Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»




НазваниеКонспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/22
Дата публикации04.08.2013
Размер1.32 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > География > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22






КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по курсу

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

к.т.н., доц. Курбатов Б.Е.

Москва 2006

К у р б а т о в Б. Е. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций.-М.: изд. МАИ. 2006.- 92 с. с ил.

Данный конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», читаемой на технических факультетах МАИ.

Предлагаемое пособие рекомендуется также для слушателей дистантной формы обучения.

© Московский государственный авиационный институт (технический университет) (МАИ), 2006

© Б.Е.Курбатов, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

^ I. СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЖД 6

1.1. Потенциальные опасности и риск жизнедеятельности 6

1.2. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД 9

^ II. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 11

2.1. Характеристики среды обитания 11

2.2. Преобразование биосферы 13

2.3. Экологический кризис 16

III. ФАКТОРЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА 19

3.1. Классификация и принципы нормирования неблагоприятных факторов 19

3.2. Функциональное состояние организма 21

3.3. Нормирование содержания вредных веществ 22

IV Защита от атмосферных загрязнений 26

4.1. Нормирование загрязнений воздушной среды вне помещений 27

4.2. Мероприятия по защите атмосферы 28

4.3. Нормализация внутренней среды помещений 37

^ V. ЗАЩИТА ВОДНОГО БАССЕЙНА И ПОЧВ 46

5.1. Водопотребление 46

5.2. Нормирование качества воды 47

5.3. Мероприятия по защите водного бассейна 48

5.4. Нормирование загрязнения почв 50

5.5. Защита почв 51

^ VI. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ 54

6.1. Организация рационального освещения 54

6.2. Защита от шума 59

6.3. Защита от электрического тока 66

VII. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 71

7.1. Физические основы процесса горения 71

7.2. Критические условия, необходимые для возникновения горения 73

7.3. Оценка пожарной опасности 74

7.4. Противопожарная защита 78

7.5. Тушение пожаров 79

^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85

ВВЕДЕНИЕ


Безопасность жизнедеятельности (БЖД) это комплексная дисциплина, Она объединяет курсы, целью которых является защита человека и окружающей среды от воздействия различных по природе неблагоприятных факторов (НФ). Они возникают в среде обитания человека, как в обычных условиях, так и при чрезвычайных ситуациях. Поэтому объединение курсов, в которых изучаются эти аспекты жизнедеятельности (“Охрана труда”, “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона"), позволяет сформировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности человека и среды.

В идеале БЖД должна формировать такие условия, при которых полностью исключено возникновение и воздействие НФ. На практике создать такие условия, во-первых, невозможно по техническим и экономическим причинам и, во-вторых, в этом нет необходимости, т.к. до определенного уровня эти факторы безвредны и безопасны для человека и биосферы. Целью БЖД является предупреждение условий возникновения НФ и обеспечение допустимых уровней их воздействия на человека и среду. Реализация этой цели связана с решением задач, которые являются предметом изучения БЖД. К ним в первую очередь относятся:

  • анализ объективных закономерностей и источников возникновения факторов, неблагоприятно влияющих на человека и среду;

  • количественная оценка НФ на основе реакций человека и среды для определения их допустимых величин в нормальных и чрезвычайных ситуациях (ЧС);

  • разработка принципов, методов и средств обеспечения безвредных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды, позволяющих снизить уровень воздействия НФ до допустимых величин;

  • совершенствование правовых и организационных основ обеспечения БЖД.

Взаимодействие человека со средой носит устойчивый двусторонний характер и является объективным условием существования отдельного индивидуума и развития общества в целом. Результатом взаимодействия является постоянное преобразование биосферы в техносферу. Техносфера является частью биосферы, созданной человеком для наиболее полного удовлетворения его жизненно важных социально-экономических потребностей. Преобразования происходят под действием антропогенной нагрузки на природу в целом или на ее отдельные экологические компоненты, т.е. основные материально-энергетические составляющие экологических систем (атмосферу, воду, почву, источники энергии) и биологические элементы (продуценты, консументы, редуценты). Помимо положительных результатов антропогенная нагрузка сопровождается негативными явлениями. К ним в первую очередь относятся:

  • нанесение ущерба жизни и здоровью человека;

  • деградация природной среды;

  • возникновение техногенных аварий, катастроф и других ЧС.

В настоящее время проблемы безопасности жизнедеятельности человека, промышленной безопасности, охраны окружающей среды становятся по значимости сравнимыми с и вопросами сохранения мира. Техносфера стала представлять для человека серьезную опасность. С 1979 года ежегодный экономический ущерб от техногенных аварий превышает ущерб от природных катастроф. В РФ сосредоточено около 100 тысяч опасных производств и объектов. Из них около 2300 ядерных и 3000 химических объектов обладают повышенной опасностью. Ситуация усугубляется тем, что для многих потенциально опасных объектов и производств характерна выработка проектных ресурсов и сроков службы. Дальнейшая эксплуатация приводит к резкому возрастанию технических отказов, что обусловлено старением материалов и повреждаемостью конструкций.

На территории России более 200 тыс. км магистральных трубопроводов, около 6000 технически сложных наземных объектов повышенной опасности: газораспределительные, компрессорные и насосные станции, резервуарные парки. 25% газопроводов и нефтепроводов выработали свой расчётный срок эксплуатации, поэтому уровень аварийности на объектах магистральных трубопроводов высок и продолжает расти.

Доминирующий характер опасности техносферы подтверждается статистикой- смертность от несчастных случаев (НС) в техносфере занимает устойчивое 3 место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако от заболеваний умирают главным образом пожилые люди, а от НС- трудоспособные люди молодого и среднего возраста. У мужчин в возрасте от 15 до 36 лет НС в техносфере являются главной причиной смерти.

От проявления НФ в 1989 г. в СССР произошло 19 млн. несчастных случаев (677 тыс. на производстве), из которых 287 тыс. со смертельным исходом (14,5 тыс. на производстве и более 50 тыс. в ДТП). На долю бывшего СССР приходилось 56% всех аварий и катастроф, а также более 50% всех погибших в результате катастроф. В РФ в 1990 г. на производстве произошло 660 тыс. НС, при этом погибли 8234 чел. Эта закономерность носит устойчивый характер- за 1998-2000 погибло 16 тыс. человек, Прямые потери от НС в 1999 г. составили 12 млрд. руб.

Смертность в России в январе 2000 года превысила рождаемость в 2,1 раза. По сравнению с январем 1999 года возросла смертность от всех основных причин, но особенно- от НС, отравлений и травм: всего погибло 25,7 тысячи (рост на 19,5%). Убито было около 3300 человек (рост на 10%), покончило с собой 4100 (рост на 7,9%), погибло в ДТП 2400 (рост на 14,3%). Отравилось алкоголем около 3200 человек (рост почти на 40%!).

От болезней системы кровообращения в январе скончалось 113,2 тысячи человек, и рост составил 11%. От новообразований умерло около 25 тыс. человек; рост составил 3,3%.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические рекомендации разработаны старшим преподавателем кафедры судовождения и энергетики судов иф онма мазур Т. Н. в соответствии...

Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconКонспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона. Конспект лекций. Рубцов Б. Н. М. Миит, 2001

Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconВопросы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
Факторы, формирующие условия жизнедеятельности. Основное содержание общественно-политических, социальных, экологических, техногенных...

Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность как одна из основных потребностей человека в современном мире. Понятие «безопасность». Системы безопасности (экологическая,...

Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconБезопасность жизнедеятельности как категория. Общие понятия и определения...
Безопасность жизнедеятельности (бжд) – это область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...

Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по выполнению домашних заданий по курсу «Безопасность...
Учебной программой курса «Безопасность жизнедеятельности» предусмотрено выполнение двух домашних заданий, по три вопроса в каждом,...

Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconБезопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности: практикум / Составитель: доцент Устименко В. Н. – Симферополь, кэи, 2012. – 64 с

Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconКурс «бжд» рабочая программа Курса «Безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа разработана в соответствии с программой подготовки студентов учебных заведений по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»Министерства...

Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconПлан лекции: Введение Задачи и порядок изучения курса Основные положения...
Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев Н. Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Учебное...

Конспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов