Доброслав. В начале была мать




НазваниеДоброслав. В начале была мать
страница1/7
Дата публикации07.08.2013
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ДОБРОСЛАВ. В НАЧАЛЕ БЫЛА МАТЬ.
Наталье Васильевне, Маме моей, посвещается
Ничто не возникает из небытия, не разрешается в небытие. Невозможно себе представить, что никогда привычной нам Вселенной не существовало. Не было ничего: ни света, ни тьмы, не было ни времени, ни пространства, не было ни смерти, ни бессмертия. Великая Матерь, погружённая в Саму Себя, ещё раз дремала, сокрытая Тайной.

Как Непостижимое Божество дышало, и дышало ли? То нам неведомо. Но верно чуем: Божество это никогда не рождалось и не умирало. Оно извечно, и в чудодейственном лоне Великой Матери всегда пульсирует бессознательная жизнь – зародыш всех преобразований в будущем, нераскрывшийся Космический Цветок. Свершается Величайшее Таинство самозарождения и эволюции через свою собственную мощь! Вневременная и несотворённая Сила женской материнской сущности извлекает всё сущее из собственной субстанции, вызывает к бытию материальную Вселенную из её исходного идеального представления.

Проявленный Мир во всех архаичных мифопоэтических теокосмогониях был Женским Энергетическим Началом – Матерью Всех Сил. «Все высшие боги древности являются «Сынами Матери», прежде чем они становятся «Сынами Отца», - указывает Е.П. Блаватская.

У многих народов Земли – у китайцев, индусов, греков, германцев, угро-финнов, славян и других – Праматерь Мира была наивысшим Божеством, воистину бого-Родицей, бого-Матерью, т.е. Матерью богов, ибо все они вышли из Её Космического Чрева.

Согласно религиозным представлениям народа загадочной Трипольской культуры (Поднепровье, конец VI – начало III тыс. до н.э.), частично восстановленным по высокохудожественной пластике и керамической живописи, главенствует во Вселенной ещё не мужское, а женское матриархальное Божество: ПРЕДВЕЧНАЯ МАТЕРЬ–РОЖАНИЦА, ЧЬЁ НАЧАЛО В НЕЙ САМОЙ, И ЧЬЕЙ ЭМАНАЦИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕЛЕННАЯ.

Малоазийскую богиню Кибелу также называли Великой Матерью Богов и всего живущего. В аккадийско-вавилонском эпосе Тиамат (переводится как Мать – всех вещей) изначально тоже почиталась не только олицетворением первобытной животворящей водной стихии, но и Прародительницей всех богов, в частности, свирепого и кровожадного Мардука, который впоследствии злодейски умерщвляет свою Мать и становится главой-патриархом халдейского пантеона и, по сути, первоистоком библейского монотеизма и прочей семитской каббалистики (его имя сохранилось в еврейском имени Мордух, Мордухай).

В свещенных орфических гимнах Рея (иногда отождествляемая с Геей) тоже называется Первородицей, Праматерью Единой смертных людей и богов.

Хотя Веды, в основном, являются памятником патриархального общества, всё же в наиболее архаичных пластах там сохранилась очень древняя прослойка, уходящая корнями в эпоху матриархата и культа женских Божеств. По мнению исследователей, Атхарва-Веда (Веда заклинаний) отражает ещё более первобытный уровень религиозного сознания, чем Риг-Веда, и в Атхарва-Веде преобладают имена женских Божеств. В наиболее архаичных мифах Риг-Веды, сложившихся ещё задолго до прихода ариев в Индию, таким женским Божеством выступает Адити-Бесконечная, Матерь Мира, всех богов и всего, живущего на Земле: наивысшее воплощение идеи Материнского Женского Начала, разлитого во Вселенной. Лишь в послеведическом индуистском пантеоне древняя Адити (на санскрите - первая, первичная, беспредельная, беспричинная) не нашла себе достойного места и была замещена Брахманом – слабо персонифицированном внеприродным богом-творцом мужского рода.

В традиционных культурах народов Центральной Азии (Тибет, Монголия, Бурятия, Хакасия, Горный Алтай и т.д.) на первом почётном месте также стоят женские Божества, например, тибетская Мо-лха (дословно «Мать-Божество»). Н.Л. Жуковская в исследовании «Влияние монголо-бурятского шаманства и дошаманистских верований на ламаизм» (М.; Наука, 1968) подчёркивает сложность образа богини Лхамо – одного их важнейших персонажей ламаистского пантеона. Этот образ – результат слияния воедино ряда напластований и черт разных религиозных систем. «Тут и демонические божества, хранители тайн жизни и смерти, - пишет Жуковская, - тут и древнейший культ матери-прародительницы, а также женщин-целительниц, спасающих от болезни и смерти… Она несёт на себе черты хозяйки горы – религиозный образ эпохи матриархата, сменившийся впоследствии представлением о хозяине горы». Образ Хозяйки Медной горы в уральских сказках тоже родом из матриархата.

Традиционные религиозные представления многих больших и малых народов возникли на основе архаичной Идеи о Материнском Начале в созидании (культ Матери-Земли), определившем единство и родство людей, животных и растений.

О какой Великой загадочной Матери говорит Лао-цзы в своей «Книге о Дао»? Несомненно, что в воззрениях основателя даосизма на основу Мира, которую он назвал «Великой Матерью», явственно сказывается влияние духа матриархальной культуры. Превращая весь Мир в одно целое, безликое и бесформенное, Дао при этом порождает текучие формы существ, явлений, предметов. Значит, Оно – «Мать Поднебесной». Но Мать необычайная, обладающая изначально необходимыми свойствами отца, а потому совершенная в своей самодостаточности и не нуждающаяся в оплодотворении (1. Примечания см. в конце). По сути это – сама Мать-Природа. «Дао самовоспроизводяще, - говорит Лао-цзы, - даёт жизнь всем существам без участия внешней силы». Ибо в Дао слиты воедино, а вернее, ещё не отделены друг от друга мужское и женское начало – Ян и Инь.

Иными словами, сам по себе Космический Принцип Жизни не имеет пола. Он Божествен, Непостижим и Непознаваем. Но, стремясь проявиться, Он становится Матерью Вселенной и таким образом создаёт мироздание. Недаром наш язык, со свойственной ему вещей проницательностью, не допускает мужского рода для слова БОЖЕСТВО.

Функциональные различия между двумя вселенскими началами – «мужским» и «женским» - «Ян» и «Инь», «Шива» и «Шакти» (2), конечно же, существуют. Но эти различия отнюдь не носят характер непримиримой вражды и противостояния: напротив, их отношения основаны на плодотворном взаимодействии, гармонии и сотрудничестве. И не случайно они часто предстают в мифах и сказаниях в качестве двух одноимённых персонажей: Див – Дива, Фавн – Фауна, Либер – Либера, Помон – Помона, Род – Рожаницы (3) и т.д. А вместе они определяются одним извечным словом ЛЮБОВЬ.

Великому Женскому Космическому Принципу, и Земле, как его частному, микрокосмическому проявлению, поклонялись под различными, нередко у родственных народов схожими именами: таковы индийская Праматри, древнеиталийская Матер Матута, греческая Де-Метра, славянская Мать-Сыра-Земля и т.д.

Первый лепет дитяти звучит МА. Буква М напоминает положение ног женщины при родах, впрочем, как и при зачатии. Да и само слово МАТЬ в нашем языке начинается с этой буквы. Неужто простое совпадение?

Происхождение человеческой речи остаётся загадкой так же, как и происхождение самого человека (не как биологического вида, а как высокоразумного существа с удивительной психикой). Однако все разнообразные теории происхождения языка согласны в том, что он хранит в себе самые архаичные пласты палеолита, когда складывались представления об особой сакральной значимости Женского Начала. К матрилинейной культуре этимологически восходят многие вошедшие в обиход слова: «метрдотель» (буквально «хозяин, распорядитель в доме-гостинице»), «метранпаж» (старший наборщик в типографии), «метрополия» (от греч. meter – мать), «метрика» (от лат. «матрикула» - список), «метрополитен» (подземка), где поневоле просматривается связь с Матерью-Землёй, «матрица» и т.д.

Свещенное слово МА (МАТЬ) уходит корнями в доисторическую древность. В крито-микенской культуре во главе пантеона – великая МА; иногда она именуется Ма-Дивия, т.е. Верховная Богиня – Матерь всех богов. Славяне-язычники почитали Макошь – Прародительницу Мира и одновременно олицетворение Матери-Земли и Её живородящей мощи. Макушка и верхушка в нашей речи – понятия тождественные (4).

Мифы и сказания многих т.н. «отсталых» (т.е. не погнавшихся за нашей маразматической природопожирающей цивилизацией) народов повествуют о «начале времён», когда у истоков Жизни стоит образ Праматери. У североамериканских индейцев – это «Бабушка дней».

Лопари (саамы) называют своих Рожаниц, от которых пошла вся земная жизнь, Матерями-Красавицами, и почтительно величают их «акка», т.е. Бабушки. Среди них наибольшее значение придаётся Мадер-акка, или Старшей Матери и её дочерям.

Известный русский путешественник и этнограф В.К. Арсеньев пишет, что ороги превыше всего почитают Омоко-Мамача, что означает «Прабабушка Омоко».

У алтайцев известен культ эмэгендэров – бабушек, олицетворяющих Женщин-Прародительниц. У финских народов Биармии было божество Золотая Баба с младенцем на руках.

Из всех индоевропейских языков только в русском совпадают значения слов: Баба (бабушка) и матёрая, дородная женщина (5). Это совпадение – наследство первобытной эпохи материнско-родового строя, когда Баба была родоначальницей и стержнем рода, жрицей Свещенного Огня и Хозяйкой Очага, хранительницей культурного наследия и ведовских знаний. Она была ВЕДЬМА, то есть ВЕДАЮЩАЯ МАТЬ.

В женщине-матери жила родовая душа, и вокруг неё вращалась вся жизнь рода-племени. Неудивительно, что она пользовалась глубочайшим уважением и была окружена ореолом религиозного почитания, за которым крылось почитание Матери-Земли и Её дивного дара – плодородно-магической силы. Ведь только женщине дано Чудо родить человека, что сопоставимо лишь со свещеннодейством самой Земли – Праматери всего живущего.

В южнославянских языках Женщина сохранила своё исконное, гордое название – МАТКА. В русском языке маткой, матицей называется мощная основная балка, поперечный брус, поддерживающий всю потолочную настилку в избе.

Вспоминаются детские игры в футбол с сельскими ребятишками, когда мы выбирали двоих самых больших мальчиков и называли их МАТКАМИ. Все же остальные мальчики «сговариваются», т.е. разделяются попарно; каждая пара отходит в сторонку и там даёт себе разные названия предметов. Потом подходит к старшим мальчикам и спрашивает у них: «Матки, матки, чьи отгадки: яблоко или грушу?» («нитку или иголку?», «камешка или корешка?» и т.п.). А матки по очереди отвечают, чего им надобно, и таким образом выбирают игроков в свои команды. Несомненно, что это явный пережиток материнско-родового строя.

Пчёлы древними народами почитались существами, близкими к божествам именно потому, что ими правит МАТКА. Если у пчёл нет матки, то погибает вся многотысячная пчелиная семья. Муравейник возникает вокруг норки, вырытой в земле одной маткой – продолжательницей рода. Обращаясь к другим биологическим видам, мы наблюдаем первенство самок-водительниц у многих животных. Стадо северных оленей ведёт старая важенка. Во главе стада слонов шествует пожилая, умудрённая опытом слониха. Самки возглавляют стада серн, бизонов, зубров, муфлонов, жирафов, лосей, диких ослов, диких лошадей (вожак у лошадей – старая кобыла, жеребец же лишь охраняет свой табун) и других травоядных, а также и стаи хищников, например, гиен.

Современные учёные вожаками называют животных, от которых зависит поведение других членов группы. Но как в стае животных происходит выдвижение лидера? В чём секрет верховодства одного зверя над всеми остальными? Эта интереснейшая проблема зоосоциологии давно уже волнует этологов. Ведь избирают вожака не «тайным или открытым голосованием», а просто каким-то интуитивным чутьём признают его авторитет и слушаются.

В вожаке ценится не столько сила, отвага и сообразительность, сколько какое-то качество, о котором людям трудно судить, но которое сразу понимают животные, прекрасно сознающие роль вожака в успешном выживании группы. Вожаки действуют безошибочно, словно вдохновляемые какой-то нутряной силой, какой-то психической энергией. Вряд ли это можно назвать ничего не объясняющим словом «инстинкт».
* * *
Латинское слово «материя» (природная действительность, природная плоть) восходит к однокоренному общеиндоевропейскому МАТРОНА – МАТЕРЬ. Например, в англ. Языке «matter» - материя, изначальное материнское вещество.

Богиня Матерь (т.е. Матерь богов) есть, по сути, проявленная Божественная Материя, космопланетарная Жизненная Сила, имманентная Природе. И Она для нас так же свещенна и дорога, как и наша Родная Мать, Сама по Себе, а не как вторичное опосредствованное творение какой-то сверхъестественной небесной первопричины, трансцендентного «чистого духа», надприродного «бога-отца» и т.п.

Древние очень живо ощущали, что женская материнская стихия есть стихия Космическая, основа бытия. Вечная Женственность – это Вечная Жизнь. Ведь если всё на Земле, постоянно возрождаясь в новом обличье, продолжает свое существование благодаря женскому началу, то не случайно животворящие Божества выступают в образе женщин и зовутся свещенным именем Матерей. Эту чрезвычайно архаичную Идею о Матерях-Прародительницах всего сущего затронул Гёте в «Фаусте», заимствовав, по собственному признанию, наименование «Матери» у посвещённого в мистерии Плутарха.

Культ Великой Природы – Матери Мира у разных народов сопровождался выделением той или иной Её ипостаси с одной стороны, с другой – различениями Её земной проекции. Отсюда – множественность женских образов в пантеонах различных народов мира; здесь Изида и Артемида, Анахита и Красопани, Астарта и Зелёная Тара, Майя и Афродита, Лада и Дурга, Жива и Фрейя, Юнона и Персефона. Все они олицетворяли могущественнейшее Вечно-Женственное присутствие в Мире, являющееся, по сути, Тканью Бытия и Животворной Силой, которая в гимне Лукреция к Венере «одна правит природой вещей».

Явные следы и отголоски матриархата, культ Богини-Матери сильно сближает загадочные мегалитические культуры Европы, Северной Африки, Кавказа и Южной Индии. Влияние матриархата можно и сегодня заметить в поверьях, сказаниях и обычаях самых разных народов.

У басков – это «Чёрныя бого-Родица» (Прародительница богов), которую католики пытались, но не смогли подменить своей Мадонной, однако вытеснили её в горы и там она выступает уже как «Богиня гор». В эпосе абхазов и адыгов – это мать легендарных героев-нартов. Древнегрузинская богиня Дали – лесная владычица, покровительница зверей, растительности, материнства и вообще всякого плодородия: она – хозяйка погоды и Мать всех божеств (охотники-промысловики и сегодня молятся ей тайно). У индийского племени тодда – это Текерэши, главная богиня их пантеона, покровительница этой загадочной народности.

В религиозных представлениях тех «неразвитых» сибирских народностей, которые сохранили особенно много архаичных традиций, например, у тавгийцев-нганасан и энцев, природные Божества олицетворяются в образе Хозяек-Матерей: Мать земли, Мать леса, Мать воды и т.д. Поразительное преобладание женских божеств, культ которых возник ещё в эпоху материнского рода, наблюдается в традиционном пантеоне мордвы, где они именуются Матушками: Ведь-ава (Матушка воды), Вирь-ава (Матушка леса), Варма-ава (Матушка ветра), Норов-ава (Матушка плодородия) и т.д.

Один из крупнейших этнографов, Л.Я. Штернберг в работе «Религия гиляков» (1904) подчёркивает, что древнейшие Божества у них – женские и пользуются особенным почитанием.

Юкагиры – один из самых древних, загадочных и некогда многочисленных народов Средней Азии, не выдержавший нашествия православных конкистадоров (сейчас осталось всего несколько сотен человек). В юкагирском фольклоре всегда сначала упоминается мать, а потом отец. В образе Матери (Эмэй) древние юкагиры олицетворяли Солнце, Воду, Землю, Лес и Очаг.

В краеведческом музее г.Себеж Псковской области хранится каменное изваяние, которое историки и археологи считают образом Матери-Прародительницы, подательницы и покровительницы чадородия и вообще плодородия; местные племена поклонялись этому культовому изваянию ещё две тысячи лет назад. И оно пользуется несомненным почитанием до сего дня. «К нему не зарастёт народная тропа», ибо, как утверждают, оно помогает женщинам при бесплодии и женских болезнях. И приезжают к нему в музей за помощью женщины не только со всей страны, но и из-за рубежа, а молодожёны приезжают просить здоровых деток. Живёт Язычество, несмотря на тысячелетнее гонение светских и церковных властей! Ведь если в течение многих веков люди обращаются к каменной бабе и получают помощь и облегчение, значит есть тут нечто такое, чего самовнушением не объяснить и на счастливых совпадениях далеко не уедешь: бессмысленные, бесполезные обряды долго не живут.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доброслав. В начале была мать iconКерала
Пасхи. Отец Насти был талантливый художник, авангардист во всем, хулиган и христианин. А мать, тут Настя обычно смолкала и, через...

Доброслав. В начале была мать iconКнига для взрослых
Лишь позже начали появляться деревья. В начале времен пена была черного цвета. В начале времен не было ни еды, ни

Доброслав. В начале была мать iconАнализа Автор: hr-portal ru Одна из основных когнитивных теорий транзактный...
Одна из основных когнитивных теорий — транзактный анализ (ТА). Теория та была сформулирована Эриком Берном в начале 1960-х годов

Доброслав. В начале была мать iconЗигмунд Фрейд Толкование сновидений
Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом

Доброслав. В начале была мать iconЗигмунд Фрейд Толкование сновидений
Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом

Доброслав. В начале была мать iconЖители Лувра Карл IX, Шарль-Максимильен 20 лет. Король Франции
Сын короля Генриха II и Екатерины Медичи. Его мать была при нём регентом до 17 августа 1563 года

Доброслав. В начале была мать iconЖители Лувра Карл IX, Шарль-Максимильен 20 лет. Король Франции
Сын короля Генриха II и Екатерины Медичи. Его мать была при нём регентом до 17 августа 1563 года

Доброслав. В начале была мать iconЖители Лувра Карл IX, Шарль-Максимильен 20 лет. Король Франции
Сын короля Генриха II и Екатерины Медичи. Его мать была при нём регентом до 17 августа 1563 года

Доброслав. В начале была мать iconЖители Лувра Карл IX, Шарль-Максимильен 20 лет. Король Франции
Сын короля Генриха II и Екатерины Медичи. Его мать была при нём регентом до 17 августа 1563 года

Доброслав. В начале была мать iconЛитература как главная сила информац общ-ва. Транслирует образы ->...
«Мать» Горького: мало фактич выкладок, политич идей, зато множ-во описаний прозрений людей. Роман о вспышке веры

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов