1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания




Скачать 275.53 Kb.
Название1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер275.53 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3
1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины

изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания.
1.2 Задачи изучения дисциплины
научить идентифицировать опасные и вредные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; изучить средства и способы прогнозирования чрезвычайных ситуаций; вооружить теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности; научить прогнозировать чрезвычайные ситуации и разрабатывать грамотные решения в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения, производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения; научить выживать в экстремальных природных условиях.
В результате изучения дисциплины студент должны освоить следующие компетенции:

общекультурные (ОК):

быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
^ 1.3 Межпредметная связь

Учебная дисциплина ”Безопасность жизнедеятельности (БЖД)” – обязательна для всех специальностей и направлений. Основу научных и практических знаний в дисциплине БЖД составляют знания из учебных дисциплин: «Охрана труда», «Охрана окружающей среды», «Экологическая безопасность» и «Гражданская оборона».

Объединение курсов позволяет расширить и углубить познания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на взаимодействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; позволяет детально изучить общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях, угрожающих здоровью человека.


^ 2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

7

^ Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)


2 (72)


Аудиторные занятия:

1 (36)

1 (36)

лекции

0,5 (18)

0,5 (18)

практические занятия (ПЗ)







семинарские занятия (СЗ)

0,5 (18)

0,5 (18)

лабораторные работы (ЛР)







другие виды аудиторных занятий







промежуточный контроль







^ Самостоятельная работа:

1 (36)

1 (36)

изучение теоретического курса (ТО)

0,5 (18)

0,5 (18)

курсовой проект (работа):







расчетно-графические задания (РГЗ)







реферат

0,5 (18)

0,5 (18)

задачи







задания







другие виды самостоятельной работы







^ Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)

ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)

ЛР

зачетных единиц

(часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)

Реализуемые компетенции

1

Модуль 1.

Принципы обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

0,17 (6)

0,25 (9)




0,22 (8)

ОК-7,

ОК-15

2

Модуль 2.

Безопасность и экологичность технических систем

0,11 (4)

0,083 (3)




0,17 (6)

3

Модуль 3.

Человек и среда обитания

0,11 (4)

0,11 (4)




0,28 (10)

4

Модуль 4.

Управление безопасностью жизнедеятель-ности

0,11 (4)

0,05 (2)




0,33 (12)


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль 1. Принципы обеспечения безопасности населения

и территорий (аудиторные - 0,42 ЗЕ (15 час.); самостоятельная работа – 0,22 (8 час.)).
Раздел 1.1. Классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени, терминология, статистика. Чрезвычайные ситуации природного характера. Стихийные бедствия. Классификация опасных природных явлений. Типы природных чрезвычайных ситуаций наиболее характерных для Красноярского края. Основные принципы предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера. Принципы защиты населения.

Раздел 1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины аварий и катастроф на объектах экономики. Прогнозирование аварий и катастроф. Типы техногенных чрезвычайных ситуаций наиболее характерных для Красноярского края. Принципы защиты населения.

Раздел 1.3. Особенности аварий и катастроф на пожаро- и взрывоопасных объектах. Общие сведения о процессах горения, детонации и взрыва. Основные опасности при авариях на радиационно-опасных объектах. Мероприятия по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии. РОО, расположенные на территории Красноярского края.
Раздел 1.4. Химически опасные объекты (ХОО). Основные опасности при авариях на ХОО. Общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ при авариях на ХОО. ХОО, расположенные на территории Красноярского края.
Раздел 1.5. Чрезвычайные ситуации экологического характера. Классификация, терминология, статистика. Основные принципы предупреждения чрезвычайных ситуаций экологического характера. Принципы защиты населения.
Модуль 2. Безопасность и экологичность технических систем

(аудиторные - 0,19 ЗЕ (7 час.); самостоятельная работа – 0,17 ЗЕ (6 час.)).

Раздел 2.1. Аксиома о потенциальной опасности производственных процессов и технических средств. Нормативные показатели безопасности технических систем. Методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов.

Раздел 2.2. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Этапы экологической экспертизы. Определение предельно-допустимых или временно-согласованных токсичных выбросов (ПДВ или ВСВ). Экологический паспорт промышленного предприятия.

Модуль 3. Человек и среда обитания (аудиторные - 0,22 ЗЕ (8 час.); самостоятельная работа – 0,28 ЗЕ (10 час.)).

Раздел 3.1. Анатомо-физиологические механизмы безопасности и защиты человека от негативных воздействий. Основы физиологии труда. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности. Человек и биосфера. Антропогенное воздействие на природную среду.

Раздел 3.2. Классификация негативных факторов в системе "человек - среда обитания". Главная формула безопасности. Факторы выживания. Взаимодействие человека с окружающей средой. Способы выживания (ориентирование на местности, наземные сигналы, необходимые меры безопасности при разведении костра, способы обнаружения водоисточников, первая медицинская помощь в полевых условиях).

Раздел 3.3. Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека. Основные показатели интегрального здоровья населения. Схематический спектр биологических ответов на воздействие загрязнения окружающей среды (по данным Комитета экспертов ВОЗ). Оценка неканцерогенных токсических эффектов на основе балльной системы ранжирования, предложенной Агентством по охране окружающей среды США. Эффекты воздействия на здоровье человека неблагоприятных факторов окружающей среды. Учение о механизме передачи возбудителей. Учение о природной очаговости. Принципы гигиенического нормирования.

Модуль 4. Управление безопасностью жизнедеятельности

(аудиторные - 0,17 ЗЕ (6 час.); самостоятельная работа – 0,33 ЗЕ (12 час.)).
Раздел 4.1. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности. Охрана труда.

Раздел 4.2. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД. Комиссия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Красноярского края, ее состав, структура, характер деятельности. Федеральный закон "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Постановление Правительства и утвержденное им Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Федеральный закон «О гражданской обороне». Цели, задачи, основные положения.
3.3. Практические (семинарские) занятия




п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических (семинарских) занятий,

объем в часах

1


1.1.

Знакомство с программой читаемого курса, списком рекомендуемой литературы. Обсуждение предмета, задач дисциплины как области научных знаний, терминология предмета (ЧС, оперативная обстановка, разные типы классификаций ЧС, принципы классификации ЧС) (2 часа).

2

1.2.

Космические катастрофы. Классификация космических катастроф и их возможные последствия. Поражающие факторы. Основные принципы предупреждения чрезвычайных ситуаций данного типа. Принципы защиты населения (2 часа).

3

1.3.

Классификация и основные параметры пожаров. Способы тушения пожаров. Основы радиоэкологии (виды излучений, их проникающая способность, типы радиационного фона, ионизирующее излучение и его действие на организм, радиочувствительность критических органов, дозовые пределы). Радиационно-опасные объекты (РОО) (2 часа).


4

1.4.

Характеристика вредных и сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) (2 часа).

5

1.5.

Типы экологических чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для Красноярского края (1 час).


6

2.1

Потенциальная опасность и риск. Методы оценки опасных ситуаций. Нормативные показатели безопасности технических систем (3 час)

7

3.2.


Оказание первой медицинской помощи в разных ситуациях

(2 часа).


8

Ориентирование на местности. Способы ориентирования по солнцу, звездам и луне. Дополнительные способы ориентирования. Ориентирование с помощью компаса и карты (2 часа).


9

4.1

Основы законодательства по безопасности жизнедеятельности человека (2 часа).


В рамках интерактивных методов обучения выбраны информационные и мультимедийные технологии – электронное тестирование, просмотр и обсуждение видеофильмов по Безопасности жизнедеятельности в городской среде (2 часа).
3.4. Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрено.

3.5 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов над курсом занимает значительную часть времени, отведенного по программе на его изучение, что должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса.

Работая самостоятельно, основное внимание следует уделять важнейшим понятиям, терминам, определениям, закономерностям. Для усвоения материала целесообразно вести краткий конспект. Невыясненные вопросы должны отмечаться для последующего разбора с преподавателем во время консультаций. Работу следует начинать с подбора учебной литературы по данной дисциплине и, в первую очередь, из числа рекомендуемой. Следует иметь ввиду, что порядок изложения материала и наполняемость разделов в разных учебниках и пособиях неоднозначны, поэтому работать с литературными источниками надо внимательно.

Характеристика реализуемых в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» видов самостоятельной работы представлена в таблице ниже.

Таблица

Виды самостоятельной работы



п/п

Вид самостоятельной работы

Объем,

зачетные единицы (часы)





  1. Самостоятельное изучение теоретического материала



  1. 0,5 (18)



  1. Подготовка докладов, рефератов, презентаций и выступление с ними в часы семинарских занятий

  1. 0,5 (18)

Таблица

Темы для самостоятельного изучения с трудоемкостью и учебно- методическим обеспечением

№ Модуля дисциплины

Темы для самостоятельного изучения,

трудоемкость (часы)

Рекомендуемая литература 1

Модуль 1.

Чрезвычайные ситуации военного времени. Классификация, терминология, статистика. Характерные особенности современных войн. Краткая характеристика ядерного оружия и очага ядерного поражения, химического оружия и очага химического поражения, биологического оружия и очага биологического поражения. Основные принципы защиты населения при чрезвычайных ситуациях военного времени (8 часов).

1,3,4,6, 8,18, 32,33,34

Модуль 2.

Техногенные системы и их влияние на окружающую человека среду. Методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Мониторинг окружающей среды (6 часов).

1,2,3,4, 6,7,8

Модуль 3.

^ Связь между экологической ситуацией и здоровьем населения. Причины и типы основных патологий. Основные экологические нормативные показатели (10 часов).

9,10,11,12, 21,23, 24,25,26,27,29,

30,31,35,36

Модуль 4.

Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД (16 часов).


1,2,3,4,5,6,8,19

Примечание 1: источники нумеруются согласно списка литературы, представленного ниже.

Работа, самостоятельно выполненная студентом (подготовленные рефераты) защищается, т.е. студент должен сообщить материал в виде устного доклада, продемонстрировав тем самым свободное владение изложенным в работе материалом. Все виды заданий, выполненных студентами, должны быть оформлены надлежащим образом (см. ниже) и сданы преподавателю на бумажном и электронном носителях.

^ Требования по оформлению реферата.

Вариант выбираем любой.

Работа набирается на компьютере и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4. Ниже приведена сводная таблица основных требований.

Формат: А-4

Интервал между строками: 1,5 единицы

Количество знаков на странице (с пробелами и знаками препинания): 1800

Размер левого поля: 30 мм

Размер правого поля: 10 мм

Размер верхнего поля: 20 мм

Размер нижнего поля: 20 мм

Абзац: 5 знаков

Каждая структурная часть работы (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Страницы нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию работы).

Оформленная работа должна быть сброшюрована.

Рефераты защищаются студентами во время практических (семинарских) занятий. Презентация сообщения (материалов реферата) должна быть выполнена в программе Microsoft Power Point, объем – пять – десять слайдов.

^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Чрезвычайные ситуации природного характера:

наводнения;

землетрясения;

ураганы, цунами;

извержения вулканов;

лавины;

инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных;

поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями;
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера:

авиакатастрофы;

аварии на автотранспорте;

аварии на железнодорожном транспорте;

аварии речных и морских грузовых и пассажирских судов;

аварии на химически опасных объектах;

аварии на радиационно-опасных объектах;

аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

гидродинамические аварии;

пожары, взрывы;
Чрезвычайные ситуации экологического характера:
наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве сверх предельно допустимых концентраций;

резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере;

разрушение озонного слоя атмосферы;

исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменению условий среды обитания;

Космические катастрофы.

Социально-политические чрезвычайные ситуации.

Терроризм в современном мире.

Военные действия в городе, или что делать, когда на улицах танки.

Рак. (Причины возникновения, методы диагностики и лечения традиционные и нетрадиционные, способы профилактики заболевания, уровень заболеваемости на сегодняшний день).

Холера.

Чума.

Сибирская язва.

Клещевой энцефалит.

СПИД.

Химически опасные производства, расположенные на территории Красноярского края.

Радиационно-опасные объекты, расположенные на территории Красноярского края.

Чрезвычайные ситуации характерные для территории Красноярского края. (Характеристика возможных ЧС, прогнозируемые места возникновения ЧС, меры безопасности).

Красноярская ГЭС как объект возможного возникновения ЧС.

СДЯВ. Классификация, характеристика, техника безопасности при работе с веществом, первая помощь.

Кислоты и щелочи. Характеристика веществ. Признаки поражения. Первая помощь.

Принципы защиты населения при катастрофах природного характера.

Принципы защиты населения при катастрофах техногенного характера.

Принципы защиты населения при катастрофах экологического характера.

Принципы защиты населения при террористических актах.

Основы физиологии труда.

Силовые методы самообороны.

Психологическая и физическая подготовка к действию в чрезвычайных условиях.

Психология толпы.
Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы. Пример графика приведен в Приложении А.
3.6. Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

Представлено в Приложении В.

4 Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Основная и дополнительная литература, информационные

ресурсы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания iconОбязательная, общеобразовательная дисц-а, в которой соединена тематика...
Бжд обязательная, общеобразовательная дисц-а, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания...

1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания iconЦель дисциплины изучение опасностей в процессе жизнедеятельности...
Цель и содержание дисциплины Безопасность жизнедеятельности, ее основные задачи

1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания icon1. Единые природные комплексы, образованные организмами и средой обитания
Задание № Изучите экологические факторы среды обитания человека и заполните схему №2

1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания icon1. Цель и задачи науки бжд
Бжд – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания

1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания iconВопросы для изучения курса бжд
Бжд – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания

1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания iconЛекция Познание как философская проблема (введение в гносеологию)...
Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека, ведь чтобы успешно функционировать...

1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания iconЭкофилософия как область философского знания, исслудеющая философские...

1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания iconСамостоятельная работа всего в том числе
...

1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания iconТрадиционная Тибетская медицина
Зникновения заболеваний. Тибетская медицина затрагивает не только самого человека, но также его поведение и окружение, экологию,...

1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности и взаимодействия человека с природной, социальной и производственной средой обитания iconОбщих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь...
Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека потребность в обобщенной системе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов