Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб




Скачать 165.33 Kb.
НазваниеШоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб
Дата публикации06.08.2013
Размер165.33 Kb.
ТипЗакон
zadocs.ru > География > Закон
Тема 8. Менеджмент безопасности, правовое обеспечение и организационно-функциональная структура защиты населения и административно-территориальных объектов в чрезвычайных ситуациях

Литература:

  1. Желібо Є.П., Заверуха Н.М., Зацарний В.В. Ж516 Безпека життєдіяльності: Навч. посіб. / За ред. Є.П. Желібо. 6-е вид. - Київ.: Каравела, 2009. - 344 с.

  2. Методичні рекомендації щодо організації роботи головних управлінь (управлінь) МНС України в АР Крим, областях, містах Києві та Севастополі із запобігання виникненню надзвичайних ситуацій на об’єктах і територіях з ризиком їх виникнення: Наказ МНС України від 02.04.2004. — № 155.

  3. Порядок здійснення підготовки населення на підприємствах, в установах та організаціях до дій при виникненні надзвичайних ситуацій техногенного та природного характеру: Наказ Міністерства України з питань надзвичайних ситуацій та у справах захисту населення від наслідків Чорнобильської катастрофи.

  4. Закон України «Про захист населення і територій від надзвичайних ситуацій техногенного та природного характеру».

  5. Постанова Кабінету Міністрів України «Про єдину державну систему запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру».

  6. Шоботов В.М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 438 с.

^ 1. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ЗАЩИТОЙ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

3-го августа 1998 года Кабинет Министров Украины принял постановление «О единой государственной системе предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера».

«Единая государственная система предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера» состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и подразделяется на 4 уровня: общегосударственный, региональный, местный и объектовый.

Основной целью создания единой государственной системы является обеспечение реализации государственной политики в сфере предотвращения и реагирования на ЧС и гражданской защиты населения.

Координирующими органами единой государственной системы является:

1. На общегосударственном уровне: государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.

2. На региональном уровне: региональные комиссии областных государственных администраций по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС.

3. На местном уровне: комиссии районных администраций и исполнительных органов власти.

4. На объектовом уровне: объектовые комиссии.

Основные мероприятия, реализуемые единой государственной системой зависят от режимов деятельности, а именно:

  режима повседневной деятельности;

  режима повышенной готовности;

  режима деятельности в условиях чрезвычайной ситуации;

  режима деятельности в условиях чрезвычайного положения.

Организационно-методическое руководство планирования действий единой государственной системы осуществляет Министерство чрезвычайных ситуаций.

Всем Министерствам и другим центральным органам определенны функции по предотвращению и реагированию на ЧС техногенного и природного характера.

МЧС и его подразделения являются постоянным органом управления единой государственной системы. Этот орган осуществляет координацию деятельности центральных органов исполнительной власти и прочих участников реализации плановых мероприятий по предотвращению и реагированию на ЧС.

Превентивные и ситуационные нормы в условиях чрезвычайных ситуаций

При предотвращении ЧС важная роль отводится общегосударственным, ведомственным и территориальным мероприятиям организационно-экономического характера.

Они позволяют с помощью экономических механизмов повысить ответственность собственников и руководителей организаций потенциально опасных объектов, применяя административные санкции (штрафы) и стимулируя работу по снижению риска возникновения ЧС и управление ими с помощью налогового механизма и льготного кредитования, перераспределяя риск путем страхования.

К таким мероприятиям в техногенной сфере относятся: декларирование промышленной безопасности объектов, лицензирование деятельности опасных производственных объектов, страхование ответственности за причиненный вред жизни и здоровью, имуществу граждан и окружающей природной среде.

Декларирование безопасности объектов повышенной опасности осуществляется с целью предотвращения ЧС, а также обеспечения готовности к локализации и ликвидации их последствий.

Одним из основных заданий декларирования является возложение на предпринимателя обязанностей относительно комплекса работ по оценке опасности эксплуатируемых им объектов с учетом внедренных мероприятий по предотвращению аварий.

Основы декларирования промышленной безопасности опасных производств определяет Закон Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», а также нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины.

Лицензирование деятельности объектов повышенной опасности является составляющей социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающего среды от аварий и катастроф.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности с обязательным соблюдением лицензионных требований и условий, выданная лицензирующим органом юридическому или физическому лицу (лицензиату).

Субъекты хозяйственной деятельности, а также предприятия, учреждения, организации, планирующие начать эксплуатацию объектов повышенной опасности направляют в государственную администрацию, исполнительные органы поселковых или городских советов заявление на получение разрешения на эксплуатацию объекта повышенной опасности.

Соответствующая государственная администрация, исполнительные органы рассматривают заявление, согласовывают с территориальными органами специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти и присылают субъекту хозяйственной деятельности письменное разрешение на эксплуатацию объекта повышенной опасности или обоснованный отказ.

Лицензирование деятельности, в комплексе с мероприятиями по декларированию безопасности и страхованием ответственности за причиненный вред при эксплуатации опасного объекта, способствует предотвращению аварий и катастроф техногенного, природного, социального характера и снижению их масштабов.

Компенсационные и регламентные нормы и процедуры их применения

Соблюдение безаварийной и стабильной работы промышленных предприятий связано с необходимостью создания и развития страхования от различных рисков, с учетом риска техногенных аварий и стихийных бедствий.

Страхование гражданской ответственности субъектов хозяйствования за возможный причиненный вред авариями на объектах повышенной опасности, осуществляется согласно Постановления Кабинета Министров Украины, принятого 3 августа 1998 года «О единой государственной системе предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера».

Страхование ответственности за причиненный вред при эксплуатации опасного объекта.

Существуют различные механизмы государственного регулирования промышленной безопасности и возмещения убытков, обусловленных авариями, катастрофами на опасных промышленных объектах. К ним относятся различные формы государственных компенсаций самострахования объектов, объединенные финансовые резервы объектов и различные формы финансовых гарантий.

Целью указанного страхования является повышение промышленной безопасности с использованием экономических механизмов компенсации вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты в случаях подобных аварий.

Для обязательного страхования, прежде всего определяют:

  объекты, подлежащие обязательному страхованию;

  риски, от которых они должны быть застрахованными;

  минимальные размеры страховых сумм.

Определены риски, от которых должны быть застрахованы опасные производственные объекты, а именно от рисков возникновения аварий, сопровождающихся разрушением сооружений или технических устройств, применяющихся на опасном производственном объекте и неконтролируемых взрывов или выбросов опасных веществ.

Следовательно, если своевременно провести исследование устойчивости работы предприятия к воздействию возможных поражающих факторов и своевременно выполнить мероприятия по повышению устойчивости, то как свидетельствует практика, затраты на ликвидацию последствий значительно снижаются, а главное - меньше страдают люди и окружающая среда. Выполнив организационно-экономические мероприятия, можно стимулировать работы по предотвращению ЧС.

^ 2. МОНИТОРИНГ ЧС И ПОРЯДОК ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ И ВИДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Рост масштабов хозяйственной деятельности и количества крупных промышленных комплексов, концентрация на них агрегатов и установок большой и сверхбольшой мощности, использование в производстве потенциально опасных веществ в больших количествах - все это увеличивает вероятность возникновения техногенных аварий.

Каждый регион Украины характеризуется определенным комплектом источников риска неблагоприятных воздействий. С помощью такого «комплекта» можно определить медико-социально-экологическое состояние этого региона.

В Украине в зонах возможного заражения сильными ядовитыми веществами (СДЯВ) проживает 15 млн. человек, 11 млн. человек - в зонах повышенной сейсмической активности и 7,4 млн. человек - в зонах возможного катастрофического затопления. Некоторые регионы могут оказаться под влиянием сразу нескольких негативных факторов.

Исходя из географического расположения, атмосферных процессов, наличия горных массивов и близости теплых морей, на территории Украины возможно возникновение практически всего спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрогеологического и метеорологического происхождения. (большие наводнения, катастрофические затопления, землетрясения и оползневые процессы, лесные и полевые пожары, ураганы, смерчи и шквальные ветра и т.п.)

С целью получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, проводится ее постоянный мониторинг.

Мониторинг (отслеживание) – это процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах объекта или деятельности для определенных тенденций изменения параметров объектов.

Особая необходимость проведения мониторинга возникает в период возникновения ЧС, когда надо предоставить необходимую информацию населению и органам власти для адекватных действий.

Система критериев оценки безопасности промышленного производства локального уровня ориентирована на оценку безопасности отдельных промышленных объектов. Под промышленным объектом понимают отдельно размещенную промышленную площадку предприятия или группы предприятий, которые рассматриваются как единый плоскостной источник техногенного воздействия.

Оценка безопасности предприятия осуществляется на основе технической, экологической и финансовой документаций предприятия; сведений о районе его расположения и соответствующих методик расчетов показателей безопасности.

Основные характеристики риска объектов и территорий записывают в паспортах риска.

Паспорт риска - это документ, в котором приведен перечень всех потенциально опасных объектов на территории города, виды возможных чрезвычайных ситуаций, прогноз возможных потерь и ущербов на объектах, попавших в зону возможных чрезвычайных ситуаций.

Разработанные на основе тщательного изучения и анализа паспортов риска, сбалансированные по необходимым ресурсам мероприятия по противодействию ЧС, отражают в превентивных планах соответствующих действий, совокупность которых является основой общего базового плана действий для конкретной территории (государстве, области, районе, объекте).

Особенности развития ЧС.

Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. Согласно концепции допустимого риска абсолютная безопасность невозможна. Поэтому принимается безопасность, которую воспринимает и может обеспечить общество на данном этапе своего развития.

Условием возникновения ЧС является: наличие источника риска (давления, взрывчатых, отравляющих или радиоактивных веществ), действие факторов риска (выброса газа, взрыва, возгорания); пребывание в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и развития различных ЧС определяет их общую черту, которой является периодичность. Выделяют пять периодов развития ЧС:

  накопление негативных факторов, приводящих к аварии;

  период развития катастрофы;

  экстремальный период, при котором выделяется основная часть энергии;

  период затухания;

  период ликвидации последствий.

Очаги поражения техногенного характера, возникают: при взрывах конденсированных взрывчатых веществ, газовоздушных, паровоздушных и пылевоздушных смесей; при химических, радиационных, биологических, гидродинамических авариях, пожарах, авариях поездов и при падении самолетов.

Для содержания опасных материалов и процессов устанавливается несколько последовательных физических барьеров и видов гражданской защиты. Их конструкция различается в зависимости от активности материала и возможных отклонений от нормальных условий эксплуатации, способных привести к несрабатыванию некоторых физических барьеров.

Современная теория защитных физических барьеров разработана для АЭС. Безопасность АЭС обеспечивается за счет последовательной реализации концепции глубоко эшелонированной защиты, основанной на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности, а также по защите персонала, населения и окружающей среды.

Система физических барьеров блока АЭС включает:

  топливную матрицу;

  оболочку тепловыделяющего элемента (ТВЭЛа) – топливного устройства в ядерных реакторах;

  границу контура теплоносителя реактора;

  герметичное ограждение реакторной установки и биологическую защиту.

^ 3. УПРАВЛЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Для координации деятельности формирований ГО и реализации государственной политики в области техногенно-экологической безопасности, организации руководства и проведения работ по ликвидации ЧС на государственном, региональном, районном (городском), объектовом уровнях, при исполнительных органах власти, создают постоянные комиссии по ЧС.

В зависимости от сложившейся обстановки, на определенных территориях, решением соответствующих органов власти устанавлено 4 режима системы защиты населения:

1-й режим – «повседневного функционирования» (нормальные условия).

2-й режим – «повышенной готовности» (существенное ухудшение положения).

3-й режим – «чрезвычайной ситуации» (в случае возникновения ЧС).

4-й режим – «чрезвычайного положения» (вводится согласно законов Украины).

К управлению объектами в период чрезвычайных ситуаций руководители объектов готовятся заблаговременно. С целью защиты персонала в условиях ЧС стратегия управления должна обеспечить:

  1-я стратегия - предотвращение причин возникновения ЧС;

  2-я стратегия - предотвращение ЧС;

  3-я стратегия - снижение последствий ЧС.

^ Стратегия предотвращения причин возникновения ЧС предусматривает недопущение действий или процессов, несущих угрозу населению. Это достигается отказом от строительства опасных объектов, а также ликвидацией или перепрофилированием производств - источников повышенной опасности.

Вторая стратегия - предотвращение ЧС - предусматривает недопущение выхода опасного процесса из-под контроля, используя при этом надежные аварийные системы, сигнализации, автоматику, а также мероприятия превентивной эвакуации и другие мероприятия по повышению надежности и устойчивости работы предприятий.

Третья стратегия - снижение последствий ЧС - предусматривает ослабление и локализацию последствий ЧС. Эта стратегия является основной при управлении мероприятиями по ликвидации последствий стихийных бедствий и ЧС «комбинированного» типа.

Максимальный эффект управления объектами в период ЧС достигается совместным использование всех трех стратегий, особенно в случаях промышленных аварий. При ЧС, возникающих вследствие стихийных бедствий, приоритетными считают вторую и третью стратегии.

В случае возникновения ЧС организуют чрезвычайное управление, включающее четыре стадии ликвидации последствий.

1 стадия – «принятие экстренных мер». Ее цель - задействовать механизм чрезвычайного управления и своевременно среагировать на возникновение ЧС. Продолжительность этой стадии - 1-10 часов.

2 стадия – «овладение ситуацией». Ее цель - организация механизма чрезвычайного управления в зоне бедствия. Это заключается в планировании и проведении спасательных операций соответствующего масштаба. Продолжительность 2-й стадии - от нескольких часов до нескольких суток.

3 стадия – «основная». Проводится с целью - преодоления чрезвычайного характера ситуации, т.е.: восстановление БЖД населения в зоне бедствия, ликвидации угрозы жизни и здоровью пострадавших. Продолжительность 3-й стадии - от несколько суток до нескольких недель.

4 стадия – «восстановления». Проводится с целью экономической, социальной, культурной и экологической реабилитации зоны бедствия. На этой стадии органы чрезвычайного управления, исчерпав свою роль, передают свои функции постоянно действующим местным органам управления. А также разрабатывается специальная программа очередности комплекса мероприятий по реабилитации зоны бедствия.

Организация жизнеобеспечения населения в условиях ЧС - это комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание нормальных условий жизни, здоровья и трудоспособности людей.

С целью недопущения гибели людей, прежде всего, требуется обеспечить их оповещение о возможной угрозе ЧС, а при необходимости организовать эвакуацию.

Эвакуация - это организованный вывод или вывоз населения из опасных зон.

Непосредственно эвакуацией занимается штаб ГО и ЧС, а все организационные вопросы решают эвакуационные комиссии.

Эвакуация работающего населения осуществляется по производственному принципу, а населения не связанного с производством - по территориальному принципу через домоуправления или ЖЭКи.

Дети эвакуируются вместе с родителями, но также возможен их вывоз со школами или детсадами.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Вследствие ЧС возникают разрушения зданий, сооружений, путей сообщения, заражение местности радиоактивными и химическими веществами, затопления или пожары. Люди могут оказаться под завалами, в поврежденных, подтопленных или горящих домах, а также в других непредвиденных ситуациях. В связи с этим проводятся мероприятия по спасению людей, предоставлению им помощи, локализации аварий и устранению повреждений. Решая эти проблемы учитывают то, что в очагах поражения и районах бедствия проводятся не только спасательные работы, но и другие неотложные работы, не связанные со спасанием людей.

^ 4. ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧС

Порядок осуществления подготовки населения на предприятиях, в учреждениях и организациях к действиям, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, разработан согласно статей 33, 34 Закона Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера».

Подготовка населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, что является совокупностью взаимосвязанных:

  учебно-организационных мероприятий по подготовке руководящего состава ГО и органов управления, а также обучение населения действиям в условиях ЧС;

  функциональных программ обучения в сфере гражданской защиты и целевых тематических семинаров различного уровня и направленности по подготовке и переподготовке должностных лиц органов исполнительной власти по вопросам предотвращения и реагирования на ЧС техногенного и природного характера, а также руководящего состава и специалистов аварийно-спасательных служб Украины;

  методик для обучения всех категорий населения по вопросам предоставления первой медпомощи в случае возникновения ЧС, разработанных Министерством здравоохранения Украины и согласованных с МЧС;

  установленных видов учебно-воспитательной работы и действующих форм государственного контроля результатов обучения населения по вопросам Гражданской защиты и БЖД в системе образования;

  инструктажей и обучения работников предприятий, учреждений и организаций по предоставлению первой помощи потерпевшим, правилам поведения и действиям во время возникновения аварийных ситуаций, пожаров, стихийных бедствий, предусмотренных системой обучения по вопросам охраны труда.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб iconОсновна література
Дубовик В. П., Юрик І.І. Вища математика: Навчальний посібник-К.: А. С. К., 1993, 2001

Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб iconЛитература: Сорочинська В. Є. Організація роботи соціального педагога...
Цель: закрепить и систематизировать знания студентов о социально-педагогических проблемах современных семей

Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб iconПределы самообороны
Оборона возможна только от противоправных действий, совершаемых другим человеком. Действия, направленные на защиту от опасности,...

Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб iconКурсу
Посібник затверджено на засіданні методичної комісії факультету економіки І бізнесу тдату

Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб iconЭволюция носит дивергентный характер, т е. один таксон (например,...
Микроэволюция часть современной синтетической теории эволюции (современный дарвинизм), согласно которой видообразование начинается...

Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб iconЗадание на учебно-ознакомительную практику
Вид: учебно-ознакомительная – это вид занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов

Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб iconЗадание на учебно-исследовательскую практику
Вид: учебно-исследовательская – это вид занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов с проведением...

Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб iconУстав общественного движения
«Магнитогорское общественное движение “Гражданская Оборона”» в дальнейшем именуемое Движение, является региональным общественным...

Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб iconНавчально-методичний посібник для самостійної роботи та практичних...
Вступ

Шоботов В. М. Цивільна оборона: Навчальний посібник: Вид. 2-ге, перероб iconА абсолютно-определенная санкция
Абсолютно-определенная санкция – вид санкции уголовно-правовой нормы, в которой точно определены вид наказания и его размеры

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов