить право на жизнь животных.

Признание прав природы имеет следующее значение: 1) позволяет сформулировать новые весомые аргументы для создания ООПТ; 2) будет способствовать применять практику подачи исков в суд для защиты интересов природы; 3) способствует повышению эффективности экологического воспитания и образования; 4) создает особый моральный, а затем и правовой фон охраны природы.

За живыми существами признаются следующие права:

  1. Право на жизнь;

  2. Право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания;

  3. Право на необходимую для жизни долю земных благ;

  4. Право на защиту законом.

Природные экосистемы имеют следующие права:

  1. Право на существование;

  2. Право на свободу от человеческого контроля и управления;

  3. Право на защиту законом.

Этические принципы и правила обращения с природой

Принципы:

  1. Не навреди.

  2. Не вмешивайся

  3. Будь порядочным.

  4. Соблюдай права природы.

  5. Компенсируй ущерб.

Правила:

  1. Правило самообороны. Можно нарушить права природы, если мотивацией является необходимость обеспечения пропитанием, а также защита жизни, здоровья или имущества.

  2. Правило справедливого распределения. В случае столкновения жизненно важных интересов людей и природы обоим конфликтующим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.

  3. Правило пропорциональности. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных интересов человека приоритет отдается природе.

  4. Правило минимального вреда. В случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненноважных, но существенных интересов человека, возможно нанесения вреда природе, но этот вред должен быть минимальным.

  5. Правило справедливого возмещения. Если в случае удовлетворения интересов человека нанесен вред природе, то этот вред должен быть компенсирован.


В экологической этике выделяют два основных направления антропоцентризм и биоцентризм.

Сторонники антропоцентризма понимают человека, его деятельность как причины существования данного мира (мир «для людей») или как критерии всех ценностей.

К версиям антропоцентристских концепций относят и социальную экологию, которая предлагает снижение творческой силы естественной эволюции в пользу устанавливаемых культуройцелей формирования гармоничных социальных отношений, неиерархического, экологически ориентированного, органического родового общества, которое восстанавливает взаимодополнительные отношения с природной средой.

Трагический опыт XX в. свидетельствует о недостаточной эффективности призывов возвратиться к традиционной нравственности и о необходимости поиска наиболее эффективных социальных инструментов.

В связи с этим в экологическом движении появляются темы прав животных, а также растений, земель, океанов и в целом всей планеты. Защита прав разных форм жизни обретает нормативные формы, во многом схожие с движением за права разных групп людей в недавней истории (в частности, права женщин, «цветных» людей, детей и т. п.).

Широко обсуждаются концепции освобождения животных, отказа от их использования в науке (для опытов), для коммерческой и спортивной охоты, для коммерческого сельскохозяйственного разведения. Поднимаются проблемы самоценности многообразных форм живой природы, а также социопсихологические аспекты их прав, опекунский подход к правам животных и растений.

Отрицание антропоцентризма, или прямой биоцентризм, является общей установкой большинства философов этого очень широкого и пестрого направления, которое включает защитников индивидуальных животных и растений, неантропоцентристскиххолистов, глубинных экологов, неопрагматиков, экофеминистов, даосистов и т. п.

Биоцентристы считают всех живых существ и другие части экосистемы Земли обладающими не только ценностью для самих себя (самоценностью), но и внутренней, т. е. независимой от человеческих интересов, ценностью. Биоцентризм превращает человека – высокомерного «царя природы» – в одного из членов биотического сообщества.

Это наиболее метко отмечено в определении блага у О. Леопольда: хорошо все, способствующее «сохранению целостности, стабильности и красоты биотического сообщества». Ценностная переориентация нашего сознания должна проходить в духе уважения и любви к Земле и всем ее «детям». Она резко контрастирует с преобладающей потребительской установкой современного общества. Хотя остается открытым вопрос, связана ли нужная переориентация с появлением новых нравственных чувств или с усилением чувствительности кпостоянно существовавшим отношениям с нашим природным окружением.

В настоящее время экологическая этика опирается на метафизические интерпретации различных областей науки: экологии, эволюционной биологии, квантовой физики, а также на традиции культуры, причем во многом – и на традиции восточного миропонимания (даосизм, конфуцианство, буддизм, дзэн-буддизм). К прямым предшественникам экологической этики относят «этику Земли» О. Леопольда и «этику благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности iconКультура как система
Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека

Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности icon1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения
Философия появляется как размышление человека о границах своего бытия. Философия ‑ форма общественного сознания; учение о наиболее...

Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности iconВерны ли следующие суждения о человеке?
А. Познание человеком мира – проявление исключительно соци­альной природы человека и никак не связано с природой био­логической

Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности iconМ. М. Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность...
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)

Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности iconОнтология и философия природы 1 Онтология как учение о бытии
Философского знания, аккумулирующий в себе учение о бытии, называется онтологией

Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности iconПримерный перчень контрольных вопросов к зачету по деловой этике
Этика и культура. Этический абсолютизм и этический релятивизм: проблемы моральных стандартов в бизнесе

Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности iconДоклад на тему: Деловое общение
Этика (от греч ethos обычай, нрав) учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической...

Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности iconЧеловек и природа
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)

Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности icon«Слово о полку Игореве» Вся природа в «Слове»
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)

Экологическая этика учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности iconПоложение о муниципальном конкурсе «Папа, мама, я экологическая семья!»,...
Конкурса «Папа, мама, я – экологическая семья!» (далее Конкурс) являются Администрация муниципального района Белорецкий район рб,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов