Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар




Скачать 378.33 Kb.
НазваниеМетодические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар
страница1/3
Дата публикации09.08.2013
Размер378.33 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > География > Методические указания
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Кубанский государственный технологический университет.

Кафедра кадастра и геоинженерии.

Инженерная геология
Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29.03, 29.04, 29.05, 29.10

Краснодар

Издательство КубГТУ

2001

Составитель: канд. техн. наук В.Н. Кононенко

УДК 556.3


Инженерная геология. Методические указания к дисциплине Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29.03, 29.04, 29.05, 29.10./Кубанский госуд. технол. ун-т: В.Н. Кононенко, Краснодар,2001,….с.

В Методических указаниях изложены основные разделы курса «Инженерная геология» и задания для выполнения контрольной работы. В конце каждого раздела для лучшего усвоения материала приводятся вопросы для самопроверки знаний.

Ил. 6, Табл. 8, Приложен. 3,библиогр.:6 назв.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кубанского государственного технологического университета.

Рецензенты:
Зав. каф. Основания и фундаменты КубГАУ,

проф., докт. геол.-минер. наук К.Ш.Шадунц
Проф. каф. Кадастра и геоинженерии КубГТУ,

канд. геол.-минер. наук Е.Д.Осенняя

Общие указания
В нашей стране в невиданных ранее масштабах ведется капитальное строительство. Объем капиталовложений для развития ведущих отраслей промышленности, жилищного, сельскохозяйственного, дорожного и гидротехнического строительства возрастает с каждым годом. В связи с этим повысилось значение быстрого, правильного и экономически обоснованного проектирования, невозможного без широкого применения тщательных инженерно-геологических исследований, дающих основной материал о природных условиях территорий, в пределах которых планируется строительство.

Несмотря на то, что основные работы по инженерно-геологическому изучению территории, предназначенной для того или много вида строительства, проводят специалисты-геологи, за инженером-строителем остается право окончательного выбора участков, наиболее благоприятных для возведения инженерных сооружений. Инженер-строитель должен уметь правильно анализировать и использовать данные, полученные в результате инженерно-геологических изысканий, что требует достаточных знаний в области инженерной геологии и в смежных с ней геологических дисциплинах.

Курс «Инженерная геология» студенты изучают самостоятельно в соответствии с программой для специальностей 29.03, 29.04, 29.05, 29.10. Для лучшего усвоения материала изучения курса следует вести по разделам с последующей проверкой полученной знаний путем ответов на вопросы, приведенные после каждой темы.

Предусмотренную учебным планом контрольную работу выполняют в процессе усвоения теоретической части курса. Номер варианта контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки (если эта цифра – 0, то студент выполняет 10 вариант). Контрольная работа должна быть написана разборчиво и содержать четкие, исчерпывающие ответы на все поставленные в ней вопросы, причем последовательность ответов должна соответствовать последовательности вопросов. В необходимых случаях ответы должны сопровождаться поясняющими их схематическими рисунками и чертежами. Выполненную контрольную работу передают на кафедру кадастра и геоинженерии КубГТУ для рецензирования.

Студенты, получившие положительную рецензию на контрольную работу, выполняют лабораторные работы в лаборатории инженерной геологии и механики грунтов. Экзамен по курсу может быть принят только после успешной защиты контрольной работы и сдачи зачета по лабораторным работам.

М^ ЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛАМ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Инженерная геология как научная дисциплина является отраслью геологии – науки о Земле. Геологическая наука в целом изучает состав, строение, историю развития Земли, а также различные процессы, протекающие в ее недрах и на поверхности.

Инженерная геология – наука, изучающая геологические процессы верхних горизонтов земной коры и физико-механические свойства горных пород и грунтов в связи с инженерно-строительной деятельностью человека. В ее состав входят следующие специальные дисциплины: геодинамика – учение о геологических процессах; грунтоведение – учение о грунтах; механика грунтов – наука об устойчивости и прочности грунтов; инженерная гидрогеология – наука о подземных водах; мерзло­товедение - наука, предметом изучения которой является многолетнемерзлая зона земной коры; специальные инженерные геологии (строительная, дорожная, военная).

Инженерная геология изучает природную геологическую обстановку местности до начала строительства, а также определяет те изменения, которые произойдут в геологической среде, и в первую очередь в породах, в процессе строительства и при эксплуатации сооружений. При этом под геологическими или инженерно-геологи­ческими условиями понимают рельеф местности, ее геологические и гидрогеологические особенности, состав и свойства слагающих ее пород, а также геологические процессы и явления.

Как всякая прикладная наука, инженерная геология базируется на фундаментальных науках: общей геологии, физике, математике, химии.

Студент должен получить общие сведения об инженерной геологии как науке; о ее месте в цикле геологических наук, об основных инженерно-геологических дисциплинах, о роли российских и зарубежных ученых в становлении и развитии этой науки.

Литература: [l.c. 5-7]; [2.с. 4-7]; [5.с. 3-12].

Раздел 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГЕОЛОГИИ
Тема 1. Строение и физические свойства Земли
При изучении этой темы необходимо рассмотреть строение Земли как сложного тела, состоящего из ряда геосфер, резко отличающихся по составу и свойствам. При этом особое внимание следует обратить на строение я состав земной коры - литосферы как среды жизни и деятельности человека.

Необходимо получить представление о тепловом режиме Земли (об изменении температуры по мере увеличения глубины) и влиянии изменения этого режима на условия строительства в различных климати­ческих зонах.

Студенту надо ознакомиться с методами определения относитель­ного и абсолютного возраста горных пород, с помощью которых была составлена геохронологическая шкала. Студенту следует четко усвоить, что только знание геохронологической шкалы (возрастных еди­ниц, выделяемых в ней, условных обозначений, индексов и т.д.) позволит понять геологические и инженерно-геологические карты и разрезы.

Литература: [1.с. 7-I2, 44-48]; [2.с. 8-10, 33-38]

Вопросы для самопроверки
1. Какие существуют современные представления об образований я строении Земли?

2. Состав и строение геосфер. Объясните их взаимодействие между собой

3. Каково строение земной коры? Чем отличается океанический тип земной коры от континентального?

4 . Как изменяется тепловой режим Земли по глубине и какие пока­затели его характеризуют?

5. Какое практическое значение имеет изучение теплового режима в приповерхностных частях земной коры?

6. Что такое абсолютный и относительный возраст горных пород и какие методы существуют для его определения?

7. На какие эры, периоды и эпохи делится история земной коры? Какова их продолжительность?

8. Какое практическое значение имеет геологическая хронология для инженерной геологии?

Тема 2. Породообразующие минералы и горные породы
В строении земной коры принимают участке различные минералы и горные породы, часто очень резко отличающиеся по составу и свойствам.

Необходимо рассмотреть строение и свойства основных породооб­разующих минералов, от которых в значительной мере зависят и свойства пород.

Горные породы являются одним из основных факторов инженерно-геологических условий территории, определяющих возможность и экономичность строительства в изучаемом районе, поэтому на их изучение нужно обратить особое внимание.

Следует ознакомиться с классификациями минералов и горных пород, изучить условия образования различных горных пород, их минеральный состав, структуру, текстуру, формы залегания. Необходимо четко уяснить зависимость состава и свойств пород от генезиса и постгенетических процессов.

Литература: [1,с. 12-44]; [2,с. 10-33. 236-257]

Вопросы для самопроверки
1. Что называется минералами и горными породами?

2. Дайте схематическую классификацию минералов по их химическому составу.

3. По каким физическим свойствам и внешним признакам определяют минералы? Охарактеризуйте основные породообразующие минерала.

4. Как классифицируют горные породу по условиям образования?

5. Как подразделяют магматические горные породы по условиям образования и кислотности (по содержанию Si02)? Назовите представителей глубинных и излившихся пород и охарактеризуйте их минералогический состав, структурно-текстурные особенности, физико-механические свойства. Объясните зависимость состава и свойств пород от условий образования. Каковы формы залегания магматических пород?

6. Как образуются осадочные породы? Назовите представителей пород обломочного, химического и органогенного происхождения. Оха­рактеризуйте их минералогический состав, структурно-текстурные особенности, физико-механические свойства и объясните зависи­мость состава и свойств от происхождения пород. Каковы формы за­легания осадочных пород?

7. Как образуются метаморфические горные породы? Назовите по­роды контактового и регионального метаморфизма и охарактеризуй­те их минералогический состав, структурно-текстурные особеннос­ти и физико-механические свойства.

^ Тема 3. Условия и физические агенты формирования

морских и континентальных отложений

и их генетическая классификация
При изучении этой темы необходимо ознакомиться с геологической работой ветра, рек, озер, морей, ледников. Геологическая деятель­ность этих процессов проявляется при разрушении горных пород, пере­носе продуктов, разрушения и их отложений. В результате этой дея­тельности возникают новые породы, которые по составу и свойствам резко отличаются от материнских и часто образуют новые формы рельефа.

Следует рассмотреть процессы выветривания (физического, химического и биологического), в результате комплексного воздействия которых на горные породы формируются элювиальные грунты, характеризующиеся, как правило, сравнительно низкой прочностью. Необходимо уяснить их роль в подготовке рыхлых продуктов разрушений горных пород, переносимых позже ветром, текучими водами и т. д.

При изучения отложений, образованных в результате геологической деятельности указанных процессов, следует особое внимание обратить на , их состав и физико-механи­ческие свойства.

Литература: [l, с. 155-205]; [2,с. 166-173, 196-217, 258-294].
Вопросы для самопроверки
1. Виды выветривания горных пород. Значение выветривания гор­ных пород для практики строительства.

2. Охарактеризуйте мероприятия, необходимые для защиты горных пород от выветривания.

3. Как образуются делювиальные отложения? Как изменяются мощ­ность, состав и физико-механические свойства делювиальных отложений вниз по склону?

4. Какие условия необходимы для возникновения селевых потоков? Виды селей и метода борьбы с ними. Виды пролювиальных отложений, их состав и физико-механические свойства.

5. В чем заключается геологическая деятельность рек? Как об­разуются речные долины? Виды аллювиальных отложений, их состав и физико-механические свойства.

6. В чем заключается геологическая работа волн, возникающих на поверхности воды? Виды морских отложений, их состав и физико-механические свойства.

7. Объясните геологическую деятельность ледников. Как образуются ледниковые и флювиогляциальные отложения? Их состав и физико-механические свойства.

Раздел 2. ОСНОВЫ СТРУКТУРНОЙ ГЕОЛОГИИ
При изучении этого раздела, следует понять, что земная кора сос­тоит из различных по форме, прилегающих друг к другу тел, сложенных разными горными породами. Основными структурными элементами земной коры являются платформы и геосинклинали. Студент должен четко уяснить различия в их строении и развитии.

При рассмотрении форм залегания горных пород (структурных форм) необходимо помнить, что первичные структурные формы (слой, пласт и т. д.) образуются одновременно с образованием горных пород, а вторичные - возникают в результате деформации первичных структурных форм. Особое внимание следует обратить на изучение разнообразных форм складчатых и разрывных дислокаций и влияние их на условия строительства различных сооружений.

Необходимо ознакомиться с современной классификацией трещинова-тости горных пород, методами изучения трещин.

Студент должен понять значение трещиноватости горных пород для оценки их фильтрационных, прочностных и деформационных свойств.

Литература: [1,с. 49-50, 52-62]; [2,с. 52-67].


Вопросы для самопроверки
1. Объясните различия в строении земной кори в пределах плат­форм и геосинклиналей.

2. Каковы формы залегания осадочных пород? Охарактеризуйте раз­личные виды несогласий.

3. Каковы формы залеганий магматических горных пород?

4. Каковы формы залеганий метаморфических горных пород?

5. Какие основные типы складок встречаются в земной коре и их влияние на условия строительства?

6. Перечислите формы разрывных дислокации и охарактеризуйте их влияние на условия строительства в районах их развития.

7. Охарактеризуйте основные виды трещиноватости горных пород и их влияние на прочность оснований различных сооружений.

8. Какие существуют виды несогласного залегания горных пород?
Раздел 3. ОСНОВЫ ГИДРОГЕОЛОГИИ
Тема 1. Подземные воды и их режим
Подземные воды являются как важнейшим источником водоснабжения, так и одним из факторов, определяющих инженерно-геологические ус­ловия территории. В большинстве случаев подземные воды затрудняют строительство различных сооружений. Они воздействуют непосредственно на сооружения, вызывая затопление фундаментов и коммуникаций, коррозию строительных материалов, используемых для устройства подзем­ных частей сооружения (фундаментов). Подземные воды являются одной из причин, вызывающих такие геоло­гические процессы, как просадки лессовых пород, пучение, оползни, карст, суффозию и т.д., в районах развития которых строительство сооружений связано со значительными трудностями.

Следует изучить виды воды, содержащиеся в грунтах в зонах аэра­ции и насыщения, и их влияние на физико-механические свойства горных пород.

Необходимо уяснить условия образования различных типов подзем­ных вод и особенности их режима, причем особое внимание следует обратить на верховодку и грунтовые воды. Подземные воды первых от поверхности водоносных горизонтов чаще всего влияют на инженер­но-геологические условия местности.

Следует ознакомиться с методами стационарных наблюдений за режимом подземных вод, а также с составленными на основании этих наблюдений картами гидроизогипс, гидроизопьез, гидроизобат, с помощью которых можно устанавливать направление и скорость движе­ния подземных вод, глубину их залегания и другие параметры водонос­ных горизонтов.

Необходимо также рассмотреть вопросы, посвященные химическому составу подземных вод, их жесткости и агрессивности.

Литература: [1,с. 85-87, 118-134]; [2,с. 69-80, 115-117].
Вопросы для самопроверки
1. Какие виды воды находятся в грунте? Каково влияние различных видов воды на свойства грунтов?

2. Какие типы подземных вод выделяются по условиям их образования?

3. Что такое верховодка? Ее режим и влияние на условия строительства.

4. Какие воды называются грунтовыми? Объясните их образование, распространение, условия питания и влияние на условия строительства.

5. Какие межпластовые воды называются артезианскими?

6. Что такое режим подземных вод и какие факторы влияют на него? Виды и цели стационарных наблюдений за режимом подземных вод.

7. Каковы принципы составления гидрогеологических карт (гидро­изогипс, гидроизопьез, гидроизобат)? Какие задачи решают с их помощью?
^ Тема 2. Динамика подземных вод
В процессе изучения этой темы необходимо получить представле­ние о коэффициенте фильтрации как основном показателе, характери­зующим степень водопроницаемости горных пород; об основных видах и законах движения подземных вод.

Следует ознакомиться с классификацией подземных потоков и их гидродинамическими параметрами.

При изучении плоских потоков подземных вод рекомендуется рас­смотреть методы подсчета расхода при горизонтальном и наклонном залеганиях водоупора. Особое внимание необходимо обратить на усвоение полевых и лабораторных методов определения коэффициента фильтрации, методов расчета водопритока как к отдельным скважинам и котлованам, так и к взаимодействующим вертикальным и горизонталь­ным дренам.

Литература: [l, c. 134-154]; [2,с.80-95]; [5,с. 235-264]
Вопросы для самопроверки
1. Сформулируйте основной закон фильтрации и напишите его математическое выражение.

2. Методы определения коэффициента фильтрация и факторы, влияющие на его величину.

3. Какие виды подземных потоков наиболее часто встречаются при гидрогеологических расчетах?

4. Как определяют расход плоского потока при горизонтальном и наклонном залеганиях водоупоров?

5. Какие скважины (колодцы) называются совершенными?

6. Что такое радиус влияния скважины?

7. Как определяется дебит совершенных скважин в безнапорных и напорных подземных водах?

8. Какие скважины называются взаимодействующими? Объясните возможность их использования для понижения уровня грунтовых вод.

9. Какие колодцы и скважины называются поглощающими и с какой целью их применяют?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной...
Геодезия: Методические указания по изучению дисциплины студентами 1 курса очной формы обучения и задания к контрольной работе студентов...

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения выполнены в соответствии...

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания к контрольной работе для студентов специальности...
В методических указаниях представлены задания для выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconЗадания и методические указания по выполнению контрольной работы...
Информатика. Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения. –...

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Целью изучения дисциплины является повышение у студентов нефилологического профиля практического уровня владения образцовыми нормами...

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconУчебная программа, методические указания и задания к контрольной...
Статистика. Учебная программа, методические указания и задания к контрольной работе

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Приложение Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине «Психология и педагогика»

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconОсновы финансовой математики методические указания по изучению дисциплины...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов всех форм обучения

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Дисциплина связана со школьным курсом географии и обществознания. В результате освоения дисциплины студент должен

Методические указания к изучению дисциплины Инженерная геология и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальностей 29. 03, 29. 04, 29. 05, 29. 10 Краснодар iconМетодические указания составлены в соответствии с учебной программой...
Методические указания и задания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения и контрольной работы для...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов