Скачать 2.36 Mb.
|
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма. Перевод: Л. Озолин (Введение и мандала 1) П. Алейников (Мандалы 2—25) А. Костенко (Мандалы 26—31 и приложения) Ответственный редактор: А. Костенко Главный редактор русского перевода: С. В. Лобанов «Танец с Шивой» — важнейшая из книг известного шиваитского Мастера. Это настоящий энциклопедический справочник по самым разным сторонам богатейшей индуистской духовной культуры, иллюстрированный, объемный (в английском оригинале 1008 страниц!) и аутентичный текст по шиваитскому индуизму. «ТАНЕЦ С ШИВОЙ» — это долгожданный и неоценимый подарок не только всем любителям йоги, индийской философии, религии и духовной культуры, но и вообще всем людям, не лишенным духовных запросов. Написанный доходчивым и увлекательным языком и, по словам самого автора, «по новому излагающий очень древнее и непреходящее знание», «Танец с Шивой» будет интересен и понятен как специалисту-религиоведу и индологу, так и самому массовому читателю. «ТАНЕЦ С ШИВОЙ» — это украшение любой общественной или личной библиотеки. Содержание Посвящение Предисловие автора ко второму русскому изданию Предисловие автора к английскому изданию Верования индуизма. Где проживают индуисты? Индуизм восточная религия. Индуистский взгляд на жизнь. О настоящем издании «Танца с Шивой». Как изучать и преподавать «Танец с Шивой» ^ ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ САНАТАНА ДХАРМА Мандала 1: Самореализация — ПАРАМАТМА ДАРШАНА 1.Кто я? Откуда я? 2.Куда я иду? Каков мой путь? 3.Что подразумевается под «Танцем с Шивой»? 4.Как научиться танцевать с Шивой? 5.Какова конечная цель земной жизни? Писания говорят о Самореализации Мандала 2: Индуизм 6.Каковы главные ветви индуизма? 7.Что представляет собой глубоко мистическая школа шиваитов? 8.В чем магия и сила шактизма? 9.Что такое школа преданных вишнуитов? 10.Что такое универсалистская школа смартистов? Писания говорят о религии Мандала 3: Шиваитский индуизм — ШАЙБА ДХАРМА. 11.Какова природа шиваитской теологии? 12.Как шиваиты относятся к другим религиям? 13.Как шиваизм остается современным? 14.Какова для шиваитов природа жизни? 15.Какова символика Танца Шивы? Писания говорят о шиваизме ^ БОГ И БОГИ — ДЭБА ДЭБАТА Мандала 4: Наш Всевышний Бог — ШИВА 16. Какова природа нашего Бога Шивы? 17. Какова непроявленная сущность Бога Шивы? 18. Что такое Чистое Сознание Бога Шивы? 19. Какова природа Изначальной Души? 20. Каковы традиционные формы Бога Шивы? Писания говорят о Шиве Мандала 5: Владыки Дхармы — ГАНЕША КАРТТИКЕЙЯ 21. Существуют ли другие боги, кроме Шивы? 22. Какова природа Господа Ганеши? 23. Каковы особые обязанности Господа Ганеши? 24. Какова природа Господа Карттикейи? 25. Что означает копье Карттикейи? Писания говорят о Владыках. Дхармы ^ НАША БЕССМЕРТНАЯ ДУША — АМРИТАТМА Мандала 6: Природа души—АТМАСВАРУПА 26. Какова природа нашей индивидуальной души? 27. Чем наша душа отличается от Шивы? 28. Каким образом наша душа идентична Шиве? 29. Почему мы не всезнающи, как Шива? 30. Как индуисты понимают мокшу? Писания говорят о душе Мандала 7: Карма и перерождение — САНСАРА 31. Как индуисты понимают карму? 32. Существует ли хорошая и плохая карма? 33. В чем состоит процесс реинкарнации? 34. Как мы должны смотреть на смерть и на умирание? 35. Как наилучшим образом подготовиться к смерти? Писания говорят о сансаре Мандала 8: Путь к освобождению — САНМАРГА 36. Каковы четыре стадии Пути? 37. Какова природа чарья-пады? 38. Какова природа крия-пады? 39. Какова природа йога-пады? 40. Какова природа джняна-пады? Писания говорят об освобождении ^ МИР — ШИБАМАЙЯ Мандала 9: Три мира — ТРИЛОКА 41. Откуда появилась вселенная? 42. Какова природа физического плана? 43. Какова природа тонкого плана? 44. Какова природа причинного плана? 45. Кончается ли когда-нибудь вселенная? Реальна ли она? Писания говорят о трех мирах Мандала 10: Благость всего — САРВАБХАДРА 46. Являются ли души и мир в принципе благими? 47. Почему некоторые души совершают злые дела? 48. В чем источник добра и зла? 49. Как может благой Бог допускать зло? 50. Нужно ли избегать участия в мирских, делах? Писания говорят о благости Мандала 11: Грехи страдания — ПАПАДУХКХА 51. Почему в мире есть страдания? 52. Что есть грех? Как мы можем искупить его? 53. Существует ли ад на самом деле? Существует ли Сатана? 54. Каковы последствия греховных поступков? 55. Наказывает ли Бог неправедных? Писания говорят о грехе и страдании ^ ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНЬ—ДХАРМА Мандала 12: Четыре дхармы — ЧАТУРДХАРМА 56. Что такое дхарма? Каковы ее формы? 57. Что такое универсальная дхарма? 58. Какова природа социальной дхармы? 59. Какова природа человеческой дхармы? 60. Какова природа личной дхармы? Писания говорят о четырех дхармах Мандала 13: Праведное поведение — САДАЧАРА 61. В чем смысл праведного поведения? 62. Каковы четыре ключа к праведному поведению? 63. Как познается праведное поведение? 64. В чем состоят десять классических ограничений? 65. Каковы десять правил, которые необходимо соблюдать? Писания говорят о праведном поведении Мандала 14: Непричинение зла — АХИМСА 66. В чем смысл великой добродетели, называемой ахимса? 67. Каков внутренний источник непричинения зла? 68. В чем внутренний источник насилия? 69. Связано ли вегетарианство с принципом непричинения зла? 70. Как можно достигнуть мира на земле? Писания говорят о непричинении зла ^ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ — ГРИХАСТХА Мандала 15: Муж и жена — ДАМПАТИ 71. В чем состоит главная цель брака? 72. Каковы обязанности мужа? 73. В чем заключаются особые обязанности жены? 74. Как индуист смотрит на сексуальность? 75. Как секс соотносится с браком? Писания говорят о мужчине и женщине Мандала 16: Брак — ВИВАХА 76. В чем состоит основа счастливого брака? 77. Должны ли мы вступать в брак с представителями лишь нашей религии? 78. Как устраиваются браки индуистов? 79. Какова структура индуистской семьи? 80. Как улаживаются семейные проблемы? Писания говорят о браке Мандала 17: Дети — АПАТЬЯ 81. В чем состоит реализация брака? 82. Каковы основные обязанности родителей? 83. Насколько строго нужно руководить детьми? 84. Следует ли поощрять молодых людей к вступлению в брак? 85. Как поддерживается гармония в семье? Писания говорят о детях ^ СВЯЩЕННАЯ КУЛЬТУРА — МАНГАЛА КРИЯ Мандала 18: Пути мудрости — БОДХИ ТАНТРА 86. Как мы преодолеваем жизненные препятствия? 87. Каковы ежедневные йогические практики индуиста? 88. Как применяются аюрведа и джйотиш? 89. Как индуисты относятся к искусству и культуре? 90. Каков взгляд индуистов на жертвование? Писания говорят о путях мудрости Мандала 19: Обряды — САМСКАРА 91. В чем состоят индуистские обряды перехода из одного состояния жизни в другое? 92. Каковы обряды, связанные с детством? 93. Каковы обряды взрослых? 94. Каковы обряды, связанные с рождением ребенка? 95. Существуют ли ритуалы для возраста мудрости? Писания говорят об обрядах Мандала 20: Праздники — УТСАВА 96. Каковы праздничные дни шиваизма? 97. Каковы главные праздники Шивы? 98. Каковы главные праздники Ганеши? 99. Каковы главные праздники Карттикейи? 100. Какие существуют другие важные праздники? Писания говорят о праздниках ^ СВЯЩЕННОЕ ПОЧИТАНИЕ — УПАСАНА Мандала 21: Храмы Шивы— ШИВАЛАЙЯ 101. Какова природа храма Шивы? 102. Как основываются и строятся храмы? 103. Когда нужно посещать храм? 104. Как человек приходит в храм Шивы? 105. Что происходит в храме Шивы? Писания говорят о храмах Шивы Мандала 22: Храмовые ритуалы—ПУДЖА 106. В чем внутренняя важность пуджи? 107. В чем заключается особый ритуал, называемый арчана? 108. Какова природа почитания образа? 109. Кто являются священнослужителями в храмах Шивы? 110. Что делает пуджари во время пуджи? Писания говорят о храмовых обрядах Мандала 23: Любовь к Богу—БХАКТИ 111. Предназначено ли храмовое поклонение лишь для начинающих? 112. Как преданные готовятся к молитве? 113. Как наша молитва достигает богов? 114. Молятся ли шиваиты только в храмах? 115. Каково назначение домашнего алтаря? Писания говорят о любви к Богу ^ СВЯТЫЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ – МАХАТМА Мандала 24: Монашеская жизнь—ВАЙРАГЬЯ 116. Какова индуистская монашеская традиция? 117. Каковы цели жизни отрекшегося от мира? 118. Каков путь кундалини-санньясина? 119. Каков обряд посвящения саннъясина? 120. Каковы святые правила саннъясы? Писания говорят о монашеской жизни Мандала 25: Познавшие Бога —ДЖНЯНИ 121. Кто духовные лидеры индуизма? 122. Кто такие святой, мудрец и садгуру? 123. Существуют ли какие-то другие названия святых? 124. Каковы правила отношений с гуру? 125. В чем состоит уникальная функция садгуру? Писания говорят о познавших Бога ^ Мандала 26: Богооткровенные писания—ШРУТИ 126. Какие богооткровенные священные писания имеются в индуизме? 127. Что из себя представляют тексты Вед? 128. В чем состоит значение Вед сегодня? 129. Что собой представляют священные Агамы? 130. В чем важность Агам сегодня? Писания говорят о шрути Мандала 27: Второстепенные писания — СМРИТИ 131.Различаются ли смрити и священная литература? 132. Какие тексты дополняют Веды и Агамы? 133. Есть ли в индуизме эпосы и мифы? 134. Какие еще есть типы священных текстов? 135. Каков источник этого катехизиса? Писания говорят о смрити Мандала 28: Исповедания веры — МАНТРА 136. Что такое святая мантра «Намах Шивайя»? 137. Как правильно произносить «Намах Шивайя»? 138. Необходимо ли посвящение для выполнения джапы? 139. Каково исповедание веры в шиваизме? 140. Как применяется исповедание веры? Писания говорят об исповедании веры ^ Мандала 29: Монизм и дуализм — АДВАЙТА ДВАЙТА 141. Какие философии имеются в индуизме? 142. Чем различаются монизм и дуализм? 143. Возможно ли примирить монизм и дуализм? 144. Каковы воззрения монистического теизма? 145. Содержится ли монистический теизм в Ведах? Писания говорят о Едином и Двух Мандала 30: Воззрения на реальность — СИДДХАНТА 146. Какие две школы имеются в шайва-сиддханте? 147. Каковы два воззрения на творение? 148. Каковы воззрения на Бога и душу? 149. Каковы различные воззрения на зло? 150. Каковы воззрения на махапралайю? Писания говорят о сиддханте ^ ПЕРЕДАЧА СИЛЫ — САМПРАДАЙЯ Мандала 31: Гималайская линия передачи учения — КАЙЛАСА ПАРАМПАРА 151. Что такое Натха-сампрадайя? 152. Что такое Кайласа-парампара? 153. Что известно о ранних наставниках Кайласа-парампары? 154. Кто такие Кадайтсвами и Челлаппасвами? 155. Как звали предпоследнего гуру Кайласа-парампары и кто нынешний гуру? Писания говорят о парампаре ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Шиваитский символ веры — Шайва-шраддха-дхарана 2. Шесть школ шиваизма—Шатшайва сампрадайя 3. Истина одна, путей много — Экам cam анеках пантхах 4. Индуистская хроника—Бхарата-калачакра 5.О духовной традиции автора — Кайласа-парампара ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЛОВАРЬ ^ Посвящение Ганеше, божеству качеств, устранителю всех препятствий на пути появления этого современного индуистского катехизиса, — Ему мы оказываем глубочайшее почтение! Этот святой текст посвящается моему садгуру, мудрецу Йогасвами из Шри-Ланки, совершенному сиддха-йогу и просветленному учителю, познавшему Непознаваемое и державшему Истину в ладони своей руки. Как патриарх Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи, этот смиренный ученик Челлаппасвами посвятил меня во все, что вы найдете здесь. Он велел всем искать внутри, познать Себя и видеть Бога Шиву везде и в каждом. Среди его великих высказываний: «Познай Себя сам. Шива делает это все. Все есть Шива. Пребывай в спокойствии». Более чем 2000 лет тому назад наш великий парамагуру, Риши Тирумулар, ярко выразил сущность танца с Шивой: Тридцать шесть элементов танцуют. Садашива танцует. Сознание танцует. Шива и Шакти танцуют. Живое и неживое танцуют. Все они и Веды танцуют, когда Всевышний танцует Свой танец блаженства. Семь миров — словно Его золотая обитель, пять чакр — словно Его пьедестал, центральная кундалини-шакти — словно Его божественная сцена, так в экстазе Он танцует, Он, Кто есть Трансцендентный Свет. Он танцует с небожителями. Он танцует в золотой зале. Он танцует с тремя богами. Он танцует с собранием безмолвных мудрецов. Он танцует в песне. Он танцует в первичной энергии. Он танцует в душах — Он, Господь Танца. Тат Асту. ^ Есть очень много книг об индуизме, написанных учеными и свами. «Танец с Шивой» отличается от них тем, что суммирует весь индуизм, каков он есть сегодня, в его полноте. Эта книга рассказывает о современном индуизме простым языком, понятным и взрослым, и молодежи. Мы надеемся, что она пробудит в читателе интерес к древнейшей религии мира. Читайте «Танец с Шивой: современный катехизис индуизма» снова и снова — по одной шлоке с комментарием-бхашьей в день. Это принесет радость и пользу всей семье. Обзоры всех мировых религий и индуистская хроника также дадут вам новые полезные знания. Я уже бывал в великой стране России дважды и собираюсь побывать еще. Я был здесь в 1972 году, когда мы, семьдесят два индуиста-шиваита, возвращались домой после месяцев, проведенных в Индии, а потом в 1990 году, когда правительство Советского Союза спонсировало приезд 700 духовных и 700 политических лидеров на Всемирный форум за выживание человечества. В конце отведенной на форум недели две с половиной тысячи человек собралось в историческом Кремле. К удивлению всех собравшихся, мой собрат, индуистский свами, Е. С. Парамананда Бхарати, открыл заседание, пропев три раза «Аум». Звуки голосов, подпевавших почтенному свами (среди них был и голос Михаила Горбачева), отражались от каменных стен и наполняли зал магической энергией. Эта энергия, как утверждали, сыграла свою роль в приближении перемен, которые произошли вскорости со страной, занимающей одну шестую часть земной суши. Индуизм сегодня тоже представляет одну шестую — только не территории, а населения Земли: миллиард человек. То, что о великих истинах индуизма теперь снова читают в русскоязычных странах искренние искатели Истины, — знак нового времени, знак того, что люди возвращаются к своим древним корням, к общению с Индией и ее духовным гением. Мы приветствуем весь коллектив, усилиями которого моя книга «Танец с Шивой» была переведена на ваш язык. Мы надеемся, что за ней последуют две другие книги моей трилогии, «Жизнь с Шивой» и «Сливаясь с Шивой». Мы также надеемся, что вы прочтете все три тома и сможете понять во всей полноте благородный Шиваитский Путь, ведущий к познанию вашего Высшего «Я». Посылаю обильные благословения чистой праны русскоязычным искателям, какую бы религию они ни исповедовали. Пусть расширение религиозного знания послужит укреплению духовной жизни каждого. С любовью и благословениями, струящимися из этого и внутренних миров, Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, основатель и издатель международного журнала «Хиндуизм тудэй» («Индуизм сегодня»), основатель и духовный глава Церкви Шайва Сиддханты и монашеского ордена Шайва Сиддханта Йоги. 18 апреля 2001 г. Адинам (монастырский комплекс) на острове Кауаи, Гавайи, США. Предисловие автора к английскому изданию ^ Богатство, кото рое вы держите в своей руке, — это божественное знание, знание о вас и о Боге, знание о том, как жить духовной жизнью, знание о том, чему учат и во что верят индуисты. Все это и многое другое ожидает вас на страницах этой книги. Последуйте этому, и однажды вы будете держать саму Истину в вашей руке — так же просто, как сейчас держите книгу. В то время как другие религии заключены в строгие рамки четко сформулированных и зачастую догматичных верований, индуизм не приемлет таких ограничений. Для индуиста интуиция гораздо важнее, чем интеллект; опыт вытесняет догму, а личная реализация считается бесконечно более ценной, нежели внешнее выражение веры или принадлежность вере. Философ С. Радхакришнан хорошо выразил это: «Механическая вера, которая зависит от авторитета и желает принимать утешения религии, не утруждая себя тем, чтобы быть религиозной, отличается от религиозной веры, которая имеет свои корни в опыте». Индуистская религиозная философия основана на опыте, на личном раскрытии и испытании всего. Она не говорит: «Либо верь, как остальные, либо страдай». Напротив, она говорит: «Познай свое "Я", будь пытлив и свободен». В индуизме нет еретиков, поскольку Бог везде и во всем. В такой открытой лаборатории индуистская духовность выросла за тысячелетия настолько разнообразной и богатой, что уже просто не поддается определениям. Даже многознающие индуисты, изучавшие предмет в течение всей своей жизни, редко могут с уверенностью сказать, что индуизм — это то-то и то-то, а не что-либо другое. Вообще говоря, сама идея индуистского катехизиса для многих покажется немыслимым, опасным и дерзким прожектом. До сих пор никто не предпринимал попыток написания полного обзора индуизма. Вот почему эта книга, которую вы держите в руках, — книга редкая и, в своем роде, примечательная. Можно даже сказать, неизбежная, поскольку рано или поздно подобная работа должна была появиться. Поэтому, если в нашей первой попытке осуществить невозможное мы пропустили какую-либо линию передачи знаний, пренебрегли какой- либо традицией или важным вопросом, пожалуйста, помните, что человеку свойственно ошибаться и только Бог совершенен, и снисходительно простите нам эту оплошность. Необходимо простое предостережение. Это собрание обычаев и верований не является беспристрастным академическим анализом индуизма, но взглядом изнутри, взглядом на религию, отражающим то, каким образом самим индуистам хотелось бы, чтобы их традиция чтилась и объяснялась другим. Не является оно и еще одной догмой, добавленной к горам доктрин и предписаний, которые подавляли человеческую духовность на протяжении всей истории. Индуизм инстинктивно восстает против любой доктрины, которая угнетает или демонстрирует узость воззрений. Индуизм по природе веротерпим и признает множество путей, даже тех, которые, как кажется, противоречат его собственному. Когда вы верите, что Бог находится везде, во всем сущем, то становится невозможным ненавидеть или стремиться агрессивно обратить в свою веру других. Таков дух этой книги: она ничего не навязывает, а просто рассказывает о той жизни, которой живут сотни миллионов людей, одна шестая часть человечества. Как и сам индуизм, этот «современный катехизис» является развертывающимся откровением. Это скорее танец, чем доктрина. Танец с Шивой! Что за необычное выражение нашей близости к Богу, нашего созидательного взаимодействия с Богом. Космический Танец —это символ, суммирующий индуистский взгляд на существование, от первого удара барабана в правой руке Шивы, провозглашающего Начало, до конечного всепоглощающего пламени в Его левой руке, провозглашающего Завершение, которое предвещает новое Начало. Таким образом, Танец с Шивой есть все, что мы делаем, все, что мы думаем, говорим и чувствуем, от нашего кажущегося рождения до нашей так называемой смерти. Это человек и Бог, навечно вовлеченные в священное движение. Древние мудрецы имели вескую причину, чтобы избрать танец как образ Бога. Эзотерически движение является самым первичным действием существования, без этой простой вещи не было бы ни Вселенной, ни нас, ни опыта, ничего. Свет — движение. Мысль — движение. Атомы — движение. Жизнь — движение. И, как считают индуисты, Бог —это движение. Кроме того, танец является единственным созидательным действием, в котором имеет место совершенное единство творца и его творения. В отличие от картины, поэмы, изобретения или любого другого творческого порыва, когда танец закончен, не остается результата труда, ничего, что можно было бы сохранить и чем наслаждаться. Как и в случае с самой жизнью, мы можем созерцать танец, но никогда мы не можем владеть им. Никто не может отделить танцора от танца, точно так же, как никто не может отделить Бога от мира или от нас. Особое значение имеет место танца Шивы: чит-сабха, «зал сознания». Другими словами, танец происходит внутри каждого из нас. Невероятно сложный Космический Танец Шивы традиционно изображается в 108 позах. Более чем двадцать веков назад Риши Тирумулар из Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи с любовью и красноречием прославил никогда не прекращающийся танец Бога Шивы: «Во всех мирах присутствует Он, Святой Господь. Он — в темноте, Он — свет, Он — в солнце, Он — в луне. Он — везде. Господь находится во всем творении. Неисповедимы Его пути. Он далеко. Он близко. Он — множествен. Он — един. Вода, земля, небо, огонь и ветер, искра духа внутри тела — все это Он. Он — странствующая джива здесь внизу. Бессмертен Он». Совершенно необходимо в настоящий исторический момент — когда мир, наша Земля, находится на пороге века раскрытия внутреннего и внешнего пространства, — чтобы мы продолжали ценить и учиться древней индуистской мудрости. В очень далеком прошлом великие мудрецы Индии раскрыли эти вечные истины внутри себя и сохранили их в виде писаний, чтобы они могли воспеваться голосами их представителей сегодня. Настолько велико было их понимание. Воистину, эта вечная мудрость живет теперь и будет продолжать жить в последующих поколениях. Послушайте прославленную молитву, которую предложили риши древности: «Веди меня от нереальности к Реальности, веди меня от темноты к свету, веди меня от смерти к бессмертию». |
![]() | Слияние с Шивой ? Самому Шиве? Но ведь Шива уже находится в каждом из нас. На самом деле, Он не может отделить Себя от нас. Таким... | ![]() | Иллюстрированное свидетельство ясновидца о неизвестном путешествии людей на Землю с Плеяд миллионы лет назад, их борьбе в течение... |
![]() | Нашему читателю знаком «Катехизис», составленный святителем Филаретом Московским в XIX веке, и «Катехизис», составленный веком позже... | ![]() | «Духовые инструменты (народные)»; 1-16 01 10-02 «Пение (народное)»; 1-17 02 01-04 «Хореографическое искусство (народный танец)»;... |
![]() | В XVII веке бальный танец распространился по всей Европе. С открытием Америки появились новые танцы, родившиеся по ту сторону Атлантики... | ![]() | Аллеманда старинный (с 16 в.) придворный французский танец немецкого происхождения |
![]() | Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции,... | ![]() | В начале 80-х он начал развиваться как символический танец Южного Централа Лос-Анджелеса, а вскоре стал основой хип-хопа конца 90-х.... |
![]() | В то же время они включают в се- бя почти все отдельные виды автоспорта. Так, в совре | ![]() | В то же время они включают в се- бя почти все отдельные виды автоспорта. Так, в совре |