Скачать 378.33 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКубанский государственный технологический университет. Кафедра кадастра и геоинженерии. Инженерная геология Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29.03, 29.04, 29.05, 29.10 Краснодар Издательство КубГТУ 2001 Составитель: канд. техн. наук В.Н. Кононенко УДК 556.3 Инженерная геология. Методические указания к дисциплине Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29.03, 29.04, 29.05, 29.10./Кубанский госуд. технол. ун-т: В.Н. Кононенко, Краснодар,2001,….с. В Методических указаниях изложены основные разделы курса «Инженерная геология» и задания для выполнения контрольной работы. В конце каждого раздела для лучшего усвоения материала приводятся вопросы для самопроверки знаний. Ил. 6, Табл. 8, Приложен. 3,библиогр.:6 назв. Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кубанского государственного технологического университета. Рецензенты: Зав. каф. Основания и фундаменты КубГАУ, проф., докт. геол.-минер. наук К.Ш.Шадунц Проф. каф. Кадастра и геоинженерии КубГТУ, канд. геол.-минер. наук Е.Д.Осенняя О ![]() В нашей стране в невиданных ранее масштабах ведется капитальное строительство. Объем капиталовложений для развития ведущих отраслей промышленности, жилищного, сельскохозяйственного, дорожного и гидротехнического строительства возрастает с каждым годом. В связи с этим повысилось значение быстрого, правильного и экономически обоснованного проектирования, невозможного без широкого применения тщательных инженерно-геологических исследований, дающих основной материал о природных условиях территорий, в пределах которых планируется строительство. Несмотря на то, что основные работы по инженерно-геологическому изучению территории, предназначенной для того или много вида строительства, проводят специалисты-геологи, за инженером-строителем остается право окончательного выбора участков, наиболее благоприятных для возведения инженерных сооружений. Инженер-строитель должен уметь правильно анализировать и использовать данные, полученные в результате инженерно-геологических изысканий, что требует достаточных знаний в области инженерной геологии и в смежных с ней геологических дисциплинах. Курс «Инженерная геология» студенты изучают самостоятельно в соответствии с программой для специальностей 29.03, 29.04, 29.05, 29.10. Для лучшего усвоения материала изучения курса следует вести по разделам с последующей проверкой полученной знаний путем ответов на вопросы, приведенные после каждой темы. Предусмотренную учебным планом контрольную работу выполняют в процессе усвоения теоретической части курса. Номер варианта контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки (если эта цифра – 0, то студент выполняет 10 вариант). Контрольная работа должна быть написана разборчиво и содержать четкие, исчерпывающие ответы на все поставленные в ней вопросы, причем последовательность ответов должна соответствовать последовательности вопросов. В необходимых случаях ответы должны сопровождаться поясняющими их схематическими рисунками и чертежами. Выполненную контрольную работу передают на кафедру кадастра и геоинженерии КубГТУ для рецензирования. Студенты, получившие положительную рецензию на контрольную работу, выполняют лабораторные работы в лаборатории инженерной геологии и механики грунтов. Экзамен по курсу может быть принят только после успешной защиты контрольной работы и сдачи зачета по лабораторным работам. М ![]() ВВЕДЕНИЕ Инженерная геология как научная дисциплина является отраслью геологии – науки о Земле. Геологическая наука в целом изучает состав, строение, историю развития Земли, а также различные процессы, протекающие в ее недрах и на поверхности. Инженерная геология – наука, изучающая геологические процессы верхних горизонтов земной коры и физико-механические свойства горных пород и грунтов в связи с инженерно-строительной деятельностью человека. В ее состав входят следующие специальные дисциплины: геодинамика – учение о геологических процессах; грунтоведение – учение о грунтах; механика грунтов – наука об устойчивости и прочности грунтов; инженерная гидрогеология – наука о подземных водах; мерзлотоведение - наука, предметом изучения которой является многолетнемерзлая зона земной коры; специальные инженерные геологии (строительная, дорожная, военная). Инженерная геология изучает природную геологическую обстановку местности до начала строительства, а также определяет те изменения, которые произойдут в геологической среде, и в первую очередь в породах, в процессе строительства и при эксплуатации сооружений. При этом под геологическими или инженерно-геологическими условиями понимают рельеф местности, ее геологические и гидрогеологические особенности, состав и свойства слагающих ее пород, а также геологические процессы и явления. Как всякая прикладная наука, инженерная геология базируется на фундаментальных науках: общей геологии, физике, математике, химии. Студент должен получить общие сведения об инженерной геологии как науке; о ее месте в цикле геологических наук, об основных инженерно-геологических дисциплинах, о роли российских и зарубежных ученых в становлении и развитии этой науки. Литература: [l.c. 5-7]; [2.с. 4-7]; [5.с. 3-12]. Раздел 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГЕОЛОГИИ Тема 1. Строение и физические свойства Земли При изучении этой темы необходимо рассмотреть строение Земли как сложного тела, состоящего из ряда геосфер, резко отличающихся по составу и свойствам. При этом особое внимание следует обратить на строение я состав земной коры - литосферы как среды жизни и деятельности человека. Необходимо получить представление о тепловом режиме Земли (об изменении температуры по мере увеличения глубины) и влиянии изменения этого режима на условия строительства в различных климатических зонах. Студенту надо ознакомиться с методами определения относительного и абсолютного возраста горных пород, с помощью которых была составлена геохронологическая шкала. Студенту следует четко усвоить, что только знание геохронологической шкалы (возрастных единиц, выделяемых в ней, условных обозначений, индексов и т.д.) позволит понять геологические и инженерно-геологические карты и разрезы. Литература: [1.с. 7-I2, 44-48]; [2.с. 8-10, 33-38] В ![]() 1. Какие существуют современные представления об образований я строении Земли? 2. Состав и строение геосфер. Объясните их взаимодействие между собой 3. Каково строение земной коры? Чем отличается океанический тип земной коры от континентального? 4 . Как изменяется тепловой режим Земли по глубине и какие показатели его характеризуют? 5. Какое практическое значение имеет изучение теплового режима в приповерхностных частях земной коры? 6. Что такое абсолютный и относительный возраст горных пород и какие методы существуют для его определения? 7. На какие эры, периоды и эпохи делится история земной коры? Какова их продолжительность? 8. Какое практическое значение имеет геологическая хронология для инженерной геологии? Тема 2. Породообразующие минералы и горные породы В строении земной коры принимают участке различные минералы и горные породы, часто очень резко отличающиеся по составу и свойствам. Необходимо рассмотреть строение и свойства основных породообразующих минералов, от которых в значительной мере зависят и свойства пород. Горные породы являются одним из основных факторов инженерно-геологических условий территории, определяющих возможность и экономичность строительства в изучаемом районе, поэтому на их изучение нужно обратить особое внимание. Следует ознакомиться с классификациями минералов и горных пород, изучить условия образования различных горных пород, их минеральный состав, структуру, текстуру, формы залегания. Необходимо четко уяснить зависимость состава и свойств пород от генезиса и постгенетических процессов. Литература: [1,с. 12-44]; [2,с. 10-33. 236-257] В ![]() 1. Что называется минералами и горными породами? 2. Дайте схематическую классификацию минералов по их химическому составу. 3. По каким физическим свойствам и внешним признакам определяют минералы? Охарактеризуйте основные породообразующие минерала. 4. Как классифицируют горные породу по условиям образования? 5. Как подразделяют магматические горные породы по условиям образования и кислотности (по содержанию Si02)? Назовите представителей глубинных и излившихся пород и охарактеризуйте их минералогический состав, структурно-текстурные особенности, физико-механические свойства. Объясните зависимость состава и свойств пород от условий образования. Каковы формы залегания магматических пород? 6. Как образуются осадочные породы? Назовите представителей пород обломочного, химического и органогенного происхождения. Охарактеризуйте их минералогический состав, структурно-текстурные особенности, физико-механические свойства и объясните зависимость состава и свойств от происхождения пород. Каковы формы залегания осадочных пород? 7. Как образуются метаморфические горные породы? Назовите породы контактового и регионального метаморфизма и охарактеризуйте их минералогический состав, структурно-текстурные особенности и физико-механические свойства. ^ морских и континентальных отложений и их генетическая классификация При изучении этой темы необходимо ознакомиться с геологической работой ветра, рек, озер, морей, ледников. Геологическая деятельность этих процессов проявляется при разрушении горных пород, переносе продуктов, разрушения и их отложений. В результате этой деятельности возникают новые породы, которые по составу и свойствам резко отличаются от материнских и часто образуют новые формы рельефа. Следует рассмотреть процессы выветривания (физического, химического и биологического), в результате комплексного воздействия которых на горные породы формируются элювиальные грунты, характеризующиеся, как правило, сравнительно низкой прочностью. Необходимо уяснить их роль в подготовке рыхлых продуктов разрушений горных пород, переносимых позже ветром, текучими водами и т. д. При изучения отложений, образованных в результате геологической деятельности указанных процессов, следует особое внимание обратить на , их состав и физико-механические свойства. Литература: [l, с. 155-205]; [2,с. 166-173, 196-217, 258-294]. В ![]() 1. Виды выветривания горных пород. Значение выветривания горных пород для практики строительства. 2. Охарактеризуйте мероприятия, необходимые для защиты горных пород от выветривания. 3. Как образуются делювиальные отложения? Как изменяются мощность, состав и физико-механические свойства делювиальных отложений вниз по склону? 4. Какие условия необходимы для возникновения селевых потоков? Виды селей и метода борьбы с ними. Виды пролювиальных отложений, их состав и физико-механические свойства. 5. В чем заключается геологическая деятельность рек? Как образуются речные долины? Виды аллювиальных отложений, их состав и физико-механические свойства. 6. В чем заключается геологическая работа волн, возникающих на поверхности воды? Виды морских отложений, их состав и физико-механические свойства. 7. Объясните геологическую деятельность ледников. Как образуются ледниковые и флювиогляциальные отложения? Их состав и физико-механические свойства. Раздел 2. ОСНОВЫ СТРУКТУРНОЙ ГЕОЛОГИИ При изучении этого раздела, следует понять, что земная кора состоит из различных по форме, прилегающих друг к другу тел, сложенных разными горными породами. Основными структурными элементами земной коры являются платформы и геосинклинали. Студент должен четко уяснить различия в их строении и развитии. При рассмотрении форм залегания горных пород (структурных форм) необходимо помнить, что первичные структурные формы (слой, пласт и т. д.) образуются одновременно с образованием горных пород, а вторичные - возникают в результате деформации первичных структурных форм. Особое внимание следует обратить на изучение разнообразных форм складчатых и разрывных дислокаций и влияние их на условия строительства различных сооружений. Необходимо ознакомиться с современной классификацией трещинова-тости горных пород, методами изучения трещин. Студент должен понять значение трещиноватости горных пород для оценки их фильтрационных, прочностных и деформационных свойств. Литература: [1,с. 49-50, 52-62]; [2,с. 52-67]. В ![]() 1. Объясните различия в строении земной кори в пределах платформ и геосинклиналей. 2. Каковы формы залегания осадочных пород? Охарактеризуйте различные виды несогласий. 3. Каковы формы залеганий магматических горных пород? 4. Каковы формы залеганий метаморфических горных пород? 5. Какие основные типы складок встречаются в земной коре и их влияние на условия строительства? 6. Перечислите формы разрывных дислокации и охарактеризуйте их влияние на условия строительства в районах их развития. 7. Охарактеризуйте основные виды трещиноватости горных пород и их влияние на прочность оснований различных сооружений. 8. Какие существуют виды несогласного залегания горных пород? Раздел 3. ОСНОВЫ ГИДРОГЕОЛОГИИ Тема 1. Подземные воды и их режим Подземные воды являются как важнейшим источником водоснабжения, так и одним из факторов, определяющих инженерно-геологические условия территории. В большинстве случаев подземные воды затрудняют строительство различных сооружений. Они воздействуют непосредственно на сооружения, вызывая затопление фундаментов и коммуникаций, коррозию строительных материалов, используемых для устройства подземных частей сооружения (фундаментов). Подземные воды являются одной из причин, вызывающих такие геологические процессы, как просадки лессовых пород, пучение, оползни, карст, суффозию и т.д., в районах развития которых строительство сооружений связано со значительными трудностями. Следует изучить виды воды, содержащиеся в грунтах в зонах аэрации и насыщения, и их влияние на физико-механические свойства горных пород. Необходимо уяснить условия образования различных типов подземных вод и особенности их режима, причем особое внимание следует обратить на верховодку и грунтовые воды. Подземные воды первых от поверхности водоносных горизонтов чаще всего влияют на инженерно-геологические условия местности. Следует ознакомиться с методами стационарных наблюдений за режимом подземных вод, а также с составленными на основании этих наблюдений картами гидроизогипс, гидроизопьез, гидроизобат, с помощью которых можно устанавливать направление и скорость движения подземных вод, глубину их залегания и другие параметры водоносных горизонтов. Необходимо также рассмотреть вопросы, посвященные химическому составу подземных вод, их жесткости и агрессивности. Литература: [1,с. 85-87, 118-134]; [2,с. 69-80, 115-117]. В ![]() 1. Какие виды воды находятся в грунте? Каково влияние различных видов воды на свойства грунтов? 2. Какие типы подземных вод выделяются по условиям их образования? 3. Что такое верховодка? Ее режим и влияние на условия строительства. 4. Какие воды называются грунтовыми? Объясните их образование, распространение, условия питания и влияние на условия строительства. 5. Какие межпластовые воды называются артезианскими? 6. Что такое режим подземных вод и какие факторы влияют на него? Виды и цели стационарных наблюдений за режимом подземных вод. 7. Каковы принципы составления гидрогеологических карт (гидроизогипс, гидроизопьез, гидроизобат)? Какие задачи решают с их помощью? ^ В процессе изучения этой темы необходимо получить представление о коэффициенте фильтрации как основном показателе, характеризующим степень водопроницаемости горных пород; об основных видах и законах движения подземных вод. Следует ознакомиться с классификацией подземных потоков и их гидродинамическими параметрами. При изучении плоских потоков подземных вод рекомендуется рассмотреть методы подсчета расхода при горизонтальном и наклонном залеганиях водоупора. Особое внимание необходимо обратить на усвоение полевых и лабораторных методов определения коэффициента фильтрации, методов расчета водопритока как к отдельным скважинам и котлованам, так и к взаимодействующим вертикальным и горизонтальным дренам. Литература: [l, c. 134-154]; [2,с.80-95]; [5,с. 235-264] В ![]() 1. Сформулируйте основной закон фильтрации и напишите его математическое выражение. 2. Методы определения коэффициента фильтрация и факторы, влияющие на его величину. 3. Какие виды подземных потоков наиболее часто встречаются при гидрогеологических расчетах? 4. Как определяют расход плоского потока при горизонтальном и наклонном залеганиях водоупоров? 5. Какие скважины (колодцы) называются совершенными? 6. Что такое радиус влияния скважины? 7. Как определяется дебит совершенных скважин в безнапорных и напорных подземных водах? 8. Какие скважины называются взаимодействующими? Объясните возможность их использования для понижения уровня грунтовых вод. 9. Какие колодцы и скважины называются поглощающими и с какой целью их применяют? |
![]() | Геодезия: Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов... | ![]() | Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения выполнены в соответствии... |
![]() | В методических указаниях представлены задания для выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения | ![]() | Информатика. Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения. –... |
![]() | Целью изучения дисциплины является повышение у студентов нефилологического профиля практического уровня владения образцовыми нормами... | ![]() | Статистика. Учебная программа, методические указания и задания к контрольной работе |
![]() | Приложение Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине «Психология и педагогика» | ![]() | Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов всех форм обучения |
![]() | Методические указания и задания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения и контрольной работы для... | ![]() | Подготовлено на кафедре экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве |