Скачать 26.28 Kb.
|
Понятие природы и общества, их единство и отличия. Основные исторические этапы и типы взаимодействия природы и общества. Природа - часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества. Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен. Основные этапы взаимодействия природы и общества. Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа - это условие и средство общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития. Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов. Ф.Энгельс, например, разделил историю человечества на три периода - дикость, варварство и цивилизация. Получила распространение точка зрения известного русского ученого Г.В.Платонова, который предлагает дополнить эту периодизацию с учетом тех изменений, которые произошли в системе «природа-общество». Так, первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью). Второй период - техногенным, он охватывает два этапа - аграрный и индустриальный. Третий период - ноогенный (настоящее время). Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер. ^ Существует три основные концепции общественной жизни: идеализм, натурализм и материализм. Первая из этих концепций - идеалистическая - усматривает основания, причины и факторы происхождения и функционирования общества в духовной сфере. Внутри этого подхода разграничиваются объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические представления. С позиций объективного идеализма на общество оказывают решающее воздействие общественное мнение, мир абсолютных идей, Мировой Разум, Мировая Воля, Абсолютный Дух. К объективно-идеалистической концепции непосредственно примыкает религиозная трактовка социума (Августин, Вл.Соловьев, С.Франк). Согласно субъективно-идеалистическим версиям общество есть продукт воли, разума и других проявлений духа выдающихся личностей. Другая распространённая трактовка общественной жизни - натурализм - проводит прямую аналогию между явлениями природы и общества, объясняет специфику общественных процессов и отношений ссылками на закономерности природных явлений, апеллирует в науках об обществе к понятиям из области естественных и технических наук. Материализм - третья концепция, пытающаяся дать ответ на вопрос о коренных причинах и основаниях бытия общества, в наиболее развернутой форме представленный в философии К.Маркса и Ф.Энгельса. Согласно материалистическому подходу к общественной жизни высшая (социальная) форма материи включает низшие. Общество понимается как материальное образование, развивающееся в рамках объективных и необходимых естественно-исторических закономерностей. Социальная материя надстраивается над естественными материальными процессами, но не сводится к ним. К.Маркс предложил диалектико-материалистическое объяснение системы общественной жизни, выделив в качестве его основания материальное производство, а экономическую сферу - в качестве системообразующей всех иных сфер социального целого. |
![]() | Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека,... | ![]() | Соответственно расширялось и углублялось само понятие природоохранной деятельности |
![]() | Присваивающее хозяйство. Социальная однородность членов первобыт коллектива: первобыт. «коммунизм». Единство кровнородственной и... | ![]() | Роль природы в жизни общества. Тенденции развития взаимоотношений общества и природы |
![]() | Тема Соціальні небезпеки, їхні види та особливості. Соціальні та психологічні чинники ризику. Поведінкові реакції населення у надзвичайних... | ![]() | Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» (Жданов, 1995) на путях... |
![]() | Ой формой взаимодействия исторически является биологическая форма она заключается в том, что человек существует в природе, а природа... | ![]() | Формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития? Принято выделять две |
![]() | Философия появляется как размышление человека о границах своего бытия. Философия ‑ форма общественного сознания; учение о наиболее... | ![]() | Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества |