Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации




Скачать 123.29 Kb.
НазваниеЛекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации
Дата публикации28.07.2013
Размер123.29 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > География > Лекция




Лекция 1

Задачи и основы организации

Единой государственной системы

предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций
Население России в конце XX в. жило в условиях постоянного воздействия чрезвычайных ситуаций (ЧС) террористического, военного, техногенного и природного характера. Усиление угроз и увеличение масштабов воздействия на население факторов ЧС подтверждает и печальная статистика последних лет. Если учитывать жертвы террористических актов, военных конфликтов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий, то в среднем Россия ежегодно теряет свыше 50 тыс. человеческих жизней, более 250 тыс. человек получают увечья.

Несмотря на смягчение международной обстановки и существенное сокращение арсеналов оружия массового поражения, военная опасность для России продолжает сохраняться. Крайне неустойчивый характер носит военно-политическая обстановка в ряде регионов вблизи границ России, в которых не затухают внутренние и межгосударственные конфликты.

В конце XX в. значительную угрозу для России приобрел международный и внутренний терроризм.

Говоря о характере и тенденциях рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, необходимо признать, что с каждым годом они приобретают все более масштабный и устойчивый характер. Многие ученые объясняют наблюдаемый на земном шаре рост природных катастроф за последние 30 лет ушедшего XX в. антропогенным воздействием и наблюдающимся глобальным изменением климата.

Системный социально-экономический кризис в России, разразившийся в 90-х годах, вызвал в целом устойчивый рост количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера, среди которых в последнем десятилетии XX в. доминировали:

- транспортные аварии (25-32 %);

- пожары и взрывы технологического оборудования (8- 39 %);

- пожары и обрушения жилых и административных зданий (21-39 %);

- аварии с выбросом токсичных веществ (8-12 %);

- аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения (7-15 %);

- аварии на трубопроводах (4-8 %).

На территории России, обладающей чрезвычайно большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных особенностей, встречается более 30 опасных природных явлений, среди которых наиболее разрушительными являются наводнения, землетрясения, оползни, сели, смерчи. Ежегодно в России происходит 230-250 природных катастроф и чрезвычайных ситуаций, из них 35 % приходится на наводнения, 19 % — на ураганы, бури, штормы, смерчи, 14 % — на сильные и особо длительные дожди, 8 % — на землетрясения и 21 % — на оползни, обвалы, сели и сильные снегопады. За последние 15 лет от опасных природных явлений в России погибли 3,5 тыс., пострадали свыше 270 тыс. человек. Общий ущерб составил 6-7 % от валового национального продукта.

Последние десятилетия XX в. ознаменовались появлением ряда новых, ранее неизвестных опасных инфекционных заболеваний. Особую эпидемиологическую значимость представляют вирусные инфекции: СПИД, геморрагические лихорадки Ласса и Эбола, клещевой энцефалит, болезнь легионеров и др. Увеличилась распространенность ранее известных, но редких инфекций, таких как дифтерия, холера и др., а также социально обусловленных заболеваний: туберкулеза, сифилиса, вирусного гепатита. Особую опасность для России представляет наркомания. Темпы роста потребления наркотических средств в нашей стране одни из самых высоких в мире, число наркоманов среди молодежи ежегодно увеличивается на 70 %.

^ Прогноз основных опасностей на период до 2010 г.

1. Возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера. Для России актуальность этой проблемы возрастает в связи с тем, что физическое старение и износ основных средств производства в большинстве отраслей промышленности, на транспорте и в сфере жизнеобеспечения достигли 70 %. Задерживается вывод из эксплуатации опасных объектов с устаревшим и физически изношенным технологическим оборудованием. Городское хозяйство и промышленные предприятия не оснащаются современными системами автоматизации, сигнализации и оповещения.

Значительную опасность для населения и городской среды представляют хранилища нефтепродуктов и химически опасных веществ, в первую очередь аммиака, хлора и др.

2.^ Возможные чрезвычайные ситуации природного характера. Пытаясь предугадать, какой будет планета в XXI столетии, большинство исследователей приходят к выводу о том, что вследствие увеличения концентрации парниковых газов, в первую очередь углекислого газа в атмосфере, Землю ожидает глобальное потепление климата.

По мере ускорения тенденций к потеплению погодные условия становятся более изменчивыми, а климатические стихийные бедствия — более разрушительными. Ущерб, нанесенный стихийными бедствиями лишь в 1998 г., превысил ущерб, нанесенный всеми такими бедствиями за все 80-е годы прошлого столетия.

Рост количества природных катастроф, обусловленных потеплением климата и антропогенным воздействием на окружающую среду, существенно увеличивает в XXI в. риск возникновения синергетических бедствий, когда опасное природное явление может вызвать серию техногенных аварий: пожары, взрывы, выбросы и разливы химических веществ. Синер-гетические катастрофы значительно увеличивают масштабы бедствий, людские потери и экономический ущерб, а также существенно усложняют принятие мер по смягчению последствий таких чрезвычайных ситуаций.

По данным многолетних наблюдений, наибольшую прогностическую опасность в России представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы (725), землетрясения (103), смерчи (500).

Именно с этими процессами часто связан огромный социально-экономический ущерб. Величина ежегодного ущерба от перечисленных процессов измеряется суммами от нескольких миллионов (смерчи, сели, цунами) до нескольких миллиардов долларов США (наводнения, обвалы, землетрясения). Основные потери приносят наводнения (около 30 %), оползни, обвалы и лавины (21 %), ураганы и смерчи (по 14 %).

3.^ Возможные чрезвычайные ситуации биолого-социального, гуманитарного и экологического характера. В XXI в. следует ожидать дальнейшего распространения вспышек эпидемий как новых, так и ранее известных заболеваний. Особую эпидемиологическую значимость приобретут вирусные инфекции, среди которых особое место будет занимать грипп. Возможно возникновения пандемий гриппа, которые происходят с интервалом 10-40 лет.

Не менее серьезной опасностью является СПИД. Начавшаяся в стране эпидемия будет распространяться. По данным Российского научно-исследовательского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, число инфицированных будет каждый год удваиваться, через три года число зараженных ВИЧ-инфекцией составит миллион, а через пять лет — 10 миллионов. В ближайшие годы сохранится опасность массового заболевания туберкулезом, так как социально-экономические условия, порождающие его, не улучшаются.

Возрастающий уровень заболеваемости хроническими формами вирусного гепатита, недостаточная эффективность принимаемых профилактических мер, высокая стоимость современных лекарственных препаратов позволяют прогнозировать увеличение поражений этой болезнью. Сохранится высокая опасность массовых заболеваний и возникновения эпидемий дифтерии, малярии, энцефалита и геморрагической лихорадки.

Нерешенными проблемами остаются массовые детские заболевания: корь, коклюш, краснуха, полиомиелит. Не исключено появление новых, неизвестных ранее болезней, сопряженных с тяжелыми состояниями и риском для жизни. Не могут оставаться без внимания и исчезать из-под контроля "старые" инфекции: чума, оспа, холера. Это позволяет сделать вывод, что опасность массовых инфекционных заболеваний, распространения и возникновения новых эпидемий, а возможно и пандемий, сохранится.
^ Понятия и определения медицины катастроф. По определению Всероссийской службы медицины катастроф катастрофа — это внезапное, быстротечное (или несколько растянутое во времени) событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесение серьезного ущерба окружающей среде.

^ Чрезвычайные ситуации — обстановка на определенной территории или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применения современных средств поражения или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и(или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

^ Чрезвычайная ситуация для здравоохранения. Обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии. Обстановка, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медицинского обеспечения сил и средств службы медицины катастроф, учреждений здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) чрезвычайной ситуации, а также особой организации работы учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

^ Чрезвычайная экологическая ситуация. Значительное отклонение от естественного состояния окружающей среды, возникающее в результате опасного природного явления или хозяйственной деятельности человека, ведущее к неблагоприятным последствиям экономического и социального характера и представляющее непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, объектам народного хозяйства и элементам окружающей среды на ограниченной территории.

^ Экологическая катастрофа. Глубокие (необратимые) нарушения экологического равновесия в природе, элементов окружающей среды, устоявшихся экологических систем и целостности их компонентов в результате разрушительного воздействия поражающих факторов опасных природных явлений, техногенных аварий и катастроф.

Авария. Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и(или) окружающей природной среде.

^ Чрезвычайная эпидемическая ситуация. Прогрессирующее нарастание численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможности выноса возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных исходов.

^ Медицина катастроф — это раздел медицины, предусматривающий разработку стратегии и тактики оказания экстренной медицинской помощи большому количеству пострадавших в экстремальных условиях при острой нехватке сил и средств местного здравоохранения.

^ Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, а также на предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших при чрезвычайных ситуациях, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации чрезвычайных ситуаций.

^ Классификация катастроф

В зависимости от причинного фактора катастрофы классифицируются следующим образом.

ТЕХНОГЕННЫЕ, в том числе:

  • транспортные аварии: железнодорожные, авиационные, автодорожные, па флоте, в метрополитене;

  • пожары и взрывы (с возможным последующим горением): здания, промышленные предприятия, шахты, транспорт;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ);

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ).

ПРИРОДНЫЕ, в том числе:

  • геофизические: землетрясения, извержения вулканов;

  • геологические: оползни, обвалы, сели, снежные лавины;

  • метеорологические: бури, ураганы, смерчи, снежные бури;

  • гидрологические: наводнения, заторы, нагоны, цунами, засуха;

  • природные пожары: лесные, торфяные, степные.

БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ, в том числе:

  • массовые инфекционные заболевания людей (эпидемии);

  • массовые инфекционные заболевании животных (эпизоотии);

  • поражение растений (в том числе лесов) болезнями и вредителями (эпифитотии);

  • резкое падение воспроизводства населения;

  • голод.

СОЦИАЛЬНЫЕ, в том числе:

  • массовые беспорядки;

  • терроризм;

  • межэтнические конфликты;

  • вооруженные конфликты.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ: изменения состояния атмосферы, гидросферы, суши и в целом биосферы в результате неблагоприятного техногенного воздействия человека или реже — стихийных явлений на окружающую среду.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших людей и материального ущерба.

1. Локальная — чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, предприятия, учреждения.

2. Местная — чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушения условия жизнедеятельности у свыше 100, но не более чем у 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Ликвидация местной чрезвычайной ситуации организуется органами местного самоуправления и осуществляется, как правило, местными силами и средствами.

3. Территориальная — чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности у свыше 300, но не более чем у 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда па день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

4. Региональная — чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности у свыше 500, но не более чем у 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух объектов Российской Федерации. Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся" в зоне чрезвычайной ситуации.

5. Федеральная — чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности у свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ. Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

6. К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

^ Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Долгое время в истории человечества среди катастроф первое место по значимости занимали эпидемии и войны. Но в последние десятилетия резко выросла частота стихийных и техногенных катастроф. Тому есть много причин. Выросла концентрация населения в сейсмоопасных районах. Возникла и не единожды подтвердилась опасность аварий на атомных электростанциях и химических производствах. Гигантские города разрушают под собой грунт (в Москве, например, подземные ходы начали строить еще при Иване Грозном).

Для защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями или катастрофами, была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в которую специальными отделами или целиком вошли Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (МЧС), Министерство здравоохранения (МЗ), Министерство обороны (МО), Государственная противопожарная служба, МВД, МПС, ФСБ, Министерство атомной промышленности и др.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС — это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый. Каждый уровень включает координирующие органы, органы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" основными задачами РСЧС являются:

1) Разработка и реализация нормативной и рабочей документации, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2) Сбор, обработка, обмен и предоставление информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3) Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

4) Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5) Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

6) Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций.

7) Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.

8) Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации iconЗадачи и основы организации единой государственной системы предупреждения...

Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации iconРеанимация это
Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации iconОпределение, задачи и основные принципы построения и функционирования...
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени: определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций

Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации iconПостановлени еадминистрации Камешковского района
Губернатора Владимирской области от 25. 01. 2010 №38 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения...

Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации iconЛитература и учебные пособия
Указы президента, госты и т д. Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...

Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации iconЕдиная государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных...
А правах взаимодействия. Организация взаимодействия является наиболее ответственным этапом и элементом управленческой деятельности...

Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации iconЗакон от 25. 12. 2008 n 273-фз "о противодействии коррупции"
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...

Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации icon8. организация санитарно- противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс) включает функциональную подсистему надзора...

Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации icon38. расторжение трудового договора в случаях ликвидации организации,...
Реждены персонально и под расписку не менее чем за 2 месяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель может расторгнуть...

Лекция 1 Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации iconЛекция №1. «Основы общей патологии. Содержание и задачи предмета.»
Лекция №2. «Нарушение обмена веществ в органах и тканях. Дистрофия, атрофия, некроз». 3

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов